Не секрет, что любому коллекционеру приятно получить в своё собрание награду в отличной сохранности, в полной комплектности. С родной лентой, документом, в коробочке (конверте). Она стоит дороже. Вопрос — на сколько в каком случае? Иногда наличие ленты и коробки — половина цены. В редких случаях — и больше. Некоторые, конечно, предпочитают ленты новодельные. Но современная реплика, даже если она хорошо сделана, чистая и опрятная, не становится аутентичной. И наоборот, лента выцветшая, растрёпаная, порванная. Но лучше, чтобы она была.
Вообще, хотелось начать именно с лент к наградам… И отдельно поблагодарим Андрея Пустоварова. Идея этого материала родилась в переписке с ним. Но в процессе написания этого рассуждения круг вопросов стал значительно шире и затронул проблемы сохранности предметов быта в целом. Мы будем перескакивать во времени от Императорской России к середине века и обратно, надеемся, мысли будут не слишком обрывисты: нас в данном случае интересует бытование наград.
Итак, изначально возник вопрос, почему медали Российской империи (не берём копанину) значительно реже встречаются с лентами, чем награды Европы того же периода? Имеем ввиду не высшие степени (они, если сохраняются — чаще комплектны), а то, что мог получить простой человек. Смотрим и сравниваем русские и европейские награды. И просто исходя из проходов наград задаёмся этим вопросом. И сами для себя начинаем анализировать и отвечать.
Группа материала сохраняется лучше, чем одна награда. Скорее всего на колодке сохранность ленты будет лучше, чем у отдельной награды. С одной стороны лента сгнила, с другой сохранилась обмотка. И заготовки лент, скрученной в мотки, будет иметь больше шансов на сохранность. До сих пор находятся такие свёртки и на царские награды.
Если же брать исторически и проанализировать вопрос с точки зрения политики — это, конечно, смена строя. Революция. Прошлое было откинуто. Уважение к награде царской уже не было так серьёзно. Скорее наоборот. Кавалеры дореволюционных наград воспринимались враждебно в молодой советской республике. Но мы не станем педалировать эту тему и говорить, как было плохо и какие ужасы творились. Многие любят нагнетать атмосферу, но мы не станем. Хотя понимаем, что жизнь была совсем не сахар.
Подойдём несколько с иной позиции. Бытовой. Это будет наш второй вариант ответа на поставленный вопрос. Россия — страна крестьянская. 90% населения Российской империи жило крестьянским трудом. Что в таком случае жизнь награды в бытовых условиях? Бытовое отношение. Медаль с лентой лежит где-то в избе. Ленту, скорее всего, сгрызут мыши. Её сложно сохранить. Где же эта медаль от родственника может лежать? В сундуке, например. Напомним, ленты к наградам тогда делали из натуральных материалов. А такой материал гниёт от того, что зимой может заледенеть, растаять, покрыться плесенью. Сама крестьянская жизнь такова, что награды в полной комплектности не выдерживали борьбы со временем. Добавим сюда переезды, регулярные пожары деревянных строений.
Кстати о бытовом отношении, аграрная жизнь отразилась на сохранности и других предметов. Сапоги, фуражки, шинели, погоны. Много ли их сохранилось? Шинель перелицовывали, сапоги занашивали до дыр, а потом пускали на заплаты. Много ли сохранилось костюмных комплексов? Сельских, или городских больше? В городской культуре не так берегли вещи, как в селе. В городах на рубеже XIX-XX веков уже была унификация, можно было купить одежду. Соответственно, если говорить о сельской местности — чем более глухое место — тем лучше сохранялись традиционные костюмные комплексы. А просто ли найти сегодня настоящие дореволюционные сапоги? Не было в то время понятий антиквариат, винтаж, ретро. Как и возможности отложить какую-либо вещь из одежды. Всё шло в переработку. Младшие дети донашивали за старшими, а потом вещи перешивали. И так продолжалось, кстати сказать, и в советское время, вплоть до 1960-х годов. Это сейчас сложно себе представить. А молодое поколение хочет побольше пар обуви, курточки модные подороже…
Но вернёмся в императорскую Россию. А старые фотографии, как их хранили? В крестьянской избе. Фотографии — редкость. Их просто было очень мало. В селе не было фотографов, чтобы сделать фотографию надо было либо ехать в город, либо вызывать фотографа к себе. И выезд к фотографу был событием, почти праздником. И до 1930-х гг. Хранили в письмах, в сундучках. Допустим фото есть и висит оно на стене. А что это означает для фото? Мухи засиживают. Изображения выгорают на солнце. Их протирают мокрой тряпкой. Фото крестьян — редкость. И сохранились в большей степени, например, кабинетные фотопортреты. Их очень мало.
И в основном, это люди не из крестьян, а из городских, или из казаков. В городе могли быть ещё и альбомы. Они давали больше шансов на сохранность: «Это твой дед, бравый кавалер, а это — его награда». Так шансов на сохранность артефактов больше. Значительно. Или же представим наследника того героя с выцветшего фото, которое протирали мокрой тряпкой от пыли…
А если мы говорим о наградах офицеров? Офицер-помещик живёт в усадьбе, награды хранит в шкатулке. Офицер живёт в городе. Город — другое дело, тут температурный режим достаточно ровный. И есть мнение, что и наград с лентами в городе сохранилось больше, и наград в полной комплектности. Коробки к наградам — офицерская история. Рядовые сразу вешали награду на грудь. Кстати, часто без колодки, сразу пришивали на шинель. Где солдату что-то хранить? Какие коробки к медалям и крестам могут быть в обозе?
Носил ли он свои награды кавалер, награждённый за какую-либо военную кампанию, вернувшийся в родное село? Понятное дело, что награды не одевались на пахоту, полевые работы. Но награды могли надеваться на праздники и для по воскресеньям для выхода в церковь. И, соответственно, от еженедельного ношения снашиваться. Это касается как раз в основном лент.
Сохранить конверт, коробку, свидетельство… случай! Бумаги вообще хранить сложно. Кстати, хороший вопрос — всем ли до революции давали какие-либо свидетельства на награды? Или только избранным? Может быть тем, у кого шефом полка были знатные особы? Привилегированные части? А Георгиевские кресты и Георгиевские медали нумеровались в том числе и для того, чтобы определить кавалера без удостоверения. Кстати, в «наградной комплект» металлические колодки не входили и покупались отдельно самим кавалером. Большое количество носилось во время Первой Мировой просто на лентах или самодельных колодках. Кстати, уже во время Великой Отечественной войны, участники Первой Германской надевали свои Георгиевские кресты, которые, хоть и были наградой царской, но воспринимались во-первых как заслуженная солдатская награда, не опороченной никакой идеологией, во-вторых, получены-то были за войну с немцами. И это ещё один из факторов смены лент — на царских наградах ленты были шире, чем на советских. И георгиевские ленты шириной 27 мм заменяли гвардейскую ленту ордена Славы шириной 24 мм. Вид одинаковый, а названия разные, не путаем!
Ни для кого не секрет официальная попытка приравнять георгиевских кавалеров к кавалерам ордена Славы. Напомним. Просто потому, что нам этот проект нравится. Жаль, он не был осуществлён.
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СНК СССР
24 апреля 1944 г.В целях создания преемственности боевых традиций русских воинов и воздания должного уважения героям, громивших немецких империалистов в войну 1914—1917 гг., СHК СССР постановляет:
1. Приравнять б. георгиевских кавалеров, получивших Георгиевские кресты за боевые подвиги, совершенные в боях против немцев в войну 1914—17 гг., к кавалерам ордена Славы со всеми вытекающими из этого льготами.
2. Разрешить б. георгиевским кавалерам ношение на груди колодки с орденской лентой установленных цветов.
3. Лицам, подлежащим действию настоящего постановления, выдаётся орденская книжка ордена Славы с пометкой «б. георгиевскому кавалеру», каковая оформляется штабами военных округов или фронтов на основании представления им соответствующих документов (подлинных приказов или послужных списков того времени).
Кстати, ещё одно наблюдение. Возникло ощущение, что до 1946 года у нас носили награды немного по-разному: городские любили больше колодки с группой наград, а деревенские носили каждую на собственной колодочке. Возможно, такие фотографии попадались только нам и данный тезис не верен.
Близкая тема для коллекционеров — фурнитура. Как быть с ней? Металлические детали в основном сохраняются только в земле. Фурнитуры довольно много. Штампованная, литая, сборная. Если деталей в предмете было несколько — сохраняются хуже. Пуговицу с накладным орлом гвардейских частей найти в хорошей сохранности для коллекции сложнее. И тираж меньше, и часть могла быстрее быть уничтожена в бою, и накладки отламывались. А учитывая потери на фронте всё шло к удешевлению и упрощению в производстве и штамповке в упрощённом виде.
А фарфоровые кокарды? Или фарфоровые кокарды с металлическими накладками и усами крепления? Или, например, с надписью ПРИВИЛЕГIЯ на оборотной стороне? Видели подобные?
Вполне понятно, что сохранность у фарфоровых кокард, как правило, не очень хорошая. Фарфор — материал бьющийся. Хотя, рекламное сообщение в дореволюционной газете гласило, что в отличие от металлических фарфоровые кокарды «не ржавеют, не зеленеют, не выцветают, не тускнеют, не принимают пыли и грязи и всегда оставаясь свежи и чисты, могут переносится с одной шапки на другую в течении многих лет. Они прочны (если для кокарды нужна непременно и прочность) и уступают только прямому и сильному удару, от которого в лепёшку гнётся также и жестяная кокарда. Пока заготовлены: офицерская (большая) кокарда, чиновничья и железнодорожная (с орлом); цена каждой — по 40 копеек». И т.д. Отвлеклись. Уж очень понравилось объявление.
А ведь всё, с чего мы сейчас сдуваем пыль — награды, пуговицы, погоны — были не частью коллекции. Это были предметы быта. Они носились, обтирались, старели, ломались и заменялись.
Русские должны были иметь в обязательном порядке не так много. Пояс имел важнейшее значение и был обязательным элементом костюма. Пояса в сельской культуре ткали дома. Если же говорить о городской культуре — это ремень, который делался уже мануфактурно. И в армии были ремни, их полагалось два на человека. Это то, без чего представить немыслимо. А много Вы видели гражданских ремней, которыми подпоясывались в Российской империи? И второй обязательный элемент костюма — головной убор. Фуражка, а зимой — шапка. И это то, что должно было быть обязательно. Ещё, пожалуй, перчатки. Но это уже «кастовый» аксессуар в городской культуре. Барышня. Кстати, барышни никогда по этикету не снимали левой перчатки. А правую — в двух случаях: чтобы перекреститься, и чтобы подать руку кавалеру для поцелуя. Помните выражение «Целую ручку»? А это как раз тот случай.
Вернёмся от быта к истории. Начнём нагнетать. Но не слишком, просто посчитаем катаклизмы Российской Империи и СССР с начала XX века: Русско-японская война, Революция 1905-1906, Первая Мировая война, Интервенция, Гражданская война, борьба с басмачеством, коллективизация, репрессии, Советско-финская, Великая Отечественная, борьба с антисоветскими вооружёнными формированиями, действовавшими в западных регионах СССР (Лесные братья, УПА и т.д.)… Накопление материальных благ в подобных условиях, не то, что коллекционирование — большая проблема. А это — полстолетия. Что такое полстолетия? Два-три поколения. То есть мы есть потеряли материальную культуру целого пласта населения. Как и само население.
В отличие от предметов быта, огнестрельное оружие хранили. Его никому просто так не давали. Хранилось оно на армейских складах, хранили его профессионалы. И наоборот, от императорского холодного оружия (в т.ч. и наградное холодное оружие) сразу избавлялись, или уничтожали в первую очередь. С холодным оружием в молодой советской республикой боролись не в силу его опасности для других людей, а в силу его статусности — оно являлось признаком достоинства носителя — офицера или чиновника. А вот огнестрельного оружия сохранилось достаточно много. Оружие Первой Мировой использовали активно во время Второй Мировой. Пушки, снаряды, винтовки, патроны. Да и после Великой Отечественной не редкостью были дети, играющие с оружием… Конечно, в основном, это пресекалось. А если вернуться к наградам, то часто можно было видеть, что ими играли дети. Так бывало. Встречаются медали без ушек, которыми играли в орлянку. Даже боевые медали.
Вот так, хотели поговорить о лентах к наградам и том, почему они сохранялись и не сохранялись. А вышло небольшое бытописание. Не хочется, но как-то так подвели к тому, что всё тлен… И сохранность многих артефактов, предметов быта, антиквариата, наград — особенно в России — вопрос сложный.
А Европа? В начале наших размышлений мы обратили внимание, что европейские награды с родными лентами встречаются значительно чаще, чем русские дореволюционные. Почему? Европа менее аграрная, ей повезло больше как в плане сохранности наград, так и другого антиквариата, мебели, живописи. И те же награды люди, во-первых, продолжали носить (не было кардинальной смены строя, чтобы стесняться наград, полученных раннее, или выкидывать их, опасаясь за свою жизнь), во вторых, хранили их в коробках, т.е. более бережно, а не сараях и подвалах. И даже наши русские императорские награды в хорошей сохранности и с родной лентой иногда проще найти во Франции, чем в России.
Так или иначе, все озвученные проблемы, и исторические, и просто бытовые убеждают нас сейчас, как и Ираклия Анроникова в 1960 году («Личная собственность». Глава «О собирателях редкостей»), в том, сколь полезна деятельность частных коллекционеров. Ведь не только работа музеев и архивов позволяет нам сохранять материальную культуру. Во многом это происходит благодаря отдельным очень увлечённым и знающим коллекционерам! Мы — археологи культуры!
И закончим тем, что уже неоднократно писали — подвиг по защите Родины времени не имеет. При царе, или при советской власти, или сегодня. Политическая составляющая не важна. Подвиг остаётся подвигом. Иллюстрацией, подтверждающий данный тезис хочется сделать экспонат из собрания Центрального Военно-Морского музея в Санкт-Петербурге — награды бывшего матроса крейсера «Варяг» С.Д. Крылова — медаль и крест Российской империи и медали СССР.
С уважением,
Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
Награды Императорской России
__________________