Об одном уникальном частном собрании: коллекция лиможских эмалей Н.Н. Карпович

Лиможские эмали Натальи Карпович

in Искусство/О коллекционировании 1002 views

Искусство эмали Лиможа имеет древнее про­ис­хож­де­ние и богатое наследие, оставаясь одним из наиболее ценимых искусствоведами и кол­лекционе­ра­ми ре­мёсел по сей день, уникальных своим не­повтори­мым сти­лем и техникой работы, самобытными изысканными произ­ведениями искусства, которые це­нятся как кол­лекцион­ные эк­зем­пля­ры, ди­ковин­ными экспо­натами, предназначенными для пополнения музейных собраний. Изучение частных коллекций ли­мож­ских эмалей поз­во­ляет рас­ши­рить знание по истории и развитию данного искусства, что в свою очередь обеспечит как коллекционеров, так и исследователей чрезвычайно важными знаниями и опытом.

Вид Стамбула с Босфора. По картине «Каяк султанши на Босфоре». Феликс Франсуа Жорж Филибера Зима (фр. Félix-Francois Georges Philibert Ziem, 1821–1911) – французского живописца архитектурных и морских видов в стиле «барбизонской школы». Внизу справа подпись: J. Sarlandie. Limoges. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: (овал) 158х243 мм

  • Вид Стамбула с Босфора. По картине «Каяк султанши на Босфоре». Феликс Франсуа Жорж Филибера Зима (фр. Félix-Francois Georges Philibert Ziem, 1821–1911) – французского живописца архитектурных и морских видов в стиле «барбизонской школы». Внизу справа подпись: J. Sarlandie. Limoges. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: (овал) 158х243 мм
Прекрасно то, что всем нравится, не зависимо от смысла
Иммануил Кант

Об одном уникальном частном собрании: коллекция лиможских эмалей Н.Н. Карпович

Одна из главных сложностей, с ко­торыми стал­киваются оте­че­ст­венные кол­лекционеры, музейные и другие спе­циа­листы, об­ра­щающиеся к истории, технологии и другим аспектам искусства лиможской эмали, – это недостаток исследований на русском языке и ограниченный доступ к зарубежной литературе.

Необходимо отметить, что изучение лиможского эмальерного искусства в оте­чествен­ном ис­кус­ствознании оп­ре­деляется уже из­вестными кол­лекциями оте­чественных му­зейных фон­дов и не от­ражает вклад кол­лекционеров на со­временном этапе.

Значительные собрания лиможских эмалей находятся в европейских и американских музейных и частных собраниях: Лувре и Национальном музее Средних веков: Термы и Отель Клюни, в Музее Пти-Пале, Музее епархии Лиможа, Национальном музее Ренессанса в замке Экуан, в Музее изобразительных искусств Лиона и в других городах Франции, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Распятие. Б/подписи. Неизвестный мастер XIII века. Медный сплав, выемчатая эмаль. Размер: 236х155 мм

  • Распятие. Б/подписи. Неизвестный мастер XIII века. Медный сплав, выемчатая эмаль. Размер: 236х155 мм

Еще одна, когда-то значительная частная коллекция лиможских эмалей, принадлежала американскому промышленнику Генри Клэю Фрику (1849—1919). Часть коллекции Фрика по-прежнему хранится в его бывшей резиденции «Клейтон» в Питтсбурге и является частью Исторического центра искусств имени Фрика. Другая же часть находится в кампусе Питтсбургского университета.

Особое место среди собраний лиможских эмалей занимает музейный фонд Государственного Эрмитажа, сформированный на основе частных коллекций А.П. Базилевского, собрания из Музея Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, из национализированных коллекций графов Шуваловых, Строгановых и других. Она насчитывает чуть более 300 предметов лиможских эмальеров, и только небольшая часть предметов экспонируется в выставочных залах.

