С.В. Иванов. Русские князья заключают мир в Уветичах (фрагмент)

Актовые печати с Архангелом Михаилом

in Сфрагистика 5480 views

Сегодня поговорим о врагах династии основанной Владимиром Мономахом — династии Ольговичей.

Продолжая изучение древнерусской сфрагистики, предлагаю обратить ваше внимание на печати с изображением Архангела Михаила. Большое разнообразие стилистического исполнения Архангела Михаила и количество найденных печатей, вынуждает посвятить им отдельную статью.


Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего
Платон

Актовые печати с изображением Архангела Михаила

Архангел Михаил, Архистратиг Михаил (др.-евр. ‏מיכאל, ивр. ‏מִיכָאֵל‏‎ [mixåˈʔel], Михаэль — «Кто как Бог?»; др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов в таких религиях, как христианство, иудаизм и ислам[1].

Икона Архангел Михаил (Лоратный)[2], Ярославль, около 1300 г.

В летописных источниках известно несколько русских князей рубежа 11-12 веков, имевших крестильное имя Михаил.

Так, например в «Любецком синодике[3]» упоминается черниговский князь Михаил. Но такого князя не было! Оказалось, что Михаил — крестильное имя  князя Олега Святославича.

Лаконичность текста печатей и общие места находок создают определённую трудность идентификации принадлежности печати с изображением Архангела Михаила определённому владельцу. Начнём разбор по принципу — «наименьшего сопротивления», отталкиваясь от разрешённых профессиональными историками задач.

Печати кн. Олега Святославича «Гориславича», христианское имя Михаил Николаевич, родился около 1053 г., (Ростов) 1073 г., (Владимир-Волынский) 1073-1076 гг., (Тмуторокань) 1077,  1083-1094 гг., (Чернигов) 1078, 1094-1097 гг., (Муром) 1095-1097 гг., (Ростов, Рязань) 1097, (Новгород-Северский) 1097-август 1115 гг.[4]

Четвертый сын Великого кн. Святослава Ярославича. Основал династию Ольговичей, враждовавшей с Мономашичами более ста лет.

В 1076 году совместно с Владимиром Мономахом ходил с войском в союзе с Поляками в Силезию против Герцога Богемского.

В 1077 году кн. Олег вместе с кн. Владимиром Мономахом объявили войну кн. Полоцкому Всеславу и выжгли все предместье Минска.

10 апреля 1077 года бежал в Тмуторокань и далее, вместе с кн. Борисом Вячеславичем захватил Чернигов.

В 1078 году кн. Всеволод, сдав Чернигов кн. Владимирскому кн. Олегу Святославичу и кн. Тмутороканскому Борису Вячеславичу бежал к брату Великому кн. Изяславу Ярославичу в Киев, который помог отвоевать Чернигов, но при этом последний погиб. Видя несоответствие войск, кн. Олег предложил кн. Борису вступить в мирные переговоры, но гордый кн. Борис отверг здравое предложение и также погиб в сражении.

Кн. Олег обратился в бегство и с малым числом воинов вернулся в Тмуторокань.

В 1078 году вместе с братом кн. Романом Святославичем пытался организовать очередную попытку расширения владений за счет кн. Всеволода. При этом Половцы заключили мир с Великим, к этому моменту, кн. Всеволодом и убили кн. Романа, а кн. Олега насильно отправили в Константинополь, затем в ссылку на о. Родос. В Тмуторокани, в отсутствие кн. Олега, правил наместник Великого кн. Всеволода – Ратибор. В 1083 году кн. Олег с помощью византийского императора Алексея Комнина вернул владение Тмутараканью, изгнав кн. Володаря Ростиславича и кн. Давыда Игоревича.

В 1094 году кн. Олег покинул Тмутаракань, передав её императору, и в третий раз осадил Чернигов и вынудил Владимира Мономаха с почестью удалиться со свитой и дружиной количеством около ста человек и сдать город. Великий кн. Святополк Изяславич вынужден был отдать Чернигов в княжение кн. Олегу, не желая более кровопролития.

