Подводная лодка HMS E-18

Подводная лодка HMS E-18 и её последний поход на Балтике

in История/Фотографии 1054 views

В предыдущих статьях «Подвод­ники на служ­бе Анг­лий­ского ко­ро­ля и Рос­сий­ского им­пера­то­ра», «„Ве­сё­лый Род­­жер” на Бал­ти­ке», «Спа­си­тель­ница Ри­ги – бри­тан­ская под­вод­ная лодка Е-1» и «Неу­дач­ный про­рыв Е-13 на Бал­тику» были рассмотрены вопросы появления британских лодок в Бал­тий­ском мо­­ре и их победы, спе­ци­фи­ка награждения орденами, крес­тами и медалями экипажей британских лодок. В этой статье поз­накомимся с тра­гической судьбой ещё одной британской лодки – HMS Е-18.

История службы HMS E-18

HMS Е-18 была заложена 1 января 1914 года. Спущена на воду 4 марта 1915 года, и вошла в строй 6 июня 1915 года. Подводная лодка относилась ко второй группе британских подводных лодок класса «E». Она имела такие же ТТХ, как и уже знакомые нам HMS Е-9 и HMS Е-13, поэтому останавливается на них не будем.

HMS Е-18 вступила в строй в 1915 году. Её командиром был назначен лей­те­нант-ком­ман­дер Галахан. 25 июня 1915 го­да суб­марина была при­писана в состав 8-й флотилии под­водных лодок в Гарвиче к плавучей базе под­водных лодок HMS Maidstone и вскоре начала пат­рулирова­ние Северного моря.

Во время своего пер­вого и един­ст­венного пат­рулирова­ния перед от­прав­лением на Бал­тику 9 июля 1915 года Е-18 вышла из Ярмута совместно с под­лодками HMS D-7 и HMS E-13. 14 июля 1915 года, в устье Эмса, глубоко во вражеских водах, Га­лахан поднял E-18 на поверхность, поскольку предпочёл, чтобы экипаж вос­поль­зо­вался туа­летом в море, а не на борту. Пока экипаж лодки находился в этой неловкой ситуации появлялся не­мецкий дирижабль. E-18 провела срочное пог­ружение, но лодка была хорошо видна с воздуха. На E-18 было сброшено 12 бомб, которые, не при­чи­нили никакого ущерба, за ис­клю­че­нием не­которого за­ме­шательства для Галахана из-за того, что его застали врасплох. В отчёте этого патруля Галахан написал, что был погружен на глубину 20 футов, и исследование видимости подводной лодки с воздуха привело к тому, что E-18 была хорошо заметно из-за окраски её в ка­муф­ляж­ную схему. Странным моментом в этой истории является то, что ВМС Германии не заявляет об атаке подводной лодки – дирижаблями. В тот день в этом районе, были дирижабли L4, L6 и L7, ни один из которых не видел подводную лодку, не говоря уже об атаке на неё. L6 был ближе всего к позиции E-18, когда с лодки был замечен цеппелин, но он пошёл курсом на запад, когда на лодке услышали взрывы. Скорее всего этот эпизод можно объяснить тем, что во время предполагаемой атаки немецкие подразделения раз­ми­ни­ро­ва­ния (тральщики) взры­ва­ли ми­ны, и это услы­шал эки­паж E-18, находясь под водой.

Подводная лодка HMS Е-18 пришла на Балтику, почти одновременно с HMS Е-19. Обе лодки вышли из Ньюкасла 4-го сентября 1915 года в 16 часов тридцать минут. Командиры избрали для прохода пролив Эресунн между Данией и Швецией. Лодки прошли пролив в ночь с 8-го на 9-е сентября. Но для Е-18 прорыв на Балтику прошёл со множеством проблем.

Вначале лодка Е-18 была обнаружена двумя германскими миноносцами. Пролив мелкий, скрываясь от противника, она погрузилась на семь метров и ударилась о дно. Лодку подбросило на поверхность, и так, прыгая, как лягушка, Е-18 три часа уходила от своих преследователей. Выбравшись на глубокое место, лодка легла на дно. Командир дал возможность отдохнуть экипажу после перенесенного стресса и физических нагрузок.

