Второе Ледовое побоище

Второе Ледовое побоище

in Сфрагистика 8198 views

Второе Ледовое побоище, именно так мож­но наз­вать Раковорскую битву — по­бе­ду войск Нов­город­ской рес­пуб­лики над ры­­ца­ря­­ми Ливонского ордена 18 фев­ра­ля 1268 года неда­леко от крепости Раковор (замок Везенберг) на территории современной Эстонии.

Река Пскова, Кром, Детинец. (фото автора)

 

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
(М.В. Ломоносов)

Раковорская битва — пролог к очередной статье о вислых печатях города Пскова и его небесном покровителе Псковском князе Довмонте, в крещении Тимофее, одном из главных участников «Второго Ледового Побоища».

Сфрагистика – от греческого сфрагио (печать) – наука о печатях, появилась относительно недавно, около ста лет назад. Развитие интереса к изучению актовых печатей (булл) Древней Руси обусловлен фундаментальными исследованиями и работами основоположников сфрагистики. 

Актовые печати периода феодальной раздробленности Древней Руси являются одними из артефактов, первоисточниками делопроизводства и документооборота эпохи становления государства, расцвета, раздробленности Руси и дальнейшей централизации государства. Печати являются отражением самоосмысления и понимания своей роли в государственном управлении высшей светской и духовной власти.

Довмонт, или До́мант (ум. 20 мая 1299), в крещении Тимофей псковский князь, происходивший из князей Великого княжества Литовского, правивший во Пскове с 1266 по 1299 год[1].

Икона с изображением Довмонта
Икона с изображением Довмонта[2]

Довмонт вошёл в историю как талантливый полководец. Неоднократно разбивал литовцев и немцев, в том числе в Раковорской битве. В исторических хрониках и художественной литературе отмечается как «муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти». При Довмонте Псковская земля фактически перестала зависеть от Новгорода. Позже  Православной церковью князь был причислен  к лику святых.

Итак, раскроем подробности «второго Ледового Побоища» — Раковорской битвы, важность и размах которой необоснованно занижена на фоне хорошо известного всем нам «Первого Ледового побоища», как по учебникам истории, так и по кинофильму Сергей Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года.

Но в обоих случаях нужно учесть, что глубинными причинами и виновниками возникновения грандиозной битвы, как и в первом Ледовом Побоище, были… деньги.

Как говорится, у соседа всегда всё самое вкусное и ценное! По этой причине, спустя два десятка лет после победы Александра Невского, соседи продолжили друг-другу за Чудское озеро в гости заглядывать, грабить, убивать и людей пленить заодно. В 1266 году Псков возглавил литовский князь Довмонт, в крещении Тимофей, приглашённый на княжение после убийства Миндовга и дальнейших столкновений с его сыном Войшелком.

Напряжение в нашей западной границе увеличили датчане, возведя крепости Ревель (Даллин-Таллин-Колывань) и Раковор (Везенбург) на южном берегу Финского залива, чем уменьшили торговую маржу новгородских и иноземных торгашей экспортируемого товара (пушнины, воска и др.).

Наши предки за год до битвы под руководством Довмонта и новгородского воеводы Елиферия Сбыславича разорили земли литовцев, поработали на славу!

Не желая повторять судьбу литовцев, послы Рижского епископа в Новгороде целовали кресты, обещая новгородцам с ними не воевать  «И прислаша Немци послы своя, рижане, вельяжане, юрьевци, и изъ инех городовъ, с лестью глаголюще: «намъ с вами миръ, перемогаитеся съ колыванци и съ раковорци а мы к ним не приставаемъ, а крест целуемъ». И целоваша послы крестъ; а тамо ездивъ Лазорь Моисеевич водил всехъ ихъ къ кресту, пискуповъ и божьихъ дворянъ, яко не помогати имъ колыванцем и раковорцем», и как у европейцев заведено, они «всех кинули».

Великий князь Владимирский Ярослав Ярославич решил повторно поработать в Литве и захватить Полоцк, но новгородская дружина с псковичами на воинском вече (очень демократично) решили направиться в Раковор, т.е. современную Эстонию. Граница с соседом шла как и сегодня, по реке Нарва и Чудскому озеру, которую и перешли в январе 1268 года, методично расправляясь с  местным населением. Летопись донесла в деталях захват добычи и злодейства над Чудью.

Наших предков встречал Ливонский союз немецких и датских братьев рыцарей Тевтонского ордена и войско ливонских епископов с Дерптским епископом Александром во главе — условно, опираясь на их деяния, назовём их с «натовцами» XIII века.

А противостояли им Новгородцы с князем Юрием Андреевичем, псковичи с Довмонтом, тверчане с Михаилом Ярославичем, владимирцы с князем Святославом и переяславцы во главе с князем Дмитрием Александровичем — сыном Александра Невского, — он и возглавлял войско.

По западным подсчётам того времени, с Руси пришло до 30.000 сабель, которым дали отпор 500[3] рыцарей. И получилось, что в бою каждый рыцарь одолел не менее 60-ти противников, что может вызвать только скептическую усмешку. Взвешенный анализ битвы склонил историков о наличии около 18.000 бойцов с каждой стороны.

Эпизод Раковорской битвы. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в.

Битва состоялась 18 февраля 1268 года недалеко от замка Раковор возле реки Пада (на месте битвы построена церковь св. Марии). Европейцы атаковали по старинке — «свиной головой», у них было 34 рыцаря. Свинья пробила центр новгородского войска, причинив большие потери.

Наш правый фланг, возглавляемый сыном Александра Невского, разбил войска епископства, и сам Дерптский епископ Александр убит на поле боя. Князь Довмонт с псковичами отличился не менее Дмитрия, круша тевтонцев. Тверское войско громило датчан. Далее князь Дмитрий остановив преследование ливонских войск, развернулся и атаковал немецкие войска, остановив разгром новгородцев, чем стабилизировал развитие кризиса в новгородском воинстве, т.к. князь Юрий Андреевич бежал с поля боя. Битва продолжалась четыре часа. Убит новгородский посадник Михаил Фёдорович, тысяцкий Кондрат пропал без вести, погибли знатные бояре — 15  «вятших мужей», что свидетельствует о разгроме новгородского воинства. Тевтонцы разграбили новгородский обоз, уничтожили осадные орудия, но были разбиты войском сына Александра Невского Дмитрия и ретировались в замок. В итоге, поле боя осталось за нами!

Русские союзные войска согласно летописи «гониша их до города въ три пути, на семи верст, яко же ни мочи ни коневи ступити трупием». Три дня хоронили и собирали трофеи, но взять Раковор уже не могли, было нечем, но продолжили зачищать окрестные земли.

Каждая сторона приписала себе победу, но объективности ради, за кем осталось поле боя — тот и победил.

Теперь давайте сравним оба побоища[4].

Ледовое побоище (Атлас офицера, Военно-топографическое управление, 1947)
Раковорская битва. Схема

Участники сражения идентичны, «натовцев» немного усилили датчанами, не помогло!

Одинаковое построение рыцарей «свиньёй». Фланговые атаки «свиньи» в кульминации сражения русскими войсками. Сын Александра Невского Дмитрий как и его отец сыграл ключевую роль в управлении разгромом рыцарей и спасении новгородского войска. Финал у сражений идентичен! И «натовские» сказки, что всех «трупами закидали», кажется где-то слышали!

Важным итогом битвы стало заключение в 1270 году договора между Новгородом и Ливонией, положившего на многие годы конец крестовым походам против Северо-Западной Руси.

Вислая печать князя Юрия Андреевича, племянника Александра Невского, сбежавшего с Раковорского поля боя.

Л.С.: изображение св. Великомученика Георгия Победоносца верхом на коне вправо, с копьём в руке, слева надпись «ГЕОРГИ».

О.С.: поясное изображение Иисуса Христа Вседержителя с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой.

Необходимо отметить тот факт, что князь Довмонт с ещё большим усердием воевал с немцами и их союзниками более 30 лет. Последняя на его счету победа состоялась 4 марта 1299 года разгромив «старых друзей» в самом Пскове.

