Пингвин — не Пингвин

in Филумения 3861 views

Воспользовавшись удачно (для му­зейной работы) сло­жившей­ся си­туацией, в на­ча­ле прош­лого го­да я за­нялся под­готов­кой к вве­дению в Го­сударствен­ный ка­талог хра­нивших­ся в собрании нашего музея упаковок спичечных эти­кеток, вы­пущенных цехом лито­графичес­кой печати Балабановской экспериментальной фабрики в 1958—1960 годах. Эта работа, связанная с уточнением атрибуции музейных предметов, привела к целому ряду интересных наблюдений, которыми хотелось бы поделиться с уважаемыми чи­та­телями. Начну с самой, на мой взгляд, интересной истории.

Если на спичечной этикетке прочтёшь надпись «Пингвин»,
не верь глазам своим

В популярной серии спичечных этикеток 1959 года с изображением различных советских тракторов, выпущенных для Кировской спичечной фабрики «Красная звезда», на одной был запе­чатлён некий гусеничный вездеход «Пингвин».

«Пингвин»

Для полноценной атрибуции музейных предметов (ведь, например, ТДТ-40 — не просто трактор, а трактор гусе­ничный и притом трелёвочный) углубился в справочники и сразу обнаружил: «Пингвин» — созданный в 1957 году легендарным конструктором танков Жозефом Яковлевичем Котиным с подачи извест­ного полярника Михаила Михайловича Сомова ан­таркти­ческий вездеход «объект 209» на базе плавающего танка ПТ-76, выпущенный на Кировском заводе в количестве пяти штук — выглядел совсем не так.

Спичечные этикетки, серия «Тракторы», 1959 г. (зелёный фон)

Да, в 1958 году «Пингвин» прославился на весь мир, дойдя в рамках 3-й Советской антарктической экспедиции до так называемого «Полюса недоступности», где была основана одно­имённая станция. Возможно, именно тогда у многих в голове орга­низова­лась неразрывная связь: раз «антарктический вездеход», то «Пингвин».

Но на оказавшейся в моих руках этикетке был изображён вовсе не «Пингвин», а «изделие 404С», созданное годом позже на Харьковском заво­де транс­порт­ного ма­шинострое­ния уни­каль­ным творческим сою­зом тан­ко- и авиа­строи­телей на базе артиллерийского тягача АТ-Т. Таких машин в 1958 году было выпущено тоже всего пять, и им, уже после того, как их увезли в 4-ю антарктическую экспедицию на дизель-электроходе «Обь», в 1959 году в Москве при­своили на­звание «Харьковчанка». Кстати сказать, есть сведения, что ещё в 2009 году, то есть полвека спустя, эти машины катались по Антарктике, так что машина получилась отменной долговечности. Неспроста одна из публикаций о «Харьковчанке» названа «Вездеход, который переживёт апо­калипсис»; учитывая срок и усло­вия службы машины, это заявление не кажется такой уж гиперболой.

А когда эта машина появилась на обложке журнала «Техника молодёжи» за март 1959 г., её называли разве что «снежным крейсером» или «кораблём». Возможно, за основу своей работы неизвестный худож­ник по спичечным этикеткам взял именно эту обложку работы леген­дарного лётчика К.К. Арцеулова (это он в сентябре 1916 года пер­вым в мире дважды предна­мерен­но ввёл свой «Ньюпор-XXI» в штопор и вывел из него), художественный талант кото­рому, видимо, передался от деда, И.К. Айвазовского.

Техника - молодёжи
«Техника — молодёжи», №3, 1959 г.

Трудно сказать, что стало причиной забавной коллизии с названием на спичечной этикетке: конечно, все антаркти­ческие вездеходы были по-своему уникальны, но они не были секрет­ным супероружием, объектом государственной тайны. Не знаю, виновато ли тут неумеренное стремление за­секретить всё и вся, обманув всех, включая и себя, и «вероятного противника». Но в результате получился классический пример на тему «Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим».

Спичечные этикетки, серия «Тракторы», 1959 г. (синий фон)

Кстати, на этикетках серии один сюжет оказался для меня неразгаданным: опознать не­затейливый гусеничный «Тягач» я не смог. Гусеничная база нарисованной машины отчасти похожа на трактор ДЭТ-250. Возможно, это просто фантазия неизвестного худож­ника-вете­рана на основе транспорт­ного трак­тора-арт­тягача С-2 («Сталинец»), снятого с производства на ЧТЗ в 1942 году. Может быть, коллективный разум читателей окажется более проницательным и сможет найти ответ, что же это за тягач такой?

 

Владимир Самарин
Научный сотрудник
музейного объединения «Музей Москвы»

Редакция благодарит Музей Москвы за сотрудничество
и за предоставленные изображения музейных предметов

Спичечные этикетки

Космос на спичечных этикетках

Метро на спичечных этикетках

Спичечные этикетки. 1812

Минское зазеркалье (Владимир Самарин)

Русская Антарктида (выставка в ГИМ)

Ашхабад на спичечных этикетках  (Владимир Самарин)

Сталинград после Сталина (Владимир Самарин)

 

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Минское зазеркалье

Продолжаем рассказ о наблю­­де­ниях за со­ветскими спи­чечными этикетками из кол­лекции Музея Москвы,
Перейти К началу страницы