Орден Шамиля

Орден Шамиля

in История/Фалеристика 1974 views

Одной из причин возникновения ордена послужила необходимость отмечать заслуженных деятелей, основанная на копировании турецких и европейских наградных систем. Важным отличием было отсутствие чёткого статута и нумерации. Хотя, статутом можно считать волю награждающего, не менее чётко определяющую «достоин – не достоин».

Орден Шамиля за участие в Газават, что в переводе с арабского языка означает «военный поход», «набег». За участие в такой борьбе человек наделялся почётным титулом «гази», то есть борец за веру.

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». (М.В. Ломоносов)

Имам Шамиль. Фотография. Картон, оксиды серебра, графит (прорисовка). Российская империя, середина XIX века
Имам Шамиль. Фотография. Картон, оксиды серебра, графит (прорисовка). Российская империя, середина XIX века [1] 

Шамиль – знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе за независимость от Российской империи.

Печать имама Шамиля двусторонняя цилиндрической формы со съёмными крышками; на щитовом поле и на крышках — арабские надписи. Россия, сер. XIX в. Серебро, пайка, чеканка, штихельная гравировка (резьба)
Печать имама Шамиля двусторонняя цилиндрической формы со съёмными крышками; на щитовом поле и на крышках — арабские надписи. Россия, сер. XIX в. Серебро, пайка, чеканка, штихельная гравировка (резьба)[2] 

В своëм государстве имам Шамиль упорядочил законы о денежных штрафах, торговле, наследстве, по брачным делам и многие другие. Он учредил регулярные отряды пехоты, приступил к созданию своей артиллерии, проводил реорганизацию армии, начало которой было положено введением в ней командно-должностных званий, причём присвоение их – уже само по себе было наградой.

Сначала награды в армии имама Шамиля выдавались подарками: оружием, лошадьми, баранами, различными вещами, делались и денежные вознаграждения. Собственно медали и знаки отличия появились в армии Шамиля только с 1841 года, когда завершилось образование Муртазигаторов – его личной гвардии из наёмных воинов. Одним из знаков отличия были круглые медали, которые имам раздавал сотенным командирам, отличившимся храбростью, поэтому на них персидским тестом (фарси) было написано: «За храбрость сотенному командиру». Треугольные медали получали только трёхсотенные командиры, и потому надпись на них гласила: «За храбрость трёхсотенному командиру». А пятисотенные командиры получали небольшого размера эполеты из кованого серебра и шёлковые темляки различных цветов.

Когда в 1842 году имам Шамиль учредил в своей армии звания генералов и капитанов, то эти лица стали получать два серебряных знака отличия – полузвёзды, которые, складываясь вместе, составляли орденскую звезду. Их носили по одной на каждой стороне груди. Все другие наибы и их помощники, которые назывались капитанами, получали овальные медали; помощники капитанов и старшины селений носили серебряные пластинки.

При назначении на должность командиров главной характеристикой считалась личная храбрость человека, потому должностные знаки внешне были очень схожи с овальными медалями (да и по сути своей мало отличались от них) – высшей воинской наградой у горцев. Награды в армии имама Шамиля были исключительно военными, по форме все они были одинаковыми и различались только надписями на них. Надписи, например, были такие: «Герой, опытный в боях и, как лев, бросающийся на неприятеля», «Только тот может называться храбрым, кто не думает о последствиях» и др.

Как и во всякой другой наградной системе, у имама Шамиля существовали ордена разного достоинства. Почти все они имели форму слегка выпуклой круглой пластины. Все знаки отличия изготовлялись только из серебра, некоторые из них украшались зернью, полусферами или чеканными звёздами. Знаки отличия, исходившие от самого имама Шамиля, украшались ещё и позолотой, которой обычно покрывали некоторые накладные детали.

На большинстве из сохранившихся наград имя награждённого не упоминается, так как чаще всего мастера изготовляли медали заранее. Только если орден предназначался для конкретного человека, на знаке отличия гравировалось его имя.

Впервые отличившийся воин получал сначала награду скромную, но обязательным элементом любой медали являлась надпись, выполненная чернью. В качестве изобразительного элемента на наградах имама Шамиля использовалась в основном шашка – оружие, которым горцы всегда пользовались в битвах. На одной из сохранившихся наград имеется изображение пистолета, на другой – изображение пистолета с шашкой, но ни разу мастера не выгравировали изображение кинжала…

Исключительным правом Шамиля было награждение только высших командиров, кроме него самого право награждать знаками отличия за воинские доблести имели и наибы. Так, например, сохранился целый ряд орденов и должностных знаков, которыми награждал своих особо отличившихся воинов наиб Даниял-Султан. На выдаваемых им орденах делалась следующая надпись: «Этот знак выдан Даниял-Султаном тому, кто проявил храбрость. 1263 г.». Сохранился и орден, выданный самому Даниял-Султану, со следующей надписью: «Этот орден нападающему. Аллах дал Даниял-Султану и его войску силу, помощь и победы».

Создание чёткой воинской структуры повлекло за собой введение своеобразной иерархии наград и знаков отличия. Стоит отметить, что в имамате награждали не самой наградой, а грамотой на право её ношения. Награжденный сам должен был заказывать знак отличия у ювелира. По этой причине неизвестно двух абсолютно одинаковых наград. В армии Шамиля не существовало единого места изготовления наград. Не были разработаны размеры и орнаментика орденов. Награды исполнялись мастерами разных аулов, в основном дагестанских, Сугратль и Чох. Материалом служило серебро, украшенное чернёными надписями и различными изображениями фестонов, розеток, звезд, оружия (восточные сабли, реже – ружья и пистолеты). Иногда награды были датированы и надписаны. Датировка указывала на время награждения, производилась она в соответствии с исламским календарём, с момента введения института орденов (1257 год по хиджре, 1841–1842 годы по нашему летоисчислению) до года пленения Шамиля (1275 год, 1858-1859 годы). [3]

В настоящее время предлагаю вашему анализу два экземпляра Ордена Шамиля. Имеющиеся образцы отличаются между собой по внешнему виду и размеру. Это вызвано тем, что выдавалась не награда, а право на её ношение, определённое соответствующим письменно закреплённым решением.

При наличии права, кавалер заказывал награду самостоятельно. Обычно ордена изготавливали в аулах Дагестана и Чечни по заказу кавалера – орденоносца.

Орден Шамиля
Орден Шамиля

Орден выполнен из серебра с чернением и насечкой в виде букв и узоров-знаков. Орден имеет форму круга с выступающей на аверсе центральной частью. Реверс знака оборудован креплениями к одежде или элементам экипировки.

Серебро, диаметр 67 мм, 29,37 г, штамп, серебрение, чернение. На реверсе припаяно три петли для нашивки знака на одежду. Ремонт одной (верхней) петли из проволоки на олово либо свинец. В данный момент эта петля приложена для фотофиксации, т.к. повторно отломалась.

Общий вид оформления ордена напоминает круглый щит со сферической выпуклостью, умбоном в середине – металлической накладкой, защищающей руку воина. Вокруг середины щита располагается символичная шестиконечная звезда. По периметру располагается текст, выполненный персидской вязью, и узоры.

Перевод текста осуществлён филологом, специалистом-переводчиком посольства Исламской Республики Афганистан в Российской Федерации высшей категории (с афганского на русский язык и обратно) Касемом Мохаммадом.

Перевод текста: «1262 год (по хиджре, т.е. 1846-47 годы от Р.Х.) езан набат (барабанный бой) высокая честь Данбак-султана!». Слово «езан» специалист не смог определить.

Вместе с тем, обращаясь к научному исследованию Хаджи Мурад Доного «Ордена Шамиля» [4], отождествляю с представленным мной орденом Шамиля, максимально схожее изображение № 2600, перевод которого гласит: «Во времена имама Шамиля (умбон). Это начальник сотни и глава отряда. Пожаловал это звание Даниял-Султан в 1262 году (1845–1846 годы от Р.Х.)».

Орден Шамиля
Орден Шамиля

Перевод Касема Мохаммада отличается по содержанию от перевода, указанного в книге Хаджи Мурад Доного, однако полагаю корректирует его. Касем М. не имел понимания сути представленного для перевода орденского знака, но владея афганским языком, сразу определил, что это «1262 год», «высокая честь», «Данбак-султана».

Также, в результате проведённого исследования профессиональным переводчиком установлено следующее. Текст выполнен мастером, знающим персидский язык и письмо (фарси), а не безграмотным ювелиром, не владеющим пониманием смысла персидской вязи, которому, для воспроизведения дан текст, выполненный в виде изображения, а мастер только имитирует зигзаги и петельки персидских букв без понимания смысла и особенности каллиграфии самих букв.

Полагаю, что анализ и исследования специалистов языка фарси в данной, очень узко-профилированной и специализированной тематике, предполагает в будущем корректировки и расширение знаний у специалистов и любителей фалеристики Кавказских войн.

Для понимания вышесказанного, приведём пример медали, речь о которой идёт в статье Андрея Каркотко Бухарская медаль на груди моряков Русского флота, где вязь на медали выполнена мастером, не знающим грамоты арабского языка.

Как сказано выше, вокруг середины щита изображена шестиконечная звезда – символ печати Сулеймана – Мухри Сулейман (اليمان, Соломон), повелевавшего духами. А Сулейману печать (под печатью подразумевается Истина) передал ангел Джабраил. Существует мнение, что именно этой печатью Сулейман смог подчинить себе духов (джинов).

Абу Дауд ат-Таялиси (2564) передаёт со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «تَخْرُجُ دَابَّةُ الْأَرْضِ وَمَعَهَا عَصَا مُوسَى وَخَاتَمُ سُلَيْمَانَ عَلَيْهِمَا السَّلَامُ، فَتَخْطِمُ أَنْفَ الْكَافِرِ بِالْعَصَا، وَتُجَلِّي وَجْهَ الْمُؤْمِنِ بِالْخَاتَمِ، حَتَّى يَجْتَمِعَ النَّاسُ عَلَى الْخِوَانِ يُعْرَفُ الْمُؤْمِنُ مِنَ الْكَافِر» «Зверь земной выйдет, и с ним будет посох Мусы и перстень Сулеймана (мир им обоим). Он будет ставить печать перстнем на нос неверного, и освещать лик верующего. И так, если даже люди соберутся для трапезы, верующие будут отличаться от неверных».

Этот же символ был и на печати самого Шамиля. Поэтому символичность изображения несомненна.

Орден Шамиля
Орден Шамиля

Перевод текста: «Кто станет размышлять о последствиях, тот не проявит храбрости!», под персидским тестом (фарси) изображение сабли, диаметр 65 мм, вес 23 гр., серебро, штамповка, гравировка, чернение, выпиловка. На реверсе припаяно три петли для нашивки знака на одежду. Середина XIX века.

Вместе с тем, обращаясь к научному исследованию Хаджи Мурад Доного «Ордена Шамиля», отождествляю с представленным мной орденом Шамиля, максимально схожее изображение № 4077, перевод которого гласит: «Кто думает о последствиях, тот не герой». Серебро, гравировка, д. – 65 мм.

Орден Шамиля
Орден Шамиля
Кившенко А.Д. Сдача Шамиля князю А.И. Барятинскому. 1859
Кившенко А.Д. Сдача Шамиля князю А.И. Барятинскому. 1859 [5]

В послесловии хочу отметить, что задачей статьи является исключительно анализ артефактов фалеристики нашей Родины, а не разжигание националистической ненависти и затухших неприязней (очагов сепаратизма), обид и ненависти малых народностей к великороссам.

Это, всё наша общая история (русских, чеченцев, дагестанцев, и иных, не менее значимых народов Российской империи), а изучение наград, отражающих самые жестокие события истории, войны, страдания, ненависть, храбрость и доблесть участников тех событий, является только малой долей уважения памяти Нашим предкам, создавшим и передавшим нам в наследование и в управление Российскую Федерацию, в составе тех народов, которые сейчас её составляют.


Шамиль – знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни. Родился в селении Гимры около 1797 года, а по другим сведениям около 1799 года, от аварского узденя Денгау Мохаммеда (1797, аул Гимры, Дагестан – март 1871, Медина, ныне Саудовская Аравия). Глава мусульманского военно-теократического государства в Дагестане, возглавлял борьбу горцев Дагестана и Чечни против регулярной армии Российской империи. Родился в семье аварского крестьянина. Воспитывался в среде мусульманского духовенства. С 1820-х – один из сподвижников Гази-Магомеда, затем – Гамзат-бека. С 1834 года – имам. Благодаря организаторским способностям и воле ему удалось объединить горцев и подчинить себе местных дагестанских феодалов. Личная храбрость и выдающееся красноречие создали Шамилю большую популярность. В 1848 году его власть была объявлена наследственной. Опираясь на свободное крестьянство и духовенство, Шамиль создал военно-теократическое государство – имамат, в котором ему принадлежала светская и духовная власть. Обладая талантом полководца, Шамиль вёл успешную борьбу с царскими войсками, в 1840-х годах одержал ряд побед. Однако в 1850-х годах вследствие превосходства царских войск, роста внутренних социальных противоречий, разорения и усталости народа, продолжительного кризиса, измены наместников движение пошло на спад.

25 августа 1859 года Шамиль с 400 мюридами был осажден в ауле Гуниб и 26 августа был вынужден сдаться в плен на почётных условиях. Был поселён с семьей в Калуге. В 1870 году ему было разрешено выехать в Мекку. Присоединение к Российской империи Дагестана и Чечни было проведено насильственными методами. Вместе с тем вхождение этих народов в состав России способствовало их экономическому, политическому и культурному развитию.


[1] https://sandra-nika.livejournal.com/3088692.html

[2] https://dzen.ru/a/YuzSitnDsFOehOtX

[3] https://goodcoins.su/pochetznak/znak-shamil.htm

[4] Издательство г. Махачкала, 1995 г., Дагестанский государственный объединённый историко-архитектурный музей.

[5] 10 (22) марта 1851 г., Венёвский уезд, Тульская губерния, Российская империя – 02.10.1895, Хайдельберг, Германская империя) – русский живописец, близок к передвижникам. Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях»

Рудский Алексей Вячеславович,
Санкт-Петербург
[email protected]
Изображения из свободных источников

А здесь вы найдёте Награды Российской Империи

__________________

Обсудить материал >>>

 Обсуждение в телеграмм >>>

Рекомендуем

75 лет Германской Демократической Республики

75 лет ГДР

Семьдесят пять лет назад 7 октября 1949 го­да бы­ла об­ра­зо­ва­на Гер­ман­ская Де­­мо­­кра­­ти­чес­кая
Перейти К началу страницы