Продолжая изучение сфрагистической материальной культуры средневековой Руси, предлагаю ознакомиться с печатями детей великого киевского князя Мстислава Владимировича, внуков Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха.
Напоминаем, что сфрагистика — наука о печатях. Но нужно понимать, что мы рассматриваем печати не только как скрепляющие подписи на документах (ставятся на подпись), но, в т.ч. как пломбирующие ёмкости с документами, денежными знаками и изделиями. Грубо говоря, на какой-то территории собран налог, собранное сложено в мешок, а мешок запломбирован с использованием обмотанной вокруг горловины верёвки с опечатанными концами. Отсюда и получается двухстороннее изображение представляемых вам печатей. Понимание, где лицевая сторона, а где оборотная — достаточно условны. Но верным остаётся только время происхождения этих предметов.
В настоящее время собрана значительная коллекция печатей, представляющих собой историческую ценность. Мы ищем способ предоставить вам возможность лично ознакомиться с ними. Надеемся, что откликнется дальновидный музей и поможет в этом важном деле.
С уважением Алексей Сидельников, главный редактор
«Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего»
Платон
Печати Великого князя Мстислава I – Гаральда (Западноевропейское имя) Владимировича, подробно ранее исследовались в отдельной статье «Мстислав Великий. Сфрагистика».
Распад Древнерусского государства на самостоятельные княжества наиболее часто датируется годом смерти Мстислава Великого.
Мстислав Великий оставил множество потомков (Ингеборга, Мальфрида, Евпраксия, Всеволод, Мария, Изяслав, Ростисолав, Святополк, Рогнеда, Ксения, Владимир, Ефросинья, Ярополк[1]), в наследии сфрагистики которых, попытаемся разобраться.
Раздробленность Руси и поставила задачу идентификации имён феодала, т. к. зачастую одинаковые имена имели одновременно несколько князей, в связи с чем, княжеские печати стали отражать имя феодала и его отчество, т.е. изображение святого покровителя феодала и его отца. Дети Великого кн. Мстислава I – Гаральда Владимировича в обязательном порядке помещали на одной стороне печати изображение св. Федора.
Довольно большое количество печатей найдено в Великом Новгороде, в Московской области, например в Могутово[2]
Печати кн. Всеволода Мстиславича, христианское имя Гавриил Федорович: (Новгород) 17 марта 1117 – 28 мая 1136 г.г., (Переяславль) унаследовал в 1132 г., (Вышгород) 1137 г., а также был принят на княжение Пскова до кончины в 1138 г., и в 1547 г. канонизирован Русской Православной церковью.
Старший сын Великого кн. киевского Мстислава Владимировича и Кристины Стенкильсон, дочери шведского короля Инге I Старшего.
Начало своего княжение с многотрудного похода в Финляндию.
Однако его княжение вызывало недовольство народа и Бояр, однако, его отец Великий кн. Владимир созвал недовольных бояр в Киев, где потребовал торжественную присягу молодому князю, некоторых арестовал. Но опасаясь мятежных повторений, назначил Новгородским Посадником Киевского вельможу Бориса.
Самая древняя из подлинных Княжеских грамот Русских, доныне нам известных, дана Великим кн. Мстиславом Владимировичем Новгородскому Юрьеву монастырю, вместо крепости, на земли и судные пошлины, с приписью его сына кн. Всеволода, что он дарит тому же монастырю серебряное блюдо для употребления за братской трапезой.
Георгиевский собор в 1119 году «князь Всеволод Мстиславич заложил церковь каменну в Великом Новгороде и игумен Кириак … а мастер трудился Петр» (III Новгородская летопись), Новгородский Юрьев монастырь[3].
В 1130 – 1132 гг. дважды ходил на Чудь.
В 1132 году получил по договору и княжил несколько часов Переяславлем, откуда был изгнан кн. Юрием Владимировичем Долгоруким. Возвращаясь в Новгород, встретил негодование народа, не хотевшего возвращения кн. Всеволода, но вскоре переменили отношение, но значительно урезали князя в правах, расширив полномочия Посадников.
