Весёлый Роджер на Балтике

Весёлый Роджер на Балтике

in История/Фотографии 1313 views

В предыдущей статье «Подводники на службе Английского короля и Российского императора» были рассмотрен вопрос появления британских лодок в Балтийском море, и специфика награждения орденами, крестами и медалями их экипажей. В этой работе остановимся на истории одной из самых известных британских лодок HMS Е-9. Конечно, в статье затронем судьбу её легендарного командира Сэра Макса Кеннеди Хортона.

«Весёлый Роджер» на Балтике. Награждение экипажа подводной лодки HMS Е-9 наградами Российской империи

Подводная лодка HMS Е-9 и её командир Хортон
Подводная лодка HMS Е-9 и её командир Хортон 

История подлодки HMS Е-9 до перехода на Балтику

HMS Е-9 была заложена 1 июня 1912 года на верфи Виккерс и введена в эксплуатацию 18 июня 1914 года.

Когда 5 августа 1914 года в Великобритании была объявлена война с Германией, E-9 входила в состав 8-й флотилии подводных лодок флота метрополии и базировалась в Гарвиче. Она действовала во Внутренних и Атлантических водах, находясь на балансе судна-обеспечения «Мейдстоун» (HMS Maidstone), поэтому на фотографиях на бескозырках некоторых моряков E-9 можно увидеть эту надпись.

Лодкой в звании лейтенант-коммандера командовал Макс Кеннеди Хортон, который уже был к тому времени достаточно опытным командиром.

Лейтенант-коммандер Макс Кеннеди Хортон
Лейтенант-коммандер Макс Кеннеди Хортон

Макс Кеннеди Хортон родился 29 ноября 1883 года. По традиции британских морских семей, в юном возрасте 15 сентября 1898 года поступил на флот. Обучение проходил на учебном корабле Королевского военно-морского флота «Британия» (HMS Britannia). В 1903 году Хортон получил звание сублейтенанта.

В начале служил на броненосном крейсере «Герцог Эдинбургский» (HMS Duke of Edinburgh), затем перешёл в подплав. 31 августа 1912 года Хортон был назначен командиром подводной лодки HMS D-6. 15 февраля 1913 года он был повышен в звании до капитан-лейтенанта, а 11 марта 1914 года получил под командование новейшую подлодку E-9.

На рассвете 13 сентября 1914 года, в шести милях к юго-западу от Гельголанда, Хортон торпедировал немецкий лёгкий крейсер «Хела» (SMS Hela). «Хела» получила попадания двух торпед. Все, кроме двух членов экипажа крейсера были спасены немецкой подлодкой SM U-18 и другим кораблём.

Немецкий легкий крейсер «Хела»
Немецкий легкий крейсер «Хела»

6 октября 1914 года в устье Эмса, «E-9» удалось обнаружить и потопить вражеский эсминец «S 116».

За эти победы, 21 октября 1914 года, Хортон был награждён орденом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order (DSO)), а старший офицер лодки лейтенант Чарльз Чэпмен получил крест «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross (DSC))[1].

Тогда же Хортон начал традицию британских подводников в честь победы поднимать при возвращении в базу флаг «Весёлый Роджер».

Хортон начал традицию британских подводников в честь победы поднимать при возвращении в базу флаг «Весёлый Роджер».

Появление «Веселого Роджера» на британских подлодках

Весёлый Роджер — пиратский чёрный флаг с адамовой головой (черепом человека) и костями. Этот флаг, наряду с десятками других, использовался пиратами в XVII—XVIII веках. Единого пиратского флага не существовало. Однако в культуре XIX—XXI вв. именно флаг с черепом и скрещенными костями чаще всего ассоциировался с пиратством.

С появлением подводных лодок, адмирал сэр Артур Уилсон, лорд Адмиралтейства британского Королевского флота, заявил, что субмарины «это не по-английски и не честно», и что он убедит британское Адмиралтейство считать команды вражеских субмарин, захваченных в военное время, пиратами и вешать как пиратов.

Эти слова сильно оскорбили офицеров подводников, которые ежедневно рисковали своей жизнью.

Когда Е-9 успешно торпедировала германский крейсер «Хела», помня слова адмирала, Хортон, возвращаясь в порт, поднял на лодке пиратский флаг «Весёлый Роджер».

Первоначально подводная лодка Хортона E-9 ходила под несколькими небольшими пиратскими флагами, количество которых увеличивалось после каждого успешного патрулирования. Но когда не стало хватать места для их демонстрации, практика была изменена. Отныне лодка несла единственный большой «Весёлый Роджер», на который были пришиты символы, указывающие на достижения подводной лодки.

Другие командиры подводники подхватили новую традицию, которая была распространена в обеих мировых войнах и присутствует до сих пор. Адмиралтейство не одобрило практику поднятия на лодках пиратских флагов, но не смогло ее остановить.

Со временем сложилась целая система. На флагах указывались достижения подводной лодки, и какие-то фрагменты её истории в виде символов. Оформлением своего флага обязан был заниматься экипаж субмарины. Подробнее об этом обычае можно прочесть в моей статье ««Весёлый Роджер» на подводных лодках»[2].

В настоящее время неизвестны фотографии Е-9 под «Весёлым Роджером».

Е-9 в составе русского балтийского флота

В октябре 1914 года английское Адмиралтейство послало три лодки типа «E» на Балтику. Переход через Скагеррак, Каттегат и узкие, мелкие Датские проливы был крайне опасен, но Хортон на Е-9 сумел их успешно форсировать.

22 октября 1914 года Е-9 пришла в Либаву. 25 октября 1914 года начала боевую службу на Балтике.

На все британские лодки на Балтике для координации работы были назначены офицеры и матросы русского флота хорошо знающие английский язык. В октябре 1914 года офицером для связи и штурманом на подводную лодку Е-9 был назначен лейтенант Антоний Николаевич фон Эссен[3].

Лейтенант Антоний Николаевич фон Эссен
Лейтенант Антоний Николаевич фон Эссен

Затем с апреля 1916 года по июль 1917 года русским офицером для связи на Е-9 был Георгий Иванович Скальский[4].

Лейтенант Георгий Иванович Скальский (1891-1917)

После него с июля 1917 по декабрь 1917 года Бергер Лев Михайлович.

Всего подводная лодка Е-9 совершила 38 боевых походов, достигнув крупных успехов на Балтике, большинство под командой Макса Хортона. Коротко напомним только про подтвержденные победы лодки.

Британские подводные лодки «Е-9» и «Е-1» у борта учебного судна «Рында». Ревель, Эстляндская губерния. Январь 1915 г.
Британские подводные лодки «Е-9» и «Е-1» у борта учебного судна «Рында». Ревель, Эстляндская губерния. Январь 1915 г.
Подводная лодка E-9 в Ревеле
Подводная лодка E-9 в Ревеле

5 июня 1915 года Е-9 нанесла серьёзные повреждения немецкому миноносцу S-148 и потопила пароход «Дора Хуго Стинес» (Dora Hugo Stinnes XII, тоннаж 3000 т).

2 июля 1915 года Е-9 повредила броненосный крейсер «Принц Адальберт» (SMS Prinz Adalbert). Об этой победе расскажем чуть подробнее.

С середины мая по конец июня «Принц Адальберт» обеспечивал прикрытие минных постановок. Это привело 2 июля 1915 года к гибели минного заградителя «Альбатрос» (SMS Albatross) и торпедированию «Принц Адальберт», шедшего вместе с броненосным крейсером «Принц Генрих» (SMS Prinz Heinrich) на помощь минзагу. В шести милях перед Риксхефтом торпеда с подлодки Е-9 поразила цель и взорвалась под носовым мостиком крейсера. От взрыва на крейсере погибло 10 моряков. Немецкий адмирал Хопман, который находился на крейсере, перешёл на эсминец V-99. «Принц Адальберт» 4 июля 1915 года кормой вперёд с трудом дошёл до Киля. 

Броненосный крейсер Prinz Adalbert в годы Первой мировой войны
Броненосный крейсер Prinz Adalbert в годы Первой мировой войны

Интересно отметить такой факт. После атаки Хортон доложил командованию о потоплении германского броненосца типа «Дойтчланд». Поэтому в некоторых статьях об Хортоне и подлодке Е-9 можно найти информацию о потоплении броненосца. При желании об этом можно найти упоминания и в архивных документах. Например, в телеграмме отправленной адмиралом Руссиным на основе донесения лейтенанта Эссена было написано: «19 июня 3 часа дня в Балтийском море английская подлодка двумя минами взорвала германский линейный корабль типа Дойтчланд.»[5]

Затем, по агентурным сведениям, быстро установили, что был повреждён броненосный крейсер «Принц Адальберт». Немцы посчитали, что он подорвался на мине. Ошибка в определении типа корабля вполне очевидна, достаточно взглянуть на то, как выглядели эти корабли.

Боковой вид броненосного крейсера «Принц Адальберт» и линейного корабля типа «Дойтчланд». Как видно профили очень похожи и их легко перепутать

За повреждения броненосного крейсера «Принц Адальберт» русский император наградил Макса Хортона орденом Святого Георгия 4 степени, офицеров следующими орденами, а команду Георгиевскими крестами и медалями.

17 октября 1915 года повреждён пароход «Седерхам» (Soederhamn, тоннаж 2027 т, вез лес из Швеции в Голландию). Призовая партия с лодки пыталась потопить судно путём подрыва и открытия кингстонов, но «Седерхам» не затонул, и его удалось привести в порт.

18 октября 1915 года Е-9 потопила пароход «Пернамбуко» (Pernambuco, тоннаж 4800 т, 8000 тонн руды). Призовая партия с лодки пыталась потопить судно путём подрыва. Пароход медленно тонул и лодка добила его торпедой.

19 октября 1915 года потоплены пароходы «Иоханнес Русс» (Johannes Rus, тоннаж 1750 т) и «Далельфревен» (Dal Alfoen, тоннаж 1050 т).

Подводная лодка E-9 прорубается сквозь лёд в Ревеле (Таллин)
Подводная лодка E-9 прорубается сквозь лёд в Ревеле (Таллин)

Хортен покинул лодку E-9 в январе 1916 года, чтобы в Великобритании принять под командование новую подводную лодку HMS J-6. Русское командование очень ценило Макса Хортона и в официальной переписке с британским Адмиралтейством просило оставить его в качестве командира флотилии британских лодок в составе Балтийского флота вместо лейтенант-коммандера Кроми. Но британское Адмиралтейство не отменило свой приказ.

Новым командиром E-9 был назначен лейтенант Хьюберт Вон-Джонс, он же стал и последним командиром лодки. Под командой Вон-Джонса лодка побед не имела хотя несколько раз проводила торпедные атаки.

Английские подводные лодки у борта плавбазы Память Азова в Петровской гавани Ревеля
Английские подводные лодки у борта плавбазы Память Азова в Петровской гавани Ревеля

3 апреля 1918 года E-9 была взорвана командой на внешнем Свеаборгском рейде (Финляндия) для предотвращения захвата немцами.

Награды экипажа подводной лодки Е-9

Так как лодка добилась больших успехов то и на её экипаж приходится большое количество награждений.

Экипаж Е-9 был отмечен следующими британскими наградами:

  • Орден «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order (DSO));
  • Крест «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross (DSC));
  • Медаль «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Medal (DSM)).

Точное количество полученных британских наград в настоящее время неизвестно, так как трудно проследить конкретно, кто и за что был награждён. А вот награждение российскими наградами можно смело относить к успехам подлодки на Балтике. По выявленным приказам за подвиги в годы Первой мировой войны экипаж подлодки Е-9 получил 57 Георгиевских наград:

  • Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени – 1;
  • Георгиевское оружие – 1;
  • Георгиевских крестов 3-й степени – 23;
  • Георгиевских крестов 4-й степени – 9;
  • Георгиевских медалей 3-й степени – 1;
  • Георгиевских медалей 4-й степени – 22.

Приказы о награждении членов экипажа подводной лодки Е-9.

Два британских матроса, по болезни не участвовавшие в походе, в котором был повреждён «Принц Адальберт» получили серебряные медали «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте.

В приведённых коротких биографических сведениях даются данные о наградах, полученных во время службы на подводной лодке E-9. Не все приказы о награждении, а тем более документы с перепиской, за какие именно отличия подводники были награждены, удалось найти.

Офицеры на мостике E-9. Слева на право: инженер-лейтенант Сесил Симпсон (вахтенный офицер, инженер-офицер британского дивизиона подводных лодок); коммандер Макс Хортон (командир лодки); лейтенант Антоний фон Эссен и лейтенант Чарльз Чепмен (старший офицер лодки)
Офицеры на мостике E-9. Слева на право: инженер-лейтенант Сесил Симпсон (вахтенный офицер, инженер-офицер британского дивизиона подводных лодок); коммандер Макс Хортон (командир лодки); лейтенант Антоний фон Эссен и лейтенант Чарльз Чепмен (старший офицер лодки)

Награды и дальнейшая карьера Макса Хортона

Сэр Макс Кеннеди Хортон (Max Kennedy Horton; 29.11.1883 – 30.07.1951) командир лодки E-9. Начал командовать лодкой в звании лейтенант-коммандера, 31 декабря 1914 года произведён в коммандеры.

За подвиги на подводной лодке E-9 получил награды:

  • Британский орден «За выдающиеся заслуги» (20 октября 1914 года, за потопление лёгкого крейсера SMS Hela и эсминца S-116); планка повторного награждения к ордену (2 ноября 1917 года за долгую и усердную службу в командовании подводными лодками за рубежом); вторая планка повторного награждения (8 марта 1920 года за выдающуюся службу в командовании Балтийской флотилией подводных лодок);
  • Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом «За прорыв на Балтику» (вручён 11 (24) ноября 1914 года[6])[7];
  • Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (март 1915 года);
  • Орден Святого Георгия 4-й степени «Его Императорское величество Государь Император в проявления своего Высочайшего одобрения действия Английской подводной лодки взорвавшей 19 июля линейный корабль типа «Дойтчланд»[8] соизволил  пожаловать командира Хортона кавалером ордена Святого Георгия четвёртой степени»[9];
  • Подарок по чину, золотой портсигар подарок от Русского императора.

Ордена Святого Георгия 4-й степени и Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, которыми был награждён Макс Хортон. Хранятся в  Королевском музее в Гринвиче.

После отзыва в Великобританию Макс Хортон командовал подводными лодками HMS J-6 и HMS M-1.

Коммандер Макс Хортон с офицерами в кают-компании подводного монитора HMS M-1. На столе лежит серебряный петушок, талисман коммандера Макса Хортона
Коммандер Макс Хортон с офицерами в кают-компании подводного монитора HMS M-1. На столе лежит серебряный петушок, талисман коммандера Макса Хортона

В межвоенный период командовал лёгким крейсером HMS Conquest (1922−1924), затем линкором HMS Resolution (1930). В 1926−1928 годах помощник директора Адмиралтейства по мобилизации. 17 октября 1932 произведён в контр-адмиралы. В 1933−1935 годах командовал 2-й линейной эскадрой (флагман линкор HMS Malaya). С 1935 года командир 1-й крейсерской эскадры (флагман крейсер HMS London). В 1937 году произведён в вице-адмиралы, и назначен командующим Резервным флотом.

В годы Второй Мировой войны в 1939−1940 годах командующий Северного патруля, затем был командующим всеми подводными лодками Британии в открытом море. 9 января 1941 года получил чин адмирала. 17 ноября 1942 года Хортон был назначен Главным Командующим Западных подходов. Хортон был признан, как один из самых важных людей в победе союзников в Атлантике. В августе 1945 года Макс Хортон, по его собственной просьбе вышел в отставку.

Портрет адмирала сэра Макса Хортона. 1946 г.
Портрет адмирала сэра Макса Хортона. 1946 г.

30 июля 1951 года Хортон скончался от коронарного тромбоза.

Кроме вышеперечисленных Макс Хортон был награждён многими иностранными и британскими наградами, которые хранятся в Королевском музее в Гринвиче[10].

Комплект британских наград Макса Хортона

Офицеры лодки и их награды

Макс Хортон и лейтенант Чарльз Чэпмен на мостике E-9. На заднем плане матрос Вильям Поуэлль
Макс Хортон и лейтенант Чарльз Чэпмен на мостике E-9. На заднем плане матрос Вильям Поуэлль

Чарльз Мэннерс Саттон Чэпмен[11](Charles Manners Sutton Chapman; 11.08.1889 – 9.06.1919)[12] — лейтенант, старший офицер лодки. В начале 1916 года командовал прибрежной подводной лодкой C-30, а затем служил старшим офицером на лодке J-6 которой командовал Хортон, оставался на ней до февраля 1917 года. С 26 февраля 1917 года Чэпмен командовал лодкой HMS G-11, затем 25 сентября 1918 года назначен командиром субмарины HMS L-55. Чэпмен погиб на лодке L-55 которая была потоплена у берегов Кронштадта во время операций против советских войск в 1919 году.

Награды:

  • Крест «За выдающиеся заслуги» (20 октября 1914 года, за потопление легкого крейсера SMS Hela и эсминца S-116); планка повторного награждения крестом «За выдающиеся заслуги» «В знак признания их заслуг на подводных лодках во вражеских водах»[13];
  • Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами «За выдающуюся храбрость и распорядительность во время неоднократных удачных атак лодками неприятельских судов»[14];
  • Орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом (за участие у атаке на броненосный крейсер SMS Prinz Adalbert)[15].

Джон Джаспер Рэй Пирсон (John Jasper Ray Peirson; 6.06.1892 – 02.10.1960)[16] — мичман (позже с 15.03.1915 г. лейтенант), 3-й офицер лодки. В 1919 году коммандер, командир подводной лодки HMS J-6[17]. Участник Второй мировой войны, командовал рядом баз береговых войск, последнее звание кэптен.

Награды:

  • Орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом «За выдающуюся храбрость и распорядительность во время неоднократных удачных атак лодками неприятельских судов»;
  • Крест «За выдающиеся заслуги» «В знак признания их заслуг на подводных лодках во вражеских водах.»[18].

Хьюберт Вон-Джонс[19] (Hubert Vaughan-Jones C.B.E.[20]; 24.06.1884 г. – ?)[21] — лейтенант-коммандер, второй и последний командир лодки E-9. Вон-Джонс командовал лодкой с декабря 1915 по январь 1918 года. Затем командовал рядом других лодок. В звании коммодора второго класса участвовал во Второй мировой войне, занимал ряд должностей ответственных за морские перевозки.

Награды:

Сесил Симпсон (Cecil Simpson) — инженер-лейтенант, инженер-офицер британского дивизиона подводных лодок, иногда выходил на лодке E-9 как вахтенный офицер. Награды:

Лейтенант фон Эссен Антоний Николаевич
Лейтенант фон Эссен Антоний Николаевич

Фон Эссен Антоний Николаевич (29.07.1888 ― 1917) — лейтенант, офицер для связи и штурман лодки с 20 октября 1914 года по 18 апреля 1916 года. В январе 1917 году получил под командование подводную лодку АГ-14. В сентябре 1917 года АГ-14 не вернулась с боевого похода погибнув со всем экипажем.

Награды:

  • Орден Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом (за походы на лодке E-9 и повреждения ее немецкого эсминца)[25];
  • Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1916 год);
  • Георгиевское оружие «За то, что плавая на английской подводной лодке Е-9, участвовал во всех боевых операциях лодки и своими умелыми, полными самоотвержения, знания дела и строго обдуманными советами существенно способствовал блестящему успеху походов, результатом коих было потопление нескольких неприятельских судов»[26];
  • Крест «За выдающиеся заслуги»[27].

Наградной лист на Антония Николаевича фон Эссена

Нижние чины

Воинские звания даны на момент награждения, в переводе как британские моряки были записаны в русских приказах. Фамилии в русских документах иногда написаны с ошибками, поэтому приводятся оба варианта.

AMBROSE K. (Эмброс Ричард) – матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72118 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[28]. Георгиевская медаль 4 степени №269698 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[29].

Георгиевский крест 3 ст. 72130
Георгиевский крест 3 ст. 72130

BAKER Thomas (Бэкер Томас) – машинист [stoker][30]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72130 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[31]. Георгиевская медаль 4 степени №269705 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[32]. Крест продавался на форуме forum.faleristika.info[33]

BICKFORD T. (Бикфорд Т.) – машинист [stoker]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364823 «Всемилостивейше пожалована 15 июня 1915 года»[34].

BONHOM G. (Боннэм Дуглас) – старший машинный унтер-офицер [chief engine room artificer]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72123 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[35]. Георгиевская медаль 4 степени №269691«Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[36].

BOWN Frederick (Боуэн Фредерик) – матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72115 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[37]. Георгиевская медаль 4 степени №269701 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[38]. После возвращения из России, Боуэн служил под командой Макса Хортона на подлодке HMS J-6, затем продолжил службу в подплаве и пережил потопление субмарины HMS K-17 у острова Мэй.

BUICK William (Бьюик Вильям) – старший машинист [leading stoker]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72126 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[39]. Георгиевская медаль 4 степени №269697 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[40].

Старший сигнальщик Альфред Бертеншоу
Старший сигнальщик Альфред Бертеншоу (фото sammler.ru)

BURTENSHAW Alfred (Бертеншоу Альфред) – старший сигнальщик [leading signalman]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72114 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[41]. Георгиевская медаль 4 степени №269696 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[42]Большая серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте.

CHEESEMAN C. (Чизман К.) – старший машинист [leading stoker]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364822 «Всемилостивейше пожалована 15 июня 1915 года»[43].

CLARK S. (Клэрк Роберт) – матрос [able seaman] по другим сведениям машинист. Награды: серебряная медаль «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте[44].

Комплект наград старшего машинного унтер-офицера подводной лодки Е-9 Томаса Уильямса Коллиса. Награды: Медаль «За выдающиеся заслуги», Звезда 1914-15 гг., Британская военная медаль, Медаль Победы, Медаль Обороны, Военная медаль 1939-1945 гг., Российский Георгиевский крест 3 степени и Георгиевская медаль 4 степени.      

COLLIS Thomas William (Коллис Томас Уильямс; 29.04.1882-?) – старший машинный унтер-офицер [chief engine room artificer]. Принял участие и во 2-й мировой войне. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72121 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[45]. Георгиевская медаль 4 степени №269690 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[46]; Медаль «За выдающиеся заслуги»[47].

COOK William (Кук Вильям) – машинист [stoker]. Награды: Георгиевский крест 3 степени № 72127 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[48]. Георгиевская медаль 4 степени №269702 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[49].

EVANS G. (Эванс Джемс) – старший матрос [leading seaman]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72112 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[50]. Георгиевский крест 4 степени №12264 «Всемилостивейше пожалован Государем Императором 16.03.1915. 20.10.1914 подводная лодка «Е9» вместе с подводной лодкой «Е1», прорвав немецкую блокаду, прибыли в Гельсингфорс»[51].

GARTHWAITE William (Гарфуеэт Вильям) – старший машинный унтер-офицер [chief engine room artificer]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72120 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[52]. Георгиевский крест 4 степени №12271 «Всемилостивейше пожалован Государем Императором 16.03.1915. 20.10.1914 подводная лодка «Е9» вместе с подводной лодкой «Е1», прорвав немецкую блокаду, прибыли в Гельсингфорс»[53].

GIBBS S. (Гибз Стивен) – унтер-офицер [petty officer]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72109 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[54]. Георгиевский крест 4 степени №12262 «Всемилостивейше пожалован Государем Императором 16 марта 1915 года. 20.10.1914 подводная лодка «Е9» вместе с подводной лодкой «Е1», прорвав немецкую блокаду, прибыли в Гельсингфорс»[55]. Георгиевская медаль 3 степени №77277 «Всемилостивейше пожалована 15 июня 1915 года»[56].

HAMPHREYS Edward (Хэмфис Эдвард) – матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72116 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[57]. Георгиевский крест 4 степени №12265 «Всемилостивейше пожалован Государем Императором 16.03.1915. 20.10.1914 подводная лодка «Е9» вместе с подводной лодкой «Е1», прорвав немецкую блокаду, прибыли в Гельсингфорс»[58].

HANCOCK William (Хенкок Вильям) – матрос [able seaman], по другим данным машинист. Награды: серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте[59].

HUTCHINGS George (Хэччингс Джорж) – машинист [stoker]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72129 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[60]. Георгиевская медаль 4 степени №269704 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[61].

Георгиевский крест 3 степени №72131, им был награждён машинист Ленгидж Фредерик

Группа российских и британских моряков на плавучей базе «Рында». Фредерик Ленгидж сидит с Георгиевской медалью
Группа российских и британских моряков на плавучей базе «Рында». Фредерик Ленгидж сидит с Георгиевской медалью
Машинист Ленгидж Фредерик обнимает детей. На груди у него Георгиевская медаль 4 степени и медаль «За усердие»
Машинист Ленгидж Фредерик обнимает детей. На груди у него Георгиевская медаль 4 степени и медаль «За усердие»

LANGUIDGE (Langridge) Frederick Charles (Ленгидж Фредерик 9.12.1887-07.06.1916) – машинист [stoker]. Заболел, острая почечная недостаточность вследствие отравления кислотными газами из повреждённых аккумуляторов. Умер 07.06.1916 года, похоронен в Таллине. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72131 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[62]; Георгиевская медаль 4 степени №269706 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[63]; серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте; Медаль «За выдающиеся заслуги»[64].

Машинный унтер-офицер Мафьюс Генри фото с британской периодики из коллекции Игоря Остапенко. Второе фото неизвестный британский подводник георгиевский кавалер (Мафьюс Генри), на бескозырке надпись «HMS Maidstone». Фотооткрытка из коллекции Олега Тютюкина, атрибуция А. Каркотко.

MATHEUS Henry он же Matthews Henry George (Мафьюс Генри) – машинный унтер-офицер [stoker petty officer]. Награды: Георгиевский крест 3 степени № 72125 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[65]. Георгиевская медаль 4 степени №269694 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[66].

MILES George (Мэйэлс Джорж) – матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №12266 «Всемилостивейше пожалован Государем Императором 16.03.1915. 20.10.1914 подводная лодка «Е9» вместе с подводной лодкой «Е1», прорвав немецкую блокаду, прибыли в Гельсингфорс»[67].

MILLYAND George (Милльярд Джорж) – старший матрос [leading seaman]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72113 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[68]. Георгиевская медаль 4 степени №269695«Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[69].

OLDRIDGE (ALDRIDGE) Henry (Ольдридж Генри) – машинист [stoker]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72128 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[70]. Георгиевская медаль 4 степени №269703 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[71].

PAY Frank (Пэ Фрэнк) – унтер-офицер [petty officer]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №269692 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[72].

PALLIN I. (Пэллин Томас) – старший машинист [chief stoker]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72124 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[73]. Георгиевский крест 4 степени №12270 «Всемилостивейше пожалован Государем Императором 16.03.1915. 20.10.1914 подводная лодка «Е9» вместе с подводной лодкой «Е1», прорвав немецкую блокаду, прибыли в Гельсингфорс»[74].

Старший матрос Вильям Поуэлль

POWELL William George (Поуэль Вильям; 18.12.1870 – 01.06.1916) – старший матрос или матрос 1-й статьи [leading seaman]. Переведен на подводную лодку Е-18 на которой и погиб. О нем подробнее в статье на wiki.lesta.ru[75] Награды: Георгиевский крест 3 степени №72111 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[76]. Георгиевский крест 4 степени №12263 «Всемилостивейше пожалован Государем Императором 16.03.1915. 20.10.1914 подводная лодка «Е9» вместе с подводной лодкой «Е1», прорвав немецкую блокаду, прибыли в Гельсингфорс»[77].

SAYERS S. (Сайерс С.) – матрос [able seaman]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364821 «Всемилостивейше пожалована 15 июня 1915 года»[78].

SCHUTTERLIN G. (Шатэлин Дусон) – матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 3 ст. №72117 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[79]. Георгиевская медаль 4 степени №269699 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[80].

SMITH Horace (Смиф Горас) – унтер-офицер [petty officer]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72110 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[81]. Георгиевская медаль 4 степени №269693 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[82].

RAYNOR Tom (Рэнор Том) – матрос [able seaman]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72119 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[83]. Георгиевская медаль 4 степени №269700 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[84].

WALLACE Andrew (Уллэс Анрью) – старший машинный унтер-офицер [chief engine room artificer]. Награды: Георгиевский крест 3 степени №72122 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[85]. Георгиевская медаль 4 степени №269689 «Высочайше пожалована 16 марта 1915 года»[86].

WESTERN S. (Вестерн С.) – матрос [able seaman].  Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364820 «Всемилостивейше пожалована 15 июня 1915 года»[87].

БЕЛЯНКИН Павел Алексеевич – сигнальный унтер-офицер Службы Связи, приписан к подводной лодке «Е-9». Награды: Георгиевский крест 4 степени №12326 «За походы на Английской подводной лодке «Е-9», согласно с. 49 Статута Георгиевского креста»[88]; Георгиевская медаль 4 степени №269943 «За то, что 24 апреля, когда радиостанция находилась под сильным огнем неприятеля, добровольно остались при ней, продолжая обслуживать связь Либавского гарнизона с прочими частями наших войск»[89] ранее был награждён светло-бронзовой медалью «В память 300-летия царствования дома Романовых».

МОЛОКАНОВ Иван Семенович – машинист 1-й статьи, учебное судно «Двина», приписан к подводной лодке «Е-9». Место рождения Симбирская губерния, Сызранский уезд и волость. В сентябре 1916 года болел.[90] Награды: Георгиевский крест 4 степени №12327 «За походы на Английской подводной лодке «Е-9», согласно с. 49 Статута Георгиевского креста»[91].

После приведенных данных попробуем опознать людей на фотографии экипажа подводной лодки Е-9 приведённой в предыдущей статье. Для наглядности прономеруем людей на ней.

Экипаж подводной лодки Е-9 после награждения за провыв в Балтийское море. Фотография сделана в июне 1915 года
Экипаж подводной лодки Е-9 после награждения за провыв в Балтийское море. Фотография сделана в июне 1915 года

Экипаж подводной лодки Е-9 после награждения за провыв в Балтийское море. Фотография сделана в июне 1915 года. Под номерами опознаны следующие герои: 3. предположительно, старший сигнальщик Бертеншоу Альфред; 11.  машинист Ленгидж Фредерик; 13. сигнальный унтер-офицер Белянкин Павел Алексеевич; 16. лейтенант Чарльз Чепмен (с Орденом Св. Станислава 2-й ст. с мечами); 17. суб лейтенант Дж. Дж. Р. Пирсон (с Орденом Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом); 18. Макс Хортон (с орденом Св. Анны 2 ст. с мечами); 19. Антоний фон Эссен (с орденом Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом); 25. предположительно, машинный унтер-офицер Мафьюс Генри; 28. матрос 1-й статьи Поуэль Вильям. Остальные пока не известные.

В британском флоте практиковалась ротация — практика перевода на другие корабли, поэтому к концу 1917 года от первоначального экипажа лодки, пришедшего на Балтику в 1914 году осталось мало моряков. Так в 1916 году Макс Кеннеди Хортон был переведен в качестве командира на другую лодку HMS J-6. Интересно отметить, что в экипаже J-6 были моряки и офицеры с Е-9 это: старший офицер Чарльз Чепмен и матрос Боуэн Фредерик. Матрос 1-й статьи Поуэль Вильям был переведен на лодку Е-18 на которой и погиб.

Е-9 не была единственной подводной лодкой типа «E» добившееся успехов на Балтике. Победы и боевые потери других британских лодок рассмотрим в следующих статьях.

Заканчивая это исследование, хотелось бы поблагодарить Исследовательский центр «Георгиевский Архив» (г. Екатеринбург), историка Николая Родина, Антона Денисова (Москва), Валентина Юшко (Москва), коллекционеров Игоря Остапенко и Олега Тютюкина за помощь в поиске документов и фотографий.

Каркотко Андрей Юрьевич
Магистр политических наук, историк
(изображения предоставил автор)

[1] Указ об их награждении был опубликован в «Лондонской газете» №28948 от 20 октября 1914 года.

[2] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:«Веселый_Роджер»_на_подводных_лодках

[3] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Эссен,_Антоний_Николаевич

[4] http://russianestonia.eu/index.php?title=Скальский_Георгий_Иванович

[5] Российский Государственный архив Военно-морского флота (далее РГАВМФ) Ф. 418, Оп. 1, Д. 3343, Л.181.

[6] РГАВМФ Ф.716, Оп. 2, дело 8, Л. 166-167

[7] Подтверждении его награждения Королем Великобритании, был опубликован в «Лондонской газете» №29815 от 7 ноября 1916 года.

[8] В действительности броненосного крейсера «Prinz Adalbert».

[9] Награждён Высочайшим повелением Российского Императора в 1915 году, Указ об подтверждении его награждения Королем Великобритании, был опубликован в «Лондонской газете» №29368 от 16 ноября 1915 года.

[10] https://www.rmg.co.uk/collections/objects/search/Max%20Kennedy%20Horton#!csearch;searchTerm=Victoria_Cross

[11] В российских документах его фамилия писалась как Чапман.

[12] http://dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/Charles_Manners_Sutton_Chapman

[13] Указ об их награждении был опубликован в «Лондонской газете» № 30363 от 30 октября 1917 года.

[14] Подтверждении его награждения Королем Великобритании был опубликован в «Лондонской газете» №30147 от 22 июня 1917 года.

[15] Подтверждении его награждения Королем Великобритании был опубликован в «Лондонской газете» №30194 от 20 июля 1917 года.

[16] https://www.unithistories.com/officers/RN_officersP1a.html

[17 http://dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/John_Jasper_Ray_Peirson

[18] Указ об их награждении был опубликован в «Лондонской газете» № 30363 от 30 октября 1917 года.

[19] В российских документах он проходил как Губерт Воган-Джонс.

[20] Рыцарь-командор Самого превосходного ордена Британской империи.

[21] http://dreadnoughtproject.org/tfs/index.php/Hubert_Vaughan-Jones

[22] Приказ Главковерха от 24 июля 1917 года №695.

[23] Подтверждение его награждения Королем Великобритании было опубликовано в «Лондонской газете» №30147 от 22 июня 1917 года.

[24] Подтверждение его награждения Королем Великобритании было опубликовано в «Лондонской газете» №30194 от 20 июля 1917 года.

[25] Приказ Флоту Балтийского моря от 10-го марта 1915 года №45, Высочайший Приказ по Морскому ведомству от 23 марта 1915 года.

[26] Приказ Командующего флотом Балтийского моря от 01.08.1915 года № 834, утвержден Высочайшим Приказом по Морскому ведомству от 17 августа 1915 года.

[27] По дневникам капитана Гудхарт E-8 крест «За выдающиеся заслуги» фон Эссен получил 29.08.1915 г.

[28] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[29 Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года №375.

[30] Stoker – если переводить дословно кочегар, но правильнее должность назвать машинист. Именно так они часто записывались в русских документах.

[31] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[32] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года №375.

[33] https://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=818&t=1034200&sid=18a0cb6e81bc55825dbfc47ab4d077c0

[34] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[35] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[36] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[37] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[38] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го Апреля 1915 года № 375.

[39] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[40] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[41] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[42] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[43] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[44] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 5-го октября 1915 года №1060.

[45] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[46] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[47] Указ об их награждении был опубликован в «Лондонской газете» № 30194 от 19 ноября 1915 года.

[48] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[49] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[50] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[51] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[52] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[53] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[54] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[55] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го Апреля 1915 года № 375.

[56] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[57] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[58] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го Апреля 1915 года № 375.

[59] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 5-го октября 1915 года №1060.

[60] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[61] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[62] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[63] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[64] Указ об их награждении был опубликован в «Лондонской газете» №28948 от 20 октября 1915 года.

[65] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[66] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[67] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[68] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[69] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[70] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[71] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[72] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[73] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[74] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[75] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Поуэль,_Вильям

[76] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[77] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[78] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[79] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[80] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[81] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[82] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[83] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[84] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[l85] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[86] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[87] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[88] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 803.

[89] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 10-го июня 1915 года №734.

[90] Российский Государственный Военно-исторический архив. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат). Ящик 2234-М

[91] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 803.

Подводники на службе Английского короля и Российского императора

Награды Императорской России

__________________

Обсудить материал >>>

 В Телеграмм >>>

Рекомендуем

Орден Шамиля

Орден Шамиля

Одной из причин возникновения ордена послужила необходимость отмечать заслуженных деятелей, основанная на
Перейти К началу страницы