ЭТПК

Керамика ЭТПК в музее Царицыно

in История/Фарфор, керамика, стекло 4165 views

В 2021 году было приня­то ре­ше­ние о лик­вида­ции Экспе­римен­таль­ного твор­чес­ко-произ­вод­ст­вен­ного ком­бината в Москве. Зда­ние комбината 1965 года по адресу улица архи­тектора Власова, 57 было продано и в апреле 2022 года снесено.

Образцы Ассортиментного кабинета – произведения из керамики и металла (порядка 1300 единиц), – а также остатки архива были переданы в музей-заповедник «Царицыно». В феврале 2022 года на ЭТПК перед сносом здания была проведена фотосъёмка, запечатлевшая образы цехов и людей, работавших на комбинате.

Материал был подготовлен к выступлению на ХХ Всероссийской научно-прак­тической конфе­ренции «Научно-иссле­дователь­ская работа в музее», органи­зованной кафедрой музейного дела Московского государственного института культуры 24 марта 2023 года.

Архивация наследия Экспериментального творческо-производственного комбината (ЭТПК) «Воронцово» в государственном музее-заповеднике «Царицыно»

Чем было знаменито предприятие? ЭТПК был создан в рамках творческих производств в сфере декоративного искусства системы Художественного фонда и Союза художников СССР. Московский комбинат был образован в 1948 году Союзом художников РСФСР. Сначала это был небольшой цех керамической и бетонной скульптуры, который располагался в районе Потылихи. На «Потылиху» пришли выдающиеся скульпторы Исидор Фрих-Хар и Мария Холодная. Их монументальные керамические скульптуры, рельефы и фонтаны, вывели керамическое искусство за пределы бытовых форм. Керамика ЭТПК завоёвывала призы на крупнейших всемирных выставках в Фаэнце, Валлорисе, Монреале. С 1965 года с ростом задач комбинат укрупнили создали новые мастерские: стекольную, художест­венного металла, ювелирную, эмалевую, цех по производству значков, которые штамповали на весь СССР. Для комбината было выстроено специальное здание близ усадьбы Воронцово, которая и подарила комбинату название – ЭТПК «Воронцово».

Вывеска у в хода в ЭТПК
Вывеска у в хода в ЭТПК

Здесь выполнялись уникальные произведения для отечественных художественных выставок и международных конкурсов. Они во многом повлияли на развитие изобра­зитель­ного и декоративно-прикладного искусства в стране. Кроме того, на ЭТПК выполнялись комплексные заказы различных предприятий и учреждений на выполнение убранства домов культуры, санаториев, домов отдыха, кинотеатров, кафе и ресторанов. Отличительной чертой всех худо­жествен­ных изделий ЭТПК была их нестандарт­ность и мало­тиражность. Параллельно с производством существовал авторский участок, где по договорам работала небольшая группа художников, создававшими авторские серии (10–30 экземпляров), на производстве же до 1994 года создавался тираж 1000 до 3000 экземпляров. В 1995–1996 годах производство подхватил цех по производству посуды  HoReCa, для ресторанов и отелей (это не имело отношения к художественному производству, но держало на плаву комбинат).

Расцвет ЭТПК пришёлся на 1960–1980-е годы. Но и после распада СССР ЭТПК «Воронцово» остался уникальной производственной базой. Здесь создавались свои собственные керамические массы разного качества. Дробильный, цех оттиска по формам, литейно-кера­мический цеха, цеха холодной обработки стекла, ковки и литья металла сохраняли уникальных технических специалистов. Это являлось сильным подспорьем для работающих здесь художников. Сами же мастера даже в условиях исчезновения коллективного заказа, и большей индивидуализации работ ценили ЭТПК за возможность работать бок о бок друг с другом. Там были и взаимная поддержка, и советы от коллег и атмосфера творчества.

