Продолжаем рассказ о наблюдениях, на которые натолкнула коллекция спичечных этикеток Музея Москвы. Начав обсуждение «городских» этикеток с минской серии, мы совершим ещё одно путешествие в советское прошлое, рассмотрев напечатанные в 1960 году этикетки с фотографиями столицы Туркменистана — города Ашхабада.
Работа с минской серией дала ценный опыт. Уже не вызвал удивления тот факт, что все до единой этикетки ашхабадской серии напечатаны с зеркально перевёрнутых фотографий, которые чуть раньше были опубликованы на почтовых открытках. Даже интересно: чем вызвана эта явно системная ошибка изготовителей спичечных этикеток. Однако, не являющаяся тотальной: так, например, этикетки с сюжетами из Сочи и Сталинграда напечатаны правильно, а фотографии Пятигорска, как представляется, перевёрнуты не все.
Спичечные этикетки, серия «Ашхабад» для фабрики «Красная звезда» (чёрно-синие)
Но вернёмся в столицу советской Туркмении. У фотографий Ашхабада на пяти открытках 1957 года на обороте указан автор. Это Елизавета Игнатович (1903—1983), младшая сестра знаменитого советского фотографа Бориса Всеволодовича Игнатовича, ещё одна участница знаменитой творческой группы «Октябрь» с этой фамилией, соратница и коллега Александра Родченко. Учитывая, что некоторое время назад автору посчастливилось выступить со-куратором выставки военной фотографии Бориса и Ольги Игнатович «Два лица войны», проведённой нашим Музеем Москвы, возможность ещё раз прикоснуться к фотографическому наследию этого легендарного семейства стала, не побоюсь этого слова, вдохновляющей.
Спичечные этикетки, серия «Ашхабад» для фабрики «Красная звезда» (чёрно-зелёные)
Спичечные этикетки, серия «Ашхабад» для фабрики «Ревпуть» (чёрно-зелёные)
А вот четыре «этикеточные» открытки 1958 года были напечатаны в нарушение традиции без указания автора. По Государственному каталогу автор выяснил что такие открытки есть в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга, и авторы фотографий музеем в карточках предметов указаны. Питерские коллеги любезно подсказали: эти открытки были включены в сувенирный набор «Ашхабад», и на его обложке авторы как раз и значились. И это вовсе не та же Елизавета Игнатович, как автор поначалу предположил, а ещё один бывший участник творческой группы «Октябрь», фотокорр «Известий» и «Комсомольской правды» Борис Павлович Кудояров (1898—1973) и фотограф ТАСС, затем «Огонька» Михаил Иванович Савин (1915—2006), которые тоже неоднократно работали в Ашхабаде.
Установив авторство всех фотографий, можно было углубиться в содержание. Кстати, определённую параллель со столицей Белоруссии здесь можно провести ещё по одному параметру. Если Минск был очень сильно разрушен войной и после Великой Отечественной отстроен практически заново (из девяти этикеток минской серии лишь на одной запечатлено чудом уцелевшее здание старой, ещё дореволюционной постройки), то старый Ашхабад в ночь с 5 на 6 октября 1948 года был почти полностью уничтожен катастрофическим землетрясением, которое разрушило порядка 98% жилой застройки города и унесло жизнь десятков тысяч жителей. А все сколько-либо уцелевшие постройки нуждались как минимум в капитальном ремонте.
Между прочим, одним из немногих ашхабадских объектов, перенёсших то жуткое землетрясение (по оценкам, сила его достигала 10 баллов) без ощутимых повреждений, оказался открытый в 1929 году памятник В.И. Ленину работы скульптора Е.Р. Трипольской, архитектора А.А. Карелина и керамиста Н.И. Назарова. Памятник стоит и сегодня, но это предмет отдельного разговора, на этикетках его нет.
В общем, Ашхабад был практически полностью отстроен заново. В дальнейшем город постоянно рос и развивался, неоднократно менялась и городская топонимика, особенно интенсивно после распада Советского Союза. В атрибуции существенно помогло то, что «этикеточные» фотографии точно так же, как и минские, перекочевали с почтовых открыток на страницы известного портала старых фотографий «среды обитания человечества» — pastvu.com, где энтузиасты точно привязали их к карте города, указывая в том числе и старые названия улиц. Поскольку современные названия улиц на картах Гугла и Яндекса совпадают не всегда, для единообразия мы решили использовать в качестве основных Яндекс-карты.
Этикетки с фотографиями Ашхабада были выпущены Балабановской экспериментальной фабрикой в разных цветовых вариантах для спичечных фабрик «Красная звезда», «Ревпуть», «1 мая» и комбината «Гигант». В коллекции Музея Москвы есть два варианта этикеток для «Красной звезды» и один — для фабрики «Ревпуть».
Итак, начнём путешествие по Ашхабаду конца 1950-х годов, глядя на цветные фотографии на изогизовских открытках. Порядок фотографий случайный. Именно в нём этикетки лежали в упаковках для коллекционеров, которые автору довелось обрабатывать.
1. Ашхабад. Проспект Сталина
Открытка 1958 года с фотографии Б. Кудоярова и М. Савина
- В здании, выстроенном на перекрёстке проспекта Сталина и улицы Карла Либкнехта (почтовый адрес — проспект Сталина, с 1961 года проспект Свободы, ныне проспект Махтумкули, дом 95; улица Либкнехта ныне носит имя Маи Кулиевой), располагалось Министерство здравоохранения Туркменистана. На открытке, присмотревшись, можно разглядеть висящий над входом лозунг к 40-летию Октябрьской революции, что позволяет датировать фотографию 1957 годом.
