Юрий Долгорукий — основатель Москвы. Сфрагистика

in Сфрагистика 8638 views

Очередную статью о вислых печатях (сфрагистика), в связи с при­бли­жением очередной праздничной даты, предлагаю посвятить осно­ва­телю столицы нашей Родины города Москвы — Ростово-суздаль­скому кня­зю Юрию Владимировичу Долгорукому.

Юрий Долгорукий. Портрет из Царского титулярника. 1672 год

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
(М.В. Ломоносов)

Юрий Владимирович, шестой сын Великого князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха, родился 1090 году. В 1120 году совместно с половцами возглавил поход русских войск на волжских булгар. В 1125 году перенёс столицу своих владений из Ростова в Суздаль.

Лицевая сторона: погрудное изображение святого вели­ко­муче­ника Георгия Победоносца с копьём в правой руке, одетого в плащ. Вокруг точечный ободок. По сторонам вертикальная надпись «Г/Е» и «О/Р/Г».

Оборотная сторона: изображение тамги Рюриковичей, двузуб с внутренним ответвлением с левого зуба, концы зубов расходятся в стороны, вертикальная черта в основании. Вокруг зубчатый ободок.

Памятник Юрию Долгорукому в Переславль-Залесском (фотография из Интернета)

В 1130-1140-х годах активно участвует в междоусобицах и к 1149 году добирается до Великого киевского престола.

Исходя из летописи «О зачале Московского княжения»[1], пересказанному В.Н. Татищевым, сёла на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Кучке. По каким-то причинам боярин впал в немилость у Юрия Долгорукого, который казнил Кучку и завладел его землями (согласно недошедшей летописи, которой пользовался Татищев — Кучка хотел бежать в Киев со своей женой, которая была любовницей Долгорукого; но князь настиг и убил его в Москве, возвратившись из похода на Торжок зимой 1146—1147 годов). Не все историки считают эту информацию достоверной. Поэтому Москва первое время носила второе название «Кучково», а район между Лубянкой и Сретенскими воротами до XV века был известен как Кучково поле. В Киевской летописи упоминается, что в 1147 году от Рождества Христова суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Новгород-Северского Святослава Ольговича (отца Игоря Святославича — героя сказания Слово о полку Игореве) в Москву для переговоров. С этой встречи, которая состоялась 4 апреля, принято отсчитывать историю Москвы, хотя поселение существовало уже как несколько десятилетий, если не столетие, тогда как крепость (собственно «город» в тогдашних представлениях) была срублена несколькими годами позже.

В 1156 году Юрий Владимирович укрепил Москву рвом и деревянными стенами (так как в это время князь находился в Киеве, непосредственное наблюдение за работами, по-видимому, вёл его сын Андрей Боголюбский, вернувшийся из Вышгорода в 1155 году).

Собор, построен 1152-1158 гг. (http://www.oldtowns.ru/)
Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, построен а 1152-1158 годах (http://www.oldtowns.ru/)

В начале 1150-х годов основал города Юрьев и Переславль-Залесский, в последнем построил Спасо-Преображенский собор.

В 1154 году основал город Дмитров, названный в честь небесного покровителя новорожденного сына — святого великомученника Дмитрия Солунского.

Киевское княжение длилось в 1149-1151 годах и с 1155 — 15 мая 1157 года.

Лицевая сторона: ростовое изображение святого ве­ли­ко­мученика Георгия Победоносца с копьём в правой руке и держит щит левой, одетого в плащ. Вокруг точечный ободок. По сторонам вертикальная надпись «Г/Е/О» и «О/Р/Г».

Оборотная сторона: изображение тамги Рюриковичей, двузуб с наружным ответвлением с левого зуба, на конце правого зуба крест, вертикальная черта в основании.

Лицевая сторона: ростовое изображение святого вели­ко­му­че­ника Георгия Победоносца с копьём в правой руке и держит щит левой, одетого в плащ. Вокруг точечный ободок. По сторонам вертикальная надпись «Г/Е/О» и «Р/Г».

Оборотная сторона: изображение тамги Рюриковичей, двузуб зеркального изображения, с внутренним ответвлением с правого зуба, на конце левого зуба крест, вертикальная черта в основании. Над тамгой розетка из 4-х точек. Вокруг точечный ободок.

Печати с ростовым изображением святого великомученика Георгия Победоносца характерны более позднему периоду княжения. Находки аналогичных печатей в Киеве приводят к выводу, что их применяли в делопроизводстве в период Великого княжения в Киеве, тогда как погрудные изображения  святого великомученика Георгия Победоносца встречаются на печатях в основном найденных в центральной России, в том числе в Московской области.

Лицевая сторона: ростовое изображение св. Великомученика Георгия Победоносца. Одет в латы, в плаще, в правой руке — копьё, в левой — щит. По сторонам надпись «АГИОС» и «ГЕОРГИОС», вокруг точечный ободок.

Оборотняя сторона: тамга Рюриковичей в виде двузуба, левый имеет внешний загиб на конце, правый в виде креста, с насечками между лучами. В центре и по краям точки, вокруг точечный ободок.

Свинец, размер 24х25,5, вес 10,75 г.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве (скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм, архитектурное оформление В.С. Андреева), на Советской площади (ныне Тверская). 1954. Фото Дмитрий Кравченко

Странная история произошла с датой празднования дня города Москва.

Первоначально в 1846 году группа патриотов Москвы под руководством издателя журнала «Московитянин» Михаила Погодина определяла дату празднования 700-летие годовщины дня основания города и определила, что Москва упоминается  в день церковного праздника Похвалы Пресвятой Богородицы — 4 апреля 1147 года.

По неизвестным причинам император Николай I назначил празднование 700-летие Москвы на 1 января 1147 года.

30 мая 1947 года Председатель исполкома Моссовета Георгий Попов с мышлением хозяйственника и управленца «внёс другое предложение, и оно было принято: праздновать в день 135-летия Бородинского сражения, когда ещё тепло, много овощей и фруктов, и обычно в первую неделю сентября бывает хорошая погода. Кроме того, это давало больше времени на подготовку к празднованию — надо было провести большую подготовительную работу».

Таким образом, фактическая дата упоминания Москвы, совпавшая с церковным праздником — 4 апреля, отмечалась 1 января и сейчас отмечается 7 сентября.

Кстати, не все знают, что московский памятник Юрию Долгорукому, установленный в 1954 году на Советской площади (ныне Тверская), напротив здания Моссовета (сегодня — мэрия), мог быть сосем другим. Неосуществлённый проект Веры Игнатьевны Мухиной (автора знаменитого монумента «Рабочий и колхозница») предполагал принципиально иное решение образа князя. Планировалась одиночная фигура без намёка на воинственность: «основатель Москвы» представал в пышной древнерусской княжеской одежде, отороченной золотой вышивкой, облачённым в кафтан, в сафьяновых сапогах. Памятник предполагалось полностью покрыть разноцветными эмалями, что придавало бы монументу особую нарядность и праздничность.

Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953). Статуэтка «Юрий Долгорукий» (по мотивам неосуществлённого проекта памятника «основателю Москвы»). Фарфор, золото, цировка. 1948

В проекте интересно решался постамент с использованием формы белокаменной капители, коими богато украшены древнерусские храмы. Посвящение было стилизовано под древнерусский язык: «На сем месте в году 1147 Юрием Долгоруким град Москва заложен». Это был один из самых необычных замыслов художницы. Проект памятника в переработанном виде Мухина реализовала как фарфоровую статуэтку.

 

[1]Сведения взяты из открытых источников сети «Интернет»

 

Рудский Алексей Вячеславович,
Санкт-Петербург
[email protected]
Фотографии 
Дмитрий Кравченко,
Интернет,
http://www.oldtowns.ru/

Сфрагистика. Вислые печати (А.В. Рудский)

Актовые печати периода княжения Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)

Печати детей Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)

Актовые печати Владимира Мономаха (А.В. Рудский)

Актовые печати с изображением Архангела Михаила (А.В. Рудский)

Актовые печати Александра Невского (А.В. Рудский)

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Печати Андрея Боголюбского

Печати Андрея Боголюбского

Продолжая изу­че­ние сфра­гис­ти­чес­кой ма­те­риаль­ной куль­туры сред­не­ве­ко­вой Ру­си, по­свя­щаем статью пе­ча­тям пе­рио­да кня­же­ния

Мстислав Великий. Сфрагистика

Продолжая изучение сфра­гистической ма­те­риаль­ной куль­ту­ры средневековой Ру­си воз­никло жела­ние по­свя­тить от­дель­ную статью
Перейти К началу страницы