Сотрудники предприятия

Отвлечёмся от ЭТПК и скажем несколько слов о творческих группах по декоративно-прикладному искусству были в системе Союза художников СССР. Одним из основных преимуществ участия в них была возможность использования производственных мощностей (преимущественно творческих комбинатов). Соответственно, участие в данных группах было престижным для художников, там постоянно апробировались технологические новшества. Технологическим исканиям и качеству изготовления произведений придавалось исключительное значение. Участие профессиональных художников в данных группах в дальнейшем давало возможность в международных конкурсах и симпозиумах, в которых советские художники нередко занимали призовые места. В советское время художники декоративного искусства работали в Домах творчества Союза художников СССР в течение двух месяцев каждый год. В состав групп входило 30–35 человек. Художник мог подать заявку на пребывание в группе, и, как правило, он мог участвовать во Всесоюзной группе не чаще одного раза в два-три года. С 1970-х годов эти группы в ряде случаев проходили с международным участием, тем самым расширяя кругозор участников и творческие контакты. Расходы полностью покрывались за счет Союза художников СССР. Лучшие произведения выносились на зарубежные выставки. Иногда для показа на международных выставках отбирались и произведения, не созданные в рамках творческой группы. Отбирали художественным советом, чтобы то, чем гордилась наша страна, попало в поле зрения специалистов.[1]

ЭТПК

Творческие группы в постсоветское время практически прекратили свою деятельность ввиду отсутствия финансирования. Но ЭТПК держался. Директором с 1996 по 2017 годы был Сергей Феликсович Любарский, благодаря которому комбинат просуществовал более двадцати лет после в трудные постсоветские времена. Ещё одним человеком, поддерживавшим комбинат все эти годы, была секретарь СХР, Народный художник России Наталья Николаевна Богданова. Участок авторского тиража, где практически бесплатно вопреки всему работали десять художников (а не 25, как как было в эпоху расцвета), продолжал создавать уникальные произведения из фаянса, красной глины и шамота.

До 2016 года на ЭТПК было две параллельных творческих группы: одна керамическая, вторая фаянсовая – обе бесплатные. Финансирование шло за счёт ЭТПК, который в свою очередь, зарабатывал благодаря сдаче в аренду помещений и заказам ресторанов на производство посуды (почти заменившей производственный тираж). Для тех, кто не попадал в группу, ожидая своей очереди, была и третья группа, в которой художники участвовали за свой счёт: рабочее место, материалы, обжиги. С 2016 года произошло слияние и осталась одна группа, в которой каждый уже работал в том материале, в котором хотел: фаянс, глина, шамот.

Елена Иосифовна Герасимова в Ассортиментном кабинете ЭТПК с образцами керамики

Творческие группы курировала Елена Иосифовна Герасимова (с 2000 по 2017 года как главный художник ЭТПК, с 2017 по 2021 год – куратор творческих групп).

С 1994 по 2017 годы в год проходило по шесть-семь групп. Ситуация ухудшилась с 2017 года, когда из осталось только три за год. Это связано с тем, что сократились рабочие помещения и уничтожением одного из уникальных горнов.

В каждой группе было 10–12 человек. Участвовали как художники из Москвы и Подмосковья, так и других регионов России. За четыре месяца художник создавал творческие работы для дальнейшей выставочной деятельности. Поработав в группе, можно было получить рекомендацию для вступления в Союз художников.

Отдельно отметим, что в летние месяцы по заявке вузов и согласованию с администрацией комбината на практику могли быть направлены студенты (до четырёх человек). В основном это были студенты МГХПА им. С.Г. Строганова и СПГХПА им. А. Л. Штиглица.

В группу мог подать заявление каждый художник из профессионального сообщества (имеющие художественное образование, в т.ч. молодёжь сразу после окончания институтов). В группах работали не только участники секции декоративного искусства, но и скульпторы и монументалисты.

ЭТПК

Коммерческие работы для салона или ярмарки были не корректны в творческих группах и отклонялись. Декоративная комиссия Союза художников России занималась отбором в группу. Художник писал заявление, прилагал фотографии работ. Надо отметить, что не всем с первого раза удавалось попасть в группу. Как отмечают сами художники – это было честью. С практической точки зрения это была работа рядом с «мэтрами». Те, кто успел прийти в группы в начале 2000-х, имел возможность поработать с такими мастерами, как Раиса Щипарева[2], Изабелла Агаян[3], Ревекка Цузмер[4], Сурен Мальян[5] и др. Сошлёмся на статью Эльвиры Самецкой: «Творческая группа – это не только возможность поработать, это ещё и хорошая школа для художника, особенно молодого. Она объединяет людей разных по возрасту, характеру, отношению к искусству и жизни. Состав групп утверждается Декоративной комиссией Союза художников РФ, перед комиссией же они отчитываются по завершении работы. Надо отметить, что творческие отчёты участников групп неизменно проходят при большом стечении специалистов, искусствоведов, музейных работников, просто любителей керамики. Нередко на этих “просмотрах” присутствуют и представители торгующих организаций – художественных салонов, галерей и т.п.»[6].

Уникальный горн, на высоту всего здания, где обжигали керамику

С 2017 года группа была частично льготной, место, глина и обжиг: выдавали на четыре месяца 50 кг глины (в случае нехватки художники докупали), обжиги три линейных метра (в случае недостаточности платили за излишек по расценкам ЭТПК, при этом у членов Союза художников России всегда были скидки).

В 2018 году в рамках сдачи в аренду помещений были созданы учебные студии и платные рабочие места. Такой коммерческий формат был вынужденной мерой, но имел большой спрос. Там пришедшие клиенты имели возможность делать то, что им хотелось. Участники творческих групп, которые хотели продолжить работу, также пользовались платными рабочими местами.

В 2021 году на ЭТПК прошла последняя творческая группа. К сожалению, о деятельности сейчас напоминают только произведения, созданные на комбинате, архивные фотографии и рассказы работавших там художников, а также немногочисленные публикации.

В связи с желанием художников (по предложению доктора искусствоведения Ирины Юрьевны Перфильевой), поддержанного руководством ЭТПК, было принято решение о передаче для хранения и изучения предметов из Ассортиментного кабинета ЭТПК в музей-заповедник «Царицыно».

В ходе организации эвакуации произведений и их дальнейшей обработки, мы поняли, что не все предметы имеют безусловную музейную ценность (нередко сувениры, или, к примеру, кашпо для цветов). Однако, даже такие работы, отобранные для изготовления в тираже, характеризуют исторические и культурные явления в отечественной керамике. На данный момент музеем принято решение об архивации фонда ЭТПК как целого.

Архив музея комплектовался с момента создания в 1984 году Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (после 1991 года – музей-заповедник «Царицыно»). Но это был преимущественно производственный архив – приказы, уставы и т.п.

«Перезапуск» научного архива начался с 2022 года, прошёл почти год. К нам поступают не только документы, посвящённые самому музею, но и фонды дарителей, известных деятелей искусства, связанных с историей Царицына и музея. Поэтому важную часть сегодня составляют и произведения, созданные на ЭТПК (много работ, созданных на ЭТПК хранится в фонде авторской керамики XX – начала XXI века музея и полностью опубликованы в Генеральном каталоге ГМЗ «Царицыно» в 2020 году).

ЭТПК

ЭТПК

На сегодняшний день в нём созданы три фонда. Первые два – «Коллекция А.И. Глубокова» и «Коллекция А.Г. Рудова», – посвящены истории Царицына. Работа над фондом № 3 «ООО «ЭТПК «Воронцово» ведётся в настоящий момент.

В структуре фонда «ЭТПК» имеются четыре описи. Опись №1 – рабочие документы (распоряжения о введении прейскуранта цен на изделия за 1981–1984 гг.; личные и коллективные социалистические обязательства художников; эскизы и описание знаков; фотофиксация (фотографии) изделий; паспорта на произведения декоративно-прикладного искусства; протоколы заседаний Художественного Совета); опись №2 – слайды, негативы; опись №3 – керамические изделия; опись №4 – медали. Опись №3 является нестандартной. Как правило, в архив входят в основном документы и фотографии. По архивным нормам большое количество предметов не комплектуется, но в силу сложившихся обстоятельств мы были вынуждены отойти от формата комплектования нашего научного архива и включить всю керамику в отдельную опись отдельного фонда.

Среди художников, чьи произведения из Ассортиментного кабинета ЭТПК были переданы в ГМЗ «Царицыно»: Изабелла Агаян, Наталья Бодрикова, Елена Герасимова, Галина Корзина, Светлана Могутина, Галина Одинокая, Вероника Орехова, Наталья Полянская, Марина Прибылова, Нонна Прудникова, Александр Равкин, Александра Створа, Эмилия Таратута, Татьяна Шульц.

Следует отметить кропотливую работу над описанием произведений из керамики наряду с сотрудниками музея проходящих практику в ГМЗ «Царицыно» студентов кафедры музеологии МГИК Лидии Андреевой, Ангелины Есиной и Алексея Якубовского.

Научный архив и фонд, посвящённый ЭТПК «Воронцово» станет одним из подразделений, обеспечивающих работу Ресурсного центра ГМЗ «Царицыно». В который планируется включить библиотеку и собрание фарфора, керамики и стекла Лидии Владимировны Андреевой[7], памяти которой посвящены проводящиеся в музее Андреевские научные чтения[8].

В завершении следует сказать, что с марта 2023 года начала работать творческая группа на новой площадке в рамках Творческо-экспериментальной студии керамики (ТЭСК) в Медведково по адресу ул. Осташковская, д. 22.[9] Конечно, здесь по сравнению с ЭТПК, нет цеха литья, форматора, цеха глазуровки. Отсутствует и «комната ветеранов» – авторский участок, не планируется запускать производство. Планируется организовать коммерческие «комфортабельные студии, приспособленные для изготовления керамики, с отлаженным технологическим циклом». Но есть пространство, где можно делать крупные произведения и обжигать их в больших керамических печах. А это самое важное. Эту площадку предоставил Союз художников России, члены которого могут участвовать в группах бесплатно. Пришедшие в первую группу художники, 12 человек, нацелены на создание произведений для выставки «Культурный слой» в цикле триеннале «Московская керамика», которая откроется в июне 2023 года в Московском Доме Художника МСХ на Кузнецком мосту, 11. Будем следить за развитием событий.

Автор выражает благодарность за консультации куратору творческих групп ЭТПК Елене Герасимовой, заместителю секретаря по декоративному искусству ВТОО «Союз художников России» Александре Створа и архивисту I категории ГМЗ «Царицыно» Наталии Тимофеевой.

Михаил Тренихин
научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно»
Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция,
кандидат искусствоведения
Фотограф Дмитрий Щёлоков
Съёмка проводилась в феврале 2022 года на ЭТПК перед сносом здания

Список литературы

  1. Авторская керамика XX – начала XXI века. Книга I. А–Л: [Генеральный каталог]. Серия I. Авторское декоративное и прикладное искусство XX–XXI веков. Генеральный каталог ГМЗ «Царицыно» / Авт. вступ. ст.: Л.Ф. Романова; Авт.-сост.: Л.Ф. Романова, О. А. Копейчикова; Подготовка материалов: М. М. Тренихин. М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2019 (2020).
  2. Авторская керамика XX – начала XXI века. Книга II. Л–Я: [Генеральный каталог]. Серия I. Авторское декоративное и прикладное искусство XX–XXI веков. Генеральный каталог ГМЗ «Царицыно» / Авт. вступ. ст.: Л.Ф. Романова; Авт.-сост.: Л.Ф. Романова, О. А. Копейчикова; Подготовка материалов: М. М. Тренихин. М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2020.
  3. Андреевские научные чтения. Сборник статей к 290-летию со дня рождения императрицы Екатерины II / ред.-сост. М. М. Тренихин. – М. : ГМЗ «Царицыно», 2021 – 236 с.
  4. Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. Герасимова, М. М. Тренихин. – М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. – 272 с.
  5. Московская керамика IV. РОО Московский союз художников, АХДИ МСХ. М.: 2014. 132 с.
  6. Перфильева И.Ю. [Вступительная статья] // Воронцово : глина. вода. огонь. Вып. 2. М., 2014. С. 7–14.
  7. Самецкая Э.Б. [Вступительная статья] // Воронцово : глина. вода. огонь / [пер. Л. В. Муравьева]. – М., 2006. С. 7–14.
  8. Самое близкое искусство : К 50-летию Эксперим. твор.-произв. комб. / [Принимали участие Л. А. Константинова, Е. И. Герасимова]. – Москва : Трилистник, 1999. – 48 с.
  9. Творческо-экспериментальная студия керамики (ТЭСК) // Официальный сайт ВТОО «Союз художников России». Режим доступа: https://www.shr.su/news/ofitsialnye-novosti/tvorchesko-eksperimentalnaya-studiya-keramiki-tesk/
  10. Тренихин М.М. Андреева Лидия Владимировна (1930–2018) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I – Кухонный корпус. – М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 134–
  11. Тренихин М.М. Симпозиумы и творческие группы по декоративно-прикладному искусству в системе Союза художников СССР // Декоративное искусство, 2022–2023. №426. С. 84–93.
  12. Тренихин М.М. ЭТПК – московская кузница значков // Московское наследие, 2022. №4. С. 116–125.

Примечания

[1] Подробно с тем, какие творческие группы по декоративно-прикладному искусству были в системе Союза художников СССР и в каких крупных международных симпозиумах участвовали наши художники см. статью автора: Тренихин М.М. Симпозиумы и творческие группы по декоративно-прикладному искусству в системе Союза художников СССР // Декоративное искусство, 2022–2023. №426. С. 84–93.

[2] Щипарёва Раиса Васильевна (1928–2020), советский и российский художник-график и керамист. Заслуженный художник России (2004).

[3] Агаян Изабелла Иосифовна (1922–2010), советский и российский художник-керамист. Член Союза художников СССР (1949).

[4] Цузмер Ревекка Моисеевна (1918–2009), советский и российский художник-керамист. Народный художник России (2002).

[5] Мальян Сурен Григорьевич (1918–2005), советский и российский скульптор, художник-керамист. Заслуженный художник России (2003).

[6] Самецкая Э.Б. [Вступительная статья] // Самое близкое искусство: К 50-летию Эксперим. твор.-произв. комб. Москва : Трилистник, 1999. С. 4.

[7] Тренихин М.М. Андреева Лидия Владимировна (1930–2018) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I – Кухонный корпус. – М.: Буки Веди, 2018 (2019). с. 134–135.

[8] Андреевские научные чтения. Сборник статей к 290-летию со дня рождения императрицы Екатерины II / ред.-сост. М. М. Тренихин. – М. : ГМЗ «Царицыно», 2021 – 236 с.; Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. Герасимова, М. М. Тренихин. – М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. – 272 с.

[9] Творческо-экспериментальная студия керамики (ТЭСК) // Официальный сайт ВТОО «Союз художников России». Режим доступа: https://www.shr.su/news/ofitsialnye-novosti/tvorchesko-eksperimentalnaya-studiya-keramiki-tesk/. Дата обращения: 20.03.2023.

Культурный слой. Выставка московской авторской керамики 

ЭТПК – московская кузница значков

Кому нужны русские ювелиры

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы