Спасительница Риги

Спасительница Риги – британская подводная лодка Е-1

in История/Фотографии 2888 views

В предыдущих статьях «Под­вод­ни­ки на служ­бе Анг­лий­ского ко­роля и Рос­сий­ского императо­ра» и «„Ве­сё­лый Род­жер” на Бал­ти­ке» были рас­смотре­ны вопрос по­явле­ния бри­танских лодок в Балтийском мо­ре, ис­тория подводной лодки HMS Е-9, спе­цифика награждения орденами, крестами и медалями экипажей британских лодок. В этой статье познакомимся с историей ещё одной британской лодкой HMS Е-1 и её капитаном Сэром Ноэлем Лоуренсом.

Подводная лодка HMS Е-1 и её победы 

Подводная лодка HMS Е-1
Подводная лодка HMS Е-1

Подводная лодка HMS Е-1

Подводная лодка HMS Е-1 построена в 1912 году на заводе Чатам. E-1 относились к первой серии подлодок типа «Е».

17 октября 1912 года командиром на лодку был назначен лейтенант-коммандер Ноэль Лоренс.

Коммандер Сэр Ноэль Фрэнк Лоуренс
Коммандер Сэр Ноэль Фрэнк Лоуренс

27 сентября 1914 года совместно с подводной лодкой HMS Е-5 возвратилась из разведывательного похода к проливам Каттегат и Скагеррак.

15 октября 1914 года HMS E-1 и HMS E-9 вышли из Горлестона для прорыва в Балтийское море. Лодкам была поставлена задача пройти пролив Зунд в тёмное время суток для уклонения от дозорных кораблей противника между островом Рюген и шведским берегом, искать случая атаковать неприятеля, при израсходовании горючего следовать в Либаву.

Переход через Скагеррак, Каттегат и узкие, мелкие Датские проливы был крайне опасен. Пройдя их лодка E-1 сразу приступила к боевому дежурству.

17 октября 1914 года E-1 неудачно атаковала в Кильской бухте корабль, опознанный как броненосный крейсер «Фюрст Бисмарк» (SMS Fürst Bismarck). С дистанции 500 ярдов[1] подлодка E-1 атаковала неприятеля двумя торпедами. Первая торпеда прошла под килем крейсера и не взорвалась. Её заметили с борта немецкого корабля, и крейсер отвернул, что позволило уклониться ему от второй торпеды, которая прошла перед носом. В действительности был атакован большой бронепалубный крейсер «Виктория-Луиза» (SMS Victoria Louise). Ошибка в определении типа корабля вполне очевидна, достаточно взглянуть на то, как выглядели эти корабли. «Виктория-Луиза» после модернизации в 1912 году лишилась третьей дымовой трубы и стала походить силуэтом на «Фюрст Бисмарк».

Боковой вид броненосного крейсера «Фюрст Бисмарк» и большого крейсера «Виктория-Луиза». Как видно профили очень похожи и их легко перепутать

О выходе подводных лодок русское командование было извещено поздно. Для встречи и проводки подводных лодок через неприятельское минное заграждение в Либаву (о нём англичан предупредить не успели, так как поздно узнали о выходе лодок). Командующий флотом через Морской Генеральный Штаб сообщил английскому командованию о заграждении, рекомендовал следовать лодкам в бухту Тагалахт и сообщил инструкцию для их подхода.

Для встречи был выделен миноносец «Поражающий», командированы говорящие по-английски офицеры, высланы предметы снабжения, смазочное масло и топливо. Командиру Либавского порта даны инструкции по приёму подводных лодок, особо указывалось на сохранение в тайне приход и пребывание лодок в Либаве. 21 октября 1914 года лодка E-1 прибыла в Либаву.

На все британские лодки на Балтике для координации работы были назначены офицеры и матросы русского флота хорошо знающие английский язык. Первым на E-1 в октябрь 1914 года был назначен Георгий Ермолаевич Чаплин.

