Мир коллекционеров замкнут и овеян легендами, потому и притягивает кинематографистов. О киновоплощениях одной из самых сильных человеческих страстей — желания обладать прекрасным — рассказала журналист, кинокритик, член ФИПРЕССИ и Экспертного совета Министерства культуры РФ, главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортёр» Мария Лемешева.
С Марией Лемешевой беседует Виктория Пешкова.
Кино часто использует противостояние коллекционеров разной природы — подвижника и авантюриста.
Мария Лемешева
В.П.: Коллизии вокруг судеб древних кладов, сокровищ или ценных экспонатов из музейных и частных собраний часто ложатся в основу киносюжета. Как Вы думаете, так ли неистощима эта тема для кинематографа?
М.Л.: Она вечна для мирового кино, поскольку полна интригующего материала из разных стран и разных эпох. К тому же музеи и частные коллекционеры неохотно пускают посторонних в святая святых. Экспонирование шедевров — парадная сторона, а внутренняя жизнь собрания скрыта от посторонних глаз по вполне понятным причинам, в первую очередь по соображениям безопасности. За семью печатями хранится масса драматичных, даже трагедийных сюжетов, которые интересно реализовать в приключенческом или детективном жанре. Замечательные экранизации романа Стивенсона «Остров сокровищ» (их у нас целых четыре, включая мультфильм) или весьма популярная до сих пор советская лента «Золотая мина» с созвездием прекрасных актеров, среди которых Олег Даль, Любовь Полищук, Лариса Удовиченко, Михаил Глузский, Евгений Киндинов. Это про жажду обогащения, утоляемую криминальным путём, а не про страсть к обладанию прекрасным.
В.П.: Отличить одно от другого бывает непросто…
М.Л.: …Но давать какие-то ориентиры зрителю, на мой взгляд, все-таки стоит. Особенно если речь идет о молодой аудитории. Вспомните, как убедительно, и не в ущерб увлекательности, это сделано в том же «Кортике» или в «Каникулах Кроша». Оба фильма, кстати, сняты по повестям прекрасного писателя Анатолия Рыбакова, который сам выступил в качестве сценариста. Герои «Кортика», подростки-семиклассники, разгадывают тайну старинного оружия, стремясь опередить бандита, полагающего, что в кортике — ключ к кладу. А на самом деле речь идёт о коллекции старинных карт. Крошу тоже приходится столкнуться с человеком, для которого коллекционирование — это дорога, вымощенная обманом и преступлениями. На сей раз речь о нэцке, миниатюрной японской скульптуре. Ребёнок взрослеет по мере того, как учится отличать добро от зла.
В.П.: Что не мешает взрослому человеку балансировать на грани между тем и другим, не находите?
М.Л.: Для кинематографа такие неоднозначные персонажи — сущий клад. И в нашей теме за примерами далеко ходить не надо — возьмите «Аферу Томаса Крауна» Джона Мактирнана. Преуспевающему финансисту наскучило сколачивать миллионы, и он, чтобы развеяться, виртуозно исполняет похищение картины Клода Моне «Сан-Джорджо-Маджоре в сумерках» из музея Метрополитен. Пирс Броснан очень точно продемонстрировал двойствен»shy;ность главного персонажа. Кто-то из кинокритиков охарактеризовал его сущность как «мерцающую положительность». Это свойство делает образ Крауна глубоким и многозначным. Но сыграть такое, тем более довести до логичного конца линию персонажа в сюжете, под силу далеко не каждому актеру и режиссеру. К примеру, в сериале «Проклятие спящих» Ильи Куликова и Никиты Грамматикова Юрию Чурсину, актеру очень талантливому, сделать это, на мой взгляд, так и не удалось.
В.П.: Мистера Крауна коллекционером в чистом виде всё-таки не назовёшь. Такого рода характеры и в жизни оставляют вопрос. Кто они — влюбленные в искусство интеллектуалы или авантюристы от искусства?
М.Л.: Давайте разграничим кино и жизнь. Имена Третьяковых, Румянцева, Мамонтова, Бахрушина известны каждому. Сегодня тоже немало коллекционеров, открывающих частные музеи, дарящих государству свои собрания или отдельные особо ценные предметы. Кино же часто использует противостояние коллекционеров разной природы — подвижника и авантюриста. В «Ларце Марии Медичи» режиссёра Рудольфа Фрунтова хранитель сокровищ тамплиеров, граф Монсегюр, ценой своей жизни пытается защитить их от кровожадного Савиньи, блистательно сыгранного Эммануилом Виторганом. В фильм «Опасное хобби» из сериала «Марш Турецкого» Михаил Туманишвили пригласил на роли соперников-коллекционеров двух выдающихся актеров — Бориса Романова и Николая Чиндяйкина. Герой Романова намерен передать значительную часть своей коллекции государству, а его «коллега» готов на убийство, чтобы завладеть полотнами. И когда цель достигнута, он откровенно признаётся: «Коллекционирование мировых шедевров — жестокая и опасная страсть. Она иссушает душу. Это как последняя любовь — и надежда, и погибель».
В.П.: Кто из режиссёров и актеров, с Вашей точки зрения, смог выразить подобное противостояние страстей наиболее точно?
М.Л.: Начну, пожалуй, с Уильяма Уайлера. «Как украсть миллион» с потрясающим трио — Одри Хепбёрн, Питер О’Тул и Хью Гриффит — это бесспорная классика жанра. Гриффит представил своего персонажа как гремучую смесь альтруизма с авантюризмом. Для папаши Бонне и его коллекция, и подделки, которые он пишет с непритворным вдохновением, не столько способ обогащения, сколько возможность почувствовать себя демиургом — создателем собственной вселенной, живущей по законам, которые он сам для нее придумал. Свой мир создает вокруг себя и Вёрджил Олдман в «Лучшем предложении» Джузеппе Торнаторе. Циничный мошенник под маской владельца солидного аукционного дома, он всю жизнь собирает женские портреты, созданные великими мастерами. Его мир сужен до размеров потайной комнаты, до потолка увешанной шедеврами. И бесподобный Джеффри Раш демонстрирует нам, что может произойти с человеком, на склоне лет полюбившим впервые в жизни.
В.П.: А в отечественном кино?
М.Л.: Здесь, наверное, пальма первенства принадлежит Алексею Петренко, изумительно харизматичному и глубокому актеру, сыгравшему коллекционера в одноимённом фильме Юрия Грымова. Его персонаж — истинный философ, видящий любого насквозь: «Каждый из нас — экземпляр чьей-то коллекции. Можно быть в нескольких коллекциях сразу. Можно быть любимым экспонатом и стоять на видном месте, а можно пылиться в запаснике». А если обратится к советскому кино, то нельзя не упомянуть Бориса Тенина, сыгравшего в «Подпаске с огурцом», одном из лучших фильмов знаменитой телесаги «Следствие ведут ЗнаТоКи», настоящего монстра — «профессора» Боборыкина, во время блокады грабившего обессилевших от голода ленинградцев.
В.П.: Довольно часто «главными героями» становятся сами артефакты, произведения искусства мирового класса. Насколько трудно совместить реальные факты с вымыслом, без которого нет игрового кино?
М.Л.: Тут, на мой взгляд, все зависит от того, какую задачу ставит перед собой режиссёр. В «Возвращении “Святого Луки”» Анатолий Бобровский интерпретировал реальное дело о похищении картины великого голландца Франса Хальса с выставки в ГМИИ имени Пушкина в 1965 году. Алоиз Бренч с помощью фильма «Ралли» хотел помочь Рижскому художественному музею обнаружить следы украденного немцами во время Второй мировой войны полотна Жана Доминика Энгра «Рафаэль и Форнарина», судьба которого, кстати, до сих пор остается неизвестной. Как и судьба украшения из фильма «Колье Шарлотты»; правда, подлинное колье выглядело не так, как в фильме Евгения Татарского. Оно было подарено Петром I своей невестке принцессе Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской по случаю свадьбы. Долгое время хранилось в сокровищнице Оружейной палаты Кремля. Известно, что в 1916 году оно еще было там, а вот во время инвентаризации 1940 года его не обнаружили. Вероятно, и этот фильм имел вторую цель, помимо чисто художественной — всколыхнуть мир коллекционеров, вдруг кто-то что-то смог бы сообщить.
В.П.: В лентах о поисках реально существовавших шедевров собственно авантюрная линия зачастую туго переплетена с исторической. Всегда ли это идёт на пользу фильму?
М.Л.: Если создатели фильма ориентируются в истории, знают контекст и атмосферу эпохи или, по крайней мере, не слишком грешат против них. Но сегодня ради занимательности и головоломности исторической достоверностью легко пренебрегают, как это произошло с сериалом «Янтарный барон» Сергея Басина. В основе сюжета — поиски легендарной Янтарной комнаты, которая считается утерянной безвозвратно. Но сам артефакт служит лишь фоном для довольно схематично сконструированных интриг — любовной, криминальной и псевдоисторической. Между тем подлинная история поисков Янтарной комнаты (а этим занимались такие феноменальные личности, как барон Эдуард фон Фальц-Фейн и писатель Юлиан Семёнов) могла бы послужить основой для куда более интересного фильма. Так что куда надёжнее выбирать придуманные артефакты, которые не предъявляют к режиссёрам и сценаристам особых требований. Например, так поступили создатели довольно удачных экранизаций детективов Анны Малышевой — «Алмазы Цирцеи», «Алтарь Тристана», «Сфинксы северных ворот» и т. д.
Хотя, мне кажется, что говорить в кино об истинных исторических шедеврах искусства важно именно с просветительской точки зрения, поскольку оно собирает у экранов огромную аудиторию.
Мария Лемешева
Мария Лемешева, редакционный директор и главный редактор журнала «КиноРепортёр», журналист, кинокритик, член ФИПРЕССИ и Экспертного совета Министерства культуры Российской Федерации.
Ежегодно журнал «КиноРепортёр» организовывает и вручает значимые для всего творческого сообщества страны премии «Аванс» и «Событие года» лучшим представителям разных поколений российского кинематографа. При этом журнал не ограничивает себя условными стандартами, навеянными мимолётными трендами, а отмечает истинные, заслужившие всенародную любовь таланты и зажигает новые многообещающие звёзды.
_________________