В 1133 году победил мятежную Чудь, взял Юрьев, основанный Великим Ярославом.
31 декабря 1133 года предпринял неудачный поход на Суздаль. 26 января 1134 года состоялась на Ждановой горе, во Владимирской области битва, с большими потерями с обоих сторон.
28 мая 1136 году на Новгородском Вече, в присутствии Ладожан и Псковичей, народ осудил князя как малодушного, непостоянного в убеждениях, вменяя гибель войска на Ждановой горе. Кн. Всеволод был заключен в Епископский дом, где сидел 7 недель как преступник. Освобождение получил только, когда кн. Святослав Ольгович приехал княжить в Новгород.
Покаявшись Великому кн. Ярополку Владимировичу в покушении на захват земель Суздальских, получил от него в удел Вышгород. Однако вскоре верные князю Новгородцы инициировали возвращение кн. Всеволода в Новгород.
Добравшись до Пскова в 1137 г., принявшего князя с честью, до него дошла весть об изменении положения в Новгороде, и что народ совершил разгром дворов сторонников кн. Всеволода и более его в Новгороде не ждут.
Им были предприняты активные действия на упреждение, неминуемой междоусобицы и на некоторое время Псков стал самостоятельной независимой феодальной республикой, а также был заложен Троицкий храм.
По смерти кн. Всеволода, его удел наследовал брат кн. Святополк Мстиславич.
22х23
22,5х24,5; 12,8 г., Тверь, 2008 г.
№133[4]
Лицевая сторона: изображение Благовещения. Архангел Гавриил в полный рост, повернут к Богородице с благословляющим жестом правой руки и жезлом в левой руке. Богородица изображена в полный рост, сидящей на скамейке, в развернутой позе, правым боком к Архангелу, левая рука приподнята, которой держит пряжу. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, в правой руке копье, левой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. Вокруг точечный ободок.
(Прим. ред. — качество изображения этой и нескольких печатей ниже не удовлетворительные по причине утери исходников и временной невозможности переснять подлинники)
24,5х23,5; 10,68 г, Крым, 2018 г.
№134
Лицевая сторона: изображение Благовещения. Архангел Гавриил в полный рост, повернут к Богородице с благословляющим жестом правой руки и жезлом в левой руке. Богородица изображена в полный рост, сидящей на скамейке, в развернутой позе, правым боком к Архангелу, левая рука приподнята, которой держит пряжу. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, в правой руке копьё, левой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. Вокруг точечный ободок.
22х21,5; 10,2 г, Тверская обл. 2008 г.
№136
Лицевая сторона: изображение Благовещения. Архангел Гавриил в полный рост, повернут к Богородице с благословляющим жестом правой руки и жезлом в левой руке. Богородица изображена в полный рост в развернутой позе, правым боком к Архангелу, левая рука приподнята, которой держит пряжу. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, в правой руке копье, левой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. По сторонам: буква «А» вписанная в «О», что означает сокращенное «ОАГИОС», с греч. Святой, и напоминает знак «@», «ФОДОРОС». Вокруг точечный ободок.
21х23,5; 9,58 г, Москва, 2018 г.
19х20,5; 5,8 г, Новгород, 2006 г.
22х22,5; 9,28 г, Москва, 2018 г.
№137
Лицевая сторона: изображение Благовещения. Архангел Гавриил в полный рост, повернут к Богородице с благословляющим жестом правой руки и жезлом в левой руке. Богородица изображена в полный рост, сидящей на скамейке, в развернутой позе к Архангелу, левая рука приподнята, которой держит пряжу. Сверху надпись «РАДУIСѧ» Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, в правой руке копье, левой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. Вокруг точечный ободок.
Популярность и почитание св. Федора, было настолько глубокими, что св. Федора иконописец изобразил стоящим между Архангелом Гавриилом и Богоматерью, что является недопустимым по церковным канонам. По канону, иконописцы писали предстоящих вокруг основного сюжета, а не в середине, а тем более между главными персонажами Божественного сюжета. По мнению Э.А. Гордиенко, эта икона была написана по предыдущему храмовому образцу первоначальной Благовещенской церкви, возведенной князем Мстиславом Владимировичем. Сохранилось предание, приведенное архимандритом Макарием, свидетельствующим о том, что в ХIV веке для церкви Благовещения на Городище была написана новая храмовая икон, причем с древней «корсунской».
Икона Благовещение. XIV век, св. Благоверный Фёдор Тирон. Новгород. Написана для церкви Благовещения на Городище (фото автора). Справа — фрагмент
22х23,5; 8,6 г.
№344
Лицевая сторона: изображение св. Архангела Гавриила в полный рост, с жезлом в правой руке и с сферой в левой руке. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение «Этимасии» — престола обетования, с крестом. Вокруг точечный ободок.
Термином «Этимасия» (греч. ετοιμασια — готовность, уготованность) обозначается изображение пустующего трона, подготовленного для второго пришествия Христа. Возникший еще в ветхозаветном представлении, этот образ был воспринят в Новом завете и нашел отражение в различных произведениях искусства. Этимасия изображалась как украшенный драгоценными камнями трон со свитком или закрытым Евангелием на нем (Евангелие иногда увенчано изображением голубя или короны). Трон окружали орудия Страстей Христовых — крест (наверху), копье и губка (по бокам). Кроме того, в Византии существовал обычай выставлять богато украшенный трон с Евангелием на нем во время торжественных заседаний Вселенских соборов, что символизировало невидимое присутствие Христа — божественного председателя собора.
Печати Великого кн. Изяслава Мстиславича Киевского, христианское имя Пантелеймон Федорович: (Курск) 1127 – 1129 гг., (Полоцк, Минск) 1129 – 1132 гг., (Переяславль) 1132 – 1133, 1142 – 1146 гг., (Туров, Пинск, Минск) 1133 – 1142 гг., (Владимир Волынский) 1149 – 1151 гг., 1151 – 1154 гг., (Киев) 1146 – 1149 гг., 1151 – 1154 гг.
Гравюра Дж. Чэпмена [5]
Второй сын Великого кн. киевского Мстислава Владимировича и Кристины Стенкильсон, дочери шведского короля Инге I Старшего, род. около 1096 г., основатель Волынской династии.
В 1127 году участвовал в походе отца Великого кн. Мстислава Владимировича на князя Полоцкого Давида Всеславича, захватил Логожск и в последствии правил в завоеванных его отцом землях.
В конце 1133 года кн. Юрий Долгорукий отнял у кн. Изяслава Туров.
17 августа 1146 года пленил Великого кн. Игоря Ольговича, заключил в темницу в Переяславле, в результате чего принял Великокняжеский титул, вскоре кн. Игорь стал монахом и более не претендовал на возврат трона.
В 1147 году начались столкновения с Мономаховичами и Ольговичами за освобождение кн. Игоря. 23 августа 1149 года состоялась битва под Переяславлем, в которую Великий князь проиграл и бежал во Владимир.
В 1149 году потерпел поражение от кн. Юрия Владимировича Долгорукого.
В феврале 1150 года в Пересопнице был заключен мир. По договору Великий кн. Изяслав сложил с себя достоинство Великого князя. Однако мир длился недолго и кн. Изяслав захватил Луцк и Пересопницу, позже восстановил титул Великого князя, но в течение нескольких лет мечом доказывал свое право на Великое княжение. В период междоусобицы смог отомстить за неудачи кн. Юрию Долгорукому, уничтожив его родовой удельный город Городец, крайне дорогой последнему.
В 1151 году совместно с кн. Вячеславом Владимировичем разбил войска Юрия Долгорукого на реке Руте, и совместно правил в Киеве.
На матрице печати отображали аналогичное изображение Византийской фрески 12 века, тонкость работы, пластичность поз святых и драпировки одежды однозначно даёт вывод, что резчики буллоториев прибыли из Византии. Аналогичное совершенство мелкой пластики наблюдаем на ниже представленных печатях.
