Следующую статью, раскрывающую самобытность древнерусской сфрагистики, предлагаю посвятить самому известному внуку Ярослава Мудрого, чьё прозвище знакомо всем со школьной скамьи – Владимиру Мономаху.
Размах и активность его деятельности очень широко описана в летописях, дошедших до наших дней, однако его биографию необходимо напомнить в кратком изложении.
Великий князь Владимир Всеволодович Мономах, имел христианское (крестильное) имя Василий Андреевич, родился в 1053 году, княжил в: Переяславле (1073-1076 гг.), Чернигове (1076, 1078 – 1094 гг., 1096 г.), Смоленске (1076 – 1078, 1093 – 1103, 1107 — 1112 гг.), Переяславле, Ростове, Суздале, Белоозере (1094 – 1113 гг.), Киеве (1113 – 19 мая 1125 г.).
Сын Великого князя Всеволода Ярославича и дочери Византийского императора Константина ХI Мономаха (предположительно), откуда и взялось прозвище, вторая фамилия, если угодно – Мономах. Владимир Всеволодович основал династию Мономашичей, которая враждовала с династией Ольговичей более ста лет.
В 1067 году участвовал вместе с отцом и его братьями в разгроме Минска.
В 1078 году участвовал с отцом в битве на реке Нежатина Нива, где одержал победу, после чего, Всеволод Ярославич стал Великим князем Киевским, а Владимир получил в княжение Чернигов.
В 1093 году Владимир Мономах воевал с князем Олегом Святославичем, основавшего династию Ольговичей, и в 1094 году уступил ему Чернигов, перейдя на княжение в Переяславль.
В 1095 году Мономах был организатором вероломного убийства половецкого хана Итларя со свитой. Целью убийства хана было очернение преступлением Олега Святославича, втягивание его в конфликт и дальнейшее развязывания войны Олега с половцами, потерей бывших союзников – половцев, и дальнейшее изгнание Олега с черниговского престола. Владимир Мономах не достиг нужного результата – Олег Святославич не совершил предательства своих союзников половцев. Однако, это ему не особо помогло и последовала война Владимира Всеволодовича за Чернигов. Владимир Мономах в 1096 году нанёс сокрушительное поражение Олегу Святославичу и взял Чернигов.
В этом же году участвовал на съезде князей в Любече.
Выдал своего сына Святослава в заложники половецкому хану Кытану.
В 1103 году на княжеском съезде в Долобске лоббировал антиполовецкие настроения и активизировал скорейшее, активное завершение войны с половцами. 27 марта 1111 года на реке Сальнице русские войска одержали полную победу над половцами. Принимал активное участие в управлении Русью, исполняя волю отца Всеволода Ярославича.
В 1113 году заняв престол Великого князя Киевского, создал «Устав Владимира Мономаха». В дальнейшем управлял Русью без усобиц и внешних конфликтов.
Умер 19 мая 1125 года в Киеве в возрасте 71-го года.
Владимир Мономах канонизирован Русской православной церковью как благоверный князь (упоминают 15 июля).
Как мы видим, Владимир Всеволодович Мономах прожил активную и долгую жизнь, княжением охватил всю центральную Русь и правил непрерывно более пятидесяти лет, мало с кем сопоставимый, длительный срок княжения. Сравнивая Владимира с иными Рюриковичами, наглядно видим, что он достиг совершенства в интригах и расчёте, манипулировании боярской верхушкой и в искусстве управления населением.
Указанные причины нашли своё отражение в богатом наследии сфрагистического материала. И сегодня печати Мономаха представлены в большом количестве разновидностей, типов и экземпляров, что свидетельствует о бурной деятельности княжеской канцелярии.
Итак, византийские мастера усердно создавали культурную базу Древней Руси, в том числе работали на юного Владимира Мономаха.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в шесть строк «+КЕRО/ТWCWДU/RАСIЛЕW/ВЛАДИМЕР/ТWМОNО/МАХ», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Василию Владимиру Мономаху». Вокруг точечный ободок. В молитве указано христианское и славянское имя владельца, а также родовое прозвище Мономах.
27х30; 13,8 г.
28,5х28; 15,4 г.
Данные печати являются одними из ранних печатей юного князя, в легенде указаны христианское и славянское имя князя, а также родовое прозвище – Мономах. Учитывая византийское происхождение его матери, исполнение матриц византийскими мастерами не вызывает сомнение. Текст легенды ровный и чёткий, буквы плотно посажены и не «прыгают» сбивая строки, ошибки также отсутствуют.
В последующем, прозвище с печати исчезает, как и славянское имя князя.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в шесть строк «+КЕRО/*Е***А*/RАСIАIОI/ДЕАДIАР/НWNТОС/
NАВ», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Василию архонту (правителю)». Вокруг точечный ободок.
26х29,5; 13,4 г.
В легенде этой печати мы читаем греческое слово Архонт – правитель. Относительно небольшой период времени на Руси князья использовали подобные византийские термины, но повторюсь, его мать была византийская принцесса и вполне естественно, что её сыну прививались византийские нравы и обычаи. Владимир вполне мог воспринимать себя наследником двух культур. И довольно длительное время употреблял греческие регалии властелина. Всем нам известная «шапка Мономаха», как мне кажется, это и есть результат обогащения русской культуры византийской традицией. Одновременно – византийская корона и русский меховой головной убор!
В шапке Мономаха соединены царские (византийские) регалии, золото, скань, драгоценные камни и русское богатство – драгоценная пушнина. Именно этот головной убор и был принят дальнейшими потомками Рюриковичами, чьи княжеские регалии мы до сих пор помним и чтим.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По сторонам вертикальная надпись, «О/В/А» слева и « С/I/Л» справа. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в четыре строки «+КЕRО/ТWСWДU/АWRАСI/ЛЕIW/-*-», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Василию», внизу розетка из четырёх точек и полос. Вокруг точечный ободок.
4. 28х27; 10,5 г.
5. 22х22,5; 17,8 г.
6. 27,5х28,5; 18,2 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По сторонам вертикальная надпись, «О/В/А/С» слева и «I/Л/I/О» справа. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в четыре строки «+КЕRО/НЕIТWСW/ДUЛWRА/СUЛIА/*», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Василию». Вокруг точечный ободок.
27,5х26,5; 12,1 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По сторонам вертикальная надпись, «О/В/А/С» слева и «I/Л/I/О» справа. Вокруг точечный ободок.
О.С.: надпись в четыре строки «+КЕRО/НОЕIТWСW/ДUЛWRА/СUЛIА/*», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Василию». Вокруг точечный ободок.
8. 21х19; 9,71 гр.
На представленных печатях текст легенды ещё более лаконичен. Нет ни славянского имени, ни прозвища, ни упоминания себя в качестве правителя. Изображения ликов выполнены в строгом соответствии с каноном на высочайшем уровне. Взгляд суровый, пронизывающий, через века наблюдающий за нашей суетливой жизнью – пробирает и завораживает, что заставляет задуматься о бренности и мимолётности жизни, о мелочности забот нас окружающих. Эти лики смотрели на людей с такой же суровостью девять веков назад и наверняка аналогичный эффект психологического воздействия чувствовали наши предки. Мастерство византийских резчиков в прямом смысле ощущается в восприятии таких предметов через столетия.
Но время бежит, князь правит долго и усердно, растёт по «лествичной» карьерной лестнице Рюриковичей и занимает Великий Киевский престол. Мастерство византийских резчиков постепенно переняли русские мастера и к середине 12 века княжеские буллы выполняются исключительно русскими мастерами. Церковные иерархи, назначаемые Константинополем, зачастую ещё пользуются мастерством земляков, а Рюриковичами услуги византийских мастеров более не востребованы.
В изобилии встречаются печати, выполненные с благожелательной молитвенной надписью на русском языке. Текст молитвы повторяет греческий, но сразу обращает внимание размашистость некоторых букв кириллицы, отсутствующих в греческом алфавите. Они не влезают в строчку, раскидываются на две строки, либо провисают между ними.
Изображение св. Василия Кесарийского разительно отличается друг от друга. То почти лысый, то кучерявый, то суровый, то добродушный, то лицо одутловатое, то худощавое. Вот он расцвет русского портретного искусства! Один святой, но, сколько вариантов личного изображения.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в четыре строки «ГНПОМ/ОЗИРАБ/ОУСВОI-Е/МУВАСИЛ/I-ЕВИ». Вокруг точечный ободок.
24х24; 8,7 г., воздушные раковины образовались при литье.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в четыре строки «ГНПОМ/ОЗИРАБУ/СВОЕМОУВ/АСИЛИ.». Вокруг точечный ободок.
21,5х19; 16,1 г.
11А 11R
12А 12R
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи. Вокруг линейный ободок.
Оборотная сторона: надпись в четыре строки «ГIПО/МОЗИР/АБУСВО/ЕМУВАС/ИЛЬЮ». Вокруг линейный ободок.
11. 24х26; 19,2 г.
12. 23,5х25; 12,2 г.
13. 25х26; 17,2 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в четыре строки «ГНПО/МОЗИРА/БУСВОЕ/МУВА/СИЛЬЮ». Вокруг точечный ободок.
22х23; 12,6 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в шесть строк «ГIПО/МОЗИ/РАБУСВ/ОЕМУВ/АСИЛЬ/Ю». Вокруг точечный ободок.
21,5х23; 9.98 г., Москва, 2017 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в пять строк «ГНПО/МОЗИРА/БУСВОИО/МУВА/СИЛ». Вокруг точечный ободок.
22х23; 10,77 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в пять строк «ГНПО/МОЗИ/РАБОУ/СВОЕМУ/ВАСИЛ». Вокруг точечный ободок.
28х27; 9,68 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По сторонам вертикальная надпись «+ВАС» и «ЛИЙ». Вокруг точечный ободок.
О.С.: надпись в пять строк «ГНПО/МОЗИ/РАБОУ+/.СВОЕМУ/
18. 22х24,5; 15,1 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в пять строк «ГНПО/МОЗИ/РАБОУ/СВОЕМУ/ВАСИЛ». Вокруг точечный ободок.
17х19; 5,5 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором одетым на плечи. По бокам «ИЛ» Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись более трех строк «ГНПО/МОЗИ/*БУСВ». Вокруг точечный ободок.
15х16
Также встречаются печати с изображением св. Василия Кесарийского на одной стороне и Богородицы Знамение на другой.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По бокам вертикальная колончатая надпись «АГIОС», «ВАСIЛIОС». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение Богоматери Оранта Знамение (Нерушимая стена), с поднятыми в молитве вверх руками и младенцем на груди. Вокруг точечный ободок.
24х26; 11,93 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По бокам вертикальная колончатая надпись «АГIОС», «ВАСIЛIОС». Иная пара матриц, изображение св. Василия Кесарийского более крупное. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение Богоматери Оранта Знамение (Нерушимая стена), с поднятыми в молитве вверх руками и младенцем на груди. Вокруг точечный ободок.
22х20; 10,58 гр.
Довольно редко встречаются женские печати, жён и дочерей князей Рюриковичей.
Печать Евфимии, дочери Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, королева Венгрии 1112 – 1113 г.г.
Третья дочь кн. Владимира Всеволодовича и второй супруги – гречанки.
В 1112 г. вышла замуж за Венгерского короля Кальмана I Книжника.
В 1113 г. король Кальман уличил супругу в измене, вернул в Киев, где она родила Бориса Конрада, который, впоследствии претендовал на венгерский престол.
Удалилась в монастырь, где провела последние годы жизни.
Умерла 4 апреля 1139 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Евфимии. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи. Вокруг точечный ободок.
23. 18х17; 6,7 г.
Печать Евфимии, дочери Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, королева Венгрии 1112 – 1113 гг.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Евфимии. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи. Вокруг точечный ободок.
24. ; 4,98 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона (перевёртыш): надпись в четыре строки «ГНПОМ/ОЗИРАБУ/СВОЕМОУВ/АСИЛИ.». Вокруг точечный ободок.
20,4х25,4; 12,79 г.
Также встречаются печати с изображением св. Василия Кесарийского на одной стороне и Богородицы Одегитрия — Знамение на другой.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По бокам вертикальная колончатая надпись «O ВА/СI»/«Л/ЕI/ОС». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение Богоматери Оранта Знамение (Нерушимая стена), с поднятыми в молитве вверх руками и младенцем на груди. Вокруг точечный ободок.
24х26; 11,93 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По Без надписи. Иная пара матриц. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение Богоматери Оранта Знамение (Нерушимая стена), с поднятыми в молитве вверх руками и младенцем на груди. Вокруг точечный ободок.
32,5х24,2; 9,80 г.
Необходимо отметить печати наместника Владимира Мономаха по имени Ратибор, ранее служившего его отцу, но не менее усердно служившего и на его благо. Довольно много печатей Ратибора дошло до наших дней. Обнаруживают в большинстве административных центров юга Руси, что свидетельствует об активности и размахе его деятельности.
Печать наместника Ратибора (Тмуторокань) 1079 – 1080 г.г., (Переяславль) 1093 – 1097 г.г., (Киев) до 1113 г.г.
В 1078 г. был тысяцким в Киеве у Великого князя Всеволода Ярославича, затем был послан в Тмуторокань наместником.
В 1080 г. кн. Володарь Ростиславич, объединившись с кн. Давыдом Игоревичем, прогнал из Тмутаракани наместника Ратибора.
Служил у кн. Владимира Всеволодовича Мономаха. В 1095 г. был зачинщиком вероломного убийства половецкого хана Итларя со свитой, для вовлечения в преступление Олега Святославича и дальнейшего развязывания войны с половцами, с целью потери Олегом союзников – половцев, и дальнейшего изгнания с черниговского престола последнего.
В 1100 г. принимал активное участи в Витичевском съезде князей, и был среди послов, передавших кн. Давиду Игоревичу его решение.
В 1113 г. опять стал тысяцким в Киеве, участвовал в изменении положения о ростовщичестве и еврейских погромах.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Климента, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: трёхстрочная надпись «WТ/РАТИ/БОРА». Вокруг два точечных ободка.
23х26,5; 12,7 г., оттиск печати имеет включения медного сплава, оттиснутые в свинце и выявленные при очистке от окислов.
23,5х25; 11,11 г.
Посадник Ратибор, как указано выше, начал служить в 1078 году тысяцким в Киеве отцу Владимира Мономаха – Великому князю Всеволоду Ярославичу.
Тысяцкий — должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси. Первоначально военный руководитель городского ополчения («тысячи»), которому подчинялись десять сотских (ru.wikipedia.org).
Печать Всеволода Ярославича, применявшаяся в голубиной почте.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Андрея Первозванного с благословляющим жестом правой руки и с крестом у плеча в левой руке. Вокруг линейный ободок.
Оборотная сторона: пяти строчная надпись «+КЕRО/НОЕIТѡCѡ/ДОUЛѡАN/ДРЕАТОС/RЛАДО/
-+-», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Андрею Свладу». Вокруг линейный ободок.
15х12; 2,61 гр.
[1] В.Л. Янин, П.Г. Гайдуков «Актовые печати древней Руси Х-ХV в.в.». М. 1970, 1996. Указаны номера печатей согласно «Свода».
Рудский Алексей Вячеславович, Санкт-Петербург [email protected] Изображения оттисков печатей из коллекции автора, также использованы изображения из свободных источников (собственников с удовольствием укажем!)
Печати детей Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)
Актовые печати Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)
Актовые печати с изображением Архангела Михаила (А.В. Рудский)
Актовые печати Александра Невского (А.В. Рудский)
Юрий Долгорукий — основатель Москвы. Сфрагистика (А.В. Рудский)
__________________