Снова на ёлке

Ватные ёлочные украшения

in О коллекционировании 139 views

Предновогодняя суета, так или ина­­че, захва­ты­вает каж­дого жите­ля пла­не­ты, где отмечается дан­ный праздник. Да, это уди­вительно, но есть стра­ны, где не отмечают Новый год, или по край­ней мере, не отмечают его в при­вычном для нас варианте.

Подарки, настроение, и конечно, же необходимые атрибуты – ёлка, ёлоч­ные украшения, флажки, мишура и прочие радости не оставляют места для равнодушия, как у детей, так и у взрослых, а также заставляют нас снова и снова окунуться в празд­ничную атмосферу.

Ёлочные украшения, именно так правильно их называть, а не как мы зачастую по привычке именуем, висящие на ёлке предметы ёлочными игрушками, вот уже четверть века являются объектом коллекцио­ни­ро­ва­ния и экспо­нирования в нашей стране[1].

  • Ватное украшение. Мальчик на качелях. Германия, конец XIX – начало XX века Вата, хромо­лито­графия, бумага, картон, проволока. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Бале­рина. Германия, конец XIX – начало XX века Вата, креп-бумага, прово­лока, мастика, краска. Из кол­лекции Т.А. Бочаровой

Снова на ёлке. К истории ватных ёлочных украшений в России

Хотя, именно, к ватным ёлочным украшениям как ничто другое подходит название игрушка. Ватные «игрушки», они настоящие, живые, наделённые всеми необходимыми функциями детской игрушки. Они вполне могут выполнять  образо­вательную, воспи­тательную, психо­логическую, адаптивную, развиваю­щую роли.  Ими, действительно, хочется играть, возможно, поэтому их осталось так немного…

Каждый уважающий себя музей, галерея, архив, библиотека ежегодно стараются открыть, хоть небольшую выставку, посвящённую Новому году, Рождеству или истории ёлочных украшений.

Только в этом году Москва открыла сразу несколько экспозиций на данную тему[2].  Хотелось бы больше рассказать об одной из них: 15 ноября 2024 года мануфактура «Московская игрушка» представила выставочный проект «Волшебный сундучок. Ватная игрушка моей семьи»[3]. На выставке можно увидеть более 600 ёлочных украшений из ваты. Экспонаты предоставлены московскими кол­лек­ционерами Татьяной Бочаровой и Ларисой Петриковой. Это первая в Москве выставка, посвящённая именно истории ватных ёлочных украшений.

Афиша выставки «Новогодний сундучок» Мануфактура «Московская игрушка» Москва, 2024
Афиша выставки «Новогодний сундучок». Мануфактура «Московская игрушка». Москва, 2024

Мы прекрасно понимаем, что на ёлочные украшения, как и на всё в этом мире имеется определённая мода. Сегодня модным трендом становятся ватные ёлочные «игруш­ки», именно о них мы и постараемся рассказать.

Бытует мнение, что традиция изго­товления ватных ёлочных укра­шений в России берет начало в конце XIX века, как и то, что «в начале ХХ века в России издавались женские журналы по домоводству, в которых публиковались подробные описания изготовления игрушек из ваты. Также выпускались вырубные листы с изо­бра­же­ниями ангелов и рожде­ст­вен­ского деда для ватных игрушек»[4].

  • Ватное украшение. Снеговик. Германия, конец XIX – начало XX века Картонный шаблон, вата, краска, дерево, бумага. Из кол­лекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Поросёнок на палке. Германия, конец XIX – на­ча­ло XX века. Вата, проволока, де­рево. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Китаец. Германия, конец XIX – начало XX века Картонный шаблон, вата, хромолитография, бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой

К сожалению, сказать точно, что в России до начала ХХ столетия производились ёлочные украшения  из ваты достаточно  трудно. Прейс­куранты того времени не дают ис­чер­пывающей информации. Несмотря на многочисленный материал дорево­лю­ционных каталогов известнейших торговых домов у нас практически отсутствуют пока сведения о рос­сий­ских производителях ватных ёлочных украшений. Например, один из круп­нейших Торговых домов «Пуришев и Сыновья», занимавшийся сбытом праздничных товаров, в качестве именно ватных предметов указывает огромное количество вещей (более 100 видов) от ёлочных дедов до орде­нов котильона[5], но все они заграничного производства. Каталог Андрея Сорокина[6], даёт массу ватных «игрушек» даже с кар­тинками, но только подобные предметы зачастую отсутствуют в коллекциях, и также мало, что можно сказать о производителях указанного товара.

