В последней трети XIX века Москва превратилась в передовой промышленный центр России. Представители новой элиты, предприниматели и коммерсанты, были выходцами из особой среды московского купечества. Через своих соотечественников, обосновавшихся в Европе, воротилы московского делового мира входили в круги западной буржуазии и со временем начали проявлять интерес к современному искусству. Привыкшие руководствоваться исключительно внутренними правилами купечества и собственными взглядами, новые меценаты не боялись пренебрегать модой и смело делали рискованные приобретения, которые сегодня служат свидетельством безупречности их вкуса и точности выбора.
Первые московские коллекции западного искусства сложились в начале 1880-х. Интерес их владельцев к пленэрной живописи, ориентализму, сюжетам из современной жизни и костюмному жанру способствовал тому, что в этих ранних собраниях были представлены произведения мастеров разных направлений и школ, отобранные прежде всего по критерию художественного качества.
Савва Мамонтов
Михаил и Иван Морозовы
Сергей Щукин
Михаил Рябушинский
Живопись, скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Предприниматели интересовались прежде всего произведениями русских художников. Но именно они заложили традицию самостоятельного отбора экспонатов и сделали свои собрания доступными для широкой публики. Яркий тому пример — Савва Мамонтов (1841–1918), владелец железных дорог, основатель Московской частной русской оперы и знаменитой творческой колонии в подмосковной усадьбе Абрамцево. Портрет мецената, исполненный выдающимся шведским мастером Андерсом Цорном, украшал вестибюль Ярославского вокзала, оформленного абрамцевскими художниками.
Одна из лучших коллекций принадлежала крупному сахарозаводчику Павлу Харитоненко (1853–1914), который собрал в своем московском особняке произведения европейской живописи — от французского романтизма и барбизонской школы до работ модных салонных художников рубежа XIX и XX столетий. Лирические пейзажи Камиля Коро, Жюля Дюпре и Диаза де ла Пеньи подготовили московскую публику к восприятию современной живописи, а фантазийный историзм в духе костюмированных портретов Франца фон Ленбаха позволял погрузиться в поэтику воображаемого мира.
Во второй половине 1890-х в Москве формируется новое поколение коллекционеров. Их интересы стремительно эволюционируют в сторону современного искусства, но в то же время ранние приобретения таких выдающихся знатоков живописи модернизма, как Сергей Щукин и Михаил Морозов, свидетельствуют об их глубокой связи с традициями московского собирательства.
Представитель крупнейшего в России клана купцов и промышленников, коллекционер и меценат Михаил Морозов (1870–1903) покровительствовал русским художникам, но приобретал и полотна европейских мастеров. В его особняке произведения Валентина Серова и Михаила Врубеля соседствовали с пугающими современников работами постимпрессионистов. Но были среди них и уже полюбившиеся русской публике картины Коро, а также пейзаж финского живописца Аксели Галлен-Каллелы, чьи работы произвели фурор в Париже.
В 1890-е, когда Сергей Щукин (1854–1936) увлёкся современной живописью, вкусы и приоритеты московских собирателей были уже сформированы. Неудивительно, что в коллекции будущего обладателя блестящего собрания французского модернизма оказались полотна «умеренных» Мориса Лобра и Эжена Каррьера, картина англичанина Фрэнка Брэнгвина и целых три работы норвежца Фрица Таулова.

Младший брат Михаила Иван Морозов (1871–1921) занялся коллекционированием уже в начале ХХ века. Он охотно покупал произведения художников разных направлений: пейзаж «тихого импрессиониста» Альбера Лебура, работы пуантилиста Поля Синьяка, экспрессивную живопись фовистов, в частности Жана Пюи, и Луи Вальта, близкого к фовизму. Иван Морозов принадлежал к числу тех редких российских коллекционеров, что собирали в начале ХХ века скульптуру современных европейских мастеров. В его доме можно было увидеть 27 пластических произведений зарубежных авторов. Первыми приобретениями в коллекцию стали произведения Аристида Майоля. Особый интерес Морозов проявил к работам скульпторов, перенявших технику фактурной лепки знаменитого Огюста Родена — среди них Карл и Рут Миллес, Бернхард Хётгер. Помимо того, коллекционером были приобретены два произведения Камиллы Клодель, помощницы и ученицы Родена.
- Жан Пюи (Jean Puy). В мастерской. 1912. ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Луи Вальта (Louis Valtat). Хижина в лесу. 1906. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Скульптуры Огюста Родена, Карла и Рут Миллес, а также Паоло Трубецкого приобретал и Михаил Рябушинский (1880–1960) — представитель знаменитого московского семейства, занимавшегося торговым и банковским делом. Покидая Москву после революции 1917 года, он спрятал в тайнике часть произведений, которые были обнаружены спустя несколько лет.
В кругу московских коллекционеров выделяются фигуры Николая Мосолова и Ильи Остроухова, которые в большей мере были связаны с миром искусства, а не с коммерцией. Илья Остроухов (1858–1929), благодаря женитьбе породнившийся с Третьяковыми, со временем стал преемником Павла Михайловича и с 1899 по 1913 год входил в состав попечительского совета Третьяковской галереи. К тому времени Остроухов, сам активно занимавшийся живописью, уже владел собственной коллекцией произведений русских и зарубежных мастеров. На выставке представлены две скульптуры Огюста Родена из его собрания.
Мастер офорта и член Императорской Академии художеств Николай Мосолов (1846–1914), происходивший из дворянской семьи, был коллекционером в третьем поколении – свои собрания искусства были ещё у его отца и деда. Большую часть коллекции Мосолова составляли графические произведения, однако были в его собрании и предметы восточного искусства, и живопись, и работы европейских скульпторов, в том числе «Танцовщица» Франца фон Штука.
После революции московские собрания ждала драматическая судьба: они были национализированы и кочевали из одного музея в другой по мере того, как открывались и закрывались новые институции, учрежденные в первые годы советской власти. В результате многочисленных пертурбаций произведения европейских авторов попали в собрание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где сегодня бережно сохраняют историю московского коллекционирования.
Кураторы
Кураторы выставки: Анна Познанская, Наталья Кортунова.
Ярославский художественный музей 23.06.2025
Благодарим Марину Полывяную за помощь в подготовке материала.
Ярославский художественный музей — центральный художественный музей Ярославской области. Коллекция представляет 9 веков русского, европейского и восточного искусства XIII–XX веков. Музей хранит произведения древнерусской живописи, среди которых древнейший памятник собрания – икона «Спас Вседержитель» XIII века, уникальные произведения иконописи ярославской школы, в том числе подписные иконы мастеров XVII века. В коллекции живописи представлены полотна Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, ярославский купеческий и дворянский портрет начала XIX. Представительно собрание пейзажной живописи – Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Исаак Левитан. Ярко представлены мастера «Мира искусства», «Бубнового валета» и русского авангарда. Коллекции графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики представляют работы мастеров XVI–XXI веков. Музей известен активной выставочной политикой, является организатором интересных экспозиций из собственного собрания с участием региональных музеев и частных коллекций, а также инициирует показы шедевров из крупных федеральных музеев, сопровождая их концертами классической и современной музыки.
Ярославский художественный музей
Музей зарубежного искусства
Ярославль, Советская пл., 2
28 июня — 19 октября 2025 г.
Купить билет в Ярославский художественный музей
Эпоха Александра III. Живопись из Ярославского художественного музея
_________________