Знакомство с увлечённым человеком — всегда большая радость. С коллекционером и популяризатором коллекционирования, способным увлечь своей темой — тем более! И, конечно, интересно окунуться в те сферы, которые раннее не попадали в твоё поле зрения. Таким оказалось знакомство с нумизматом Виктором Шуром — знатоком библейской тематики на монетах. Для нас Виктор подготовил три очерка из рубрики «Символы и знаки», собранные в статью. Благодарим за знакомство Наталью Трофименко!
Заместитель главного редактора Михаил Тренихин
Часть I
«Лилия на шекеле Государства Израиль»
Впервые Лилия как символ Иудеи появляется на монете части провинции (сатрапии) Персидской державы Ахеменидов Йехуд (написание Иудея на палеоиврите), в первой трети IV века до н.э. (рис.1). Появление Лилии на этих монетах объясняется, преимущественно, влиянием персов. Действительно, в Персии лилию любили ещё во времена Кира Великого, и, например, город Сузы (Шуш) назывался городом лилий.

В дальнейшем подобная лилия появляется на нескольких типах монет Йехуд македонского периода, а также на монетах, отчеканенных Антиохом VII и Иоанном Гирканом I, правителем из династии Хасмонеев.

На одной стороне такой монеты изображен якорь — царский символ империи Селевкидов во главе с Антиохом VII. На другой стороне изображена лилия – символ Иудеи (Йехуд) и власти его первосвященника Иоанна Гиркана I. Монета похожа по форме и стандарту на другие монеты Селевкидов того времени. Примеры из Иосифа Флавия свидетельствует о гибкости Антиоха VII по отношению к иудеям. Можно также предположить, что он расширил права, данные иудеям, включая право чеканить монеты в Иудее, чтобы привлечь Гиркана в качестве союзника для помощи во многих сферах деятельности.
Пример, показывающий гибкий подход Антиоха VII – окончание осады Иерусалима на Суккот (133 г. до н.э.) и принесение жертв от себя лично в Храм, в котором первосвященником был Гиркан I.
А у какого еще государства лилия была символом? Это очень хорошо известно – у Франции. Согласно легенде, эта традиция восходит к древним королевским династиям и позже становится официальным символом Франции и Бурбонов, и одним из атрибутов Девы Марии. И выглядит знак практически идентично иудейскому.

В средние века инквизиция, сама того не желая, испортила «репутацию» этого чистого знака, а острое перо Александра Дюма в образе Миледи превратило его в символ женской распущенности и порочности. Давайте порассуждаем, почему королевский знак и символ непорочной Девы Марии вдруг стали воспринимать и в прямо противоположном смысле.
В большинстве европейских языков лилия так и звучит – lili, также звучит на иврите имя первой жены Адама – Лилит. В еврейской традиции она считается первой женой Адама, сбежавшей от него. Почему Лилит сбежала? Потому что считала себя равной Адаму перед богом и не желала ему подчиняться.
Эта история напоминает нам древнегреческие мифы о сбежавшей женской половинке. Конечно, речь идет о мифологизированной истории разделения древнего общества на мужское и женское.
Есть мифы, отражающие «женский» вариант этой истории: женщины покинули мужчин по той причине, что мужчины показали излишнюю воинственность, пожелав захватить весь мир и овладеть зерном тайных знаний. В еврейских же мифах преобладает «мужская» версия истории: женщины показали независимость от мужчин и, кстати, владели тайными знаниями, ведь Лилит бежала благодаря знанию тайного имени бога.

Так или иначе, но лилия, как символ чистоты или порочности, как в случае с Лилит, еще и символ верности традициям, пронесенным через века. Просто уму не постижимо, что на древней иудейской монете (отчеканенной иудеями или персами специально для хождения в Йехуд) в IV веке до н.э. и на современном шекеле Государства Израиль красуется та же лилия, и выбито одно и то же слово «Йехуд», на древнем палеоиврите, как название сначала местности, а теперь и государства.


Часть II
«Еврейские символы на ранних мусульманских монетах»

Почему символы одной религии нередко оказываются на монетах государств с совершенно другой религиозной направленностью?
Ответ кроется в закономерности развития монетных типов в древности и средневековье. Завоеватели на новых территориях устанавливали свою власть, назначали своих наместников или оставляли местных правителей, как вассалов. И последние не склонны были резко менять монетные типы при наполнении местного рынка, опасаясь, что население может отказаться их принимать. Отсюда закономерность подражания старым монетным типам как по весовым параметрам, так и по иконографии. Омейяды на всех завоеванных территориях поначалу чеканили подражания византийским (в Малой Азии), сасанидским (в Иране), местным египетским (в Египте) и т.д. Особенно это касалось местной медной монеты. Отсюда кресты и звезды на арабских омейядских фельсах в Дамаске, лилия, гранат, амфора и менора (!) на выпусках в Иерусалиме (Илия).

Изображения еврейской меноры украшают мусульманские монеты, датируемые периодом Омейядского халифата (VII-VIII века н.э.). Эти очень редкие монеты достоинства «фельс» найдены в ходе различных археологических раскопок в Израиле.
Имеются и другие находки на территории Израиля, которые свидетельствуют о еврейском влиянии на ислам во время его возникновения.
Монеты с изображением семисвечной меноры на лицевой стороне несут арабскую надпись: «Нет Б-га, кроме Аллаха». На обратной стороне надпись: «Мухаммед [является] посланником Б-га».
В качестве прототипа была использована монета достоинства «прута» иудейского царя династии Хасмонеев Маттитьягу (Маттафия) Антигона (40-37 гг. до н.э.). На лицевой стороне монеты изображение семисвечной меноры и надпись по-гречески «BACIΛEΩC ANTIГОNОY», а на обратной стороне стол для ритуального хлеба и надпись на иврите «Маттитьягу первосвященник».
Менора, как символ иерусалимского Храма – и вдруг такой символ на ранних мусульманских монетах?! Символ, который невозможно объяснить только подражанием! Все намного сложней…
Мусульманская идентичность Иерусалима формировалась с самого зарождения ислама. Однако, изначально данная идентичность строилась на сосуществовании и терпимости. И этому есть археологические доказательства, которым 1300 лет. В число таких доказательств входит использование еврейских символов на монетах в ранний мусульманский период. Как доказательство исследователи демонстрируют 1300 летние монеты омейядского периода, отчеканенные в период с 697-750 гг. н.э. в Иерусалиме (Илия), на которых изображена семисвечная менора. В дальнейшем монеты с семисвечной менорой были вытеснены монетами с пятисвечной менорой.

Эти монеты иллюстрируют ту эпоху иерусалимской истории, когда мусульманские завоеватели считали себя продолжением народа Израиля.
«В начале мусульманского периода они не только не возражали против евреев, но и сами себя считали продолжением еврейского народа. Они усвоили еврейские сюжеты и еврейские символы», – считают исследователи. Менора всегда была только еврейским символом. Ее использование, по мнению исследователей, свидетельствует не только о том, что у мусульман не было проблем с евреями, но и что мусульмане могли считать себя продолжением народа Израиля, но только в духе своей концепции «длительного откровения». Возможно поэтому халиф Омар выбрал Храмовую гору, поскольку он считал, что ислам продолжает и доводит до совершенства все случившееся в прошлом.
Иерусалимские монеты как будто говорят о том, что, если Храм будет восстановлен, храмовая менора сразу же превратится в достояние ислама и это станет ответом на претензии евреев, которые тоже хотят владеть этим святым местом. Позднейшее использование пятисвечной меноры представляет собой процесс ухода от еврейского символизма на фоне явного раскола между конфессиями в связи с решением по Храмовой горе.
Часть III
«Шестиконечная звезда на средневековых мусульманских монетах»

Истоки Звезды Давида как еврейского символа малоизучены. Шестиконечная звезда (или гексаграмма) – весьма распространенный интернациональный символ древнего происхождения.
Археологам известно изображение шестиконечной звезды на стене здания эпохи иудейского царя Ахава (гонителя библейского Ильи Пророка), правившего в IX веке до н.э., но это изображение очень нечеткое и вокруг него ведутся научные споры. Другое раннее изображение гексаграммы, найденное на Ближнем Востоке, было обнаружено на еврейской печати VII века до н.э., принадлежавшей некому Иешуа бен Асаягу и найденной в Сидоне.
Тем не менее, только начиная с 19-го века Звезда Давида стала считаться еврейским символом. Зная, что еврейский народ известен своей верностью древним традициями, о чем было рассказано ранее на примере другого символа – лилии (Часть I «Лилия на шекеле Государства Израиль»), приходишь к выводу, что ничего не делается зря, тем более, что в наши дни Звезда Давида является одним из основных символов Государства Израиль и изображена на флаге этой страны.
Удивительно то, что, оказывается, эти на первый взгляд совершенно несвязанные между собой древнейшие символы еврейского народа – лилия и Звезда Давида (на иврите Маген Давид, «Щит Давида») – возможно, имеют общее происхождение!
Некоторые исследователи выдвигают версию, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него» (Исх. 25:31). Исследователи считают, что это был цветок белой лилии, который по форме, при рассмотрении сверху, напоминает Звезду Давида. Выходит, что и лилия, и Звезда Давида символизируют еврейский народ.

Звезда Давида изображалась где угодно, но только не на древних иудейских монетах. Не будучи, как менора, одним из древнейших и наиболее важных иудейских символов времен Иерусалимского Храма, возможно, Звезда Давида воспринималась как некий «светский» символ еврейской идентичности и героического прошлого – ведь по легенде щиты у воинов царя Давида были шестиугольной формы.
В отличие от евреев, для которых Звезда Давида стала одним из самых главных символов только на рассвете сионистского движения, в исламском мире шестиконечная звезда – один из самых ранних символов: это Печать Сулеймана (евр. царя Соломона), легендарного древнего правителя, который носил перстень, позволявший ему понимать язык зверей и птиц и управлять джиннами.

По преданию, отправляясь на омовения, Сулейман снимал кольцо и отдавал его на хранение или своему визирю, или жене. Однажды, когда он отдал кольцо своей жене, джинн, приняв его облик, забрал перстень. Когда же сам царь стал просить вернуть кольцо, то был объявлен самозванцем и изгнан из дворца. Сулейман стал жить в прибрежном городе, работая грузчиком у рыбаков. Чтобы кольцо не попало в чужие руки, по прошествии 40 дней джинн бросил его в море, но против него тут же восстали животные и джинны, растерзав самозванца. В это время рыбак, у которого работал Сулейман, дал ему в качестве платы рыбу. Когда вечером, желая приготовить ее на ужин, Сулейман разрезал рыбе брюхо, то нашел свой перстень, надел его на палец и отправился во дворец. После этого он жил прежней жизнью и завершил свою пророческую миссию. На этом предании основывается бытующая в мусульманском мире пословица: «У кого печать – тот и Сулейман».
Кстати, цифра 6, изображение цветка c шестью лепестками либо шестиконечной звезды имеют особый смысл и множество трактовок в суфизме. Выполняя функцию мощного оберега против злых сил, такая звезда встречается во всех видах исламского искусства.
Шестиконечная звезда или Печать царя Соломона (араб. пророка Сулеймана) как символ мудрости появилась на ранних мусульманских монетах Омейядского халифата VII-VIII веков н.э. и, практически не меняясь, отправилась в длительное многовековое путешествие на монетах средневековых халифатов, султанатов и ханств.




Автор благодарит Михаила Екимова (г.Москва) за дружескую помощь в подготовке публикаций в рубрике «Символы и знаки».
Виктор Шур Санкт-Петербург
Использованная и рекомендуемая литература
К части I
- Символы, знаки, эмблемы : энциклопедия / [авт.-сост. В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер]. — Москва : АСТ, [2008]. С. 283—285.
- Валянская О.П. Женщина в мифах и легендах : Энциклопедический словарь / [Авт.-сост. О.П. Валянская]. Ташкент : Гл. ред. энциклопедий, 1992.
- Лилит // К.М. Королев. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — СПб.: Мидгард, 2005. — С. 330—331.
- Oliver D. Hoover. The Seleucid Coinage of John Hyrcanus I: The Transformation of a Dynastic Symbol in Hellenistic Judea : American Journal of Numismatics. — 2003. — Т. 15. — С. 29-39.
К части II:
- Archaeology in Israel: Ancient Jewish Coins/Arabs in the Holy Land (650-1094 CE) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.jewishvirtuallibrary.org/ancient-jewish-coins
- Archaeologists expose Muslim-Jewish “dialogue” in Jerusalem from 1,300 years ago [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.timesofisrael.com/archaeologists-expose-muslim-jewish-dialogue-in-jerusalem-from-1300-years-ago/
К части III:
- Gershom Scholem. Magen David (from Encyclopedia Judaica) (англ.). Jewish Virtual Library.
- Штейнзальц А. Маген Давид – еврейский знак? // jewish.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20070928105321/http://www.jewish.ru/tradition/classics/law/2003/01/news994174083.php
- Ури Офир. Еврейское происхождение Маген Давида (ивр.). Moreshet.co.il.
- T. Goodwin and R. Gyselen, Arab Byzantine Coins from the Irbid Hoard (London). 2015
- T. Goodwin, Arab-Byzantine Coinage (London). 2015
- Царь Соломон (Шломо, Сулейман) // Иудаизм и евреи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://toldot.com/solomon.html
- Соломонова печать // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
__________________