Неудачный прорыв Е-13 на Балтику

Неудачный прорыв Е-13 на Балтику

in История/Фотографии 1912 views

В предыдущих статьях «Под­вод­ни­ки на служ­бе Анг­лий­ско­го ко­ро­ля и Рос­сий­ского им­пе­ра­то­ра», «»Весёлый Роджер» на Бал­тике» и «Спа­ситель­ница Риги – бри­тан­ская подводная лодка Е-1» были рассмотрены вопросы появления британских лодок в Балтийском море и их победы, специфика награждения орденами, крестами и медалями экипажей британских лодок. В этой статье познакомимся с трагической судьбой еще одной британской лодки — HMS Е-13.

Подводная лодка HMS Е-13 и её история

№13 или «Чёртова дюжина» у моряков многих стран вызывает нехорошие ассоциации. Особенно это характерно для очень суеверных моряков-подводников. И, действительно, в британском флоте несколько субмарин с таким бортовым номером получили дурную славу. Наиболее известна своей аварией подводная лодка HMS К-13, после поднятия её переименовали на HMS К-22[1]. Ещё одной такой невезучей лодкой с №13 была подводная лодка класса «E».

Подводная лодка HMS Е-13 относилась ко второй группе британских подводных лодок класса «E». Она была заложена 16 декабря 1912 года и введена в эксплуатацию 9 декабря 1914 года. Имела такие же ТТХ, как и уже знакомая нам HMS Е-9, поэтому останавливаться на них не будем.

Первым и единственным командиром HMS Е-13 был лейтенант-коммандер Джеффри Лейтон. Во время Первой мировой войны у подлодки E-13 была относительно короткая и трагическая судьба.

Подводная лодка HMS Е-13 в порту. Фотография 1915 года

Подводная лодка HMS Е-13 в порту. Фотография 1915 года

E-13 вышла из Англии 14 августа 1915 года вслед за HMS Е-8 для прорыва в Балтийское море, чтобы присоединиться к другим британским подводным лодкам, действовавшим в составе российского флота.

В ночь с 18 на 19 августа 1915 года подводная лодка E-13 пыталась пройти через Скаггерак и Каттегат в Балтийское море. Из-за неисправного гирокомпаса около 1 часа ночи 19 августа 1915 года подводная лодка села на мель на мелководье возле острова Сальтхольм в Эресунне между Мальме и Копенгагеном. На рассвете лодка стала отчётливо видна. В 05:00 датский миноносец появился на месте происшествия и сообщил командиру лодки лейтенанту Джеффри Лейтону, что у него есть 24 часа, чтобы снять свой корабль с мели и покинуть эти воды, прежде чем он и его команда будут интернированы за нарушение нейтралитета Дании.

Экипаж пытался облегчить подводную лодку, откачав баки и слив топливо, но это не помогло и E-13 не двигалась. Лейтон понял, что не сможет снять с мели E-13 до истечения крайнего срока, и отправил своего первого офицера лейтенанта Пола Эддиса на берег организовать буксировку, а это было практически невозможно, или обсудить условия интернирования. Он не смог связаться с Адмиралтейством организовать помощь или получить инструкции дальнейшего действия, поскольку немцы глушили радиочастоты.

Подводная лодка HMS Е-13 на мели у Сальтхольма в Эресунне. Фотографии 1915 года

Подводная лодка HMS Е-13 на мели у Сальтхольма в Эресунне. Фотографии 1915 года

В 10:28 прибыл немецкий миноносец G-132, но отошёл при приближении датских миноносцев Støren и Søulven. Вскоре прибыл третий датский миноносец Tumleren.

Тем временем командир G-132, оберлейтенант цур зее Пауль Граф фон Монтгелас, проинформировал контр-адмирала Роберта Мишке по радио о посадке E-13 на мель. Мишке приказал G-132 и другому немецкому миноносцу уничтожить подводную лодку. Миноносцы вернулись в Солтхольм и с расстояния 300 ярдов открыли артиллерийский огонь по E-13. Подводная лодка получила несколько попаданий и загорелась. Видя это, лейтенант-коммандер Лейтон приказал покинуть подводную лодку, но стрельба продолжалась, пока британские моряки были в воде. Сражение закончилось, когда датский миноносец Søulven встал между подводной лодкой и двумя немецкими кораблями, которые отошли. Четырнадцать членов экипажа E-13 погибли в результате атаки, а один пропал без вести, предположительно погиб.

