Угол трёх империй

in История/Нумизматика/О коллекционировании/Филокартия 6343 views

Коллекционирование открыток — фи­ло­кар­тия, — увле­че­ние не­прос­тое, хотя и рас­прост­ра­нён­ное. Со­би­ра­­тель­ство — пус­тое при­обре­те­ние и на­пол­не­ние аль­бо­мов не имеет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к кол­лек­­цио­­ни­ро­ва­нию. Но ес­ли каждый предмет коллекции является поводом для изучения и открывает возможность для рассказа — этим можно поделиться. Важно и то, что занятие одной кол­лекцион­ной дисципли­ной не всегда пре­доставляет воз­можность для под­готовки материала, но, если объединить не­сколько дис­циплин — полу­чается уже обширное ис­следо­вание. Фило­кар­тия, ну­мизма­тика, фа­ле­ристи­ка, ис­то­ри­ческая карто­графия — основа инте­ресного рас­сказа.

Автор этих строк никогда не мнил себя фило­картистом. Открытки не собираю. Прак­тически. Но вот сбылась небольшая фило­карти­ческая мечта. Несколько лет назад увидел и захотел. Наконец-то попалась недорого. И вот купил и дож­дался из Киева немецкую почтовую карточку 1900-х годов «Postkarte Dreikaiser­reichs Ecke b. Myslowitz Verlag Max Mölle».

Что это за предмет? Чему он посвящён? Местности на карте. Интересной досто­приме­чатель­ности Центральной Европы. Когда-то интересной, а сегодня — мало­известной.

Город Мысловице (польск. Mysłowice, нем. Myslowitz) на территории нынешней Польши когда-то был перекрёстком трёх стран. Граница России, Германии, Австро-Венгрии. Вернее, даже «Угол трёх императоров». Там действительно был перекрёсток трёх империй. Российская империя буквально вклинивалась в территории немецких монархий. Собственно, Царство Польское в составе Российской империи появилось по итогам Наполеоновских войн в 1815 году. Стык трёх границ в Мысловице появился, 16 ноября 1846 года. Тогда Австрийская империя прибрала к рукам Вольный город Краков (польск. Wolne Miasto Kraków), а по сути — Краковскую республику (польск. Rzeczpospolita Krakowska), на территории которой находились, помимо собственно Кракова, ещё 224 села и три города — Хшанув, Тшебиня и Нова Гура. Вольности кончились. На 72 года Краков стал австрийским городом. Империи сомкнули ряды в Мысловице. А летом 1915 года, во время Первой мировой войны вся территория Польши была зажата в тиски и оккупирована немецкими и австро-венгерскими войсками.

Карта Европы 1912 года. Библиотека Конгресса США

Но вернёмся к границам. Судя по открыткам — уютный был уголок. Две речки — Чёрная Пшемша пол. Czarna Przemsza) и Белая Пшемша (пол. Biala Przemsza) разделяли русский населённый пункт Граница (именно такое название), австрийский Катовице и немецкий Мысловиц (пригород Катовицы). Место это привлекало туристов, ежегодно сюда приезжало до восьми тысяч человек. Правда, в основном из Германии. Потому и сувениры, которые там продавали, в основном немецкого производства и для немцев.

Карта Европы 1912 года. Граница Германской, Австро-Венгерской и Российской империй

А попавшая в коллекцию открытка — прелесть! Говорить о ней стоит, поскольку она может быть интересна не только филокартистам, но и нумизматам, филателистам, геральдистам, фалеристам, вексиллографам, да географам. А также монархистам. Интересный предмет. Рафинированный.

Прихотливые линии цветочного орнамента сразу же задают тон — по ним безошибочно угадывается время создания этого произведения эпохи модерна — рубеж веков. Подобный орнамент встречается и в книжной иллюстрации, на плакатах и афишах, и в архитектуре. Югендстиль и сецессион — кому как нравится.

Открытка Мысловице — «Угол трёх империй». Postkarte Dreikaiserreichs Ecke b. Myslowitz o/s. Verlag Max Mölle. Германия. 1900—1902. Из коллекции Михаила Тренихина

Пейзаж реалистическо-романтический, умиротворяющий. А ведь вскоре там начались боевые действия Восточного фронта Великой войны и это место покрылось воронками от взрывов. А спустя несколько лет и все три империи рухнули. Да и войну у нас забыли. Только сейчас начинают вспоминать.

Гербы пред­ставлены тремя державными чёрными орлами. Флаги. Чёрно-жёлтый — Австрийский — Флаг Габсбург­ской монархии он же флаг Австрийской империи 1700-1918 годов, а также флаг Цислейтании от Австро-Венгер­ского соглашения. Немецкий — национальный флаг Германской империи 1892—1919 годов — чёрно-бело-красный. Бело-сине-красный, зна­менитый триколор, «Русский флаг» образца 1883 года, а в 1896—1917 годах — национальный флаг Российской империи. Но он изображён… как флаг Болгарии! На этих открытках средняя полоса всегда оказывается зелёной. По крайней мере, на всех изображениях этой открытки, сколько их встречал автор. Но, возможно, у коллег есть с правильной синей полосой. Саботаж Российской империи и низведение её до положения недавно осво­бождённой от турецкого ига Россией же Болгарии? Или техническая особенность, из-за которой синий выцветает до зелёного? Это пока не очевидно.

Некоторая невнятица вышла с плюмажем шлема над гербами. По крайней мере, по нему понятно, что работал талантливый художник, но не геральдист. Использовано сочетание цветов всех трёх флагов. Добавлено шахматное поле, которое используется, например, в гербе Моравии.

А портреты императоров сделаны в виде стилизованных золотых монет. Несмотря на обобщение и лишь намёк на надписи, портретные типы весьма точны. Для примера покажем крупные серебряные монеты, с анало­гичными порт­ретами, имевшие хождение в то время.

Крупные серебряные монеты Австро-Венгерской, Германской и Российской империй с портретами Франца Иосифа I, Вильгельма II и Николая II. Из коллекции ПБЕ

Покажем каждую монету и с оборотной стороны, поскольку на них представлены те самые держаные орлы, малые гербы каждой из империй.

Монеты Австро-Венгрии — вопрос специфически нумизматический. В 1857 году Австрия подписала с германскими государствами Венскую монетную конвенцию, на основании которой были унифицированы их валюты. Гульден, чеканившийся ранее по конвенционной стопе 1753 года (Konventionstaler), стал равняться 1 гульдену 5 крейцерам новой валюты. После Австро-прусской войны 1866 года Австрия вышла из Венской монетной конвенции, но продолжала чеканку монет в соответствии с её нормами. На монетах и банкнотах указывались разные названия валюты. На банкнотах номинал указывался в гульденах (нем. Gulden), на монетах — в флоринах (нем. Florin). После подписания Австро-венгерского соглашения 1867 года и образования Австро-Венгрии в 1868 году начат выпуск монет с венгерским названием валюты — форинт. В 1892 году вместо гульдена введена австро-венгерская крона. В ходе денежной реформы был осуществлён переход от серебряного к золотому стандарту. Ранее выпущенные монеты и банкноты находились в обращении до 1900 года в соотношении: 1 гульден (флорин) = 2 кроны.

1 австрийский гульден (нем. Österreichischer Gulden). Номинал монеты указан как «1 Fl.» — флорин (нем. Florin). 1875. Австро-Венгрия. Тип 1872—1892. Серебро. Диаметр 29.24 мм. Портрет императора Франца Иосифа I. Медальер Friedrich Leisek. Из коллекции ПБЕ

На монете Франц Иосиф изображён в лавровом венке римского триумфатора. По какому поводу триумф — это вопрос. При том, что государство Габсбургов, было, видимо, весьма уютным для жизни, с точки зрения завоеваний к рубежу веков Австро-Венгрии хвастаться было особенно нечем. В 1848 году благодаря помощи русских войск в подавлении Венгерского восстания Франц Иосиф стал императором. В 1860 году империя потеряла Ломбардию, а представители дома Габсбургов лишились власти в Модене и Тоскане. В 1866 году в войне против Пруссии и Италии Австрийская империя потеряла лидерство в германском мире, признав объединение северогерманских государств во главе с Пруссией. И потеряла Венецию. Правда, в 1878 году в результате Берлинского конгресса, после отобранных у России результатов Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Австрия оккупировала Боснию и Герцеговину, что было выгодно Австрии. Правда, портрет Франца Иосифа-триумфатора появился на монетах в 1850 году. Император взрослел, мужал, старел — лицо менялось, менялись и монеты. Но венок оставался.

С подобными портретами в Австро-Венгрии были и наградные медали. Например, учреждённая в 1873 году Военная медаль (нем. Kriegsmedaille). Первона­чально имела статус памятной медали и вручалась воен­нослужащим в озна­менование 25-летнего юбилея со дня восшествия императора Франца Иосифа на престол. Вру­чение медали производилась всем, кто находился на службе в армии со 2 декабря 1848 года по день выдачи медали. Однако, история медали на этом не закончилась. За эту военную кампанию по оккупации Боснии и Герцеговины, в период 1878–1880 годов воен­нослужащим во второй раз вручались военные медали 1873 года. И, наконец, в третий раз военная медаль 1873 года вручалась австро-венгер­ским военно­служащим-участникам экспе­диционного корпуса, направленного для подавления боксёрского восстания в Китае в 1900–1901 годах.

Военная медаль (Медаль 2 декабря 1873 года, нем. Kriegsmedaille). Бронза. Диаметр 36 мм. Австро-Венгрия. Из коллекции Михаила Тренихина

Аналогичный портрет с лавровым венком триумфатора, но заметно более зрелого императора появляется на медали Военных Заслуг (известная также по надпи­си на реверсе как «Signum Laudis» (лат. «Знак Заслуг»). Медаль была учрежде­на императором Францем Иосифом І 12 марта 1890 года, как «…знак похвалы и признания заслуг Его Вели­чеством» (allerhoste belobende Anerkennung) выдающихся достижений во время войны или безупречной службы в мирное время. Награда изготавливалась из бронзы и предназначалась только для офицеров. Награда за достижения в военное время носилась на ленте медали «За храбрость», в мирное — на красной ленте ордена Франца Иосифа.

Бронзовая медаль Военных Заслуг на ленте Креста военных Заслуг (Bronzene Militärverdienstmedaille am Bande des Militärverdienstkreuzes). Учреждена в 1980. Тип 1914—1917 годов (Первая Мировая война). Бронза. Диаметр 31 мм. Австро-Венгрия. Из коллекции Михаила Тренихина

Но вернёмся к монетам. В данном случае, Германии. В каждом немецком государстве, вошедшем в созданную в 1871 году империю, правители сохраняли свой титул и номинальную власть. И у всех земель были свои собственные монеты. И земель было много: Ангальт, Бавария, Баден, Брауншвейг, Бремен, Вальдек-Пирмонт, Вюртемберг, Гамбург, Гессен, Липпе, Любек, Мекленбург-Стрелиц, Мекленбург-Шверин, Ольденбург, Пруссия, Рейсс-Грейц, Рейсс младшей линии, Саксен-Альтенбург, Саксен-Веймар-Эйзенах, Саксен-Кобург-Гота, Саксен-Мейнинген, Саксония, Шаумбург-Липпе, Шварцбург-Зондерсгаузен, Шварцбург-Рудольштадт. Все запомнить непросто! Некоторые ещё и сложно выговорить.

3 марки (трёхмарочник, 3-Mark-Münz) 1911 года. Германская империя (Пруссия). Тип 1908—1918. Серебро. Диаметр 33 мм. Портрет императора Вильгельма II. Монетный двор Берлина (знак «А»). Из коллекции ПБЕ

Монеты чеканили на десяти монетных дворах. Серебряные монеты выпускались с 1873 вплоть до 1919 года. После образования империи выпуск серебряных монет был регламентирован монетным законом 1873 года. Согласно ему, каждое из вошедших в состав империи государств обладало определённой свободой в чеканке 2-, 3- и 5-марочных монет. При этом Пруссия, как главное королевство Германской империи, выпускала самые большие тиражи.

Ходовые монеты Российской империи принад­лежа­ли в по­след­нее царст­вование резцу медальера Антона Фёдоровича Васютинского.

1 рубль 1898 года. Российская империя. Тип 1895—1915. Серебро. Диаметр 33.6 мм. Портрет императора Николая II. Медальер Антон Фёдорович Васютинский. Санкт-Петербургский монетный двор. Из коллекции ПБЕ

Кстати, ему же принадлежит авторство и медалей. Аналогичный портрет императора Николая Александровича появляется на медали «За Усердие». Правда, шрифт использован совершенно другой. Нередко от коллекционеров доводилось слышать, что портрет последнего императора не самый удачный с художественной точки зрения, что не лишено смысла (особенно, если сравнивать с показанными выше портретами правителей Австро-Венгрии и Германии, или же с портретными изображениями Александра II и Александра III).

1 рубль 1898 года. Тип 1895—1915. Серебро. Диаметр 33.6 мм. Медаль «За Усердие» на оригинальной ленте Ордена Св. Станислава с оригинальным промзвеном. 30 мм. Буква Д- треугольником. Тип 1894—1915. Серебро. Медальер Антон Фёдорович Васютинский. Санкт-Петербургский монетный двор. Из коллекции ПБЕ и Михаила Тренихина

Данный экземпляр  медали имеет существенные отличия на реверсе — буква Δ треугольником. Возможно самый первый вариант чеканки этой медали. Аналогичная по исполнению шейная медаль имеет в венке подпись медальера.

Антон Фёдорович Васютинский (1858—1935) — художник, скульптор-медальер, резчик. Создал множество медалей и монет Российской империи и Советского Союза. Родился в Каменце (Российская империя) в бедной семье. В 1879—1881 годах учился в Киевской художественной школе. В 1881—1888 годах обучался в Императорской Академии художеств, с перерывами, вызванными недостатком средств. После окончания Академии в 1888 году поступил на Санкт-Петер­бургский монетный двор. В 1889—1893 годах стажировался в Вене, Мюнхене, Лондоне и Париже, посещал монетные дворы и медаль­ные заве­дения. Учился в том числе у французского скульптора Жюля-Клемана Шаплена. С 1893 года Васютинский — старший медальер Санкт-Петер­бургско­го монет­ного двора, а с 1910 года — научный сотрудник Академии художеств.

Правда, и после революции мастер не остался без дела. И это то, о чём многие забывают. Смена строя, смена мировоззрения, смена символики. Но работали над новой символикой люди, получившие опыт задолго до переломного момента. И этом отношении школа сохранялась. Итак, Васютинский в 1918—1920 годах работал на дому. Но уже в 1920 году назначен помощником управляющего, а в 1922 году — управляющим Медальной и вспомогательными частями, с 1926 года — главным медальером. В 1935 году — художник-консультант. В 1925 году по его инициативе при Академии художеств открыто медальерное отделение. Скончался на рабочем месте 2 декабря 1935 года. Отметим, что в 1922 году получил звание Героя Труда. Правда, не следует путать его с Героем Социалистического Труда — эта высшая степень отличия и золотая медаль «Серп и Молот» появятся только в 1938 году. Но термин «Герой Труда» стал активно использоваться уже с 1921 года — тогда грамоты с этим словосочетанием начали вручать передовым рабочим с большим трудовым стажем. Присвоение производилось губернскими Советами профсоюзов по представлению рабочих собраний. Первыми такие грамоты получили несколько сотен рабочих Москвы и Петрограда. Одним из первых был и Васютинский.

Но, обратившись к нумизматике и фалеристике, вернёмся к филокартии. К нашей открытке, оборотную сторону которой мы ещё не показали. Она хоть и не является столь насыщенной, как лицевая, всё же очень интересна.

Открытка Мысловице — «Угол трёх империй». Postkarte Dreikaiserreichs Ecke b. Myslowitz o/s. Verlag Max Mölle. Германия. 1900—1902. Из коллекции Михаила Тренихина

На обороте имеются три марки — уже филателия — каждой из империй: русская 1902 года номиналом в 1 копейку, австро-венгерская 1899 года номиналом 1 геллер, немецкая 1900 года номиналом 10 пфеннигов с надписью Reichspost.

Все марки погашены штемпелями соответствующей страны. Таким образом, данный предмет представляет т.н. целую вещь (филателистический термин) — почтовая карточка, наклеенные марки, оттиски штемпелей.

Отметим, что три марки и три оттиска штемпелей говорят о том, что отправляя подобные сувениры из Мысловице, платился тройной тариф. Но в этом и уникальность, интерес для посетившего. А ещё выгода для всех трёх стран.

Почтовые марки. 1 копейка, 1902 год. Российская империя; 1 геллер, 1899 год. Австро-Венгрия; 10 пфеннигов. 1900 год. Германская империя.

По сюжетике марок есть интересный момент. Русская марка с государственным гербом, австрийская с портретом Франца Иосифа. И то и другое — символы государства. А вот немецкая — с аллегорическим изображением страны — женщина в доспехах, с рыцарским мечом в короне Германской империи — эдакая Брунгильда — Родина-мать. При том, что только у нас Родина — мать. А у германцев — земля отцов — fatherland. Кстати, интересно, что корона Германской империи, про­возгла­шён­ной в 1871 году после объеди­нения Германии, так и осталась неосуществлённым проектом. Существовала только деревян­ная модель новой имперской короны, сделанная на основе Короны Священной Римской Империи. Модель хранилась в фамильном музее Гогенцол­лернов во дворце Монбижу в Берлине до Второй мировой войны. Во время войны деревянная модель была безвозвратно утрачена. Но неосуществлённая в драгоценных материалах корона использовалась в геральдике, фалеристике, филателии с 1871 до отречения кайзера Вильгельма II в 1918 году.

Кстати, напомним, что к тому времени привычные нам сегодня марки имели ещё не очень давнюю историю. Появившись в Англии в 1840 году, они начали распространяться и в других странах. Так в Австрии и Пруссии государственные знаки почтовой оплаты были введены только спустя десять лет — в 1850-м. А России ещё позже — в 1857 году. Объединённая Германская империя стала выпускать свои марки в 1872 году. Зато сегодня даже показанные выше марки нами воспринимаются как нечто совершенно понятное и знакомое, особенно, учитывая, что Почта России начала воспроизводить дизайн царских марок, но с современным государственным гербом. Правда, и тут не обошлось без казусов. Например, введение странных номиналов — 23 и 54 рубля. И ещё интересно, коллекционируют ли появившиеся в последнее время самоклеящиеся марки? Для непосредственного использования это удобно, а вот для коллекционера… По крайней мере, филателисты не очень любят — с конверта отклеить и положить в альбом невозможно. Но это изгибы современности. Вернёмся к почтовой карточке на перекрёсток империй.

Открытка была отправлена адресату во Францию в город Круа под Лиллем, в 1902 году, все надписи сделаны на французском, но адресат, похоже, британец — Вильям Джексон. И заботливо подписаны каждый портрет, каждая марка и расположение каждой империи на пейзаже: Russie (Россия), Allemagne (Германия), Autriche (Австрия).

Обратим внимание на то, что гербы Германской и Австро-Венгерской империй расположены на золотых полях, Российской — на бирюзовом. Таким образом, две противопоставляются одной. С точки зрения политических блоков так и было.

Памятная медаль десятилетия Тройственного союза. 1892. Бронза. Диаметр 38 мм. Германская Империя. Из коллекции Михаила Тренихина. На аверсе: профильные портреты правителей стран-участниц Тройственного союза, смотрящие вправо — Вильгельм II (1859—1941), Франц Иосиф I (1830—1916), Умберто I (1844—1900). На реверсе: малые гербы стран-участниц Тройственного союза, помещённые на венок из дубовых листьев в окружении девиза «Einigkeit macht stark» («Единство делает сильным»)

Напомним о хронологии. Главным организатором Тройственного союза являлась Германия и Австро-Венгрия, заключившие в 1879 году военный союз. 20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о союзе (последняя, правда, как покажет история, оказалась «формалисткой»).

В ответ на это в 1891 году было оформлено соглашение между Российской империей и Французской республикой о создании Франко-русского союза. 20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о союзе. Так появился Тройственный союз. В августе того же 1892 года состоялось подписание секретной воен­ной конвенции меж­ду Россией и Францией.

Кстати, отметим, что на медалях, посвящённых Тройствен­ному союзу изображены три профиля правителей. А вот с русско-француз­ским союзом интереснее — тут встречаются аллегории в виде двух женщин. И если с Францией всё понятно — со времён Великой французской революции появился символа и прозвища Франции — образ Марианны, то с Россией всё любопытнее. В основном персонификация шла за счёт изображения императора, по крайней мере, от Петра I до Николая II. В карикатурах страну европейские доброжелатели нередко изображали, как медведя. Это и сейчас встречается. Ничего не изменилось. А вот Россия в аллегорическом образе девушки встречается намного реже. И в основном в период Гражданской войны. Но на медали, посвящённому визиту русской военной эскадры в Тулон в 1893 году появляется русский аналог Марианны — девушка в кокошнике. Такой увидели Россию-союзницу французы. А вернее, скульптор и медальер Жюль-Клеман Шаплен (фр. Jules-Clément Chaplain, 1839—1909). В 1877 году он был назначен официаль­ным медальером французского правительства, в 1878 году награждён орденом Почётного легиона, а в 1881 году стал членом Фран­цузской академии изящных искусств. Именитый мастер. И это тот самый Шаплен, у которого учился наш Васютинский.

Настольная медаль «В память визита русской военной эскадры в Тулон. 1893» к его 100-летию. По модели 1893 года медальера Жюля-Клемана Шаплена (фр. Jules-Clément Chaplain, 1839–1909). Франция. Парижский монетный двор. Бронза. Диаметр 70 мм. 1993. Источник: forum.faleristika.info

Кого не хватает в этой истории? Конечно же, Великобритании!

Британская империя, отказавшись от традиционной своей политики «блестящей изоляции» традиционно стала блокировать самое сильное государство континента — Германию, которая начала проводить свою военно-морскую программу. Желание немцев расширить свои коло­ниальные владения также не нравилось британцам.

Классическая Европа постепенно шла к своему концу. Уже после отправки показанной открытки, произошли другие важные политические события. В 1904 году было подписано англо-французское соглашение, в 1907 — русско-английское. В итоге, противостояние Антанты и Тройственного союза привело к Первой мировой войне.

Мысловице упоминается в мемуарах маршала Советского Союза Бориса Михайловича Шапошникова (1882—1945), а в 1914 году — капитана Русской императорской армии в должности старшего адъютанта штаба 14-й кавалерийской дивизии Варшавского военного округа в Ченстохове.

Борис Михайлович Шапошников (1882—1945). 1915 год — подполковник РИА с орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. 1944 год — маршал Советского Союза с орденом Суворова I степени, двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды. Источник фото: nashural.ru, media.elitsy.ru

Ночь и день 19 июля протекали в обычной мобилизационной работе. <…>

Около 5 часов дня было получено донесение из Мысловице от ротмистра пограничной стражи, что мост через реку Черна-Пшемша, соединяющий русскую железную дорогу с австрийской, взорван. Почти одновременно пришёл об этом запрос и из штаба округа. Туда донесли, что ротмистр отстранён от командования, чего в действительности сделано не было. Попытка взорвать мост у Сосновец, соединяющий русскую дорогу с германской, не удалась: немцы открыли пулемётный и ружейный огонь, Очевидно, у того ротмистра был старый красный конверт с надписью «Вскрыть по объявлении мобилизации», а в содержимом конверта указывалось о взрыве мостов. Второй старший адъютант находился в Петркуве, и проверить, точно ли он заменил пакет, пока было нельзя.

С точки зрения дипломатии и пропаганды этот взрыв мостов, конечно, имел значение. В полученных через агента германских газетах от 20 июля было жирным шрифтом напечатано о «враждебных действиях России против Австрии», о взрыве русскими железнодорожного моста через реку Черна-Пшемша, у Мысловице.

Шапошников Б.М. Воспоминания. Военно-научные труды. — М.: Воениздат, 1974

При этом три империи, имевшие общие границы в польском городе Мысловице, а также Османская, были ликвидированы. Британская же сохранилась до окончания Второй Мировой. Отсюда задним числом возникает закономерный вопрос о том, кому всё это было выгодно. Но это уже другая история.

Всё это обще­известные факты, которые проходят на уроках истории в школе. Но далеко не каждый выстраивает исторические процессы предметами кол­лекциони­рования, которые, в свою очередь, являются историческими источниками.

Почтовые карточки «Угол трёх империй» (нем. Drei Kaiser Ecke, польск. Trójkąt Trzech Cesarzy). Город Мысловице (польск. Mysłowice, нем. Myslowitz). 1890-е—1910-е. Германская империя, Австро-Венгрия, Российская империя. Источник: walbrzych.polska-org.pl

Кстати, разных открыток из Мысловице много. Они выпускались с конца 1890-х до Первой Мировой войны. Все они изображают либо трёх монархов (в различных вариациях), как символы империй, либо пейзаж и архитектурные памятники. Большинство открыток нарисованные, но есть и фотоизображения. Встречаются не только монеты, но напечатанные марки — это не только денежные знаки и знаки почтовой оплаты, но и национальные символы. Есть изображённые и популярные вещи того времени — изображения поездов и, например, аэроплана.

