Сегодняшний комплект — это предметы императорского периода, относящиеся к Архангельской Ломоносовской гимназии. Коллекционер нередко «отвлекается» от основного направления и подбирает себе в собрание комплект тематически близких предметов, которые сами могут стать «коллекцией в коллекции». Иногда такие подборки могут быть случайными и неожиданными и, вроде бы, не вписывающимися в основную канву. Так случилось и в этот раз. В связи с находками возникло несколько размышлений.
Изначально на аукционе был присмотрен гимназический жетон. А по этому случаю приобретены фотоизображения гимназиста с аналогичным жетоном, почтовые карточки с изображением этой самой гимназии. При этом сам жетон был уступлен продавцом в коллекцию через полгода после того, как «на него положил глаз». Что ж, коллекционирование требует настойчивости и терпения. Но этот блок расширился и другими предметами, типологически необходимыми для раскрытия нового блока коллекции.
Начнём с общего, углубимся в частности, но обратим внимание и на обобщающие понятия.
О самой гимназии могут рассказать дореволюционные открытки. Центральная городская площадь Архангельска в первой половине XIX — первой трети XX века отличалась от современного облика. Своë название она получила по памятнику Михаилу Васильевичу Ломоносову 1828 года работы скульптора Ивана Петровича Мартоса (1754—1835), перенесённому сюда от Соборной площади Архангельска в 1867 году. Здесь в дореволюционные времена располагались важные и крупные архитектурные и административные объекты: здание губернских присутственных мест, дом гражданского губернатора, здание городской Думы, здание Ломоносовской гимназии. Здания были разрушены или перестроены в начале 1930-х годов. Тогда же памятник М.В. Ломоносову был перенесён к зданию Архангельского лесотехнического института (АЛТИ), а на его месте к 7 ноября 1930 года построен обелиск Севера. Окончательно бывшая Ломоносовская площадь утратила свои очертания в 1960 — 1970-х годах в связи с образованием площади В.И. Ленина. Таким образом, то, что сохранилось на открытках — эхо прошедшего времени, не дошедшего до нас. Лишь отголосок из прошлого.
Открытка с рукописной надписью «Привет из Архангельска» сделана со снимка Я.И. Лейцингера (о нём будет сказано позже). Снимок сделан со стороны здания городской думы, сверху. Открывается вид на Ломоносовскую площадь с памятником Ломоносова в центре; на Троицкий проспект, с едущими по нему двумя пролëтками. На заднем плане — Кафедральный собор с колокольней, справа — Гагаринский сквер, слева здание общежития и трёхэтажное каменное здание гимназии со звонницей на крыше, на которой стоят рабочие.
- Открытое письмо «Архангельск. [Ломоносовская] гимназия. Памятник Ломоносову». Изд. И.М. Шмакова. Коллекция Михаила Тренихина
- Открытое письмо «Архангельск. [Ломоносовская] гимназия. Памятник Ломоносову». Изд. И.М. Шмакова. 1908. Коллекция Михаила Тренихина
Вторая почтовая карточка показывает вид с другой стороны.
- Открытое письмо «Архангельск. Ломоносовская площадь». Фототипия «Шерер, Набгольц и Ко». Коллекция Михаила Тренихина
- Открытое письмо «Архангельск. Ломоносовская площадь». Фототипия «Шерер, Набгольц и Ко». 1905. Коллекция Михаила Тренихина
Архангельская Губернская мужская гимназия имени М. В. Ломоносова была открыта 2 сентября 1811 года на базе Архангельского Главного народного училища. С 1865 года стала называться реальной. В 1872 году преобразована в классическую, первый выпуск классической гимназии состоялся в 1877 году. Являлась средним общеобразовательным учебным заведением. С мая 1911 года Архангельская губернская гимназия стала именоваться Архангельской Ломоносовской гимназией. В марте 1920 года преобразована в 6-ю советскую школу второй ступени. Расформирована 15 сентября 1920 года.