№214а
Лицевая сторона: изображение св. Мученика Пантелеймона в полный рост, держит крест мученика в правой руке, с коробочкой для лекарств в левой руке. Вокруг линейный ободок.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, с копьем в правой руке, с щитом в левой руке. Одетый в доспехи поверх одет плащ. Вокруг линейный ободок.
25х26; 15,49 г, Крым, 2018 г.
Следующая печать имеет небольшие отличия. Св. Пантелеймон в правой руке держит ложечку для приёма лекарств.
20,5х22
17,5х18,5
Лицевая сторона: изображение св. Мученика Пантелеймона в полный рост, держит ложечку в правой руке, с коробочкой для лекарств в левой руке, отведённой в сторону. Одет в плащ.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, с копьем в правой руке, с щитом в левой руке. Одетый в доспехи поверх одет плащ.
24,5х26
Лицевая сторона: изображение св. Мученика Пантелеймона в полный рост, держит ложечку в правой руке, с коробочкой для лекарств в левой руке. Одет в плащ.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, с копьем в правой руке, с щитом в левой руке. Одетый в доспехи поверх одет плащ.
№214г
Лицевая сторона: изображение св. Мученика Пантелеймона в полный рост, держит ложечку в правой руке, с коробочкой для лекарств в левой руке. Одет в плащ.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, с копьем в правой руке, с щитом в левой руке. Одетый в доспехи поверх одет плащ.
13.18,5х19,5; 7,37 г.
Печати Великого кн. Ростислава Мстиславича Киевского, христианское имя Михаил Фёдорович: (Смоленск) 1125 – 1159, 1161 гг., (Новгород) 1154, 1157 – 1158 гг., (Киев) 1154 г., 1159 – 14 марта 1168 гг.
Великий князь киевский Вячеслав Владимирович призывает Смоленского князя Ростислава Мстиславича в соправители [6]
Третий сын Великого кн. киевского Мстислава Владимировича, род. около 1110 г., основатель Смоленской династии.
В 1125 г. отцом поставлен на Смоленское княжение.
В 1127 году участвовал в походе отца Великого кн. Мстислава Владимировича на князя Полоцкого Давида Всеславича.
В 1120 – 1130 гг. участвовал в походах отца и братьев на Чудь, Литовцев.
В 1140 г. был осажден Великим кн. Всеволодом Ольговичем.
В 1144, 1146 гг. участвовал в войнах с галицким кн. Владимирком Володаревичем.
В 1149, 1150 гг. поддержав брата Изяслава в борьбе с кн. Юрием Долгоруким за Киевский престол потерпел поражение.
В период 1133 – 1150 гг. упросил митрополита Никиту поставить в Смоленске епископа, им стал Мануил.
30 сентября 1150 г. организовал Вече, на котором принял Уставную грамоту.
После смерти брата Великого кн. Киевского Изяслава в 1154 г. занял Киевский престол, но избежав военного конфликта с кн. Юрием Долгоруким и черниговским кн. Изяславом Давыдовичем вернулся в Смоленск, в Новгороде посадил сына Давыда.
В 1159 г. Великий кн. Изяслав Давыдович бежал из Киева и горожане пригласили кн. Ростислава вернуться в Киев.
Переговоры Ростислава Смоленского с вышедшими против него Изяславом Давыдовичем и Глебом Юрьевичем[7]
В 1168 г. Новгородцы выгнали его сына Святослава и Великому князю пришлось отправиться в Новгород договариваться с горожанами. По причине болезни добрался только до Торопца, где примирил сына с Новгородцами. По пути в Киев в селе Заруб 14 марта 1168 г. скончался, его тело привезли в Киев, где похоронили с почестями.
№152
Лицевая сторона: изображение св. Архангела Михаила в полный рост, справа от крыла надпись «МI/ХА/ИЛ»».
Оборотная сторона: изображение св. Фёдора в полный рост, справа надпись «ФЕ/ОДО/РЪ»
20х20,5; 7,62 г., Лужская обл.
№153а
Лицевая сторона: изображение св. Архангела Михаила в полный рост, между крыльев надпись, фрагментарное сохранение отдельных букв «МI» и «Х».
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, по сторонам надпись «ФЕѡДОР»
15х16; 4,16 г, Смоленская обл., 2013 г.
Похожа на печать №154, но небольшие отличия в расположении надписи Архангела Михаила.
Лицевая сторона: изображение св. Архангела Михаила в полный рост, между крыльев надпись, фрагментарное сохранение отдельных букв «МIХЛ». Волосы подвязаны лентой.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, по сторонам надпись «ФЕѡДР»
16х18; 6,25 г.
20,5х21; 12,56 г, 2013 г.
№155
Лицевая сторона: изображение св. Архангела Михаила в полный рост, по бокам надпись, «МIХНЛ». Волосы подвязаны лентой.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, по сторонам надпись «АГIОС», «ФЕѡДОРОС»
Особо хочется отметить печать, которую в 2004 году упомянули В.К. Зибров и К.В. Федюшев [8]
В данной статье упоминается биография владельца – кн. Мстислава Ростиславича Храброго (ум. 1180 г.), сына Ростислава Мстиславича, внука Мстислава Владимировича. Мстислав Ростиславич княжил в Смоленске, Новгороде, где и умер в 1180 году.
В соответствии с Ипатьевской летописью, титул на печати «князь Руси» соответствовал месту и значению князя в период княжения. Надпись «КНѧЗЬ РУСИ» расположено по окружности, по периметру печати со стороны св. Федора, с лева. А начало легенды расположено справа «+ГПДЬ ПОМОЗИ…». На обратной стороне печати, по окружности периметра видны остатки букв «/Ми…», что соответствует имени Михаил, а также следы иных букв, которые разобрать не удалось.
Считаю данную трактовку ошибочной, в связи с тем, что оснований именовать себя князем «Руси» у князя Мстислава Ростиславича не было, однако князь Ростислав Мстиславич дважды восседал на Киевский престол и имел на то все объективные полномочия титула «Всея Руси».
Автору удалось достать четыре печати, которые частично дополняют друг друга, в том числе и ту, на основании которой появилась статья «О княжеском титуле на Древнерусских печатях ХI-ХII в.в.». Анализ имеющихся изображений на печатях показывает, что видна четкая надпись, как на стороне с изображением архангела Михаила «+ГПДЬ ПОМОЗИ…» — «Господи помоги…и», так и на стороне с изображением св. Федора «…КНѧЗЬ РУСИ».
Что позволяет сделать вывод, что данный вариант не описан и является видом печатей Великого князя Ростиславича Мстислава .
При этом, благожелательная надпись начинается на стороне Архангела Михаила, тогда как на стороне св. Федора заканчивается, что говорит о лицевой стороне именно носителя имени Михаил и отчества Федор.
Найденная в Новгороде печать датируется 1154 годом и скорее всего относилась документу отнесенному сыну Давыду, княжившему в 1154 году.
20х20,5; 6,7 гр., Новгород, 2006 г.
21х21
19х20,5; 8,5 г.
19х18,5; 5,6 г.
Лицевая сторона: изображение св. Архангела Михаила в полный рост, по окружности выполнена надпись, фрагментарное сохранение отдельных букв «+ГПДЬ ПОМОЗИ…»- «Господи помоги…и». Волосы подвязаны лентой.
Оборотная сторона: изображение св. Фёдора в полный рост, по окружности выполнена надпись, фрагментарное сохранение отдельных букв «…КНѧЗЬ РУСИ».
Также хочется отметить выявленные две печати, иного вида, но по художественному оформлению и расположению текста надписи, также являются печатями князя Ростислава Мстиславича.
18х21
18,5х19,5; 6,4 г.
18,5х18,5; 7,6 г.
Лицевая сторона: изображение св. Арх. Михаила, по окружности выполнена надпись, фрагментарное сохранение отдельных букв «…И/ГИПМОЗ…» — «Господи помоги…и». Волосы подвязаны лентой.
Оборотная сторона: изображение св. Федора, по окружности кириллическая выполнена надпись, фрагментарное сохранение отдельных букв «…NРЛТ/РОСТИСЛ..», «АРХОНТУ ВСЕЯ РУСИ».
Печати кн. Святополка Мстиславича, христианское имя Иоанн Федорович (Полоцк) 1132 г., (Новгород, Псков) 1132, 1142-1148 гг., (Псков) 1138 — 1140 гг., (Берестье) 1140 – 1142 гг., (Владимир Волынский) 1148 – 1149 гг., (Луцк) 1150 – 1152 гг., (Владимир-Волынский) 1150 – 1154 гг.
Четвёртый сын Великого кн. киевского Мстислава Владимировича.
В 1132 г. на короткое время сменил брата кн. Всеволода на Новгородском престоле.
По смерти брата кн. Всеволода, наследовал Псков.
В 1148 году, утратив любовь Новгородцев, был переведен Великим кн. Изяславом Мстиславичем во Владимир.
В 1149 году Мстиславичи объявили войну кн. Юрию Долгорукому. Разорив окрестности Ярославля. Вместе с братом кн. Владимиром оборонял Переяславль. В конце августа 1149 года был сдан Переяславль кн. Юрию.
В 1150 году, вместе с братом кн. Изяславом отбил у кн. Юрия Долгорукого Владимир-Волынский.
В 1152 г. предпринял поход против кн. Владимирка, а так же с братом кн. Изяславом ходил в Новгород против кн. Василька Юрьевича.
Поход Святополка Мстиславича Волынского к Новгороду[9]
В 1153 г. участвовал в походе брата кн. Изяслава против Галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла. Скончался в походе у г. Кочерска.
21х22; 7,8 г, Новгородская обл., Шерна городская, 2007 г.
23,5х22,5; 7,52 г., Новгород, 2011 г.
№145
Лицевая сторона: изображение св. Иоанна Предтечи в полный рост, с благословляющим жестом правой руки, отведенной в сторону, с развернутым свитком в левой руке, держащей крест у левого плеча. По сторонам надпись «@Iѡ», «ОДѧ». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост, в правой руке копье, левой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. По сторонам надпись «@ФЕО», «ДѡРОС» Вокруг точечный ободок.
[1] Сведения взяты из открытых источников телекоммуникационной сети Интернет.
[2] Чернов С. З. Сфрагистический комплекс из Могутова и его значение для изучения предыстории московской земли в первой половине XII века. Первые опыты интерпретации // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. № 2 (12). С. 5-21.
[3] Фотография взята из открытых источников телекоммуникационной сети Интернет.
[4]В.Л. Янин, П.Г. Гайдуков «Актовые печати древней Руси Х-ХV вв.». М. 1970, 1996. Указаны номера печатей согласно «Свода».
[5] Drawn & Engraved by J.Chapman from a Series of Medal in the possession of the Rev.d W.m Tooke, London. Publish’d Feb: 1800. by Mefs.Longman&Rees, Pater Noster Row.
[6] Борис Артемьевич Чориков (1802-1866) — русский художник, известный главным образом как иллюстратор издания «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках», опубликованного в Петербурге в 1836 году.
[7] «По́весть временны́х лет» (ПВЛ; церк.-слав. Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ; также «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись») — наиболее ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей. Создана в Киеве в 1110-х годах. Составила основу большинства более поздних русских летописей
[8] В.К.Зибров, К.В.Федюшев «О княжеском титуле на Древнерусских печатях ХI-ХII в.в.», Мавродинские чтения. СПб. 2004. стр. 13-14.
[9] «Повесть временны́х лет» (ПВЛ; церк.-слав. Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ; также «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись») — наиболее ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей. Создана в Киеве в 1110-х годах. Составила основу большинства более поздних русских летописей.
Рудский Алексей Вячеславович, Санкт-Петербург [email protected] Изображения оттисков печатей из коллекции автора, также использованы изображения из свободных источников
__________________