И когда мы пишем, что открыток было много — это значит, что количество различных выпусков, посвящённых перекрёстку трёх империй, вполне потянет на целую коллекцию. Нередко сюжеты повторяются. Но, что интересно, в целом все эти милые предметы сделаны весьма неплохо.

Почтовые карточки «Угол трёх империй» (нем. Drei Kaiser Ecke, польск. Trójkąt Trzech Cesarzy). Город Мысловице (польск. Mysłowice, нем. Myslowitz). 1890-е—1910-е. Германская империя, Австро-Венгрия, Российская империя. Источник: walbrzych.polska-org.pl

Но особенно запала в душу именно эта, с богатым тиснением (прямо-таки рельефная) и самым большим количеством символики. Запала и, наконец, попалась в коллекцию. И, как инте­ресный предмет она хорошо дополняет коллекцию фалеристики. Но может также не­плохо допол­нить и собрания нумизматов.

Кстати, от обилия открыток может создаться впечатление, что императоры действительно собирались в Мысловице и пили там чай. Однако, это обманчивое впечатление. Например, Франц Иосиф встречался с Николаем II лишь трижды. И не на границе, а в столицах: в августе 1896 года в Вене, в апреле 1897 в Санкт-Петербурге и в сентябре 1903 года в Вене. Так что уголок трёх императоров — название условное. А вот стык империй — факт бесспорный.

Интересно, что эти открытки были сувенирами своего времени. Но не каждый сувенир даёт возможность рассказать историю геополитики, искусства, географии. И явно не каждый сувенир следует помещать в коллекцию. А можно ли современные изделия коллекционировать с таким же благо­говением? Надеемся, что останутся достойные образцы и от дня сегодняшнего. Только перекрёстка трёх империй уже не найти на современной карте. Запустел.

Бывший «Угол трёх империй» (нем. Drei Kaiser Ecke, польск. Trójkąt Trzech Cesarzy) в польском городе Мысловице. Источник: commons.wikimedia.org. Автор: Poziomka. 2007
Михаил Тренихин
Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция,
кандидат искусствоведения

P.S. Дополнение от коллекционера Андрея Пустоварова [ссылка на интервью] от 10 июня 2021 года. Русские открытки надо искать не с Мысловице. Мысловице город немецкий, там и открытки немецкие были. Русские, может быть, русско-польские открытки надо искать с городом Сосновец. Сосновец — ближайший город с российской стороны. Но бренд «Угол трёх императоров» — это немецкое изобретение, поэтому и открытки (не сомневаюсь, что истинный любитель найдёт их разных штук двести) все и немецкие.

Жетон «Встреча австрийского императора Франца Иосифа I, российского императора Александра II и германского императора Вильгельма I». Берлин. 1872. Польско-русские почтовые карточки с городом Сосновец (польск. Sosnowiec). Российская империя. Начало ХХ века. Изображения любезно предоставил Андрей Пустоваров

Название Drei Kaiser Ecke это всё же лингвистический изыск немецкого языка. Это название стало известно после встречи и договора трёх императоров (австрийского Франца Иосифа I, российского Александра II и германского Вильгельма I) в 1872 году в Берлине. Достигнутое ими соглашение стало основой для создания Союза трёх императоров, что дало фразу о треугольнике. До этого место называлось «Drei Länder Ecke», что в переводе с немецкого означает «Угол трёх земель».

Мост в гербах

Братья-славяне?

Боснийский кризис 1908—1909 годов

Швейк и награды Австро-Венгрии

Патриотика ПМВ. Пример атрибуции

По следам георгиевских кавалеров

Георгталер — предмет фалеристики

Бабушка Европы и её семейство. Атрибуция одной медали

Собирание открыток. Филокартия глазами фалериста

Уникальное и тиражное

 

_________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Общество Сокол. Легионеры

Гимнастическое общество «Сокол», че­хо­сло­вац­кие ле­гио­не­ры, гру­зин­ское об­щест­во «Ше­вар­де­ни», сла­вян­ские съез­ды и кон­грес­сы.

Хотели ли сербы войны?

Многие ошибочно полагают, что един­ст­вен­ным на­ро­дом, ко­то­рый не был заин­те­ре­со­ван в раз­ва­ле
Перейти К началу страницы