После нескольких часов отдыха командир приказал всплывать. Всплыв на поверхность обнаружили германский крейсер «Амазон» (SMS Amazone). Тот обстрелял лодку, но немецкие артиллеристы не добились попаданий, Е-18 снова нырнула в глубину. Крейсер, и вызванные им эсминцы, дежурили в квадрате, в ожидании, когда лодка появится на поверхности.

Немцы знали, что у англичан на исходе запас энергии в батареях и воздуха. Экипажу Е-18 удалось отсидеться на глубине, а затем скрыться из опасного района. Но не без новых приключений. Англичане поднялись на поверхность и едва не столкнулись с двумя германскими эсминцами, один из которых пытался таранить Е-18, однако подлодка успела погрузиться и отвернуть от удара.

10-го сентября капитан-лейтенант Роберт Галаган обнаружил два германских корабля, и попробовал выйти на них в атаку, но безрезультатно, те ушли. Командир лодки думал, что встретил дредноуты «Лютцов» (SMS Lutzow) и «Зейдлиц» (SMS Seydlitz). Он ошибался, приняв за линкоры два эсминца.

Подводная лодка HMS Е-18 у Дагерорта, 12 сентября 1915 года. (Фото из Музея подводных лодок Королевского военно-морского флота)
Подводная лодка HMS Е-18 у Дагерорта, 12 сентября 1915 года. (Фото из Музея подводных лодок Королевского военно-морского флота)

13 сентября лодка прибыла в Ревель, встретив в пути подлодки Е-9 и Е-19.

На Балтике Е-18 провела семь боевых походов, неоднократно участвовала в совместных операциях с русскими надводными кораблями, с под­вод­ными лодками типа «Барс» и бри­танскими субмаринами.

E-18 действовала из Ревеля всю осень 1915 года. После короткого отдыха, уже 21 сентября 1915 года, Галаган вышел на патрулирование в Бал­тий­ское море. На следующий день лодка заняла отличную позицию для атаки немецкого крейсера «Бремен» (SMS Bremen), но всплывшая рядом рос­сий­ская подводная лодка заставила «Бремен» отвернуть как раз в тот мо­мент, когда E-18 собиралась про­вес­ти торпедную атаку, и возможность для атаки была упущена. Не достигнув успехов 29 сентября 1915 года, лодка вернулась в Ревель.

С 9 октября по 16 октября 1915 года лодка E-18 находилась во втором боевом походе в Балтийском море, в ходе которого 12 октября у Либавы пыталась атаковать броненосец «Брауншвейг» (SMS Braunschweig).

С 9 ноября по 15 нояб­ря 1915 го­да E-18 на­ходи­лась в боевом походе в рай­оне шведских торговых путей. Лодка вернулась, не обнаружив целей для атаки. Во время этого пат­ру­ли­ро­ва­ния экипаж пропустил визит русского Императора Николая II в Ревель.

Четвёртый и последний патруль 1915 года подлодки E-18 был у Либавы. Выйдя в поход 30 ноября, не обнаружив целей для атаки, 4 декабря субмарина вернулась в Либаву.

6 января 1916 года E-18 отправилась в свой пятый боевой поход. Ей было приказано патрулировать район между проливом и Борнхольмом. Из-за погоды была предпринята попытка отозвать ее, но лодка не ответила. По возвращении в базу E-18 столкнулась со штормовым ветром и обле­де­не­нием до та­кой сте­пени, что из-за льда моряки не могли за­крыть ру­бочный люк.  Без помощи ле­докола E-18 не смогла са­мостоятельно вернуться в Ревель.

Подводная лодка HMS Е-18 в Ревеле зимой 1915-1916 гг.
Подводная лодка HMS Е-18 в Ревеле зимой 1915-1916 гг.

Из-за ледовой обстановки, до апреля месяца британские подводные лодки оставались в базе в Ревеле, хотя уже в феврале 1916 года E-18 провела ремонт и была готова к походу.

Шестой балтийский боевой поход E-18, который начался 28 апреля, завершился навигационной ошибкой. Лодка патрулировала в проливе Моонзунд, где 1 мая села на мель и её пришлось отбуксировать в базу и провести небольшой ремонт. В этом походе на борту лодки находился командующий Дивизии подводных лодок Балтийского флота капитан 1-го ранга Н.Л. Подгурский.

