Нужно успеть! Последние дни работы выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х годов» с 23 по 25 августа в Музее Москвы на Зубовском бульваре пройдет финисаж: в течение трёх последних дней работы выставки посетители смогут увидеть музыкальный перформанс, принять участие в мастер-классе по шелкографии и послушать дискуссию «О модернистках: кураторский взгляд».
• 23 августа, 19:00 Музыкальный перформанс. Коллектив «Солисты Москвы» исполнит камерные и оркестровые сочинения Владимира Дешевова, Дмитрия Шостаковича, Александра Мосолова и Сергея Прокофьева в пространстве выставке. Вход по билетам.
• 24 и 25 августа, 11:00 Финальные кураторские экскурсии Ксении Гусевой и Надежды Плунгян, где можно будет узнать о концепции выставки и ее героинях. Участие по билетам.
• 24 августа, 13:00 — 17:00, фойе 1 корпуса Мастер-класс по шелкографии образовательного цикла «Копия» от студии «Послезавтра» — арт-издательства, которое занимается ручной печатью методом шелкографии и изготавливает художественные принты и мини-журналы. Посетители узнают, как готовятся современные трафареты, и заберут с собой копию работ Киры Мосяковой и Варвары Степановой. Участие в мастер-классе по отдельному билету.
• 24 августа, 14:00, Аудитория Музея Москвы Дискуссия «О модернистках: кураторский взгляд», которая станет диалогом кураторов двух музеев — Музея Москвы и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Участие по регистрации. ! Последнюю неделю выставка «Москвичка» работает по специальному графику — с пятницы по воскресенье она открыта с 11:00 до 22:00.
От себя заметим, что лучше заложить на посещение пару часов — экспонатов очень много и неизвестно когда будет собрано вместе столько произведений!
Пресс-служба Музея Москвы [email protected] 21.08.2024
Музей Москвы
Москва. Зубовский бульвар, 2, к. 1
24 апреля — 25 августа 2024 года
Музей работает со вторника по воскресенье с 11:00 до 21:00.
Кассы работают до 20:00.
Понедельник — выходной.
Купить билет в Музей Москвы
С 24 апреля с.г. Музей Москвы расскажет о женщинах советской столицы на выставке «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» — это главный проект Музея Москвы в 2024 году. Экспозиция покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти, через призму художественных произведений первой половины XX века. Кураторы выставки — искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян отобрали для экспозиции около 2000 экспонатов из более 30 российских музеев и частных коллекций, включая произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.
Москвичка.
Женщины советской столицы 1920–1930-х
- Иван Куликов. Юнгштурм. 1936. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
- Константин Юон. Портрет летчицы М.С. Зимовой. 1937. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
- Александр Самохвалов. Метростроевка у бетоньерки. 1937. Холст, масло, темпера. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
- Фёдор Антонов. Портрет жены художника. 1934. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
Москва в 1920–1930-е годы была местом стремительной смены социальных ролей. Главной героиней искусства тех лет стала новая женщина — та, что преобразует город и действует в нём. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — каждая из них является не только реальным человеком, но и аллегорией советской истории. Этот многогранный образ москвички будет представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно. С ними можно будет познакомиться в «парадных» залах экспозиции, создающих иллюзию городских пространств — столичных улиц, проспектов и площадей.
- Николай Чернышев. Пионерка. 1934. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
- Надежда Кашина. Автопортрет. 1939. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
- Нина Кашина. Эскиз к картине «Материнство». 1934. Бумага, гуашь. Пермская государственная художественная галерея
«В своей книге “Рождение советской женщины” я рассказала о довоенном искусстве через историю женских типажей. Выставка “Москвичка” стала для меня возможностью продолжить это исследование, значительно его расширив. Благодаря Ксении Гусевой, которая обогатила первоначальную структуру текстильной проблематикой, тему удалось раскрыть намного крупнее и интереснее. На выставке мы покажем ряд редких работ из множества российских музеев, а главное — сфокусируемся на союзе индустрии и искусства, которого нам так не хватает сегодня. Меня много лет интересует образ раннесоветской москвички как выпуклое соединение реального и идеального в художественном пространстве. И это сочетание нашло свое отражено в названиях разделов, где конкретные образы (“Героиня НЭПа”) соседствуют с метафорическими (“Превращение в памятник”)», — рассказала сокуратор выставки Надежда Плунгян.
Еще один центральный для советской культуры образ, сформировавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая существенное влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины, и именно в честь текстильщиц-революционерок получил своё название журнал «Работница» — первоначально социалистический листок, распространявшийся на фабриках. Эта тема раскрывается во второй части выставки — через личные истории художниц-москвичек, чья деятельность тем или иным образом была связана с текстилем, а также с развивающейся вместе с ним модой.
- Фёдор Богородский. Женский портрет. Начало 1920-х годов. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
- Александр Тышлер. Портрет Анастасии Степановны Тышлер. 1926. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Григорий Шегаль. Этюд к картине «Колхозный съезд». 1936. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
«Четыре года назад на выставке “Ткани Москвы” мы представили истории двенадцати московских художниц-производственниц, которые полностью посвятили себя текстильной промышленности и за десятилетия советской власти разработали тысячи рисунков для ткани. На выставке “Москвичка” мне важно было обратиться к тем, кто сформировал этот тип художницы в 1920-х годах. Я остановилась на девяти героинях, каждая из которых по-своему раскрыла потенциал и возможности искусства текстиля и моды. Одни попали в индустрию волей случая, другие — осознанно включились в процесс, а для кого-то работа с костюмом или тканями стала лишь одной из страниц их большой биографии, но в результате оказала сильное влияние на весь творческий метод. Эта сфера производства была наиболее развита и одновременно давала широкое поле для эксперимента. То, что женщины совершенно разных профессий — актрисы, скульпторы, полиграфисты, живописцы — были включены в производственный процесс, показывает, насколько остро стоял вопрос обновления текстильного и швейного ассортимента в тот период», — поделилась сокуратор выставки Ксения Гусева.
- Панно «Женщины-патриотки нашей Родины – лётчицы и парашютистки». Подарок Иосифу Сталину от коллектива фабрики Москвошвея. 1939. Музей современной истории России
В число героинь вошли, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных костюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская — сестра знаменитого поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике Трёхгорной мануфактуры, и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране. Им на экспозиции отведены камерные пространства, в которых зритель сможет соприкоснуться с домашним, интимным миром художниц-горожанок, посмотреть из окон их квартир или мастерских и увидеть Москву их глазами.
- Александр Лабас. Портрет жены художника. 1939. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
- Елена Мельникова. Экскурсия на завод «Шарикоподшипник». 1937. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
- Константин Дорохов. Перед прыжком. 1937. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
- Сергей Герасимов. Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой. 1939. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
- Пётр Караченцов. Плакат «Каждый колхоз…». 1936. Бумага, литография. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
«Выставка погружает в мир москвичек 1920–1930-х годов, позволяет увидеть “живых” героинь с их чаяниями и надеждами, изучить их быт и в то же время понять, какими женщин того времени видели окружающие. Это путешествие во времени на 100 лет назад в сопровождении чуткого исследовательского взгляда блестящего кураторского тандема искусствоведов Ксении Гусевой и Надежды Плунгян, которые бережно собирали художественные и документальные свидетельства жизни этих женщин в музеях по всей России. Выставка будет интересна как искусствоведам, историкам и теоретикам моды, музейным работникам и москвоведам, так и самому широкому кругу посетителей, которые хотят обновить свое понимание истории советского искусства, увиденной через женские образы», — добавила генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.
- Александра Кольцова-Бычкова. Фрачник и дама. 1929. Бумага, тушь, гуашь. Собрание Александра Балашова
- Александра Кольцова-Бычкова. Негры. 1929–1932. Бумага, гуашь. Собрание Стеллы и Вадима Аминовых
- Александра Кольцова-Бычкова. Фрачник и обнажённая женщина. 1929. Бумага, акварель. Собрание Александра Балашова
- Александра Кольцова-Бычкова. Серия «Силуэты». Париж, 1930–1932. Бумага, цветная бумага, акварель, гуашь карандаш графитный, аппликация. Пермская государственная художественная галерея
Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» основана на обширном искусствоведческом исследовании и продолжает серию проектов Музея Москвы, посвящённых художественным экспериментам XX века, — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» и «Дом моделей. Индустрия образов».
Кураторы:
Ксения Гусева, искусствовед, историк моды и искусства текстиля, старший научный сотрудник Музея Москвы;
Надежда Плунгян, кандидат искусствоведения, историк изобразительного искусства 1930–1960 гг.
Партнёры:
- Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
- Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
- Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
- Государственный музей В.В. Маяковского
- Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
- Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
- Государственный Русский музей
- Музей кино
- Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
- Звенигородский музей-заповедник
- Исторический музей
- Калужский музей изобразительных искусств
- Костромской музей-заповедник
- Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
- Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» МВО РАХ
- Московский музей современного искусства
- Музей изобразительных искусств Республики Карелия
- Музей современной истории России
- Нижегородский государственный художественный музей
- Пермская государственная художественная галерея
- Российская государственная библиотека
- Российский государственный архив литературы и искусства
- Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
- Тверская областная картинная галерея
- Киноконцерн «Мосфильм»
- Российский государственный архив кинофотодокументов
- Плакат «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке». 1920. Бумага, литография. Музей Москвы
- Кира Мосякова. 1930-е гг. Бумага, фотопечать. Частное собрание
Музей Москвы основан в 1896 году. Музей располагается в Провиантских складах, памятнике архитектуры федерального значения. Фондовая коллекция насчитывает около 850 тысяч единиц хранения, в том числе богатое собрание археологических артефактов. Музей Москвы также включает несколько филиалов: Музей археологии Москвы, Музей истории Лефортово, Центр Гиляровского, Музей Зеленограда, музей «Садовое кольцо» и Библиотека им. Н. А. Добролюбова.
Пресс-служба Музея Москвы [email protected] Фотографии экспозиции — Михаил Тренихин 18.04.2024
2 августа 2024 г.
Музей Москвы
Москва. Зубовский бульвар, 2, к. 1
24 апреля — 25 августа 2024 года
Музей работает со вторника по воскресенье с 11:00 до 21:00.
Кассы работают до 20:00.
Понедельник — выходной.
Купить билет в Музей Москвы
__________________
>>><<<