Актовые печати Ярослава Мудрого

in Сфрагистика 6503 views

Вашему вниманию предлагаем очередную статью, посвящённую Сфрагистике — изучению оттисков старых печатей. Автор, Алексей Рудский, мой давний друг, знаток фалеристики Российской империи, один из создателей каталога «Награды Российской империи».

Сегодня, пятого мая, Алексей Рудский отмечает день рождения! Хотелось бы оказаться в Санкт-Петербурге и лично поздравить, но работа не отпускает!..

С огромным удовольствием поздравляем Алексея и желаю ему всего самого лучшего от своего имени и от всего журнала!

С уважением
Алексей Сидельников
Главный редактор SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ

Актовые печати периода княжения Ярослава Мудрого

 

Уважаемым читателям предлагаю начать дальнейшее изучение печатей Древней Руси.

Вашему обзору представляю печати периода правления Великого князя Киевского Ярослава Владимировича Мудрого, прославленного вершителя истории нашей Родины.

Реконструкция по черепу Великого князя Ярослава Владимировича Академиком М.М. Герасимовым

Великий кн. Ярослав Владимирович Мудрый родился около 978 года, крещён именем Георгий.

Княжение: (Вышгород, Ростов) 988 – 1010 г.г., (Новгород) 1010 – 1034, (Киев, Вышгород) 1016 – 1018, 1019 – 19/20 февраля 1054 г.

Сын Великого князя Владимира Святославича Святого (крестителя Руси) и Рогнеды.

В 1010 году основал город Ярославль, по легенде, убив на месте основания города секирой медведя, изображение которого является гербом Ярославля.

Саркофаг Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого в соборе Святой Софии в Киеве
Собор Святой Софии построен князем Ярославом Мудрым в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, на месте его победы в 1036 году над печенегами

В 1014 году княжив в Новгороде, отказался уплачивать отцу 2/3 ежегодно собираемой подати, что являлось вызовом и мятежом в отношении Киева, но избежал наказание в связи со смертью 15 июля 1015 года своего отца, Великого князя Владимира Святославича. Ярослав принял активное участие в борьбе за киевский престол, длившейся 4 года.

В 1016 году разбил войска брата Святополка Окаянного и осенью захватил Киев. Через два года призванный в помощь Святополком польский король Болеслав Храбрый разбил войско Ярослава, захватил Киев. И только в следующем году Ярославу удалось разбить войско Святополка и вновь овладеть Киевом, однако до 1034 года управлял столицей из Новгорода.

Начиная с 1016 года, в 20-х–30-х годах, Ярослав Мудрый создал «Русскую правду», сборник нормативно-правовых актов: уголовного, гражданского, наследственного, торгового и их процессуальных норм, местами применимый вплоть до XVI века. Окончательно сборник утратил силу в связи с введением в 1550 году «судебника Ивана Грозного».

Начало древнейшего известного списка Русской Правды — Синодального списка, конец XIII века

Начало древнейшего известного списка Русской Правды — Синодального списка, конец XIII века. Древнейшая редакция «Краткая правда» завершена не позднее 1054 года, состоит из «Суда Ярослава Владимировича», либо «Правда Ярослава» (на фото) ст. 1-18, «Правды Ярославичей», его сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода ст. 19-41, «Покона Вирного» ст. 42, «Урока мостников» ст. 43.

В 1043 году за убийство в Константинополе «одного знаменитого россиянина» организовал военный поход в Византию. По результатам военных действий на суше и на море в 1046 году, при подписании мирного договора, женил сына Всеволода на византийской царевне из рода Мономахов.

Умер Великий кн. Ярослав Владимирович Мудрый в ночь 19/20 февраля 1054 г. в Вышгороде, канонизирован Русской Православной Церковью в 2016 году.

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Георгия, одетого в латы, поверх накинут плащ, с благословляющим жестом правой руки, в левой руке держит копье. По сторонам вертикальная колончатая надпись «Г/Е/О/Р», «Г/Н/О/С».  Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: пятистрочная надпись «KERO/ОГЕWРГ/IѧЛ***/М», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Георгию…». Вокруг точечный ободок.

1.      26х24,5; 14,33 г., Москва, 2014 г.

На оборотной стороне печати отчётливо виден канал от истлевшего шнура, проходившего сквозь центр печати. Во время отливки свинцовой заготовки шнур соприкасался со стенкой формы для литья и он «вышел наружу». В результате чего при отливке шнур не оказался закрыт металлом. Отпечатанные на месте шнура буквы текста не воспроизведены, и его пробелы восполнят только последующие находки печатей аналогичной пары матриц.