С 25 октября 1914 года E-1 начала боевую службу. На Балтике она совершила 20 боевых походов, добившись несколько побед.

Подводная лодка HMS Е-1 на Балтике, на фото хорошо видно с какими трудностями лодки столкнулись зимой
Подводная лодка HMS Е-1 на Балтике, на фото хорошо видно с какими трудностями лодки столкнулись зимой

28 октября 1914 года в первой половине дня подошла к Нейфарвассеру, где обнаружила и безуспешно атаковала с дистанции 2,5 кабельтовых германский миноносец.

22 июля 1915 года E-1 двумя торпедами атаковала германский сторожевой корабль «Неймюлер», который после торпедного залпа недолго искал подводную лодку, затем, не имея противолодочных средств, продолжил свой путь.

30 июля 1915 года E-1 у Либавы обнаружила три германских транспорта («Аахен», «Золинген», «Отенсен»), шедшие кильватерной колонной. Торпедой потопила переделанный из транспорта прорыватель минных заграждений «Аахен» (Aachen, 1700 т). После этого Ноэль Лоренс пытался атаковать второй транспорт, но третий корабль повернул прямо на лодку для тарана. Лодка избежала его срочным погружением.

13 августа 1915 года лодка находилась у Полангена. Около 12:00 она безрезультатно атаковала авиаматку «Ансвальд» (Answald), шедшую с западного направления без сопровождения.

Позже лодка была обнаружена и атакована одним из самолётов, высланным на её поиск. Лодка провела срочное погружение, самолёт сбросил шесть бомб, но E-1 повреждений не получила.

В ходе обороны Рижского залива в августе 1915 года, лодка добилась своего главного успеха. Она торпедировала и повредила немецкий линейный крейсер «Мольтке» (SMS Moltke). Об этом эпизоде и его значении расскажем подробнее.

19 августа 1915 года в 8 часов 10 минут подводная лодка HMS E-1 обнаружила между островами Фарэ и Эзель I разведывательную группу вице-адмирала Хиппера (линейные крейсера), шедшую в строю пеленга в северном направлении с большой скоростью и прикрывавшую с севера вход в Рижский залив.

В 08:20 с дистанции 1 кабельтова одной торпедой атаковала головной линейный крейсер «Зейдлиц» (SMS Seydlitz).

С флагманского крейсера был замечен воздушный пузырь торпедного выстрела справа по траверзу. Никакие повороты корабля спасти его не могли, и только случайно торпеда прошла за кормой. Но подводникам всё же повезло, потому, что она попала в нос «Мольтке», шедшего левее и позади «Зейдлица». На «Мольтке» только, что разобрали предостерегающий сигнал и в момент попадания были на циркуляции, но из-за мелкой ряби след торпеды заметили очень поздно. Попадание пришлось в носовую часть правого борта. Из-за тумана и большого числа миноносцев повторно выйти в атаку лодка не смогла.

На «Мольтке» в носовой торпедный отсек и два смежных с ним помещения поступило 435 т воды, при этом погибло 8 человек экипажа. В носовом торпедном отсеке два или три боевых зарядных отделения торпед были разрушены, взрывчатка рассыпана, но детонации не произошло. Линейный крейсер смог развить скорость 15 узлов и под конвоем остальных кораблей повреждённый крейсер ушёл в Данциг. 22 августа «Мольтке» прошёл через Кильский канал и стал на ремонт в Гамбурге.

Немецкий линейный крейсер «Мольтке»

Из-за действий русских и английских подводных лодок немцы отказались от обстрела Усть-Двинска, в третий раз прорваться в Рижский залив и начали отход в свои базы.

С января 1916 года лодкой E-1 стал командовать Феннер Ательстан Альфред Леннокс, который стал вторым и последним командиром лодки.

