Коллекционирование спичечных этикеток. Филумения или филуменистика (Phillumeny, also known as Phillumenism). Копеечный товар. Не модный. Не крутой. Не интересный. Короче, полное… занудство. Почему? А только потому что так многие думают. Но мы с этим не согласны!
Каждый предмет коллекционирования имеет и другое предназначение Это или награда, или средство оплаты, или старый документ, или средство связи, или какой-то предмет быта или техническое устройство и т.п. И вот спичечная этикетка. Будем говорить об этикетках советского периода. С ней всё понятно? Она просто картинка, наклеенная с верхней стороны на коробочку со спичками. И, говоря так, допускаем первую ошибку.
Конечно, картинка наклеена и наклеена именно на коробочку. Но ошибка в том, что спичечная этикетка — это всегда сжатая информация, маленький рассказ, маленький плакат, обычно легко понимаемый, и именно поэтому повторяющая многие принципы плаката. Это в т.ч. и реклама, и искусство, и пропаганда, и учебно-методическое направление, и т.д. Сложно представить этикетку не несущую дополнительного внятного призыва. Хотите поискать другое? Попробуйте.
Спичечная этикетка — маленький плакат
Если сделать этикетку и плакат одного размера, то не всегда можно угадать, что есть что. Наложение красок, характерное упрощение изображения, но при полной узнаваемости, понятности и однозначном прочтении изображения (фотоизображения можно рассмотреть отдельно).
Мы исследовали этикетки СССР и Польши (просто другие не попадались так часто). Малоинформативных этикеток не очень много. Кстати, стандартный рисунок на коробке Балабановской спичечной фабрики — это продуманная красиво размещённая лента с буквами БЭФ (Балабановская экспериментальная фабрика). Не помните Балабановские спички с зелёными головками? Они хорошо загорались. И были у них спички «охотничьи», так те зажигались и горели в воде! Не к теме: а что там с этой фабрикой сегодня? … Ну вот то-то.
Коллекционирование спичечных этикеток было не так распространено, как коллекционирование почтовых марок, однако этот вид коллекционирования признавался государством и поощрялся: для коллекционеров подготавливали специальные тематические комплекты, которые продавали в соответствующей упаковке с красивой этикеткой или в прозрачных пакетиках с вкладышами, рассказывающими о наборе и изготовителе. Вообще, одно то, что спички стали выпускать наборами, уже говорит о заинтересованности в коллекционировании. И, что интересно, был расчёт на внутренний туризм и иностранцев : набор спичек в красивом оформлении – отличный сувенир.
Кстати, а что сегодня? А ничего интересного не попадается. Застой? А может и просто гибель спичечно-этикеточного направления. Остались лишь лёгкие потуги и взбрыкивания энтузиастов, радующих любителей продукцией, основанной на старых образцах. И их нужно благодарить, потому что там вопрос не денег, как понимаем, а вопрос любви к прошлому. Высокопарно? Так добавим, что это вопрос любви к своей стране. Или, что наверняка, вернее — к её прошлому.
Проблема у коллекционеров спичечных этикеток не только в прекращении изготовления этикеток для спичек по старым технологиям (а ведь многие просто ушли из темы именно из-за этого!). Проблема в том, что коллекционеры-филуменисты практически не получают молодого пополнения в свои ряды. Это касается и фалеристов, и филателистов и т.д. Но молодёжи везде мало! И это можно понять, учитывая сегодняшнюю жизнь и современные интересы. Хотя можно купить спичечные этикетки на разных торговых площадках! Только вот большинство из них не продаётся годами!..
Сделаем шаг назад и так пробежимся по десятилетиям к началу Советского государства.
Двухтысячные (или как стали называть «нулевые). А про них и не знаем. Но т.к. бизнес можно было вести, то и могли быть какие-то достижения в производстве этикеток. Но не верим в это.
Девяностые. Тут всё проще: были наработки — доделывали и выживали. Никаких интересных этикеток не припомним. Появилось много зарубежной продукции, опиравшейся на Американские стили: девушки, мотоциклы, машины и т.п. удовольствия. Ну и этикеток стало меньше, ведь появились бумажные спички, которым привычные этикетки не нужны — удешевление! Правда, не стоит забывать, что и в СССР картоночки с бумажными спичками уже были: по заказу Аэрофлота и, кажется, Морфлота в семидесятые года, а может и раньше. Но это капля в море.
Восьмидесятые годы — уже время падения уровня художественной культуры практически во всех возможных областях. За редким исключением крутое пике в сторону постмодернизма, которые не может рассматриваться как созидание. Этикеток это коснулось также в полной мере. Условности! Типа, даём направление и додумайте сами. Опять же чёткое повторение искусства любых других видов. Но было много спичечных наборов, когда в одной коробке размещались восемнадцать или двадцать четыре стандартных спичечных коробка. Часто и коробки и общая коробочка были очень красиво оформлены и могли служить хорошим сувениром и предметами для коллекционирования. Сейчас Чемпионат мира по футболу в РФ — вы не видели спичечных наборов, посвящённых этому событию? Гости-болельщики разобрали бы любое количество! (говорят, что спички всё же были, но увидеть в продаже не привелось).
Семидесятые — серьёзное упрощение рисунка, т.е. чёткое повторение и других видов, — если удобно, а нам кажется, что удобно, — живописных работ и графики этого периода времени. Но ещё держится определённый уровень и заметно мастерство авторов. Хотя этикетки становятся неинтересными и не всем коллекционерам они нужны. Эта история повторяет историю коллекционеров-фалеристов (в шестидесятые закончилась эра тяжёлых знаков и началось время дешёвых алюминиевых значков, где дешевизна двойная: и материал, и изображение).
Шестидесятые — совершенно отличный стиль рисунка и исполнения этикеток, заметнейший поворот спиной к советской классике. Но выполненный авторами, воспитанными на классике, сложившейся к пятидесятым. Можно ли назвать этикетки шестидесятых удачными? Как любые другие: что-то лучше, а что-то хуже. Но стиль чувствуется.
Обратите внимание на замечательный шрифт левой серии этикеток 1947 года! Справа — 1963 год, ну и шрифт стал суше и проще. Но у этой серии есть одно удобство для коллекционеров — сквозная нумерация этикеток (справа вверху).
Пятидесятые-сороковые… Тут развития в изображениях не много, разве что конец пятидесятых. Да и вообще, временны́е рамки достаточно условны. Но мы все привыкли к подобному делению. Но этикетки очень красивые!
И т.д. к двадцатым годам. Двадцатые известны большим количеством… рекламы! Это удивительное время, когда голод соседствовал с рекламными шедеврами.
Что мы видим? А видим то, что спичечные этикетки полностью повторяют общие художественные направления, существовавшие в каждый период времени, десятилетие (условный период, конечно). И это не удивительно. Искусство, рождённое до революции, мастера, воспитанные на дореволюционных работах, были продолжателями именно этого искусства.
Обратите внимание, что этикетки часто не полноцветные, а содержат одну-две краски плюс цвет фона. Но общее впечатление — мастерская работа!
И этикетки очень часто выполнялись на достаточно высоком коллекционном уровне, а этого уже достичь сегодня очень сложно.
Т.е. многие этикетки можно назвать произведениями искусства? Пожалуй, это так. Авторы — художники и часто те же, что и подготавливавшие почтовые марки, открытки, рекламу, оформления магазинов, архитектурных объектов и, самое главное, они умели рисовать.
А сегодня можно добавить: авторы изображений для будущих этикеток (ну и т.д. в советский период) обходились без компьютеров. Знаете, кто сегодня работает и как? Любители с бесплатными программами, называющие себя дизайнерами. Большей частью берутся нужные фотоизображения, очищаются от фона, размещается на простенький графический рисунок или на фон, подгоняется размер, потом берётся стандартный шрифт — и готова очередная зализанная работа! Всё идеально ровно. Но ведь и это тоже плохо! Всё настолько хорошо и ровно, что хочется, чтобы было немного хуже, но появилась бы душа автора, а не то, что можно найти в Интернете. Конечно, это всё не плохо и все давно так делают.
К Фестивалю молодёжи 1957 года страна готовилась заранее по заранее представленным и утверждённым эскизам, определяющим, логотип мероприятия, колористические решения, лозунги и т.д. Только все сделали по своему и теперь это смотрится очень художественно. Теперь все берут картинки в электронном виде и у всех получается одно и тоже: правда, неинтересно, но очень ровно. А материалы хорошие, но дорогие. И изготовитель чаще всего один и тот же. Это касается этикеток в т.ч. Не забудем о тех филуменистах, что ищет, старается, работает над возобновлением традиций. Но как же им нелегко!.. Это сегодня.
Для иллюстрирования статьи использованы изображения этикеток из коллекции, но сейчас они показаны без какого-либо тематического подбора. В следующий раз поговорим, например, на темы «Метро» или «Космос» на этикетках.
Для работы удобно пользоваться справочными материалами Григория Николаевича Голубцова.
Коллеги! Если у вас есть ненужные этикетки — сообщите! Примем в подарок.
С удовольствием расскажем о Вашей коллекции! Обращайтесь в редакцию или станьте нашим автором!
Главный редактор SAMMLUNG/Коллекция Алексей Сидельников
Пингвин — не Пингвин (Владимир Самарин)
Минское зазеркалье (Владимир Самарин)
Ашхабад на спичечных этикетках (Владимир Самарин)
Сталинград после Сталина (Владимир Самарин)
__________________