Графика первой половины XIX века из частных собраний

in Музей 3240 views

Музей В.А. Тропинина и мос­ковских ху­дож­ни­ков его вре­мени пред­став­ляет гра­фи­чес­кие ра­бо­ты из кол­лек­ций чле­нов Клу­ба кол­лек­цио­не­ров гра­фи­ки: 74 гра­фи­чес­ких ра­бо­ты из 17 част­ных со­бра­ний ори­ги­наль­ной гра­фи­ки, соз­дан­ных мас­те­ра­ми вто­рой по­ло­ви­ны XVIII — на­ча­ла XX в., среди которых имена известных художников Ипполита Белланже, Фёдора Бруни, Александра и Карла Брюлловых, Владимира Гау, Карла Кольмана, Александра Ор­лов­ского, Жана Огюста Доминика Энгра и других.

Графика первой половины XIX века хрупка, её нельзя экспонировать слишком долго. Два века назад некоторые из представленных на выставке произведений принадлежали венценосным и дворянским семьям, лежали в папках с эскизами или украшали кабинеты на манер современных фотографий.

Гау Владимир Иванович (1816–1895) Портрет М.Ф. Петрово-Соловово. 1848 год. Собрание Е. Крыловой
  • Гау Владимир Иванович (1816–1895) Портрет М.Ф. Петрово-Соловово. 1848 год. Михаил Фёдорович Петрово-Соловово (1813-1885/1887) – представитель старинного ари­стокра­тическо­го рода. В 1833 вы­пущен из Школы гвардейских юнкеров и под­прапор­щиков в Кавалер­гардский полк. В 1848 вышел в отставку с производст­вом в пол­ковники. В том же году женился на Е.В. Сухово-Кобылиной, сестре писателя. В 1850 – сверхштатный чиновник Почтового де­партамента без со­держания. Собрание Е. Крыловой

Отдельные работы Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Александра Орловского, Тараса Шевченко и Энгра из частных собраний выставляются впервые или после долгого перерыва, как акварельный портрет княгини А. И. Лопухиной работы Карла Брюллова из коллекции Степана Вишневского.

  • Брюллов Карл Павлович (1799–1852) Портрет светлейшей княгини А.И. Лопухиной. 1833 год. Авторский вариант портрета, происходящий из собрания свет­лейшего князя Н.П. Лопу­хина-Демидова (1836-1910), хранится в частном европейском собрании. Светлейшая княгиня Анна Ивановна Лопухина, рождённая Жанетта Каролина Шарлотта фон Венкстерн (1786-1869) – супруга светлейшего князя П.П. Лопухина. Кава­лерствен­ная дама ордена Св. Екатерины (1816). Соб­рание С. Вишневского

Провенанс экспонатов может быть предметом отдельного разговора. Часть рисунков происходит из коллекции великой княгини Ольги Николаевны, неаполитанского королевского дома, знаменитого танцовщика и хореографа Сержа Лифаря. Особого внимания заслуживают обнаруженные в частных собра­ниях работы Джорджа Папендика и Иоганна Эрхарда, пропавшие во время Второй Мировой войны из Бременского Кунстхалле. Кол­лекционеры готовы пере­дать вещи законному владельцу после пере­говоров всех заинте­ресован­ных сторон, но важно, что уже сейчас предметы снова введены в научный и культурный оборот.

  • Папендик (Papendiek), Джордж Эрнест (1788-1835) Летний пейзаж. 1-я треть XIX века. Происхождение: Бременская картинная галерея (Kunsthalle Bremen) (до 1945); собрание Игоря Васильевича Качурина (1931-1984). Частное собрание

  • Эрхард (Erhard), Иоган Кристоф (1795-1822) У сельского домика. 1817 год. Происхождение: собрание врача Иогана Фридриха Лахманна (Lahmann) (?-1937), Германия; Бременская картинная галерея (Kunsthalle Bremen)(до 1945). Собрание М. Сеславинского

Графические работы в пушкинскую эпоху были для большинства дворянских и купеческих семей доступнее живописных. Одни рисунки более архаичные, другие выполнены в русле больших стилей эпохи. Кроме того, портреты запечатлевают моду, согласно которой герой одевался, причёсывался, держал себя. Так, Григория Михайлова на портрете Брюллова издалека можно принять за Михаила Лермонтова. Этого живописца обучил и выкупил из крепостных Алексей Венецианов.

  • Брюллов Карл Павлович (1799–1852) Портрет художника Г.К. Михайлова. 1838-1842 годы. Слева внизу: «Портрет Г.К. Михайлова раб. Брюлова». Григорий Карпович Михайлов (1814-1867) – живописец. Родился в Твери в семье крепостного. Учился у А. Венецианова, который собрал деньги на освобождение Михайлова. В 1836-1842 обучался в классе исторической живописи у К. Брюллова. С 1861 – адъюнкт-профессор. В 1862 переехал в Эстляндию. Умер в замке Фалль под Ревелем. Изображён в мундире ученика Императорской Академии художеств. Собрание С. и Т. Подстаницких

Можно выделить портрет Наполеона II, «Орлёнка», который известен гораздо меньше, чем его отец. Болезненный мальчик мечтал повторить подвиги великого завоевателя, но умер в 21 год от туберкулеза. Интересен портрет крестьянки графа Шувалова Татьяны Абрамовой работы Павла Федотова. Модель изображена расслабленной, с редким для эпохи реализмом переданы её возраст и темперамент. Возможно, постоянно нуждавшийся художник просто попросил свою квартирную хозяйку ему попозировать.

  • Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Портрет Т. Абрамовой. Середина 1840-х годов. Собрание Л. Агафоновой

На выставке представле­ны само­стоя­тель­ные гра­фиче­ские произ­веде­ния, эскизы и пло­ды досуга. В послед­нем случае инте­ресно отме­тить про­фессиона­лизм «Наброс­ков восточ­ных муж­чин» князя Григория Гагарина.

Князь Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893) Наброски фигур восточных мужчин. 1840-е годы. Собрание Е. Жаркова
  • Князь Гагарин Григорий Григорьевич (1810-1893) Наброски фигур восточных мужчин. 1840-е годы. Собрание Е. Жаркова

Рисунки и акварели времён правления императоров Александра I и Николая I были вожделенным ма­териалом для оте­чественных кол­лекционеров в течение всего XX века и продолжают оставаться предметом «охоты» за искусством. Считается, что графика оформилась в отдель­ный жанр как раз к середине XIX века, но она всегда не­зримо присут­ствовала среди «боль­ших» жанров исторической живописи, портрета, на­тюрморта и пейзажа, так как все ху­дожники, прошедшие школу Академии художеств того времени, обучались ри­сунку и акварели в обяза­тельном порядке. Но только в начале XX века деятельность художественного объединения «Мир искусства» и кружка, сформировавшегося вокруг журнала «Старые годы», заронила в умы русского просве­щённого общества стойкий интерес к изобразительному искусству первой половины XIX столетия.

  • Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры города Москвы, кандидат исторических наук 
  • Ольга Журавлёва, директор «Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени»
  • Сергей Подстаницкий, коллекционер, эксперт

Клуб коллекционеров графики объединяет знатоков, которые нередко сами определяют авторство попавшей к ним работы, исследуют её историю. Подчас это требует не только квалификации, энциклопедических знаний, «насмотренности», времени и затрат, но и навыков детектива.

Галактионов Степан Филиппович (1778 или 1779 – 1854) Дача графа Лаваля на Аптекарском острове в Петербурге. 1810-е годы. Бумага, сепия, тушь, перо; 21 х 28,3 см. На листе филигрань «J.Whatman 1805». Изображена дача графа Лаваля на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге, построенная в 1810 году по проекту Жана Франсуа Тома де Томона и утраченная в ХХ веке. Происхождение: из альбома Екатерины Михайловны Рибопьер (1788-1872). Собрание С. Степанова

На работе Степана Галактионова можно увидеть Английский дворец в Петергофе, полностью уничтоженный во время Второй Мировой войны. Ещё одна находка — портрет героя войны 1812 года графа Вальмоден-Гимборна работы Мориса Даффингера с его автографом. До этого единственным известным его изображением был портрет работы Джорджа Доу в Военной галерее Зимнего дворца.

  • Даффингер (Daffinger), Морис Михаэль (1790-1849) Портрет графа Л.Г.Т. Вальмоден-Гимборна. 1837 год. Слева внизу: «Daffinger». Под изображением — автограф портретируемого: «9 Mai 37 Wallmoden». Граф Людвиг Георг Теодор Вальмоден-Гимборн (1769–1862) — видный военный деятель, происходил из древнего нижнесаксонского рода. Обучался в Карловой школе Штутгарта и поступил лейтенантом в ганноверский лейб-гвардии полк. В 1790 перешёл на прусскую службу и принял участие в коалиционной войне 1792–1797 (в 1794 награждён орденом «За заслуги»). 18 марта 1813 был принят в российскую службу с чином гене­рал-лей­тенанта, вскоре ему были подчинены Рос­сийско-гер­манский легион и казачьи отряды В.К.Ф. Дернберга, Ф. Теттенборна и А. Чернышова, а затем — и все опол­ченческие фор­мирования в Северной Германии. После Плейсвицкого перемирия в его корпус вошли прусские, английские, шведско-поме­ранские, меклен­бург-шверин­ские, ганзейские и ганноверские отряды. 4 сентября разбил корпус генерала М.Н. Пеше при реке Герде (награждён орденом Св. Георгия 3-й ст.). В декабре взял крепость Глюккштадт (3 тысячи пленных, 325 орудий). В 1815 уволился из рос­сийской службы и вновь поступил на австрий­скую. С 1838 — генерал от кавалерии австрий­ской армии. В 1845 был награждён российским орденом Св. Александра Невского. В 1848 вышел в отставку и жил в Вене.
    Происхождение: собрание австрийского государственного деятеля князя Клеменса Венцеля Лотара Меттерниха (Metternich)(1773-1859); аукцион Beaussant- Lefevre «248 portraits des “invites” du Chancelier Metternich et de son epouse la Princesse Melanie» Париж, 4 мая 2012, лот № 10. Собрание С. и Т. Подстаницких

 

Материал подготовила Мария Санти
Куратор выставки Сергей Подстаницкий



Клуб коллекционеров графики

Клуб коллекционеров графики был основан в 2020 году как онлайн-проект. Сегодня клуб насчитывает 2000 участников, объединяя под своим началом, как весьма известных, так и начинающих коллекционеров.

Главной задачей основателей Клуба было создание комфортного пространства для общения всех почитателей графики, где стало бы возможным демонстрировать свои собрания, консультироваться с коллегами, делиться интересной информацией

Результатом виртуального общения стали очные встречи участников группы и впоследствии выставочные проекты. По словам коллекционера и куратора Сергея Подстаницкого за 2021 год было организовано пять тематических выставок из собраний членов Клуба: «Памяти коллекционера Андрея Кусакина», «Графический портрет» и «Архитектурная графика» в фонде In Artibus, «Графика XVIII века» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» и «Графика Ф. Малявина» в галерее «Веллум».

Сегодняшняя, шестая выставка «Графика первой половины XIX века из частых собраний» проходит в Музее В.А. Тропинина и продолжает традицию Клуба. Представленная на выставке графика принадлежит собирателям участникам Клуба из Москвы и Петербурга.

Агафонова Любовь Леонидовна – искусствовед, галерист, основательница и владелица арт-галереи «Веллум» (основана в 2000), куратор. Постоянный жертвователь и консультант Музея памяти пострадавших в Бутове при Храме новомучеников и исповедников российских в Бутове. Коллекционер русского искусства, в основном символизма и советского нонконформизма.

Алексеева Татьяна Николаевна – руководитель департамента в Доме антикварной книги «В Никитском». Автор и организатор выставок в Музее-квартире И.Д. Сытина, Музее-усадьбе Остафьево, куратор выставок современного искусства в Галерее на Чистых прудах.

Вихров Александр Николаевич – журналист и политолог, кандидат политических наук. Профессор Финансового университета при Правительстве России. Сфера собирательских интересов: Наполеон Бонапарт и российско-французские отношения начала ХIХ века.

Гостев Анатолий Матвеевич – арт-директор Аукционного дома «Гамаюн», Галереи на Чистых прудах, куратор Аукционного дома антикварной книги «В Никитском». Старший преподаватель Московского государственного университета. Автор альбомов и статей по истории литературы и искусства, организатор и автор выставок и экспозиций в том числе в Государственном музее А.С. Пушкина, Республиканском музее А.С. Пушкина (Кишинёв), Музее В.С. Высоцкого, Доме-музее М.И. Цветаевой (г. Александров), Музее-квартире И.Д. Сытина (Москва), Музее-усадьбе «Остафьево». Куратор художественных коллекций Группы компаний «РИНАКО» и Российского национального коммерческого банка.

Готлиф Софья Семёновна – художник, кол­лек­ционер. Получила художественное образование в Ленин­градском Государственном институте театра, музыки и кине­матографии по специальности театральный художник. Начала собирать коллекцию русского искусства с конца 1980-х совместно с супругом С. Светлаковым. Основой коллекции является графика первой половины XX века.

Жарков Евгений Игоревич – историк, искусствовед, издатель, букинист. Магистр истории. Окончил Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко (2008). С 2012 эксперт по антикварной книге и графике аукционных домов Москвы. С 2017 — генеральный директор аукционного дома и галереи «Жар-Птица». Сфера соби­рательских интересов – книжные памятники, автографы, рукописи, фотографии, графика (гравюра и рисунок), в т.ч. экслибрисы, эскизы книжных обложек и др.

Крылова Евгения Вадимовна — коллекционер. Много лет работала переводчиком и преподавателем. Основное направление коллекции — камеи, старинные вышивки, веера, портретная миниатюра.

Подстаницкий Сергей Александ­рович – историк искус­ства. Выпускник Рос­сийского госу­дарствен­ного гума­нитарного университета. В 1998-2006 – сотрудник Отдела экспертизы ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Основатель Клуба коллекционеров графики. Основные собирательские интересы – изобра­зительное искусство конца XVIII – начала XIX вв., старый портрет, русская графика.

Подстаницкая Татьяна Анатольевна – искусствовед, коллекционер. Выпускник Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Автор монографии «Степан Колесников» (2003 год). Светлаков Федор Сергеевич – закончил Санкт Петербургский университет, кафедру истории искусства (2009). Научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель французской гравюры XV-XVIII веков. Основу собрания составляет русская графика второй половины XIX – первой половины ХХ веков.

Светлаков Сергей Николаевич – художник, коллекционер. В 1981 закончил Казанское художественное училище, в 1986 году с отличием Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии. Много работал в театре, среди значительных работ опера «Пена дней» Э. Денисова (Академический театр оперы и балета. Пермь, 1989). В 1991 на телеканале РТР вышел фильм о творчестве художника, как часть цикла передач «Достояние республики». Занял второе место в конкурсе портрета BP Award 2020. Начал собирать коллекцию русского искусства с конца 1980-х совместно с супругой С. Готлиф. Основой коллекции является графика первой половины ХХ века.

Сеславинский Михаил Вадимович – общественный и государственный деятель, исследователь книжной культуры. Автор около 20 книг и множества статей, член-корреспондент Российской Академии художеств (департамент искусствознания). Кавалер Ордена Почётного легиона, орденов и медалей Российской Федерации. Председатель Национального союза библиофилов, редсовета издания «Про книги. Журнал библиофилов». В сфере интересов — редкие издания, автографы, графика с акцентом на эпоху Серебряного века и 1920-1930-х годов.

Смирнов Аскольд Владиславович – закончил Российский университет дружбы народов по специальности «лечебное дело» (2013). Преподаватель Российского университета дружбы народов, действительный член Ассоциации судебно-медицинских экспертов, действительный член Московского научного общества историков медицины. Исследователь в области музыкальной иконографии, музееведения, истории медицины. Автор около 100 научных публикаций, среди которых книги «Д.С. Бортнянский в мировом изобразительном искусстве: альбом иконографических материалов» (2014), «Мольберт Эвтерпы: статьи и материалы по музыкальной иконографии» (2018, 2-е изд. – 2020), монография «Илья Васильевич Буяльский (1789-1866)» (2021).Коллекционер русской и зарубежной графики XVIII-XIX веков.

Степанов Сергей Борисович – потомственный собиратель. Член Ассо­циации искусствоведов и Между­народной конфедерации антикваров и арт-дилеров. Владелец большого собрания русской графики XIX и XX веков.

Хлопина Ольга Васильевна – выпускница Московского Государственного Университета по специальности экономическая кибернетика (1971), кандидат экономических наук (1976), Заслуженный экономист Российской Федерации (2003). С 1971 занимается коллекционированием старинных гравюр, с 1997 — станковой графики.

Чапкина-Руга Софья Александровна – искусствовед, специалист по русской прикладной графике рубежа XIX-XX веков, автор книг и статей по этой теме. Коллекционер оригинальной и печатной графики.

Якобашвили Давид Михайлович – член Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, президент ООО «Орион Наследие», входит в состав руководящих органов известных российских и международных организаций, попечительских советов образовательных, культурных и благотворительных обществ и организаций. Крупнейший меценат и коллекционер, учредитель Музея «Собрание», фонды которого превышают 20 000 предметов, включая коллекции самоиграющих музыкальных инструментов, часов, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, русской бронзы, старинного серебра, стекла и хрусталя.

  • Белланже (Bellangé), Жозеф-Луи Ипполит (1800-1866) Ветеран и дети. 1828 год. Слева внизу: «h.te Bellangé 1828». Происхождение: собрание королевы Ольги Вюртембергской (1822-1892), в девичестве великой княгини Ольги Николаевны; аукцион Sotheby’s «Ancestral Attics», замок Монрепо, Людвигсбург, 11 октября 2000 года, лот 1746. Собрание А. Смирнова

  • Бруни Фёдор Антонович (1801–1875) Богоматерь с младенцем. 2-я четверть XIX века. На обороте наброски головы старика. Происхождение: собрание художника Михаила Петровича Боткина (1839-1914); собрание Всеволода Александровича Крылова (1898-1986). Собрание Т. Алексеевой и А. Гостева

  • Брюллов Александр Павлович (1798–1877) Портрет неаполитанской королевы Марии-Изабель. 1825 год. Справа внизу: «Alexandre Brulloff». Мария-Изабель (1789–1848) – дочь испанского короля Карла IV, вторая жена неаполитанского короля Франциска I. Сам автор так описывал обстоятельства создания этих портретов: «…мне предложили сделать портреты королевской фамилии… Я их уже кончил, все были чрезвычайно довольны; до сих пор я сделал только три: короля, королевы и принцессы, старшей их дочери, цельные фигуры на бристольской бумаге; мне заплатили довольно хорошо, а королева подарила мне ещё часы и просила ещё нали­тографи­ровать эти портреты» (из письма А.П. Брюллова от 19 апреля 1825 из Неаполя // «Архив Брюлловых». Санкт-Петербург, 1900, с.74). Собрание С. и Т. Подстаницких
  • Брюллов Александр Павлович (1798–1877) Портрет неаполитанского короля Франциска I. 1825 год. Франциск I (1777–1830) – король Неаполитанского королевства (с 1825). Собрание С. и Т. Подстаницких

  • Брюллов Александр Павлович (1798–1877) Базилика Максенция и Константина на Римском форуме. 1823-1826 годы. На обороте в верхней части листа поздняя надпись: «Hubert Robert». Литература: «Италия в рисунках и акварелях Александра Павловича Брюллова (1823-1826)». М.: Терра, 2003. № 9 «Термы Диоклетиана» (название дано ошибочно). «Московская коллекция из собрания Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева». М.: 2017. Стр. 28. Н.А. Калугина. «Александр Брюллов архитектор и рисовальщик». М.: 2021, илл. 226. Собрание Т. Алексеевой и А. Гостева

  • Брюллов Александр Павлович (1798-1877) Рисунок люстр для Готической гостиной Зимнего дворца. 1837-1838 годы. Справа внизу: «АБрюллов». Литература: Н.А. Калугина «Александр Брюллов архитектор и рисовальщик». М.: 2021, стр.183. Собрание Т. Алексеевой и А. Гостева

  • Брюллов Карл Павлович (1799–1852) Путти и ангелы. 1846 год. На обороте – наброски голов. Справа внизу пером и тушью: «Карла Брюлловъ 1846». Происхож­дение: собрание скульптора Всеволода Всеволо­довича Лишева (1877-1960). Собрание Т. Алексеевой и А. Гостева

  • Галактионов Степан Филиппович (1778 или 1779 – 1854) Путти с козлом. Конец 1800-х – начало 1810-х годов. Справа внизу: «С:Галактiоновъ». Происхождение: из альбома Екатерины Михайловны Рибопьер (1788-1872). Собрание С. Степанова

  • Гау Владимир Иванович (1816–1895) Портрет детей принца Петра Георгиевича Ольденбургского. 1849 год. Справа внизу: «W.Hau 1849». На акварели изображены дети принца Петра Георгиевича Ольденбургского от брака с принцессой Терезией-Вильгельминой Нассау-Вейльбургской.
    Великая княгиня Александра Петровна (1838–1900) Принц Николай Петрович Ольденбургский (1840–1883) Принц Александр Петрович Ольденбургский (1844–1932) Принцесса Екатерина Петровна Ольденбургская (1846–1866) Принц Константин Петрович Ольденбургский (1850–1906). Собрание С. и Т. Подстаницких

  • Даффингер (Daffinger), Морис Михаэль (1790-1849) Портрет графа Л.Г.Т. Вальмоден-Гимборна. 1837 год. Картон, графитный карандаш, акварель; 16,5 х 12,5 см (овал). Собрание С. и Т. Подстаницких

  • Дюран (Duran), Андрэ (1807-1867) Дворцовая площадь в Петербурге. 1839 год. Слева внизу: «AD». Собрание М. Сеславинского

  • Дюран (Duran), Андрэ (1807-1867), совместно с Раффе (Raffet), Огюстом (1804-1860) Александровская колонна и Императорский Зимний дворец в Петербурге. Ок. 1842 года. Лист из альбома «Voyage pittoresque et archeologique en Russie, execute en 1839, sous la direction de M.Anatole de Demidoff. Dessins faits d’apres nature et lithographies a deux teintes…», Paris, 1842–1848 гг. Собрание А. Вихрова

  • Изабе (Isabey), Жан-Батист (1767–1855) Портрет девушки в образе весталки. Конец 1800-х – начало 1810-х годов.  Справа внизу: «Isabey». Собрание С. и Т. Подстаницких

  • Кольман Карл Иванович (1786–1846) Крестьянин с вязанкой дров. 1838 год. Справа внизу: «Kollmann 1838». Собрание А. Смирнова

  • Крихубер (Kriehuber), Иосиф (1800-1876) Портрет графа Пауля Пальффи. 1845 год. Слева внизу: «Kriehuber 845». Граф Пауль Пальффи (Palffy) (1827-1866) – представитель знатного австро-венгерского рода. Происхождение: аукцион Dorotheum, Вена «Nachlass Furst Palffy», 18 октября 2005, лот № 35. Собрание С. и Т. Подстаницких

  • Крюгер (Kruger), Франц (1797–1857) Наброски фигур. 1830-1840-е годы. Происхождение: собрание Августа Доргерло (Dorgerloh) (1819-1901); собрание Королевской Академии художеств, Кенигсберг (до 1945 года). Собрание С. и Т. Подстаницких

  • Малевский Александр (1-я половина XIX века) Портрет молодой дамы с лорнетом. 1840-е годы. Слева внизу: «Malevsky». Собрание Е. Крыловой

  • Меликов Моисей Егорович (1818 – после 1889) Отдых крестьян Орловской губернии. 1840-1850-е годы. Справа внизу: «р. М. Меликовъ». Собрание М. Сеславинского

  • Меликов Моисей Егорович (1818 – после 1889) Бухта в Николаеве. Конец 1840-х – 1850-е годы. Справа внизу: «р. М. Меликовъ». Собрание М. Сеславинского

  • Орловский Александр Осипович (1777–1832) Горцы (Черкесы). 1818 год. Происхождение: собрание инженер-майора Алексея Романовича Томилова (1779-1848), близкого знакомого А. Орловского; собрание известного собирателя, действительного статского советника, камергера Евгения Григорьевича Шварца (1843-1932); собрание С. и Т. Подстаницких. Выставки: «А. Орловский. Графика из частных собраний». Дом-музей Матвея Муравьёва-Апостола, 2015, кат. № 32; «Александр Орловский. «Наш кудесник, живописец и поэт…». Графика из собрания Государственного музея А.С. Пушкина и частных коллекций». Государственный музей А.С. Пушкина. 2017. Собрание Д. Якобашвили

  • Орловский Александр Осипович (1777–1832) Башкир. 1818 год. Слева внизу: «18АО18» Происхождение: собрание инженер-майора Алексея Романовича Томилова (1779-1848), близкого знакомого А. Орловского; собрание известного собирателя, действительного статского советника, камергера Евгения Григорьевича Шварца (1843-1932); собрание С. и Т. Подстаницких. Выставки: «Александр Орловский. «Наш кудесник, живописец и поэт…». Графика из собрания Государственного музея А.С. Пушкина и частных коллекций». Государственный музей А.С. Пушкина. 2017. Собрание Д. Якобашвили
    • Орловский, Александр Осипович (1777-1832) Киргиз верхом на коне. 1820 год. Собрание А. Смирнова
    • Орловский, Александр Осипович (1777-1832) Казак Лейб-гвардии Черноморского эскадрона. 1820 год.  Собрание А. Смирнова

  • Орловский Александр Осипович (1777–1832) Почтовая кибитка зимой. 1828 «Александр Орловский. «Наш кудесник, живописец и поэт…». Графика из собрания Государственного музея А.С. Пушкина и частных коллекций». Государственный музей А.С. Пушкина. 2017. Собрание Д. Якобашвили

  • Папендик (Papendiek), Джордж Эрнест (1788-1835) Летний пейзаж. 1-я треть XIX века. Происхождение: Бременская картинная галерея (Kunsthalle Bremen) (до 1945); собрание Игоря Васильевича Качурина (1931-1984). Частное собрание

  • Садовников Василий Семенович (1800-1879) Выезд императора Николая I с семьей через арку Главного штаба в Петербурге. 1840-е годы. Собрание С. и Т. Подстаницких

  • Свебах (Свебах-Дефонтен) (Swebach dit Desfontaines), Жак Франсуа Жозеф (1769–1823) Трубачи французских кавалерийских полков на фоне сражения. 1810-е годы. Собрание С. и Т. Подстаницких

  • Соколов Пётр Фёдорович (1787/1791–1848) Портрет Великого князя Константина Николаевича. Конец 1820-х — начало 1830-х годов. Собрание С. и Т. Подстаницких

  • Соколов Пётр Фёдорович (1787/1791–1848) Портрет князя С.Ф. Голицына. 1847 год. Князь Сергей Фёдорович Голицын (1812-1849) – сын князя Ф.С. Голицына. Начал службу в 1832 в Лейб-гвардии Преображенском полку. С 1834 – корнет Кавалергардского полка, с 1835 — поручик. В 1836 командирован на Кавказ, участвовал в боях с горцами, награждён орденом Св. Анны 3-й ст.. В 1840 уволен в отставку ротмистром. Трагически погиб на охоте. Выставки: «П.Ф. Соколов. 1791–1848. Русский камерный портрет». Государственный музей А.С. Пушкина. 2003. Кат. № 192. Собрание Т. Алексеевой и А. Гостева

  • Стапло (Stapleaux), Мишель Гислен (1799-1881) Портрет вюртембергского офицера. 1842 год. Справа внизу: «Mh.G.Stapleaux Pin 1842». Собрание С. Чапкиной
  • Стапло (Stapleaux), Мишель Гислен (1799-1881) Портрет дамы. 1842 год. Справа внизу: «Mh.G.Stapleaux Pt 1842». Собрание С. Чапкиной

Стрелковский Алексей Иванович (1819–1904) Портрет молодого человека. 1840-е годы. Бумага, акварель; 18 х 13 см. Происхождение: собрание Игоря Васильевича Качурина (1931-1984). Собрание Ф. Светлакова

  • Стрелковский Алексей Иванович (1819–1904) Портрет молодого человека. 1840-е годы. Происхождение: собрание Игоря Васильевича Качурина (1931-1984). Собрание Ф. Светлакова

  • Тилькер (Tielker), Иоганн Фридрих (1763-1832) Семейный портрет. Первая половина 1820-х годов. Справа внизу: «Tielker fecit» Происхождение: аукцион Mehlis «Fine Art & Antiques» Плауэн, 25 февраля 2012 года, лот 3400. Собрание А. Смирнова

  • Фон Шнееттер (von Schneetter), Иоганн Людвиг (XIX века) Портрет молодой девушки. 1846 год. Справа внизу: «Schneetter». На обороте надпись: «Meine teuere Mutter im 16 Lebensjahr» (нем. «моя дорогая мамочка в 16 лет»). Собрание Е. Крыловой

  • Шрейнцер Карл-Август Матвеевич (1819–1887) Девушка в красном платке. 1850 год. Справа внизу: «C.Schreinzer 1850». На обороте в центре листа оттиснут фиолетовый штамп: 42. Собрание Т. Алексеевой и А. Гостева

  • Ясевич Казимир Антонович (1812–1888) Портрет дамы в белом. 1849 год. Слева внизу: «Ясевичъ 1849». Собрание О. Хлопиной
  • Ясевич Казимир Антонович (1812–1888) Портрет отставного офицера. 1849 год. Слева внизу: «Ясевичъ 1849». Собрание О. Хлопиной

  • Неизвестный художник Открытие Бородинского памятника. 1839 год. Слева внизу: «1839 Бородино». В нижней части монтировочного листа: «Открытiе Бородинскаго Памятника 1839-го Года 26-го Августа». Собрание М. Сеславинского

  • Неизвестный художник Портрет молодого офицера. 1820-1830-е годы. Собрание Е. Крыловой

  • Неизвестный художник Портрет неизвестного с орденом Почётного Легиона. 1818-1820 годы. Собрание Т. Алексеевой и А. Гостева

  • Неизвестный художник Портрет Наполеона II. Около 1815 года. Наполеон II (1811-1832) – сын императора Наполеона I от брака с Марией Луизой

Выставка «Графика первой половины XIX века из частых собраний»
продлится до 13 апреля 2022 года

 

Ольга Журавлёва. Интервью

Способ и образ (Музей Тропинина)

Сибиряки в Москве (Музей Тропинина)

500 неизвестных

Наполеон. Жизнь и судьба

Портрет XVIII века из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких

Талант собирать (музей Тапан)

Ностальгия как мотив коллекционирования

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы