Громкая победа Е-8

Громкая победа Е-8

in История/Фотографии 714 views

В предыдущих статьях «Под­вод­ники на службе Английского короля и Российского императора», «„Весёлый Роджер” на Бал­ти­ке», «Спа­сительница Риги – бри­тан­ская под­водная лодка Е-1», «Подводная лодка HMS E-18 и её последний поход на Балтике» и «Неудачный прорыв Е-13 на Балтику» были рассмотрены вопросы появ­ления британских лодок в Балтий­ском море и их победы, специфика награждения орденами, крестами и медалями экипажей британских лодок. В этой статье познакомимся с историей ещё одной британской лодкой HMS Е-8.

Подводная лодка HMS Е-8 и её победы

HMS Е-8 заложена 12 марта 1912 года на королевской верфи в Чатэме, и введена в эксплуатацию 18 июня 1914 года. Постройка лодки обошлась британской казне в 105700 фунтов. E-8 относились к первой серии подлодок типа «Е».

Её командиром был назначен лей­тенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт. Субмарина была приписана в состав 8-й флотилии подводных лодок в Гарвиче к плавучей базе подводных лодок HMS Maidstone и вскоре начала патрулирование Северного моря.

Лейтенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт. Фото 1915 года
Лейтенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт. Фото 1915 года

Во время Первой мировой войны переведена на Балтийское море для усиления Британской подводной флотилии. 22 августа 1915 года прибыла к Дагерорту и пошла в Ревель, куда пришла 23 августа.

На Балтике лодка совершила 19 боевых выходов. Самым удачным был поход в октябре 1915 года.

Британская подводная лодка HMS E-8 в Ревеле, осень 1915 года
Британская подводная лодка HMS E-8 в Ревеле, осень 1915 года

5 (18) октября 1915 года HMS E-8 под командой лейтенант-коммандера Гудхарта вышла на позицию у Либавы. E-8 получила приказ выйти в море, скрытно занять позицию в 26 милях к западу от Либавы и атаковать крейсер «Принц Адальберт» (SMS Prinz Adalbert). Предполагалось, что крейсер выйдет в море после ремонта повреждений, полученных в ходе атаки другой британской подлодки HMS E-9[1], которой командовал Сэр Макс Кеннеди Хортон и проследует из Мемеля в занятую немцами Либаву.

5 октября 1915 года у маяка Стило E-8 потопила пароход «Маргарете» («Margarethe» тоннаж 400 т). 7 октября лодка атаковала пароход «Джон Заубер», но торпеда не взорвалась.

Несколько дней HMS E-8 терпеливо стояла в засаде, но «Принц Адальберт» всё не появлялся. На лодке заканчивалось топливо, и Гудхард уже подумывал о возвращении на базу. Утром 10 октября лодка приблизилась к порту, и в это время из-за мола в сопровождении двух миноносцев показался крейсер. Он шёл 15-узловым ходом по створу либавских маяков между двумя полосами минных заграждений. HMS E-8 пропустила миноносец и с 5 кабельтов из носового аппарата выпустила в крейсер торпеду. Её взрыв вызвал детонацию носовых артиллерийских погребов крейсера[2]. «Принц Адальберт» скрылся в столбе густого дыма и стремительно ушёл под воду, унося с собой жизни 672 человек. Взрыв был такой силы, что сама Е-8, потеряв управление, оказалась вышвырнутой на поверхность из-под воды. На миноносцах в этот момент все резко повернули головы к тому месту, где только, что был крейсер, и тем самым лодка избежала обнаружения.

Шедшие в охране крейсера миноносцы S-142 и S-143 спасли только трёх моряков. Это была самая большая с начала войны потеря германского флота на Балтике.

Лейтенант-коммандер Гудхард за эту атаку был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени[3], другие офицеры получили ордена по чину. Нижние чины подводной лодки (английские подданные и русские моряки в экипаже Е-8) высочайше пожалованы Георгиевскими крестами 4 степени (на основании п.55 ст.67 Георгиевского статута – «способ­ство­вавшие удачной атаке, окончившейся взрывом неприятельского военного корабля»)[4].

Рапорт с представлением офицеров к российским орденам
Рапорт с представлением офицеров к российским орденам

8 ноября 1915 года при возвращении в Ревель Е-8 столкнулась с подводной лодкой «Гепард», обе лодки получили значительные повреждения и были поставлены в док для ремонта.

В следующих походах подлодка Е-8 побед не имела.

Подлодка HMS E-8 возвращается из похода, лето 1916 года
Подлодка HMS E-8 возвращается из похода, лето 1916 года

В мае 1917 года британские подводная флотилия перебазировалась на Ханго. По условиям Брест-Литовского мира находящиеся в Финляндии лодки, включая уцелевшие 7 британских, должны были отойти Германии. Чтобы этого избежать 3 апреля 1918 года у Гельсингфорса, на глубоком месте в полутора милях южнее маяка Грохара, были подорваны и затоплены Е-1, Е-9 и Е-19. «Восьмую», которую взорвать в тот день не удалось из-за неисправности в электроцепи, оставили на ночь во льду. 4 апреля она была там взорвана и затоплена командой.

Экипаж лодки

По штату экипаж подводной лодки E-8 составлял три офицера и 28 матросов. Кроме того, для навигации и связи, к лодке прикомандировали 1 офицера и 2 матроса русского флота, причем русские офицеры часто менялись, известны фамилии 6 офицеров которые были приписаны по службе к подводной лодки E-8.

Экипаж подводной лодки HMS E-8. На фото также присутствуют два матроса русского флота
Экипаж подводной лодки HMS E-8. На фото также присутствуют два матроса русского флота
Экипажи подводных лодок HMS E-8 и HMS E-19 получают Георгиевские кресты из рук командующего Балтийским флотом адмирала Виктора Канина, 18 июня 1916 года на борту плавучей базы подводных лодок «Двина» в Ревеле. Фото из собрания Imperial War Museum
Экипажи подводных лодок HMS E-8 и HMS E-19 получают Георгиевские кресты из рук командующего Балтийским флотом адмирала Виктора Канина, 18 июня 1916 года на борту плавучей базы подводных лодок «Двина» в Ревеле. Фото из собрания Imperial War Museum

Британские офицеры 

Лейтенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт. Фото из собрания Imperial War Museum
Лейтенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт. Фото из собрания Imperial War Museum

Гудхарт Фрэнсис Герберт Хевенин­гем (Francis Herbert Heaveningham Goodhart A.M., D.S.O., Royal Navy; 10.07.1884 – 30.01.1917) — лейтенант-коммандер, командир лодки HMS E-8 с февраля 1914 года по 23 декабря 1916 года. 31 декабря 1915 года произведен в коммандеры.

Награды:

  • Орден Святого Равноапос­толь­ного князя Владимира 4-й сте­пени с мечами и бантом «За прорыв на Балтику»[5].
  • Орден Святого Георгия 4-й степени. «За потопления броненосного крейсера «Принц Адальберт»»[6].
  • Британский орден «За выдаю­щиеся заслуги» (Distinguished Ser­vice Order (DSO)) «Награждён ор­деном «За выдающиеся заслу­ги» в знак признания его заслуг в ко­мандовании британской подвод­ной лодкой, действовавшей в Балтийском море»[7].
  • Упоминание в депеше «23.10.1915, HMS E-8 потопил броненосный крейсер Prinz Adalbert, крупнейший немецкий военный корабль, потопленный подводной лодкой во время Пер­вой мировой войны. Который возвратился к службе после ремонта повреждения получен­ных после атаки коммандера М.К. Хортоном 02.07.1915».
  • Французский орден Почётного легиона «Королевская лицензия Его Величества и право носить знаки отличия кавалера Ордена Почётного легиона, которые были вручены им Президентом Французской Республики в знак признания оказанных ими ценных услуг»[8].
Мемориальная медаль с надписью: «Он умер за честь и свободу», которую в народе прозвали «Пенни мертвеца».  Фото из собрания Imperial War Museum
Мемориальная медаль с надписью: «Он умер за честь и свободу», которую в народе прозвали «Пенни мертвеца».  Фото из собрания Imperial War Museum

Награды, которые принадлежали Фрэнсису Гудхарту: Орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Орден Святого Георгия 4-й степени, орден «За выдающиеся заслуги», орден Почётного легиона кавалерский крест.  Фото из собрания Imperial War Museum

Грамота на награждение орденом Святого Георгия 4-й степени.  Фото из собрания Imperial War Museum
Грамота на награждение орденом Святого Георгия 4-й степени.  Фото из собрания Imperial War Museum

В декабре 1916 года Френсис вернулся в Англию, где получил назначение командиром строящейся крейсерской подводной лодки HMS K-14 которая относилась к серии крайне неудачных лодок типа «K».

29 января 1917 года Гудхарт погиб в результате несчастного случая при погружении во время службы на подводной лодке HMS K-13. На HMS K-13 он находился для обучения управлению новыми лодками, так как ожидал завершения строительства лодки HMS K-14 на которую он назначен командиром. Он пытался спастись с затонувшей подводной лодки вместе с её капитаном Годфри Гербертом (Godfrey Herbert), но не смог выбраться из боевой рубки, где позже было обнаружено его тело.

23 апреля 1918 года Гудхарт был посмертно награждён Золотой медалью Альберта. «Король (рад) утвердить посмертное награждение золотой медалью Альберта за доблесть при спасении жизни на море коммандера Фрэнсиса Герберта Хевенингема Гудхарта, Д.С.О., Королевского Флота.

В результате несчастного случая одна из подводных лодок Его величества затонула и прочно легла на дно на глубине 38 футов, части судна оказались затопленными. По прошествии нескольких часов единственной возможностью спасти оставшихся на борту, по-видимому, было то, что кто-то сбежал с подводной лодки, чтобы согласовать действия со спасателями, которые к этому времени находились на поверхности. Коммандер Гудхарт, после консультации с командующим офицером, вызвался предпринять попытку. Соответственно, повесив на пояс небольшой жестяной цилиндрик с инструкциями для спасателей, коммандер Гудхарт прошёл в боевую рубку вместе с командиром. Боевая рубка была затоплена по пояс, и был включён воздух высокого давления; зажимы боевой рубки были сбиты, и крышка боевой рубки вскоре была широко открыта. Затем коммандер Гудхарт поднялся в купол, сделал глубокий вдох и сбежал, но, к сожалению, был отброшен давлением воздуха к части надстройки и погиб от силы удара. Командир, чьим намерением было вернуться на подводную лодку после побега коммандера Гудхарта, был невольно вытеснен на поверхность давлением воздуха, и таким образом стало возможным выполнение планов по спасению тех, кто всё ещё находился внутри подводной лодки. Коммандер Гудхарт проявил чрезвычайную и героическую отвагу при попытке спастись с подводной лодки, чтобы спасти жизни оставшихся на борту, и полностью осознал подлый характер своего поступка. Его последним замечанием командиру было: «Если я не встану, это сделает жестяной цилиндр».»[9]

Дневники, награды и фотографии Гудхарта были переданы Имперскому военному музею, где они и хранятся.

Подробнее о нём в статье на сайте «wiki.lesta.ru»[10]

Керр Томас (Thomas Kerr, O.B.E., R.N.; 23.11.1887 – ?)[11] — лейтенант-коммандер командир лодки HMS E-8 с 23 декабря 1916 года по 1918 год. Керр служил в подплаве с 1909 года, в первых кампаниях мировой войны командовал подводными лодками HMS В-25 и HMS С-23. Накануне нового 1917 года через Берген, Стокгольм и Петроград прибыл в Ревель и сменил Ф. Гудхарта в должности командира HMS E-8. После войны вышел в отставку, во Вторую мировую войну вернулся на службу и командовал соединением боевых катеров.

Лейтенант-коммандер Ательстан Альфред Леннокс Феннер
Лейтенант-коммандер Ательстан Альфред Леннокс Феннер

Феннер Ательстан Альфред Леннокс (Athelstan Alfred Lennox Fenner; 7.04.1886 – 31.01.1918) — лейтенант-коммандер, командир лодки Е-1 с января 1916 года по 15 января 1918 года. В сентябре 1917 года временно командовал лодкой E-8.

Лейтенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт, командир подводной лодки E-8 после награждения орденом Св. Георгия, и старший офицер лейтенант Александр Бойд Грейг. 10 ноября 1915 г.
Лейтенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт, командир подводной лодки E-8 после награждения орденом Св. Георгия, и старший офицер лейтенант Александр Бойд Грейг. 10 ноября 1915 г.

Грейг Александр Бойд (Alexander Boyd Greig O.B.E., DSC, R.N.; 2.12.1888 — 31.05.1943)[xii] — лейтенант, старший офицер E-8. На лодке оставался до 2 декабря 1916 года, затем получил назначение командиром на HMS V-2. Позже командовал лодками HMS E-53, HMS L-3, HMS K-6 и HMS K-26. Последнее полученное воинское звание кэптен.

Награды:

  • Орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом «За потопления броненосного крейсера «Принц Адальберт»» (23 декабря 1915 г.);
  • Крест «За Выдающиеся Заслуги» (Distinguished Service Cross (DSC)) «В знак признания его заслуг на одной из подводных лодок Её Величества, действовавших в Балтийском море»[13].
Офицеры подводной лодки HMS E-8: 1. лейтенант Александр Бойд Грейг; 2. лейтенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт; 3. лейтенант резерва Бертрам-Смит. Фрагмент вышеприведённой фотографии экипажа лодки
Офицеры подводной лодки HMS E-8: 1. лейтенант Александр Бойд Грейг; 2. лейтенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт; 3. лейтенант резерва Бертрам-Смит. Фрагмент вышеприведённой фотографии экипажа лодки

Бертрам-Смит Артур (Bertram-Smith Arthur; ?-?) — лейтенант резерва, штурман и 2-й офицер подлодки E-8. Награды:

  • Орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом[14];
  • Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом «За потопления броненосного крейсера «Принц Адальберт»» (29 декабря 1915 г.).

Болдуин Эдвард Дж. (Baldwin Edward J.; ?-?) — исполняющий обязанности лейтенанта. На подводной лодке E-8 с 20 мая 1917 года.

Барридж Роберт Л. (Burridge Robert L.; ?-?) — сублейтенант, 2-й офицер подлодки E-8.

Русские офицеры, приписанные к британской лодке

Дандре Борис Львович, командующий Азовской флотилией в 1920-21 годы
Дандре Борис Львович, командующий Азовской флотилией в 1920-21 годы

Дандре Борис Львович (1888-1964) — лейтенант, офицер связи. На подводной лодке E-8 служил с августа до сентября 1915 года. Лейтенант Дентре, участвовал в двух походах. Френсис Гудхард посчитал его некомпетентным офицером и потребовал его замены.

Мичман Поликарпов Василий Михайлович
Мичман Поликарпов Василий Михайлович

Поликарпов Василий Михайлович (29.06.1893–?.06.1916) — мичман, офицер связи. На подводной лодке E-8 с сентября по октябрь 1915 года[15]. Ранее служил в 1-й бригаде линейных кораблей. С 22 октября 1915 года временно прикомандирован к HMS Е-18 на ней и погиб в июне 1916 года.

Павлов 3-й Александр Николаевич (5(18).10.1891-?) — лейтенант, офицер связи. На подводной лодке E-8 с 23 октября 1915 года по июль 1916 года. Именно он первым обнаружил вражеский крейсер «Принц Адальберт». По одной из версий мать Павлова, женщина с большими связями, опасаясь за судьбу сына, добилась его перевода с подводных лодок.

Награды:

  • Орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом «За потопления броненосного крейсера «Принц Адальберт»»[16];
  • Британский Военный крест (Military Cross (МС))[17].

Наградной лист на лейтенанта Александра Николаевича Павлова

Дитман Герберт Владимирович  офицер связи на подводной лодке E-8 с марта по апрель 1916 года (на время обучения А.Н. Павлова на временных артиллерийских офицерских курсах).

Гардемарин Аксель Иванович Берг
Гардемарин Аксель Иванович Берг
Вице-адмирал-инженер Аксель Иванович Берг
Вице-адмирал-инженер Аксель Иванович Берг

Берг Аксель Иванович (29.10.(10.11.)1893 – 9.07.1979)[18] – лейтенант, офицер связи. На подводной лодке E-8 с июля 1916 года по май 1917 года. Ранее служил на линкоре «Цесаревич». Награды: Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (6.06.1916). Сделал хорошую карьеру в советском ВМФ. 8 августа 1955 года получил звание адмирал-инженер, в 1953-1957 годах занимал должность заместителя министра обороны СССР. Прославился как учёный-радиотехник и кибернетик, основоположник советской школы биологической кибернетики и биотехнических систем и технологий.

Гардемарин и мичман Янушевский Владимир Александрович

Янушевский Владимир Александрович (9.06.1897 — 13.02.1970)мичман, офицер связи (штурман). На подводной лодке E-8 служил с ноября по декабрь 1917 года. Наград не имел.

Об этих и других русских офицерах подводниках подробнее можно прочитать в книге «Подводное плавание в России. 1834-1918 гг. Биографический справочник.»[19]

Нижние чины

В отличии от других британских лодок на многих моряков подводной лодки E-8 обнаружились дополнительные сведения. Благодаря им можно увидеть, как происходила ротация экипажа британских лодок. С Британии присылали новых офицеров и матросов, а других (отслуживших срок контракта или больных) отправляли домой.

Также моряки и офицеры могли быть временно или на постоянную основу переведены на другие лодки, оперировавшие на Балтике. Причинами таких назначений были болезни и проступки. Моряков, которые совершали преступления (в зависимости от тяжести проступка) сажали под арест, а в поход на их место назначали других.

Первая группа моряков с E-8 была направлена домой в январе 1917 года и прибыла в Великобританию 28 января.

Следующая группа прибыла в Великобританию в мае 1917 году через Финляндию, Швецию и Норвегию.

Очередная группа из четырёх моряков покинула Балтику в конце мая 1917 года и прибыла домой 8 июня.

В августе 1917 года лодку покинули ещё три моряка E-8 и уже 3 сентября 1917 года они были в Великобритании.

В конце 1917 года основная часть экипажа лодки, поездом из Петрограда добралась до Мурманска. Здесь они погрузились на британский вспомогательный крейсер Andes (бывший почтовый лайнер) и отравились домой. 15 января 1918 года они вернулись в Великобританию и большинство продолжили службу на флоте, на других кораблях и лодках.

В январе 1918 года в Гельсингфорсе предписывалось оставить лишь немногочисленную команду подводников (три офицера и 22 матроса), для охраны субмарин и недопущения их захвата немцами. Именно она и потопила лодки в том числе и E-8.

Амплфорд Артур Генри (Ampleford Arthur Henry; 3.02.1894 — ?) — кочегар [stoker]. Родом из Лондона. На E-8 служил с марта 1917 года. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию.

Аскер Фредерик (Asker Frederick; 2.11.1882 — ?) — исполняющий обязанности мастера [acting artificier]. Родом из Кингс-Линна в Норфолке. На флоте с 1904 года, с 1911 года служил в подплаве. На E-8 со времени постройки лодки. В Великобританию вернулся в мае 1917 году через Финляндию, Швецию и Норвегию. Награды: Георгиевский крест 4 степени №108469 «Награжден 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 11.10.1915 подводная лодка «Е8» потопила у Либавы крейсер «Принц Адальберт»»[20].

Бейкер Джон Томас (Baker John Thomas; 12.07.1883 — ?) — старший кочегар [leading stoker]. Родом из Сент-Питер-Порт на Джерси. До призыва на флот в 1914 году, был каменщиком. На E-8 со времени постройки лодки. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. После войны служил на подлодках HMS K-2 и HMS K-12.  Награды: Георгиевский крест 4 степени №559082 «Высочайше пожалован. Награжден на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»; Георгиевская медаль 4 степени №916769[21] награжден лично контр-адмиралом Вердеревским[22].

Бниббс А. (Bnibbs A.; ? — ?) — матрос [able seaman]. Подробности службы не известны. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559074 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Барнет Томас Оливер (Barnett Thomas Oliver; 17.12.1895 — ?) — кочегар [stoker]. Родом из Бристоля графства Глостершир. До призыва на флот в 1914 году, был грузчиком. Служил на крейсере HMS Chatham. На E-8 с февраля 1917 года. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. После войны служил на подлодках до 1921 года.

Беан Норман (Bean Norman; 7.11.1891 — ?) — матрос [able seaman]. Родом из Йорка. На флоте с 1909 года. В сентябре 1915 года направлен на Балтику в качестве запасного моряка. Служил сначала на E-8 после, в середине 1916 года, перевелся на HMS E-1. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. После войны служил на флоте до 1921 года, в том числе был на Балтике в годы Гражданской войны в России.

Чилверс Джон Ален (Chilvers John Allen; 1892 — ?) — кочегар [stoker]. Родом из Харлстона в Норфолке. До призыва на флот в 1911 году, работал мельником. Служил на E-8 на момент её перехода на Балтику. Вернулся в Великобританию в августе 1917 года. После войны служил на флоте до 1922 года в том числе на австралийских подлодках типа «J» и на субмарине HMS K-12. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559084 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Кокрейн Уильям Эрнест (Cockrane William Ernest; ?-?) — матрос [able seaman]. Подробности службы не известны. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №916768[xxiii].

Кокс Б. (Coke B.; ?-?) — кочегар [stoker]. Подробности службы не известны. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559087 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Клифтон Джордж Эдвард (Clifton George Edward; 9.06.1891 — ?) — кочегар [stoker]. Родился в Нортгемптоне. На флоте с 1910 года. Служил на E-8 с момента её постройки до 1 июля 1915 года. Затем на субмарине HMS E-19 и на ней перешёл на Балтику.

Дейл (Dale J; ?-?) — старший кочегар [leading stoker]. Подробности службы не известны. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559083 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Дюрант Фредерик Вивиант (Durant Frederic Viviant; 26.12.1879 -?) — боцман [Petty officer]. Родом из Нортумберленда. На флоте с 1895 года, с 1911 года служил в подплаве. Был на E-8 на момент её перехода на Балтику. В Великобританию вернулся в мае 1917 году через Финляндию, Швецию и Норвегию. С 1 октября 1918 года старший боцман [chief Petty officer]. После войны служил на подлодках до февраля 1920 года, в том числе на субмарине HMS E-31. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559069 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Истмен Джон Уильям (Eastman John William; 06.06.1895 -?) — матрос [able seaman]. Родом из Маргейта в Кенте. На флоте с 1911 года, с октября 1915 года служил в подплаве. На Балтику переведен в декабре 1916 года и назначен в экипаж E-8. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. На флоте прослужил 37 лет, вышел в отставку в звании лейтенанта. Переехал в Австралию. Был в японском плену, где ослеп.

Энселл Ричард Бредли (Ensell Richard Bradley; 10.12.1887 — ?) — машинный унтер-офицер [engine room artificer]. Родился в Бирмингеме. Служил на E-8 на момент её перехода на Балтику. Вернулся в Великобританию в июне 1917 года. После войны служил на флоте до июля 1927 года. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559080 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Габи Джордж (Gaby George; 28.10.1887 — ?.06.1916) — телеграфист [Telegraphist]. Родом из Мэрилебона из Лондона. На флоте с 1909 года, личный номер J 1764. Возраст 28 лет. В январе 1914 года переведён на подплав, 27 июня 1914 года назначен коком E-8, на ней перешёл на Балтику. За кражу спиртного списан с лодки. Затем переведён на HMS E-18 на которой и погиб в июне 1916 года.

Хиггинс Джордж Уильям (Higgins George William; 08.04.1892 — ?) — матрос [able seaman]. Родился в Слау в Бакингемшире. На флоте с 1909 года, с 1913 года служил в подплаве. Служил на E-8 с апреля 1915 года. Прибыл в Великобританию 28 января 1917 года. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559076 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Хаддлстон Герберт (Huddlestone Herbert W.; 20.06.1892 — ?) — машинный унтер-офицер [engine room artificer]. Родился в Черча в Ланкашере. На флоте с 1914 года, в подплаве с мая 1915 года. Служил на E-8 с июня 1915 года. Вернулся в Великобританию в июне 1917 года и списан с флота по инвалидности. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559081 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Кирквуд Вильям Коннор (Kirkwood William Connor; 21.10.1887 — ?) — матрос [able seaman]. Родился в Глазго. На флоте с 1903 года, в подплаве с мая 1911 года. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. После назначен на строящуюся лодку HMS L-8, после войны служил на флоте до 1919 года. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559075 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Книббс Амос Чарльз (Knibbs Amos Charles; 22.10.1883 — ?) — матрос [able seaman], с марта 1917 года старший матрос [leading seaman]. Родом из Олд-Винзор в Беркшире. До призыва на флот в 1901 году, работал на ферме. В подплаве с 1911 года. Служил на E-8 с момента её постройки. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. До 1920 года служил на подлодках, затем на линейных крейсерах HMS New Zealand и HMS Lion. Флот покинул в октябре 1923 года.

Лоусон Джон (Lawson John; 1.07.1893 — ?) — матрос [able seaman] по другим данным старший сигнальщик [leading signalman]. Родом из Лейта. До призыва на флот в 1909 году, работал на ферме. В подплав переведён 2.06.1915 года, на Балтику попал в сентябре 1915 года.  Вернулся в Великобританию в июне 1917 года, с флота ушёл в 1919 году. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559077 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Левис Роберт (Lewis Robert; 25.11.1879 — ?) — боцман [Petty officer]. Родом из Скалла графства Корк. На флоте с 1897 года, личный номер O.N. 188889. Служил на E-8 на момент её перехода на Балтику. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. 5 марта 1919 года повышен до главного боцмана [Chief Petty officer]. В феврале 1920 года переведён в Королевский флотский резерв. Награды: медаль «За выдающиеся заслуги» (DSM)[24].

Мак Эдмунд Рис (Mack Edmund Rees; 06.04.1891-?)  — машинный унтер-офицер [engine room artificer]. Родом из Сандерленда графства Дарем. На флоте с 1915 года. Служил на E-8 на момент её перехода на Балтику. 3 сентября 1917 года вернулся в Великобританию. Затем служил на базе подводных лодок HMS Alecto и субмарине HMS H-21. Флот покинул в феврале 1919 года. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559079 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Мартин Уолтер Джеймс (Martin Walter James; 1894-?) — матрос [able seaman]. Родом из Холивуда. На флоте с 1913 года, ранее служил на эскадренном броненосце HMS Duncan. На подводный флот переведён в феврале 1917 года, на Балтику попал в мае 1917 года и назначен на E-8. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. Затем служил на разных подводных лодках в Британском и Австралийских флотах до мая 1927 года.

Маундерс Реджинальд Чарльз (Maunders Reginald Charles; 13.07.1885-?) — боцман [Petty officer]. Родом из Портси в Хэмшире. На флоте с 1900 года, Личный номер O.N. 212064. На подводный флот переведен в 1913 году. На E-8 служил с момента её постройки. Вернулся в Великобританию в июне 1917 года на флоте оставался до 1925 года, затем переведён в Королевский флотский резерв. Награды: Георгиевский крест 4 степени №108472 «Награждён 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 11.10.1915 подводная лодка «Е8» потопила у Либавы крейсер «Принц Адальберт»»[25], медаль «За выдающиеся заслуги» (DSM)[26].

Миллс Генри Уильям (Mills Henry William; 6.08.1884 — ?) — кочегар, с 1 августа 1916 года старший кочегар [leading stoker]. Родом из Хокли в Хэмшире. На флоте с 1903 года, на подводный флот переведен в 1911 году. На E-8 служил с момента её постройки. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. Затем служил на подлодке HMS М-1, флот покинул в июле 1919 года. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559085 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Морган Эдвард Генри Уильям Джонс (Morgan Edward Henry William Jones; — ?) — старший матрос [leading seaman]. Родом из Мэйл-Ленда в Лондоне. Морган не был в первоначальном экипаже E-8 и прибыл на Балтику 28 сентября 1915 года вместе с Лоунсом. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559071 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Невбоунд Уильям Эдвард (Newbound William Edward; 30.12.1890 — ?) — кочегар [stoker]. Родом из Ламбета в Лондоне. На E-8 служил с момента её испытаний. Одним из первых из экипажа лодки в январе 1917 года вернулся в Великобританию. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559086 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Перри Джорж Барретт (Perry George Barrett; 31.03.1875 — ?) — старший кочегарный боцман [chief stoker Petty officer]. Родом из Кройдона в Суррее. На E-8 служил с момента её постройки. 3 сентября 1917 года вернулся в Великобританию. Награды: Георгиевский крест 4 степени №108470 «Награждён 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 11.10.1915 подводная лодка «Е8» потопила у Либавы крейсер «Принц Адальберт»»[27]; Георгиевская медаль 4 степени №916770[28].

Филлипс А. (Phillips A.; ?-?)  — матрос [able seaman]. Подробности службы не известны. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559091 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Сатчелл Уильям Томас (Satchell William Thomas; ?-?) — кочегар [stoker]. Родом из Ньюпорта. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559090 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Саворы Деннис (Savory Dennis; 16.11.1887-?) — матрос [able seaman], канонир. Родом из Норвича графства Норфолк. На E-8 отличился при потоплении парохода «Маргарет». После ареста Джорджа Габи был кокам лодки. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559073 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Секстон Чарльз Генри (Sexton Charles Henry; 22.04.1884-?) — матрос [able seaman]. Родом из Линдфильда в Суссексе. 3 ноября 1914 года пережил гибель подводной лодки HMS D-5. Первоначально служил на HMS E-18, но за кражу после ареста переведен на E-8. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. Личный номер O/N J23950.

Саттилл Альфред Дирлав (Suttill Alfred Dearlove; 26.09.1892-?) — матрос [able seaman]. Родом из Харрогейта в Йоркшире. 3 ноября 1914 года пережил гибель подводной лодки HMS D-5. Служил на E-8 на момент её перехода на Балтику. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559072 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Томас Джордж Дэвид (Thomas George David; 02.05.1877-?)  — старший боцман [chief Petty officer], рулевой. Родом из Сент-Панкрас в Лондоне. На флоте с 1893 года, личный номер O.N. 175034. На подводный флот переведен в 1905 году. На E-8 служил с момента её постройки. 15 января через Мурманск вернулся в Великобританию. Флот покинул в феврале 1919 года. Награды: Георгиевский крест 4 степени №108471 «Награжден 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 11.10.1915 подводная лодка «Е8» потопила у Либавы крейсер «Принц Адальберт»»[29], медаль «За выдающиеся заслуги» (DSM)[30]

Росе Л. (Rose L.; ?-?) — кочегар [stoker]. Подробности службы не известны. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559089 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Руттер Марк (Rutter W. Mark; 13.12.1885 — ?) — боцман [Petty officer]. Родом из Сандерленда в графстве Дарем. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559070 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Вейл Альберт (Vale Albert; ?-?) — матрос [able seaman]. Награды: Подробности службы не известны. Георгиевский крест 4 степени №108473 «Награжден 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 11.10.1915 подводная лодка «Е8» потопила у Либавы крейсер «Принц Адальберт»»[31].

Вудфине Роберт Арчибальд (Woodfine Robert Archibald; 02.11.1891-?) — кочегар [stoker]. Родом из Тейнхэма в графстве Кент. До призыва на флот в 1913 году, работал разнорабочим. В подплаве с мая 1915 года. Служил на E-8 на момент её перехода на Балтику. Оставался в России до затопления британских лодок. Вернулся в Великобританию только 5 мая 1918 года. Далее до ноября 1919 года служил на субмарине HMS R-5. В январе 1920 года с флота Награды: Георгиевский крест 4 степени №559088 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Райт Джон Уильям (Wright John William; 02.04.1894-?) — старший кочегар [leading stoker]. Родом из Вулиджа в Лондоне. До призыва на службу в 1912 году, работал учеником сапожника. На подводный флот переведен в апреле 1917 года, на Балтику попал в июле 1917 года и назначен на E-8. 15 января 1918 года через Мурманск вернулся в Великобританию. Далее служил на подлодках HMS H-21 и HMS М-3.

Янг Эрнест Эдвин (Young Ernest Edwin; 06.07.1893-?) — сигнальщик [signalman]. Родом из Каннинг-Тауниг в Лондоне. До призыва на флот, в 1909 году, работал стеклодувом. С августа 1914 года служил на подводных лодках типа «С». На E-8 с апреля 1915 года, и на ней перешёл на Балтику. В июле 1917 года вернулся в Великобританию. Далее служил на подлодках HMS L-2 и HMS К-14. В июне 1920 года ушёл в Королевский флотский резерв. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559078 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».

Моряки Е-8 с русскими матросами. Слева стоит в форме британского матроса Михаил Осмолов
Моряки Е-8 с русскими матросами. Слева стоит в форме британского матроса Михаил Осмолов

Ефремов Степан — старший телеграфист, приписан к подводной лодке «Е-8». Награды: Георгиевский крест 4 степени №559092 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[32]. Англичане очень высоко отзывались о Степане Ефремове. Например, указывали, что он поддерживал радиосвязь с другими кораблями на расстоянии до 80 миль.

Лидак Ян — сигнальщик, приписан к подводной лодке «Е-8». Награды: Георгиевский крест 4 степени №434764 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[33].

Заканчивая это исследование, хотелось бы поблагодарить Исследовательский центр «Георгиевский Архив» (г. Екатеринбург), историка Николая Родина и Илью Бурнаева (г. Москва) за помощь в поиске документов и фотографий. В следующей статье рассмотрим историю самой результативной британской подводной лодки на Балтике HMS E-19.

Каркотко Андрей Юрьевич
Магистр политических наук, историк
(изображения предоставил автор)

[1] Подробнее о том событии в статье «Весёлый Роджер на Балтике».

2] Лодке очень повезло, что с детонировали боеприпасы. Потопить такой крупный корабль одно торпедой это везение, а у лодок типа «Е» первой серий был крупный недостаток — лодки не могли выпустить более одной торпеды, т.к. все 4 торпедных аппарата были установлены в разные стороны.

[3]Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник. Отв. сост. В.М. Шабанов. М., «Русскiй мiръ», 2004. 928 c., илл. С. 481

[4] Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг. IV степень. Том 9. №№500001–600000. М., «Духовная Нива», 2013. – 1024 с.

[5] Награжден 20 сентября 1915 года.

[6] Высочайшее повеление от 28 октября 1915 года, орден был вручен 10 ноября 1915 года. Награждение подтверждено и опубликовано в «Лондонской Газете» от 11 июля 1916 года.

[7] Награждение было опубликовано в «Лондонской Газете» № 29603 от 30 мая 1916 г.

[8] Награждение подтверждено и опубликовано в «Лондонской Газете» №29552 от 18 апреля 1916 года.

[9] Награждение было опубликовано в «Лондонской Газете» №30646 от 23 апреля 1918 года.

[10] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Гудхарт,_Френсис

[11] http://www.dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/Thomas_Kerr_(b)

[12] http://www.dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/Alexander_Boyd_Greig

[13] Награждение было опубликовано в «Лондонской Газете» №29635 от 20 июня 1916 года.

[14] Приказ Главковерха от 24-го июля 1917 года №695.

[15] На лодку E-8 назначен Приказом КФБМ № 972 от 15 сентября 1915 года.

[16] Награждён 7 декабря 1915 года (по-старому стилю).

[17] Крест он получил в 1916 году.

[18] https://topwar.ru/85304-vydayuschiysya-radioinzhener-aksel-ivanovich-berg.html

[19] Пожарский А.М. Подводное плавание в России. 1834-1918 гг. Биографический справочник. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2011. — 1024 с.

[20] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.

[21] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №970. Номер награды объявлен в Циркуляре Штаба Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №1373.

[22] Дмитрий Николаевич Вердеревский (1873–1947) — российский военный и государственный деятель, контр-адмирал.

[23] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №970. Номер награды объявлен в Циркуляре Штаба Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №1373.

[24] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» №29635 от 20 июня 1916 года.

[25] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.

[26] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» №29635 от 20 июня 1916 года.

[27] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.

[28] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №970. Номер награды объявлен в Циркуляре Штаба Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №1373.

[29] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.

[30] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» №29635 от 20 июня 1916 года.

[31] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.

[32] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №401.

[33] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №401.

Подводная лодка HMS E-18 и её последний поход на Балтике

Неудачный прорыв Е-13 на Балтику

Спасительница Риги – британская подводная лодка Е-1

Подводники на службе Английского короля и Российского императора

Весёлый Роджер на Балтике

Награды Императорской России

__________________

 Обсудить материал >>>

 В Телеграмм >>>

Рекомендуем

Возьми крест свой

Возьми крест свой

Когда говорим о Дне Героев Отечества, подразумеваем кавалеров наград. И это правильно.
Перейти К началу страницы