Ларец–реликварий, декорированный костью и эмалевыми пластинами. Задняя сторона: два ангела и символы евангелистов: орел и ангел, фасадная сторона – изображения ангелов, тельца и льва. XIII век. Неизвестный мастер XII века. Дерево, слоновая кость, медные пластины, эмаль. Размеры эмалей: тыльная сторона нижняя слева 72х108 мм, нижняя справа 78х107 мм, верхняя справа 78х79 мм, верхняя слева 79х80 мм, боковая левая верх (треугольник) 76х57 мм, низ 116х120 мм, фасад справа 77х103 мм, фасад слева 78х106 мм, боковая справа (треугольник) 76х58 мм, низ 122х106 мм

  • Ларец–реликварий, декорированный костью и эмалевыми пластинами. Задняя сторона: два ангела и символы евангелистов: орел и ангел, фасадная сторона – изображения ангелов, тельца и льва. XIII век. Неизвестный мастер XII века. Дерево, слоновая кость, медные пластины, эмаль. Размеры эмалей: тыльная сторона нижняя слева 72х108 мм, нижняя справа 78х107 мм, верхняя справа 78х79 мм, верхняя слева 79х80 мм, боковая левая верх (треугольник) 76х57 мм, низ 116х120 мм, фасад справа 77х103 мм, фасад слева 78х106 мм, боковая справа (треугольник) 76х58 мм, низ 122х106 мм

На сегодняшний день ни в одном музее России нет постоянной экспозиции, которая знакомила бы зрителя с искусством лиможской эмали. Часть отечественных музеев может похвастаться буквально несколькими произведениями искусства лиможских эмальеров. Но ни Новгородский объединенный музей-заповедник, обладающий несколькими уникумами раннего периода эмальерного искусства Лиможа, ни Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, имеющий в своем собрании всего несколько предметов, ни Государственный исторический музей, получивший лиможские эмали еще в составе коллекции графа Уварова, не могут представить французское эмальерное искусство в полном объёме.

Огромный научно-исследовательский потенциал современных нам уникальных частных коллекций лиможских эмалей не изучен. В то время, как обращение к эмальерном искусству, с высоким качеством исполнения, привлекает внимание собирателей-коллекционеров и сегодня, причем, их действиями руководит не только желание обладать исключительно ценными и высокохудожественными предметами искусства, а жажда раскрыть широкой публике «огненную живопись».

Триптих со сценой поклонения Младенцу Христу и сценой Благовещения на боковых створках Неизвестный мастер XVI в. Медная пластина, живописная эмаль, золото. Размер эмалей: центральная 112х158 мм, боковые 54х147 мм и 53х147 мм

  • Триптих со сценой поклонения Младенцу Христу и сценой Благовещения на боковых створках Неизвестный мастер XVI в. Медная пластина, живописная эмаль, золото. Размер эмалей: центральная 112х158 мм, боковые 54х147 мм и 53х147 мм

Коллекция лиможских эмалей Натальи Николаевны Карпович насчитывает более 1300 экспонатов и даёт возможность рассмотреть и, возможно, восполнить пробелы в истории развития этого вида декоративно-прикладного искусства, выявить возможности его экспонирования в современных музейных пространствах. Наталью в сборе своей коллекции отличает глубокий профессиональный подход и стремление расширить информационно-репрезентативное поле уникального многовекового искусства. Такое отношение к коллекционированию и коллекции ставит ее в один ряд с известными коллекционерами прошлого А.П. Базилевским, Шуваловыми и др.

Ваза декоративная сферической формы с крышкой, украшенная живописной эмалью с портретами кавалера и дамы и орнаментами. XVI-XVII вв. Медный сплав, живописная эмаль, золото, фольга. Размер: 110х105х62 мм

  • Ваза декоративная сферической формы с крышкой, украшенная живописной эмалью с портретами кавалера и дамы и орнаментами. XVI-XVII вв. Медный сплав, живописная эмаль, золото, фольга. Размер: 110х105х62 мм

Коллекция Н.Н. Карпович собиралась не одно десятилетие. В основе своей – это французские эмали, созданные в течение длительного периода, начиная с XII века до первой половины XX столетия. Началом коллекции стало приобретенное однажды во время путешествия панно, которое при серьëзном искусствоведческом рассмотрении не имеет статуса уникума или раритета, но чем-то «задело» сердце коллекционера. В дальнейшем собрание пополнялось и расширялось. Следует отметить, что по роду своей деятельности, Наталья не была связана с миром искусства[1], но это не помешало ей заниматься изучением всего того, что связано с историей этого вида художественного творчества и развитием лиможских эмалей в частности. Итогом данного изучения стали несколько выставок, подготовленных коллекционером[2] и защита магистерской диссертации по истории искусства[3].

  • Часть складня. Портрет донатора. Предположительно короля Франции Карла VIII. Б/ подписи. XVI век. Медная пластина, живописная эмаль, золото, фольга. Размер: 158х116 мм
  • Часть складня. Портрет заказчицы. Предположительно королевы Франции Анны Бретонской. Б/подписи. XVI век. Медная пластина, живописная эмаль, золото, фольга. Размер: 158х116 мм

Немногие школы эмальерного искусства сохранили свои традиции до сегодняшнего дня и продолжают развиваться в рамках декоративно-прикладного искусства, демонстрируя высокую привлекательность для широкого круга потребителей как на мировом, так и на региональном уровне. Пожалуй, самые известные на сегодняшний момент – это ростовская финифть и лиможская эмаль. Причем эмаль из Лиможа можно назвать наиболее уникальной. Так как мастера лиможской школы работали практически во всех исторически сложившихся техниках[4], стали новаторами в разработке новых видов, оказывали художественное влияние на развитие эмальерного дела в других регионах и продолжают удерживать интерес к своей продукции, опираясь на мастерство и многовековой опыт.

Кувшин для вина, декорированный эмалевой росписью с изображением путти, арабесков и маскаронов. XVI в. Медный сплав, полихромные эмали. Размер: высота 240 мм. Кувшин для вина, декорированный эмалевой росписью в виде арабесков и маскарона. XVI в. Медный сплав, полихромные эмали. Размер: высота 205 см

  • Кувшин для вина, декорированный эмалевой росписью с изображением путти, арабесков и маскаронов. XVI в. Медный сплав, полихромные эмали. Размер: высота 240 мм. Кувшин для вина, декорированный эмалевой росписью в виде арабесков и маскарона. XVI в. Медный сплав, полихромные эмали. Размер: высота 205 см

Весь естественный ход историко-художественного процесса развития эмальерного дела от первоначальных декоративно-ювелирных техник, к развитию живописных, расписных эмалей отразился в истории Лиможских эмалей. Исследователи считают, что зарождение эмалевого дела в Лиможе связано с благоприятными природными условиями, но размах производства и необычайную популярность изделий, известных во всем западнохристианском мире под названием Opus lemovicense, что означает «продукция Лиможа», объясняют и многие другие факторы: исторические, культурные и экономические.

Триптих со сценой поклонения младенцу Христу и святыми на боковых створках B.G.N. – французский мастер-эмальер XVI в., имевший собственную мастерскую. Лимож. Надпись внизу справа на левой боковой створке: B.G.N. Неизвестный мастер XVI в. Медная пластина, живописная эмаль, золото. Размеры эмалей: центральная 93х147 мм, правая 43х148 мм, левая 42х152 мм

  • Триптих со сценой поклонения младенцу Христу и святыми на боковых створках B.G.N. – французский мастер-эмальер XVI в., имевший собственную мастерскую. Лимож. Надпись внизу справа на левой боковой створке: B.G.N. Неизвестный мастер XVI в. Медная пластина, живописная эмаль, золото. Размеры эмалей: центральная 93х147 мм, правая 43х148 мм, левая 42х152 мм

Успех лиможских эмалей объясняется также, и, может быть, даже в первую очередь, высоким эстетическим качеством изделий. Действительно, мастера Лиможа создали ряд неповторимых шедевров. Широкому распространению их изделий способствовали высокая прочность, что характерно для выемчатой эмали и относительно невысокая стоимость, по сравнению с ювелирными предметами из драгоценных металлов, так как изготавливались они из обычных материалов меди и стекла. Большая часть изделий лиможских эмальеров – предметы культа. Однако предметы, украшенные эмалью, широко бытовали и в светском обиходе.

Парные вазы, декорированные живописной эмалью в виде изображений кавалера и дамы и пейзажей. На тыльной стороне подпись художника: Vallet. Вторая половина XIX в. Медный сплав, живописная эмаль, фольга. Размер: высота 140 и 137 мм, диаметр основания – 45 мм

  • Парные вазы, декорированные живописной эмалью в виде изображений кавалера и дамы и пейзажей. На тыльной стороне подпись художника: Vallet. Вторая половина XIX в. Медный сплав, живописная эмаль, фольга. Размер: высота 140 и 137 мм, диаметр основания – 45 мм

В истории лиможских расписных эмалей исследователи рассматривают чаще всего только средневековый период, в котором выделяют две школы: старую, охватывающую конец XV века и два десятилетия следующего, и новую, расцвет которой совпадает с серединой XVI века. Творчество старой школы, возникшей еще на почве средневековых традиций и пропитанной церковным мировоззрением, соединяет в себе готические реминисценции с ренессансными мотивами. Творчество новой школы, радостное и самоуверенное, является полным торжеством нового художественного мировоззрения, пришедшего на смену средневековому.

