Византийское золото... и не совсем золото середины XI века

Византийское золото… и не совсем золото

in Нумизматика 7620 views

Этот небольшой очерк представляет собой дополнение к статье «Проба византийских золотых монет XI—XIV веков: материалы и наблюдения», опубликованной в «Samm­lung/Коллекция» 30 октября 2019 года.

Кризис византийской золотой монеты в XI столетии: личный фактор

Иперпир Исаака I Комнина (ок. 1005 – 1061). Коллекция Дмитрия Володихина

Там, среди прочего, говорилось: «…в середине XI столетия порча пробы шла медленными темпами и ускорилась лишь в 1070-х годах. Никакого «безудержного падения» не происходило. Так, например, ещё иперпир Исаака I Комнина (1057—1059 гг.) даёт 780-ю (!) пробу, а для средневековой монеты это параметр, вызывающий почтение. Золото Константина X Дуки (1059—1067 гг.) “держит” 785-ю пробу». Имеет смысл уточнить: золото следующего императора, Романа IV Диогена (1067—1071 гг.), остаётся приблизительно на том же уровне. А вот проба золотых монет царствования Никифора III Вотаниата показывает катастрофическое ухудшение – до 375 пробы. Затем, в первые годы правления Алексея I Комнина, удалось поднять и стабилизировать пробу на уровне выше 800-й.

Иперпир Константина X Дуки (ок. 1006 – 22 мая 1067). Коллекция Дмитрия Володихина

Новые данные по заявленной теме позволил получить анализ монетного сплава нумизматических памятников, относящихся к периоду правления Михаила VII Дуки. Проба «чашечек» (иперпиров-трахей) Михаила VII Дуки — 500-я при 44% серебра и 6% меди. Иначе говоря, именно с него началось беспрецедентно резкое падение пробы.

Михаил VII Дука правил относительно недолго: с 1071 по 1078 год (и пребывал на троне как совершенно безвластный соправитель Романа IV Диогена с 1067 по 1071 год). Царствование Никифора III Вотаниата еще короче: с 1078 по 1081 год.

До них двоих – медленно «сползание» пробы, после них – быстрый подъём и стабилизация на высоком уровне.

Иперпир Михаила VII Дуки (1050 – ок. 1090). Коллекция Дмитрия Володихина

Вывод: тяжелейшая стадия кризиса, касающегося эмитирования имперской золотой монеты, была весьма краткой. Всего лишь 10, от силы 15 лет: два недолгих царствования Михаила VII и Никифора III плюс первые года правления Алексея I Комнина, когда проба иперпиров всё еще оставалась низкой.

Кризис, таким образом, был не системным, а ситуативным. Главными его причинами были, во-первых, натиск турок-сельджуков, отобравших у Империи почти всю территорию Малой Азии с ее золотоносными реками (особенно скверной для Империи ситуация в Малой Азии стала после поражения Романа IV Диогена при Манцикерте, в 1071 году и его предательского ослепления своими); во-вторых, мятежи, сотрясавшие Империю вкупе с жестоким интриганством при дворе; и, в-третьих, личные особенности императоров. Михаил VII Дука – блестяще образованный человек, но по характеру больше поэт на престоле, нежели правитель; Никифор III Вотаниат – древний старец, пошлый властолюбец и развратник, не имевший достаточно силы и способностей, чтобы решать масштабные задачи управления в кризисной ситуации.  В значительной степени именно их слабость породила и затянувшееся отступление Империи на Востоке, и ее финансовые проблемы.

Роль личности в истории никто не отменял. Пришел энергичный, умный, отважный государь Алексей I Комнин и выправил ситуацию. Именно его царствование вдохнуло вторую жизнь и в Империю, и в имперскую золотую монету.

Дмитрий Володихин
Использованы фотографии монет из коллекции автора

Макукин: Мехико-Москва-Крым

Проба золотых монет Византии

Было время — были клады

75-летие Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина

Копейный ездец

Непопулярная тема. Монеты Крымского ханства

Портрет Владимира на златнике

«С пыток винились…». Фальшивые древнерусские монеты

 

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Европейские монеты императрицы Елизаветы Петровны: «Ливонезы» и «Пруссаки»

«Ливонезы» и «Пруссаки»

Императрица Елизавета Петровна дважды ставила своего рода эксперимент, учредив производство монет для
Перейти К началу страницы