Мая 16. Высочайшее повеление, объявленное Министром Юстиции (Собр. Узак. 1912 г. Августа 21, отд. I, ст. 1593) — Об утверждении рисунка нагрудного знака по случаю исполнившегося 1 сентября 1911 года столетия со дня учреждения Архангельской Ломоносовской мужской гимназии.
Государь Император, по всеподданнейшему докладу Главноуправляющего Собственною Его Императорского Величества Канцеляриею Статс-Секретаря Танеева ходатайства Министерства Народного Просвещения об установлении нагрудного знака по случаю исполнившегося 1 сентября 1911 года столетия со дня учреждения Архангельской Ломоносовской мужской гимназии, в 16 день Мая 1912 года, Всемилостивейше соизволил одобрить прилагаемый рисунок, описания и правила ношения означенного знака.
Знак серебряный, овальной формы, длиною 1 1/4 вершка и шириною 15/10 вершка, представляет собою поле из эмали голубого цвета, на котором помещены инициалы в Бозе почившего Императора Александра I и Его Императорского Величества Государя Императора Николая II. Поле окружено золочёным лавровым венком, верх которого занимает государственный герб, а в нижней части помещён щит синей эмали с начальными буквами наименования гимназии: «Архангельская Ломоносовская гимназия».
Государственный герб, Императорские инициалы и инициалы наименования гимназии — золочёные.
Знак предназначается для ношения на левой стороне груди и исключительно для лиц, служивших и служащих в гимназии, поступивших не позднее дня празднования юбилея (1 сентября 1911 года), а также для всех окончивших до и после дня празднования юбилея полный курс в этой гимназии.
Нельзя не сказать о гимназиях в целом. В 1872–1918 годах гимназии в России — один из основных (наряду с реальными училищами) типов среднего учебного заведения. Первыми созданы мужские гимназии – Академическая гимназия, гимназия при Московском университете (1755—1812) и в Казани (основана в 1758). Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804), предписал создание гимназий в каждом губернском городе (реализовано в 1820-х годах). Там изучались латинский, немецкий и французский языки, история, география, статистика, естественная история, математика, физика, а с 1819 года — Закон Божий и русский язык. В соответствии с Уставом гимназий, уездных и приходских училищ 1828 года (полностью введён в середине 1830-х годов) курс гимназий увеличен до 7 лет, гимназии стали фактически выполнять также функции начальной школы. В 1913 году существовали 441 мужская гимназия, 14 шестиклассных и 15 четырёхклассных прогимназий, в них обучалось свыше 152 тысяч (в 1855 – 18 тысяч, в 1886 — свыше 70 тысяч) гимназистов. Лица, имевшие свидетельства об окончании мужских гимназий имели привилегии при поступлении на государственную службу и производстве в свой первый чин, принимались в университеты без вступительных испытаний.
Но вернёмся к находкам.
Одним из не самых очевидных моментов является тот, что же такое жетоны вообще. Если спросить человека, не являющегося коллекционером-нумизматом или фалеристом, ответы могут быть разными. Мы коснëмся прежде всего терминологии, которая принята в фалеристике.
ЖЕТОН — сувенирное или ювелирное изделие (медальон) для ношения на цепочке, выполненное на память о каком-то событии. Жетон может содержать памятную надпись. Жетон может напоминать медаль, но не имеет статута. Встречаются наградные жетоны. От упомянутых жетонов следует отличать торговые/платёжные жетоны, телефонные жетоны, рабочие жетоны (жетоны-пропуска), жетоны кружечных сборов и т.п.
Хотя многие ещё и помнят жетоны для прохода в метро, или жетоны для оплаты разговоров в таксофоне (бывало же, что не было мобильных!) — но это, скорее, предметы изучения нумизматики. Некоторые знают, что такое увольнительные жетоны. Кроме того, при слове жетон кто-то вспомнит и опознавательные жетоны (более известные, как ЛОЗ — личные опознавательные знаки, несущие имя владельца и помогающие идентифицировать человека в случае его гибели на войне) тоже не входят в круг нашего сегодняшнего вопроса. Жетон-благословение, образок — скорее предмет церковный, как нательный крест, или ладанка. Есть и такая вещь, как жетон кружечного сбора, они же непочтовые марки — нередко картинка, напечатанная на небольшой картонке, хотя бывают и металлические (кстати, автору встречались указания в Госкаталоге музейного фонда РФ картонок как «знаки»): это предметы на стыке филателии и фалеристики. Шатлен, украшения на цепочке для часов, тоже может быть жетоном (в том числе к наградным часам «За отличную стрельбу»). Это и технология крепления, и мода, и удобство. Но это уже, скорее часть костюма. По всей видимости, употребление понятия «жетон» не ограничивается приведёнными примерами. Жетон — это всегда «вместо». Именно поэтому все эти вещи в русскоязычной традиции — жетоны. Вот что их объединяет одним понятием: вместо монеты (платëжный жетон), вместо паспорта (армейский жетон), вместо знака (например, у выпускника университета — знак, а у выпускника училища, или гимназии — жетон, ниже по статусу).
«Жетоны появились в России ещё в XVIII веке. Сначала они напоминали медали небольшого размера — тогда это были коронационные и смертные знаки, которые бросали толпе при проведении мероприятий общегосударственного значения или раздавали во время официальных церемоний. Постепенно их функции расширялись, менялось и значение слова. После отмены крепостного права и дальнейшей демократизации общества стали появляться различные организации, объединённые общей идеей или занятием. Для демонстрации своей принадлежности к тому или иному обществу люди, его представлявшие, начали использовать специальные отличительные знаки» — пишет сотрудник Государственного исторического музея Ирина Матусевич (Спортивные жетоны и знаки Российской империи из собрания Исторического музея. 2020. С. 7).
В связи с жетонами для ношения на цепочке интересен несколько неожиданный спор, встретившийся автору у музейных специалистов. Одна точка зрения гласит, что жетоны были в Российской империи (спортивные, стрелковые, железнодорожные и т.п.), но после революции эта традиция угасла. А то, что было сделано в 1920-е—1930-е — только отголоски, изготовление на старых имперских заготовках, работа дореволюционных мастеров, продолживших трудиться в СССР. Другая позиция заключается в том, что жетоны на цепочках переродились в знаки оборонных обществ, таких как ГТО, ГСО, Готов к ПВХО. Очевидно, что, что резон есть у обеих точек зрения. Но это, в некотором роде схоластика в области фалеристики. Хотя, если говорить о культуре ношения, что, очевидно, что со сменой социального строя, а за ним и моды, ношение некоторых жетонов могло восприниматься как «буржуазные проявления». Таким образом, это становится вопросом культурологическим и социологическим.
Что же представляли из себя гимназические жетоны? «Многие гимназии, чтобы выделить своих выпускников из общей массы гимназистов, заказывали специальные жетоны, которые выполнялись в золоте, серебре или бронзе. Такого рода знаки изготавливались даже мастерами известной фирмы «Эдуард», которая специализировалась на производстве орденов Российской империи. Жетоны были небольших размеров, и носить их полагалось на цепочке, на пуговице за бортом или при часах в виде брелока. Жетоны появились в 1880-е годы и просуществовали до 1917 года включительно [это не совсем точно, т.к. есть масса жетонов 1918—1920-х годов — прим. М.Т.], в каждых гимназиях свои. Выпускные значки были очень дороги выпускникам, преподавателям и воспитателям как знаки общности и дружбы бывших воспитанников, как знак памяти о проведённых вместе годах. К созданию значков (жетонов) относились крайне серьёзно, и часто они представляли собой своеобразное ювелирное украшение. При разработке рисунков жетонов объявлялся конкурс, привлекались профессиональные художники. Часто новый жетон заказывался к выпускному балу, и такие знаки принято было называть «бальными жетонами»» — пишут в своём исследовании «Награды и поощрения учащимся в системе образования императорской России» Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н. и Камалова Р.Ш.
Говоря о культуре ношения такого рода жетонов, наилучшим образом подходит изобразительных ряд визит фото с гимназистами. Визитный формат фотографии из-за цены и из-за удобства малого размера (~ 6,5 х 10,5 см) был, вероятно, самым популярным. Эти фотографии заказывали дюжинами и дарили родственникам и друзьям. Фотографии формата «визит-портрет» чаще всего помещали в альбомы. Так и автор, заинтересовавшись темой, собрал небольшую подборку подобных артефактов для своего альбома. Так собрались вместе несколько гимназистов, все с различными жетонами на груди.
- Портрет неизвестного гимназиста. Фотоателье Иосифа Оцупа, Санкт-Петербург. Коллекция Михаила Тренихина
- Портрет неизвестного гимназиста. Фотоателье Н. Ануфриева, Петроград. Коллекция Михаила Тренихина
Формат «визики» мог служить и удостоверением личности. Если официальное лицо делало на такой фотографии пометки, то визитка становилась документом. Среди наших находок нашёлся и такой пример фотографии-удостоверения выпускника 8-й Петербургской гимназии. На самом портрете, на лицевой стороне имеется печать. «Личность окончившаго въ маѣ 1911 г. СПБ. 8ую гимназiю и получившаго аттестатъ зрѣлости за № Гранозова Анатолiя удостовѣряю 31ѣ мая 1911 г. Директор».
По этому учебному заведению найти минимальную информацию не составило труда. В 1874 году была открыта Пятая прогимназия. В 1882 году она была преобразована в «С.-Петербургскую Восьмую мужскую гимназию». Гимназия находилась в ведении попечителя С.-Петербургского (Петроградского) учебного округа. После революции прошла реорганизация гимназии в единую трудовую школу.
В связи с подборкой портретов визитных фотографий можно было бы пространно говорить о дореволюционной эстетике поздней империи, об искусстве модерна, о других типажах лиц… Но мы отвлеклись на «побочные» предметы сегодняшней истории (но не коллекции, ведь могут быть и другие истории).
Главным и желанным предметом нашего рассказа будет жетон, выполненный из серебра. В композиции использован орёл, сидящий на капители колонны.
На реверсе имеется гравированная надпись «Гимнастическiй праздникъ Ломоносовской Гимназiи 11.V.1914», овальное клеймо с греческой буквой α женской головкой вправо и пробой 84 и неразборчиво пропечатанный именник «…А», а на соединительном кольце цепочки «ШК». Эти именники требуют уточнения.
Клеймо пробирное «голова в кокошнике вправо и 84» — перед клеймом ставилась маленькая буква греческого алфавита обозначающая пробирный округ, например, альфа — С-Пб.
- Жетон Архангельской Ломоносовской гимназии. Пробирное клеймо. Коллекция Михаила Тренихина
- Жетон Архангельской Ломоносовской гимназии. Клеймо-именник на кольце. Коллекция Михаила Тренихина
Соответственно, заготовка жетона была изготовлена не ранее 1908 года изготовлена в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что из Архангельска жетон был заказан в столице: там были и соответствующие мастера, и везти было относительно недалеко. А сама гравировка датирует его последними мирными месяцами империи, незадолго до начала Первой мировой войны.
Скорее всего, эти жетоны заказывались на выпускной. Орёл — символ победы в учении, взятие науки и победы над собственной ленью. Маленький триумф. И в композиции жетона использована одинокая колонна с коринфской капителью — «мировая ось» — знак самоутверждения и Триумфа. Отсюда, кстати, и триумфальные колонны в Древнем Риме.
Но наш жетон не выпускной, а с гравировкой об участии в гимнастическом празднике. Возможно, у кого-нибудь есть аналогичные жетоны с другими гравировками, приуроченные к другим событиям?
Пример ношения именно такого жетона представлен на найденном нами визит фото неизвестного гимназиста. В летнее время гимназисты носили синюю гимнастёрку, подпоясанную чёрным лакированным ремнём с серебряной металлической бляхой, на которой были выбиты и закрашены чёрной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме головного убора, но без ветвей — аббревиатура гимназии. Соответственно, у нашего гимназиста на груди аналогичный жетон, а на ремне бляха с буквами «АЛГ» — «Архангельская Ломоносовская гимназия».
Фото сделано в ателье «Я. Лейцингеръ» в Архангельске. И это тоже не случайное имя!
Яков Иванович Лейцингер (нем. Jakob Johann Leizinger; 1855—1914) — городской голова Архангельска (1903—1914), известный фотограф. В 1897 году был избран гласным Архангельской городской думы. В это время активно участвовал в работе многих комиссий по улучшению городского хозяйства, c 1898 года входил в Попечительский совет Архангельского публичного музея. С 1902 года Яков Лейцингер был старостой Михайло-Архангельской церкви. С 1903 года был почётным мировым судьёй Архангельской губернии. В 1903 году городская дума избрала его на пост городского головы. Лейцингер избирался на эту должность четыре раза подряд. Оставаясь на этой должности 11 лет (вплоть до своей смерти в сентябре 1914 года), он смог увеличить городские доходы в два раза, построить несколько школ, два приёмных покоя, амбулаторию, проложить водопровод, провести много других работ по благоустройству города. Именно при нём было начато строительство городской электростанции и закладка трамвайных путей. В 1908 году получил звание личного почётного гражданина.
Фотостудия Якова Лейцингера, открытая им на Среднем (Псковском) проспекте (ныне — улица Чумбарова-Лучинского), пользовалась большой популярностью у жителей города. Практически у каждого состоятельного архангелогородца хранились в семейном альбоме фотографии, сделанные в его салоне. В 2020 году на архангельской набережной возле краеведческого музея установили деревянную скульптурную группу: Яков Лейцингер и семью, пришедшую к нему фотографироваться.
Но вновь вернёмся к Архангельской Ломоносовской гимназии. Интересно, что её окончил (вышел из 7-го класса в 1901 году, а в пятом классе даже был оставлен на второй год) будущий известный участник Белого движения и председатель Русского общевоинского союза (РОВС) Александр Павлович Кутепов (1882—1930). «Особенно нравились Александру военные прогулки, которые устраивались ежегодно 1 (13) мая под руководством учителя гимнастики и при военном оркестре Архангелогородского запасного батальона. Учителями военной гимнастики в разные годы были: с 1893 по 1898 год Николай Иванович Чарковский, в 1898–1899 годах Валентин Васильевич Усков, с 1899 по 1901 год Евгений Петрович Митрофанов. „Прогулки совершались за город, на четвертую версту. На месте остановки участников прогулки ожидал завтрак, после которого начинались игры, а затем к 3-м часам ученики в прежнем порядке возвращались в город“. Связи гимназии с местной воинской частью постоянно крепли. Интересно, что к обучению гимназистов музыке был допущен на некоторое время капельмейстер Архангелогородского запасного батальона Карташев» — пишет Андрей Юрьевич Петухов в книге «Генерал Кутепов. Гибель Старой гвардии. 1882–1914». У Кутепова должен был быть выпускной гимназический жетон, но он выпустился в 1901 году, а наш по клейму датируется не ранее 1908 года.
Что же это мог быть за гимнастический праздник, о котором написано на жетоне? Именно в нём и кроется изначальный интерес автора к жетону. К 1912 году, по данным Министерства народного просвещения империи, в 855 средних учебных заведениях преподавалась сокольская гимнастика, в 296 — шведская, в 415 — немецкая, военная гимнастика и физическое образование по системе П.Ф. Лесгафта. Причём с 1911—1912 учебного года министерство рекомендовало в учебных заведениях своего ведомства проводить сокольскую гимнастику. Кружки сокольской гимнастики создавались в средних и высших учебных заведениях многих крупных городов России. Перед Первой Мировой войной и в первые её годы для гимназистов мужских гимназий при введении элементов военной подготовки и гимнастики никакой специальной спортивной формы не предусматривалось — на занятия гимназистам предписывалось быть в «гимнастических рубахах» (тех же гимнастёрках).
Дата на нашем жетоне 1914. То есть с высокой долей уверенности можно говорить о том, что гимнастический праздник — сокольский. А вот это уже тема, которая интересует автора и была раскрыта на страницах нашего журнала в двух материалах — «Сокольское движение» и «Общество Сокол. Легионеры. Шевардени». Именно отсюда интерес к артефакту из Архангельска, который, вроде бы, не должен был заинтересовать.
Собственно гимнастический праздник не мог быть без групповых выступлений. В курсе сокольской гимнастики в главе о групповых упражнениях указывалось: «Пирамиды строятся без снарядов, со снарядами и на снарядах. Обращая внимание на фигуру, положенную в основание, делим пирамиды на открытые и замкнутые (закрытые). <…> Пирамиды особенно пригодны для заключения публичных выступлений. Кроме этого они являются превосходным упражнением в равновесии, на которое мы сравнительно мало обращаем внимание».
Есть надежда, что у коллекционеров, или в музейных собраниях найдутся и другие предметы, позволяющие раскрыть тему гимнастических праздниках в гимназиях и, в частности, в Архангельской Ломоносовской гимназии.
P.S. Представленные артефакты показывают частицы дореволюционного быта поздней империи с её утончëнной эстетикой. Всё это вскоре кончилось. Теперь гимназисты, которые занимались сокольской гимнастикой столкнулись с лихой годиной и сменили гимназическую форму на военную. Сокольское движение не осталось в стороне. К 1914 году Союз Русского сокольства объединял 36 обществ (ещё 22 сокольских общества не входили в союз). С началом Первой мировой войны правление СРС призвало откликнуться на «благородный порыв» в «защиту угнетённого славянства от векового германского ига», число обществ возросло до 66 в 1915 году (максимальное их количество). Большинство «соколов» ушло на фронт, некоторые работали в сербских госпиталях, сокольские общества занимались сбором средств для балканских славян.
Благодаря любезной помощи Олега Сыромятникова недавно удалось заполучить фотографию неизвестного гимназиста со значком русского гимнастического общества «Сокол» и фотографическую открытку бойца с практически аналогичным знаком.
- Фотооткрытка с солдатом 214-го пехотного Кремлёвского полка со значком общества «Сокол». 24 февраля 1915. Коллекция Михаила Тренихина
- Фотооткрытка с солдатом 214-го пехотного Кремлёвского полка со значком общества «Сокол». 24 февраля 1915. Фрагмент. Коллекция Михаила Тренихина
Благодаря любезной помощи Олега Сыромятникова недавно удалось заполучить фотографическую открытку бойца со знаком общества «Сокол». На лицевой стороне изображён солдат предположительно 214-го пехотного Кремлёвского полка, который был «сформирован в 1914 году из кадра, выделенного 6-м гренадерским Таврическим полком (г. Москва). Входил в состав 54-й пехотной дивизии. Понёс большие потери в ходе Восточно-Прусской операции 1914 года. Расформирован в октябре 1914 года» (согласно данным с сайта https://gwar.mil.ru/army/6/). И всё бы ничего, но дата на обороте 24 февраля 1915 года, а сама открытка, судя по надписи «pocztówka», произведена в Польше. Видимо, было напечатано какое-то количество экземпляров под заказ для друзей и родных. Полк расформировали, а открытка осталась и была вручена позже. Также, по предположению Михаила Коробко, это мог быть солдат Мокшанского (214-й) пехотного полка, но и тут есть вопросы, поскольку в 1914 году полк был вновь сформирован под наименованием 306-го Мокшанского. Но географически есть совпадение, т.к. в Первой мировой войне полк участвовал в боях под Варшавой, Волынью, на р. Стырь, у крепости Ковно. А расформирован был в марте 1918 года. Этот момент требует уточнения.
Неожиданно для самого автора, собралась галерея фотографий и открыток, которые, безусловно, являются прекрасным дополнением к предметам фалеристики, помогают полнее раскрыть исследуемую тему и, что немаловажно, передают дух эпохи. Один знак, или жетон, редко может сам поведать интересный рассказ.
P.P.S. Сравнительно мало внимания мы обращаем и на то, что иной раз попадает в коллекцию. Или же обращаем, но не рассказываем. Хотелось бы, чтобы коллеги делились своими «зарисовками» историй, которые могут поведать предметы коллекционирования. Ведь у многих предметов имеется не только финансовая ценность (и, соответственно, возможность продать), но ещё и историческая и художественная. И вот об этом большинство коллекционеров «прикладных» дисциплин, к сожалению, не могут рассказать, в отличие, к примеру, от коллекционеров живописи и графики. Именно поэтому не надо забывать, что у предметов есть ещё и популяризационная ценность — возможность подготовить на их основе статью, книгу, или представить на выставке (экспозиционная ценность), чтобы наглядно проиллюстрировать какую-то тему. Кроме того, это критически важно для привлечения молодёжи. Вас в своё время зацепил какой-то предмет И рассказ старшего товарища? А кто расскажет сегодня? Коллекционер — не просто накопитель. Или?… Нередко коллегам приходится напоминать слова Ираклия Андроникова: «Коллекционер — это первая ячейка музея, коллекционеры — актив музея. Это «кровеносная система», связывающая государственное хранилище с жизнью». Впрочем, автор иной раз уже сомневается в том, что коллекционеры (за достаточно редким исключением) способны оформлять свои мысли, знания и вопросы в статьи. Однако, есть надежда на исследователей, которые, не обладая желанием обладать предметом, могут рассказать о нём и благодаря ему многое. Какой путь лучше?
Автор благодарит за беседы на темы статьи и ценные идеи Александру Калашникову и Ирину Матусевич.
Конструктивные дополнения и уточнения принимаются с благодарностью. Автор будет рад дополнить статью изображениями других жетонов Ломоносовской Архангельской гимназии из Вашей коллекции. Также ищем пряжку гимназиста с буквами «АЛГ». Обращаться по адресу [email protected]
Михаил Тренихин Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция, кандидат искусствоведения
Использованная литература:
Зубков И.В. Гимназии // Большая российская энциклопедия. Том 7. Москва, 2007, стр. 138—139.
Курс сокольской гимнастики : Пособие для руководителей / Пер. с чеш. Н.В. Манохина. — 2-е изд., доп. и испр. на основании постановлений 1-го Техн. съезда С.Р.С. и Техн. ком. С.Р.С. — Петроград : Сокол-1, 1917. — IV, 267 с., 13 отд. л. ил. : ил.; 22.
Матусевич И.С. Спортивные жетоны и знаки Российской империи из собрания Исторического музея. — М. : Исторический музей, 2020. 364 стр.
Отчёт по Архангельской губернской гимназии за 1877–1878 учебный год. – Архангельск : Типография Д. Горяйнова, 1878. – 73 с. : табл. [отсканировано и выставлено на сайте Архангельской областной научной библиотеки им. Добролюбова]
Осипов С.В., Вязьмитинов М.Н., Камалова Р.Ш. Награды и поощрения учащимся в системе образования императорской России (вторая половина XVIII — начало XX вв.) // Genesis: исторические исследования. — 2018. — № 7. — С. 96—105.
Пашкова Татьяна. Приключения мундира, фуражки и ранца: реформы школьной одежды второй половины XIX — начала XX века // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2016. № 42. С.88-106.
Петухов А.Ю. Генерал Кутепов [Текст] : гибель Старой гвардии, [1882-1914] / Андрей Петухов. — Москва : Центрполиграф, cop. 2014. — 378.
Попов А.П. Российские деятели фотографии 1839—1930 гг. Словарь-справочник. — Москва: Планета, 2011. — С. 22—24.
Общество Сокол. Легионеры. Шевардени
Георгиевские кавалеры Томского пехотного полка
Почему царские награды чаще всего сохраняются без лент?
Знак за окончание Императорского университета фирмы Карла Фаберже
_________________