Пётр Иванович Нерадовский — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ
Нерадовский

Пётр Иванович Нерадовский

in Новости музеев 421 views

В Садо­вом вес­ти­бю­ле Ми­хай­лов­ско­го двор­ца Рус­ско­го му­зея от­кры­лась вы­став­ка «Пётр Ива­но­вич Не­ра­дов­ский (1875–1962). К 150-ле­тию со дня рож­де­ния». Экс­по­зи­ция по­свя­щена вы­даю­ще­му­ся му­зейному дея­те­лю и ху­дож­ни­ку, чья про­фес­сио­наль­ная и че­ло­ве­чес­кая судь­ба на про­тя­же­нии бо­лее двад­цати лет бы­ла не­раз­рыв­но свя­зана с Рус­ским му­зеем. На вы­ставке — ред­кая гра­фика Не­радовских, отца и сына, а также уникальные ар­хив­ные до­ку­менты и фотографии.

Пётр Иванович Нерадовский (1875–1962).
К 150-летию со дня рождения

Будущий глава Ху­до­жествен­но­го от­де­ла Рус­ско­го му­зея им­пе­ра­то­ра Алек­санд­ра III Пётр Иван­ович Не­ра­дов­ский ро­дился в семье ху­дож­ника Ива­на Дио­ми­до­вича Не­радовского (1837—1881) в Москве.

1.Делла-Вос-Кардовская О.Л. Портрет П.И. Нерадовского. 1926. ГРМ
1. Делла-Вос-Кардовская О.Л. Портрет П.И. Нерадовского. 1926. ГРМ

Унаследо­вав от отца та­лант к ри­сунку, Пётр Иванович поступил в Им­пе­ра­тор­скую Академию художеств, где обучался у Ильи Репина. Его дипломная работа «Песня» (не сохранилась) привлекла вни­мание неор­ди­нарной трактовкой сюжета и по окончании Академии Нерадовский пло­дотворно и доб­ро­совестно тру­дился в Новом обществе ху­дожников. Он создал це­лый ряд гра­фи­ческих порт­ретов пред­ставителей совре­менной русской художественной интеллигенции. Среди них – искусствовед, научный сотрудник Русского музея Николай Пунин, художник и заведующий отделением гравюр и рисунков Русского музея Дмитрий Митрохин, известные художники Виктор Васнецов, Константин Юон, Сергей Чехонин и многие другие.

Все вы хорошо знаете Го­су­дар­ст­вен­ный Русshy;ский му­зей в Ле­нин­гра­де. Так вот Пётр Ива­но­вич Не­ра­дов­ский – его факти­чес­кий создатель.

Игорь Грабарь

Несмотря на свой худо­же­ст­венный талант, в историю искусств он вошёл прежде всего как гениальный музейный деятель. Круг его служебных обязанностей был очень широким и разнообразным. Он создал новые отделы: древле­храни­лище (ныне отдел древне­русского искус­ства), библиотеку, фототеку, а также стоял у истоков создания научного архива. При нём возросло количество экспедиций по России, по результатам которых фонды Русского музея обогатились произ­веде­ниями народного искусства.

  • Нерадовский П.И. Портрет Н.Н. Пунина. 1916. ГРМ
  • Нерадовский П.И. Портрет С.В. Чехонина. 1922. ГРМ

Деятельность Нерадовского была высоко оценена коллегами – так, в день 80-летия Петра Ивановича Нерадовского, торжественно отме­чавшегося 21 апреля 1955 года в мос­ков­ском Союзе советских худож­ников, академик Игорь Грабарь сказал: «Все вы хорошо знаете Го­су­дар­ст­вен­ный Рус­ский музей в Ле­нинграде. Так вот Пётр Иванович Не­радовский – его фактический создатель. И я счастлив напомнить об этом сегодня».

В память о Петре Нерадовском с 1999 года в Русском музее проводится конференция «Нерадовские чтения», на которой специалисты музейного дела со всей страны об­ме­ниваются опытом в воп­росах научных методов ис­следова­ния памятников искусства и обсуждают проблемы их со­хра­нения и экспонирования.

Посетить экспозицию можно по входному билету в Михайловский дворец. Выставка открыта до 25 августа.

Пресс-служба ГРМ
3.07.2025

Нерадовский Пётр Иванович

Нерадо́вский Пётр Ива́нович [14(26).4.1875, Москва – 20.12.1962, там же], российский музейный деятель, историк искусства, реставратор, художник, действительный член Императорской Академии художеств (1914).

Брат (по отцу) Ю. А. Олсуфьева (официально – сын художника Ивана Дмитриевича Нерадовского, 1837–1881). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1896) у С.А. Коровина и Л.О. Пастернака, в Императорской Академии художеств (1896–1903) у И.Е. Репина. Член Нового общества художников в Москве (1903–1917), Комитета по увековечиванию памяти битвы на Куликовом поле (1902–1908; один из устроителей храма Святого Сергия Радонежского, 1913–1917) и др. Изучал памятники искусства и музеи в Австрии, Италии, Франции, Германии (1911). Во время Первой мировой войны в 1914–1916 гг. служил в санитарном поезде.

Работал в Русском музее (далее ГРМ): хранитель (1909–1912) и заведующий (до 1929) художественным отделом; в 1910 г. создал первую в стране музейную реставрационную мастерскую древне­русской иконописи; пополнял коллекцию икон (в том числе способствовал покупке собрания Н. П. Лихачёва в 1913); в 1930–1933 гг. заведующий отделением искусства 18–19 вв. и реставрационными мастерскими. После 1917 г. также член Комиссии по охране памятников искусства и старины, Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения и др.; принимал активное участие в охране памятников Петрограда и его окрестностей.

Один из ведущих создателей принципов научной реставрации; руководил рестав­рационной мастерской в Новгороде (1919–1922). Исполнял также портреты (преимущественно карандашные и акварельные, например портрет А. Блока, 1920, Госу­дарственный литературный музей, Москва; среди живописных – портрет графа А.В. Олсуфьева, 1906, ГРМ).

Трижды был репрессирован (1932; в 1933–1936 отбывал срок в Караганде и других лагерях, затем жил в Тарусе; в 1938 вновь осуждён и до 1943 находился в лагере под Каргополем, затем работал на заводе в посёлке Коммунар Горь­ковской области). В 1944 г. получил разрешение жить в Москве; в 1945 г. переехал в Загорск, где был заведующим отделом архитектуры в музее Троице-Сергиевой лавры (1945–1947) и заведующим филиалом Госу­дар­ст­венной центральной худо­жественной рестав­рационной мастерской (1945–1948). Руководил реставрацией росписей Троицкого собора Трои­це-Сергиевой лавры (1949–1954), где впервые реализован принцип дополнения утрат по аналогиям; исследовал и реставрировал иконы и живопись. В 1956 г. реаби­литирован, с 1958 г. жил в Москве.

Кызласова Ирина Леонидовна
Большая российская энциклопедия, 2013

Государственный русский музей

Садовый вестибюль Михайловского дворца

Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4

25 июля – 25 августа 2025 г.

Купить билет в Русский музей

Посетить экспозицию можно по входному билету в Михайловский дворец

__________________

 Обсудить в Телеграм >>>

Рекомендуем

Ситцевая Русь. Новая ткань наследия

Ситцевая Русь. Новая ткань наследия

Все­рос­сий­ский му­зей де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва от­кры­вает вы­став­ку, по­свя­щён­ную твор­че­ст­ву за­слу­жен­ного ху­дож­ни­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
Перейти К началу страницы