2. Ашхабад. Вход во Дворец пионеров
Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович
- Дело происходит снова на проспекте Сталина. Вот только название на открытке указано неточно: это не Дворец пионеров, а вход в Пионерский парк тогдашнего Ашхабада. А вот снесённый в 2004 году Дворец пионеров был совсем рядом, чуть дальше по проспекту в направлении взгляда фотографа. Пионерский парк примыкал ко Дворцу.
- До начала 1980-х годов именно этот вход был основой для правительственной трибуны, которую здесь строили к 1 мая и 7 ноября, отсюда местные власти приветствовали идущих по проспекту участников праздничных демонстраций.
3. Ашхабад. Здание Республиканской партийной школы
Открытка 1958 года с фотографии Б. Кудоярова и М. Савина
- Здание Республиканской партшколы при ЦК КП Туркменистана стояло по адресу улица Островского, дом 47. Улица Островского стала улицей Аба Аннаева (многие улицы Ашхабада имеют принятые в 2003 году четырёхзначные числовые названия, так, сейчас официальное название этой улицы — «2060», но в быту все предпочитают использовать более привычные «нецифровые» названия; используют их и Яндекс-карты).
- Здание стоит на перекрёстке с улицей МОПРа — была такая партийно-благотворительная Международная организация помощи борцам революции, своего рода коминтерновский аналог Красного Креста. Затем она стала улицей 50 лет Туркменской ССР, а после распада СССР — улицей Мяти Косаева.
- Сегодня в этом здании располагается Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммета Азади, в обиходе до сих пор иной раз по старинке именуемый «АПИРЯЛ» — раньше это был Ашхабадский Педагогический институт русского языка и литературы.
4. Ашхабад. У здания Совета Министров Туркменской ССР
Открытка 1958 года с фотографии Б. Кудоярова и М. Савина
- Как видим, для спичечной этикетки фотографию довольно сильно заретушировали. Из доступной информации следует, что в здании находился не только республиканский Совмин, но и Верховный Совет. А перед зданием стояли статуи, которые видно на открытке: слева Ленин, справа Сталин. Причём правую статую десталинизировали, как и во многих других местах Советского Союза, в 1961 году, а Ленина, чтобы не стоял тут в одиночестве, нарушая симметрию, перенесли на привокзальную площадь.
- В то время это была улица Гоголя. Через несколько лет после распада Советского Союза Верховный Совет Туркмении превратился в Меджлис, которые ещё ряд лет находился здесь. Затем для органов высшей государственной власти в Ашхабаде были выстроены новые здания, а это стало рангом ниже: его занимает хякимлик Ашхабада (по-нашему — мэрия), и стоит оно теперь на проспекте Битарап Туркменистан, что в переводе означает «Нейтральный Туркменистан».
5. Ашхабад. Жилой дом по улице Карла Маркса
Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович
- Судя по Яндекс-картам, улица, как ни удивительно по нынешним временам, сохранила своё название (по крайней мере, обиходное; её официальное название теперь — «2001»). Вот только за истекшее время она сильно, до неузнаваемости изменилась. На ней стоят и старый Президентский дворец, и новый Дворцовый комплекс «Огузхан», а также «Дворец официальных приёмов». А вот жилых домов с местными жителями на ней совсем не осталось.
6. Ашхабад. Министерство сельского хозяйства
Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович
- В те далёкие времена это была уже знакомая нам улица Гоголя, а Министерство стояло на ней на пересечении с улицей Энгельса. Теперь это перекрёсток уже известного нам проспекта Битарап Туркменистан и улицы Азади.
7. Ашхабад. Бассейн на Первомайской улице
Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович
- На фотографии запечатлено одно из излюбленных мест отдыха ашхабадцев на протяжении десятилетий. С окончанием советского периода истории города Первомайская улица превратилась в улицу Гёроглы. А в 2020 году постройки водноспортивного комплекса, известного в народе как «купалка», были снесены.
8. Ашхабад. Государственный русский драматический театр имени А.С. Пушкина
Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович
- Здание для старейшего в Туркмении государственного русского театра после землетрясения 1948 года было возведено на Первомайской улице. В феврале 2004 года, когда улица уже носила имя Гёроглы, оно было снесено из-за его, как было официально объявлено, аварийного состояния. Театр был переведён в здание бывшего Дворца культуры Ашхабадской шелкомотальной фабрики на проспекте Махтумкули.
9. Ашхабад. Здание Геологического управления
Открытка 1958 года с фотографии Б. Кудоярова и М. Савина
- Здание, в котором размещалось Управление геологии Совета Министров Туркменской ССР, до сих пор стоит на углу нынешних улиц Мяти Косаева (бывшая МОПРа / 50 лет ТССР) и Асудалык (бывшая Житникова).
Автор благодарит за ценную помощь и содействие Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Ильдара Музафарова и историка архитектуры профессора Руслана Мурадова.
Первая этикетка серии, какой она должна бы быть. Фотомонтаж автора
Владимир Самарин Научный сотрудник музейного объединения «Музей Москвы»
Редакция благодарит Музей Москвы за сотрудничество
и за предоставленные изображения музейных предметов
Минское зазеркалье (Владимир Самарин)
Пингвин — не Пингвин (Владимир Самарин)
Сталинград после Сталина (Владимир Самарин)
__________________