В 1095 г. кн. Владимир Мономах организатором вероломного убийства половецкого хана Итларя со свитой, для вовлечения в преступление Олега Святославича и дальнейшего развязывания войны с половцами, с целью потери Олегом союзников – половцев, и дальнейшего изгнания с черниговского престола последнего. Олег Святославич не совершил вероломного предательства своих союзников – половцев, и последовала война с Владимиром Всеволодовичем за Чернигов.

В 1096 году кн. Святополк и кн. Владимир Мономах отвоевали Чернигов. На что, кн. Олег осадил Муром, где убил кн. Муромского Изяслава Всеволодовича Мономаха, заодно захватил Суздаль и Ростов.

В 1097 году избегая битвы с кн. Владимиром и Вячеславом Всеволодовичами Мономахами, кн. Новгородским Мстиславом Владимировичем, крестником кн. Олега, удалился в Рязань, оставив Муром брату кн. Ярославу.

В 1097 году в Любече по договоренности за кн. Олегом числился Чернигов, Новгород-Северский. 30 июля 1100 года на последующем съезде князей в Уветичах, владения кн. Олега не изменились.

Вышеуказанная, активная деятельность кн. Олега свидетельствует о значительном охвате и владении значительной территории Руси. Документы, скрепляемые кн. Олегом имели печати не только с упоминанием Тмутараканского княжества, которые отражают только деятельность в период княжения в Тмуторокани. Иные печати с Архангелом Михаилом отнесены к данному князю из-за стилистического тождества.

В «Слове о Полку Игореве» назван «Гориславичем». Предположительно, за свой беспокойный нрав и все те междоусобия, которые он породил, принесшие столько вреда русской земле.

Л.С.: погрудное изображение св. Архангела Михаила, с жезлом в правой руке и со сферой в левой руке. По сторонам вертикальная надпись «МI/ХАIЛ. Вокруг точечный ободок.

О.С.: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По сторонам вертикальная надпись «NН», «КО/Л/А». Вокруг точечный ободок.

1. 23х20; 7,14 гр.

2

Л.С.: погрудное изображение св. Архангела Михаила, с жезлом в правой руке и со сферой в левой руке. По сторонам вертикальная надпись «МI/ХАIЛ. Вокруг точечный ободок.

О.С.: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По сторонам вертикальная надпись «NН», «КОЛА». Вокруг точечный ободок.

2. 24,5х26; 13,44 гр.

3. 25х28; 10,9 гр. В пробитое отверстие вставлялся шнур, для повторного подвешивания к документу.

4.

Л.С. изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Вокруг точечный ободок.

О.С. четырёхстрочная надпись «+KERO,/MIXAИЛ/ТUМАТ/АРХО» , т.е. с греческого: «Господи помоги Михаилу архонту Тмутаракани». Вокруг точечный ободок.

21х23; 9,4 г.

5

6

7

8

9

Л.С.: изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Волосы подвязаны лентой. Вокруг точечный ободок.

О.С. четырёх строчная надпись «+KERO/TѡCѡДA/MIXAИ/-Л-», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Михаилу». Вокруг точечный ободок.

5. 20х20,5; 6,9 г.

6. 22,5х20,5; 7,5 г.

7. 20,5х21,5; 7,6 г.

8. 20.5х21; 6,9 г.

9. 20х21,5; 6,7 г.

10

11

Л.С. изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Вокруг точечный ободок.

О.С. четырехстрочная надпись «ГИПОМО/ЗИРАБ/СВОЕМ/MIXAИЛV/СВЯТОСЛВ/ИЧО», т.е. «Господи помоги рабу своему Михаилу Святославичу». Вокруг точечный ободок.

10. 23х24,5; 9,32 гр.

11. 25х26; 14,66 гр.

12

Л.С.: изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Волосы подвязаны лентой. Вокруг точечный ободок.

О.С. четырехстрочная надпись «МИХЛ/СВѦТО/СЛАВА/ЧА». Вокруг точечный ободок.

12. 20х21; 7,84 гр.

13

Л.С.: изображение архангела Михаила в полный рост, в ангельских одеждах, с жезлом в правой руке, со сферой в левой руке.

О.С.: четырёхстрочная надпись «ГИ/ПОМО/ЗИРАБ/С**».

13. 19х22; 6,3 гр.. 2016 г.

14
15

№77[5]

Л.С. изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Вокруг точечный ободок.

О.С. четырехстрочная надпись «Дѣ/NѣСЛО/ВО». Вокруг точечный ободок.

14. 30х28; 22,49 г.

15. 31х32; 18,4 г.,

16

Л.С. изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Вокруг точечный ободок.

О.С. четырёхстрочная надпись «Дѣ/NѣСЛО/ВО». Вокруг точечный ободок.

16. 25х27; 11,24 гр.

гравюра Дж. Чэпмена

Печати Великого кн. Святополка II Изяславича, христианское имя Михаил Дмитриевич,  род. 1050 г., (Полоцк) 1068-1070 гг., (Новгород) 1078-1088 гг., (Туров) 1072, 1077-1078, 1088-1093 гг., (Вышгород) 1088-1093 гг., (Киев) 24 апреля 1093-1113 гг.

Третий сын Великого кн. Изяслава Ярославича.

В 1070 г. был изгнан кн. Всеславом Брячиславичем из Полоцка, куда посадил Святополка княжить его отец.

В 1073 г. был вынужден вместе с отцом покинуть Русь, и вернулся только в 1077 г.

После смерти кн. Глеба Святославича в 1078 г., отец посадил Святополка княжить в Новгороде.

Кн. Владимир Всеволодович Мономах передал Великое княжение Святополку.

В 1094 г. совершил неудачный поход на половцев, был разбит и в последствии, женился на дочери половецкого хана Тугоркана.

Заложил город в свое имя – Святополч.

В 1096 г. участвовал на съезде князей в Любече.

В 1098 г. осадил и захватил Владимир-Волынский, прогнав Давыда Игоревича в Червень.

В 1100 г. участвовал в Витичевском съезде князей, где по соглашению князей закончилась война за Волынь. Святополк посадил во Владимир-Волынском своего сына Ярослава.

В 1104 г. выдал свою дочь Предславу за венгерского королевича Ладислава.

А.Д. Кившенко. «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком»

Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались на совет в Долобске, где было принято беспрецедентное решение о первом походе против половцев в степь, ставшим первым в целой серии походов, переломивших ход русско-половецкого противостояния и перенёсших его на территорию степей. В 1103 году половцы были разгромлены на Сутени, в 1107 году были разбиты Боняк и Шарукан на Суле, в 1111 году Святополк, Давыд и Владимир вторглись в земли верховий Донца, взяли города Шарукань и Сугров, а затем разгромили половцев на Салнице (Википедия).

В 1113 году окончательно потерял Тмуторокань из под Великого княжения, завоеванную Половцами.

Актовые печати с изображением Архангела Михаила

17

Л.С.: погрудное изображение св. Архангела Михаила. В правой руке скипетр, в левой держава. Вокруг точечный ободок.

О.С. погрудное изображение Великого кн. Святополка II Изяславича в княжеских одеждах. В правой руке жезл. Вокруг точечный ободок.

17. 19х21; 8,9 г.

18

№37

Л.С.: погрудное изображение св. Архангела Михаила, с жезлом в правой руке. Волосы подвязаны лентой. Вокруг точечный ободок.

О.С.: надпись в четыре строки «+КЕRО,/МОЕIТѡ/МИХАИЛ,/***И»/, т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Михаилу…».  Вокруг точечный ободок.

18. 22х29; 18,2 г., аккуратно отрезана 1/3 печати.

19

Л.С.: погрудное изображение св. Архангела Михаила, с жезлом в правой руке. Вокруг точечный ободок. Печать отжата на иной печати. Видно изображение святого, вокруг точечный ободок.

О.С.: надпись в четыре строки «АХРГ/RОМОН/С,АИЛО,/М»/, т.е. с греческого: «Архангел помоги рабу Михаилу».  Вокруг точечный ободок. Печать отжата на иной печати. Видно ростовое изображение святого Георгия, колончатая надпись «Г/Е/О/Р/Г/I/О». Вокруг точечный ободок.