20 мая 1299 года князь Довмонт от болезни умер. Почёт и уважение воинской доблести у псковичей к нему сохранилось на сотни лет. Изображение Довмонта заняло центральное место на псковских деньгах и вислых печатях. Меч Довмонта хранится в Пскове более 700 лет.

Довмонтов город, далее стена Детинца. (фото автора) 

Псковская городская печать 1425-1468 гг. В легенде отражено завершение строительства каменной крепостной стены (перси).

«ПЕЧАТЬ ПСКОВСКАЯ ТОГДА И ПЕРСИ СВЕРШИШЬ КАМЕНЫ».

Приведённые в статье фотографии печатей дополняют изданные в работе Колосова И.О.[5] изображения.

Л.С.: изображение лика кн. Довмонта в короне, вокруг надпись, где указана дата — 6933 год от сотворения Мира, т.е. 1424-1425 года от Рождества Христова. Двойной точечный ободок.

О.С.: надпись в шесть строк «ПЕЧАТЬ/ПСКОВЬСК/АИА. ТОГДАN/ПЕРСИСВЕРЬ/ШIШЬКАМ/ЕНЫ». Вокруг точечный ободок. «Перси» с древнерусского, обозначает – грудь. Высота Персей от рва, была не менее 20 метров, и окончание грандиозной постройки южной стены города и было запечатлено в тексте печати.

25,5х28; 8,3 гр., Псковская обл., Печёрский район., 2005 г.

Псков, теряя феодальную независимость, вошёл в состав Великого княжества Московского. Это значимое событие сразу было отмечено в тексте городской печати.

Псковские печати 1468-1505 годов имеют общую схожесть с предыдущими, но  имеют надпись «ПЕЧАТЬ ПСКОВСКАЯ ВОДЧИНЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА». Лицевое изображение князя Довмонта сменилось поясным, в правой руке изображён его меч.

Л.С.: поясное изображение кн. Довмонта в короне с мечом в правой руке. Вокруг надпись, где указана дата — 6977 год от сотворения Мира, т.е. 1468-1469 год от рождества Христова. Двойной точечный ободок.

Изображенный в правой руке князя Довмонта меч сохранился до наших дней и находится в Псковском Государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике, представляет собой клинок западноевропейской работы, укорочен на 10 см., согласно легенде, сам князь Довмонт нанес удар такой силы, что обломал меч. В дальнейшем приказал обработать обломок для дальнейшего использования. Далее князь Довмонт не расставался с этим оружием, и после его смерти в 1299 г., этот меч вручали князьям, приглашенным в Псков на княжение.

О.С.: надпись в шесть строк «ПЕЧАТЬ/ПСКОВСКАЯ/ВОДЬЧИNЫВЕ/ЛИКОГОКNЯЗ/ЯIВАNАВАС/ИЛЬЕВИЧА». Вокруг точечный ободок.

По исследованиям В.Л. Янина данный вид печатей (пары матриц) использовался до 1505 года[6].

Меч Довмонта. С 1917 года хранится в Псковском музее, ранее 600 лет хранился в Троицком соборе[7]

Деньга Псковская.

Аверс: поясное изображение кн. Довмонта в короне с мечом в правой руке.

Реверс: четырёхстрочная надпись «ДЕН/ЬГАПСК/ОВЪСК/АЯ».

Тождественность оформления печатей и монет свидетельствует о работе мастеров по единым образцам и канонам. Сфрагистика и нумизматика настолько стали «близкими родственниками», что уже не чувствуется различие в эстетическом восприятии данных артефактов.

Печать псковского посадника.

Л.С.: между двумя линейными ободками круговая надпись «ПНСАNА ВЪ Лѣ.ZЧ.IГД.», т.е.  писан в 6924 году от сотворения Мира, т.е. 1416 год от Рождества Христова (документ 1416 года)[8]. В центре точка.

О.С.: надпись в шесть строк «ПЕЧА/ТЬПСК/ОВСКЪ/ПОСАДN/ИКО». Вокруг точечный ободок.

28х29,5, Псковская область, 2011 г.

Датированные печати, явление крайне редкое и не характерное в делопроизводстве. Историкам псковского средневековья, можно сказать, необычайно повезло иметь хронологически определённое датирование слоёв раскопа и найденных по соседству с такими печатями предметов.

Печать Троичи — Троицы.

Псковский Троицкий Собор являлся церковным административным центром псковского княжества, с мощным бюрократическим аппаратом. Торговые сделки, земельные купчии, завещания, закладные, др. и многие иные финансово-хозяйственные отношения оформлялись в канцелярии Собора, выполнявшего в современном понимании функции нотариуса. В связи с чем, значительное количество церковных печатей дошло до наших дней.

Псковская печать Троицкая 14 век.

Л.С.: поясное изображение Богоматери Оранта Знамение с младенцем на груди. Вокруг линейный ободок.

О.С.: шестиконечный крест на подножии с точками на окончаниях креста, по бокам две колончатые надписи «ПЕЧАТЬ» «ТРОИЧА».

30х30,5; гр., Псков, 2009 г.

Псковская печать Святой Троицы с изображением Богородицы 14-15 век.

Л.С.: поясное изображение Богоматери Оранта Знамение с младенцем на груди. Вокруг точечный ободок.

О.С.: надпись в четыре строки «ПЕЧ./АТЬ.ТРО/ИЧЬК./АЯ». Вокруг точечный ободок.

[1]Сведения взяты из открытых источников сети Интернет

[2]Фото взято из открытых источников сети Интернет

[3]Ливонская рифмованная хроника

[4]Схемы из Атласа офицера, 1947 г., и архива SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ

[5] И.О. Колосов, «…И посадникам доложить господина Пскова на вече…», «Археологи рассказывают о древнем Пскове», Псков, 1992. (стр. 94)

[6] В.Л. Янин. Вислые печати Пскова, с. 247

[7]Фотография взята с сайта «Отзыв.ру»

[8] В.Д. Белецкий О печатях псковских посадников, Печать посадников псковских

Или, если мы не знаем, как складывались события в Польше и в Прибалтике, мы не можем адекватно оценивать то, что происходило в северо-западных русских землях XII–XIII веков. Самый яркий пример, к которому я в последнее время вынужден часто обращаться, – это Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище. Невскую битву помнят все, хотя в шведских источниках она вообще не упоминается. Ледовое побоище превратилось чуть ли не в основное сражение XIII в., а Раковорскую битву 1268 года никто из россиян и не вспоминает – хотя и по масштабам, и по значению она существенно превосходит битву на Чудском озере. Я думаю, что это просто несопоставимые для историй страны события

Игорь Данилевский: «С историческими программами на ТВ – просто катастрофа»

[1]Сведения взяты из открытых источников сети «Интернет»

Рудский Алексей Вячеславович,
Санкт-Петербург
[email protected]
Изображения оттисков печатей из коллекции автора,
также использованы изображения из свободных источников


Сфрагистика. Вислые печати

Сфрагистика. Вислые печати (А.В. Рудский)

Актовые печати периода княжения Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)

Печати детей Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)

Актовые печати Владимира Мономаха (А.В. Рудский)

Актовые печати с изображением Архангела Михаила (А.В. Рудский)

Актовые печати Александра Невского (А.В. Рудский)

Юрий Долгорукий — основатель Москвы. Сфрагистика (А.В. Рудский)

 

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Печати Андрея Боголюбского

Печати Андрея Боголюбского

Продолжая изу­че­ние сфра­гис­ти­чес­кой ма­те­риаль­ной куль­туры сред­не­ве­ко­вой Ру­си, по­свя­щаем статью пе­ча­тям пе­рио­да кня­же­ния

Мстислав Великий. Сфрагистика

Продолжая изучение сфра­гистической ма­те­риаль­ной куль­ту­ры средневековой Ру­си воз­никло жела­ние по­свя­тить от­дель­ную статью
Перейти К началу страницы