Как при Александре III российская монета стала русской

in Нумизматика 1543 views

Всякая монета, помимо прочих функции – средства накопления, универсального товара и т.д. – имеет также функцию прокламативную. Она возвещает об определённых ценностях, которые обладатель монетной регалии считает достойными публичной манифестации. Проще говоря, монета – металлический агитатор. И пользоваться этой её особенностью можно с большим или меньшим успехом. Правительство государя Александра III в этом смысле предприняло весьма обдуманные шаги.

Один рубль 1893 года
Один рубль 1893 года

 

Как при Александре III российская монета стала русской.

Причины, по которым изменилось оформление серебряной банковой и золотой монеты России

 

Энрико Брага (1841–1919) Портрет императора Александра III. 1880-е гг. Бюст. Мрамор Государственный исторический музей

В 1886 году, через 5 лет после восшествия на престол императора Александра III, произошло резкое изменение в оформлении монет общегосударственной регулярной чеканки из числа тех, что изготавливались из серебра (банковая монета) и золота. Новое оформление оказалось весьма устойчивым и продержалось до 1910-х гг. Названное изменение произошло, думается, в связи усилением национального и монархического элемента в государственной идеологии.

 

Трансформация внешнего оформления предполагала:

  1. помещение на монетах портрета правящего государя;
  2. чеканку легенды шрифтом, стилизованным под средневековое русское письмо;
  3. использование названного шрифта для надписей на гурте.

Иначе говоря: российская монета крепко обрусела, а императорская борода потеснила крупно отчеканенный номинал, который занимал очень много места на монетах Российском империи до того.

Особенно важно появление портретного изображения монарха: с 1796 г. оно не помещалось на российских общегосударственных монетах регулярной чеканки и фигурировало лишь на монетах для национальных окраин, памятных, донативных. Императорские портреты на монетах общегосударственной чеканки составляют «галерею» русских государей от Петра I до Екатерины II без исключений. Павел I, мистик и романтик, велел чеканить вместо своего портрета сокращенную фразу из 113 псалма: «Не нам, не нам, а имени Твоему». В оригинале: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей». Сокращенный вариант ассоциировался с девизом рыцарей Храма.

Один рубль 1726 года
Один рубль 1726 года
Один рубль 1762 года
Один рубль 1768 года
Один рубль 1801 года
Один рубль 1801 года

Александр I, а также два его преемника пошли в этом отношении дальше. Вместо портрета императора чаще всего на монете размещали безликое, но очень крупное обозначение номинала. Шрифт под русское Средневековье до Александра III так же не использовался ни на аверсах, ни на реверсах золотых и серебряных монет общегосударственной регулярной чеканки Российской империи.

Рубль 1830 года
Рубль 1830 года

И вот Александр III резко разворачивает монеты крупного номинала к новым политическим реалиям.

Итак, изменениям подверглось внешнее оформление монет следующих номиналов:

1. В золоте:

  • 5 рублей, чеканившиеся в предыдущее царствование (на 3 руб. которые производились до 1885 г. включительно, изменения не перешли, а на 5 руб. перешли, и этот номинал производился до 1911 года включительно, с небольшими перерывами);
  • 10 руб. (чеканилась в общегосударственном масштабе до 1805 года, затем выпуск эмиссий был прерван до 1886 г. и продолжался после возобновления с перерывами до 1911 г.).

Кроме того, внешнее оформление нового типа использовалось при чеканке номиналов 7 рублей 50 копеек и 15 рублей, произведенной массово для общегосударственного денежного обращения в 1897 г. В середине 1890-х гг., т.е. в начальный период царствования Николая II, на монетах 10-рублевого номинала чеканилось дополнительное наименование: «империал», а на монетах 5-рублевого номинала – «полуимпериал», впрочем, весьма быстро убранные из легенды (Уздеников: 27—29, 35—36).

10 рублей 1899 года
10 рублей 1899 года

2. В серебре:

25 копеек, 50 копеек и 1 рубль.

  • 25 копеек нового типа чеканились в общегосударственном масштабе с 1886 по 1896 г. включительно, а также в 1900—1901 гг.;
  • 50 копеек нового типа – в 1886—1914 гг.,
  • 1 рубль – в 1886—1915 гг. (Уздеников: 101—107, 138).

Резюмируя: императорский указ изменил облик монет наиболее значительного достоинства. Мелкую монету оставили в покое, видимо, сочтя её недостойной изображения государя.

Многомиллионные эмиссии золотой и крупной серебряной монеты за два десятилетия сделали из неё превосходный «плакат». Прокламативная функция монеты работала как своего рода немой агитатор, славящий действующего монарха и его связь с народом – через использование особого, старорусского шрифта, указывающего на особость культуры страны, на особый, отличный от Европы, путь её народа. В сущности, можно предполагать, что изменение внешнего оформления целого ряда номиналов при Александре III стало частью идеологического курса на укрепление монархических начал в обществе и государственном строе Российской империи.

Названный курс был заявлен ещё в Высочайшем Манифесте «О незыблемости самодержавия», объявленном Александром III 29 апреля (11 мая) 1881 г., в самом начале правления, после убийства его отца, Александра II, террористами. В Манифесте, среди прочего, провозглашалось: «Повинуясь воле Провидения и Закону наследия государственного, мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицем Всевышняго  Бога, веруя, что предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит Нас Своею всесильною помощью. Веруем также, что горячия молитвы благочестиваго народа, во всём свете известного любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на предлежащий Нам труд Правления» (Государство российское: 234). Апелляция к поддержке народной, к «любви и преданности» народа в отношении правящего императора, очевидным образом связывает этот документ с новым оформлением монет александровского царствования.

Изменения в государственном идеологическом курсе к середине-второй половине 1880-х годов, а также в памятниках общественной мысли того времени, скорее, подтверждают высказанную автором этих строк идею.

В заключении хотелось бы выразить надежду на то, что изучению подвергнется также эстетика и семантика изображений на коронационных, юбилейных и памятных монетах времен царствований Александра III и Николая II (1881—1917 гг.) в связи с политическим курсом и идеологией российских правительств указанного периода – в том же контексте, что и трансформация изображений на серебряной банковой а также золотой монете общегосударственной регулярной чеканки.

Использованная литература:

Уздеников В.В. Монеты России. 1700—1917. Изд. 4-е. М., 2011.

Государство  российское:  власть  и общество. С древнейших времен до наших дней. Сборник  документов / Под ред. Кукушкина Ю.С. М., 1996.

 

Дмитрий Володихин,
доктор исторических наук, доцент,
профессор исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
заведующий кафедрой культурного наследия МГИК.
volodih@mail.ru
Использованы фотографии монет из коллекции автора

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Борьба за Крым

Феодосийский монетный двор появился на выселках города Каф­фа (селение Таш­лык) в 1780

Угол трёх империй

Коллекционирование открыток — фи­ло­кар­тия, — увле­че­ние не­прос­тое, хотя и рас­прост­ра­нён­ное. Со­би­ра­­тель­ство — пус­тое
Перейти К началу страницы