19. 22х29; 8,35 г.

Использование письма на дорогостоящем пергаменте приводило к многократному его использованию. Счищали текст снятием верхнего слоя, повторно отбеливали и перекрывали прежнюю печать, печатью иного феодала, автора текста.

Отчётливо сохранившееся крестильное имя князя, святого «Г/Е/О/Р/Г/I/О» на предыдущей печати позволяет делать вывод о переписке одного из сыновей Ярослава Мудрого с его внуком — Святополком Изяславичем, и повторное использование племянником этого пергамента.

Проблемы идентификации печатей и персонифицирование их бывших владельцев (князей, наместников, чиновников) в том числе, принадлежала ли печать их жёнам, или дочерям, возникли с зарождением данной научной дисциплины и историками разрешаются до настоящего времени. Уважаемым исследователям рекомендую обратиться к первоисточникам.

Например, на высшем профессиональном уровне В.Л. Янин, на основании работ Н.П. Лихачёва, А.В. Соловьёва, Б.А. Рыбакова, анализировал печать Михаила, архонта Матрахии, Зихии и всей Хазарии, определив её принадлежность русскому князю[7]. Выводы Н. Бенеску[8], поддержанные византинистами: В. Лоран[9], Ф. Дэльгер, А. Грегуар, А.П. Кажданом, В.Л. Янин посчитал немотивированными.

Нижеследующая печать, могла быть аналогичным предметом дебатов.

20

Л.С.: изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Волосы подвязаны лентой. Вокруг точечный ободок.

О.С. четырёхстрочная надпись «+KEROНОЕI/TѡCѡДUЛОNОU/MIXAИЛАРХО/ТАNТСРОSI/АС», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Михаилу Архонту (правителю) России». Вокруг точечный ободок. Титул Архонта России принадлежал Великим князьям, в связи с чем, данная печать отнесена к Великому кн. Святополку II Изяславичу.

Исполнение ювелирного текста и мелкой пластики изображения Архангела по тонкости работы и полноты текста, также бесспорно византийским резчиком буллотория.

20. 19,5х14; 4,83 г.

21

Л.С.: погрудное изображение св. Архангела Михаила, с жезлом в правой руке. Волосы подвязаны лентой. По сторонам «М/I» и «Г/I». Вокруг точечный ободок.

О.С.: надпись в четыре строки «+КЕRО,/ТѡСѡДЛ/МОЕIТ/*NОТА/*UЛ */МИХАИЛ»/, т.е. с греческого: «Господи, помоги рабу своему … Михаилу». Вокруг точечный ободок.

21. 32х30; 20,95 гр.

22

№74

Л.С.: погрудное изображение архангела Михаила, в ангельских одеждах, с жезлом в правой руке, с сферой в левой. Вокруг линейный ободок.

О.С.: трехстрочная надпись «ДЬN,/ЪСЛО/ВО». Вокруг комбинированный, линейно-точечный ободок.

22. 23х25,5; 10,4 гр., Великий Новгород, 2008 г.

Обнаружение данной печати в Великом Новгороде, позволяет обоснованно относить её применение в период княжения в 1078-1088 гг.

23

№75а

Л.С.: погрудное изображение архангела Михаила, в ангельских одеждах, с жезлом в правой руке у правого плеча, со сферой в левой руке. Вокруг точечный ободок.

О.С.: трёхстрочная надпись «ДЬ/NѣСЛО/ВО». Вокруг точечный ободок.

23. 32х31,5; 21,7 гр.

Печать применимая в голубиной почте.

24

Л.С.: поясное изображение св. Архангела Михаила, в правой руке жезл. Вокруг точечный ободок.

О.С.: четырехконечный крест на подножии. Вокруг точечный ободок.

24. 12х12; 2,0 гр., Смоленская обл. 2007 г.

Печать кн. Ростислава Владимировича, христианское имя Михаил (предположительно Васильевич[10]), род. 1038 г.,  (Новгород?) 1052-1053 гг., (Ростов?) 1053-1057 гг., (Владимиро-Волынский) 1057-1064 г., (Тмутаракань) 1064-3 февраля 1066 гг.