29 мая 1916 года E-1 безуспешно атаковала германский транспорт «Винтертон», шедший в охранении канонерской лодки. В 12:07 с дистанции 275 метров по транспорту были выпущены три торпеды, которые в цель не попали. Позже между 16:00 и 18:00 часами лодка была атакована самолётами противника, сбросившими 11 бомб. Подводная лодка повреждений не имела.

Во второй половине 1916 года лодка E-1 использовалась в центральной и южной Балтике, где проводила крейсерства в назначенных районах. Но больше побед не имела.

3 апреля 1918 года E-1 была взорвана командой на внешнем Свеаборгском рейде (Финляндия) для предотвращения захвата немцами.

«Спаситель Риги» Сэр Ноэль Фрэнк Лоренс

Коммандер Сэр Ноэль Фрэнк Лоуренс
Коммандер Сэр Ноэль Фрэнк Лоуренс

Сэр Ноэль Фрэнк Лоренс (Noel Frank Laurence) родился 27 декабря 1882 года в Мейдстоне в семье судебного чиновника Фредерика Лоренса.

С 1899 года стал служить в Королевском флоте. 15 января 1904 года произведён в лейтенанты.

15 января 1912 года произведен в лейтенант-коммандеры. С 17 октября 1912 года по январь 1916 года командир лодки HMS Е-1. 31 декабря 1914 года Лоуренс был повышен в звании до коммандера. 19 августа 1915 года в Рижском заливе он торпедировал линейный крейсер «Мольтке», за что русский император объявил его «спасителем Риги».

Сэр Ноэль Фрэнк Лоуренс вкладыш с сигарет
Сэр Ноэль Фрэнк Лоуренс вкладыш с сигарет

За службу на подводной лодке HMS Е-1 он получил следующие награды:

— Орден Святого Георгия 4-й степени «за потопление германского транспорта и торпедирование линкора «Мольтке» в районе Рижского залива»[2];

— Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом «За прорыв на Балтику» (вручён 11 (24) ноября 1914 года[3])[4];

— британский орден «За выдающиеся заслуги» «за его заслуги во главе британских подводных лодок, действующих в Балтийском море»[5];

— французский орден Почётного легиона «Королевская лицензия Его Величества и право носить знаки отличия кавалера Ордена Почетного легиона, которые были вручены им Президентом Французской Республики в знак признания оказанных ими ценных услуг»[6].

После отзыва с Балтики, Лоуренс с 15 марта 1916 года по 12 ноября 1916 года командовал подводной лодкой HMS J-1. На новой лодке Ноэль Лоренс снова отличился, повредив сразу два дредноута. 5 ноября 1916 года, J-1 обнаружила группу из четырех немецких линкоров на дистанции 3700 м. Лодка дала залп из четырех торпед, две из которых поразили «Гроссер Курфюрст» (SMS Grosser Kurfurst) и «Кронпринц» (SMS Kronprinz), оба линкора получили серьезные повреждения. За это коммандер Лоуренс, был награждён планкой повторного награждения орденом «За выдающиеся заслуги»[7].

С 12 ноября 1916 года по 9 сентября 1918 года Лоуренс командовал крейсерской подводной лодкой HMS K-22.

В октябре 1918 года Лоуренс был назначен командиром крейсера 2-го класса «Бонавентура» (HMS Bonaventure), являвшейся плавбазой подводных лодок.

В межвоенный период, с марта 1919 года командовал Пятой флотилией подводных лодок и кораблём-складом «Адамант» (HMS Adamant).

28 октября 1919 года назначен командиром Восьмой флотилией эсминцев.

В 1923-1925 годах последовательно командовал крейсерами: «Саутгемптон» (HMS Southampton), «Чатем» (HMS Chatham) и «Эффингем» (HMS Effingham).

С 1926 года заместитель, а позднее директор департамента по обучению и дежурству персонала флота.

С 1 июня 1928 года по 9 ноября 1929 года командовал авианосцем «Игл» (HMS Eagle).

В 1930 году Лоренс стал командиром военно-морских казарм на базе в Девонпорте.  В 1932 году получил звание контр-адмирала и 1936 году — вице-адмирала.

Адмирал сэр Ноэль Фрэнк Лоуренс

1 августа 1940 года Лоуренсу было присвоено звание адмирала. В начале 1941 года он был назначен в Адмиралтейство и главным военно-морским представителем в Министерстве авиастроения. 6 апреля 1942 года вышел в отставку, чтобы дать дорогу молодым перспективным офицерам. Тем не менее он оставался на своём посту до тех пор, пока его назначение не было прекращено 13 января 1945 года.

В 1917 году Лоуренс женился на Эсме Коглан Уайт (Esmé Coghlan White). У них родились двое сыновей и дочь.

Умер Сэр Ноэль Фрэнк Лоренс 26 января 1970 года в больнице Святого Петра в Чертси, графство Суррей.

Другие офицеры лодки

Феннер Ательстан Альфред Леннокс (Athelstan Alfred Lennox Fenner; 7 апреля 1886 – 31 января 1918)[8] — лейтенант-коммандер, командир лодки Е-1 с января 1916 года по 15 января 1918 года. Феннер погиб 31 января 1918 года на борту подлодки HMS K-4 в инциденте при острове Мэй. Награды: Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами[9].

Блеклок Уильям Рональд (Ronald William Blacklock C.B.E.[10], D.S.C.; 21 июня 1889-?)[11] — лейтенант, старший офицер лодки. С 1 января 1916 года по 5 февраля 1917 года командир HMS C-25. Затем командовал лодками: HMS E-31, HMS E-45, HMS L-12, HMS K-22 и надводными кораблями: HMS Marazion, HMS Alecto, HMS Lucia, HMS Stuart. Командовал рядом подводных флотилий. 14 июля 1938 года кэптен Блэклок покинул флот по состоянию здоровья.

Награды:

— Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом[12];

— Крест «За выдающиеся заслуги» (за службу на подводных лодках)[13].

Лейтенант Лесли Халибертон Эшмор
Лейтенант Лесли Халибертон Эшмор

Эшмор Лесли Халибертон (Leslie Haliburton Ashmore C.B., D.S.O.; 21.02.1893-10.01.1974)[14][15] Лейтенант Эшмор, с августа 1915 года служил на лодке E-18, которая погибла на Балтике. В 1917 году старший офицер лодки E-1. Позже командовал подлодками: HMS C-35, HMS V-3, HMS E-46, HMS L-17, HMS L-52. В годы 2-й мировой войны командовал линкорами «Вэлиант» (HMS Valiant) и «Малайя» (HMS Malaya). После войны вице-адмирал, командующий резервным флотом. Награды Российской империи пока не выявлены.

Эшмор автор книги «Забытая флотилия, британские подводники в России 1914-1919»[16].

Интересна и семья Эшмора. Его женой была Тамара Васильевна Шутт (1896-1972), которую он встретил во время службы в России. Двое его сыновей стали адмиралами. Первый, сэр Эдвард Беквит Эшмор (Edward Beckwith Ashmore; 1919-2016), адмирал флота и начальник штаба обороны. Другой сын сэр Питер Уильям Беквит Эшмор (Peter William Beckwith Ashmore; 1921-2002) вице-адмирал, с 1973 года по 1986 год был хозяином дома Её Величества королевы[17].

Форборн (Торберн) Роберт (Thorburn Robert) — сублейтенант (затем лейтенант), младший офицер (штурман) лодки. Награды: Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом[18].

Сесил Симпсон (Cecil Simpson) — инженер-лейтенант, инженер-офицер британского дивизиона подводных лодок. Прорвался на Балтику на подлодке E-1, иногда выходил на лодке, как вахтенный офицер.

Награды:

— Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом «За выдающуюся храбрость и распорядительность во время неоднократных удачных атак лодками неприятельских судов»[19];

— Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами[20].

Капитан 1-го ранга Чаплин Георгий Ермолаевич
Капитан 1-го ранга Чаплин Георгий Ермолаевич

Чаплин Георгий Ермолаевич (1886 — 1950)[21]. Лейтенант, с октября 1914 года по июль 1915 года, офицер для связи и штурман лодки HMS Е-1.

Награды:

— Георгиевское оружие «за подвиги мужества и храбрости, связанные с выполнением или содействием к выполнению опасных операций»[22];

— Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом[23];

— Британский крест «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross (DSC)) «за отлично-усердную службу».

Наградной лист на Чаплина Георгия Ермолаевича

В наградных документах времен гражданской войны его британские награды не указаны. Кроме креста «За выдающиеся заслуги» за подвиги на севере в ходе гражданской войны в России он получил орден «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order (DSO)).

Лейтенант Борис Людвигович Миллер с британским Крестом «За выдающиеся заслуги» полученным за походы на подводной лодке Е-1  
Лейтенант Борис Людвигович Миллер с британским Крестом «За выдающиеся заслуги» полученным за походы на подводной лодке Е-1

Миллер Борис Людвигович  (9.01.1893 ― 29.12.1964)[24]. Мичман, офицер для связи и штурман лодки HMS Е-1 с 18 августа 1915 года по март 1917 года.

Награды:

— Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (за участие в атаке на линейный крейсер «Мольтке»).

— Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (1916 год).

— Крест «За выдающиеся заслуги» (за участие в атаке на линейный крейсер «Мольтке»)[25].

Наградной лист на мичмана Бориса Людвиговича Миллера

Забелло Владимир Георгиевич (6.11.1893-1918). Мичман, офицер для связи и штурман лодки Е-1 с 3 по 12 апреля 1917 года, затем переведён на С-32. Наград не имел.

Забелло Владимир Георгиевич в 1917 г.
Забелло Владимир Георгиевич в 1917 г.

Буш Арвид Манфредович (3.01.1895—1943). Мичман, офицер для связи и штурман лодки с 17 мая по ноябрь 1917 года. Наград за подвиги на лодке не получал.

Герке Вильгельм-Теодор Теодорович (9.11.1891—?). Мичман, офицер для связи и штурман лодки с 9 декабря 1917 года по 8 января 1918 года. Наград за подвиги на лодке не получал.

Об этих и других русских офицерах подводниках подробнее можно прочитать в книге «Подводное плавание в России. 1834-1918 гг. Биографический справочник.»[26]

Нижние чины и их награды

Приказы о награждении членов экипажа подводной лодки Е-1
Приказы о награждении членов экипажа подводной лодки Е-1

Брэдвик Роберт (Bradrick R.) – кочегар [Stoker]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364836 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[27].

Чизмэн Чарлз (Cheesman O.) – старший кочегар [Leading Stoker]. Награды: Георгиевская медаль 3 степени №88953 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[28].

Чайлдс Эдвард (Edward Childs) – боцман [Petty Officer]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №916765[29].

Дэвуэ Артур (Arthur William Davey) – старший матрос (матрос 1 статьи) [Leading Seaman], затем боцман [Petty Officer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167428 «Высочайше пожалован в 1-й день сентября сего года»[30]; медаль «За выдающиеся заслуги» «в знак признания их заслуг на подводных лодках во вражеских водах»[31].

Мак Дугалл Джон (Dougall I.) – старший машинный унтер-офицер [Engine Room Artificer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167422 «Высочайше пожалован в 1-й день сентября сего года»[32].

Дэдлей Берт (Dudley B.) – кочегар [Stoker]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364840 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[33].

Эванс Эллиа (Evans E.) – кочегар [Stoker]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364838 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[34].

Фералл Джон (Fairhall I.) – старший машинный унтер-офицер [Engine Room Artificer]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364824 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[35].

Фишер Бертрам (Fisher B.) – старший матрос (матрос 1 статьи) [Leading Seaman]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364828 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[36].

Гоулер Вилльям (Gawler W.) – боцман [Petty Officer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167426 «Высочайше пожалован в 1-й день сентября сего года»[37].

Гилл Роберт (Gill R.) – матрос [Able Seaman]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364831 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[38].

Гренди Генри (Grundy H.) – сигнальщик [Signalman]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364833 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[39].

Ионес И. (Iones I.) – матрос [Able Seaman]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364832 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[40].

Кэн Вилльям (Kane William) – старший машинный унтер-офицер [Engine Room Artificer]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364825 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[41].

Карн Бертрам (Karn B.) – старший машинный унтер-офицер [Engine Room Artificer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167423 «Высочайше пожалован в 1-й день сентября сего года»[42].

Килей Спенсер (Kealey S.) – старший матрос (матрос 1 статьи) [Leading Seaman]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364827 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[43].

Кершоу Т. (Kershaw T.) – старший машинный унтер-офицер [Engine Room Artificer]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364826 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[44].

Кнайт Джорж (Knight G.) – телеграфист [Telegraphist]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364834 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[45].

Лоус Джордж (George Laws) – старший кочегар [Leading Stoket]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №916766[46].

Лангфорд Джемс (Langford I.) – главный кочегар [Chief Stoker]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167424 «Высочайше пожалован в 1-й день сентября сего года»[47].

Майлс Фредерик (Miles F.) – матрос [Able Seaman]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364830 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[48].

Муни (Моор) Джон (Mooney G.) – кочегар [Stoker]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364841 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[49].

Мур Сон (Sohn Moore) – кочегар 1-го класса [Stoker 1st clast]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №916767[50].

Нью Фредерик (New F.) – боцман [Petty Officer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167425 «Высочайше пожалован в 1-й день сентября сего года»[51].

Перкинс Джон (Perkins I.) – боцман [Petty Officer]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167427 «Высочайше пожалован в 1-й день сентября сего года»[52].

Поттер Фредерик (Potter F.) – матрос [Able Seaman]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364829 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[53].

Савадж Чарлз (Savage C.) – кочегар [Stoker]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364839 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[54].

Трюммер Сидней (Trimmer L.) – кочегар [Stoker]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364837 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[55].

Вильтшайр Эрнест (Wiltshire E.) – матрос [Able Seaman]. Награды: Георгиевский крест 4 степени №167429 «Высочайше пожалован в 1-й день сентября сего года»[56].

Уайт Феликс (White F.) – старший кочегар [Leading Stoket]. Награды: Георгиевская медаль 4 степени №364835 «Высочайше пожалована в 1-й день сентября сего года»[57].

Александер Павел – старший телеграфист, приписан к подводной лодке «Е-1». Награды: медаль «За выдающиеся заслуги» (DSM), позже, за политическую агитацию, был лишён этой награды[58].

Корза Пётр – старший телеграфист, приписан к подводной лодке «Е-1». Награды неизвестны.

Попов Василий – минно-машинный унтер-офицер, приписан к подводной лодке «Е-1». Награды: Георгиевский крест 4 степени №12424 «Награждён согласно ст. 49 Георгиевского Статута»[59].

Обжорин Поликарп – телеграфный унтер-офицер, приписан к подводной лодке «Е-1». Награды: Георгиевская медаль 4 степени №487395 «Награждён согласно п. 2, ст. 145 Георгиевского Статута»[60].

Заканчивая это исследование, хотелось бы поблагодарить Исследовательский центр «Георгиевский Архив» (г. Екатеринбург), историка Николая Родина, Антона Денисова (Москва), Валентина Юшко (Москва), Илью Бурнаева (Москва) за помощь в поиске документов и фотографий.

 

Каркотко Андрей Юрьевич
Магистр политических наук, историк
(изображения предоставил автор)

[1] Ярд — единица измерения длины, с 1 июля 1959 года длина ярда принята равной 0,9144 метра.

[2] Подтверждение его награждения Королём Великобритании, было опубликовано в «Лондонской газете» №29552 от 18 апреля 1916 года.

[3] РГ Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.АВМФ Ф.716, Оп. 2, дело 8, Л. 166-167

[4] Подтверждение его награждения Королем Великобритании, было опубликовано в «Лондонской газете» №29815 от 7 ноября 1916 года.

[5] Указ об награждении был опубликован в «Лондонской газете» №29487 от 24 февраля 1916 года.

[6] Подтверждение его награждения Королем Великобритании, было опубликовано в «Лондонской газете» №29552 от 18 апреля 1916 года.

[7] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» № 29886 (Дополнение) от 1 Января 1917 года. стр. 10.

[8] http://dread­nought­pro­ject.org/tfs/in­dex.php/Athel­stan_Al­fred_Len­nox_Fen­ner

[9] Приказ Главковерха от 24-го июля 1917 года №695.

[10] Командор Самого отличного ордена Британской империи (CBE), награждён будучи в отставке в новогодних наградах 1944 года. Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» № 36309 (Дополнение) от 31 Декабря 1943 года.

[11] http://dread­nought­pro­ject.org/tfs/in­dex.php/Ro­nald_Wil­liam_Black­lock

[12] Подтверждение его награждения Королем Великобритании было опубликовано в «Лондонской газете» №30147 от 22 июня 1917 года.

[13] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» №30979 от 25 октября 1918 года.

[14] http://dread­nought­pro­ject.org/tfs/in­dex.php/Les­lie_Hali­burton_Ashmore

[15] https://www.unithi­sto­ries.com/offi­cers­/RN_offi­cersA7.html

[16] Forgotten Flotilla: British Submariners in Russia 1914-1919. / Ashmore, Vice-Admiral Leslie (Introduction and Notes by Brian Head). Published by Manuscript Press (2001)

[17] https://thepeerage.com/p41274.htm

[18] Подтверждение его награждения Королем Великобритании было опубликовано в «Лондонской газете» №30147 от 22 июня 1917 года.

[19] Подтверждение его награждения Королем Великобритании было опубликовано в «Лондонской газете» №30147 от 22 июня 1917 года.

[20] Подтверждение его награждения Королем Великобритании было опубликовано в «Лондонской газете» №30194 от 20 июля 1917 года.

[21] https://ru.wikipedia.org­/wiki­/Чап­лин,_Геор­гий_Ермо­лаевич

[22] Награждение утверждено Высочайшим Приказом по Морскому ведомству от 1 декабря 1915 года.

[23] Награждён 30 июля 1916 года.

[24] http://www.kmay.ru­/samp­le_pers.phtml?n=2064

[25] По дневникам капитана Гудхарт с E-8 крест «За выдающиеся заслуги» Миллер получил 29.08.1915 г.

[26] Пожарский А.М. Подводное плавание в России. 1834-1918 гг. Биографический справочник. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 2011. — 1024 с.

[27] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[28] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[29] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №970. Номер награды объявлен в Циркуляре Штаба Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №1373.

[30] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[31] Указ о награждении был опубликован в «Лондонской газете» № 30363 от 30 октября 1917 года.

[32] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[33] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[34] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[35] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[36] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[37] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[38] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[39] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[40] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[41] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[42] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[43] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[44] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[45] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[46] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №970. Номер награды объявлен в Циркуляре Штаба Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №1373.

[47] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[48] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[49] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[50] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №970. Номер награды объявлен в Циркуляре Штаба Командующего Флотом Балтийского моря от 11 декабря 1916 года №1373.

[51] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[52] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[53] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[54] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[55] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[56] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[57] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 6-го Октября 1915 года № 1068.

[58] Сведения из книги Лесли Эшмора «Забытая флотилия, британские подводники в России 1914-1919».

[59] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 5-го октября 1915 года №1059.

[60] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 5-го октября 1915 года №1059.

Подводники на службе Английского короля и Российского императора

Весёлый Роджер на Балтике

Награды Императорской России

__________________

 Обсудить материал >>>

 В Телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы