Знаете почему кто-то использовал колокольчики, а кто-то — бубенцы? Кого украшали ботала? Что должен знать коллекционер-кампанолог? Какие предметы считаются редкими? Поддужные колокольчики, ботала, тройки, бубенцы, ямщики и кампанология — в интервью с исследователем и коллекционемром Александром Анатольевичем Боевым.
Появились поддужные колокольчики не случайно. Считается, что их начали применять ямщики в конце XVIII века для использования на почтовых и курьерских тройках по указу императрицы Екатерины II. В условиях огромных российских просторов и плохих дорог цели их применения были абсолютно практичными. Колокольчик — это сигнальное средство, заранее и издалека извещавшее служащих почтовой станции о прибытии курьерского экипажа, которому требовалась смена лошадей. Кроме того, звон колокольчика заставлял уступить дорогу извозчикам государевой службы. По свидетельству иностранных путешественников, посещавших Россию веком раньше, до введения колокольчика в обиход, русские ямщики на европейский манер пользовались рожками из бычьего рога. Но при подъезде к станции всё-таки свистели, закладывая два пальца в рот, и вызывая таким образом смену. В сильные морозы и метели, особенно в Сибири, не очень-то посвистишь, поэтому колокольчик стал заменой молодецкого посвиста. Использовать колокольчики для частного извоза было строго запрещено, и хорошей альтернативой для весёлой езды у частников стали бубенцы, на которые запреты не распространялись. С развитием железных дорог и автомобильного транспорта отпала необходимость в ямских перевозках корреспонденции, и вот тогда колокольчик стал широко применяться среди населения. Трудно было представить себе тройку без колокольчиков во время свадеб, проводов рекрутов в армию, народных гуляний на Рождество или Масленицу. Со временем в городах и сёлах тройка лошадей исчезла, не нужен стал и колокольчик, его производство прекратилось.
Поддужным колокольчик назван потому, что лучшим местом для его крепления в России послужила именно дуга. Хотя подвешивать его могли где угодно: под шеей лошади, на постромках по бокам лошади, на санях и повозках. В Швеции и Финляндии, например, колокольчики, чаще всего подвешивали на оглобле и они служили, как сигнальное требование уступить дорогу тяжёлым возам с древесиной. Поэтому однозначно нельзя назвать колокольчик поддужным, ямским, дорожным или упряжным. Среди российских коллекционеров прижился термин «поддужный колокольчик», им и пользуемся.
Александр БОЕВ
- П.А. Грузинский. Почтовая тройка. 1859. Картон, масло, 25,0×33,0 см. № в Госкаталоге 12559786. № по ГИК (КП): ВОХМ КП-8600. Инв. №Ж-317. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.
Алексей Сидельников (А.С.): Коллекционер поддужных (ямских) колокольчиков первый раз на наших страницах. Представлю вернее: коллекционер, исследователь и разработчик классификации ямских колокольчиков Александр Анатольевич Боев.
Александр Боев (А.Б.): Добрый день!
А.С: Трудно представить другой вид предметов коллекционирования, которые сразу просится в руки. Но пока для многих мало знакомое увлечение.
А.Б.: Увлечение довольно широко распространено. Сразу уточню, что в общее понимание поддужных колокольчиков входят ещё бубенцы и ботала (и что ещё?). А также много разновидностей.
А.С.: Вот об этом и начнём разговор. Как Вы пришли к коллекционированию.
А.Б.: Наука о колоколах называется Кампанология. Всё же, позволю себе маленькую поправку: я не разработчик классификации поддужных колоколов. До меня было несколько первопроходцев. Я лишь предложил свою версию. Так что я — коллекционер-исследователь, автор и соавтор ряда книг и статей на тему литья поддужных колокольчиков.
Коллекционированием поддужных колокольчиков я занялся в 1988 году, побывав в гостях у своего школьного учителя, Грекова Павла Сергеевича. Он был страстным коллекционером всевозможного антиквариата, и в его доме, среди множества старинных картин, икон, музыкальных инструментов, часов, мебели и многого другого я увидел колокольчики. Всё детство я что-то собирал: старинные монеты, значки, марки, встречались мне и колокольчики, но особого значения я им не придавал. А у Павла Сергеевича их была целая коллекция, около 90 штук, и выглядели они очень привлекательно. Все они были с клеймами мастеров и красивыми декорами, очень красиво звенели. На следующий день я проснулся «заболевшим» колокольчиками. А через пару дней в моей коллекции появились первые 2 экземпляра. Так всё и началось.
Коллекционирование поддужных колокольчиков и бубенцов — дело относительно молодое
Коллекционирование поддужных колокольчиков и бубенцов — дело относительно молодое. Энтузиасты первой волны, которые обладали более-менее системными коллекциями, относятся к 70-80-м годам прошлого века. В начале 80-х годов была создана Ассоциация Колокольного Искусства России (АКИР), под эгидой которой стали регулярно проводится колокольные конференции и выставки. Тогда же в различных газетах и журналах начали появляться первые заметки и исследовательские статьи на тему литья колокольчиков в Российской империи. Работы таких авторов, как И.А. Духин и А.К. Ганулич и сегодня являются настольными книгами многих, особенно начинающих коллекционеров. Первую серьезную попытку систематизации поддужных колокольчиков и бубенцов в 1998 году осуществил В.А. Ким, который создал первый и самый уважаемый сводный каталог ямских колокольчиков и бубенцов. За ним последовали описания частных коллекций В.И. Хрунова, М.В. Сурова, С.И. Сукача, были опубликованы работы Н.П. Яковлевой, А.А. Глушецкого и А.А. Боева, также книги и статьи ряда региональных коллекционеров. В первые десятилетия XXI века наступил настоящий прорыв в расширении всесторонних знаний о литье поддужных колокольчиков. Появились исследования М.М. Любашевского, возникли уникальные собрания и частные колокольные музеи М.П. Силкова и И.В. Коновалова. Резко возросло число коллекционеров в России и за её пределами. Вместе с тем, стала понятна одна простая истина: в отличие от традиционных предметов коллекционирования, таких как монеты, марки или награды, создать единый сводный каталог поддужных колокольчиков и бубенцов в обозримом времени вряд ли удастся. Дело в том, что литьё поддужных колоколов было, чаще всего, кустарным крестьянским промыслом, и описать всё то, что было изготовлено многочисленными заводчиками, фабрикантами или кузнецами по всей Российской империи — просто не представляется возможным. Каждый месяц возникают новые, никому ранее не известные колокольчики, отлитые неизвестными ранее мастерами в каких-либо неописанных центрах литья. К тому же в последнее десятилетие активизировались люди, которые освоили технологию старинного литья и принялись за изготовление колокольчиков, выдавая их за старинные. И надо отметить постоянный рост мастерства этих людей. Порой даже опытные коллекционеры сомневаются в подлинности того или иного «раритета». Уровень сегодняшних знаний о поддужных колокольчиках таков, что их описание и каталогизация представляли бы собой многотомное издание. Единственным способом видится создание электронного, постоянно пополняемого каталога-справочника. Но даже сейчас для включения в него всей имеющейся информации потребуется много лет напряжённого труда.
- Колокольчик. Мастерская Ситтниковых. Конец XIX в. Слободской
- Колокольчик. Братья Поповы 1879 г. Слободской
- Колокольчик. Из лавки Грошева Е.Г. в Касимове. Конец XIX в
До сих пор отсутствует единство в терминологии при описании колокольчиков
А.С.: Хотелось бы коснуться Вашей классификации колокольчиков. Она основана на изучении предыдущих классификаций?
А.Б.: Да, конечно, я изучал и свою коллекцию, и труды моих предшественников, в первую очередь таких специалистов, как В.А. Ким, Н.П. Яковлева, С.И. Сукач. Но в нашей среде до сих пор отсутствует единство в терминологии при описании колокольчиков. Поэтому в своей классификации я старался придерживаться оригинальной терминологии, которую использовали сами изготовители и торговцы в своих дореволюционных каталогах, а также названий колокольных форм, которые прижились и применяются в практике современных коллекционеров. Но и здесь оказалось множество нюансов. У разных мастеров не было единой методики описания, и одна и та же форма в разных каталогах могла иметь разные названия. Как я уже сказал, споры между моими коллегами по поводу того, как называть те или иные формы при описании коллекции, до сих пор не утихли. К тому же ни одна классификация не охватила все существующие формы колокольчиков ещё и потому, что после публикации моей статьи на рынке уже появилось с десяток неописанных ранее форм! Так что работа по систематизации еще продолжается.
- Колокольчик. Братья Молевы 1876 г. Пурех (слева)
- Мастер Краснов В.И. г. Касимов (в центре)
- Неизвестный мастер 1878 г. Вологодская губерния (справа)
Я стремлюсь как можно шире представить различные
региональные центры литья
А.С.: Сама коллекция довольно значительна? Что за предметы она включает? Как она хранится?
А.Б.: Теперь о моей коллекции. Существуют различные подходы к коллекционированию
Но надо учитывать ещё и тот факт, что в некоторых губерниях, к примеру Нижегородской, колокольчики массово отливали во многих населённых пунктах, расположенных в разных уездах.
Хранение колокольной коллекции в домашних условиях дело хлопотное. Как правило, всё начинается с книжных полок и подоконников. Со временем коллекция увеличивается, и чтобы жилье не превращалось в склад цветного металла, нужно как-то вписать громоздкую и звонкую коллекцию в домашний интерьер. Эта задача не простая и зависит от квадратных метров жилья каждого коллекционера. Важно, чтобы все получилось компактно,
А.С.: Возможность подержать предмет коллекции в руках — редкая удача. Гости часто балуются? А как Ваши домашние относятся к столь «звонкому» увлечению?
А.Б.: Как раз наоборот. Моя коллекция открыта для доступа, я много общаюсь с коллегами, они часто навещают меня в моём домашнем музее, и я с удовольствием показываю им своё собрание. Такие коллекции нужно обязательно демонстрировать, они формируются одним человеком, но не для него одного. В любом случае, мы все всего лишь временные хранители каких-то предметов коллекционирования. Они переживут нас и обретут новых хозяев.
Моя домашние относятся к моему увлечению скорее снисходительно, по крайней мере, упрёков с их стороны я никогда не слышал. Но думаю, что они потратили бы деньги куда более разумно (с их точки зрения) и прагматично! :). Последователей, к сожалению, у меня нет.
- Мастер Марычев И.И. 1874 г. Пурех (слева)
- Мастер Перфилов М.И. 1869 г. Касимов (центр)
- Мастер Рязанов А.В. 1887 г. Чебоксары (справа)
Колокольчики — довольно дорогой вид коллекционирования
А.С.: Где сегодня можно приобрести колокольчик и в каких пределах колеблется его цена? Существуют правила ценообразования на такие предметы и есть ли особо желанные редкости?
А.Б.: Сегодня основная торговля колокольчиками происходит в интернете на различных антикварных ресурсах. Хотя на центральных рынках многих городов всегда толпятся коллекционеры, у которых иногда можно приобрести истинные раритеты. Цена на колокольчики зависит от степени знаний о них, от наличия достаточного количества денег, а это довольно дорогой вид коллекционирования, и от безудержной страсти приобретения редкого экземпляра, вопреки здравому смыслу и не зависимо от его реальной стоимости. Что поделать, коллекционеры — люди одержимые! В условиях тяжёлой экономической ситуации в России и пандемии коронавируса, сегодня цены на антиквариат и колокольчики в том числе заметно снизились. Однако истинные раритеты по-прежнему продаются и покупаются очень дорого. Сегодня цены на хорошие колокольчики колеблются от 5-10 тысяч до 100 тысяч рублей и более. Ценообразования на них, как-такового, не существует. Есть понимание пределов стоимости того или иного предмета, в зависимости от его редкости и состояния.
Редкими, в первую очередь, считаются те колокольчики, которые ранее были не известны, не упомянуты в изданных книгах, не проходили в торгах в интернете. Особой популярностью среди коллекционеров пользуются колокольчики, отлитые в городе Касимове и окрестных деревнях — Уланова Гора, Поповка, Алёшино Рязанской губернии. Ценятся они за свою красоту, какую-то добротность и очень изящный шрифт.
- Во весь свет горел снег соломой тушили
- Мастер Веденеев А.Т. Первая четверть XIX века. Пурех (справа)
Особым спросом пользуются колокольчики с пословицами и поговорками касимовского мастера Николая Ивановича Кислова (1813-1901). Он их не придумывал, а заимствовал, как правило, из известного сборника В.И. Даля. Но в силу своего не великого образования, мастер переносил их на свои изделия с ошибками, которые и сегодня вызывают улыбку. Вот лишь некоторые примеры:
- ВА ВЕСЬ СВЕТЪ ГАРЕЛЪ СНЕКЪ СОЛОМАI ТУШИЛИ
- ЧЮДЕСА В РИШИТЕ ДЫРЪ МНОГА А ВЫЛИСТЬ НЕГДИ
- ЗА ВОЛГАI НА ГАРЕ МАСКАЛЬ СИНА КОСИТЪ
- Чудеса в решете дыр много, а вылезти негде (колокольчик слева)
- За Волгой на горе москаль сено косит
Как только они возникают на рынке, а это случается не часто, за ними всегда выстраивается очередь желающих их приобрести, которая заметно редеет к окончанию торгов. Приобрести такие колокольчики в коллекцию может позволить себе не каждый.
Мечта любого коллекционера — колокольчик российского производства,
датированный до 1802 года
Существуют и другие признаки, отличающие редкие колокольчики от рядовых. Это редкие мастера, редкие литейные центры, редкие орнаменты. Ну и конечно, мечта любого коллекционера найти колокольчик российского производства, датированный до 1802 года. При этом дата должна быть непременно отлита, а не выгравирована. Считается, что первые датированные колокольчики появились в 1802 году и до сих пор никто не знает, почему так случилось. Ведь традиция колокольного литья существовала в России издавна и на церковных колоколах довольно часто можно встретить даты XVII-XVIII веков. С поддужными колокольчиками всё обстоит иначе. Появились-то они давно, а вот датировать их мастера начали только в 1802 году.
А.С.: Имя мастера и место производства указаны на колокольчиках? Или существуют какие-то характерные признаки, типа поговорок из Даля, позволяющие понимать что-за предмет перед вами?
А.Б.: Имя мастера, год и место производства или поговорка, как в случае с мастером Кисловым, это идеальное сочетание для атрибуции колокольчиков. На практике все не так просто. Опытные коллекционеры могут определить принадлежность колокольчика по многим признакам. Это может быть шрифт, декор, внешняя форма, размеры, петля для подвеса языка и сам язык. Все это помогает установить авторство. Хотя и не всегда. Бывает так, что вроде бы одинаковые с виду колокола отличает какой-нибудь цветок в оформлении орнамента на юбке или форма уха и петли, что позволяет сказать, что это работы разных мастеров, да еще и из разных губерний. К тому, же весьма распространены были, так называемые, повторные отливки, проще говоря — копии, которые делали сами мастера или литейщики из других губерний. Дело в том, что формовка колокола — это один из самых трудоемких этапов изготовления колокола. Может и не получиться. Проще было взять понравившийся готовый колокольчик из соседней губернии и сделать оттиск, если можно так сказать, не вдаваясь в подробности производства. На новой копии иногда добавляли имена перелившего мастера, иногда нет. Вот и получалось, что колокольчик одного центра и года производства несет на себе характерные признаки мастеров другой губернии, которые перелили его лет этак через 50-80.
А.С.: Ваши книги. Несколько лет назад Ваша книга «По следам звонки странников» попала в руки и очень помогла.
А.Б.: Первая проба пера у меня состоялась в 2000 году с публикацией моей обширной статьи в газете «Орловская правда» на тему литья колокольчиков в Орловской губернии. Я родом из Орла и в моей коллекции есть несколько очень редких орловских колокольчиков. Вот и захотелось заняться исследованиями местного производства. Затем были другие публикации во многих газетах и журналах, выступления с докладами на колокольных конференциях.
В 2005 году я стал соавтором издания «Каталог-справочник дужных и подшейных колокольчиков касимовского колокололитейного центра XIX — начала XX в.» под общей редакцией профессора А.А. Глушецкого. Далее была небольшая книга, также посвящённая литью колоколов и поддужных колокольчиков в Орловской губернии. В 2015 году вышел мой упомянутый Вами сборник колокольных статей «По следам бронзовых странников». За него я был награждён грамотой Московского правительства «За вклад в кампанологию». В 2017 году вышла моя очередная книга «Колокольчики шведских мастеров» на русском языке, повествующая о традициях литья колокольчиков малых форм в Швеции, заимствованных у России. Шведские издатели перевели эту книгу на шведский язык и готовят её к публикации. Я продолжаю работать, и в скором времени будет готов к публикации каталог моей личной коллекции. В работе находятся и другие интересные материалы о колокольном литье.
В Швеции местные мастера после 1809 года
начали массово копировать валдайские колокольчики
А.С.: В Швеции производство колокольчиков существовало. Где-то ещё колокольчики также получили распространение? Не было ли экспорта/импорта колокольчиков?
А.Б.: В Швеции местные мастера после 1809 года начали массово копировать валдайские колокольчики, оставляя на них русские надписи, и не понимая их смысла. Считалось, что в этих витых надписях была какая-то магия и они лучше продавались. Кроме Швеции колокольчики получили широкое распространение в Восточной Пруссии, в Финляндии и Польше, особенно в составе Российской империи. Подчёркиваю, что в данном случае речь идёт о поддужных колокольчиках, которые использовались при упряжи лошадей. Во многих странах, включая Россию, существовали колокольчики другого назначения, которые назывались ботала. Их подвешивали на шею домашних животных (коров, верблюдов, оленей, коз или овец), чтобы они не потерялись на выпасе. Ботала были литые из бронзы или склёпанные из раскроенного листа железа. Звон у них довольно глухой.
А.С.: А ботала и бубенцы просто изучаются, но не являются предметами коллекционирования?
А.Б.: Ботала и бубенцы — младшие братья поддужного колокольчика и прекрасно дополняют любую
А.С.: А где ещё используются (или использовались) колокольчики, которые входят в круг интересов коллекционеров?
А.Б.: В круг интересов коллекционеров входят и другие колокольчики. В основном это кабинетные, так называемые вызывные звонки, седелочные, декоративные и сувенирные. Сувенирные колокольчики известны всем, их привозят на память о поездке из разных уголков мира и городов России. Число коллекционеров, особенно женщин, довольно большое. Седелочные колокольчики — это особые звонки, которые крепились на седелке на спине лошади. Они выполняли функцию бубенцов, а также дополнительного украшения убранства лошади. Декоративные колокольчики, так же как и сувенирные, изготавливаются из всевозможных материалов, таких как фарфор, стекло, металл, но стоимость их дороже. Практического назначения они не имеют и служат для украшения интерьеров. Отдельно остановлюсь на кабинетных колокольчиках, которые можно назвать элитой среди любых колокольных собраний. Их отливали не деревенские кустари, как в случае с поддужными колоколами, а именитые мастерские художественного литья. Основные производства находились во Франции, Германии, Англии, Голландии. Существовали они и в России. Кабинетные колокольчики, как правило, представляют собой богато орнаментированные и детально проработанные художественные изделия в виде фигурок людей, животных в динамике, всевозможных предметов и композиций. Такие колокольчики относятся к художественной бронзе и стоят довольно дорого. Особо редкие изделия отливали в золоте и серебре. Крупное собрание кабинетных колокольчиков, около 700 штук, находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
А.С.: Ну и немного о Вашей коллекции. Может было что-то любопытное с ней связанное?
А.Б.: Я занимаюсь колоколами уже 33 года и моя коллекция давно уже рациональна и систематизирована. Это означает, что я практически избавился от материала «периода первичного накопления капитала», когда неопытные коллекционеры берут всё, что понравилось. Но как известно, не всё золото, что блестит. Сегодня я дорожу и горжусь тем, что имею, при этом коллекция продолжает постоянно пополняться.
- Колокольчики неизвестных мастеров. Начало XIX в. Валдай
Историй, связанных с колоколами — хоть пруд пруди! Расскажу только одну. Это история о самом первом колокольчике моей коллекции. Моя мама — школьный учитель. Она и подарила мне тот самый колокол, который в деревенской школе использовался в качестве цветочного горшка. Дело в том, что он был с трещинкой и звенел плохо. Поэтому в него насыпали земли, посадили цветы и воткнули ушком в трещину на подоконнике. Так он там и «работал», пока не попал в мою коллекцию. А колокол-то оказался редким! Он был отлит касимовским мастером Лёниным Иваном Васильевичем, и на его юбке красовалась надпись «НАИМЯ ТАВО КТО КУПИТЪ ЕВО 1905 ГОД».
А.С.: Александр Анатольевич, благодарю за интервью и доверие к нашему журналу.
А.Б.: Я тоже хочу поблагодарить Вас за возможность рассказать о своём увлечении на страницах Вашего уважаемого журнала. В начале нашей беседы Вы очень точно подметили, что колокольчик — это предмет, который сам просится в руки. Так и есть. Я знаю многих коллег, которые занимаются нумизматикой, фалеристикой, бронзой, другими направлениями коллекционирования, но к колокольчикам они не остаются равнодушными и, если есть возможность, приобретают их для души. Интерес к ним обусловлен ещё и тем, что поддужный колокольчик был и остается чисто российским явлением. Звон колокольчика — это своеобразный символ бешено мчащейся тройки, лихости духа и удалого характера русского человека. Недаром на одном из валдайских изделий была отлита поговорка: «ЕДУ НЕ СВИЩУ, А НАЕДУ НЕ СПУЩУ»! Надеюсь, мой рассказ о колокольчиках вызовет интерес читателей журнала, которым я желаю доброго здоровья и удачи в поиске!
Интервью подготовил Алексей Сидельников
При оформлении материала использовано изображение П.А. Грузинский. Почтовая тройка. 1859. Картон, масло, 25,0×33,0 см. № в Госкаталоге 12559786. № по ГИК (КП): ВОХМ КП-8600. Инв. №Ж-317. сайта Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского. http://mkram.ru/ru/2019/12/09/pochtovaya-trojka/
От личной коллекции колоколов и колокольчиков к частному музею (А. Грушецкий)
Всемирные выставки, медали, российские колокола и колокольчики (А. Грушецкий)
_________________