Сегодня поговорим о серии из восьми спичечных этикеток 1959 года, посвящённых Сталинграду. Как и серии «Минск» и «Ашхабад», о которых мы рассказывали, эти этикетки тоже напечатаны с фотографий, ранее появившихся на почтовых открытках издательства «ИзоГИЗ».
Спичечные этикетки, серия «Сталинград» для фабрики «Пролетарское знамя» (чёрные)
Только, в отличие от этикеток с фотографиями столиц советских Белоруссии и Туркмении, чёрно-белые фотографии, снятые выдающимся советским фоторепортёром Георгием Анатольевичем Зельмой, не были на сталинградских этикетках зеркально перевёрнуты, а напечатаны правильно (нужно отметить, что на первой этикетке даже читается название памятника; перевернуть его было бы совсем неприлично). Все эти восемь сюжетов, как выяснилось, входили в сувенирный набор «Сталинград» из 32 открыток, напечатанный издательством в 1954 году.
Спичечные этикетки, серия «Сталинград» для фабрики «Пролетарское знамя» (чёрно-красные)
Спичечные этикетки, серия «Сталинград» для фабрики «Пролетарское знамя» (сине-чёрные)
Спичечные этикетки, серия «Сталинград» для фабрики «Пролетарское знамя» (чёрно-зелёные)
Надо полагать, что к этому городу у фотографа было особое отношение: ведь кавалер медали «За оборону Сталинграда» Г.А. Зельма фотографировал здесь ещё в суровую зиму 1942—1943 года, создав внушительную фотохронику Сталинградской битвы.
Печатал этикетки формата 4/4 цех литографической печати Балабановской экспериментальной фабрики как для спичек собственного производства, так и для фабрики «Пролетарское знамя» из города Чудова Новгородской области (до создания Новгородской области в 1944 году город, кстати, относился к Ленинградской области). В коллекции Музея Москвы представлены целых четыре цветовых варианта этикеток для фабрики «Пролетарское знамя». Все они напечатаны на белой бумаге, но вообще они печатались ещё и на тонированной, как можно судить по иллюстрациям к объявлениям на интернет-аукционах, жёлтой и, видимо, кремовой.
Вскоре после издания этих этикеток город подвергся энергичной десталинизации: 10 ноября 1961 года, вскоре после окончания работы XXII съезда КПСС, ему было присвоено странное имя Волгоград (в русской топонимике до того никогда не было населённых пунктов, название которых образовано от названия реки с формантом «—град»). Десталинизацию, кстати, хотели было сделать и, так сказать, ретроактивной: так, в серии спичечных этикеток к 20-летию Победы одна (№ 137/14 по каталогу Голубцова) была посвящена «обороне Волгограда», но битва, переломившая ход Великой Отечественной, в отечественной историографии всё-таки осталась Сталинградской. Однако эта небезынтересная тема, пожалуй, выходит за рамки тематики данного издания.
Поэтому сосредоточимся на наших этикетках. Поскольку они изначально не пронумерованы, порядок этикеток/фотографий — случайный. Как и прежде, сначала указано название «как на открытке», затем идёт комментарий автора.
1. Скульптурная группа «Слава героям Сталинграда»
Группа была установлена в Комсомольском саду в 1949 году. В 1957 году у монумента был перезахоронен командующий 35-й гвардейской стрелковой дивизией генерал-майор В.А. Глазков, который погиб 8 сентября 1942 года в районе поселка Верхняя Ельшанка. В 1959 году на его могиле установлено гранитное надгробие из красного гранита архитектора И.К. Белдовского с бронзовым барельефом работы Е.В. Вучетича.
Копии и подобия этой скульптурной группы были установлены в 1950-х годах в Южно-Сахалинске, в Белгородской области в составе мемориала «Курская битва», в 1951 году — на могиле 32 красноармейцев в городе Глиняны Львовской области; о последнем известно только то, что он был частично разрушен вандалами в 2014 году. Тогда же, в 2014 году скульптором А.В. Щербаковым был воссоздан по фотографиям подобный памятник, ранее стоявший у кинотеатра «Победа» в Севастополе и разрушенный в 1990-х (только у него замахивающийся гранатой боец держит автомат левой рукой). Севастопольцы считают автором «своего» памятника, появившегося в 1960-х, известного крымского скульптора С.А. Чижа, однако, учитывая некоторым образом типовой дизайн скульптуры, явно входившей в некий план монументального оформления мест воинской славы и памяти, и то, что первой, судя по всему, стала сталинградская композиция, её автора ещё предстоит установить.
К сожалению, сегодня этой скульптурной группы героям Сталинградской битвы в Комсомольском сквере Волгограда нет, и о её судьбе достоверно ничего не известно. Памятник просто исчез в 1990-х годах, как говорят, «за ветхостью».
2. Памятник героям, павшим за дело революции
Центральная площадь города до революции называлась Александровской. В Гражданскую войну здесь не раз проливалась кровь, тут хоронили погибших и при красном терроре, и при терроре белогвардейском. В 1920 году её назвали площадью Павших Борцов, и 1 мая 1923 года здесь над братской могилой был открыт простой деревянный обелиск.
Через три года его заменили этим, каменным, построенным по проекту художника Н.Н. Любимова. Площадь была реконструирована в 1935 году, и памятник переместили на нынешнее место. Во время Сталинградской битвы памятник хоть и пострадал, но сохранился. Рядом с могилой защитников красного Царицына появилась братская могила защитников Сталинграда.
К 40-летию Октябрьской революции в 1957 году на месте этого был по проекту архитектора В.Е. Шалашова скульптором А. Кибальниковым поставлен новый гранитный обелиск высотой 26 метров. Внешне новый памятник похож на своего предшественника. На обелиске воспроизведены надписи: «Пролетариат Красного Царицына — борцам за свободу» и «Здесь похоронены героические защитники Красного Царицына, зверски замученные белогвардейскими палачами в 1919 году».
Неподалёку в 1963 году зажжён Вечный огонь, у которого с 1966 года (с перерывами, самый большой — с 1991 по 1999 год) на посту № 1 в почётном карауле раньше стояли пионеры, а теперь кадеты местных школ.
3. Театр музыкальной комедии
Театр был основан в 1932 году как Сталинградский театр музыкальной комедии. В 1952 году на Центральной набережной под этот театр было реконструировано и перестроено бывшее здание Общественного собрания Царицына, которое и запечатлено на фотографии. С 1995 года после капитального ремонта, в результате которого колонны фасада изменились и теперь выглядят по-другому, театр получил название «Волгоградский музыкальный театр». Его формальный адрес — улица Маршала Чуйкова, дом 4.
4. Драматический театр имени Горького
Это здание с большой историей. Дом науки и искусства, выстроенный на средства местного купца Репникова, открылся в 1915 году. Поскольку шла война, вскоре тут разместился лазарет. После революции здесь располагался Царицынский Совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, а во время Гражданской войны тут был красноармейский госпиталь. Театральная жизнь возродилась в 1922 году. В 1933 году театр стал называться Краевым драматическим театром имени Горького.
Во время войны здание театра сильно пострадало: фасад выходил на площадь Павших Борцов, которая и в Великую Отечественную стала местом ожесточённых боёв. После войны до 1952 года шла реконструкция здания, в ходе которой его фасад сильно изменился.
В 1980 году Волгоградский областной драматический театр имени М. Горького был награждён орденом «Знак Почёта», но через восемь лет театр по неизвестной автору причине был закрыт, а его труппа расформирована. Решением местных властей здесь был создан Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр (НЭТ), занимающий дом 5 по улице Мира и сегодня.
Рядом с театром площадь Павших Борцов осенял с высокого постамента памятник Сталину работы скульптора Н.В. Томского и архитектора И.Е. Фиалко (хотя самым большим в Союзе и в мире был всё-таки не он, а установленный там же, в Сталинграде, у входа в Волго-Донской канал монумент работы Е.В. Вучетича; его высота вместе с постаментом была 54 метра).
5. Универмаг
Центральный универмаг Сталинграда (ЦУМ; нынешний адрес — площадь Павших Борцов, дом 2) — здание легендарное. Именно в его подвалах в январе 1943 года, под самый занавес Сталинградской битвы, расположился штаб гитлеровской 6-й армии, именно здесь фельдмаршал Паулюс сдался в плен Красной Армии. В 1949 году здание было отреставрировано под руководством архитектора И. Белдовского и практически вернуло первоначальный облик. Таким его и запечатлел Г.А. Зельма.
Однако в дальнейшем исторический универмаг от жителей города практически скрылся. В 1957 году рядом с ЦУМом (левее) выстроили гостиницу «Интурист». Изменения городской топографии привело к тому, что ЦУМ ушёл с красной линии площади Павших Борцов, а улица Островского, из-за которой здание имело угловую форму, фактически, исчезла с карты города. В 1960-х годах проход между «Интуристом» и ГУМом был заложен, исторический центральный вход в универмаг был закрыт. Затем со стороны площади к зданию была сделана застеклённая пристройка-атриум. Она выровняла общую линию фасадов зданий, но скрыла исторический фасад универмага. Увидеть его часть сейчас можно лишь со двора «Интуриста».
В 2012 году в подвале здания открылся музей «Память», находящийся под оперативным управлением музея-заповедника «Сталинградская битва». Но торговые функции бывший ЦУМ больше не выполняет. Сейчас тут идёт ремонт, после которого в 2023 году в здании планируют открыть музейно-выставочный центр.
6. Новые дома на проспекте Металлургов
Несмотря на название, на фотографии запечатлён с «почтовой» точки зрения один дом, его адрес — проспект Металлургов, дом 1. Этот кирпичный дом построен в 1950 году в период крупномасштабного восстановления города вообще и Краснооктябрьского района в частности. Его стиль специалистами именуется как послевоенный неоклассицизм с классическими декоративными деталями. Дом входит в состав памятника культуры регионального значения «Проспект Металлургов».
На фотографии внизу слева заметны вдалеке трубы завода «Красный Октябрь», который отделён от дома парком (нынешнее название — имени 70-летия Победы) и проспектом имени В.И. Ленина.
7. Дом водников
Дом по Рабоче-Крестьянской улице, 14, известен также как дом речников. Он построен в Ворошиловском районе города в 1949 году по проекту московского архитектора А.В. Куровского. В период борьбы с излишествами в архитектуре об этом доме и о его двойнике (проспект Ленина, дом 23) отзывались нелестно: «Вычурная архитектура его, усложнённая отдельными лишними деталями, носит явные следы претенциозной эклектики» (из книги И.П. Савченко, А.Ф. Липявкина, П.П. Калиниченко «Царицын — Сталинград — Волгоград», Волгоград, 1967).
Однако этот дом с высокой угловой секцией, которую венчает башенка, как и несколько подобных зданий города, теперь признаны украшением его архитектурного облика, они уже много лет формируют его узнаваемые «открыточные» виды. Тем не менее, до сих пор «дом водников» — обыкновенный жилой дом, не являющийся памятником архитектуры.
8. Вид на набережную
Центральная набережная Сталинграда стала славиться своим продуманным, гармоничным, комплексным решением среди городов Поволжья ещё в середине 1930-х. После войны набережная Степана Разина, получившая имя 62-й армии, была восстановлена и реконструирована в 1952—1954 годах под руководством коллектива архитекторов во главе с В. Симбирцевым.
На заднем плане слева стоит уже знакомый нам по третьей этикетке театр Музыкальной комедии (ныне Музыкальный театр). Домик с колоннами правее издавна служил горожанам летним кафе. Судя по Яндекс-картам, там и сейчас находится какое-то заведение общественного питания.
Автор благодарит Алексея Полухина за помощь.
Владимир Самарин Научный сотрудник музейного объединения «Музей Москвы»
Редакция благодарит Музей Москвы за сотрудничество
и за предоставленные изображения музейных предметов
Минское зазеркалье (Владимир Самарин)
Пингвин — не Пингвин (Владимир Самарин)
Ашхабад на спичечных этикетках (Владимир Самарин)
__________________