Можно коллекционировать разные вещи. Но те, о которых расскажем в этой статье, являются одними из самых опасных и при этом доступных для людей, а коллекционирование — одним из самых интересных.
Как мы знаем, если что-то выпускается постоянно и имеет общую идею, то эти предметы, со временем, становятся предметами коллекционирования. Так же произошло и с конвертиками для безопасных бритв. Коллекционеры обратили на них внимание, начали собирать, классифицировать и т.д. А для хранения отлично подошли альбомы/кляссеры для марок). Сегодня появилось мнение и нам пытаются доказать, что коллекционирование конвертиков для бритв появилось недавно, как увлечение раритетами. Всё это просто пустые слова, которые перенимаются из одной статьи в другую бездумными компиляторами.
Ксирофилия
Ксирофилия – коллекционирование упаковок от безопасных лезвий (бритвенных лезвий).
Основным коллекционным материалом служили и продолжают служить предметы, изготовленные в СССР или за рубежом (США, Германия, Голландия и др.), но в соответствующее советскому периоду время.
Промграфика, идея и задача изображений, соответствуют спичечным этикеткам и плакатам. А вот почтовым маркам и открыткам уже в меньшей степени — всё же художники чётко представляли задачи и будущее применение картинок. Авторы рисунков марок понимали, что часть их продукции сразу предназначается для коллекционеров. Значит нужно внимательнее относиться к изображениям, изготовлению и материалу. А вот перед авторами упаковок лезвий, впрочем как спичек и плакатов, такая задача не стояла. Изображения большей частью упрощены, немного условны, но всегда узнаваемы. И также как и на спичечных этикетках, где также мало места, авторская идея доносится до реципиента. Также марки — это знаки почтовой оплаты, поэтому и подход к их изготовлению много ближе к печатанию банкнот, чем просто к изображениям. Это видно как по технологиям воспроизведения изображений, так и по государственному контролю выпусков (эскиз, изготовление, хранение, реализация в стране и за рубежом). Контроль выпуска конвертиков для лезвий существовал в основе только на предприятии производителе и определялся правилами ТУ (или РТУ), а также правилами торговли (хранение).
Обращает на себя внимание, что от начала до конца ХХ века заметно упрощение изображений, минимизация. Но это общее стремление, которое и сегодня прослеживается в промграфике.
Любопытно, что некоторые конвертики представляют собой художественные серии предметов, объединённые общей идеей, которые уже просто просятся в коллекционные альбомы. Мы не знаем литературы на тему конвертиков для лезвий безопасных бритв, но она может появиться, т.к. есть что систематизировать и изучать художественные элементы.
Художественная ценность конвертиков, по сравнению со многими другими предметами коллекционирования, может быть признана не очень большой. Правда, с этим могут не согласиться коллекционеры-ксирофилы — своя коллекция всегда состоит из самых лучших и несравнимых вещей. Да и наличие чёткого стиля, отпечатка эпохи, прослеживается в большинстве советских предметов. Конвертики для конвертиков бритв не являются исключением.
Почему иностранные образцы названы не самые лучшие для большинства отечественных коллекционеров? Естественно, это условно, т.к. и они также отражают своё время. Но коллекция составляется из прочувствованных предметов, которые соответствуют внутреннему настроению коллекционера, подчёркивают его идею (а может и идеологию, как говорил творец двухтомника «Капитал»). Советский период (и царский период истории России, конечно), запутанный и запутываемый, забываемый и стираемых из памяти, пока наиболее прочувствован, понимаем и принимаем коллекционерами. Для многих иностранные предметы всё же менее интересные по художественной части. Т.е. зарубежный товар принимается к использованию, а зарубежных дизайн может быть не подходящим. Но, тем не менее, он — зарубежный, а, соответственно, отечественный производитель будет к нему стремиться, копируя, имитируя и уходя от своего, иногда меняя свои плюсы на чужие минусы.
Но и иностранные предметы делятся на капиталистические и на социалистические. Хотим или нет, но определённое влияние соцстраны друг на друга оказывали: было влияние Советского Союза, но было влияние и на Советский Союз.
Более поздние вещи ещё только готовятся стать достойной частью коллекций.
Лезвие для безопасной бритвы
Лезвие для безопасной бритвы или бритвенное лезвие — изделие в виде металлической пластины, имеющей заточку с одной или с двух сторон, применяемое для бритья, посредством бритвенного станка.
Придумано ещё название «лезвие бритвенного прибора», но это название скорее надуманное, чем возможное для использования. Хотя суть его ясна, ведь бритвенные лезвия используются не только для бритья, но и для многих других целей: от вычищания ошибок на печатных листах (иногда называют «подскобками») во времена широкого использования пишущих машинок (у каждой машинистки были лезвия!) до чистки плоских стёкол аквариумов и заточки карандашей. Для любого использования бритвенных лезвий существуют специальные держатели.
Лезвия для бритья разрабатывались с конца ХIХ века Кингом Кэмпом Жилеттом (King Camp Gillette), американским изобретателем и бизнесменом. В широкую продажу поступили в начале ХХ века, после получения им в 1904 году патента на лезвия. Жилетт был социалистом и потерял свою компанию после краха на бирже в 1929 году.
Станками «Gillette» пользовались многие известные люди. Иосиф Виссарионович Сталин и Юрий Алексеевич Гагарин положительно оценили качество изделий.
Интересно, что название фирмы Gillette получило собственный смысл и звучание во многих языках мира, также как и наименование компании Xerox для русскоязычных стал собственным, а Зирокс (Xerox) превратился в Ксерокс, а процесс — в ксерокопирование. Так вот, например, в Польше лезвие для бритвы называется жилетка (żyletka), т.е. по достоинству оценено изобретение и зафиксировано в языке.
Упаковка лезвий для бритв
С появлением первых лезвий появились и первые упаковки для хранения и, что важнее, для продажи бритвенных лезвий. Именно необходимость продажи и узнавания способствовала разработке дизайна предметов упаковки.
Первоначально упаковка была металлическая, потом бумажно-картонная и пластиковая.
Упаковки в СССР назывались пеналами для безопасных бритв. Появились и индивидуальные бумажные конвертики для безопасных бритв. Сегодня начали употреблять понятия «коробка» и «конверт» — это не правильно.
Кстати, конвертик, изготовленный из писчей бумаги, содержал ещё один конвертик, но из парафинированной бумаги, в которую и было положено само лезвие.
Пеналы обычно содержали 5 или 10 лезвий, упакованных в индивидуальные конвертики. А уже пеналы собирали по 10 штук в картонные коробки для безопасных бритв, которые вмещали по десять пеналов. Соответственно, коробка содержала 50 или 100 лезвий. Обычно на коробке было изображение, повторяющее изображение, напечатанное на конвертике.
Первоначально упаковки и конвертики для безопасных бритв содержали на лицевой стороне информацию о производителе. Со временем они были дополнены и информацией политической агитации, пропаганды, инструктажа, обучения и рекламно-информационного характера: мероприятия в стране или в городе производителя, памятники архитектуры, известные и популярные туристические места, достижения науки и т.п.. Т.е. точное повторение того же подхода, который наблюдался и в плакатах, и в спичечных этикетках.
Оборотная сторона конверта, где находится склейка, может содержать информацию о наименовании производителя, изображение товарной марки производителя, местонахождение производителя, ТУ (технические условия), толщину лезвия, цену, год выпуска и т.п.
Основные известные советские лезвия:
московские и ленинградские лезвия Спутник, и, конечно, непревзойдённые ленинградские Нева.
В СССР лезвия для безопасных бритв делились на три класса:
- класс А — толщиной 0,08 мм,
- класс Б — толщиной 0,10 мм,
- класс В — толщиной 0,13 мм.
Наиболее распространённые формы лезвий для безопасных бритв:
- лезвия с двусторонней заточкой с прямыми торцами и фигурной прорезью,
- лезвия с двусторонней заточкой с круглыми торцами и тремя отверстиями.
Основные размеры лезвий:
- ширина 22 мм, длина 43 мм — это привычное всем лезвие,
- ширина 8-9 мм — узкое лезвие с односторонней заточкой,
- ширина 21-22 мм, длина 39-40 мм — клинковое одностороннее лезвие с обушком, как у парикмахерских бритв.
К 1960-м годам бритвы изготавливали их стали Х05.
Лезвия не должны были иметь рисок, раковин, плён, царапин, трещин, зазубрин, заусенцев, следов коррозии, матовых тёмных пятен и точек (см. Дефекты металла для фалеристов). При этом на лезвие может быть нанесено цветное декоративное покрытие. Более поздние лезвия хромированы или имеют тефлоновое покрытие.
Твёрдость лезвий 56-64 единиц по Роквеллу (шкала С).
Углы заточки в пределах 17-23°.
Существуют машинки для правки лезвий, но о них мы сегодня не будем говорить.
Основные производители лезвий для бритв в советский период находились в Ленинграде (ЛМО «Спутник» ул. Крупской, 55; Главмашдеталь, Завод №14 Металлоизделий, 16-я линия Васильевского острова, 5-7 и Заставская ул., 5/1) и Москве (Объединение Мосточлегмаш, Дорогобужская ул., 14; Завод безопасных бритв «Красная звезда», Пушкинская ул., 32 , а «Завод аппаратов безопасных бритв» ЗАББ был в Большом Дровяном переулке, 8)).
Одним из директоров завода безопасных бритв в Москве был Михаил Алексеевич Мухин, один из братьев Александра Мухина, механика, погибшего в 1914 году при аварии самолёта, управляемого лётчиком Адамом Мечиславовичем Габер-Влынским.
Зарубежные производители, пользовавшиеся спросом: BIC, Gillette, Schick и другие.
«Лезвие бритвы» это и название замечательного романа Ивана Ефремова, цитаты из которого мы размещаем на станицах нашего журнала. Конечно, лезвие может быть и от опасной бритвы, но в любом случае стоит прочитать роман!
Дефекты металла для фалеристов
Фантики от жевательных резинок
Алексей Сидельников
Изображения из коллекции предоставил Александр Лебедев (aleks950) Подготовлено с привлечением материалов mintorgmuseum.ru
Статью дополним присланными изображениями конвертиков из коллекции Василия Владимировича Волкова, президента Союза филокартистов России.
__________________