В Музее Москвы автор занимается не только хранением и изучением марок и спичечных этикеток, но и знаков и значков, которые в нашем музее также находятся в ведении сектора нумизматики научно-хранительского отдела «Фонды».
В канун нового 2022 года автору была поручена задача по введению в электронный Государственный каталог предлагаемых вашему вниманию аккуратных знаков, на реверсе которых гордо заявлено: «Лауреат Государственной премии СССР второй/третьей степени №ХХХХ». «Уж с такими-то предметами проблем не возникнет», — самонадеянно подумал автор. Однако всё оказалось не так просто, и работа по уточнению атрибуции затянулась на несколько месяцев, но зато привела к любопытным результатам, которыми хотелось бы поделиться с уважаемыми читателями.
- Два знака Государственной премии СССР из числа хранящихся в Музее Москвы наград, принадлежавших металлургу А.И. Целикову
В силу специфики работы научно-хранительского отдела нашего музея заниматься автору приходится не только изучением фонда значков. Выполнять план по введению музейных предметов в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (а для всех музеев эта задача должна быть выполнена к 2025 году) нужно и другим материалом: монетами и спичечными этикетками (некоторые результаты изучения последних нашли отражение в ряде предыдущих публикаций автора). Но попутно шёл сбор и анализ информации по этим знакам Государственной премии СССР.
Первоисточником в изучении любого музейного предмета является учетная документация: кто, в какое время передал в организацию свою личную вещь, кому она принадлежала — всё это зафиксировано и веками хранится в книгах, актах, заявлениях дарителей. С помощью учётных документов выяснилось, что знаки принадлежали выдающемуся советскому учёному-металлургу и конструктору, Герою Социалистического Труда Александру Ивановичу Целикову (1904—1984). После его смерти личные вещи учёного передала в наш музей его вдова, прозаик и драматург Ирина Ивановна Ирошникова (1911—2005).
Но этих «установочных данных» не хватало для полной картины. Вот лежат на столе три знака «Лауреата Государственной премии СССР» (два второй степени и один третьей). Однако они не соответствуют описанию знака Госпремии СССР из Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР № 946 от 11.10.1967 «Описание почётного знака Государственной премии СССР»:
Серп и молот помещены на горизонтальной полочке, начинающейся от лавровой ветви и чуть не доходящей до правого края знака…
На оборотной стороне знака, на матовом фоне, расположена в четыре строки надпись полированными буквами «ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР». Буквы «СССР» помещены на горизонтальной полочке, чуть не доходящей до краев знака. Под ними расположен выбитый номер знака.
… Колодка имеет на оборотной стороне булавку для прикрепления к одежде.
Почётный знак лауреата Государственной премии СССР изготавливается из золота 583 пробы и золотится. Колодка серебряная позолоченная.
Никакой «полочки» не видно ни на аверсе, ни на реверсе знака, надпись расположена не так, булавки нет даже в проекте, золотом-серебром и не пахнет. К тому же энциклопедии подсказывают, что в числе разнообразных наград А.И. Целикова Государственных премий СССР не было; была в 1964 Ленинская премия, зато в 1948 и 1951 годах он стал лауреатом Сталинской премии второй степени, а в 1949 году — третьей. Сталинская премия была вполне официальной и создавалась формально решением Совнаркома, но и почётные знаки у неё были свои, с профилем И.В. Сталина.
При этом сама по себе Государственная премия СССР была учреждена Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 739 от 09.09.1966 «О Ленинских и Государственных премиях СССР в области науки и техники, литературы и искусства» и впервые вручалась годом позже, причём каких-либо степеней, как у Сталинской, у неё вообще не было. Знак её был золотым и, будучи предметом из драгметалла, так просто попасть на рабочий стол автора не мог.
Выяснение зашло в тупик, но тут по неформальному закону парных случаев к автору попали аналогичные знаки крупного учёного Романа Алексеевича Нилендера (1906—1982), причём у него тоже были две вторые и одна третья степени. Но в данном случае в Документальном секторе музея обнаружилось много документов Р.А Нилендера, в числе которых были и дипломы Лауреата государственной премии СССР, которые оказались в данном случае весьма полезными.
Выяснилось, что дипломы (и, следовательно, знаки) за Государственные премии, присуждённые в 1946, 1949 и 1953 годах, вручались летом-осенью 1962 года. Изучение массива сведений, уже опубликованных в Госкаталоге разными музейными учреждениями, показало, что их вручение лауреатам шло как минимум с июня по декабрь 1962 года. Дипломы заверялись председателем и учёным секретарём комитета по Ленинским премиям, причём в области науки и техники председателем этого комитета был сам Мстислав Всеволодович Келдыш.
- Сталинскую премию III степени 1953 года (одну из последних) инженер Р.А. Нилендер получил по постановлению СМ СССР № 3044-1304сс (то есть с грифом «Совершенно секретно») «О присуждении Сталинских премий научным и инженерно-техническим работникам Министерства среднего машиностроения и других ведомств за создание водородной бомбы и новых конструкций атомных бомб» от 31.12.1953 за «разработку фотоэлектронных умножителей и сцинтилляционных кристаллов» в составе группы товарищей
То есть, хотя до появления «золотой» Государственной премии СССР оставалось ещё лет пять, конкретно эта, «трёхступенчатая», была реализована на самом высоком уровне. А, значит, решения принимались на уровне ЦК КПСС и Верховного Совета СССР.
Хорошо, что благодаря современному развитию цифровых технологий ходить по библиотекам нужно уже далеко не всегда, и изучать Ведомости Верховного Совета СССР можно без отрыва от компьютера.
Вскоре в «Ведомостях» № 11 за 15 марта 1962 года обнаружился указ Президиума № 119 «О почётном знаке лауреата Государственной премии СССР», который дал ответы на все первоочередные вопросы, и который приводится фотокопией в полном виде с выражением искренней благодарности великолепной электронной библиотеке «Наука права».
- В связи с заменой дипломов и почётных знаков лауреата Сталинской премии I, II и III степеней на дипломы и почётные знаки лауреата Государственной премии СССР соответствующих степеней…
Иными словами, в 1962 году на правительственном уровне была проведена государственная кампания, задачей которой было убрать ярко блестящие профили Сталина с груди знаменитых и уважаемых в СССР деятелей науки и искусства.
Тут, кстати, доходило даже до откровенного абсурда. Вот что написано в «Краткой литературной энциклопедии» 1962—1978 годов издания (статья «Премии литературные»):
Постановлением СНК СССР от 20 дек. 1939 были установлены Государственные премии СССР. До ноября 1961 они именовались Сталинскими премиями…
Чем-то это напоминает «Волгоградскую битву» на спичечной этикетке к 20-летию Победы, которая упоминалась в одной их прошлых публикаций автора…
Кстати. Те, кто поменял знаки Сталинской премии на новые знаки Государственной, с материальной стороны прогадали. Потому что у Сталинской премии знак второй степени изготавливался из серебра с золотым барельефом, а третьей — из бронзы с серебряным барельефом, а поменяли их, как следует из описания в указе, на недрагоценные мельхиор и томпак с позолоченной или посеребрённой ветвью.
Получается, на «премиальной» десталинизации партия и правительство откровенно сэкономили. Впрочем, эта тема, очевидно, выходит за рамки тематики, интересующей данное издание.
- Фотография всех знаков Государственной премии (общественное достояние, автор Станислав Козловский) из соответствующей статьи в Википедии. «Золотая» госпремия с «полочкой» слева
Как бы то ни было, теперь статью в Википедии, посвящённую Государственной премии СССР, можно дополнить вновь установленной информацией, а также уточнить и подпись к иллюстрирующей статью фотографии со знаками Государственной премии всех образцов, хранящихся в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме.
Поскольку последняя Сталинская премия была присуждена, по доступным на сегодня рассекреченным данным, совершенно секретным постановлением Совета министров СССР № 377-288сс от 24 февраля 1955 года, и с учётом всех содержащейся выше информации, третий абзац на 218-й странице великолепного каталога-определителя советских знаков и жетонов 1917—1980 гг. «Аверс № 8» уважаемого В.Д. Кривцова следует изложить в следующей редакции:
Премии вручались с 1941 по 1955 годы, и за этот период их было вручено около 5000. В 1962 году принимается решение на обмен дипломов и медалей лауреата Сталинских премий. Лауреатам Сталинской премии были выданы новые дипломы и медали без барельефа Сталина с надписью «Лауреат Государственной премии СССР» соответствующей степени. Обмен шёл в течение 1962 года. Знаки лауреатов выпускались на монетном дворе.
Для интересующихся максимально возможным объёмом информации осталась ещё одна задача, выходящая за рамки необходимого для полноценной атрибуции музейных предметов, а потому оставшаяся «за кадром» проведённого автором исследования: ещё можно уточнить, когда и каким именно решением руководство СССР в принципе задумало поменять название уже выданных Сталинских премий на Государственные. Ведь у приведённого выше постановления Президиума Верховного Совета от 13 марта 1962 года наверняка была какая-то предыстория. В процитированной выше энциклопедии что-то писали про ноябрь 1961-го…
Владимир Самарин Научный сотрудник музейного объединения «Музей Москвы»
Редакция благодарит Музей Москвы за сотрудничество
и за предоставленные изображения музейных предметов
После выхода этого материала наш постоянный автор Роман Александрович Толмачёв предоставил знак Государственной премии СССР 1-й степени, принадлежавший Александру Михайловичу Кареву, режиссёру МХАТ.
Знак Государственной премии СССР 1-й степени, принадлежавший Александру Михайловичу Кареву, режиссёру МХАТ
Минское зазеркалье (Владимир Самарин)
Пингвин — не Пингвин (Владимир Самарин)
Ашхабад на спичечных этикетках (Владимир Самарин)
Сталинград после Сталина (Владимир Самарин)
Медали за лучшие произведения на военно-патриотическую тему
__________________