В Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка диапозитивов, выполненных шведским военным К.Э. Берггреном. На выставке демонстрируются редкий комплекс из 108 раскрашенных вручную диапозитивов с видами Москвы и других регионов Российской империи, созданных в начале XX века. Также можно увидеть отпечатки с диапозитивов, выполненные в увеличенном формате. Эта частная коллекция, принадлежащая галерее «Диалог».
«Цветные осколки империи».
Диапозитивы Карла Элофа Берггрена
Коллекция, приобретённая в Швеции в 2009 году, не была аннотирована: не сохранилось указаний на авторство и место съёмки, а также пояснений о запечатлённых сценах и объектах. Диапозитивы отличались широтой охвата тем дореволюционной жизни России и богатством деталей быта разных слоёв общества. Все это, казалось, позволяло предполагать авторство ранее неизвестного талантливого русского фотолюбителя. Им же оказался шведский военный Карл Элоф Берггрен. Бóльшая часть фотоизображений была выполнена им в конце 1900-х — начале 1910-х годов. В отличие от выхолощенных кадров фотографов-профессионалов, для диапозитивов Берггрена характерна особая манера съёмки: непосредственность впечатления, подчас спонтанность репортажных кадров, снятых в путешествиях, и некоторая случайность стаффажных фигур. Все это рождает у зрителя ощущение подлинности и правдоподобия зафиксированной реальности, дарит эмоциональный контакт и даже создаёт эффект подсматривания за настоящей, но исчезнувшей жизнью.
Тот факт, что империя снята накануне гибели, заставляет нас вглядываться в изображения с особым интересом. На хрупком носителе зафиксированы общество и уклад жизни, трансформированные спустя несколько лет ужасами мирового конфликта, сметённые катастрофой революции и гражданской войны. Сюжеты представленных на диапозитивах изображений чрезвычайно разнообразны. Особый интерес представляют многочисленные цветные виды Москвы 1900-х годов. Они составляют почти половину коллекции. Знание Москвы и интерес к её древностям и колоритной повседневной жизни позволяют предположить, что К. Э. Берггрен жил в городе какое-то время и многократно в него возвращался. В архиве сохранились панорамные съёмки с колокольни Ивана Великого, виды Кремля и Москвы-реки, изображения многих достопримечательностей. Точные кадры архитектуры соседствуют с непосредственными картинами городского быта.
Часть архива повествует о крымских достопримечательностях и сохранила необычные свидетельства быта крымских татар. Чрезвычайно интересна серия диапозитивов с видами недавно завоеванного Туркестанского края, которая включает также изображения жителей и древних построек Самарканда и Бухары. Ещё одну группу составляют примечательные виды Кавказских гор, Тифлиса и Мцхеты и портреты местных жителей. Отдельные диапозитивы запечатлели прелесть деревни и непосредственный рассказ о традициях русской свадьбы.
Кадровый шведский офицер — К.Э. Берггрен служил в миссии шведского Красного Креста на территории Российской империи около 10 лет. Он был влюблён в страну, хорошо владел русским языком и много путешествовал, открывая и исследуя окраины Российской империи. Он пересекал империю от Санкт-Петербурга до Чёрного моря, от Урала до Самарканда и Бухары. Биография военного, уточненная по шведским архивам, скупа, полна белых пятен и не объясняет множество совершённых увлекательных и экзотических поездок, возможно, связанных с Российским обществом Красного Креста. Автор диапозитивов совсем не обычный для начала XX века турист: по характеру любопытный и лёгкий на подъём, он обладал внимательным и цепким взглядом фотографа. Его привлекали сюжеты отчасти этнографические и нетривиальные для иностранца. В его объектив всегда попадали люди, их повседневные занятия, колоритная уличная жизнь. Будучи энтузиастом фотографии, во время своих поездок он создал настоящую фотолетопись жизни России начала XX века.
Как офицеру, К. Э. Берггрену чрезвычайно интересны военные и различные аспекты их жизни. Дух времени между Русско-японской и Первой мировой войнами передает съёмка солдат на марше в заснеженном крае, на железнодорожных станциях при переброске войск. В московской жизни автора особенно интересуют военные парады и маневры на Театральной и Воскресенской площадях, кавалерийские эскадроны и гренадерские части пехоты, артиллерийские батареи и импозантные дворцовые гренадеры. Небольшая серия рассказывает о жизни Сумского полка — кавалеристов, квартировавших в Москве.
Диапозитивы — позитивные фотографические картины на стекле — редкая техника светописи. Технология их создания отличалась сложностью тиражирования и просмотра в руках небольшого стекла. Однако они прекрасно подходили для «волшебного фонаря» — проекционного аппарата, с помощью которого изображение показывалось на экране в увеличенном формате. Эти фотографические образы соответствуют бурному темпераменту нового века с урбанизацией, быстрым техническим прогрессом, тягой к странствиям и зарождающимся массовым туризмом. Возникшие благодаря жажде знаний и впечатлений, диапозитивы являются зримым воплощением стремления образованной части общества к иной визуальной культуре — нестатичной и цветной, к изображениям, которые можно не только наблюдать, но и создавать самим.
Диапозитивы К. Э. Берггрена, совместили фотографическую и проекционную технологии с изобразительным искусством. Большая часть изображений в архиве раскрашена самим автором. Умело и точно добавленный цвет делает коллекцию уникальной и придает дополнительную привлекательность при просмотре.
Авторских изображений для «волшебного фонаря» с видами России до нашего времени сохранилось чрезвычайно мало. Они отсутствуют в музейных собраниях. Редкость подобных диапозитивов в России объясняется как хрупкостью самого носителя, так и особенностью частных изображений как семейных артефактов, традиционно не ценимых потомками. Русский комплекс снимков, сбереженный в Швеции, долгое время входил в личный архив, затем хранился как часть семейной истории. Теперь, по прошествии ста лет, приобретя историческое и художественное значение, он впервые демонстрируется публике.
Выставка работает в Москве в зале «Аптекарский приказ» Музея архитектуры до 16 мая.
К выставке издан полный каталог коллекции, снабжённый значительным исследовательским материалом.
К выставке подготовлен цикл лекций, будут проводится кураторские экскурсии.
Анастасия Васильченко составитель книги «Цветные осколки империи. Диапозитивы К.Э. Берггрена» и научный консультант выставки
Михаил Прозоров, куратор и директор галереи «Диалог»: «Диапозитивы были мною приобретены более 10 лет назад в Швеции. И хотя эта коллекция отличается от произведений искусства, которые я коллекционирую, она меня поразила: диапозитивы казались тонкими осколками времени и пространства, границы которых были значительно шире самого кадра. Меня заинтересовала необычная технология, цельность коллекции и, конечно, цвет, точнее его присутствие на этих кадрах. Набор кадров выстраивался для меня в цельный нарратив о времени, о котором известно много фактов и мало деталей.
Прошло много времени и потребовалось тщательное изучение материала, прежде чем родилась идея выставки и книги. Но, чем больше я смотрел на события нашей истории через цветное стекло диапозитивов К.Э. Берггрена, тем больше мне хотелось сделать их доступными широкой публике, чтобы зритель мог стать соучастником этих событий».
Отметим, что говоря о выставке, кроме самих диапозитивов, нужно отметить серьёзную инженерную работу. Увеличенные фотографические изображения выполнены в технике цифровой печати на музейной акварельной бумаге. Особый эффект придаёт направленный кадрированный музейный свет, который создаёт впечатление внутреннего освещения изображения, подчёркивающий цветовую гамму подлинного диапозитива. А также диапозитивы расположены в горизонтальных витринах. Всё оборудовано внутренней подсветкой, которая совершенно не искажает цветовую гамму и аккуратно создаёт притягательность экспозиции. Это очень не простая и не дешёвая работа, как технических специалистов, так и тех, кто придумал организовать зал именно таким образом.
Особая благодарность Лидии Тарасовой (Галерея Диалог),
за внимание и любезную помощь!
Материал подготовили Алексей Сидельников и Михаил Тренихин
Способ и образ (Путь от картины к фотографии, музей Тропинина)
Свобода. Равенство. Братство в ГИМ
Портрет генерала Чаплица в Третьяковской галерее
_________________