Иллюстрация Cotilion. РГБИ
Иллюстрация Cotilion. РГБИ
  • Листы из прейскуранта Торго­во­го Дома Пуришев и Сыновья
  • Листы из прейскуранта А. Сорокина

Очень часто в нашем представлении ватные ёлочные украшения должны быть дешёвыми, ведь вата не столь дорогостоящее сырьё? Согласно тем же прейскурантам стоимость вполне сопоставима с товарами из стекла, ламели (ламетты), мишуры и прочих ёлочных украшений. Почему? Попробуем разобраться в данном вопросе.

Согласно различным словарям, начиная от В.И. Даля, заканчивая Большой российской энциклопедией, самое главное в вате – пушистая масса волокон, слабо переплетённых между собой в различных направлениях. Вата может быть изготовлена из хлопка, льна, конопли, шерсти, перьев,  стекла, целлулозы, азбеста, сосны, шлаков и других материалов[7]. Но только хлопковая вата подходит для изготовления ёлочных украшений.

  • Ватные украшения. Овощи. Германия, конец XIX – начало XX века Вата, проволока, вощёная бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Яблоки. Германия (?)- Россия (?), конец XIX – началоXX века. Вата, бумага, проволока, краска. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватные украшения. Ягоды. Германия, конец XIX – начало XX века Вата, проволока, краска. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Ёлочный дед Германия, конец XIX – начало XX века Картонный шаблон, вата, хромолитография, бумага, ель искусственная. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Ёлочный дед. Германия, конец XIX – начало XX века Вата, хромолитография, проволока, деревянный каркас (?), бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Подставоч­ная фигура. Ёлочный дед. Германия, конец XIX – начало XX века Вата, хромолитография, проволока, деревянный каркас (?), бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Подставоч­ная фигура. Ёлочный дед. Германия, конец XIX – начало XX века Вата, хромолитография, проволока, деревянный каркас (?), бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой

Несмотря на то, что хлопок, как культура была известна людям  еще несколько тысячелетий до нашей эры[8], только с изобретением механизированных процессов и их усовершенствованием возникла воз­можность переработки хлопчатника в угарном, а также вигоневом производствах (условно говоря, переработка отходов от хлопка), а как следствие получение относительно дешёвой хлопковой ваты.

  • Ватное украшение. Мальчик на санках Германия, конец XIX – начало XX века Вата, хромолитография, бумага, картон, проволока. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватные украшения. Трубочис­ты.Германия, конец XIX – начало XX века Вата, проволока, мишура, вощёная бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой

Ещё в XVIII столетии в южных районах США начали выращивать хлопок и поставлять в огромных количествах на европейский рынок, затмив по цене и качеству азиатских производителей. Несмотря на дешевизну, даже хлопковые ткани, не говоря уже о прочих материалах из хлопчатника, не воспринимались европейцами всерьёз даже в середине XIX века[9]. Но хлопковая вата постепенно завоёвывала мир, благодаря своим потрясающим гигроскопическим свойствам.

  • Ватное украшение. Лягушка на лестнице. Германия, конец XIX – начало XX века Вата, проволока, картонаж, краска. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Германия, конец XIX – начало XX века Вата, проволока, текстиль, краска. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Заяц. Германия, конец XIX – начало XX века Картонный шаблон, вата, бумага, мишура, краска. Из коллекции Т.А. Бочаровой

Существует чёткая градация на гигроскопическую вату, как вату высшего качества или культурный сорт, белую и обладающую самыми лучшими свойствами по впитыванию и «сцеплению» волокна, так и на вату других сортов, в том числе одёжную, свойства и  белизна, которой не отличаются чем-то выдающимся – серая, с комочками, остатками семян и шелухи. В старину для проверки качества ваты её бросали в стакан с водой, чем быстрее вата тонула, тем лучше были её качественные характеристики.

  • Ватное украшение. Женщина с серпом. Германия, конец XIX – начало XX века Картонный шаблон, вата, хромолито­гра­фия, картонаж, бумага. Из кол­лекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное украшение. Танцовщица. Германия, конец XIX – начало XX века Картонный шаблон, вата, хромолитография, картонаж, бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой

Процесс производства ваты достаточно сложен.  После сбора хлопка идет его механическая обработка с помощью трепальных, сороочистительных машин. Затем хлопок разделяют на целлюлозу и волокнистые материалы, ведь гигроскопическая вата – это первоначально не единое полотно, а смеси определенных ингредиентов от разных стадий обработки хлопка, которые далее пройдут отбеливание, прополаскивание, расчёсывание, аппретирование, обезвоживание, сушку и ещё ряд операций.

Ватные украшения Германия, конец XIX – начало XX века Картонаж, вата, проволока, хромолитография, бумага, текстиль Из коллекции Т.А. Бочаровой
Ватные украшения. Германия, конец XIX – начало XX века. Картонаж, вата, проволока, хромолитография, бумага, текстиль. Из коллекции Т.А. Бочаровой

Несмотря на развитие технического прогресса и удешевления произ­водства вата в России до 1917 года стоила по-прежнему дорого. Происходило это по нескольким причинам. Практически все заводы по переработке хлопка принадлежали иностранным инвесторам. Действовали достаточно жёсткие законы, особенно в области налогооблажения, в том числе на ввоз сырья, поэтому вату чаще всего ввозили уже как готовый продукт для продажи и дальнейшего использования. Кроме того, вата местного (азиатского происхождения) была менее подходящей по своим физическим свойствам – малой длине волокон, а как следствие, малому сцеплению или «свойлачиванию», что необходимо для производства ёлочных украшений. Гигроскопи­ческой (белой) ваты не хватало не то что на производство ёлочных украшений, а даже на медицинские нужды. По сведениям на 1907 год в российской армии по-прежнему использовали корпию[10], как более дешёвый и доступный материал[11].

Прежде чем говорить о производстве непосредственно ватных ёлочных украшений, стоит сказать несколько слов о литературе, условно назовем её технической, посвящённой данной теме.

Дореволюционные российские изда­ния, даже по самоделкам – не пред­лагают никаких работ украшения для ёлки из ваты. Самое ранее, из из­ве­стных на сегодняшний день публикаций по ватным ёлочным украшениям в России – является книга 1937 года «Производство иг­рушек из ваты» Д.В. Криволапова[12] (20.10.1883-?), который на тот момент возглавлял лабораторию при институте игрушки. Дмитрий Васильевич, являлся не только автором еще нескольких работ, посвящённых лепке[13], но и принимал непосредственное участие в производстве игрушек на предприятиях Наркомместпрома и Наркомлегпрома РСФСР, а так же работал на курсах по производству ватной игрушки. Им были описаны основное сырьё, материалы, инструменты необходимые для работы, а также основные способы производства ватных ёлочных украшений, применяемых в тот момент времени: это ручной и механический методы выработки ватной ёлочной «игрушки».

Обложка издания Криволапов Д.В. Производство игрушек из ваты М.: КОИЗ, 1937
Обложка издания Криволапов Д.В. Производство игрушек из ваты М.: КОИЗ, 1937

В 1950 году выходит не менее важный совместный труд В.М. Лапкоского, В.Г. Данилевского и Ф.И. Овешковой всё под тем же названием «Производство ёлочных украшений из ваты», в котором процесс описан ещё более подробно.

Несмотря на то, что ещё в 1937 году Д.В. Криволапов обращает внимание, что ручная лепка устарела, всё-таки она остаётся в приоритете и в 1950-е годы. Помимо указанных ранее техник добавляются способы формования в гипсовую форму и горячего прессования. Более подробно описаны подготовительные процессы и организация производства, а также производство фигур на картонном шаблоне с применением литогра­фической маски, изготовление самих масок и роспись ватных ёлочных изделий. Из новинок – в сырьё появляются лакокрасочные материа­лы. Дополнительно издание содержит материалы по техническим условиям на сдачу и приёмку ватных ёлочных украшений, и информацию о браковке изделий и борьбе с браком.

  • Альбом образцов игрушек (ват­ных). Научно-исследова­тельского института игрушки. СССР, 1949. Крафт-бумага, фотобумага, фотопечать. ГАРФ. Лист 26. Металлические шаблоны для изготовления ёлочных фруктов из ваты на станке-веретене конструкции НИИ Игрушки
  • Альбом образцов игрушек (ват­ных). Научно-исследова­тельского института игрушки. СССР, 1949. Крафт-бумага, фотобумага, фотопечать. ГАРФ. Лист 23. Гипсовые модели ёлочных украшений из стекла
Эмблема Научно-исследовательского института игрушки
Эмблема Научно-исследовательского института игрушки
  • Альбом образцов игрушек (ват­ных). Научно-исследова­тель­ского института игрушки. СССР, 1949. Крафт-бумага, фотобума­га, фотопечать. ГАРФ. Лист 28. Фигуры ёлочных украшений: «Снегурочка» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор Ф.И. Овешкова
  • Альбом образцов игрушек (ват­ных). Научно-исследователь­ского института игрушки.СССР, 1949. Крафт-бумага, фотобума­га, фотопечать. ГАРФ. Лист 27. Фигуры ёлочных украшений: «Подставочная фигура для ёлки» и «Сказка о золотом петушке». Автор Ф.И. Овешкова

Следующие издания по теме произ­водства ватных ёлочных украшений относятся уже к XXI веку. И в ос­нов­ном это пошаговые мастер-классы по изготовлению ватных украшений, видеоинструкции из серии домаш­него рукоделия и семейного твор­чества[14]. Есть некоторые варианты каталогов современной ватной ёлочной «игрушки»[15].

Технологический процесс выделки игрушек из ваты не отличается особой сложностью, особенно для украшений сделанных ручным способом. Для производства необходимо собственно само сырьё – вата, не сложный инструмент, состоящий из кистей для клея, ножницы, ножи, кусачки, плоскогубцы, шило, а также ваше умение и усидчивость, так как дело это не быстрое.

  • Технология изготовления Деда Мороза артели «Парижская Коммуна». СССР. Москва — артель «Парижская коммуна», 1950-е. Из коллекции Л.В. Петриковой

Прежде чем приступить к работе с ва­той, следует её окрасить, если пред­полагается использовать её цветной. Раньше это делали анилиновыми красками без всяких закрепителей, поэтому вата получалась не очень яркой. Более насыщенными были оттенки жёлтого и красного цвета, менее плотными оттенки синего, зелёного и коричневого. Недо­стаю­щие тона получали путём комби­нирования и соединения разных цветов. После окраски вата просушивалась и иногда ещё раз прочёсывалась для восстановления волокнистой струк­туры. Далее вату было рекомендовано пропитать огнестойкими материа­лами и только тогда приступать к дальнейшим работам.

Для работы необходимы были так называемые подсобные материалы: «проволока для изготовления каркаса, картон, бумага белая и цветная, текстиль для изготовления листьев и прочих отделочных работ. Для производства подставочных фигур использовали: фанеру, шпагат, нитки, гвозди, куски дерева, фруктовую стружку, картон-утиль и другие подручные, а чаще бросовые материалы»[16].

Вата, смоченная клеящим веществом, является прекрасным пластическим материалом. Интересно, что в 1930-е годы в виде клеящих веществ, предлагалось использовать практи­чески любой клей: растительного, животного, минерального  проис­хож­дения. В книге Д.В. Криволапова упоминается 11 видов клея. Но сам он отдавал предпочтение лишь четырём: силикату натрия (или так называемому растворимому стеклу), крахмалу, агар-агару (пищевому желатину из морских водорослей) и вишнёвому клею, собираемому из коры вишневых деревьев. Данные клеи считались более удобными в работе не благодаря даже своим клеящим качествам, а в виду прозрачности, которая позволяла не загрязнять белой или цветной поверхности ватного изделия и не нарушал природного вида ваты.

Лепка ваты заключается в наращивании одного за другим слоев ваты. Скрученная и склеенная вата приобретает прочность и хорошо сохраняет приданную ей форму. Слепленное цветное украшение может иметь дополнительную окраску минеральными красителями – чаще всего это мелкие уточняющие детали и лицо у фигурок.

Когда изделие было полностью го­тово, его посыпали так называемыми отделочными материалами – стеклянной пудрой или посыпками в виде готовых блестящих порошков. Ручной способ изготовления ёлочных ватных украшений остаётся неизменным вот уже почти сто лет.

На сегодняшний день, на основе выявленных документов, мы можем выделить условно четыре основных этапа в производстве ватных ёлочных украшений в России.

  • Ватное украшение. Слон Гер­ма­ния, конец XIX – начало XX века Вата, металл, текстиль, прово­лока. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватная подставочная фигура. Слон. РСФСР. Загорск – ВНЭИИ, 1940. Автор Степанкина Вата, краска, снег-стекло. Из кол­лек­ции Музея игрушки им. Н.Д. Бартрама (ВШНИ/Академия)

Первый этап. 1936-1941 — «Начальный»

  • Ватное ёлочное украшение. Пара­шютистка. СССР, Москва, 1939–1941. Артель «Елочная игрушка». Художник Сапожникова Вата, картон, бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное ёлочное украшение. Часовой. СССР, Ленинград, 1938–1941. Артель «Изокульт». Вата, картон, бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой

Период характеризуется становле­нием про­мышленного производства ёлочных украшений в стране. Один из сложных этапов, так как речь идёт  не только о ватных «игрушках», но и обо всей отрасли ёлочных укра­ше­ний, которая как таковая, за исклю­чением немногочисленных артелей и мастеров-кустарей отсутствовала в Рос­сийской империи. С момента начала празднования новогодних праздников в СССР и курса на централизацию предприятий всех отраслей экономики государству удалось достаточно быстро наладить производство. На 1938 год только в Москве и Московской области ра­бо­тало 61 предприятие, производящее ёлочные украшения. И только 12 из них  занимались ватными «игруш­ками»: фабрика Куйбышевского рай­промтреста, Загорская артель РККА, худо­же­ст­вен­но-офор­ми­тель­ские мас­терские при Крас­но-Прес­нен­ском парке культуры и отдыха, а также артели «Всё для ребёнка», им. Шау­мяна, «Ёлочная игрушка», «Апре­левский токарь», «Сатурн», «Детская игрушка», «Коммуна», «Игрушка», «Мытищинский райторгин». Ассор­тимент, по сравнению с теми же стеклянными, картонажными укра­шениями или предметами из папье-маше не такой уж и большой. Номенклатура изделий состояла всего из четырёх основных видов: овощи-фрукты, фигурные изделия, деды Морозы и прочие подставочные фигуры, а также декоративная вата для украшения веток и подставок. Часть «игрушек» повторяла доре­во­лю­­цион­ные формы, сюжеты, росписи. Но были и свои удивительные на­ходки – авторские образцы, создан­ные сотрудниками Загорского научно-исследовательского института игрушки.

  • Ватное ёлочное украшение. Дрей­фующая станция «Северный по­люс». Художник Л.В. Старовойт. СССР, Москва, 1938–1941. Артель «Елочная игрушка». Вата, про­во­лока, хлопчатобу­мажная нить, ткань. Из кол­лекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное ёлочное украшение. Барабанщик. СССР, Ленинград, 1938–1941. Артель «Изокульт» Вата, картон, бумага. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватное ёлочное украшение. Сестра милосердия. РСФСР. Воронеж, 1936–1937гг. Артель «Культпром». Вата, мастика. Из коллекции Музея игрушки им. Н.Д. Бартрама (ВШНИ/Академия)
  • Ватная подставочная фигура. Негр-конькобежец. РСФСР. Загорск – ВНЭИИ, 1940. Автор О.Д. Тихонова Вата, мастика, бумага, фанера. Из коллекции Музея игрушки им. Н.Д. Бартрама (ВШНИ/Академия)
  • Ватная подставочная фигура. Девочка с серебряным шариком. РСФСР. Свердловск,1936-1937. Артель «Кульпром». Вата, мастика, бумага, фанера. Из коллекции Музея игрушки им. Н.Д. Бартрама (ВШНИ/Академия)
  • Ватные ёлочные украшения. СССР. Предприятия г. Москвы, 1937-1941. Вата, проволочный каркас, раскраска. Из коллекции Л.В. Петриковой
  • Ватная подставочная фигура. Волк. РСФСР. Загорск – ВНЭИИ, 1940. Автор Крижицкая. Вата, краска
  • Формованная ватная игрушка «собака-санитар». СССР, не ранее 1939. Автор А.А. Русаков. Вата, опилки, проволока, окраска, снег-стекло. Из коллекции Л.В. Петриковой

Второй этап. 1940-е-1950-е — «Расцвет»

  • Ватная подставочная фигура. Девочка. Ленинград, 1950-е. Вата, дерево, проволока, бумага, роспись. Из коллекции Т.А. Бочаровой
  • Ватная подставочная фигура. Дед Мороз. Москва, 1950-е. Вата, дерево, проволока, бумага, роспись. Из коллекции Л.В. Петриковой. Высота 70 см
Московско-Щербаковский универмаг в дни новогодней торговли
Московско-Щербаковский универмаг в дни новогодней торговли

Производство игрушечной отрасли, в том числе ватной было прервано Великой Отечественной войной. Страна ежегодно несмотря ни на что продолжала отмечать Новый год на передовой, в госпиталях, в бомбо­убежищах и в тылу, но вот произ­водство ёлочных украшений зарабо­тало в полную силу не сразу, а только  к 1944 году. Послевоенные годы характеризуется небывалым подъё­мом практически во всех отраслях экономики, который проходил в тя­жёлых условиях послевоенной разрухи, нехватки продовольствия и сырья. Появляются новые методы работы с ватой, а также новые темы. Если первый момент был сделан, в том числе с целью удешевления стоимости ватного товара. То второе было обусловлено тем, что контро­лирующие органы в виде научно-иссле­дова­тельского института игруш­ки, науч­но-ис­сле­до­ватель­ского ин­сти­тута ху­до­же­ст­­вен­ной промыш­лен­ности, а также министерства местной промыш­ленности были недовольны каче­ством изделий из ваты и однотипным ассортиментом. Гово­ри­лось о том, что сказочная тема – это прекрасно, но «необходимо, чтобы ёлочные сюжеты отражали и действительность наших дней»[17]. Данный период можно считать наивысшей степенью развития с точки зрения массовости ватных изделий по сравнению с предыдущим и последующими периодами, а также количеством экспериментов по обработке ваты.