19 августа 1915 года, все выжившие с подводной лодки Е-13 были интернированы Данией. Позже Лейтон вместе со своим первым офицером, организовали побег и сбежали в Англию, чтобы продолжить службу.

Несмотря на нейтралитет Дании, погибшим британским морякам были оказаны все почести, когда их тела были доставлены на берег. Правительство Дании оборудовало почтовый пароход Vidar в качестве временной часовни и для транспортировки тел погибших обратно в Халл. В этом походе Vidar сопровождали датские миноносцы Springeren и Støren. Вот как это было описано в отчёте того времени:

«Сегодня вечером в проливе была трогательная сцена похорон. В лучах яркого заката датский миноносец Soridderen медленно прошел мимо с приспущенным флагом. Военно-морская эскадра выстроила почётный караул вокруг тел погибших британцев. На всех укреплениях и на всех кораблях в целом в знак уважения были немедленно приспущены флаги. В Ланжелини собрались сотни зрителей, и все они благоговейно отдавали честь. На берегу был отдан военно-морской салют.»

Панихида по погибшим в бою членам экипажа E-13. Фотография 1915 года

Гробы с телами погибших в бою матросов E-13, доставляются на борт датского парохода SS Vidar для отправки на родину. Фотография 1915 года
Гробы с телами погибших в бою матросов E-13, доставляются на борт датского парохода SS Vidar для отправки на родину. Фотография 1915 года

Инцидент с подлодкой E-13 вызвал возмущение в Великобритании и Дании, поскольку это явно было серьёзным нарушением международного права. Правительство Дании заявило протест Германии, указав, что E-13 была уничтожена не в ходе какого-либо преследования, а когда она лежала повреждённой на нейтральной территории. Правительство Германии впоследствии извинилось перед Данией, заявив, что «инструкции, ранее данные командирам немецких судов соблюдать нейтралитет, ещё раз были им даны».

Так как планировалось, что подводная лодка E-13 будет действовать в составе российского Балтийского флота, её гибель рассматривалась как жертва для будущей общей победы. Русское командование решило уважить жертву союзников. Поэтому все погибшие британские моряки с E-13 были награждены Георгиевскими крестами 4-й степени с формулировкой «Всемилостивейше пожалованы 5 октября 1915 г. Государем Императором в числе нижних чинов, убитых и раненых в бою 19 августа 1915 года у острова Сальтхолм.»[2]

Всего для награждения экипажа E-13 было выдано 16 крестов[3][4]. Это вызывает одну загадку, так как погибших было 15 человек, а кому был вручен 16 крест? Георгиевским крестом 4 степени №514752 по приказу был награжден некий ЧАРЛЬЗ, кочегар 1-й статьи (stoker 1st class) подводной лодки «Е-13». Но человека с такой фамилией нет в списке экипажа лодки.

Ещё два британских моряка получили Георгиевские медали 4 степени.

Что касается самой лодки, то ещё во время войны E-13 была снята с мели датчанами и отбуксирована в Копенгаген, лодка была настолько сильно повреждена в результате нападения немцев, что её ремонт был признан не целесообразным.

Повреждённый перископ подводной лодки HMS E-13. Фотография 1915 года

Повреждённый перископ подводной лодки HMS E-13. Фотография 1915 года

Подводная лодка HMS Е-13 у причала рядом с доком в Копенгагене. Хорошо видны повреждения, причинённые немецкой артиллерией. Фотография 1915 года

Подводная лодка HMS Е-13 у причала рядом с доком в Копенгагене. Хорошо видны повреждения, причинённые немецкой артиллерией. Фотография 1915 года

Подводная лодка HMS Е-13 в доке и у причала в Копенгагене. Фотография 1915 года

6 февраля 1919 года британское правительство продало лодку датской компании за суму в 150 000 датских крон (около 8 330 фунтов стерлингов по ценам 1919 года). 14 декабря 1921 года остатки лодки были перепроданы на металлолом.

Экипаж подводной лодки E-13

Экипаж подводной лодки E-13. Фотография 1915 года

Экипаж подводной лодки E-13. Фотография 1915 года

На момент прорыва на Балтику экипаж подводной лодки E-13 состоял из трёх офицеров и 28 матросов.

Офицеры

Лейтенант-коммандер Джеффри Лейтон

Лейтенант-коммандер Джеффри Лейтон

Сэр Джеффри (Джон Альберт) Лейтон (Sir Geoffrey Layton, GBE, KCB, KCMG, DSO; 20 апреля 1884 – 4 сентября 1964)[5] — лейтенант-коммандер, командир подводной лодки Е-13. После потопления лодки попал в плен.

Лейтон и другие были интернированы в Копенгагене. Три месяца спустя, переодевшись местным моряком, ему удалось вернуться в Великобританию[6]. Несмотря на то, что Джеффри Лейтон потерял свой корабль и был в плену он сделал неплохую карьеру. В 1916-1917 годах Лейтон командовал экспериментальной паровой подводной лодкой HMS S-1. В конце войны, за заслуги в подплаве, он был награждён орденом «За выдающиеся заслуги»: «В знак признания его заслуг в связи с переводом британских кораблей на Балтику. Он проявил величайший такт и решительность при выполнении этой задачи перед лицом больших трудностей и противодействия»[7].

В межвоенный период занимал ряд командных должностей. 24 января 1935 года произведён в контр-адмиралы, а 22 октября 1938 года повышен в звании до вице-адмирала. Начало Второй мировой войны Джеффри Лейтон встретил на должности командующего 1-й боевой эскадры, состоящей из линкоров HMS Barham, HMS Warspite и HMS Malaya.

С 1940 года Лейтон командует разными соединениями и станциями флота в Юго-Восточной Азии и Юго-Западной части Тихого океана. Принимает активное участие в разработке операций против Японцев.

В 1942 году назначен главнокомандующим на Цейлоне. Несмотря на последствия налётов на Цейлон, Лейтон оставался главнокомандующим до 1945 года. За свою работу был награждён кавалерским крестом ордена Святого Михаила и Святого Георгия и получил звание адмирала. Он также получил голландский орден Оранского-Нассау и французский орден Почётного легиона.

Адмирал сэр Джеффри Лейтон

Портрет адмирала сэра Джеффри Лейтона. Художник Стивен Боун, 1945 г.

Портрет адмирала сэра Джеффри Лейтона. Художник Стивен Боун, 1945 г.

После войны Лейтон назначен на должность главнокомандующего Портсмутом, этот пост он занимал до выхода на пенсию в 1947 году. Сэр Джеффри Лейтон умер в Портсмуте 4 сентября 1964 года.

Офицеры подводной лодки E-13: 1. Лейтенант Пол Литли Эддис 2. Лейтенант-коммандер Джеффри Лейтон 3. Лейтенант резерва флота Уильям Гэрриок. Фрагмент группового фото

Офицеры подводной лодки E-13: 1. Лейтенант Пол Литли Эддис 2. Лейтенант-коммандер Джеффри Лейтон 3. Лейтенант резерва флота Уильям Гэрриок. Фрагмент группового фото

Пол Литли Эддис (Paul Leathley Eddis; 18 марта 1891 – 10 января 1924)[8] – лейтенант, первый офицер подводной лодки Е-13.

Во время нападения немецких кораблей, лейтенант Эддис уже находился на берегу в Дании пытаясь получить помощь для подводной лодки E-13 в Копенгагене. Эддис был интернирован датчанами вместе с другими выжившими. Он вернулся из плена во время войны, сбежав в сентябре 1917 года вопреки данному им «честному слову», ошибочно полагая, что его родители скоропостижно скончались. Будучи интернированным на борту датского корабля, он использовал бочку, которая помогла ему сбежать на принадлежащую британцам яхту, стоящую в гавани Копенгагена.

По возращении Эддис был назначен командиром подлодки HMS E-38 которая находилась под командованием Королевского военно-морского флота Австралии. Затем служил на других лодках.

