Ашхабад на спичечных этикетках

in Филумения 2338 views

Продолжаем рассказ о наблю­дениях, на ко­торые на­тол­кнула кол­лекция спи­чечных этикеток Музея Москвы. На­чав обсуж­дение «го­родских» эти­кеток с минской серии, мы со­вершим ещё од­но пу­тешествие в со­ветское прош­лое, рассмотрев на­печатан­ные в 1960 году эти­кет­ки с фо­то­графиями сто­лицы Туркме­нистана — города Ашхабада.

Работа с минской серией дала ценный опыт. Уже не вызвал удивления тот факт, что все до единой этикетки ашхабадской серии на­печатаны с зеркально пере­вёрнутых фотографий, которые чуть раньше были опубликованы на почтовых открытках. Даже интересно: чем вызвана эта явно системная ошибка из­го­товите­лей спичечных эти­кеток. Однако, не являющаяся тотальной: так, например, этикетки с сюжетами из Сочи и Сталинграда напечатаны правильно, а фотографии Пятигорска, как представляется, перевёрнуты не все.

Спичечные этикетки, серия «Ашхабад» для фабрики «Красная звезда» (чёрно-синие)

Но вернёмся в столицу советской Туркмении. У фотографий Ашхабада на пяти открытках 1957 года на обороте указан автор. Это Елизавета Игнатович (1903—1983), младшая сестра знаменитого советского фотографа Бориса Всеволодовича Игнатовича, ещё одна участница знаменитой творческой группы «Октябрь» с этой фамилией, соратница и коллега Александра Родченко. Учитывая, что некоторое время назад автору посчастливилось выступить со-куратором выставки военной фотографии Бориса и Ольги Игнатович «Два лица войны», проведённой нашим Музеем Москвы, возможность ещё раз прикоснуться к фотографическому наследию этого легендарного семейства стала, не побоюсь этого слова, вдохновляющей.

Спичечные этикетки, серия «Ашхабад» для фабрики «Красная звезда» (чёрно-зелёные)

Спичечные этикетки, серия «Ашхабад» для фабрики «Ревпуть» (чёрно-зелёные)

А вот четыре «этикеточные» открытки 1958 года были напечатаны в нарушение традиции без указания автора. По Государственному каталогу автор выяснил что такие открытки есть в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга, и авторы фотографий музеем в карточках предметов указаны. Питерские коллеги любезно подсказали: эти открытки были включены в сувенирный набор «Ашхабад», и на его обложке авторы как раз и значились. И это вовсе не та же Елизавета Игнатович, как автор поначалу предположил, а ещё один бывший участник творческой группы «Октябрь», фотокорр «Известий» и «Комсомольской правды» Борис Павлович Кудояров (1898—1973) и фотограф ТАСС, затем «Огонька» Михаил Иванович Савин (1915—2006), которые тоже неоднократно работали в Ашхабаде.

Установив авторство всех фотографий, можно было углубиться в содержание. Кстати, определённую параллель со столицей Белоруссии здесь можно провести ещё по одному параметру. Если Минск был очень сильно разрушен войной и после Великой Отечественной отстроен практически заново (из девяти этикеток минской серии лишь на одной запечатлено чудом уцелевшее здание старой, ещё дореволюционной постройки), то старый Ашхабад в ночь с 5 на 6 октября 1948 года был почти полностью уничтожен катастрофическим землетрясением, которое разрушило порядка 98% жилой застройки города и унесло жизнь десятков тысяч жителей. А все сколько-либо уцелевшие постройки нуждались как минимум в капитальном ремонте.

Между прочим, одним из немногих ашхабадских объектов, перенёсших то жуткое землетрясение (по оценкам, сила его достигала 10 баллов) без ощутимых повреждений, оказался открытый в 1929 году памятник В.И. Ленину работы скульптора Е.Р. Трипольской, архитектора А.А. Карелина и керамиста Н.И. Назарова. Памятник стоит и сегодня, но это предмет отдельного разговора, на этикетках его нет.

В общем, Ашхабад был практически полностью отстроен заново. В дальнейшем город постоянно рос и развивался, неоднократно менялась и городская топонимика, особенно интенсивно после распада Советского Союза. В атрибуции существенно помогло то, что «этикеточные» фотографии точно так же, как и минские, перекочевали с почтовых открыток на страницы известного портала старых фотографий «среды обитания человечества» — pastvu.com, где энтузиасты точно привязали их к карте города, указывая в том числе и старые названия улиц. Поскольку современные названия улиц на картах Гугла и Яндекса совпадают не всегда, для единообразия мы решили использовать в качестве основных Яндекс-карты.

Этикетки с фотографиями Ашхабада были выпущены Балабановской экспериментальной фабрикой в разных цветовых вариантах для спичечных фабрик «Красная звезда», «Ревпуть», «1 мая» и комбината «Гигант». В коллекции Музея Москвы есть два варианта этикеток для «Красной звезды» и один — для фабрики «Ревпуть».

Итак, начнём путешествие по Ашхабаду конца 1950-х годов, глядя на цветные фотографии на изогизовских открытках. Порядок фотографий случайный. Именно в нём этикетки лежали в упаковках для коллекционеров, которые автору довелось обрабатывать.

1. Ашхабад. Проспект Сталина

Открытка 1958 года с фотографии Б. Кудоярова и М. Савина

Ашхабад. Проспект Сталина

  • В здании, выстроенном на перекрёстке проспекта Сталина и улицы Карла Либкнехта (почтовый адрес — проспект Сталина, с 1961 года проспект Свободы, ныне проспект Махтумкули, дом 95; улица Либкнехта ныне носит имя Маи Кулиевой), располагалось Министерство здравоохранения Туркменистана. На открытке, присмотревшись, можно разглядеть висящий над входом лозунг к 40-летию Октябрьской революции, что позволяет датировать фотографию 1957 годом.

2. Ашхабад. Вход во Дворец пионеров

Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович

  • Дело происходит снова на проспекте Сталина. Вот только название на открытке указано неточно: это не Дворец пионеров, а вход в Пионерский парк тогдашнего Ашхабада. А вот снесённый в 2004 году Дворец пионеров был совсем рядом, чуть дальше по проспекту в направлении взгляда фотографа. Пионерский парк примыкал ко Дворцу.
  • До начала 1980-х годов именно этот вход был основой для правительственной трибуны, которую здесь строили к 1 мая и 7 ноября, отсюда местные власти приветствовали идущих по проспекту участников праздничных демонстраций.

3. Ашхабад. Здание Республиканской партийной школы

Открытка 1958 года с фотографии Б. Кудоярова и М. Савина

Ашхабад. Здание Республиканской партийной школы

  • Здание Республиканской партшколы при ЦК КП Туркменистана стояло по адресу улица Островского, дом 47. Улица Островского стала улицей Аба Аннаева (многие улицы Ашхабада имеют принятые в 2003 году четырёхзначные числовые названия, так, сейчас официальное название этой улицы — «2060», но в быту все предпочитают использовать более привычные «нецифровые» названия; используют их и Яндекс-карты).
  • Здание стоит на перекрёстке с улицей МОПРа — была такая партийно-благотворительная Международная организация помощи борцам революции, своего рода коминтерновский аналог Красного Креста. Затем она стала улицей 50 лет Туркменской ССР, а после распада СССР — улицей Мяти Косаева.
  • Сегодня в этом здании располагается Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммета Азади, в обиходе до сих пор иной раз по старинке именуемый «АПИРЯЛ» — раньше это был Ашхабадский Педагогический институт русского языка и литературы.

4. Ашхабад. У здания Совета Министров Туркменской ССР

Открытка 1958 года с фотографии Б. Кудоярова и М. Савина

Ашхабад. У здания Совета Министров Туркменской ССР

  • Как видим, для спичечной этикетки фотографию довольно сильно заретушировали. Из доступной информации следует, что в здании находился не только республиканский Совмин, но и Верховный Совет. А перед зданием стояли статуи, которые видно на открытке: слева Ленин, справа Сталин. Причём правую статую десталинизировали, как и во многих других местах Советского Союза, в 1961 году, а Ленина, чтобы не стоял тут в одиночестве, нарушая симметрию, перенесли на привокзальную площадь.
  • В то время это была улица Гоголя. Через несколько лет после распада Советского Союза Верховный Совет Туркмении превратился в Меджлис, которые ещё ряд лет находился здесь. Затем для органов высшей государственной власти в Ашхабаде были выстроены новые здания, а это стало рангом ниже: его занимает хякимлик Ашхабада (по-нашему — мэрия), и стоит оно теперь на проспекте Битарап Туркменистан, что в переводе означает «Нейтральный Туркменистан».

5. Ашхабад. Жилой дом по улице Карла Маркса

Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович

Ашхабад. Жилой дом по улице Карла Маркса

  • Судя по Яндекс-картам, улица, как ни удивительно по нынешним временам, сохранила своё название (по крайней мере, обиходное; её официальное название теперь — «2001»). Вот только за истекшее время она сильно, до неузнаваемости изменилась. На ней стоят и старый Президентский дворец, и новый Дворцовый комплекс «Огузхан», а также «Дворец официальных приёмов». А вот жилых домов с местными жителями на ней совсем не осталось.

6. Ашхабад. Министерство сельского хозяйства

Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович

Ашхабад. Министерство сельского хозяйства

  • В те далёкие времена это была уже знакомая нам улица Гоголя, а Министерство стояло на ней на пересечении с улицей Энгельса. Теперь это перекрёсток уже известного нам проспекта Битарап Туркменистан и улицы Азади.

7. Ашхабад. Бассейн на Первомайской улице

Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович

  • На фотографии запечатлено одно из излюбленных мест отдыха ашхабадцев на протяжении десятилетий. С окончанием советского периода истории города Первомайская улица превратилась в улицу Гёроглы. А в 2020 году постройки водноспортивного комплекса, известного в народе как «купалка», были снесены.

8. Ашхабад. Государственный русский драматический театр имени А.С. Пушкина

Открытка 1957 года с фотографии Е. Игнатович

Ашхабад. Государственный русский драматический театр имени А.С. Пушкина

Ашхабад на спичечных этикетках

  • Здание для старейшего в Туркмении государственного русского театра после землетрясения 1948 года было возведено на Первомайской улице. В феврале 2004 года, когда улица уже носила имя Гёроглы, оно было снесено из-за его, как было официально объявлено, аварийного состояния. Театр был переведён в здание бывшего Дворца культуры Ашхабадской шелкомотальной фабрики на проспекте Махтумкули.

9. Ашхабад. Здание Геологического управления

Открытка 1958 года с фотографии Б. Кудоярова и М. Савина

Ашхабад. Здание Геологического управления

  • Здание, в котором размещалось Управление геологии Совета Министров Туркменской ССР, до сих пор стоит на углу нынешних улиц Мяти Косаева (бывшая МОПРа / 50 лет ТССР) и Асудалык (бывшая Житникова).

 

Автор благодарит за ценную помощь и содействие Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Ильдара Музафарова и историка архитектуры профессора Руслана Мурадова.

 

Первая этикетка серии, какой она должна бы быть. Фотомонтаж автора

Первая этикетка серии, какой она должна бы быть. Фотомонтаж автора

 

Владимир Самарин
Научный сотрудник
музейного объединения «Музей Москвы»

Редакция благодарит Музей Москвы за сотрудничество
и за предоставленные изображения музейных предметов

Спичечные этикетки

Космос на спичечных этикетках

Метро на спичечных этикетках

Спичечные этикетки. 1812

Минское зазеркалье (Владимир Самарин)

Пингвин — не Пингвин (Владимир Самарин)

Сталинград после Сталина (Владимир Самарин)

Коллекционирование открыток

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Минское зазеркалье

Продолжаем рассказ о наблю­­де­ниях за со­ветскими спи­чечными этикетками из кол­лекции Музея Москвы,

Пингвин — не Пингвин

Воспользовавшись удачно (для му­зейной работы) сло­жившей­ся си­туацией, в на­ча­ле прош­лого го­да я
Перейти К началу страницы