Последний поход

В свой последний седьмой боевой поход на Балтике, подводная лодка Е-18 вышла в 18.00 часов 25 мая 1916 года вместе с подлодками «Гепард» и Е-8. Чуть ранее в 14.00 часов в поход вышли лодки Е-1 и «Барс». Получается в конце мая на позициях в Балтийском море оказалось сразу пять лодок. У подводников имелся запас продовольствия на 15 дней.

Подводная лодка HMS Е-18 в Ревеле незадолго до выхода в последний боевой поход. Май 1916 года
Подводная лодка HMS Е-18 в Ревеле незадолго до выхода в последний боевой поход. Май 1916 года

26 мая Е-18 торпедировала германский миноносец SMS V-100. Взрывом был оторван нос немецкого корабля, погибли 12 человек. Море было спокойным, поэтому эсминцу V-100 удалось добраться до своей базы[1]. Об этом успехе подводная лодка сообщила 26 мая 1916 года, что было последним сообщением, полученным с HMS E-18.

Германский миноносец SMS V-100

 

Германский миноносец SMS V-100 с оторванным носом, после подрыве на мине или попадания торпеды
Германский миноносец SMS V-100 с оторванным носом, после подрыве на мине или попадания торпеды

Подводная лодка продолжила свою охоту. Из того патрулирования она не возвратилась. 28 мая E-18 была замечена немецким самолётом у Мемеля, а в последний раз лодку видели в 15.00 часов 1 июня 1916 года с немецкой подводной лодкой UB-30, плывущей на север к северо-западу от Стейнорта.

Британский подводник Гудхарт который командовал лодкой E-8 в своем дневнике за 5 июня 1916 года написал, что экипажи британских лодок были «очень обеспокоены». 6 июня он отметил, что «слышал от Эссена, что русский военно-морской флот смутно указал на присутствие подводной лодки у Редсхоффа[2] во вторник. Очень слабая надежда …» На следующий день, 8 июня, он записал, что на собрании было отмечено, что лодка отплыла с запасом продовольствия всего на 15 дней; «боюсь, ситуация сейчас была очень безнадежной. Вообще никаких новостей». К 9 июня офицеры E-8 начали собирать вещи погибших офицеров Галахана, Ландейла и Колсона с E-18 в их каютах. Гудхарт рассказал и такую интересную мифическую деталь, что местная женщина-гадалка предсказала Галахану его будущее перед этим последним патрулем. Она сказала ему, что он в серьёзной опасности; это повлияло на суеверного Галахана, который, на «крайний» случай если с ним что-то случится, попросил жену британского вице-консула в Ревеле отправить телеграмму его семье, прежде чем они получат официальные известия от ВМС. И эту просьбу исполнили, когда Галахан не вернулся с похода.

В годы войны выдвигались две версии гибели Е-18. Субмарина либо подорвалась на мине, либо была потоплена германским судном-ловушкой «Кронпринц Вильгельм» (Kronprinz Wilhelm) также известным как «Шифф К» (Schiff K).

Вторую версию рассмотрим подробнее. Различные источники записывают Е-18 как потопленную 24 мая немецким судном-ловушкой. Но это противоречит сведениям о атаке 26-го Е-18 на миноносец V-100 и другим наблюдениям лодки, в последующие дни. Вполне возможно, что это искажение столкновения одной из российских подводных лодок с судном-ловушкой примерно в то же время. В мае 1916 года немецкое судно-ловушка «Кронпринц Вильгельм» атаковал две подводные лодки. Он протаранил российскую лодку «Гепард», а на следующий день в заливе Хано обстрелял подлодку «Барс». Немцы считали, что потопили обе подводные лодки. Но лодка E-18 не находилась в районе действия «Кронпринца Вильгельм». Поэтому эта версия гибели маловероятна.

Останки подводной лодки Е-18 были обнаружены в октябре 2009 года британским глубоководным аппаратом недалеко от острова Хиума во время проведения работ научно исследовательского шведского судна «Триад» (MV Triad). Как считают специалисты, изучавшие полученные снимки, которые сделал научно-исследовательский аппарат, лодка погибла от взрыва мины, когда находилась в надводном положении.