Напрестольное распятие (Табернакль) из черного дерева с бронзовыми накладками и тремя эмалевыми миниатюрами со сценами Страстей Христа. Центральная эмаль – неизвестный мастер XVI в. Вверху и внизу – полихромные эмали. Неизвестный мастер XVII в. Б/подписи. Размер: центральная – 72х96 мм, верх (овал) 34х40 мм, низ (овал) 33х40 мм

  • Напрестольное распятие (Табернакль) из чёрного дерева с бронзовыми накладками и тремя эмалевыми миниатюрами со сценами Страстей Христа. Центральная эмаль – неизвестный мастер XVI в. Вверху и внизу – полихромные эмали. Неизвестный мастер XVII в. Б/подписи. Размер: центральная – 72х96 мм, верх (овал) 34х40 мм, низ (овал) 33х40 мм

Но история лиможской эмали гораздо шире рамок Средневековья – это история постоянного развития и поисков нового. И мы попытаемся обозначить некоторые этапы в этом поступательном движении. Во главу угла периодизации истории лиможской эмали мы возьмем все-таки экономический фактор, как основополагающий, ведь эмальерное производство – это в первую очередь ремесло, промысел, с помощью которого зарабатываются денежные средства, и только во вторую очередь – искусство. Поэтому художественно-стилевые особенности будут у нас сопутствующим фактором в определении периодизации. Самые ранние лиможские эмали датируются XII столетием, самые поздние ХХI веком, что определяет нижнюю и верхнюю границу нашей периодизации.

Первый этап развития истории эмальерного дела в Лиможе можно ограничить рамками XII–XIV веков. Это вписывается и в общее развитие исторических процессов в стране, и в образ того, что во Франции называют «Возрождением XII века: постепенный переход от романского искусства к готике, открытие университетов, расцвет поэзии, народной литераторы и музыки. Что касается художественного стиля, то сравнительно небольшое количество предметов, сохранившихся в музейных и частных коллекциях, показывают нам близость к романскому стилю, двухмерность изображения, искажение пропорции тела, их деформации, отсутствия перспективы и статичности всей композиции и относительную нейтральность цветовой палитры.

Портрет Екатерины Медичи, королевы Франции в эмалевой раме. По портрету Франсуа Клуэ. Неизвестный мастер XVI в. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: 270х210 мм

  • Портрет Екатерины Медичи, королевы Франции в эмалевой раме. По портрету Франсуа Клуэ. Неизвестный мастер XVI в. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: 270х210 мм

В XIV веке Европа переживает тяжелый период начала Столетней войны, усугубленной так называемой черной смертью (чумой), поэтому наблюдается экономический спад, который был преодолен к середине XV столетия. Большая часть предметов следующего периода датируется концом XV–XVII веком. Это период правления дома Валуа, который охарактеризован с одной стороны централизацией, с другой – расширением собственных территорий, торговли и обоснования первой колонии за океаном. Возможно, именно это объясняет изменения в сюжетах, технике исполнения эмалей и цветовой гамме, в которой яркая палитра закрывает практически всю металлическую пластину. Именно к этому периоду относят появление круга мастерской Орлеанского триптиха, круга мастера алтаря Мениль-су-Жумьен и Мастерской высокого челá. Название последней отражает основные стилистические признаки, по которым объединяются эти работы: специфическое удлиненное изображение верхней части лица вместе с четко очерченным вздернутым носиком и непропорционально маленькой нижней челюстью. Еще особой чертой данной школы является интерес мастеров к мелким деталям.

XVII век – развитие стиля французский классицизм, популярность техники гризайль, тоже оказали влияние на лиможских эмальеров. Работ лиможских мастеров XVIII столетия практически нет в коллекциях, по всей вероятности, из-за серьезного спада интереса к эмальерному делу, который в этот момент времени был вытеснен росписью по фарфору.

Портрет Генриха II, короля Франции в эмалевой раме. По портрету Франсуа Клуэ. Неизвестный мастер XVI в. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: 320х210 мм

  • Портрет Генриха II, короля Франции в эмалевой раме. По портрету Франсуа Клуэ. Неизвестный мастер XVI в. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: 320х210 мм

А вот послереволюционный подъем[5] как экономический, так и технический с середины XIX века предопределил успешное развитие эмальерного дела на целое столетие вперед вплоть до середины ХХ века. Это, пожалуй, самый плодотворный период экспериментов, открытий, взаимопроникновения и взаимообогащения, оставивший огромный след в истории эмальерного дела Лиможа.

Период с середины XX – начало ХХI столетия, характеризующийся синтетическими красками и уходом от классической живописи к абстракции не является предметом широкого коллекционирования. На современном этапе лиможская эмаль находится в состоянии активного развития, в стилистике преобладает скорее авторское направление. Мастера эмальеры сегодня это и профессионалы, и любители. Кто-то работает индивидуально, кто-то объединяется в творческие группы. Они часто смешивают разные техники, ищут новое, расширяют сюжетные горизонты, но всех объединяет одно – стремление сохранить имя «Лиможские эмали» и привлечь к этому художественному направлению больше восторженных почитателей.

Декоративные кубки, украшенные выемчатой эмалью на основании из оникса. Середина – вторая половина XIX в. Латунный сплав, выемчатая эмаль, оникс. Размер: высота 183 мм, диаметр основания 71 мм

  • Декоративные кубки, украшенные выемчатой эмалью на основании из оникса. Середина – вторая половина XIX в. Латунный сплав, выемчатая эмаль, оникс. Размер: высота 183 мм, диаметр основания 71 мм

Когда я впервые смотрела коллекцию Н.Н. Карпович, мне казалось, что я путешествую по Франции одновременно в разных эпохах. Так как эмали включают практически все периоды развития лиможской эмальерной школы и отображают совершенно разные темы. Глядя на работы, очаровываешься красотами природы, вдохновляешься незатейливыми архитектурными пейзажами, прекрасными памятниками старины, старинным костюмом, традициями и многим другим. Качество лиможских эмалей таково, что панно воспринимается как картина, выполненная в технике масляной живописи. Здесь есть и почти осязаемая фактура деревьев, травы, стелящегося дыма, блеска воды. И лишь особые оттенки эмали, видимая многослойность поверхности, убеждает зрителя в том, что это не живопись на холсте.

Петушиный бой. Подпись художника внизу слева: M. Betourne. Limoges. Медная пластина, живописная эмаль, рельеф. Размер эмали: 513х260 мм

  • Петушиный бой. Подпись художника внизу слева: M. Betourne. Limoges. Медная пластина, живописная эмаль, рельеф. Размер эмали: 513х260 мм

Один из самых плодовитых, малоизученных и малоосвёщенных периодов лиможской эмали – период XIX–ХХ вв. На основе коллекции Н.Н. Карпович можно представить не просто несколько работ отдельных эмальеров, а рассказать обо всем их творчестве на протяжении нескольких десятилетий. Например, о выдающемся художнике-эмальере Камиле Форе (1874–1956). Наиболее известным своими дизайнерскими работами для компании «Limoges porcelain» в Лиможе, а также цветочными и фигуративными узорами в насыщенных глазурованных тонах, которые были его фирменным знаком. На международной выставке в Париже в 1925 году работы К. Форе произвели настоящую сенсацию: многослойные полихромные эмали на крупных и необычных формах, смелые цветовые решения и сочетания и рисунки выделили его как величайшего творческого эмалировщика в стиле ар-деко[6].

Морское сраженье Подпись художника внизу слева: L. Dadat. Limoges. Ниже неразборчивая надпись 1/8. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: 291х220 мм

  • Морское сраженье Подпись художника внизу слева: L. Dadat. Limoges. Ниже неразборчивая надпись 1/8. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: 291х220 мм

Среди других известных эмальеров Лиможа в этот период времени годы были Поль Бонно, Ренне Рестуе, Генриетта Марти, Жюль Сарланди, чьи работы на сегодняшний день большая редкость на мировых аукционах и антикварных салонах.

На рубеже веков на изобразительное искусство Франции и эмальерное в том числе, оказали влияние русское искусство, искусство японской гравюры, импрессионизм и стиль ар-нуво и другие. Поиски, которые вели художники-эмальеры этой эпохи, оказались на редкость удачными.

  • Вазы в китайском стиле, декорированные эмалью в технике клуазоне. 2 шт. Вторая половина XIX – начало ХХ в. Бронзовый сплав, литье, эмаль, перегородчатая. Размер: Высота 185 мм. Диаметр 94 мм 
  • Чашка кофейная, декорированная эмалевой росписью с изображением цветущих веток и птиц. Начало ХХ в. Серебро, эмаль, золото. Размеры: диаметр блюдца 120 мм, высота чашки 55 мм, диаметр чашки верх 61 мм

Мастера Лиможа увлекались стилизацией средневекового искусства. Здесь «жили» благородные рыцари и дамы, трубадуры, в которых проявлялась орнаментальная готическая манера письма. Немало работ было выполнено по мотивам картин голландских мастеров XVIII века. Огромное количество всевозможных портретов, анималистики, архитектуры и прочего.

Портрет девочки в берете. Подпись художника справа: L. Blanc (1887). Медная пластина, живописная эмаль, золото. Размер эмали: 127х147 мм. Blanc L. – французский художник-эмальер второй половины XIX – XX века, имевший собственную эмальерную мастерскую в Лиможе

  • Портрет девочки в берете. Подпись художника справа: L. Blanc (1887). Медная пластина, живописная эмаль, золото. Размер эмали: 127х147 мм. Blanc L. – французский художник-эмальер второй половины XIX – XX века, имевший собственную эмальерную мастерскую в Лиможе

Среди множества тем особенно популярными были пейзажные композиции, как самостоятельные, так и воспроизводящие реплики с работ выдающихся французских пейзажистов того времени, известных как барбизонская школа. Реалистичный пейзаж, где художники стремились запечатлеть состояние погоды, свет, воздух, а также добавляли в него жанровые сцены, таким образом, одухотворяя природу, чтобы запечатлеть ее лик.

Высокое эмальерное искусство, уходящее в элитарный сегмент предметов декоративно-прикладного характера. Сложные предметы, сочетающие в себе разные виды эмальерных техник от самых ранних перегородчато-выемчатых, до живописных в сочетании с драгоценными металлами и камнями. Предметы, показывающие роскошь и богатство владельца, имеющие с одной стороны утилитарный характер, с другой, являющиеся больше произведением искусства, сделанным для показа, демонстрации статуса владельца, созерцания тонкой изящной красоты.

  • Тарелка малая декоративная с изображением кавалера и дамы на лошади в центральной части и орнаментальным декором по краю. XVI–XVII в. На тыльной стороне орнаментальная композиция. Медный сплав, эмаль, золото. Размер: 217 мм

В коллекции Н.Н. Карпович тема декоративно-прикладного искусства представлена декоративными тарелками декорированными полихромной эмалью, кубками, вазами, часами и держателями для них, бонбоньерками, шкатулками, ларцами, фруктовницами, подсвечниками, чайными парами и другими предметами.

 Эмальерная живопись Средневековья в коллекции весьма своеобразна. Язык работ достаточно условен. Мастера отдавали предпочтение ярким насыщенным краскам: синей, белой, красной, с включением золота, которые наносились на поверхность при помощи тампонов. Рассматривая подобные композиции, хорошо виден тот рельеф, который образуется вследствие последовательного обжига многочисленных красочных слоев. Отдельные работы имеют по 16–18 слоев. Характер ранних работ связан стилистически с романским искусством, более поздний XVII–начало XVIII века с переходом к античным сюжетам и усложненным рельефам.

Театральный бинокль, декорированный изображениями кавалеров и дам в старинных костюмах. Вторая половина XIX в. Металл, перламутра, стекло, медный сплав, живописная эмаль, фольга. Размер: 67х107 мм, ручка 116 мм

  • Театральный бинокль, декорированный изображениями кавалеров и дам в старинных костюмах. Вторая половина XIX в. Металл, перламутра, стекло, медный сплав, живописная эмаль, фольга. Размер: 67х107 мм, ручка 116 мм

Одной из изюминок собрания можно считать работы, выполненные в технике гризайль и произведения «мастерской высокого челá». Также здесь представлены такие редкости раннего Средневековья, как ларцы, реликварии, триптихи, ложные складни, табернакли, многие из которых имеют костяные вставки или обрамлены деревом, портреты королевских особ и миниатюрные композиции, выполненные известнейшими лиможскими мастерами XVII столетия, такими как Франсуа Клуэ или мастерской семьи Клоден.

Бабочки декоративные 4 шт. Произведены в разных мастерских Лиможа: C.Faure, P. Bonnet, M.Bonhomme и Sarlandi. Начало XX в. Медный сплав, эмаль, фольга и золото, кабошоны. Размер: 165х130 мм

  • Бабочки декоративные 4 шт. Произведены в разных мастерских Лиможа: C.Faure, P. Bonnet, M.Bonhomme и Sarlandi. Начало XX в. Медный сплав, эмаль, фольга и золото, кабошоны. Размер: 165х130 мм

Лиможские мануфактуры и мастерские, работавшие в разный период времени, оставили обширное творческое наследие, часто основанное на популярном сюжете или мотиве. И данные работы остались бы тривиальными, если бы мастерство создателей, превративших их в шедевры и не любовь некоторых людей к этим шедеврам, сохранившим их для нас – коллекционеров.

Богатые художественные возможности, яркость красок, их вечная не тускнеющая свежесть, блеск, равный самоцветам, древняя история, сохранение традиций, следование модным тенденциям, стиль и высокое художественное качество такими качествами привлекает специалистов искусствоведов, коллекционеров и простых обывателей искусство художественной эмали.

Пейзаж в горах. Подпись художника внизу слева: M.Sorain. Медная пластина, живописная эмаль, золото. Размер эмали: (овал) 122х187 мм. M.Sorain – французский художник-эмальер, имевший собственную эмальерную мастерскую в XX в. Лиможе

  • Пейзаж в горах. Подпись художника внизу слева: M.Sorain. Медная пластина, живописная эмаль, золото. Размер эмали: (овал) 122х187 мм. M.Sorain – французский художник-эмальер, имевший собственную эмальерную мастерскую в XX в. Лиможе

Многовековые традиции, чуткое восприятие требований той или иной эпохи и потребителя, свой неповторимый вкус и стиль вывели лиможскую эмаль на позицию лидеров в этой отрасли не только во Франции, но и в мировом масштабе. И сегодня существуют частные коллекции, основу которых составляют уникальные образцы работ мастеров Лиможа. Частная коллекция Н.Н. Карпович наглядное тому подтверждение. Удивительные по красоте предметы могут не только радовать глаз, дарить наслаждение, но и существенно помочь с вопросами атрибуции предметов, их классификации и систематизации и интерпретации.

Парусники в бухте. Подпись художника внизу справа: P. Bonnet MF. Limogеs. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: 245х355 мм

  • Парусники в бухте. Подпись художника внизу справа: P. Bonnet MF. Limogеs. Медная пластина, живописная эмаль. Размер эмали: 245х355 мм
Наталья Полонникова
историк, старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно»

Карпович Наталья
Карпович Наталья

Карпович Наталья Николаевна

Родилась 19 сентября 1972 года в г. Ленинграде. Общественный и политический деятель, депутат Государственной думы V созыва, первый заместитель председателя Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей фракции Единая Россия (2007—2011), руководитель Региональной общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы» (с 2014 г.) и президент Благотворительного Фонда «Защита Детства» (с 2010 г.). Многодетная мама. Автор книг: «Чернобыль. Страницы жизни и любви», «Бокс глазами женщины», «Мой путь в президенты».

Образование: В 1986 году окончила ГБОУ СОШ № 128 Калининского района г. Санкт-Петербурга. В 1995 году закончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, затем в 1998 году закончила Санкт-Петербургский государственный университет (специальность — Юриспруденция). В 2009 году окончила Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации» (специальность — «Государственное и муниципальное управление»). В 2024 году окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии.Дизайн.Искусство)». Присвоена квалификация магистр (50.04.02 Изящные искусства).

Спортивные достижения: Неоднократный призёр и победитель российских чемпионатов по боксу. Неоднократный призёр и победитель чемпионатов мира и Европы, мастер спорта по лыжным гонкам, чемпионка мира по биатлону среди мастеров.


Список использованных источников и литературы

  1. Декоративно-прикладное искусство от поздней античности до поздней готики. Каталог выставки (Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Художественный институт, Чикаго, Мин-во культуры СССР, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж). — Л.: Государственный Эрмитаж, 1990. С. 461с.
  2. Descatoire C. Musée de Cluny: Le Guide. Editions de la Réunion des musées nationaux-Grand Palais. Paris, 2015. 60 р.
  3. Доброклонская О. Лиможские расписные эмали XV и XVI веков. Собрание Государственного Эрмитажа. М: Искусство, 1969. 60 с.
  4. Живописные эмали Лиможа XIV-XX вв. Каталог. СПб., 2023. 496 с.
  5. Западноевропейское декоративное искусство IX—XVI веков из собраний музеев Лувра и Клюни. Каталог выставки. (Министерство иностранных дел Франции, Управление национальных музеев Франции. Лувр, Музей Клюни, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Москва: Искусство, 1981.135 с.
  6. Западноевропейское прикладное искусство средних веков и эпохи Возрождения из коллекции А. П. Базилевского. Каталог выставки. Л.: Государственный Эрмитаж, 1986. 128 с.
  7. Каталог выставки Западноевропейское прикладное искусство средних веков и эпохи Возрождения из коллекции А.П. Базилевского. Л: Государственный Эрмитаж, 1986. 488 с.
  8. Каталог выставки серебра, фаянса и эмали из собрания графини Е.В. Шуваловой. Музей барона Штиглица. СПб., 1914. 30 с.
  9. Коллекция французской эмали Лиможа XIX–XX веков. Каталог СПб., 2023. 336 с.
  10. Кубе А.Н. Лиможские расписные эмали. Л., 1927. 42 с.
  11. Кубе А.Н. Французские расписные эмали XV–XVI вв. М.-Л.: Искусство, 1937. 69 с.
  12. Лиможские эмали. Огневое искусство XX века. Каталог выставки.СПб, 2003. 24 с.
  13. Некрасова Е.Н. Лазурь и золото Лиможа. Эмали XII-XIV веков. Каталог выставки. СПб: Эрмитаж, 2009. 184 с.
  14. Нотен В. Лиможские эмали Огневое искусство XX в. Из собрания Муниципального музея Епископства в Лиможе. Каталог выставки. СПб,2003. 125 с.
  15. Переятенец В.И., Карпович Н.Н. Живописные эмали Лиможа XII-XX вв. Каталог частного собрания Карпович Н.Н. СПб., 2021. 416с.
  16. Переятенец В.И., Карпович Н.Н. Живописные эмали Лиможа XII-XX вв. СПб., 2021. 218с.
  17. Раппе Т.В. Лиможские расписные эмали в собрании Эрмитажа. Каталог выставки СПб.: Государственный Эрмитаж, 2005. 342 с.
  18. Хайд У. Эмали мира 1700-2000. Из коллекции Халили М., 2009. 267 с.

Список интернет-источников

  1. Осипова М. Сокровища Шуваловского дворца. Домашний музей. https://rutube.ru­/video­/fc7afb8a6815­18041b75c1c­0b2c8­0c84/. [Электронный ресурс]. Дата обращения 13.04.2024
  2. Хинич М. Лиможская эмаль в коллекции Фрика. Синее на сером. https://karga-golan.livejournal.com/795077.html. [Электронный ресурс]. Дата обращения 13.04.2024

[1] Карпович. Н.Н. https://ru.wikipedia.org­/wiki/Карпович,­_Наталья­_Николаевна // [Электронный ресурс]. Дата обращения. 19.08.2024

[2] 1. Огненная живопись. Эмали Лиможа XVI–XX вв. Выставка из частного собрания, г. Москва. Выставочное пространство Эрмитаж- Выборг. Г. Выборг, август, 2020 г.

  1. Огненная живопись. Эмали Лиможа XVI–XX вв. Выставка из собрания Карпович Н.Н. г. Москва. Калининградский художественный музей, г. Калининград, сентябрь- октябрь, 2022 г.
  2. «Искусство лиможских эмалей». Выставка галерее частных коллекций «Центр искусств Москва» (Волхонка, 15, нулевой этаж Храма Христа Спасителя). В экспозиции впервые представлены 33 предмета из часной коллекции эмалей Натальи Карпович.

[3] Защита магистерской диссертации Н.Н. Карпович «Лиможская эмаль XII–XX веков: история и ее отражение в экспозиции музеев» прошла 15.07.2024 в РГУ им. А.Н. Косыгина. Руководитель – к.и.н.Горшунова О.В. рецензент Полонникова Н.В.

[4] Мы не касаемся вопросов технологии производства и классификации эмалей. Это тема отдельного разговора. Достаточно широко освещена в исследованиях первой трети ХХ столетия.

[5] Имеется в виду великая французская революция 1789–1794гг.

[6] Работы художника находятся в Музее изящных искусств Лиможа, в Музее декоративного искусства в Париже, который является частью Лувра; в Музее ангельского искусства в Кельне; в Музее Орлогерии и эмайерства в Женеве в Швейцарии; в Витториале дельи Итальяни в Брешии, Ломбардия, в частных коллекции в России, а также в США: в Музее изобразительного и декоративного искусства Киркленда в Денвере, в Музее стекла Корнинга и Музее Купера Хьюитта, Смитсоновском музее дизайна в Нью-Йорке, в Музее изящных искусств Вирджинии, в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе и в Музее искусств Смарт в Чикаго.

Дефекты эмали

Авторское ювелирное искусство Ленинграда/Санкт-Петербурга

__________________

 Обсуждение в телеграмм >>>