Мужской клуб и коллекционеры. Музей В.А. Тропинина

in Музей/Новости 7175 views

В музее в В.А. Тропинина и художников его времени 29-го июня прошла очередная встреча Мужского клуба искусствоведов, на которой присутствовали представители сообщества журнала Summlung/Коллекция, а ведущими стали Андрей Райкин – основатель клуба и основатель и главный редактор журнала Summlung/Коллекция Алексей Сидельников. Почётными гостями были коллекционеры — представители интернет форума Фалеристика.инфо.

Музей В.А. Тропинина

Музей – благодатное место для встреч, так как сама обстановка рождает темы для дискуссий. Музей Тропинина вырос из частной коллекции, как в свое время, Третьяковка. И здесь Алексей Сидельников завел вполне логичный разговор о коллекционировании и коллекционерах. Его рассуждения, дополненные профессиональной публикой, легли в основу статьи.

Сейчас в Тропининском музее проходят две выставки «Европа – Россия. Опыт портретирования» и «Способ и образ». Обе выставки интересны для коллекционеров. Особенно приятно, что рассказал о выставках и о коллекции музея Владимир Богачёв — покоривший слушателей и дополнивший своим рассказом дружескую атмосферу встречи.

Заслуженный работник культуры РФ Владимир Богачёв (из архива Sammlung/Коллекция. Фото Андрея Лобанова)

Часто ли коллекционерам предоставляется возможность работы в музее? Об этом нужно подумать. Хотя мы помним, что

«Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью».

Ираклий Андроников

«Опыт портретирования» интересная выставка, представившая работы живописцев различных европейских школ: австрийской (Г.-К. Преннер, И.-Б. Лампи старший, Л. Гуттенбрунн), английской (Р. Бромптон), французской (Л. Каравак, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, А.-Ф. Ризенер, П. Барбье, С. Шерадам), немецкой (Ф.-Г. Баризьен, Г. Бухгольц, Г.-Ф. фон Кюгельхен, Ф. Кюнель), итальянской (П. Ротари, Дж.-Б. Дамон Ортолани), польской (К. Рейхель). Два зала с таким набором имён!

Музей В.А. Тропинина
МТ КП-582 Рокотов Ф.С. Картина Портрет императрицы Екатерины II
МТ КП-1456 Неизвестный западноевропейский художник первой трети XIX века Картина Портрет Евгения Богарне

Но «Способ и образ» — настоящее попадание в интерес большинства присутствовавших коллекционеров.

Это не значит, что одно хуже, а другое лучше — просто зрители «Опыта» не смогли прийти на мероприятие в должном количестве. Но у них ещё есть время до 19 августа (билет нужно заказать через Интернет). 

О необходимости понимания разницы между коллекционерами и собирателями  в сегодняшнем времени говорим последние десять лет, постоянно сталкиваясь с примерами, это подтверждающими. Хотя есть и противоположное мнение об их полной идентичности, вернее о том, что слова просто являются синонимами (в частности происхождение слова собирать от английского Collect — коллекционировать.

Собирательство многие годы было синонимом коллекционирования. Однако сейчас можно с уверенностью говорить о расхождении этих понятий. Да, собиратели встречались часто. Да, собирателями назывались коллекционеры прошлых времён. И это были известнейшие люди захваченные своими увлечениями и отдававшие им много времени. Но и тут мы сталкиваемся с тем, что одни собиратели собирали чтобы делиться красотой коллекции, знаниями, а многим это не приходило в голову или они отвергали саму возможность распространения знаний о коллекции, не предоставляли допуск для её изучения и даже сами не давали себе отчёт, что они лишь на время стали владельцами имеющихся у них предметов. И именно владение предметами без какого-либо изучения, систематизации, чёткого плана (можно и сказать, художественного плана!), собрание «от объёма» не дают возможность поставить знак равенства.

Конечно, вопрос очень зыбкий, но хотелось чтобы вы, если не поняли, то почувствовали, что разница всё же существует.

Кандинский рассуждал о том, что человеку хочется выразиться в искусстве и коллекционер сумел выразиться созданием коллекции, проникнутой единой мыслью, глубиной познания разных предметов, оформленных согласно общей идее. Подражая Ивану Ефремову можно сказать, что

Коллекционер собирает разбитую вазу из разрозненных черепков, любуясь узорами на каждом из них.

Коллекционер для коллекции ставит во главу угла не количество предметов, а только их качество, подкреплённое знаниями о них и чёткой необходимостью наличия в коллекции.

Количество не является показателем качества коллекции. Количество — показатель возможностей изучения, понимания, интерпретации, сравнения. Часто количество может быть вредным, как для самих предметов, так и для того, кто им увлёкся, во вред качеству задачи — создания коллекции.

Нужно различать количество предметов и полноту коллекции — это разные вещи.

Коллекция напрямую связана с личностью коллекционера, который хранит и развивает идею, сплачивающую предметы, изучает, систематизирует и, часто, полученные знания оформляет для передачи другим коллекционерам, в т.ч. заинтересовывая (практически вербуя) новых коллекционеров. А иной коллекционер-популяризатор, способен заинтересовать и не коллекционера, и это важно!

Коллекционер собирает не объём, а предметы, подкрепляя их знаниями. Лично прочувствованное восприятие какого-либо события «иллюстрируется» приобретаемым в коллекцию предметом, либо через всю коллекцию или выбранную коллекционную тему.

Известные коллекционеры нашей страны разного времени: Алексей Александрович Бахрушин, Исаак Израилевич Бродский, Генрих Афанасьевич Брокар, Сергей Петрович Виноградов, Феликс Евгеньевич Вишневский, Георгий Дио­ни­со­вич Костаки, Алексей Викулович Морозов, Иван Абрамович Морозов, Илья Семёнович Остроухов, Павел Михайлович Третьяков, Сергей Михайлович Третьяков, Соломон Абрамович Шустер, Дмитрий Иванович Щукин, Иван Иванович Щукин, Пётр Иванович Щукин, Сергей Иванович Щукин. И это далеко не все!

Музей В.А. Тропинина

Коллекционирование — это последовательность нескольких шагов.

Реакция увлечения — «хобби-реакция».

Хобби у взрослых могут быть и могут отсутствовать Для подросткового возраста увлечении составляют важнейшую черту. Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. К сожалению, проблема увлечений остается ещё мало освещенной в современной психологической литературе.

С нашей точки прения, увлечения составляют особую категорию психических феноменов структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами — с другой в отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством заработка.

Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограничены. Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка — наиболее частые увлечения в 60-х и 70-х годах у подростков мужского пола. Но наряду с ними приходится встречать самые неожиданные хобби.

А.Е. Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков»

Первая заинтересованность, внимание, приобретение разных несвязанных вещей (так женщины делятся на тех кто покупает красивое и нужное, и на тех, кто покупает красивое и нужное, но как комплект или как предмет дополняющий уже имеющиеся предметы до комплекта), для коллекционера-новичка это будет период силлогомании — накопления, нахождение своего пути, поиск информации, уменьшение разброса интересов, а потом новичок избавляется от лишнего, получая полезные практические навыки продажи и покупки, выбора необходимого и умения воздержаться от приобретения. Но собиратель, конечно, не хватает всё подряд. Но он собирает более «плоско», а потом он «хвастается» предметом, а не знанием о предмете — он просто не может подкрепить предмет знаниями.

И коллекционеры в большей степени, чем собиратели, обладают творческой жилкой.

Но и коллекционирование и собирательство — своего рода эскапизм, как и многие другие увлечения.

Коллекционеры и собиратели создают общую коллекционную среду.

Ни коллекционер, ни собиратель не являются бездумными накопителями предметов.

Цель коллекционирования в удовлетворении потребности самовыражения посредством обладания рядом тематически подобранных в систематизированную коллекцию предметов и знаний о них. А также пропаганда коллекционирования, часто неосознанная.

С философской точки зрения любое коллекционирование — не ординарное занятие и можно попробовать вывести закономерность.
Вид коллекционирования можно условно назвать формой, а вот предметы — содержанием. И форме без разницы ценность Предмета, его стоимость и даже редкость. Форма определяет направление коллекции. А вот что и как будет — каково её содержание, — решает коллекционер.

Для коллек­ционера реальность много­гранно едина (конечно, как и для многих других занятий, но есть разница). Пред­ставьте, что объек­тив­ное, фи­зи­ческое, субъек­тивное, социаль­ное, эсте­тичес­кое, куль­туро­логи­ческое сли­вают­ся и вос­при­ни­мают­ся через опреде­лённый пред­мет, ко­торый только будет внесён в коллекцию.

Музей В.А. Тропинина
Музей В.А. Тропинина

Как правильно отметили присутствующие на встрече, процесс коллекционирования зависит от ряда условий: душевный склад, воспитание, культура, семья, личное время, финансы, возможность общения, хранения, получения знаний, покупки, продажи, обмена и др. вплоть до государственных решений и состояния. Изменение этих показателей приводит к изменению коллекции и, самое главное, желания коллекционировать или желания продолжать коллекционировать.

Бесконечная тема коллекционирования раскрывается новыми гранями, обрастает историями, открытиями и настоящим восторгом. Каждая встреча коллекционеров – повод для интереснейшего рассказа о предметах, авторах, явлениях культуры и истории. И следующие заседания мужского клуба искусствоведов предоставят нам такую возможность.

Музей В.А. Тропинина

Благодарим всех сотрудников музея за приём и содействие в организации встречи!

Особая благодарность Ольге Журавлёвой и Анне Поповой! Спасибо!

Андрей Райкин
Алексей Сидельников
Андрей Лобанов
Редкое фото: фотограф Андрей Лобанов

О музее (с сайта Музея В.А. Тропинина)

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, созданный на основе частного собрания известного коллекционера и исследователя русской живописи Феликса Евгеньевича Вишневского, был открыт 11 февраля 1971 году.

На тот момент коллекция произведений русского искусства 18-19 вв. насчитывала около 300 единиц. Вместе с личной коллекцией городу Москве был дарован дом с мезонином, в котором размещается наш музей – историко-архитектурный памятник XIX века: один из немногих сохранившихся до сегодняшнего дня образцов купеческих усадеб Замоскворечья.

На сегодняшний день собрание музея насчитывает около 3000 единиц живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Большинство произведений создано в период первой трети XVIII — середины XIX века.

Музей обладает одним из самых значительных собраний произведений В.А. Тропинина — основоположника «московской школы» живописи, любимого портретиста Москвы первой половины XIX века, а также работ выдающихся художников прошлого: И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, С.Ф. Щедрина, С.С. Щукина и др.

Музей В.А. Тропинина
Музей В.А. Тропинина
Музей В.А. Тропинина

 

МТ КП-349 Тропинин В.А. Картина Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль
МТ КП-535 Тропинин В.А. Картина ‘Кружевница’. Девушка плетущая кружева

Мужские разговоры об искусстве

Способ и образ (Музей Тропинина)

Охотники за искусством

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Фарфор Инны Олевской

Чуть больше четырёх лет назад мы подготовили этот материал на персональной выставке

Юрий Пименов

Третьяковская галерея 7-го сен­тяб­ря пред­ста­ви­ла вы­став­ку ра­бот Юрия Пиме­нова (13 (26) нояб­ря 1903 — 6 сентября 1977).
Перейти К началу страницы