Сын Новгородского князя Владимира Ярославича, основал Галичскую династию.

В 1064 г. при финансовой поддержке иудеев, вместе с воеводами Пореем и Вышатой, выгнал из Тмутаракани кн. Глеба Святославича, но в 1065 г. Великий кн. Святослав Ярославич изгнал Ростислава и вернул княжение сына Глеба. Но после отвода войск Великого князя, Ростислав Ярославич вернулся в Тмутаракань и выслал Глеба Святославича в Чернигов.

Отравление Ростислава Владимировича Тмутараканского греческим котопаном (стратигом). «В лето 6573. Ростиславу сущу Тмуторокани… послаша с лестию котопана… Он же испив половину, а половину дасть князю пити, дотиснувъея палцем в чашю, бе бо имея под ногтем растворение смертное, и вдасть князю, и урек смерть до дни осмаго». Радзивиловская летопись. Оригинал летописи находится в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге

3 февраля 1066 г. на пиру был отравлен греками из Корсуни, а именно котопаном Херсонской фемы, которого вскоре корсуньцы побили камнями.

25

Л.С.: изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Волосы подвязаны лентой. Вокруг точечный ободок.

О.С. изображение богородицы сидящей на троне.

25. 21х22; 9,59 г., Крым, 2014 г.

Печать Митрополита Киевского Михаила II (Киев) 1130-1145 гг.

Был назначен и рукоположен в Константинополе и прибыл в Киев летом 1130 года. Уже в ноябре-декабре того же года он посвятил в новгородские епископы Нифонта, а в 1134-1136 годах участвовал в учреждении Смоленской епархии.

Около 1134 года он прибыл в Новгород и именем Божиим удерживал новгородцев от вражды с ростовскими князьями. Но новгородцы не послушались митрополита и, задержав его у себя, выступили в поход. Однако потерпели поражение и, возвратившись из похода, отпустили митрополита.

С большим трудом Михаилу удалось покончить с неурядицами вокруг вакантной переяславской кафедры (1134-1141 гг.), которые возникли вследствие протестов против выделения из состава Переяславской епархии Смоленской земли; очередного переяславского епископа Евфимия Михаил смог рукоположить только в 1141 году.

В пору постоянных междоусобий при киевских князьях Ярополке Владимировиче (1132-1139 гг.) и Всеволоде Ольговиче (1139-1146 гг.) Михаил предпринимал небезуспешные попытки посредничества между соперничавшими князьями, хотя при этом и не смог избежать упреков в пристрастности. На рубеже 1134-1135 гг. он оказался даже на короткое время в заточении, что должно было препятствовать его посреднической деятельности.

Авторитет митрополита подрывался также его усилиями в поддержку провизантийской политики одной из коалиций русских князей (в первую очередь галицких и суздальских).

Участие в препирательствах по поводу киевского стола в 1145 году, последнее, что нам известно о политической деятельности Михаила.

На основании послания можно догадываться, что Михаил сложил с себя сан митрополита (отписался митрополии) в ходе кризиса, виновником которого, по-видимому, был он сам. При этом он напоминал об исконных правах Константинополя, чтобы избежать осложнений с назначением своего преемника. Поскольку как раз в 1145 году Михаил находился с каноническим визитом в Византии, то, возможно, последовавшие вскоре события в Киеве были одной из причин его отказа от его возвращения. Скончался в 1145 году.

26

Л.С.: погрудное изображение св. Архангела Михаила. По кругу надпись «…МИХА». Вокруг точечный ободок.

О.С.: надпись в пять строк «СЕ/RОНО/МIХАИ/ПАТР,/I», т.е. с греческого «Господи спаси отца Михаила». Вокруг точечный ободок.

26. 11х12,5; 5,5 г.

27

Л.С.: погрудное изображение Богородицы Оранта. Вокруг точечный ободок.

О.С.: четырёхстрочная надпись «+КЕРО/ТѡСOД,/МХАИ/Л» , т.е. с греческого: «Господи помоги Михаилу». Вокруг точечный ободок.

27. 18х22; 7,43 г., Крым, 2015 г.

Принадлежность следующей печати, не смотря на отичную сохранность, не определена. Текст легенды пропечатан не полностью, только возле шнура. Аналогичные печати мне ранее не встречались, эта могла принадлежать Византийскому чиновнику.

28

Л.С.: погрудное изображение св. Архангела Михаила. По краям надпись «МИ». Вокруг точечный ободок.

О.С.: надпись в пять строк «КЕRО/*АСIЛЕ*/*IКАИ*/АГК*/КМА*». Вокруг точечный ободок.

28. 21х21,5; 6,31 г.

Необходимо отметить тождественность печатей кн. Олега Святославича и его монет, так, изображение брактеата 1 и печати полностью идентичны, как размером, так и детальными изображениями. Это связывает нумизматику и сфрагистику, как науки, изучающие артефакты и результаты работ, если не одного и того-же мастера, но единой артели или мастерской и однохзначно с одного и того же образца (фрески, иконы).

Актовые печати с Архангелом Михаилом
Актовые печати с Архангелом Михаилом

Брактеат кн. Олега Святославича, серебро; 27х26; 1,19 г., пробито отверстие в нижней части монеты.

Актовые печати с Архангелом Михаилом
Актовые печати с Архангелом Михаилом

14-1.
31х31; 27,39 гр.

Актовые печати с Архангелом Михаилом
Актовые печати с Архангелом Михаилом

 

[1] Сведения взяты из открытого источника «Викопедия».
[2] Облачённый в одежды византийских придворных архангел предстает в качестве стражи Царя Небесного. В руках у него «мерило» (жезл) — символ власти. В руке может быть лабарум (древко с полотнищем) — боевой штандарт императора, символ властных полномочий. Он может быть изображен в т. н. лоратных одеяниях: далматике (узкая длинная одежда с широкими рукавами, вышитым оплечьем и подолом) и лоре (широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями; часть одеяния византийских императоров), в расшитых золотом и камнями сапогах.
[3] Р.Вл. Зотов, Указ, соч,, стр. 33.
[4] Н.М. Карамзин, «История государства Российского».
[5] В.Л. Янин, П.Г. Гайдуков «Актовые печати древней Руси Х-ХV в.в.». М. 1970, 1996. Указаны номера печатей, согласно «Свода».
[6] Drawn & Engraved by J.Chapman from a Series of Medal in the possession of the Rev.d W.m Tooke, London. Publish’d Feb: 1800. by Mefs.Longman&Rees, Pater Noster Row.
[7] В.Л. Янин, «Актовые печати древней Руси Х-ХV в.в.». М. 1970.
[8] Н. Бенеску, «Византийское господство в Матрахе (Тмутаракани), Зихии, Хазарии и «России» в эпоху Комненов».
[9] “Byzanitinische Zeitschrift”, 41, 1941; 53, 1960.
[10] Б.А. Успенский, Историко-филологические очерки. М.: Языки славянской культуры, 2004.  С. 86.

 

Рудский Алексей Вячеславович,
Санкт-Петербург
[email protected]
Изображения оттисков печатей из коллекции автора,
также использованы изображения из свободных источников

Сфрагистика. Вислые печати (А.В. Рудский)

Печати детей Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)

Актовые печати Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)

Актовые печати Владимира Мономаха (А.В. Рудский)

Актовые печати Александра Невского (А.В. Рудский)

Юрий Долгорукий — основатель Москвы. Сфрагистика (А.В. Рудский)

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Печати Андрея Боголюбского

Печати Андрея Боголюбского

Продолжая изу­че­ние сфра­гис­ти­чес­кой ма­те­риаль­ной куль­туры сред­не­ве­ко­вой Ру­си, по­свя­щаем статью пе­ча­тям пе­рио­да кня­же­ния

Мстислав Великий. Сфрагистика

Продолжая изучение сфра­гистической ма­те­риаль­ной куль­ту­ры средневековой Ру­си воз­никло жела­ние по­свя­тить от­дель­ную статью
Перейти К началу страницы