Интригует содержание третьей строки, в которой отчётливо видны буквы «ѧЛ». Предполагаю, что указано славянское имя князя Ярослав, но требуется подтверждение версии на основании обнародованных в будущем артефактов.

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Георгия, одетого в латы, поверх накинут плащ, в правой руке копье, в левой щит. По сторонам вертикальная колончатая надпись «Г/Е/О/Р», «Г/Н/О/С».  Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: пятистрочная греко-русская надпись «+KERO/ТѡСWД/ФЕОФНЛ/СПАСИ/Мѧ», т.е. с греческого: «Господи, помоги рабу своему Боголюбящего, спаси меня». Вокруг точечный ободок.

2.      22,5х22; 9,44 г., Москва, 2014 г.

Своё верховенство над родственниками Рюриковичами и иными князьями, Великие князья Киевские демонстрировали солидным размером привешенных к документам печатей, в том числе их массивностью. Отжать (отбить) буллоторием печать крупного размера, описанным в предыдущей статье способом, представляется проблематично. Техническую задачу решили при помощи аналогичных устройств, представленных на рисунке, по принципу тисков. Технология знакома нумизматам, различие только в размерах и материалах, используемых для штемпелей.

Сохранилось до нашего времени четыре буллотория (все византийские) [Л.Г. Климанов, Византийские отражения в сфрагистике, Санкт-Петербург, 1999 г.].

Изображение буллотория

На вставных элементах из бронзового сплава гравёры вырезали изображения и текст матриц. Вставленную между двумя матрицами свинцовую заготовку, отжимали. Печать получалась ровной по толщине, с глубоким рельефом изображения и мелкой детализацией (глаз, ресниц, бровей, волос, складок одежды и т.п.). Также, устранилась возможность дефекта – двойного удара со смещением изображения.

Однако, применение «тисочного буллотория» привело к появлению печатей с вертикальным смещением изображения сторон друг к другу, так называемому у коллекционеров «перевёртыш».

Висящая на шнурке печать неизбежно поворачивалась, а изображение святого или текст на второй стороне оказывались перевёрнутыми относительно первой. Такого рода дефекты встречаются редко, и в последующем отдельно обозначим их при описании печатей.

Лицевая сторона: поясное изображение св. Георгия, одетого в латы, поверх накинут плащ, в правой руке копьё, в левой руке держит щит. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: изображение Богородицы Знамение. Вокруг точечный ободок.

3.      31х33; 17,08 г

Лицевая сторона: изображение князя с широким носом и длинными усами, на голове одет шлем.

Оборотная сторона: погрудное изображение св. Георгия (утрачено).

4. 18х20; 7,9 г, оттиск на маленьком кружке свинца, в связи с чем, изображения полностью не уместились.

В связи с необходимостью оперативного взаимного обмена информацией, правящая элита применяла голубиную почту. Послания скрепляли миниатюрными печатями, подтверждающими волю отправителя. Малый размер печати позволял птицам донести содержимое до адресата.

Достойно восхищения мастерство византийских резчиков буллоториев данной печати.

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Георгия, одетого в латы, поверх плащ застёгнутый фибулой, держащего копье в правой руке и со щитом в левой руке. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: буква «N» — Новгород? Вокруг точечный ободок.

5. 17,5х14; 1,9 г, обнаружена в Ярославской обл. в 2006 году.

Печать кн. Мстислава Владимировича Красного [Н.П. Лихачев, Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1, стр. 157-158.] в крещении Константина (Любецкий синодик) [Р.В. Зотов. Указ. Соч., стр. 24.], по прозвищу Храбрый или Удалой, род. 980 г., (Тмутаракань) 987 – 1024 гг., (Чернигов) 1024 – 1036 гг.

Около 987 г. Владимир Святославич отдал сыну Мстиславу недавно захваченный хазарский город Таматарха, более известный под русским названием Тмутаракань. Помимо русских Тмутараканское княжество населяли представители иудеи хазарской общины, ясы (осетины) и касоги (адыги).

В 1022 г. он пошёл войной на касогов, но враждующие стороны мудро решили избежать обильного кровопролития и определить победителя старинным способом, в противоборстве вождей. Мстислав, могучий воин, убил в поединке касожского вождя Редедю.

«Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с касожским князем Редедей», 1812 г. Картина Андрея Иванова. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1023 году Мстислав захватил Чернигов и в следующем году переместил столицу из Тмутаракани.

В конце 1020-х и в начале 1030-х гг. продолжалась активность Мстислава в северо-кавказских и в закавказских областях.

В 1031 году Мстислав вместе с аланами на ладьях появился возле Баку. Русско-аланское войско разбило силы ширваншаха. Эту экспедицию Мстислав предпринял в помощь своему союзнику – эмиру Аррана Мусе. Престол у Мусы оспаривал его брат, пользовавшийся поддержкой ширваншаха. Позже полки Мстислава, пройдя через Армению, воевали на территории Византии. Предположительно, Мстислав надеялся, что Мусá за поддержку ему выделит во владение какую-нибудь территорию у реки Куры. Однако, этого не произошло.

В 1036 году князь Мстислав умер, не успев достроить Спасо-Преображенский собор в Чернигове, где и был похоронен.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Константина в короне и царских одеждах, с царским скипетром в правой руке. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: надпись в четыре строки «+КЕRО/НОЕIТѡ/СѡДѡЛ/КѡN», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Константину». Вокруг точечный ободок.

6. 19х20; 9,23 г, оттиск на маленьком кружке свинца, в связи с чем, изображение и текст полностью не влезли.

Необходимо отметить печати церковных иерархов, деятельность которых была неразрывно связана с историей Руси и деятельностью князей. Помимо светской власти, правом применения печатей пользовались духовные власти,  назначаемые патриархами Константинополя.

С того времени (правления Великого кн. Изяслава Ярославича) Церковь Российская, до самого падения Восточной империи, зависела от Патриарха Константинопольского. В росписи Епископств, находившихся под его ведением, считалась семидесятой. Так «в знак уважения к достоинству наших Митрополитов, Патриархи обыкновенно писали к ним грамоты за свинцовою, а не восковую печатью: честь, которую они делали только Императорам, Королям и знаменитейшим сановникам» [Н.М. Карамзин, История государства Российского, книга первая, «Ольма-пресс». М. 2004. стр. 193.].

Исполнение изображения матриц и текста на греческом языке осуществлялось приезжими византийскими мастерами, а сами печати несут отражение византийской сфрагистической традиции.

Актовые печати Ярослава Мудрого

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Константина в короне и царских одеждах, с царским скипетром в правой руке. Вокруг точечный ободок.

О.С.: надпись в четыре строки «+КЕRО/НОIТѡН/ДѡДѡЛ/КѡNСТ», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Константину». Разрыв по горизонтали между 1 и 2 строчек. Вокруг точечный ободок.

1. 25х24,5; 11,11 г

Актовые печати Ярослава Мудрого
2. 21х22; 10,12 г

Актовые печати Ярослава Мудрого

Лицевая сторона: погрудное изображение св. Константина в короне и царских одеждах, с царским скипетром в правой руке. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: надпись в четыре строки «+КЕRО/НОЕIТѡН/СѡДѡЛ/КѡN», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Константину». Вокруг точечный ободок.

3. 16,5х18,5; 5,94 г

Печать  Киевского Митрополита Леонтия (Леонт, Леон, Лев) 992 – 1008 гг.

Митрополит Леонтий по происхождению грек, хиротонисан в 992 году в Константинополе Патриархом Николаем Хрисоверхом. После чего Леонтий прибыл в Киев, где в том же году учредил первые пять Российских Епархий: в Новгороде, Ростове, Белгороде, во Владимир-Волынском и в Чернигове, управляя которыми, распространял Веру Христианскую по иным территориям Древней Руси.

При нём Великий князь Владимир Святославич Святой перенёс мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги († 969; память 11/24 июля) в Десятинную церковь.

О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие вторым, после святителя Михаила. Вопрос остаётся спорным.

Митрополиею он управлял 16 лет и скончался 1008 году в Киеве.

Лицевая сторона: ростовое изображение Богородицы, с младенцем в руках. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: пятистрочная надпись «+КЕRО/ЛЕОNTI/АХТОСПI/ЛЕѡТН», т.е. с греческого: «Господи помоги Леонтию Спилеотисса (Пещерника)[6]». Вокруг точечный ободок.

7.      19х20; 5,76 г

Печать выполнена византийским мастером с миниатюрной проработкой фигуры Богородицы с младенцем. Содержание молитвы определяет владельца буллы.

Российские Митрополиты и Архиепископы, назначаемые из Константинополя, имели аналогичное принятому в Византии делопроизводство, и применение свинцовых печатей свидетельствует о важности скреплённых ими документов, которые регулировали многие гражданско-правовые акты жизнедеятельности феодального строя того периода, являлись социально значимыми и крайне важными.

Печать  Киевского митрополита Кирилла I Грека, 1050 г.

Сведений о митрополите Кирилле I почти не сохранилось, в русских летописях он не упоминается.

Он значится в Киево-Софийском помяннике, которым пользовался Захария Копыстенский. Есть упоминание, что в 1050 году митрополит Кирилл служил при Ярославе Мудром.

Можно предположить, что на Киевской кафедре он находился между 1039 и 1051 годами, то есть между митрополитом Феопемптом, упоминаемым в 1039 году, и митрополитом Иларионом, поставленным в 1051 году.

Сведения о некоем митрополите Кирилле, преемнике Феопемпта появляются только с XVI века.

Лицевая сторона: ростовое изображение Богородицы Оранта, с приподнятыми в молитве вверх руками. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: пятистрочная надпись «+КVРIМОС/МОNAXОСЕЛЕѡ/ФVАРХIЕПIСКѡПОС/ТНСМРОПОЛЕ/WСРWСАСI» , т.е. с греческого: «Господи помоги Кириллу Архиепископу Руси».

Вокруг точечный ободок.

8а.     39х38,5; 44,50 г

Печать Киевского митрополита Кирилла I Грека, 1050 г.

8б (такая же, как 8а)

Лицевая сторона: ростовое изображение Богородицы Оранта, с приподнятыми в молитве вверх руками. Вокруг точечный ободок.

Оборотная сторона: пятистрочная надпись «+КVРIМОС/МОNAXОСЕЛЕѡ/ФVАРХIЕПIСКѡПОС/ТНСМРОПОЛЕ/WСРWСАСI» , т.е. с греческого: «Господи помоги Кириллу Архиепископу Руси».

Вокруг точечный ободок.

Размер 40,5х44 мм

Вес 52,63 г

Изображение Богоматери Оранта (с лат. – молящаяся) находится в Киевском Софийском Соборе построенном Великим кн. Ярославом Владимировичем Мудрым. Использование митрополитом Кириллом I на своих печатях изображения Богоматери Оранта обусловлено открытием построенного Софийского Собора и ведением в нём богослужения. Таким образом, митрополит Кирилл I прославлял Софийский Собор, в котором начали вести церковную службу.

Несмотря на значительное разрушение Собора во множественных войнах, особенно в Великую Отечественную войну, мозаичное изображение Богородицы Оранта в Софийском Соборе Киева, сохранилось в первозданном виде

Послесловие

Изучив с большим вниманием и интересом мнения читателей относительно предыдущей статьи, хочу раскрыть очень важный вопрос.

Коллеги интересуются законностью коллекционирования предметов археологии и их представление для вашего публичного обозрения.

С уважением к коллегам, предлагаю читателям изучить нормы и правила первоисточника, а именно требования Федерального законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы коллекционирования от 23.07.2013 № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», которые можно легко найти в Интернете.

Согласно указанной норме, мной в 2015 году были осуществлены требуемые федеральным законодательством Российской Федерации действия, в связи с чем, надеюсь, претензии у читателей по данному вопросу более не возникнут.

[1] Древнейшая редакция «Краткая правда» завершена не позднее 1054 года, состоит из «Суда Ярослава Владимировича», либо «Правда Ярослава» (на фото) ст. 1-18, «Правды Ярославичей», его сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода ст. 19-41, «Покона Вирного» ст. 42, «Урока мостников» ст. 43.
[2] Л.Г. Климанов, Византийские отражения в сфрагистике, Санкт-Петербург, 1999 г.
[3] Н.П. Лихачев, Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1, стр. 157-158.
[4] Р.В. Зотов. Указ. Соч., стр. 24.
[5] Н.М.Карамзин, История государства Российского, книга первая, «Ольма-пресс». М. 2004. стр. 193.
[6] 23 августа 362 года была обретена икона Богородицы Спилеотисса «Пещерная» и основан монастырь Мега-Спилеон.

Рудский Алексей Вячеславович,
Санкт-Петербург
[email protected]
Изображения оттисков печатей из коллекции автора,
также использованы изображения из свободных источников
(собственников с удовольствием укажем!)

Сфрагистика. Вислые печати (А.В. Рудский)

Печати детей Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)

Актовые печати Владимира Мономаха (А.В. Рудский)

Актовые печати с изображением Архангела Михаила (А.В. Рудский)

Актовые печати Александра Невского (А.В. Рудский)

Юрий Долгорукий — основатель Москвы. Сфрагистика (А.В. Рудский)

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Печати Андрея Боголюбского

Печати Андрея Боголюбского

Продолжая изу­че­ние сфра­гис­ти­чес­кой ма­те­риаль­ной куль­туры сред­не­ве­ко­вой Ру­си, по­свя­щаем статью пе­ча­тям пе­рио­да кня­же­ния

Мстислав Великий. Сфрагистика

Продолжая изучение сфра­гистической ма­те­риаль­ной куль­ту­ры средневековой Ру­си воз­никло жела­ние по­свя­тить от­дель­ную статью
Перейти К началу страницы