Награждение погибшего экипажа

Как стало известно о том, что лодка Е-18 не вернулась с боевого похода стал вопрос о том, как отметить погибших, особенно учитывая заявку на повреждение вражеского эсминца. Для начала началась переписка с уточнением уже имеющихся наград у погибших моряков. У двух офицеров оказались российские ордена и ещё у двоих моряков были Георгиевские кресты.

Переписка о награждении погибших на подводной лодке E-18 

После признание Е-18 погибшей, Император Николай II, прислал телеграмму соболезнования по случаю гибели подводной лодки, и посмертно наградил, командира Роберта Галагана орденом св. Георгия 4-й степени, двух британских офицеров – орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, а остальной личный состав – Георгиевскими медалями. А вот приказ о посмертном награждении матросов Е-18 пока обнаружить не удалось и номера врученных медалей остаются пока не известными. Также не известно, чем были отмечены погибшие моряки русского флота, прикомандированные к британской лодке.

Экипаж лодки

По штату экипаж подводной лодки E-18 составлял три офицера и 28 матросов. Кроме того, для навигации и связи, к лодке прикомандировали 1 офицера и 2 матроса русского флота. На фотографии экипажа лодки, сделанного в 1915 году запечатлены 30 человек из которых четверо – офицеры.

Экипаж подводной лодки E-18. Фотография 1915 года
Экипаж подводной лодки E-18. Фотография 1915 года

В последнем боевом походе на лодке были 33 человека, из них трое российские подводники.

Офицеры

Лейтенант-коммандер Роберт Кросби Галахан командир лодки HMS Е-18. Фотографии с периодики периода Первой мировой войны.  
Лейтенант-коммандер Роберт Кросби Галахан командир лодки HMS Е-18. Фотографии с периодики времён Первой мировой войны.

Лейтенант-коммандер Роберт Кросби Галахан командир лодки HMS Е-18. Фотографии с периодики времëн Первой мировой войны.  

Роберт Кросби Галахан (Robert Crosby Halahan; 5 апреля 1885–?.06.1916)[3] – лейтенант-коммандер, командир лодки HMS Е-18.

Галахан вступил в королевский флот в сентябре 1901 года и стал подводником после обучения, прошедшего с 1906 по 1909 год, командовал подводными лодками HMS C-17, HMS C-18, HMS D-2 и HMS D-6. 24 декабря 1913 года он также получил квалификацию пилота, сдав экзамен на самолете «Бристоль», сертификат № 718 выдан в Салибери Плейн.

Награды:

Дуглас Ноуэлл Колсон (Douglas Nowell Colson; ?–?.06.1916) – суб лейтенант. Возраст 25 лет.

Награды:

  • Крест «За выдающиеся заслуги» «За заслуги в бою между его превосходительством «Кармания» [HMS Carmania] и немецким вооруженным торговым крейсером «Мыс Трафальгар» [SMS Cap Trafalgar] 14 сентября 1914 года, когда последнее судно было потоплено»[5].
  • Орден святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

Уолтер Люк Ландейл[6] (Walter Luke Landale; ?–?.06.1916) – лейтенант. Возраст 26 лет.

Награды:

  • Орден святой Анны 3-й степени с мечами и бантом; Орден святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Лейтенант Лесли Халибертон Эшмор
Лейтенант Лесли Халибертон Эшмор

Эшмор Лесли Халибертон (Leslie Haliburton Ashmore C.B., D.S.O.; 21.02.1893-10.01.1974)[7][8]. Лейтенант Эшмор, с августа 1915 года служил на лодке E-18, затем переведен на подлодку HMS E-1. В 1917 году старший офицер лодки E-1. Позже командовал подлодками: HMS C-35, HMS V-3, HMS E-46, HMS L-17, HMS L-52. В годы 2-й мировой войны командовал линкорами «Вэлиант» (HMS Valiant) и «Малайя» (HMS Malaya). После войны вице-адмирал, командующий резервным флотом. Награды Российской империи пока не выявлены.

Эшмор автор книги «Забытая флотилия, британские подводники в России 1914-1919»[9].

