Цветные осколки империи

in Музей/Фотографии 7914 views

В Государственном музее ар­хи­тек­ту­ры им. А.В. Щу­се­ва от­кры­лась выс­тав­ка диа­по­зи­ти­вов, вы­пол­нен­ных швед­ским воен­ным К.Э. Берг­гре­ном. На вы­став­ке де­мон­ст­ри­руют­ся ред­кий комп­лекс из 108 рас­кра­шен­ных вруч­ную диа­по­зи­ти­вов с видами Москвы и других регионов Российской империи, созданных в начале XX века. Также можно увидеть отпечатки с диапозитивов, выполненные в увеличенном формате. Эта частная коллекция, принадлежащая галерее «Диалог».

«Цветные осколки империи».
Диапозитивы Карла Элофа Берггрена

Цветные осколки империи. Выставочный зал

Коллекция, приобретённая в Швеции в 2009 году, не была аннотирована: не сохранилось указаний на авторство и место съёмки, а также пояснений о запечатлённых сценах и объектах. Диапозитивы отличались широтой охвата тем дореволюционной жизни России и богатством деталей быта разных слоёв общества. Все это, казалось, позволяло предполагать авторство ранее неизвестного талантливого русского фотолюбителя. Им же оказался шведский военный Карл Элоф Берггрен. Бóльшая часть фотоизображений была выполнена им в конце 1900-х — начале 1910-х годов. В отличие от выхолощенных кадров фотографов-профессионалов, для диапозитивов Берггрена характерна особая манера съёмки: непосредственность впечатления, подчас спонтанность репортажных кадров, снятых в путешествиях, и некоторая случайность стаффажных фигур. Все это рождает у зрителя ощущение подлинности и правдоподобия зафиксированной реальности, дарит эмо­циональный контакт и даже создаёт эффект подсматривания за настоящей, но исчезнувшей жизнью.

Цветные осколки империи. Каталог

Тот факт, что империя снята накануне гибели, заставляет нас вгля­дываться в изображения с особым интересом. На хрупком носителе зафиксированы общество и уклад жизни, тран­сфор­ми­рованные спустя несколько лет ужасами мирового конфликта, сметённые катастрофой револю­ции и гражданской вой­ны. Сюжеты пред­ставлен­ных на диапозити­вах изображений чрез­вычайно разнообразны. Особый интерес представляют мно­гочисленные цветные виды Москвы 1900-х годов. Они составляют почти половину коллекции. Знание Москвы и интерес к её древностям и колоритной повседневной жизни позволяют предположить, что К. Э. Берггрен жил в городе какое-то время и многократ­но в него возвращался. В архиве сохранились панорамные съёмки с колокольни Ивана Великого, виды Кремля и Мос­квы-реки, изображения мно­гих до­сто­при­ме­ча­тель­ностей. Точ­ные кадры архитектуры соседствуют с непосредственными карти­нами городс­кого быта.

Цветные осколки империи. Москва
Цветные осколки империи. Москва
Цветные осколки империи. Москва

Часть архива по­вествует о крым­ских до­сто­при­мечательностях и сохранила необычные свидетельства быта крымских татар. Чрез­вычайно интересна серия диапозитивов с видами недавно завоеванного Тур­кестанского края, которая включает также изображения жителей и древних построек Самарканда и Бухары. Ещё одну группу составляют примечательные виды Кавказских гор, Тиф­лиса и Мцхеты и портреты местных жителей. Отдельные диапозитивы запечатлели пре­лесть деревни и непосредственный рассказ о тра­дициях русской свадьбы.

Цветные осколки империи. Москва и окрестности. Русская деревня
Цветные осколки империи. Москва
Цветные осколки империи. Москва

Кадровый шведский офицер — К.Э. Берггрен служил в миссии шведского Красного Креста на территории Российской империи около 10 лет. Он был влюблён в страну, хорошо владел русским языком и много путешествовал, открывая и исследуя окраины Российской империи. Он пере­секал империю от Санкт-Петербурга до Чёрного моря, от Урала до Самар­канда и Бухары. Био­графия военного, уточненная по шведским архивам, скупа, полна белых пятен и не объясняет множество совершённых увлекательных и экзо­тических поездок, возможно, свя­занных с Российским обществом Красного Креста. Автор диапозитивов совсем не обычный для начала XX века турист: по характеру любо­пытный и лёгкий на подъём, он обладал внимательным и цепким взглядом фотографа. Его привлекали сюжеты отчасти этно­графические и нетривиальные для иностранца. В его объектив всегда попадали люди, их повседневные занятия, коло­ритная уличная жизнь. Будучи энтузиастом фотографии, во время своих поездок он создал настоящую фотолетопись жизни России начала XX века.

Цветные осколки империи. Южный Урал. Туркестан

Как офицеру, К. Э. Берггрену чрезвычайно интересны военные и различные аспекты их жизни. Дух времени между Русско-японской и Первой мировой войнами передает съёмка солдат на марше в заснеженном крае, на железно­дорожных станциях при пере­броске войск. В мос­ковской жизни автора особенно интересуют военные парады и ма­невры на Театральной и Воскресенской пло­щадях, кавалерийские эскадроны и грена­дерские час­ти пехоты, артил­лерийские батареи и импозантные дворцовые гренадеры. Небольшая серия рассказывает о жизни Сумского полка — кавалеристов, кварти­ровавших в Москве.

Цветные осколки империи. Крым. Кавказ

Диапозитивы — позитивные фото­гра­фи­ческие картины на стекле — редкая техника светописи. Технология их создания отличалась сложностью тиражирования и про­смотра в руках небольшого стекла. Однако они прекрасно подходили для «волшебного фонаря» — проекционного аппарата, с по­мощью которого изображение показывалось на экране в уве­личенном формате. Эти фотографические образы со­ответ­ствуют бурному темпераменту нового века с урбанизацией, быстрым тех­ническим прогрессом, тягой к странст­виям и зарождающимся массовым туризмом. Возникшие благодаря жажде знаний и впе­чатлений, диапозитивы являют­ся зримым воплощением стремления образованной части общества к иной ви­зуальной культуре — не­ста­тичной и цвет­ной, к изобра­жениям, которые можно не только на­блюдать, но и создавать самим.

Цветные осколки империи. Солдаты империи

Диапозитивы К. Э. Берггрена, совместили фотографическую и проекционную технологии с изобразительным искусством. Большая часть изображений в архиве раскрашена самим автором. Умело и точно добавленный цвет делает коллекцию уникальной и придает дополнительную привлекательность при просмотре.

Авторских изображений для «волшебного фонаря» с видами России до нашего времени сохранилось чрезвычайно мало. Они от­сутствуют в музейных собраниях. Редкость подобных диа­позитивов в России объясняется как хрупкостью самого носителя, так и осо­бенностью частных изображений как семейных арте­фактов, тради­ционно не ценимых потомками. Русский комплекс снимков, сбе­реженный в Швеции, дол­гое вре­мя входил в личный архив, затем хранился как часть семейной истории. Теперь, по прошествии ста лет, при­обретя исто­рическое и художественное значение, он впервые де­монстрируется публике.

Цветные осколки империи

Выставка работает в Москве в зале «Аптекарский приказ» Музея архитектуры до 16 мая.

К выставке издан полный каталог коллекции, снабжённый значительным исследовательским материалом.

К выставке подготовлен цикл лекций, будут проводится кураторские экскурсии.

Анастасия Васильченко

составитель книги
«Цветные осколки империи. Диапозитивы К.Э. Берггрена»
и научный консультант выставки

Михаил Прозоров, куратор и директор галереи «Диалог»: «Диапозитивы были мною приобретены более 10 лет назад в Швеции. И хотя эта коллекция отличается от произведений искусства, которые я коллекционирую, она меня поразила: диа­позитивы казались тонкими осколками времени и пространства, границы которых были значительно шире самого кадра. Меня заинтересовала необычная технология, цельность коллекции и, конечно, цвет, точнее его присутствие на этих кадрах.  Набор кадров выстраивался для меня в цельный нарратив о времени, о котором известно много фактов и мало деталей.

Прошло много времени и потребовалось тщательное изучение материала, прежде чем родилась идея выставки и книги. Но, чем больше я смотрел на события нашей истории через цветное стекло диапозитивов К.Э. Берггрена, тем больше мне хо­телось сделать их доступ­ными широкой публике, чтобы зритель мог стать соучастником этих событий».

Кураторы выставки Лидия Тарасова, Арт-директор Галереи Диалог и Михаил Прозоров, основатель Галереи Диалог

Отметим, что говоря о выставке, кроме самих диа­позитивов, нужно отметить серьёзную инженерную работу. Уве­личенные фотографические изо­бражения вы­полне­ны в технике циф­ровой печати на музейной акварельной бумаге. Особый эффект придаёт на­правленный кад­рированный му­зейный свет, который создаёт впечатление внутрен­него освеще­ния изображе­ния, под­чёркивающий цве­товую гамму подлинного диапозитива. А также диапозитивы расположе­ны в гори­зонтальных витринах. Всё обору­довано внут­ренней подсветкой, которая совершенно не искажает цветовую гамму и аккуратно создаёт притягательность экспозиции. Это очень не прос­тая и не дешёвая работа, как технических специалистов, так и тех, кто придумал организовать зал именно таким образом.

Цветные осколки империи. Слай­ды со звуком: перещёлкивание изображения — идея вы­глядит очень стильно
Цветные осколки империи
Цветные осколки империи
Цветные осколки империи
Любовь Пуликова, Татьяна Удрас, Анастасия Васильченко, Михаил Тренихин, Александра Герасимова (Стёпина)

Особая благодарность Лидии Тарасовой (Галерея Диалог),
за внимание и любезную помощь!

 

Материал подготовили
Алексей Сидельников и Михаил Тренихин

Коллекционирование фотографий

Способ и образ (Путь от картины к фотографии, музей Тропинина)

Свобода. Равенство. Братство в ГИМ

Портрет генерала Чаплица в Третьяковской галерее

_________________

Обсудить материал на форуме >>> 

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы