Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х

Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930

in Новости музеев 1083 views

С 24 апреля с.г. Музей Москвы рас­скажет о жен­щинах со­вет­ской сто­лицы на выстав­ке «Москвичка. Жен­щины советской сто­лицы 1920–1930-х» — это главный проект Музея Москвы в 2024 году. Экспо­зиция покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые де­сятилетия советской власти, через призму худо­жественных произ­веде­ний пер­вой половины XX века.  Кураторы выставки — искус­ство­веды Ксения Гусева и Надежда Плунгян отобрали для экспозиции около 2000 экс­понатов из более 30 российских музеев и частных коллекций, включая произ­веде­ния Ка­зимира Малевича, Алек­сандра Дейнеки, Ека­терины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Алек­сандра Тышлера, Констан­тина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.

Москвичка.
Жен­щины советской сто­лицы 1920–1930-х

  • Иван Куликов. Юнгштурм. 1936. Холст, масло. Нижегородский государственный худо­же­ст­вен­ный музей
  • Константин Юон. Портрет летчицы М.С. Зимовой. 1937. Холст, масло. Пермская госу­дарственная ху­дожест­­вен­ная галерея
  • Александр Самохвалов. Метро­строев­ка у бетоньерки. 1937. Холст, масло, тем­пера. Вол­го­град­ский музей изобра­зитель­ных искусств им. И.И. Машкова
  • Фёдор Антонов. Портрет же­ны художника. 1934. Холст, масло. Перм­ская госу­дарствен­ная художе­ст­венная галерея
Лозунг. 1918-1921. Музей Москвы
Лозунг. 1918-1921. Музей Москвы

Москва в 1920–1930-е годы была местом стре­митель­ной смены со­циальных ролей. Главной героиней искусства тех лет ста­ла новая женщина — та, что преобразует город и действует в нём. Работница и рево­люцио­нер­ка, актриса и летчица, пара­шютистка и нэп­манша, метро­строев­ка и худож­ница, про­летар­ская писатель­ни­ца и жена инже­нера — каждая из них является не только реаль­ным чело­веком, но и ал­легорией советской истории. Этот многогранный образ москвички будет представлен не только живо­­писными порт­ретами, но и скульп­турой, графикой, пла­катами, мону­­мен­таль­ными панно. С ними можно будет позна­ко­миться в «парадных» залах экспо­зиции, создающих ил­люзию го­родских пространств — столичных улиц, проспектов и площадей. 

Туфли, принадлежавшие Вере Мухиной. 1930-е. ГИМ
Туфли, принадлежавшие Вере Мухиной. 1930-е. ГИМ
  • Николай Чернышев. Пионерка. 1934. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
  • Надежда Кашина. Авто­портрет. 1939. Холст, масло. Перм­ская го­судар­ствен­ная художественная галерея
  • Нина Кашина. Эскиз к картине «Материнство». 1934. Бумага, гуашь. Пермская государственная худо­жест­вен­ная галерея

«В своей книге “Рождение советской женщины” я рас­ска­зала о довоенном искус­стве через историю женских типажей. Выставка “Москвичка” стала для меня воз­можностью продолжить это ис­следо­вание, значительно его расширив. Благодаря Ксении Гусевой, которая обо­гатила перво­начальную структуру текстильной проб­лема­тикой, тему удалось раскрыть намного крупнее и интереснее. На выстав­ке мы покажем ряд редких работ из множества рос­­сийских музеев, а главное — сфоку­сируем­ся на союзе индустрии и искусства, которого нам так не хватает сегодня. Меня много лет интересует образ ран­не­советской москвички как выпуклое соединение реаль­ного и идеального в художествен­ном про­странстве. И это сочетание нашло свое отражено в наз­ваниях разделов, где конкретные образы (“Героиня НЭПа”) сосед­ствуют с мета­форическими (“Превра­щение в памятник”)», — рассказала сокуратор выставки Надежда Плунгян.

Еще один центральный для советской культуры об­раз, сформи­ровавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих тек­стильная про­мышленность занимала первое место среди всех мос­ковских производств, оказывая суще­ственное влияние на развитие города. Трудились на этих пред­приятиях в ос­нов­ном жен­щины, и именно в честь текстиль­­щиц-рево­люционе­­рок по­лу­чил своё название жур­нал «Работница» — пер­во­начально социа­лис­тический листок, распространяв­шийся на фабриках. Эта тема раскрывается  во второй части выставки — через личные истории худож­­ниц-мос­квичек, чья дея­тель­ность тем или иным образом была связана с текстилем, а также с разви­вающейся вместе с ним модой. 

  • Фёдор Богородский. Женский портрет. Начало 1920-х годов. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей
  • Александр Тышлер. Портрет Анастасии Степановны Тышлер. 1926. Холст, масло. Го­су­дарствен­ный музей изобра­зитель­ных искусств им. А.С. Пушкина
  • Григорий Шегаль. Этюд к картине «Колхозный съезд». 1936. Холст, мас­ло. Ниже­городский госу­дарствен­ный худо­жествен­ный музей

«Четыре года назад на выставке “Ткани Москвы” мы представили истории две­надцати мос­ковских ху­дож­ниц-произ­вод­ственниц, ко­торые полностью посвятили себя текстильной промыш­лен­ности и за десятилетия советской власти разработали тысячи рисунков для ткани.  На выставке “Москвичка” мне важно было обратиться к тем, кто сфор­мировал этот тип художницы в 1920-х годах. Я оста­новилась на девяти героинях, каждая из которых по-своему раскрыла потенциал и воз­можности искус­ства текстиля и моды. Одни попали в индустрию волей случая, дру­гие — осознан­но вклю­чились в процесс, а для кого-то ра­бота с костюмом или тканями стала лишь одной из страниц их большой биографии, но в резуль­тате оказала силь­ное влияние на весь твор­ческий метод. Эта сфера произ­водства была наиболее развита и одно­временно да­вала широкое поле для эксперимента. То, что женщины совер­шенно разных профессий — актрисы, скульпторы, поли­графисты, живо­писцы — были включены в произ­водствен­ный процесс, показывает, насколько остро стоял вопрос обновления текстильного и швейного ас­сортимента в тот период», — поделилась сокуратор выставки Ксения Гусева.

  • Панно «Женщины-патриотки нашей Родины – лётчицы и парашютистки». Подарок Иосифу Сталину от коллектива фабрики Москвошвея. 1939. Музей современной истории России

В число героинь вошли, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных кос­тюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская — сестра знаменитого поэта, возглав­лявшая аэро­графическую мастерскую на фабрике Трёхгорной мануфактуры, и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране. Им на экспозиции отведены камерные пространства, в ко­торых зритель сможет со­при­кос­нуть­ся с домашним, интим­ным миром худож­ниц-го­рожанок, посмотреть из окон их квартир или мастерских и увидеть Москву их глазами.

  • Александр Лабас. Портрет жены художника. 1939. Холст, масло. Волгоград­ский музей изобра­зительных искусств им. И.И. Машкова
  • Елена Мельникова. Экскурсия на завод «Шарикоподшипник». 1937. Холст, масло. Госу­дарствен­ный музейно-выставоч­ный центр «РОСИЗО»
  • Константин Дорохов. Перед прыжком. 1937. Холст, масло. Государ­ственный музейно-выс­тавочный центр «РОСИЗО»
  • Сергей Герасимов. Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой. 1939. Холст, масло. Пермская госу­дарственная художественная галерея
  • Пётр Караченцов. Плакат «Каждый колхоз…». 1936. Бу­мага, литография. Государственный музейно-выста­вочный центр «РОСИЗО»

«Выставка погружает в мир москвичек 1920–1930-х годов, позволяет увидеть “живых” героинь с их чаяниями и надеждами, изучить их быт и в то же время понять, какими женщин того времени видели окружающие. Это путешествие во времени на 100 лет назад в сопровождении чуткого исследовательского взгляда блестящего кура­торского тандема искус­ствоведов Ксении Гусевой и Надежды Плунгян, которые бережно собирали худо­жествен­ные и доку­ментальные сви­детельства жизни этих женщин в музеях по всей России. Выставка будет интересна как искусствоведам, историкам и теоретикам моды, музейным работ­никам и москвоведам, так и самому широкому кругу посетителей, которые хотят обновить свое понимание истории советского искусства, увиденной через  женские образы», — добавила генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.

Александр Смирницкий. Серия «Костюмы 20-го года 20-го века в РСФСР». 1920. Бумага, акварель, белила, чернила. Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
Александр Смирницкий. Серия «Костюмы 20-го года 20-го века в РСФСР». 1920. Бумага, акварель, белила, чернила. Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
  • Александра Кольцова-Бычкова. Фрачник и дама. 1929. Бумага, тушь, гуашь. Собрание Александра Балашова
  • Александра Кольцова-Бычкова. Негры. 1929–1932. Бумага, гуашь. Собрание Стеллы и Вадима Аминовых
  • Александра Кольцова-Бычкова. Фрачник и обнажённая женщина. 1929. Бумага, акварель. Собрание Александра Балашова
  • Александра Кольцова-Бычкова. Серия «Силуэты». Париж, 1930–1932. Бумага, цветная бумага, акварель, гуашь карандаш графитный, аппликация. Пермская государственная художественная галерея

Выставка  «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х»  основана на обширном искус­ствовед­ческом исследовании и продолжает серию проектов Музея Москвы, посвящённых худо­жественным экспериментам XX века, — «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО» и «Дом моделей. Индустрия образов».

Владимир Васильев. Сын родился. 1937. Холст, масло. Пермская государственная худо­жественная галерея
Владимир Васильев. Сын родился. 1937. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани. 1920-е. Бумага, гуашь, карандаш гра­фитный. Пермская госу­дарственная худо­жественная галерея
Алек­сандра Коль­цова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани. 1920-е. Бумага, гуашь, карандаш графитный. Пермская государственная художественная галерея
Александр Лабас. В самолёте. 1936. ГТГ
Александр Лабас. В самолёте. 1936. ГТГ

Кураторы:

Ксения Гусева, искус­ствовед, историк моды и ис­кусства текстиля, старший научный сотрудник Музея Москвы;

Надежда Плунгян, кандидат ис­кусствове­дения, историк изобра­зитель­ного искусства 1930–1960 гг.

Партнеры:

  1. Волгоградский музей изобра­зительных ис­кусств им. И.И. Машкова
  2. Воронежский областной худо­жествен­ный музей им. И.Н. Крамского
  3. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
  4. Государственная Третьяковская галерея
  5. Государственный историко-худо­жествен­ный музей «Новый Иерусалим»
  6. Государственный музей В.В. Маяковского
  7. Государственный музей изобра­зительных искусств им. А.С. Пушкина
  8. Государственный музей истории российской лите­ратуры им. В.И. Даля
  9. Государственный музейно-выста­вочный центр «РОСИЗО»
  10. Государственный Русский музей
  11. Музей кино
  12. Государственный центральный теат­раль­ный музей им. А.А. Бахрушина
  13. Звенигородский музей-заповедник
  14. Исторический музей
  15. Калужский музей изобразительных искусств
  16. Костромской музей-за­поведник
  17. Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
  18. Мемориальный музей «Твор­ческая мастер­ская С.Т. Коненкова» МВО РАХ
  19. Московский музей совре­менного искусства
  20. Музей изобразитель­ных искус­ств Республики Карелия
  21. Музей современной исто­рии России
  22. Нижегородский государственный худо­жест­вен­ный музей
  23. Пермская государственная художе­ствен­ная галерея
  24. Российская государ­ственная библиотека
  25. Российский государствен­ный архив лите­ратуры и искусства
  26. Санкт-Петербургский государ­ственный музей театраль­ного и музыкаль­ного искусства
  27. Тверская областная картинная галерея
  28. Киноконцерн «Мосфильм»
  29. Российский государст­венный архив кино­фотодокументов
  • Плакат «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке». 1920. Бумага, литография. Музей Москвы
  • Кира Мосякова. 1930-е гг. Бумага, фотопечать. Частное собрание

Музей Москвы основан в 1896 году. Музей располагается в Провиантских складах, памятнике архитектуры федерального значения. Фондовая коллекция насчитывает около 850 тысяч единиц хранения, в том числе богатое собрание археологических артефактов. Музей Москвы также включает несколько филиалов: Музей археологии Москвы, Музей истории Лефортово, Центр Гиляровского, Музей Зеленограда, музей «Садовое кольцо» и Библиотека им. Н. А. Добролюбова.

Пресс-служба Музея Москвы
 [email protected]
Фотографии экспозиции — Михаил Тренихин

Музей Москвы

Москва. Зубовский бульвар, 2, к. 1

24 апреля — 25 августа 2024 года

 Музей работает со вторника по воскресенье с 11:00 до 21:00.

Кассы работают до 20:00.
Понедельник — выходной.

Купить билет в Музей Москвы

Выставка ВХУТЕМАС 100

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы