Данная статья заканчивает серию материалов о британских подводных лодках типа Е, действовавших на Балтике в годы Первой мировой войны. Ранее были опубликованы статьи «Подводники на службе Английского короля и Российского императора», «„Весёлый Роджер” на Балтике», «Спасительница Риги – британская подводная лодка Е-1», «Подводная лодка HMS E-18 и её последний поход на Балтике», «Неудачный прорыв Е-13 на Балтику» и «Громкая победа Е-8». В этой познакомимся с самой результативной лодкой, действовавшей на Балтике — HMS Е-19.
Подводная лодка HMS Е-19 и её переход на Балтику
Подводная лодка HMS Е-19 относилась ко второй группе британских подводных лодок класса «E».

Она была заложена 27 ноября 1914 года на верфи Виккерс в Барроу-ин-Фернесс. Спущена на воду 13 мая 1915 года и введена в эксплуатацию 12 июля 1915 года. 1 июля 1915 года командиром лодки стал лейтенант-коммандер Фрэнсис Кроми.
Кроми был одним из первых британских офицеров-подводников, и имел боевой опыт. В 1900 году в звании мичмана на броненосце HMS Barfleur он принял участие в экспедиции Сеймура в Китай. В 1903 году Фрэнсис Кроми добровольно вступил в подводную службу Королевского флота и стал одним из первых офицеров, командовавших подводной лодкой.

HMS Е-19 имела такие же ТТХ, как и уже знакомые нам лодки HMS Е-9, HMS Е-13 и HMS Е-18 поэтому останавливаться на них не будем. Единственное, что нужно упомянуть это то, что HMS Е-19, вероятно, была первой лодкой класса «E», на которой ещё во время строительства было установлено палубное орудие. В случае с Е-19 её 2-фунтовая (40 мм) пушка была установлена перед боевой рубкой. Это была единственная лодка с таким орудием, так как другие лодки типа «Е» получали 12-фунтовые (76 мм) орудия.
HMS Е-19 входила в состав 8-й флотилии подводных лодок флота метрополии, базировалась в Гарвиче и была приписана к плавучей базе подводных лодок HMS Maidstone. Во время войны лодка была переведена на Балтийское море для усиления Британской подводной флотилии.
Подводная лодка HMS Е-19 пришла на Балтику, почти одновременно с HMS Е-18. Обе лодки вышли из Ньюкасла 4-го сентября 1915 года в 16 часов тридцать минут. Командиры избрали для прохода пролив Эресунн между Данией и Швецией. Лодки прошли пролив в ночь с 8-го на 9-е сентября.
В ходе этого перехода лодке пришлось не сладко. Тут была и посадка на мель у побережья Дании, и уклонение от вражеских миноносцев, и проведение дня на грунте для исправления повреждений. Но лодка выдержала все испытания с честью, и даже провела безуспешную торпедную атаку на миноносец SMS S-122.
12 сентября 1915 года HMS Е-19 пришла к Дагерорту, затем направилась в Ревель.

Во время Первой мировой войны HMS Е-19 совершила 17 боевых походов и стала самой результативной подлодкой на Балтике. Главной задачей британских подводников было нарушение поставок руды в Германию из Швеции. Британские подводники также несколько раз успешно повреждали и топили крупные надводные корабли.
Победы HMS Е-19 в 1915 году
Первый поход на Балтике с 28 сентября по 13 октября оказался самым результативным.
3 октября 1915 года подлодка обстреляла из орудия и повредила пароход «Свиония» (Svionia, 2800 брт.), который выбросился на камни.
11 октября 1915 года подводная лодка HMS Е-19 за один день, к югу от Эланда, потопила четыре корабля и повредила один, не используя торпед, без каких-либо потерь как своего экипажа, так и с потопленных судов.
![Район операций HMS Е-19 в южной части Балтийского моря. Схема с сайта www.abc.se[1]](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2025/04/hms_e-19-04.jpg)
Первой жертвой стал немецкий торговый парохода «Вальтер Леохардт» (S/S Walter Leonard, 1261 брт.), гружëнный железной рудой из Швеции. Экипажу «Вальтера Леохардта» было приказано сесть в спасательную шлюпку и подойти к подводной лодке. Изучив судовые документы, командир Кроми приказал потопить пароход с помощью взрывчатки, заложенной в трюме. Экипаж позже был принят на борт шведского парохода.
Немецкий торговый пароход «Германия» (S/S Germania, 1933 брт.), также перевозил железную руду из Швеции. Став свидетелем затопления «Вальтера Леохардта», «Германия» попыталась уйти. E-19 преследовала пароход на полной надводной скорости в 15 узлов, стреляя из палубного орудия. Через час пароход сел на мель у шведского побережья. Экипаж подводной лодки заложил на корабль динамит, но потопить его не удалось. Позже пароход был поднят с мели и отремонтирован.
В 13:00 дозорные E-19 заметили ещё одно немецкое судно, 100-метровый торговый пароход «Гутруне» (S/S Gutrune, 3246 брт.), принадлежащий Гамбургско-Южноамериканской пароходной компании. Кроми приказал судну остановиться и проверил судовые документы. После того как экипаж благополучно сел в спасательную шлюпку, судно было потоплено путём открытия донных клапанов и циркуляционных насосов. Корабль медленно тонул, но E-19 пришлось поспешить к другому судну, которое было замечено. На этот раз это был шведский грузовой корабль, направлявшийся в Голландию, поэтому ему разрешили пройти.