Агафонов Сергей Сергеевич (15.04.1891–06.11.1941) – лейтенант, 18 сентября 1915 года назначен на подводную лодку HMS Е-18 офицером для связи с окладом содержания Старших офицеров подводных лодок 2 ранга[10]. На лодке был по октябрь 1915 года.

Родился в Твери. В 1911 году окончил Морской корпус. Лейтенант 1 Балтийского флотского экипажа. До перевода на лодку был вахтенным начальником на крейсере «Аврора», учебных судах «Рында», «Воин», «Двина» и на линкорах «Андрей Первозванный» и «Полтава».  В 1915-1917 году Агафонов флаг-офицер Штаба и флагманский штурман Дивизии подводных лодок Балтийского флотского. В 1918 году временно командовал подводной лодкой «Пантера». После революции служил в РККА, Военинженер 1 ранга. В 1938 году был арестован. Умер в ноябре 1941 года в Ленинграде.

Лейтенант Василий Михайлович Поликарпов
Лейтенант Василий Михайлович Поликарпов

Поликарпов Василий Михайлович (29.06.1893–?.06.1916) – лейтенант, 1 Балтийского флотского экипажа, прикомандирован к HMS Е-18.

Православный, холост. В службе с 1909 года, корабельный гардемарин — 1912, мичман – 1912. Службу проходил на крейсере «Паллада», линкоре «Пантелеймон», учебном судне «Рында». С 1 января 1915 года вахтенный начальник на линкоре «Севастополь». С 15 сентября 1915 года офицер для связи и штурман подводной лодке HMS Е-8, с окладом жалования вахтенного начальника[11]. Так-как лодка была в походе с 22 октября 1915 года временно прикомандирован к HMS Е-18. С декабря 1915 года по апрель 1916 года слушатель на временных штурманских офицерских классах, по окончании которых назначен офицером для связи и штурманом подводной лодке HMS Е-18. Лейтенант – старшинство в чине с 10 апреля 1916 года[12]. Знал французский и английский язык.

Награды:

Нижние чины

Бэгг, Эдвин Альберт[14] (Bagg, Edwin Albert; 28.02.1878[15]–?.06.1916)  – главный унтер-офицер [Chief Petty Officer], главный старшина и исполняющий обязанности рулевого. Личный номер 177854. Возраст 38 лет. Родился в Темзе, Диттон, графство Суррей. В 15 лет он поступил на службу в Королевский военно-морской флот и был направлен на военно-учебный корабль «Неприступный» (HMS Impregnable)[16]. В октябре 1895 года Эдвин покинул Impregnable в звании молодого-матроса 1-го класса и назначен в экипаж крейсера «Арчер» (HMS Archer) прикреплённый к Китайской станции. Он провел два года на востоке, за это время получил звание матроса. Вернулся в Англию в январе 1898 года и в течение следующих пяти лет получил квалификацию матроса-артиллериста 1-го класса, а затем торпедиста. К марту 1904 года Эдвин достиг звания старшины 1-го класса, а в 1909 году он записался добровольцем на подводную службу. Служил на подводных лодках класса «Холанд» (Holland). В 1915 году Эдвин был назначен исполняющим обязанности главного старшины и исполнял обязанности рулевого на подводной лодке E-18[17].

Бас, Уильям Джордж (Bass, William George; ?–?.06.1916) – старший матрос [leading seaman]. Личный номер 201300. Возраст 35 лет.

Клак, Фредерик (Clack, Frederick; 17.12.1881[18]–?.06.1916) – унтер-офицер [Petty Officer]. Личный номер 195904. Возраст 35 лет.

Даффилд, Перси (Duffield, Percy; ?–?.06.1916) – машинист 1-го класса [Stoker 1st Class]. Личный номер K 18506. Возраст 21 год.

Эдвардс, Клемент Гарри (Edwards, Clement Harry; ?–?.06.1916) – старший телеграфист [Leading Telegraphist]. Личный номер J 8503. Возраст 22 года.

Фокс, Эрнест Альфред[19] (Fox, Ernest Alfred; ?–?.06.1916) – машинист 1-го класса [Stoker 1st Class]. Личный номер K 9171. Возраст 24 года.

Фуллер, Морис Гарольд (Fuller, Maurice Harold; ? – ?.06.1916) – механик машинного отделения 2-го класса [Engine Room Artificer 2nd Class]. Личный номер 271261. Возраст 27 лет.

Габи, Джордж (Gaby, George; ?–?.06.1916) – телеграфист [Telegraphist]. Личный номер J 1764. Возраст 28 лет. Переведен на HMS E-18 с подлодки HMS E-8.

Гэллоуэй, Джеймс Керр (Galloway, James Kerr; ?–?.06.1916) – механик машинного отделения 1-го класса резерва [Engine Room Artificer 1st Class (RNR)]. Личный номер EA 1085. Возраст 29 лет.

Годвард, Сирил Фрэнсис (Godward, Cyril Francis; ?–?.06.1916) – матрос [Able Seaman]. Личный номер J 7415. Возраст 23 года.

Гость, Томас Эдвин (Guest, Thomas Edwin; 02.03.1891[20]–?.06.1916) –  машинист 1-го класса [Stoker 1st Class]. Личный номер K 4295. Возраст 25 лет.

Холл, Альберт Джордж (Hall, Albert George; ?–?.06.1916) – машинист 1-го класса [Stoker 1st Class]. Личный номер K 14150. Возраст 22 года.

Харрис, Герберт Томас (Harris, Herbert Thomas; ?–?.06.1916) – ведущий машинист [leading stoker]. Личный номер 302072. Возраст 32 года.

Холланд, Чарльз Уильям (Holland, Charles William; ?–?.06.1916) – механик машинного отделения 3-го класса [Engine Room Artificer 3st Class]. Личный номер 271983. Возраст 26 лет.

Хант, Чарльз (Hunt, Charles; ?–?.06.1916) –  машинист 1-го класса [Stoker 1st Class]. Личный номер K 13248. Возраст 28 лет.

Мэддокс, Фрэнк Лэдбрук (Maddox, Frank Ladbrooke; ?–?.06.1916) – матрос [Able Seaman]. Личный номер 224189. Возраст 29 лет.

Най, Перси Джеймс Питер[21] (Nye, Percy James Peter; ?–?.06.1916) –  машинист 1-го класса [Stoker 1st Class]. Личный номер K 9941. Возраст 23 года.

Перси, Джеймс Рубен (Percy, James Reuben; ?–?.06.1916) – ведущий машинист [leading stoker]. Личный номер K 6463. Возраст 28 лет.

Филлипс, Артур Перси (Phillips, Arthur Percy; ?–?.06.1916) – ведущий машинист [leading stoker]. Личный номер 309511. Возраст 31 год.

Старший матрос Вильям Поуэлль

Поуэль Вильям (Powell William George; 18.12.1870 – ?.06.1916) – старший матрос или матрос 1-й статьи [leading seaman].  Личный номер 182354. Возраст 45 лет.  Переведен с подводной лодки Е-9 на лодку Е-18 на которой и погиб. О нем подробнее в статье на wiki.lesta.ru[22] Награды: Георгиевский крест 3 степени №72111 «Всемилостивейше пожалован 15 июня 1915 года»[23]. Георгиевский крест 4 степени №12263 Всемилостивейше пожалован Государем Императором 16 марта 1915 года «20.10.1914 подводная лодка «Е9» вместе с подводной лодкой «Е1», прорвав немецкую блокаду, прибыли в Гельсингфорс»[24].

Притчетт, Гораций Эдвард (Pritchett, Horace Edward; ?–?.06.1916) – матрос [Able Seaman]. Личный номер J 4417. Возраст 23 года. Переведен на HMS E-18 с подлодки HMS E-19. Награды: Георгиевский крест 4 степени №559101 «Высочайше пожалован. Награжден на основании п. 55 ст. 67 Георгиевского Статута».[25]

Руо, Эрнест Уильям (Ruaux, Ernest William; ?–?.06.1916) – старший матрос [leading seaman]. Личный номер 205600. Возраст 33 года.

Шеппард, Сэмюэл Артур[26] (Sheppard, Samuel Arthur; ?–?.06.1916)  –  главный унтер-офицер машинист [Chief Petty Officer Stoker]. Личный номер 289749. Возраст 35 лет.

Спенсер, Уильям Чедвик (Spencer, William Chadwick; ?–?.06.1916) –  Главный механик машинного отделения 1-го класса [Chief Engine Room Artificer 1st Class]. Личный номер 271190. Возраст 34 года.

Терралл, Чарльз Уильям (Turrall, Charles William; ?–?.06.1916) – унтер-офицер [Petty Officer]. Личный номер 204563. Возраст 32 года.

Уэльс, Сидней Огастес (Welsh, Sydney Augustus; 15.05.1887[27]–?.06.1916)  – матрос [Able Seaman]. Личный номер 224767. Возраст 29 лет.

Уайт, Фредерик[28] (White, Frederick; ?–?.06.1916) – старший матрос [leading seaman]. Личный номер J 3791. Возраст 23 года.

Также на лодке погибли два моряка русского флота.

Марковский Федор Николаевич – старший телеграфист. На воинской службе с 1914 г. Уроженец города Тихвин Новгородской губернии.

Пантюхов Иван Ефимович – сигнальный унтер-офицер. На воинской службе с 1912 г. Уроженец деревни Романовка Рославльского уезда Смоленской губернии.

Два члена экипажа E-18, были оставлены на берегу непосредственно перед выходом в последний поход и остались в живых после гибели лодки. Оба моряка пережили войну, и один из них стал заметной фигурой в первые годы существования Ассоциации старых товарищей по подводному плаванию (SOCA). Упомянем и их.

Джон Персиваль Райан (John Percival Ryan) — унтер-офицер. Личный номер O/N J690. Когда подводная лодка вышла в последний поход, он числился «больным корью». По выздоровлении был переведен на подводную лодку E-19. Он вернулся домой в январе 1918 года после расформирования и затопления Балтийской флотилии подводных лодок. В ноябре 1933 года Джон Райан был избран секретарем Лондонского отделения Ассоциации старых товарищей-подводников на Торжественном собрании, состоявшемся в ресторане Carr’s на Стрэнде. Он оставался секретарем Лондонского отделения SOCA до начала Второй мировой войны в 1939 году.

Чарльз Генри Секстон (Charles Henry Sexton) – матрос [able seaman]. Личный номер O/N J23950. Секстон был очень удачливым человеком, который ранее пережил потопление подводной лодки HMS D-5 в ноябре 1914 года. По словам бывшего члена рабочей группы, RNSM Archives, Чарльз Секстон не попал в последний поход подводной лодки E-18 благодаря тому факту, что он был приговорен к 90 дням тюремного заключения «…за то, что «позаимствовал» пиво в кают-компании». После отбытия срока заключения Чарльз Секстон был направлен на подводную лодку HMS E-8. В январе 1918 года, после затопления Балтийской флотилии подводных лодок, он благополучно вернулся в Великобританию.

Выжил и еще один матрос с экипажа подводной лодки E-18, ко времени гибели лодки он был переведен на другое место службы.

Альберт Эдвард Робинсон (Albert Edward Robinson) был связистом. Как связист, он был заменен телеграфистом с лодки HMS E-8 Джорджем Габи. Позже, в январе 1917 года, его по ротации отправили в Великобританию, где Робинсон вошел в экипаж подлодки HMS E-4 при ее повторном вводе в строй.

Теперь попробуем опознать героев на групповой фотографии экипажа подводной лодки E-18. Опознать многих не получится, так как нет индивидуальных фотографий людей, с которыми можно сравнивать и у большинства моряков нет наград. Но у многих британских моряков хорошо различимы нарукавные нашивки, по которым можно определить их воинские звания и специальности.

Экипаж подводной лодки E-18. Фотография 1915 года. Под номерами:11. Главный старшина Эдвин Альберт Тейлор Бэгг; 15. Лейтенант Лесли Халибертон Эшмор; 17. Командир лодки лейтенант-коммандер Роберт Кросби Галахан; 19. Старший матрос Поуэль Вильям
Экипаж подводной лодки E-18. Фотография 1915 года. Под номерами:11. Главный старшина Эдвин Альберт Тейлор Бэгг; 15. Лейтенант Лесли Халибертон Эшмор; 17. Командир лодки лейтенант-коммандер Роберт Кросби Галахан; 19. Старший матрос Поуэль Вильям

Лейтенант-коммандер Роберт Кросби Галахан, и другие погибшие члены экипажа подводной лодки E-18 увековечены на Доске почета Церкви Христа в Челтенхэме.

