В предыдущих статьях «Герои с подводной лодки «Минога». Кто они?», «Георгиевские кавалеры подводной лодки «Окунь»» и ««Волк» – самая результативная подводная лодка русского Балтийского флота» рассматривались вопросы награждения Георгиевскими наградами моряков подводников Балтийского флота. В этой статье рассмотрим представление к наградам Российской империи британских подводников, действовавших в составе русского Балтийского флота и добившихся огромных успехов. За свои подвиги они получали не только британские ордена и медали, но были щедро отмечены наградами Российской империи. Про успехи всех британских подлодок в рамках одной статьи рассказать невозможно, поэтому в первой остановимся на вопросах появления лодок в Балтийском море, их технических особенностях и специфику награждения орденами, крестами и медалями их экипажей.
Подводники на службе Английского короля и Российского императора. Награждение британских моряков за подвиги, совершённые на Балтике
Британские субмарины в составе русского Балтийского флота
О том, как появились британские лодки на Балтике написано много. Интересующимся этим вопросом порекомендуеи ряд исследований. Прежде всего работы Дениса Юрьевича Козлова «Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914–1918 гг.»[1] «Флотилия английских подлодок на Балтике в 1917-1918»[2] «Ноэль Лоуренс – «спаситель Риги»? Британские подводные лодки в составе Балтийского флота, 1914–1918 гг.»[3], «Британские субмарины на Балтике»[4] и Галины Александровны Гребенщиковой «Английские подводные лодки типа «Е» в Первой мировой войне. 1914—1918 гг.»,[5] «Британские подводные лодки типа «Е» на Балтике. 1914—1918 годы»[6]. Так нужно упомянуть еще две книги, в которых приводятся хорошие репродукции фотографий по этой теме «Боевые действия на Балтике в годы Первой мировой войны»[7] и «Королевские Подводные лодки в кадре: иллюстрированная история британских подводных лодок, 1901-1996 гг.»[8]
Поэтому ограничимся небольшой исторической справкой.
В октябре 1914 года английское Адмиралтейство послало три лодки типа «E»: E-1 лейтенант-коммандера Ноэля Лоренса (Noel Frank Laurence), E-9 лейтенанта Макса Хортона (Max Kennedy Horton) и E-11 лейтенанта Мартина Нэсмита (Martin Nasmith) на Балтику. Переход через Скагеррак, Каттегат и узкие, мелкие Датские проливы был крайне опасен. Лоренс и Хортон сумели их форсировать.
Лейтенанту Нэсмиту не повезло. Идя последним, он встретил плотные патрули и, избежав попытки тарана и бомбежки, был вынужден повернуть назад, и позже был отправлен в Дарданеллы.
Британские лодки хорошо проявили себя. Поэтому Адмиралтейство стало перебрасывать новые прибрежные лодки (типа С) через Архангельск по системе рек и каналов в Петроград. Они не пришли в боевую готовность до весны 1916 года.
Одновременно четыре новые лодки типа «E» отправились форсировать балтийские проливы. E-13 села на мель, формально в нейтральных датских водах, но угроза захвата немцами заставила её затопить, с потерей половины команды. Субмарины E-8 лейтенанта Гудхарта (Francis Goodhart), E-18 лейтенант-коммандера Роберта Халахана (R.C. Halahan) и E-19 лейтенант-коммандера Кроми (Francis Newton Allan Cromie) прошли, хотя первая едва не погибла и добралась до базы с одним винтом, потеряв второй при касании грунта.
Британские лодки на Балтике показали себя хорошо, но понесли и потери, которые составили 2 лодки типа «E» (E-13 и E-18).
- Групповая фотография британских и российских военно-морских офицеров, служивших в составе подводных сил Балтийского флота во время Первой мировой войны. Слева на право, в первом ряду: лейтенант Дж. Дж. Р. Пирсон (3-й офицер E-9); лейтенант Чарльз Чепмен (старший офицер E-9); лейтенант А. Б. Григ (старший офицер E-8); лейтенант А. Бертрам-Смит (штурман E-8); лейтенант Антоний фон Эссен (офицер для связи E-9). Средний ряд: капитан-лейтенанты Ф.Х. Х. Гудхарт (командир E-8); коммандер Макс Хортон (командир E-9), неизвестный русский офицер; коммандер Ноэль Лоуренс (командир E-1); трое неизвестных русских морских офицеров. Верхний ряд: лейтенант Роберт Торберн (штурман Е-1); неизвестный русский военно-морской офицер; инженер-лейтенант Сесил Симпсон (инженер-офицер Е-1, а позже инженер-офицер британского дивизиона подводных лодок); мичман Борис Людвигович Миллер (офицер для связи Е-1); капитан-лейтенант Ф. Н. А. Кроми (командир Е-19); неизвестный русский военно-морской офицер. Фото из собрания Imperial War Museum
В мае 1917 года подводная флотилия перебазировалась на Ханго (Ханко). По условиям Брест-Литовского мира находящиеся в Финляндии лодки, включая уцелевшие 7 британских (E-1, E-8, E-9, E-19, C-26, C-27 и C-35), должны были отойти Германии. Чтобы этого избежать, с помощью ледокола, подлодки были выведены на глубину и затоплены недалеко от Гельсингфорса 4 марта 1918 года.
Подводные лодки типа «Е»
На начало войны подводные лодки типа «E» были не только самыми совершенными в британском флоте, но и одними из лучших в мире. Лодки типа «E» создавались с расчетом на действия у берегов противника в Северном море. Первая лодка E-1 была заложена в 1912 году.
Основные технические характеристики этих лодок.
Длинна лодок первой серии 53,65 метров (вторая серия 55,17 метров). Ширина корпуса лодок первой серии 4,6 метров (вторая серия 6,7 метров). Водоизмещение надводное составляло 652 длинных тонн (начиная с лодок второй серии 662 тонн), подводное 795 длинных тонн (807 тонн вторая и третья серия).
На лодках были установлены два 8-цилиндровых дизеля «Викерс» мощностью по 800 л.с. Воздухозабор производился через патрубок на мостике, выхлоп дизелей отведен в надстройку. По сравнению с лодками предыдущих типов заметно выросла надежность дизелей. Для хода под водой были установлены два гребных электродвигателя, мощность которых отличалась на разных сериях лодок. На лодках первой и второй серии стояли электродвигатели по 600 л.с. на третьей серии 840 л.с.
Скорость надводная 15 узлов, подводная 9-10 узлов. Надводная дальность плавания составляла 3000 миль 10-узловым ходом; подводная 65 миль на 5-узлах.
Основным вооружением субмарин типа «Е» были 457-мм торпедные аппараты. Лодки, построенные до 1914 года включительно, имели только один носовой торпедный аппарат, один кормовой и два в миделе, установленные поперечно. Считалось, что траверзные торпедные аппараты позволят производить выстрел в момент уклонения от надводного корабля: опасность тарана воспринималась очень серьёзно. Поскольку применения они почти не нашли, во всех последующих типах от них отказались. Срочный военный заказ включал требование о дополнительном носовом торпедном аппарате и на лодках второй и третей серии было установлено два носовых торпедных аппарата.
Артиллерийское вооружение в начале не предусматривалась, но в ходе войны установка его стала необходимостью. Самым типичным была 12-фунтовая (76-мм) пушка, но встречались многие другие образцы. Лодки последней третьей группы стандартно проектировались под установку палубного 76-мм орудия. Лодки, отправленные на Балтику, снабжались в Ревеле скорострельными пушками Гочкиса. Также на балтийских лодках проводились попытки установки дополнительных торпедных аппаратов системы Джевецкого.
Балтийские подводные лодки E-1, E-8, относились к первой серии подлодок типа «Е», а лодки E-9, E-18, E-19 ко второй.
Подводная автономность составляла 14 часов. В море лодки могли находиться сравнительно долго — до 45 дней.
Из интересных особенностей лодок типа «E» по сравнению с самыми новыми российскими подлодками типа «Барс» были: ограждение горизонтальных рулей (это оказалось полезно при преодолении системы противолодочных заграждений), лодки имели водонепроницаемые переборки (что улучшало живучесть лодок).
Экипаж лодки типа «Е» составлял три офицера и 28 матросов.
Подробнее с конструкцией лодок типа «Е» и их характеристиками можно ознакомится в выше указанной книге «Английские подводные лодки типа «Е» в Первой мировой войне. 1914—1918 гг.».
Особенности награждений экипажей английских подводных лодок наградами
В начале нужно сказать, что экипаж лодок был смешенными. На британские лодки на Балтике для координации работы были назначены по офицеру и два матроса русского флота хорошо знающие английский язык. Офицер кроме связи выполнял и роль штурмана на лодке, так как британцы не знали особенности Балтийского театра боевых действий. Матросы по специальности были сигнальщиками и радиотелефонистами, так как их основная задача была поддержка связи с кораблями и командованием Балтийского флота.
В октябре 1914 года офицером для связи и штурманом на подводную лодку Е-9 был назначен лейтенант Антоний Николаевич фон Эссен. Об этом очень интересном офицере можно прочесть в статье на wiki.lesta.ru[9]. На подводную лодку Е-1 был назначен мичман Борис Людвигович Миллер[10].
Позже и на другие британские лодки были назначены офицеры русского флота: лейтенант Дворжицкий на Е-19, лейтенант Агафонов на Е-18, мичман Поликарпов на Е-8. Позже Эссен и Миллер по ротации были заменены другими офицерами, проводились перестановки и на других лодках.
Рассмотрим вопрос специфики награждений иностранцев наградами Российской империи, в том числе и из экипажей английских подводных лодок.
Во-первых, на награждение британских подданных наградами российской империи требовалось согласие «Английского Правительства».
Во-вторых, переписка о награждении британских подводников велась под грифом «Секретно». Приказы о награждении и российских подданных часто носили гриф «Секретно», но в переписке о награждение британских офицеров это подчеркивалось особо. В частности, в переписке о награждении Хортона и Лоренса указывалось:
«К сему сообщаю, что Английское Адмиралтейство просит, что бы эти награды не были не, где опубликованы, дабы неприятель не мог из этого факта установить число подводных лодок, пришедших в Балтийское море.»[11]
Так Максу Хортону и Ноэлю Лоренсу Ордена Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантами были вручены 11 (24) ноября 1914 года[12], а вот официальное подтверждение о награждении ими в Великобритании было опубликовано только через два года[13].
В переписке об одном из следующих награждениях читаем:
«Английское Правительство не встречает препятствий к награждению офицеров и команды подводной лодки упомянутыми орденами, но просит по стратегическим соображениям держать это в строгом секрете.»[14]
В-третьих, при награждении иностранцев не соблюдалась статутная последовательность награждения как орденами, так и Георгиевскими наградами (крестами и медалями).
Так офицеры получали ордена в зависимости от чина, занимаемой должности и совершенных успехов их лодки. В российских документах у британских моряков для понимания их ранга, часто использованы военно-морские звания и чины русского флота.
Звание в британском флоте | Чин (звание) в русском флоте |
Командер (Commander) | Капитан 2-го ранга |
Лейтенант-командер (Lieutenant-commander) | Капитан-лейтенант |
Лейтенант (Lieutenant) | Старший лейтенант (или лейтенант) |
Суб лейтенант (Sub-lieutenant) | Лейтенант |
Мичман (Midshipman) | Мичман |
Инженер лейтенант (Engineer Lieutenant) | Инженер механик лейтенант или дивизионный инженер-механик |
Так сложилась следующая система награждения подводников. За прорыв в Балтийское море командиры британских лодок получали орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Других членов экипажа награждали уже по итогам первых результативных походов.
В частности, пять британских офицеров из экипажа первых двух лодок (Е-1 и Е-9), за прорыв в Балтийское море, приход в русскую базу и участие в результативных походах, в качестве первой награды получили:
- орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (2)
- орден Святого Станислава 2-й степени с мечами и бантом (1)
- орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (2)[15].
Далее в зависимости от совершенных подвигов офицеры получали следующие по старшинству русские ордена.
За первые победы командиры лодок Е-1 и Е-9, ранее получившие ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, были награждены орденами Святой Анны 2-й степени с мечами[16. Причем не зная иерархию российских орденов британские, офицеры ставили и носили орден Св. Анны 2-й степени с мечами выше Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
За потопление или повреждения крупного вражеского корабля командиры британских лодок Высочайшим повелением награждались Орденами Святого Георгия 4-й степени.
Кавалерами Ордена Святого Георгия 4-й степени стали 5 командиров британских лодок в, том числе одно награждение посмертное:
— лейтенанта Фрэнсис Гудхарт (Francis Goodhart) командир E-8[17];
— лейтенант-коммандера Фрэнсис Ньютон Аллан Кроми (Francis Newton Allan Cromie) командир E-19[18];
— лейтенант-коммандера Ноэль Лоренс (Noel Frank Laurence) командир E-1[19];
— лейтенант-коммандера Роберта Халахана (R.C. Halahan) командир E-18 (посмертно)[20];
— лейтенанта Макса Хортона (Max Kennedy Horton) командир E-9[21].
Не менее запутано было и награждение простых матросов. Для примера рассмотрим статистику по награждению экипажа подлодки Е-9. По выявленным приказам за подвиги в годы Первой мировой войны, он получил 55 Георгиевских наград для нижних чинов:
- Георгиевских крестов 3-й степени – 23;
- Георгиевских крестов 4-й степени – 9 (2 из них русским матросам);
- Георгиевских медалей 3-й степени – 1;
- Георгиевских медалей 4-й степени – 22.
Сразу бросается в глаза дисбаланс в награждении 23 крестов 3-й степени и только 9 крестов 4-й степени. Это заметили в штабах русской армии. Сохранилась переписка на этот счет. Так в телеграмме в Морской штаб Верховного Главнокомандующего от 18 июля 1915 года №7232 было указано:
«Представлялись к награждению команды Е9 шесть человек Георгиевскими крестами 3 степени, и 21 крестами 4 степени, 2 медалями за усердие. Согласно №1161, пожаловано Георгиевских крестов 23 креста 3 степени, 1 медаль 3 степени, и 4 медали 4 степени. Благоволите уведомлением не произошло ли недоразумение как георгиевские кресты и медали согласно статута могут выдаваться только в порядке степеней и имеется ли разрешение на награждение двух заболевших англичан медалями за усердие. 2006. Старлейт Петров.»[22]
На, что был получен ответ.
«Штаб Командующего флотом
Старлейту Петрову
На номер 2006 сообщаю, что никакого недоразумения не произошло и награды даны по совокупности за два похода. Представьте заболевших англичан к награждению медалями за усердие в Штаб Главнокомандующего №877. Кавторанг Арбенев.»[23]
Два британских матроса которые, по болезни, не участвовали в походе, в котором был поврежден «Принц Адальберт» получили серебряные медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте[24]. Позже и другие британские моряки получали медали «За усердие» в том числе и для ношения на шее.
Конечно же моряки подлодок получали британские награды: кресты и медали. Известно, что Макс Хортон в августе 1915 года написал представление на награждения 4 моряков его лодки британскими наградами.
Экипажи подлодок типа «Е» были отмечены следующими британскими наградами: Орденом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order (DSO))[25]; Крестом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross (DSC))[26]; Медалями «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Medal (DSM)).
Орден «За выдающиеся заслуги» периода правления короля Георга V с двумя планками. Аверс и реверс. Этим знаком был награжден Сэр Макс Кеннеди Хортон. Из коллекции Национального Морского Музея в Гринвиче.
Крест «За Выдающиеся Заслуги» периода Первой мировой войны. Аверс и реверс
Медаль «За выдающиеся заслуги» периода Первой мировой войны. Аверс и реверс
По окончании войны экипажи британских лодок пришедших на Балтику в 1914-1915 годах получили «британское трио» за Первую мировую войну (Звезда 1914-15 гг.,[27] Британская военная медаль[28] и Медаль Победы[29]). Причем ими награждали и посмертно.
«Британское трио» за Первую мировую войну и Георгиевский крест. Характерный набор наград британских подводников на Балтике
Некоторые моряки получали и другие британские награды, за предыдущие или последующие военные кампании. Вот, например, как выглядела колодка старшего машинного унтер-офицера подлодки Е-9 Томаса Уильямса Коллиса. Его награды проходили на аукционе на форуме forums-su.com[30].
- Комплект наград старшего машинного унтер-офицера подводной лодки Е-9 Томаса Уильямса Коллиса. Награды: Медаль «За выдающиеся заслуги», Звезда 1914-15 гг., Британская военная медаль, Медаль Победы, Медаль Обороны, Военная медаль 1939-1945 гг., Российский Георгиевский крест 3 степени и Георгиевская медаль 4 степени.
Приписанные к британским лодкам русские офицеры и матросы также могли получать британские кресты и медали. Например, Антоний Николаевич фон Эссен (прикомандирован к HMS Е-9) и Борис Людвигович Миллер (с HMS Е-1) 29 августа 1915 года получили британский крест «За выдающиеся заслуги», а трем нижним чинам вручили медали.
- Лейтенант Борис Людвигович Миллер с британским Крестом «За выдающиеся заслуги» полученным за походы на подводной лодке Е-1
- Лейтенант Антоний Николаевич фон Эссен с орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, полученным за первые походы на подводной лодке Е-9
Насчет какую медаль получали нижние чины есть разные мнения. Дело в том, что некоторые исследователи считают, что русские матросы получали не медаль для моряков «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Medal, DSM), а другую не менее почетную, но сухопутную медаль «За выдающееся поведение» (Distinguished Conduct Medal, DCM). Поэтому рассмотрим подробнее этот вопрос. Дело в том, что их аббревиатуры при переводе на русский язык, часто путают. В документах на награждение русских солдат сокращение «ДСМ» обозначает медаль «За выдающееся поведение». Медаль «За выдающееся поведение» очень высокая награда. В ранге наград за личные заслуги для солдат и сержантов она занимала второе место, выше был только Крест Виктории (Victoria Cross)[31]. По сведениям книги «Статистика военных усилий Британской империи во время Великой войны 1914-1920» с 1915 года по 1920 год медаль «За выдающееся поведение» получили 973 российских нижних чина[32].
Капитан Гудхарт в своём дневнике за 29 августа 1915 года записал: «Главнокомандующий поднялся на борт, чтобы вручить английские медали Эссену и Миллеру DSC и трем морякам. DCM.» (C-in-C came onboard to present English medals to Essen DSC Miller & 3 sailors. DCM.)
В своих мемуарах лейтенант Эшмор, который в 1917 году был вторым офицером на подводной лодке Е-1, записал следующее о российском телеграфисте Павле Александере, который был прикомандирован к подлодке Е-1: «Из русских рядовых, служивших на наших подводных лодках, только один из них доставлял какие-либо проблемы. Это был телеграфист на моей лодке Е1, которого мы обнаружили агитирующим среди других русских телеграфистов и мешающий им сесть на другие лодки. Он неразумно бросил вызов Кроми, чтобы принять меры против него, но вскоре обнаружил, что встретил достойного соперника. Находясь под дисциплинарной ответственностью Королевского военно-морского флота, он был с позором уволен, лишившись медали «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Medal), врученной за участие в военных подвигах Е1, и довольно крупной суммы призовых денег, которые ему бы достались как награждённого ее.» Из этого отрывка явствует, что русские матросы (в частности Павел Александер) получили все-же медаль «За выдающиеся заслуги» (DSM).
На данный момент мне не известны наградные документы и фотографии русских моряков с британскими медалями, так, что точно сказать какую медаль они получали пока нельзя. Ведь известны награждение армейскими наградами и флотских офицеров. Так, 12 декабря 1915 года, армейским Военным крестом (Military Cross) был награжден Георгий Корнилиевич Дворжицкий прикомандированный к подлодке Е-19[33].
Военный крест (Military Cross) которым был награждён Георгий Корнилиевич Дворжицкий. Аверс и реверс
Точное количество полученных британских наград в настоящее время не известно, так как трудно проследить конкретно кто и за, что был ими награжден.
Кроме российских и британских наград, за заслуги и подвиги, подводники также могли получить награды других стран-союзников по Антанте. Известно, что Фрэнсис Гудхарт, Макс Хортон, Ноэль Лоуренс, Фрэнсис Кроми и Антоний фон Эссен были награждены французским орденом Почетного легиона.
В Великобритании и в Российской империи существовали законы по которому, что бы носить иностранные награды нужно было на это получить Высочайшее согласие монарха, которые должны были быть официально опубликованы.
Наградные приказы на подводников
Рассмотрим какие архивные документы использовались при написании этой и последующих статьях.
Так как британские лодки действовали в составе Балтийского флота то и награждали их экипажи Приказами Командующего Флотом Балтийского моря. Но они должны были утверждаться (согласовываться) в более высоких инстанциях (Главнокомандующий 6 армии, Морской министр) и подписываться монархом. Причем в опубликованных приказах информация о подвиге давалась в крайне сокращенном виде, чем подавалась в представлении или переписке о награждении.
Ниже, для примера, приводится ряд документов на одно награждение экипажа HMS Е-9 Георгиевскими наградами.
Документы на награждение экипажа HMS Е-9
Еще сложнее с награждением офицеров орденами. Их награждали Приказами по флоту, а потом награждение подтверждали Высочайшими приказами по Морскому ведомству (с марта 1917 года Приказами по армии и флоту). Кроме награждения Орденами Святого Георгия 4-й степени и Георгиевского оружия в Высочайших приказах и Приказах по флоту нет описания конкретных заслуг. Только в представлении к награждению орденом есть относительно полное описание заслуг, но найти их не всегда представляется возможность.
Тоже касается и британских наград. Указы об награждении ими обязательно публиковались в «Лондонской газете» (London Gazette), именно с момента публикации в газете считалось награждение, а ссылка на номер газеты записывалась в личных документах награждённого. Но как, и в российских Высочайших приказах в «Лондонской газете» очень редко описывали сами заслуги и подвиги.
В британском флоте практиковалась ротация — практика перевода на другие корабли, поэтому к концу 1917 года от первоначальных экипажей лодок типа «Е», пришедших на Балтику в 1914 году и 1915 году осталось мало моряков. Некоторые из них были переведены на другие подлодки, оперировавшие на Балтике, другие на новые только, что построенные лодки.
В следующей статье остановимся на истории одной из самых известных британских лодок HMS Е-9. В ней расскажем биографию её легендарного командира Сэра Макса Кеннеди Хортона и рассмотрим награды которые получил экипаж лодки.
Заканчивая это исследование, хотелось бы поблагодарить Исследовательский центр «Георгиевский Архив» (г. Екатеринбург), историка Николая Родина, коллекционеров Игоря Остапенко и Олега Тютюкина за помощь в поиске документов и фотографий.
Каркотко Андрей Юрьевич Магистр политических наук, историк (изображения предоставил автор)
[1] Козлов Д.Ю. Британские подводные лодки в Балтийском море. 1914-1918 годы: [с приложением документальных материалов]. СПб., 2006., 221 с.
[2] Козлов Д.Ю. Флотилия английских подлодок на Балтике в 1917-1918. // Военно-исторический журнал. — 2014 https://pandia.ru/text/78/089/85809.php
[3] Козлов Д.Ю. Ноэль Лоуренс – «спаситель Риги»? Британские подводные лодки в составе Балтийского флота, 1914–1918 гг. (дискуссия в историографии) // Актуальные проблемы истории Первой мировой войны. Сборник статей. М., 2014. С. 83–100.
[4] Козлов Д.Ю. — Британские субмарины на Балтике // журнал «Флотомастер». — 2001. — №5. С. 11-19; №6. С. 13-22; 2002. — №1. С. 14-23; 2002. — №2. С. 16-26.
[5] Гребенщикова Г. А. Английские подводные лодки типа «Е» в Первой мировой войне. 1914—1918 гг. — Самара: Истфлот, 2008.
[6] Гребенщикова Г. А. Британские подводные лодки типа «Е» на Балтике. 1914—1918 годы. // Журнал «Гангут». 2001. Вып. 28., С. 34—48.; Вып. 29., С. 29—44.
[7] Лемишевский П.В. Боевые действия на Балтике в годы Первой мировой войны. / П.В. Лемишевский, Петербургский институт печати. 2005 г. 216 с.
[8] J.J. Tall, Paul Kemp. HM Submarines In Camera 1901-1996 — An Illustrated History of British Submarines. / J.J. Tall, Paul Kemp. Naval Institute Press. 1996, 264 pages. https://archive.org/details/hm-submarines-in-camera-1901-1996
[9] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Эссен,_Антоний_Николаевич
[10] http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=2064
[11] Российский Государственный архив Военно-морского флота (далее РГАВМФ) Ф.716, Оп. 2, дело 8 Л. 166
[12] Там же Л. 167
[13] «Лондонская газета» №29815 от 7 ноября 1916 года.
[14] РГАВМФ Ф. 418, Оп. 1, Д. 3343, Л.133
[15] РГАВМФ Ф.716, Оп. 2, дело 112, Л. 151
[16] Орден Святой Анны 2-й степени с мечами — высшая награда которой свое властью мог наградить Командующего Флотом Балтийского моря.
[17] Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник. Отв. сост. В.М. Шабанов. М., «Русскiй мiръ», 2004. 928 c., илл. С. 481
[18] Там же с. 585
[19] Там же с. 615
[20] Там же с. 811
[21] Там же с. 816
[22] Российский Государственный архив Военно-морского флота. Фонд: №716, Морской штаб верховного главнокомандующего (Ставка) Опись: №2, Военно-морское управление при штабе Верховного Главнокомандующего (16 июля 1914 г. — 22 января 1916 г.). Морской штаб Верховного Главнокомандующего (Ставка) (23 января 1916 г. — 9 ноября 1917 г.) Номер дела: 101, с. 137
[23] Там же. с. 138
[24] Приказ Командующего Флотом Балтийского моря от 5-го октября 1915 года №1060.
[25] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Орден_«За_выдающиеся_заслуги»
[26] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Крест_«За_Выдающиеся_Заслуги»_(Великобритания)
[27] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Звезда_1914_и_Звезда_1914-15
[28] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Британская_Военная_Медаль_1914-20
[29] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Союзная_медаль_победы_в_Первой_Мировой_войне
[30] https://forums-su.com/viewtopic.php?t=833186
[31] https://wiki.lesta.ru/ru/Navy:Крест_Виктории
[32] Statistics of the Military Effort of the British Empire during the Great War 1914-1920/War Office (Author),
HMSO (Publisher), London, 1922, 880p. (some fold.), 5 fold. leaves of plates ill., graphs
[33] https://sammler.ru/index.php?/topic/92381-military-cross-на-русского-офицера-е-19/
«Волк» – самая результативная подводная лодка русского Балтийского флота
Награды Императорской России
__________________