Сразу после этого E-19 остановил ещё один немецкий корабль, длиной 80 м. «Директор Реппенхаген» (S/S Director Reppengagen, построен в 1893 году, 1683 брт.) после осмотра, — грузом была магнитная руда, — затоплен путём открытия кингстонов, экипаж высажен в шлюпки.

В 17.30 E-19 заметила 120-метровый немецкий торговый пароход «Никомедиа» (S/S Nicomedia, построен в 1901 году, 4413 брт.). После короткой погони немецкий пароход остановился. Груз — магнитная руда. Во время досмотра немецкий экипаж передал абордажной команде бочку пива. Далее корабль был уничтожен подрывной партией. Экипажу разрешили сойти на берег.
12 октября 1915 года лодка захватила приз — шведский пароход «Нике» (Nike, 1800 брт.) с грузом железной руды. На «Нике» была высажена призовая партия (офицер с двумя матросами) и пароход был отправлен в Ревель. В тот же день лодка осмотрела ещё один шведский пароход «Аугуст» (August), который вёз груз леса в Великобританию, поэтому его отпустили.
13 октября лодку и её приз на подходе встретил миноносец «Достойный». Но на подходе к базе HMS Е-19 подверглась торпедной атаке вражеской подлодки, которой скорее всего была немецкая U-9.
30 октября лодка вышла в очередной поход.
2 ноября 1915 года подрывная партия с субмарины взорвала пароход «Суоми» (Suomi, 1016 брт.). Он шёл из Гамбурга с грузом леса.
7 ноября 1915 года HMS Е-19 уничтожила немецкий лёгкий крейсер «Ундина» (SMS Undine). Это был небольшой крейсер водоизмещением 2706 тонн, имел максимальную скорость 21,5 узла, и был вооружён десятью 105-мм пушками SK L/40 и двумя 450 мм торпедными аппаратами.
Немецкий лёгкий крейсер SMS Undine
В тот день «Ундина» шла к северу от Арконы в сопровождении двух миноносцев, которые сопровождали паром «Пруссен» (Preussen), следовавший из Треллеборга в Засниц. «Ундина» была замечена и атакована британской подводной лодкой HMS Е-19. Капитан-лейтенант Фрэнсис Кроми выпустил две торпеды по «Ундине» с расстояния 1000 м, обе попали в цель. Вторая торпеда взорвала пороховые погреба и потопила корабль. «Ундина» раскололась пополам и быстро затонула в 13:08. Носовая часть затонула сразу, но кормовая некоторое время оставалась на плаву, выступая из воды под крутым углом. Потери были относительно небольшими, но их число неясно, так как в разных источниках приводятся различные сведения. По сведениям Эриха Грёнера[2], погибло четырнадцать человек. В другом источнике сказано, что погибло двадцать пять человек[3]. Большая часть экипажа была спасена миноносцем V-154 и «Пруссен». Большинство погибших были убиты, когда передняя часть корабля и его мачта обрушились и придавили людей в воде.
8 ноября 1915 года лодка вернулась на базу. Потеря «Ундины» последовала за гибелью броненосного крейсера «Принц Адальберт» погибшего двумя неделями ранее[4]. Эти потери были достаточно серьёзными, чтобы вынудить командование Германии ограничить передвижения флота на Балтике до конца года. За эти успехи весь экипаж лодки был отмечен наградами: офицеры орденами, нижние чины Георгиевскими крестами.

С 27 ноября по 7 декабря 1915 года HMS Е-19 находилась в очередном походе. В ходе него 4 декабря 1915 года подрывной партией с лодки был взорван пароход «Фризенберг» (Freisenberg, 1316 брт.). Экипаж транспорта сошёл на берег.
Кампания 1916 – 1917 годов
В 1916 году Е-19 совершила ряд походов: 14 – 23 мая, 9 – 15 июня, 28 – 31 июля, 21 – 24 августа, 30 сентября – 9 октября, конец октября – 2 ноября, 9 – 17 ноября. Все они оказались безрезультативными, и только в последнем лодка смогла провести торпедную атаку на пароход «Бордерленд» (Borderland).
Во время зимовки 1916 – 1917 годов, в ходе ремонта на лодке Е-19 было установлена русская 47-мм пушка, так как с британским орудием возникли проблемы с обеспечением его боеприпасами.
В начале 1917 года адмиралтейство предписало Ф. Кроми сдать HMS Е-19 своему «первому лейтенанту» Джоржу Шарпу и сосредоточиться на управлении флотилией и организации взаимодействия с русским командованием.
14 июня 1917 года, HMS Е-19, действовавшая в районе южной оконечности острова Эланд, наблюдала германский пароход, входивший в пролив Кальмарзунд в сопровождении трёх вооруженных рыболовецких траулеров. Однако лейтенант Дж. Шарп не мог атаковать из-за слишком большой дистанции.
В кампании 1917 года противодействие со стороны германских противолодочных сил стало гораздо более организованным и эффективным. 5 июля противолодочные корабли, поднятые по тревоге самолëтом, «охотились» за подводной лодкой HMS Е-19.
6 августа 1917 года у Либавы HMS Е-19 атаковала двумя минами Уайтхеда выходящий из порта 3000-тонный германский транспорт, но и теперь удача отвернулась от подлодки — обе торпеды прошли мимо цели. Безрезультатно закончилось крейсерство HMS Е-19 к западу от Борхольма в конце августа — начале сентября. 4 сентября 1917 года, лодке, действовавшей в юго-западной части моря, пришлось уклоняться срочным погружением от группы неприятельских кораблей в составе трёх миноносцев и трёх сторожевых катеров.
27 сентября HMS Е-19 вышла в район Либавы с предписанием осмотреть порт и в случае скопления там большого количества германских кораблей немедленно вернуться и доложить об этом, а в противном случае оставаться перед Либавой в течение шести суток. Сильный шторм, из-за которого на лодке вышла из строя радиоантенна (англичанам удалось восстановить её в течение суток), два дня не позволял «девятнадцатой» подойти к порту, и только 30 сентября в условиях изрядного волнения моря и плохой видимости Дж. Шарп приблизился к Либаве и обнаружил здесь крупную группировку неприятельских кораблей. Это свидетельствовало о подготовке широкомасштабной операции немецкого флота против Рижского залива, на южном побережье которого германская армия уже достигла крупных успехов — ликвидировала приморский плацдарм русских на левом берегу Западной Двины и захватила Ригу. Подобрав по пути на базу шлюпку с двумя едва живыми русскими военнопленными, бежавшими из лагеря в районе Данцига, на подходах к Ганге лодка села на мель и вынуждена была идти в Ревель для постановки в док.
13 ноября в район Стейнорта HMS Е-19 вышла с задачей воспрепятствовать перевозке германских войск с Эзеля в Либаву и 17 ноября безуспешно атаковала двумя торпедами конвой из пяти небольших транспортных судов. «Девятнадцатая», возвратившаяся на базу 18 ноября, стала последней субмариной, выходившей в боевой поход в 1917 году
В январе 1918 года из Лондона поступило распоряжение об эвакуации экипажей подводных лодок в Англию, в Гельсингфорсе предписывалось оставить лишь немногочисленную команду подводников для охраны субмарин и недопущения их захвата немцами. Благополучно добравшись до Мурманска по железной дороге, подводники отбыли в Гринок на борту вспомогательного крейсера HMS Andes (бывший почтовый лайнер). В случае если бы весной русские обнаружили стремление продолжить борьбу с немцами, адмиралтейство предполагало вернуть экипажи на лодки.
3 апреля лейтенант Б. Доуни, оставшийся на базе подводных лодок «Памяти Азова» (так в 1917 года снова стала называется «Двина») во главе небольшой группы английских моряков (три офицера и 22 матроса), узнал о высадке немецких войск в Финляндии. Той же ночью из Петрограда прибыл Ф. Кроми, и англичане начали подготовку своих кораблей к уничтожению. 3 апреля 1918 года HMS Е-19 была взорвана командой на внешнем Свеаборгском рейде (Финляндия) для предотвращения захвата немцами.
Экипаж лодки
По штату экипаж подводной лодки E-19 составлял три офицера и 28 матросов. Кроме того, для навигации и связи, к лодке прикомандировали одного офицера и двух матросов русского флота.


Фрэнсис Ньютон Аллан Кроми[5][6](Francis Newton Allan Cromie; 30 января 1882 — 31 августа 1918). Командир лодки E-19 с 1 июля 1915 года по 1 мая 1917 года. Начал командовать лодкой в звании лейтенант-коммандера, 31 декабря 1915 года произведён в коммандеры. 19 октября 1917 года Кроми был повышен до звания исполняющего обязанности капитана.

31 августа 1918 года, Кроми был застрелен большевистски настроенными солдатами в британском посольстве в Петрограде. По легенде перед смертью он сам убил трёх солдат.
За подвиги Фрэнсис Кроми имел следующие награды:
- Бронзовая медаль Королевского общества спасения на водах[7].
- Военная медаль «За Китайскую кампанию 1900 года» с планкой «Пекин».
- Британский орден «За выдающиеся заслуги» (DSO) «за его заслуги во главе британских подводных лодок, действующих в Балтийском море» — 31 мая 1916 года.
- Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом «За прорыв на Балтику»;
- Орден Святого Георгия 4-й степени «За потопление крейсера «Ундина» 7 ноября 1915 года»[8];
- Орден Святой Анны 2-й степени с мечами «За выдающуюся храбрость и распорядительность в делах против неприятеля» (Он потопил восемь германских пароходов и, захватив в море шведский корабль с контрабандой, привёл его в наш порт);
- Французский орден Почётного легиона «Королевская лицензия Его Величества и право носить знаки отличия кавалера Ордена Почётного легиона, которые были вручены им Президентом Французской Республики в знак признания оказанных ими ценных услуг»[9].
- Почтеннейший Орден Бани кавалерский крест военной ветви (CB) «в знак признания его выдающейся службы на благо союзников в России и преданности долгу, которую он проявил, оставшись на своём посту в качестве британского военно-морского атташе в России, когда британское посольство было отозвано. Эта преданность долгу стоила ему жизни». Кроми был награждён посмертно. 29 октября 1918 года король вручил орден Бани его вдове Глэдис Кэтрин Кроми в Букингемском дворце.

Джордж Артур Коксолл Шарп[10] (George Arthur Coxall Sharp; 2.08.1891 – ?) лейтенант, старший офицер, затем с 1 мая 1917 года по 15 января 1918 года командир лодки E-19.
Награды:
- Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
- Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом «за потопление десяти кораблей на Балтике».
- Крест «За выдающиеся заслуги» «В знак признания его заслуг на британской подводной лодке, действовавшей в Балтийском море.»[11].
После возвращения в Великобританию командовал подлодками HMS Е-23 и HMS Е-54. 23 мая 1919 года после передачи командования HMS Е-54 он был назначен на линкор «Малайя», где служил до 19 апреля 1920 года. Его уволили в запас с выплатой выходного пособия, и Шарп стал проживать в Британской Восточной Африке. 2 августа 1933 года Шарп получил звание коммандера (в отставке).
Представление на награждение орденами британских офицеров подводной лодки HMS E-19
Сесил Ми (Cecil H Mee; ? – 20.04.1918) лейтенант резерва, второй офицер подлодки HMS E-19.
Награды:
- Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
- Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом.
После возвращения в Великобританию служил на корабле специального назначения (судне ловушке) HMS Willow Branch, который также был известен по своему первоначальному названию Bombala. Погиб на судне ловушке HMS Willow Branch, которое было потоплено немецкими подлодками U-153 и U-154 в артиллерийской перестрелке 20 апреля 1918 года.
Дворжицкий Георгий (Юрий) Корнельевич[12] (14.10.1889—30.06.1971). Лейтенант, с сентября 1915 года[13] по апрель 1917 года, офицер для связи и штурман подводной лодки HMS Е-19. Старший лейтенант (1920). Председатель Общества бывших русских морских офицеров в Америке (1934—1936), основатель и редактор-издатель «Бюллетеней Общества офицеров Российского императорского флота в Америке», сотрудник журнала «Морские записки», автор воспоминаний «На английской подводной лодке Е-19».

В русском флоте имел награды[14]:
- Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, 30 декабря 1915 года[15];
- Орден Станислава 3-й степени, 6 декабря 1914 года;
- Орден Святой Анны 3-й степени, 30 июля 1915 года;
- Британский Военный крест (Military Cross) «За потопление крейсера «Ундина»», 12 декабря 1915 года.


Ферзен Владислав Вильямович[16] (11.02.1892 — 7.07.1962). Лейтенант с апреля по октябрь 1917 года офицер для связи и штурман подводной лодки HMS Е-19. Наград на Е-19 не получал.

Об этих и других русских офицерах подводниках подробнее можно прочитать в книге «Подводное плавание в России. 1834-1918 гг. Биографический справочник.»[17]
Нижние чины
За успешный поход лодки в октябре 1915 года её экипаж получил награды. Всем нижним чинам подводной лодки (английским подданным и русским морякам, приписанным к Е-19) высочайше пожалованы Георгиевские кресты 4 степени на основании п.55 ст.67 Георгиевского статута – «способствовавшие удачной атаке, окончившейся взрывом неприятельского военного корабля». Причëм 5 британским морякам 28 октября 1915 года Георгиевские кресты были вручены лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». Император Николай II в своëм дневнике написал в тот день.
«28-го октября. Среда.
В 9 ч. прибыли в Ревель. На станции у почёт. караула встретили: Григорович, адм. Канин и адм. Герасимов. Сел с Алексеем в мотор и начал объезжать часть Южного сухопутного фронта крепости Имп. Петра Великого. Видел много частей гарнизона. Был мороз до 8° и ветер с солнцем. Завтрак в 12 1/2 с военным начальством. В 2 часа поехали в порт и посетили две подводные лодки — нашу и английскую. Офицеры и команды их были собраны на «Европе». Наградил отличившихся Георгиевск. крест. Затем проехали за город и посетили два завода — Русско-Балт. и Беккера, и осмотрели турбинную мастерскую. По пути на станцию заехали во временный морской госпиталь. До 7 1/2 у меня был доклад адм. Канина. Обедали моряки и англ. командиры подв. лодок. Уехал в 9 ч. под самым лучшим впечатлением. Лёг спать в 12 ч.»[18].

О пребывании Императора Николая II в Ревеле подробнее можно прочитать в книге Дмитрия Николаевича Дубенского «Его Императорское Величество государь император Николай Александрович в действующей армии»[19], там же приводятся и фотографии, сделанные во время той поездки. В том числе есть фотография команды английских матрасов, на транспорте «Европа» после награждения императором Николаем II группы английских подводников георгиевскими крестами. На ней присутствуют все 10 моряков, получивших Георгиевские кресты 4 степени.
Остальные кресты были вручены 18 июня 1916 года на борту плавучей базы подводных лодок «Двина» в Ревеле командующим Балтийским флотом адмиралом Василием Александровичем Каниным.

Приказы о награждении членов экипажа подводной лодки Е-19
Аллен Георгий (Allen George) — старший матрос [Leading seaman], лоцман. Награды: Георгиевский крест 4 степени №108477 «Награждён 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 26.10.1915 подводная лодка «Е19» потопила крейсер «Ундине»»[20].
Бейкер Томас (Baker Thomas) — старший кочегар [leading stoker]. Умер от гриппа (пневмонии) 24 февраля 1917 года[21].
Бейтман С. (Bateman C.) — машинный унтер-офицер [engine room artificer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559103 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[22].
Бенсон Бен (Benson L. Ben; ? — 1985) — матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559100 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[23].
Боулз Дж. (Bowles J.) — машинный унтер-офицер [engine room artificer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559104 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[24].
Кэмпбелл Г. (Campbell G.) — старший кочегар [leading stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559107 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[25].
Клифтон Г. (Clifton G.) — кочегар [stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559112 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[26].
Бенджамин Уильям Эдвардс (Benjamin William Edwards) — старший кочегар [leading stoker]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени № 916776[27].
Эллис Ф. (Ellis F.) — матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559096 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[28].
Эйриз Франк (Eyres Frank) — кочегарный боцман [Stoker Petty officer]. Личный номер O.N. 286254. Награды: Георгиевский крест 4 степени №108476 «Награждён 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 26.10.1915 подводная лодка «Е19» потопила крейсер «Ундине»»[29], медаль «За выдающиеся заслуги» (DSM)[30].
Фрай С. (Fry C.) — кочегар [stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559113 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[31].
Гаррод В. (Garrod W.) — сигнальщик [signalman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559102 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[32].
Грейстоун Г. (Greystone G.) — матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559097 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[33].
Харрис Г. (Harris G.) — боцман [Petty officer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559093 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[34].
Хит Дж. (Heath J.) — матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559099 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[35].
Холмс Дж. (Holmes G.) — старший кочегар [leading stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559106 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[36].
Джеймс Дж. (James J.) — кочегар [stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559109 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[37].
Кнотц Л. (Knotz L.) — кочегар [stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559110 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[38].
Левис Роберт (Levis Robert) — боцман [Petty officer], личный номер O.N. 188889. Награды: Георгиевский крест 4 степени №108475 «Награждён 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 26.10.1915 подводная лодка «Е19» потопила крейсер «Ундине».»[39], медаль «За выдающиеся заслуги» (DSM)[40]
Листер Р. (Lister R.) — матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559095 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[41].
Лукер Г. (Luker G.) — кочегар [stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559108 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[42].
Фредерик Чарльз Мотт (Frederick Charles Mott) — старший матрос [leading seaman]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени № 916774[43].
Притчетт, Гораций Эдвард (Horace Edward Pritchett; ?–?.06.1916) – матрос [Able Seaman]. Личный номер J 4417. Возраст 23 года. Переведён с подлодки HMS E-19 на HMS E-18 на которой и погиб. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559101 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[44].
Ричардсон Франк (Richardson Frank) — боцман [Petty officer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №108478 «Награждён 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 26.10.1915 подводная лодка «Е19» потопила крейсер «Ундине»»[45].
Сэмпсон Дж. (Sampson J.) — кочегар [stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559111«Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[46].
Симэн Дж. (Seaman J.) — старший матрос [leading seaman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559094 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[47].
Томпсон С. (Thompson S.) — матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559098 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[48].
Товард Дж. (Toward J.) — машинный унтер-офицер [engine room artificer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559105 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[49].
Уокер (Walker E.) — кочегар [stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559114 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[50].
Вилльямс Джон (Williams John) — старший машинист 1-го класса [Chief Engine Room Artificer, 1st Class]. Личный номер O.N.269191. Награды: Георгиевский крест 4 степени №108474 «Награждён 28.10.1915 лично Государем Императором в г. Ревеле, на транспорте «Европа». 26.10.1915 подводная лодка «Е19» потопила крейсер «Ундине».»[51], медаль «За выдающиеся заслуги» (DSM)[52].
Вингров (Уингров) Жорж Герберт (Georg Herbert Wingrove) — матрос [able seaman] по другим данным минный машинист. Прикомандирован к судну «Двина». Уроженец г. Лондон. Болел (экзема), с 29 августа 1916 года находился в госпитале[53]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №916775[54]
Стеханов Василий — телеграфист, приписан к подводной лодке «Е-19». Награды: Георгиевский крест 4 степени №559115 «Высочайше пожалован». Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[55].
Огрызков Сергей Павлович. Сигнальщик, приписан к подводной лодке «Е-19». На 1917 год сигнальщик на посыльном судне «Кречет». Родился в 1891 году. Уроженец Рязанской губернии, Михайловского уезда, Маковской волости села Стрелецкие Выселки. Призыв 1913 года. На 1917 год холост, болел[56]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №434765 «Высочайше пожалован. Награждён на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута»[57].
Подводную лодку HMS Е-19 следует признать самой результативной подводной лодкой Первой мировой войны в Балтийском море. За 16 походов сделанных из русских баз лодка осуществила 9 торпедных атак с выпуском 15 торпед. Торпедами, артиллерией и подрывными партиями уничтожила один легки крейсер (2100 т.), 6 пароходов (15 000 брт.), заставила выбросится на мель 3 парохода (7 000 брт.). Ещё один транспорт (1 800 брт.) привела как приз.
Заканчивая это исследование, хотелось бы поблагодарить Исследовательский центр «Георгиевский Архив» (г. Екатеринбург), историка Николая Родина и Илью Бурнаева (г. Москва) за помощь в поиске документов и фотографий.
Каркотко Андрей Юрьевич Магистр политических наук, историк (изображения предоставил автор)
[1] The Submarine Massacre of 1915 https://www.abc.se/~pa/uwa/sub-mass.htm
[2]Gröner, Erich (1990). German Warships: 1815–1945. Vol. I: Major Surface Vessels. Annapolis: Naval Institute Press. ISBN 978-0-87021-790-6.
[3] Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto (1993). Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart [The German Warships: Biographies − A Reflection of Naval History from 1815 to the Present] (in German). Vol. 8. Ratingen: Mundus Verlag.
[4] Подробнее об этом в статье «Громкая победа Е-8» https://sammlung.ru/?p=83326
[5] https://en.wikipedia.org/wiki/Francis_Cromie
[6] http://dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/Francis_Allen_Newton_Cromie
[7] Награждëн 5 февраля 1906 года. Эта медаль вручается тем, кто рисковал собственной жизнью, чтобы спасти другого человека.
[8] Высочайшее повеление от 28 октября 1915 года.
[9] Награждение подтверждено и опубликовано в «Лондонской Газете» №29552 от 18 апреля 1916 года.
[10] http://dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/George_Arthur_Coxall_Sharp
[11] Награждение было опубликовано в «Лондонской Газете» № 29603 от 30 мая 1916 года.
[12] https://ru.wikipedia.org/wiki/Дворжицкий,_Георгий_Корнильевич
[13] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9 сентября 1915 года № 948.
[14] Его награды были проданы на аукционе и разбирались на форуме https://sammler.ru/index.php?/topic/92381-military-cross-на-русского-офицера-е-19/
[15] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 30 ноября 1915 года №223.
[16] http://russianestonia.eu/index.php?title=Ферзен_Владислав_Васильевич
[17] Пожарский А.М. Подводное плавание в России. 1834-1918 гг. Биографический справочник. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2011. — 1024 с.
[18] Дневники императора Николая II (1894–1918) / Том II (1905–1918), Часть 2 (1914–1918). М. : Российская политическая энциклопедия, Серия «Бумаги дома Романовых». 2013. – Ч. 2 : 1914–1918. – 784 с.
[19] Его Императорское Величество государь император Николай Александрович в действующей армии / составил генерал-майор Дубенский. — Петроград : издание Министерства Императорского двора, 1915-1916.
[20] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.
[21] https://rnsubs.co.uk/boats/subs/e-class/e19.htm
[22] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[23] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[24] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[25] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[26] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[27] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №970. Номер награды объявлен в Циркуляре Штаба Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №1373.
[28] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[29] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.
[30] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» №29635 от 20 июня 1916 года.
[31] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[32] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[33] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[34] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[35] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[36] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[37] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[38] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[39] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.
[40] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» №29635 от 20 июня 1916 года.
[41] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[42] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[43] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №970. Номер награды объявлен в Циркуляре Штаба Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №1373.
[44] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[45] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.
[46] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[47] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[48] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[49] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[50] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[51] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года №400.
[52] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» №29635 от 20 июня 1916 года.
[53] Российский Государственный Военно-исторический архив. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат), Ящик 521-В
[54] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №970. Номер награды объявлен в Циркуляре Штаба Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №1373.
[55] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
[56] Российский Государственный Военно-исторический архив. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат), Ящик 2507-О.
[57] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 2-го июня 1916 года № 401.
Награды Императорской России
__________________
Обсудить материал >>>