Выставка «Охотники за искусством» Музея русского импрессионизма в Москве представляет более 70-ти живописных произведений из частных собраний советских коллекционеров. Одно это делает выставку уникальной и обязательной для посещения каждым, кто относит себя к коллекционерам, а не простым собирателям. Можно смело отметить, что выставка посвящена коллекционерам-созидателям, суть которых выражается через их коллекции, являющиеся представлением конкретного коллекционера о мире и об отношении к окружающей действительности. И сами картины показывают жизнь, часто в её трагизме (обратите внимание на самую последнюю показанную нами картину).
Коллекционирование — самостоятельность и возможность выбора
в эпоху унификации
Соломон Шустер
Коллекции включают предметы никогда не собиравшиеся в одном зале для показа зрителям.
Посещение выставки стало возможным после того, как главный редактор увидел рекламу на автобусной остановке. Тот редкий случай, когда целевая реклама нашла целевую аудиторию: в московском Музее русского импрессионизма открыт проект «Охотники за искусством» и нужно было обязательно посетить открытие.
Благодаря любезному приглашению директора музея Юлии Петровой удалось попасть на пресс-показ и осмотреть выставку. Последний раз в этом музее мы были на выставке, посвящённой художнику Юрию Павловичу Анненкову.
Из пресс релиза выставки
Зрители смогут увидеть работы мирискусников Бориса Кустодиева, Константина Сомова, символистов «Голубой розы» Павла Кузнецова, Николая Сапунова, московских сезаннистов «Бубнового валета» Роберта Фалька, Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. В состав экспозиции также войдут самобытные примитивистские произведения Нико Пиросмани из коллекции Игоря Сановича; живопись и графика Бориса Григорьева из собрания Николая Тимофеева, работы Василия Кандинского и Алексея Явленского из собрания нашего современника Валерия Дудакова.
Во многом благодаря таким собирателям, как кинорежиссер Соломон Шустер, переводчик-синхронист Алексей Стычкин, врачи Александр Мясников и Арам Абрамян, видный дипломат Владимир Семёнов, были сохранены значимые произведения русского искусства.
В доме агрофизика Абрама Чудновского хранилось более 200 работ Роберта Фалька, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала и других мастеров. Буквально каждый сантиметр занимали произведения искусства в коммуналке механика Иосифа Эзраха, жил среди полотен знаменитых художников и физик Илья Палеев.
«Я начал собирать живопись в 1953 году в ознаменование смерти Сталина», – вспоминал советский экономист Яков Рубинштейн, подразумевая, что до этого заниматься коллекционированием было просто опасно. Под постоянным страхом конфискации коллекций и повторных арестов жили историк Сигизмунд Валк, нефтехимик Игорь Афанасьев. Однако «вирус собирательства» пересиливал – и коллекции продолжали пополняться.
Этот проект важен не только для профессиональных музейщиков и исследователей-искусствоведов, но и для тех, кто считает себя коллекционерами, а не просто собирателями. Кто-то обоснованно заметит, что коллекционеры периодически предоставляют произведения для музейных выставок. Но тут случай особенный. К своему юбилею (прошло уже пять лет!) Музей русского импрессионизма собрал живопись, графику и фотографии из собраний четырнадцати советских коллекционеров — семь москвичей и семь ленинградцев! Случай знаменательный.
Не станем показывать все представленные работы, но некоторые можно увидеть ниже.
Музей русского импрессионизма, предоставляя возможность увидеть произведение, даёт возможность узнать не только о коллекционере или авторе, но и об изображённом на картине человеке. Вот что узнали благодаря выставке о картинке Роберта Фалька «Повар».
«Как-то я писал городской пейзаж: улочку в рабочем квартале Парижа, не в новом, а в старом, где ещё встречаются старые-старые здания, грязные стены, выщербленные тротуары. <…> Вот как-то, когда я работал на такой улице, вдруг нагрянул внезапный сильный косой дождь. <…> Я подхватил холст, этюдник, мольберт и оглядываюсь — где бы спрятаться, переждать? <…> И вот вижу неподалеку вывеску, ресторанчик или кафе. Подошёл ближе — странная вывеска, одно слово «Borchtch». И вдруг догадался — так ведь это борщ! Видно, фирменное блюдо хозяина, русского эмигранта. Вошёл. Помещение небольшое, за кассой типичная француженка, подтянутая, завитая. Народу, то есть кушающей публики, почти что нет. Подают две хорошенькие девушки, улыбчивые, проворные. Я свалил в угол мои принадлежности и, усевшись поближе к кухонной двери, откуда несся аппетитный запах настоящего борща, крикнул в нетерпении: “Donnez moi, s’il vous plait, un borchtch!”— конечно, с настоящим российским прононсом. Вдруг дверь из кухни распахнулась и оттуда выбежал мужчина, весь в белом, в этом роскошном колпаке, и бросился ко мне: «Родненький, русский?». Чуть ли не обнял меня, чуть ли не плачет от радости. Велел поскорей подать мне целую миску борща, кучу хлеба <…>, присел к моему столику. Разговорились. И он поведал мне свою историю — как он очутился в Париже. Сам он с Дона. Служил в армии, был денщиком у барина-офицера. А затем началась Гражданская война, потом наступление Красной Армии. Новороссийск. В общем, всё, как это было прекрасно описано у Булгакова, не стоит повторяться. <…> Встретил он тут хорошую девушку, отец её был владельцем ресторана, а теперь он сам унаследовал дело. Ничего, жить можно. Донские борщи очень по вкусу французам пришлись. <…> «Ничего я о своих не знаю с тех пор, как убёг за море. Да и укоренился здесь, вот и дети уже у меня, дочки, совсем француженки, по-русски ни словечка, только что «батей» зовут, а не папá, запретил я им. Ну сам по-здешнему насобачился хорошо. Меня раньше мой барин-офицер кое-чему от скуки учил!..» Про станицу свою, всю в садах, про степи, что по весне цветут и зеленеют, как нигде, рассказывал. <…> Остановиться не мог, все вспоминал. Уж и дождь прошел, а он меня не отпускает, денег не берет, пошел меня провожать. А когда назавтра я пришёл дописывать мой этюд, он уж выглядел меня, снова зазвал поесть. Предложил я ему позировать. Хотел сначала только набросок сделать и подарить ему; ведь позировать для портрета долго надо, буду от дела его отрывать, но он с радостью согласился: нашёл слушателя. <…> Говорил: «Доход неплохой. А так — на что мне этот Париж сдался. Вот пусть хоть не я, так мой портрет на Родину попадёт». Звать его было Иваном, жена его звала Жаном, а вот фамилию его я забыл».
Ангелина Васильевна Щекин-Кротова
Уровень коллекционера. Если в живописи есть имя художника, говорящее о цене и качестве предмета, то есть и такие имена коллекционеров, предмет из коллекции которого говорит и о качестве предмета! Игорь Санович, Николай Тимофеев, Валерий Дудаков, Соломон Шустер, Алексей Стычкин, Александр Мясников, Арам Абрамян, Владимир Семёнов, Абрам Чудновский, Иосиф Эзрах, Илья Палеев, Яков Рубинштейн, Сигизмунд Валк, Игорь Афанасьев.
Ниже эти замечательные работы (портреты по алфавиту).
Коллекционеры:
- Арам Яковлевич Абрамян (1898 — 1990) — советский уролог, доктор медицинских наук, профессор, создатель школы советский урологии, руководитель урологической клиники Московского областного клинического института, коллекционер
- Игорь Дмитриевич Афанасьев (1904 — 1969) — советский химик-нефтепромышленник, коллекционер
- Сигизмунд Натанович Валк (1887 — 1975) — советский историк, археограф, архивист, библиограф, доктор исторических наук, профессор, коллекционер
Коллекционеры:
- Валерий Александрович Дудаков (р. 1945) — советский и российский искусствовед, коллекционер
- Александр Леонидович Мясников (1899 — 1965) — советский терапевт, академик АМН СССР, коллекционер
- Илья Исаакович Палеев (1901 — 1970) — доктор технических наук, профессор ленинградского Политехнического института, коллекционер
- Яков Евсеевич Рубинштейн (1900 — 1983) — советский экономист, коллекционер
Коллекционеры:
- Игорь Григорьевич Санович (1923 — 2010) — советский и российский востоковед, коллекционер
- Владимир Семёнович Семёнов (1911 — 1992) — советский дипломат, коллекционер
- Алексей Евгеньевич Стычкин (1942 — 1998) — советский переводчик-синхронист, коллекционер
Коллекционеры:
- Николай Николаевич Тимофеев (1898 — 1978), советский военный психиатр, доктор медицинских наук, генерал-майор медицинской службы, коллекционер
- Абрам Филиппович Чудновский (1910 — 1985) — советский агрофизик, коллекционер
- Соломон Абрмович Шустер (1934 — 1995) — советский и российский коллекционер искусства, кинорежиссёр, коллекционер
- Иосиф Моисеевич Эзрах (1898/9 — 1991) — ростовщик (со слов Дудакова), коллекционер
Об уровне подготовки выставки говорит тот факт, что кроме биографий коллекционеров были созданы их портреты. Нам они напомнили ксилографии для экслибрисов, рассказывающий об их владельцах. Портреты напоминают на работы XIX—XX веков, ксилографии для экслибрисов…. Вспоминаются работы Фаворского и Бисти. Кроме портретов на заднем плане имеются «подсказки» того, что собирал человек, или же изображения конкретных произведений. Автор этих чёрно-белых портретов, предваряющих разделы персоналий, как титульные листы книги — Мария Паномарёва.
Таким образом построение экспозиции напоминает книгу-сборник биографий коллекционеров. Заметки о каждом коллекционере подготовила Софья Багдасарова. При этом, благодаря работе архитектора выставки Игоря Чиркова не исключается взаимопроникновение предметов из коллекций.
Единственное, что мешало восприятию произведений — тусклое освещение. По крайней мере, света для работ хотелось больше. Однако, подъём с минусового этажа на третий дал и больше света и воздуха. Ну и в сопроводительных текстах и этикетаже не понравились почти сомкнутые буквы «С»…
Но это просто мелочи рядом с возможностью увидеть представленный материал и общей подготовкой. Ведь для посетителей музей устроил сюрприз!
Музей, впервые с момента открытия подготовил одновременно два проекта.
Одновременно с выставкой «Охотники за искусством» музей представит спецпроект в честь своего пятилетия. Экспозиция на третьем этаже напомнит посетителям о прошедших проектах: в стены музея вернутся полюбившиеся публике портреты с выставки «Жены», полотна Николая Фешина и Павла Бенькова, картины из собрания Владимира Спивакова, а также работы Николая Мещерина, Арнольда Лаховского, Михаила Шемякина, Давида Бурлюка, Юрия Анненкова и других русских художников.
Обзорная выставка стала своего рода портфолио музея за пять лет. Было приятно как увидеть работы с прошедших непосещённых выставок, так и вспомнить те, в рамках которых довелось сотрудничать с музеем.
На пресс-показе выступили перед пришедшими и ответили на вопросы директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова, представитель петербургской галереи KGallery, предоставившей ряд работ на выставку, Кристина Березовская и куратор выставки Анастасия Винокурова.
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова и куратор выставки Анастасия Винокурова
Представитель петербургской галереи KGallery Кристина Березовская, директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова и куратор выставки Анастасия Винокурова
- Представитель петербургской галереи KGallery Кристина Березовская
- Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова и куратор выставки Анастасия Винокурова
Оформление выставки в стиле криминальной драмы отразит практически детективную историю охоты за предметами искусства. Важной частью проекта станет серия фотографий летописца позднесоветской эпохи Игоря Пальмина: она поможет совершить виртуальное путешествие в прошлое, вспомнить или попытаться ощутить атмосферу тех лет.
Музей русского импрессионизма
ВЫСТАВКА «ОХОТНИКИ ЗА ИСКУССТВОМ»
в Музее русского импрессионизма
21 апреля – 29 августа 2021 года
Экспозиция к юбилею Музея русского импрессионизма
Одновременно с выставкой «Охотники за искусством» музей представит спецпроект в честь своего пятилетия. Экспозиция на третьем этаже напомнит посетителям о прошедших проектах: в стены музея вернутся полюбившиеся публике портреты с выставки «Жены», полотна Николая Фешина и Павла Бенькова, картины из собрания Владимира Спивакова, а также работы Николая Мещерина, Арнольда Лаховского, Михаила Шемякина, Давида Бурлюка, Юрия Анненкова и других русских художников.
- Елена Киселёва. Портрет дамы. 1916. Музей русского импрессионизма (справа)
- Борис Шаляпин. Мария Шаляпина-Карпиловская. 1935. Музей русского импрессионизма (справа)
- Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907-1908. Музей русского импрессионизма (справа)
- Игорь Грабарь. Дорожка в усадьбе. 1904. Музей русского импрессионизма (справа)
- Юрий Анненков. Портрет Георгия Иванова. 1921. Бумага, тушь, акварель. Собрание Александра Чапкина (справа)
От Манежа до Бульдозера: вехи становления неофициального искусства в СССР
Мобили. Последний нонконформист (Юрий Носов)
Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие
Выставка ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда
______________________