Очередную статью о вислых печатях (сфрагистика), в связи с приближением очередной праздничной даты, предлагаю посвятить основателю столицы нашей Родины города Москвы — Ростово-суздальскому князю Юрию Владимировичу Долгорукому.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
(М.В. Ломоносов)
Юрий Владимирович, шестой сын Великого князя киевского Владимира Всеволодовича Мономаха, родился 1090 году. В 1120 году совместно с половцами возглавил поход русских войск на волжских булгар. В 1125 году перенёс столицу своих владений из Ростова в Суздаль.
Лицевая сторона: погрудное изображение святого великомученика Георгия Победоносца с копьём в правой руке, одетого в плащ. Вокруг точечный ободок. По сторонам вертикальная надпись «Г/Е» и «О/Р/Г».
Оборотная сторона: изображение тамги Рюриковичей, двузуб с внутренним ответвлением с левого зуба, концы зубов расходятся в стороны, вертикальная черта в основании. Вокруг зубчатый ободок.
В 1130-1140-х годах активно участвует в междоусобицах и к 1149 году добирается до Великого киевского престола.
Исходя из летописи «О зачале Московского княжения»[1], пересказанному В.Н. Татищевым, сёла на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Кучке. По каким-то причинам боярин впал в немилость у Юрия Долгорукого, который казнил Кучку и завладел его землями (согласно недошедшей летописи, которой пользовался Татищев — Кучка хотел бежать в Киев со своей женой, которая была любовницей Долгорукого; но князь настиг и убил его в Москве, возвратившись из похода на Торжок зимой 1146—1147 годов). Не все историки считают эту информацию достоверной. Поэтому Москва первое время носила второе название «Кучково», а район между Лубянкой и Сретенскими воротами до XV века был известен как Кучково поле. В Киевской летописи упоминается, что в 1147 году от Рождества Христова суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Новгород-Северского Святослава Ольговича (отца Игоря Святославича — героя сказания Слово о полку Игореве) в Москву для переговоров. С этой встречи, которая состоялась 4 апреля, принято отсчитывать историю Москвы, хотя поселение существовало уже как несколько десятилетий, если не столетие, тогда как крепость (собственно «город» в тогдашних представлениях) была срублена несколькими годами позже.
В 1156 году Юрий Владимирович укрепил Москву рвом и деревянными стенами (так как в это время князь находился в Киеве, непосредственное наблюдение за работами, по-видимому, вёл его сын Андрей Боголюбский, вернувшийся из Вышгорода в 1155 году).
В начале 1150-х годов основал города Юрьев и Переславль-Залесский, в последнем построил Спасо-Преображенский собор.
В 1154 году основал город Дмитров, названный в честь небесного покровителя новорожденного сына — святого великомученника Дмитрия Солунского.
Киевское княжение длилось в 1149-1151 годах и с 1155 — 15 мая 1157 года.
Лицевая сторона: ростовое изображение святого великомученика Георгия Победоносца с копьём в правой руке и держит щит левой, одетого в плащ. Вокруг точечный ободок. По сторонам вертикальная надпись «Г/Е/О» и «О/Р/Г».
Оборотная сторона: изображение тамги Рюриковичей, двузуб с наружным ответвлением с левого зуба, на конце правого зуба крест, вертикальная черта в основании.
Лицевая сторона: ростовое изображение святого великомученика Георгия Победоносца с копьём в правой руке и держит щит левой, одетого в плащ. Вокруг точечный ободок. По сторонам вертикальная надпись «Г/Е/О» и «Р/Г».
Оборотная сторона: изображение тамги Рюриковичей, двузуб зеркального изображения, с внутренним ответвлением с правого зуба, на конце левого зуба крест, вертикальная черта в основании. Над тамгой розетка из 4-х точек. Вокруг точечный ободок.
Печати с ростовым изображением святого великомученика Георгия Победоносца характерны более позднему периоду княжения. Находки аналогичных печатей в Киеве приводят к выводу, что их применяли в делопроизводстве в период Великого княжения в Киеве, тогда как погрудные изображения святого великомученика Георгия Победоносца встречаются на печатях в основном найденных в центральной России, в том числе в Московской области.
Лицевая сторона: ростовое изображение св. Великомученика Георгия Победоносца. Одет в латы, в плаще, в правой руке — копьё, в левой — щит. По сторонам надпись «АГИОС» и «ГЕОРГИОС», вокруг точечный ободок.
Оборотняя сторона: тамга Рюриковичей в виде двузуба, левый имеет внешний загиб на конце, правый в виде креста, с насечками между лучами. В центре и по краям точки, вокруг точечный ободок.
Свинец, размер 24х25,5, вес 10,75 г.
Памятник Юрию Долгорукому в Москве (скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм, архитектурное оформление В.С. Андреева), на Советской площади (ныне Тверская). 1954. Фото Дмитрий Кравченко
Странная история произошла с датой празднования дня города Москва.
Первоначально в 1846 году группа патриотов Москвы под руководством издателя журнала «Московитянин» Михаила Погодина определяла дату празднования 700-летие годовщины дня основания города и определила, что Москва упоминается в день церковного праздника Похвалы Пресвятой Богородицы — 4 апреля 1147 года.
По неизвестным причинам император Николай I назначил празднование 700-летие Москвы на 1 января 1147 года.
30 мая 1947 года Председатель исполкома Моссовета Георгий Попов с мышлением хозяйственника и управленца «внёс другое предложение, и оно было принято: праздновать в день 135-летия Бородинского сражения, когда ещё тепло, много овощей и фруктов, и обычно в первую неделю сентября бывает хорошая погода. Кроме того, это давало больше времени на подготовку к празднованию — надо было провести большую подготовительную работу».
Таким образом, фактическая дата упоминания Москвы, совпавшая с церковным праздником — 4 апреля, отмечалась 1 января и сейчас отмечается 7 сентября.
Кстати, не все знают, что московский памятник Юрию Долгорукому, установленный в 1954 году на Советской площади (ныне Тверская), напротив здания Моссовета (сегодня — мэрия), мог быть сосем другим. Неосуществлённый проект Веры Игнатьевны Мухиной (автора знаменитого монумента «Рабочий и колхозница») предполагал принципиально иное решение образа князя. Планировалась одиночная фигура без намёка на воинственность: «основатель Москвы» представал в пышной древнерусской княжеской одежде, отороченной золотой вышивкой, облачённым в кафтан, в сафьяновых сапогах. Памятник предполагалось полностью покрыть разноцветными эмалями, что придавало бы монументу особую нарядность и праздничность.
Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953). Статуэтка «Юрий Долгорукий» (по мотивам неосуществлённого проекта памятника «основателю Москвы»). Фарфор, золото, цировка. 1948
В проекте интересно решался постамент с использованием формы белокаменной капители, коими богато украшены древнерусские храмы. Посвящение было стилизовано под древнерусский язык: «На сем месте в году 1147 Юрием Долгоруким град Москва заложен». Это был один из самых необычных замыслов художницы. Проект памятника в переработанном виде Мухина реализовала как фарфоровую статуэтку.
[1]Сведения взяты из открытых источников сети «Интернет»
Рудский Алексей Вячеславович, Санкт-Петербург [email protected] Фотографии Дмитрий Кравченко, Интернет, http://www.oldtowns.ru/
Сфрагистика. Вислые печати (А.В. Рудский)
Актовые печати периода княжения Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)
Печати детей Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)
Актовые печати Владимира Мономаха (А.В. Рудский)
Актовые печати с изображением Архангела Михаила (А.В. Рудский)
Актовые печати Александра Невского (А.В. Рудский)
__________________