Эддис погиб в звании капитан-лейтенанта, будучи командиром подводной лодки HMS L-24. Лодка была потеряна в результате столкновения с линкором «Резолюшн» (HMS Resolution).

Уильям Гэрриок (William Garriock) — лейтенант резерва флота, второй офицер подводной лодки Е-13. О нём дополнительных сведений нет.

Матросы и старшины

Уильям Джордж Уоррен[9] (William George Warren) – унтер-офицер [petty officer]. Личный номер O/N 238632. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 24 года. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167437 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Чарльз Боуден (Charles Bowden) – унтер-офицер [petty officer]. Личный номер O/N 205884. Был интернирован датчанами.

Альфред Фредерик Френч (Alfred Frederick French) – унтер-офицер [petty officer]. Личный номер O/N 214229. Был интернирован датчанами.

Герберт Линкольн (Herbert Lincoln) – старший матрос [leading seaman].  Личный номер O/N 223571. Был интернирован датчанами. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364850 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Генри Томас Педдер (Henry Thomas Pedder) – старший матрос [leading seaman].  Личный номер O/N 227585. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 27 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167445 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Гарольд Джойнер[10] (Harold Joyner) – матрос [able seaman]. Личный номер O/N 214616. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 30 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167443 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Альфред Джон Пейн (Alfred John Payne) – матрос [able seaman]. Личный номер O/N J4317. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 23 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167444 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Роберт Томас Смарт (Robert Thomas Smart) – матрос [able seaman]. Личный номер O/N 235782. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 27 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167446 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Уолтер Эдвин Брюэр (Walter Edwin Brewer) – матрос [able seaman]. Личный номер O/N 202903. Был интернирован датчанами. Умер 26 марта 1920 года. Возраст 36 лет.

Чарльз Фредерик Рендольсон Хант (Charles Frederick Rendolson Hunt) – матрос [able seaman]. Личный номер O/N 234445. Был интернирован датчанами.

Бенджамин Никс Уотсон (Benjamin Nix Watson) – матрос [able seaman]. Личный номер O/N 225969. Был интернирован датчанами. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №596301 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Сигнальщик Герберт Гулден и его могила

Сигнальщик Герберт Гулден

Сигнальщик Герберт Гулден и его могила

Сигнальщик Герберт Гулден и его могила

Герберт Гулден (Herbert Goulden) – сигнальщик [Ord signalman]. Личный номер O/N J26716. Родился 24 июня 1897 года в Стокпорте (Stockport) в Чешири.  Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 18 лет. Похоронен на кладбище Лафборо (Loughborough) в семейном мемориале. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167442 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Эрнест Стюарт Чарльз Холт (Ernest Stuart Charles Holt) – обычный телеграфист [Ord Tel]. Личный номер O/N J26522. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 18 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167441 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Уолтер Аугустус Варко (Walter Augustus Varcoe) – механик машинного отделения 4 класса [engine room artificer 4]. Личный номер O/N M1581. Был интернирован датчанами.

Альберт Томас Генри Абрамс (Albert Thomas Henry Abrams) – механик машинного отделения [engine room artificer].  Личный номер O/N 271339. Был интернирован датчанами.

Эдгар Теннисон Люки (Edgar Tennison Lukey) – механик машинного отделения 4 класса [engine room artificer 4]. Личный номер O/N M4442. Был интернирован датчанами.

Герберт Стэплер[11] (Herbert Staples) – механик машинного отделения 3 класса [engine room artificer 3]. Личный номер O/N M1464. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 27 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167440 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Бенджамин Пинк (Benjamin Pink) – главный машинист [chief stoker]. Личный номер O/N 281214. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 39 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167439 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Уильям Уотли (William Whatley) – ведущий машинист [leading stoker]. Личный номер O/N 311495. Был интернирован датчанами.

Уильям Хейз Томас (William Hayes Thomas) – машинист [stoker]. Личный номер O/N 307910. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 30 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167438 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Томас Чарльз Гринвуд (Thomas Charles Greenwood) – машинист [stoker]. Личный номер O/N K5440. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 25 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №514751 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Артур Лонг (Arthur Long) – машинист [stoker]. Личный номер O/N 312113.  Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 27 лет. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167447 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Уолтер Томас Уилкокс[12] (Walter Thomas Wilcox) – машинист [stoker]. Личный номер O/N K7191. Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 22 лет.  Награды: Георгиевский крест 4 степени №167448 Всемилостивейше пожалован 5.10.1915 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Машинист Фред Уилсон 

Машинист Фред Уилсон 

Фред Уилсон[13] (Fred Wilson) – машинист [stoker]. Личный номер O/N K1405.  Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 29 лет.  Награды: Георгиевский крест 4 степени №167449 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Уолтер Альберт Йерсли[14] (Walter Albert Yearsley) – машинист [stoker]. Личный номер O/N K3223.  Погиб 19 августа 1915 года. Возраст 22 лет.  Награды: Георгиевский крест 4 степени №167450 «Высочайше пожалован 5 Октября 1915 года в числе убитых и раненых в бою 19 Августа 1915 года у острова Сальтхольма».

Фредерик Уильям Смит (Frederick William Smith) – машинист [stoker]. Личный номер O/N K14110. Был интернирован датчанами.

Фрэнсис Джордж Стаббингтон (Francis George Stubbington) – машинист [stoker]. Личный номер O/N 304560. Был интернирован датчанами.

В бою погибло 15 британских моряков[15], их тела передала Дания и они в большинстве были похоронены на Королевском военно-морском кладбище Хаслар в Госпорте[16].

Могилы матросов с E-13 на Королевском военно-морском кладбище Хаслар в Госпорте

Могилы матросов с E-13 на Королевском военно-морском кладбище Хаслар в Госпорте

Заканчивая это исследование, хотелось бы поблагодарить Исследовательский центр «Георгиевский Архив» (г. Екатеринбург), историка Николая Родина за помощь в поиске документов и фотографий.

 

Каркотко Андрей Юрьевич
Магистр политических наук, историк
(изображения предоставил автор)

[1] После аварии подводной лодкой HMS К-22 командовал уже известный нам сэр Ноэль Фрэнк Лоренс.

[2] Отношение Главного Морского Штаба в Морской Генеральный Штаб 10.11.1915 № 23545. РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 3471. Л. 119 и об.

[3] Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг. IV степень. Том 5. №№100001–200000. М., «Духовная Нива», 2012, с. 641.

[4] Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг. IV степень. Том 9. №№500001–600000. М., «Духовная Нива», 2013, с. 144.

[5] https://en.wiki­pe­dia.org/wi­ki/Geof­frey_Lay­ton

[6] https://naval­his­tory.dk/Eng­lish/His­to­ry/1914_1918­/E13_Es­cape.htm

[7] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» №30732 от 4 июня 1918 года.

[8] http://www.dread­nought­pro­ject.org/tfs/in­dex.php­/Paul_Leath­ley_Ed­dis

[9] В русских документах о награждении записан как ВАРРЕН.

[10] В русских документах о награждении записан как ЖОЙНЕР.

[11] В русских документах о награждении записан как СТАПЛЬС.

[12] В русских документах о награждении записан как ВИЛЬКОКС.

[13] В русских документах о награждении записан как ВИЛЬСОН.

[14] В русских документах о награждении записан как ЮРСЛЕЙ.

[15] https://rnsubs.co.uk/boats/subs­/e-class­/e13.html#pret­ty­Pho­to

[16] https://astreetnear­you.org­/regi­ment/9722/Royal-Na­vy,-HM-Sub­ma­ri­ne-E.13.

 

Спасительница Риги – британская подводная лодка Е-1

Подводники на службе Английского короля и Российского императора

Весёлый Роджер на Балтике

Награды Императорской России

__________________

Обсудить материал >>>

 В Телеграмм >>>

Рекомендуем

75 лет Германской Демократической Республики

75 лет ГДР

Семьдесят пять лет назад 7 октября 1949 го­да бы­ла об­ра­зо­ва­на Гер­ман­ская Де­­мо­­кра­­ти­чес­кая
Перейти К началу страницы