В церкви Святого Духа в Таллине также установлена мемориальная доска с именами погибших на подводной лодке E-18. Это доска была торжественна открыта 30 мая 2010 года[29].

Доска с именами погибших на подводной лодке E-18 в церкви Святого Духа в Таллине
Доска с именами погибших на подводной лодке E-18 в церкви Святого Духа в Таллине

Заканчивая это исследование, хотелось бы поблаго­дарить Иссле­дователь­ский центр «Геор­гиевский Архив» (г. Ека­терин­бург), исто­рика Николая Родина за по­мощь в поиске доку­мен­тов и фото­графий.

Каркотко Андрей Юрьевич
Магистр политических наук, историк
(изображения предоставил автор)

[1] По немецким данным 16 мая 1916 года V-100 подорвался на мине, а в это время подводная лодка E-18, стояла еще в ремонте.

[2] Места под названием «Редсхофф» не существует. Возможно, это неправильное прочтение Kurisches Haff, немецкого термина, обозначающего Куршский залив к югу от Мемеля (сейчас это город Клайпеда).

[3] http://www.dread­nought­pro­ject­.org/tfs­/in­dex­.php/Ro­bert_Cros­by_Ha­la­han

[4] Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник. Отв. сост. В.М. Шабанов. М., «Русскiй мiръ», 2004. 928 c., илл. с. 811

[5] Указ об награждении был опубликован в «Лондонской газете» №29123 от 9 апреля 1915 года.

[6] В российских документах записан как Лендейль.

[7] http://dread­nought­pro­ject­.org­­/tfs­/in­dex.php­/Les­lie­_Hali­bur­ton­_Ash­mo­re

[8] https://www.unithis­tories­.com­/offi­cers­/RN_offi­cers­A7.html

[9] Forgotten Flotilla: British Submariners in Russia 1914-1919. / Ashmore, Vice-Admiral Leslie (Introduction and Notes by Brian Head). Published by Manuscript Press (2001)

[10] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9 сентября 1915 года № 948.

[11] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 15 сентября 1915 года № 972.

[12] Пожарский А.М. Подводное плавание в России. 1834-1918 гг. Биографический справочник. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2011. с. 648-649.

[13] Список личного состава судов флота, строевых и административных учреждений Морского Ведомства. Январское на 1916 год. СПБ:, 1916. О нем с. 378

[14] При рождении записан как Эдвин Альберт Томас Бэгг.

[15] Фактически родился 28 февраля 1879 года.

[16] Военно-учебный корабль HMS Impregnable представлял собой старый корпус корабля поставленный в Девенпорте.

[17] https://www.militaria­col­lec­tors.net­work­/forums­/topic­/2059-­hms-e18/

[18] Фактически родился 17 декабря 1880 года.

[19] При рождении записан как Альфред Эрнест Фокс.

[20] Фактически родился 23 декабря 1889 года.

[21] При рождении записан как Перси Най.

[22] https://wiki.les­ta.ru/ru/Na­vy:Поуэль,­_Вильям

[23] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 24-го июля 1915 года № 804.

[24] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 9-го апреля 1915 года № 375.

[25] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от ?

[26] При рождении записан как Шепард Сэмюэл Артур.

[27] Фактически родился 15 апреля 1886 года.

[28] При рождении записан как Фредерик Чарльз Уайт.

[29] https://flot.com/blog/Klub­podvod­nikov­Igor­Kurdin/2626.php

Неудачный прорыв Е-13 на Балтику

Спасительница Риги – британская подводная лодка Е-1

Подводники на службе Английского короля и Российского императора

Весёлый Роджер на Балтике

Награды Императорской России

__________________

 Обсудить материал >>>

 В Телеграмм >>>

Рекомендуем

75 лет Германской Демократической Республики

75 лет ГДР

Семьдесят пять лет назад 7 октября 1949 го­да бы­ла об­ра­зо­ва­на Гер­ман­ская Де­­мо­­кра­­ти­чес­кая
Перейти К началу страницы