Ватные подставочные фигуры. Дед Мороз и Снегурочка РСФСР. Москва, 1950-е Артель «Детская игрушка» Вата, дерево, проволока, бумага, роспись Из коллекции Л.В. Петриковой
Ватные подставочные фигуры. Дед Мороз и Снегурочка. РСФСР. Москва, 1950-е. Артель «Детская игрушка». Вата, дерево, проволока, бумага, роспись. Из коллекции Л.В. Петриковой

1960-е. «Закат»

  • Ватная подставочная фигура. Дед Мороз. РСФСР. Московская область — п. Клязьма, 1960-е. Пушкинская артель елочных украшений. Вата, дерево, проволока, бумага, роспись. Из коллекции Л.В. Петриковой

Ещё в конце 1930-х годов остро вставал вопрос об ускорении производства и увеличении потока выпускаемых ватных ёлочных украшений, так как за рабочий день 1 мастер в среднем мог сделать только 7 штук дедов Морозов или 60 штук плодов из ваты. Массовое произ­водство 1950-х, существенно сказа­лось на художественном качестве изделий, особенно тех, что выпол­нялись с помощью машин (прессовка, формовка, намотка) и частичной орнаментацией или фрагментарной росписью. В прейскурантах 1960-х годов из ватных ёлочных украшений по-большей части оставались подста­вочные фигуры[18].

  • Приглашение на выставку «Дед Мороз и К». МГОМЗ (Коломен­ское) Москва, 2016. На заставке ватные подставочные фигуры. Из коллекции Л.В. Петриковой
Приглашение на выставку «Дед Мороз и К» МГОМЗ (Коломенское) Москва, 2016 На заставке ватные подставочные фигуры Из коллекции Л.В. Петриковой
Деды Морозы. СССР. 1950-е–1960-е. Из коллекции Л.В. Петриковой

Отказ от производства ватных ёлоч­ных украшений был связан в первую очередь с экономической нецеле­сообразностью. Внедренные в конце 1940-начале 1950-х годов методы оказывались убыточными. Например, прессование из-за большого расхода электроэнергии, остальные игрушки из-за большого обилия ручного труда. Даже веретенные украшения при­ходилось доводить вручную. Прин­цип работы на станке-веретене за­ключался в намотке ваты на вра­щающееся веретено с исполь­зованием шаблонов. Требовалось заложить шаблон в станок, смазать веретено клеем, смазывался клеем и каждый следующий наматываемый слой ваты. После намотки всё изделие целиком покрывалось клеем, а оставшееся от станка сквозное отверстие заделывалось ватой отдельно. Этим занимался отдельный специалист. Чтобы усовершен­ство­вать и ускорить производство делали шаблоны для намотки сразу не­скольких изделий, иногда исполь­зо­вали удлинённое веретено. Но произ­водительность всё равно оставалась низкая. В этом отношении стеклу повезло куда больше, так как в данный период процесс серебрения был заменён на аллюминизацию, что существенно повлияло на снижение затрат по себестоимости и времени изготовления. Кроме того, надви­га­лась новая мода на искусственные материалы.

2000-е – по настоящее время — «Возрождение»

Конец 1990-х – начало 2000-х годов это расцвет авторской игрушки, в том числе и новогодней. Бум и моду на новогодние выставки открыл Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской в 2002 году[19]. Всем хотелось необычных подарков, которые передавали бы тепло мастера, были индивидуальными, интересными и могли бы удивить.

А, как известно: все новое – это хорошо забытое старое. Так и появились ватные «новые-старые» ёлочные украшения.

  • Ватные украшения. ООО «Душистыя радости», 2018. Выставка «Ёлка сто лет назад». Фрагмент экспозиции. МГОМЗ (Коломенское) Москва, 2019
Выставка «Елка сто лет назад». Фрагмент экспозиции МГОМЗ (Коломенское) Москва, 2019
Выставка «Елка сто лет назад». Фрагмент экспозиции. МГОМЗ (Коломенское). Москва, 2019

В 2008 году на выставке «Ёлка от кутюр»[20] в Фонде народных худо­жественных промыслов РФ ватные украшения под названием «реп­ликанты» были представлены Лю­бовью Булавко. Это были авторские копии с вариациями на тему советских ёлочных украшений 1930-х годов – фигурки детей на санках, с лыжами, мороженым и прочими атрибутами. Несмотря на отсутствие массового производства, технология изготовления жила в домах творчества и любителей мастерить своими руками. К 2016 году «ватное движение» стало весьма активным и популярным. Так, например, студен­ты ВШНИ (Академия) в Сергиевом Посаде начинают в это время программу по реновации ватных ёлочных украшений. Появляется ряд художников со своим стилем и свои­ми методами работы в разных го­родах России. И что главное, появ­ляются мастерские по производству ватных ёлочных украшений.

Очень душевные ватные ёлочные украшения выпускает мануфактура «Душистыя радости» в г. Коломне (открылась 3 сентября 2016 года). Как говорят в самой мастерской – все их изделия выполнены с заботой о со­хра­нении и воссоздании исторического и культурного наследия. В качестве ватных изделий выпускаются как отдельные фигурки, так и наборы, часто музыкальные, дополненные другими аксессуарами и подарками, а иногда с необычной историей. Например, ватные игрушки на основе реальных событий, происходивших в Москве в начале ХХ века, взятые из газет, объявлений и старинных прейскурантов.

  • Лимитированная коллекция иг­рушек из ваты. Россия, 2024. Ма­нуфактура «Московская игрушка»
Лимитированная коллекция игрушек из ваты. Россия, 2024. Мануфактура «Московская игрушка»
Лимитированная коллекция игрушек из ваты. Россия, 2024. Мануфактура «Московская игрушка»
  • Ватное украшение. Мальчик с хворостом. Россия, 2018. Вата, про­волока, нитки, бумага, крас­ка. ООО «Душистыя радости»
  • Ватное украшение. Девочка с флажками. Россия, 2018. Вата, проволока, нитки, бумага, крас­ка. ООО «Душистыя радости»
  • Ватное украшение. Мальчик с ло­шадкой. Россия, 2018. Вата, про­волока, нитки, бумага, краска. ООО «Душистыя радости»
Лимитированная коллекция игрушек из ваты. Россия, 2024. Мануфактура «Московская игрушка»
Лимитированная коллекция игрушек из ваты. Россия, 2024. Мануфактура «Московская игрушка»

Самой крупной мастерской по произ­водству ватных ёлочных украшений в России на сегодняшний день является мануфактура «Московская игрушка», которая начала свою работу в 2019 году. Главное для данного произ­водства – это качество изделий. Пред­приятие производит около 20000 игрушек в год, имеет более десяти коллекций на различные темы. Игрушки выпускаются как в еди­ничных экземплярах, так и наборами. Мануфактура организует и участвует в социальных проектах. Один из значимых прошел в 2023 году – «Ёлки Великой победы». Ватные украшения были выполнены детьми из разных уголков страны. Вдохновение и основные сюжеты были разработаны на основе ватных украшений середины ХХ века. Сотрудники мануфактуры проводят обучение для желающих, а также экскурсии по предприятию. Кроме производства имеется музей с выставочным залом, зона для проведения праздников, зона для мастер-классов и суве­нир­ный магазин. Настоящий рай для лю­бителей ватных ёлочных украшений.

Все мы знаем о цикличности моды, когда определённые стили и тен­денции, бывшие популярные в прош­лом возвращаются после некоторого времени и становятся вновь актуальными. Именно это случилось с ватными ёлочными украшениями в России. Сейчас, когда даже ёлка в Совете Федерации наряжена ватными «игрушками»[21] мы с уверенностью можем говорить, что это один из ве­дущих трендов в ёлочной индустрии сегодня.

Тема истории ватных ёлочных укра­шений в России, безусловно, требует доработки, подборки дополнитель­ных материалов по отдельным периодам. Особое внимание к концу XIX-начала ХХ века, возможное выявление мастерских по произ­водству ватных ёлочных украшений в России. Также важный этап — работа научно-исследовательского инсти­ту­та игрушки, о котором мы тоже знаем мало из-за утраты их основного архива.

Будем надеяться, что подлинная история ватных «игрушек» все же когда-то будет написана, ведь не зря они оказались снова на ёлке.

Наталья Полонникова
историк, старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»
Коллекционеры Т.А. Бочарова, Л.В. Петрикова. Регистрация участников круглого стола, проведённого в рамках выставки «Хрупкое чудо на новогодней Ёлке». МГОМЗ (Коломенское) Москва, 20.01.2018
Коллекционеры Т.А. Бочарова, Л.В. Петрикова. Регистрация участников круглого стола, проведённого в рамках выставки «Хрупкое чудо на новогодней Ёлке». МГОМЗ (Коломенское) Москва, 20.01.2018

Список использованных источников и литературы:

  • Вайнштейн Г.А., Бравый З.Г. Справочник по ватному производству М., 1958.
  • Ёлка победы М., 2021.
  • Игрушки //Сборник розничных цен на игрушки, утвержденный Ярославским облисполкомом. М.-Ярославль, 1961. С.14-16.
  • Криволапов Д.В. Производство игрушек из ваты М.: КОИЗ, 1937.
  • Лапковский В.М., Данилевский В.Г., Овешкова Ф.И. Производство ёлочных украшений из ваты М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1950.
  • Озерова О.В., Семёнова А.Р. Ёлочная игрушка из ваты //Хрупкое чудо. Сборник статей М., 2018.
  • Прейскурант отпускных цен на ёлочные украшения производства предприятий всех систем, находящихся в городе Москве и Московской области М., 1938.
  • Прейскурант отпускных цен на ёлочные украшения производства предприятий всех систем, находящихся в городе Москве и Московской области М., 1941.
  • Производство гигроскопической ваты в России и значение его для нужд военного ведомства СПб., 1907.
  • Розничные цены на игрушки, ёлочные украшения и электрогирлянды // Сборник розничных цен на товары народного потребления № 4. М., 1966. С.3-6.
  • Соловьев Н.Г. Производство гигроскопической ваты М.: Гизлегпром, 1933.
  • Сорокин А. Новость! Набор для ёлки с сюрпризами М., 1913.
  • Торговый Дом Пуришев и Сыновья. Прейскурант ёлочных украшений и рождественских товаров М., 1901.
  • Торговый Дом Пуришев и Сыновья. Ёлочныя украшения оптовый прейскурант М., 1910.
  • Торговый Дом Пуришев и Сыновья. Ёлочныя украшения оптовый прейскурант М., 1911.
  • В музейных собраниях ёлочные украшения попадали от случая к случаю, редко где имеется коллекция. Кроме подставочных фигур, по большей части – это не ватные украшения.
  • Ёлочное украшение. Флажки. Гер­мания, конец XIX – начало XX ве­ка. Бумага, печать. Из коллекции Т.А. Бочаровой

Примечания:

[1]Более подробный рассказ о кол­лекционерах ёлочных украшений и их коллекциях прозвучал на кон­ференции в Кремле «Частное коллек­ционирование, как форма сохранения отечественных древностей» 25-26.04.2024 – Полонникова Н.В. Коллекции и коллекционирование ёлочных украшений в России.

[2] «Формы и образы. Стекло». Совместный проект РОСИЗО и «Парк Зарядье»; Выставка «Вкусные истории Нового года» в музее П.И. Чай­ков­ского; «Новогодний сундучок» в баш­не Москва-Сити. PANORAMA 360 и др.

[3] Выставка (куратор Полонникова Н.В.) открыла цикл Новогодних мероприятий г. Москвы в 2024 году. https://www.1tv.ru/-/jlhmku Дата обращения 17.12.2024

[4] Озерова О.В., Семёнова А.Р. Указ соч. С.66.

[5] Имеется в виду не танец как таковой, а игра в фанты, которая в итоге заключалась в выборе партнёра по танцам в конце бала.

[6] Сорокин А. Указ соч. Сс.10-11.

[7] Хотим заметить, что это не со­вре­менные изобретения, а реальные воз­можности ватной промышленности ещё в начале ХХ столетия.

[8] Согласно археологическому словарю, культурные сорта хлопка происходят от африканских диких видов. Самые ранние сведения о хлопке относятся завиксированные наукой к 3000-2500 гг. до н.э. – это территории современного Перу и Центральной Мексики.

[9] Э. Гаскел Север и Юг. 1855. Т.1. Гл.5. ( «Но эти фабричные люди… ради чего кто-то будет носить хлопок, если может позволить себе лен?»)

[10] Корпия — нащипанные из старой полотняной ткани нитки, употреб­лявшиеся в качестве перевязочного материала, вместо ваты.

[11] Производство гигроскопической ваты в России и значение его для нужд военного ведомства СПб., 1907.С.3.

[12] Данные по Криволапову Д.В. https://www.ria1914.info/index.php/  // Дата обращения 15.12.2024.

[13] Криволапов Д.В. Лепные работы в производстве игрушек. М-Л., 1934; Криволапов Д.В. Что должен знать лепщик М., 1930.

[14] Соловьева Н. Ватные ёлочные игрушки М., 2023.;  Лысенко М.А. Куклы и игрушки из ваты М., 2016.; Зайцева А. Дед мороз и Снегурочка из ваты М., 2016 и др.

[15] Каталог современных ватных ёлочных игрушек М., 2018.

[16] Криволапов Д.В. Указ. соч. С.7.

[17] Лапковский В.М., Данилевский В.Г., Овешкова Ф.И. Указ. соч. С.4.

[18] См. указанные сборники розничных цен за 1961 – С.3, 1966 – с.13-16.

[19]  Выставка «История в ёлочном шарике» Москва, ВМДПНИ. 2002.

[20] Выставка «Ёлка от кутюр». Куратор Полонникова Н.В.  Фонд НХП РФ. 2008. https://www.­msk­.kp­.ru­­­/daily­­/24209.3­­/412423/  Дата об­ра­щения. 17.12.2024

[21] Ёлка желаний // http://coun­cil­­.gov­.ru­­/events­­­/multi­me­dia­­­/pho­to­­­­/328408/ Дата обра­щения 17.12.2024.

Новый год коллекционеру

__________________

Обсуждение в Телеграмм >>>