Печати Андрея Боголюбского

Печати Андрея Боголюбского

in Сфрагистика 1486 views

Продолжая изу­че­ние сфра­гис­ти­чес­кой ма­те­риаль­ной куль­туры сред­не­ве­ко­вой Ру­си, по­свя­щаем статью пе­ча­тям пе­рио­да кня­же­ния ле­ген­дар­ного Великого кня­зя Вла­ди­мир­ского Анд­рея Юрье­ви­ча Боголюбского, уби­то­го лич­ной ох­ра­ной, ка­но­ни­зи­ро­ван­но­го Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ковью.

Сфра­гистика – от гре­чес­кого сфрагио (печать) – нау­ка о печатях.

«Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего»
Платон
  • Великий князь Владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский. Виктор Михайлович Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896 годы. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
  • Наплечник Андрея Боголюбского—подарок Фридриха Барбароссы. Германский национальный музей, Нюрнберг

Печати периода правления Великого кн. Владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского, христианское имя Андрей Георгиевич, род. ок. 1111 года—ум. 29 июня 1174) — князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150—1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157—1174). Сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы (Осеневича) и внуч­ки хана Осеня (Асиня). Святой Русской православной церкви; память: 4 (17) июля и в Соборах Владимирских и Волынских святых .

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло зна­читель­ного мо­гущест­ва и было сильнейшим на Руси, а впоследствии стало ядром современного Российского государства.

Сын Великого кн. Юрия Владимировича Долгорукого, основал Владимиро-Суздальскую династию.

После смерти отца (1157 г.) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «само­властцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу кня­жества во Вла­димир. В 1158—1164 годах Андрей Бо­голюб­ский при­строил к Владимирскому кремлю так на­зывае­мый Новый город — зем­ля­ную крепость с двумя воротными башнями из белого кам­ня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был пост­роен ве­ликолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Вла­димиром вырос укреп­лённый кня­жеский замок Боголюбово — основная резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил своё прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он в это время находился в Киеве).

Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге. Андрей на момент смерти отца уступал в старшинстве по лествичному праву обоим главным претендентам на киевское княжение: Изяславу Давыдовичу и Ростиславу Мстиславичу. Удержаться на юге удалось лишь Глебу Юрьевичу (с этого момента Пе­рея­слав­ское княжество обособилось от Киева), с 1155 года женатому на дочери Изяслава Давыдовича, и ненадолго — Мстиславу Юрьевичу (в Поросье до окончательного утверждения в Киеве Ростислава Мстиславича в 1161 году). Остальным Юрьевичам пришлось покинуть Киевскую землю, но незначительный удел (Кидекша) на севере получил только Борис Юрьевич, умерший бездетным уже в 1159 году. Кроме того, в 1161 году Андрей выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с её детьми Михаилом, Васильком и семилетним Всеволодом. В Ростовской земле было два старших вечевых города — Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и пле­мян­никами и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.

В 1159 году Изяслав Давыдович был изгнан из Киева Мстиславом Изяславичем Волынским и галицким войском, киевским князем стал Ростислав Мстиславич, чей сын Святослав княжил в Новгороде. В том же году Андрей захватил новгородский укреплённый пункт Волок Ламский, основанный новгородскими купцами, и праздновал здесь свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, пле­мянником Изяслава Давыдовича. Изяслав Андреевич вместе с муромской помощью был послан на помощь Святославу под Вщиж против Святослава Ольговича и Святослава Все­во­ло­до­ви­ча. В 1160 году новгородцы пригласили на княжение племянника Андрея, Мстислава Ростиславича, но ненадолго: в следующем году Изяслав Давыдович погиб при попытке овладеть Киевом, и в Новгород на несколько лет вернулся Святослав Ростиславич.

В политической жизни Андрей опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников («милостников»), которым раздавал в условное владение земли, — прообраз будущих помещиков и дворянства. Проводившаяся им политика усиления самовластия предвещала формирование самодержавия в Московской Руси XV—XVI веков. В.О. Ключевский называл его первым великороссом: «В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным. В трудные минуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяки и ошибки в спокойные, досужие годы».

В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120 г.) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.

Бегство остатков болгарского войска после поражения от Андрея Боголюбского
Бегство остатков болгарского войска после поражения от Андрея Боголюбского

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича (1171 г.) Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев — Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей — Роману. В 1173 году Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему вернуться в Смоленск, тот послушался. Андрей отдал Киев своему брату Михаилу Юрьевичу, но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка. Всеволод просидел в Киеве 5 недель и был взят в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич.

После этих событий Андрей через своего мечника Михна потребовал и от младших Ростиславичей «в Русской земле не быти»: от Рюрика — уйти к брату в Смоленск, от Давыда — в Берладь. Тогда младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками», и остриг бороду послу Андрея, чем дал повод началу военных действий.

Кроме войска Владимиро-Суздаль­ского кня­жества, в походе уча­ст­вова­ли полки из Муромского, Рязанского, Туровского, Полоцкого и Городенского княжеств, Новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич; численность войска оценивается летописью в 50 тыс.чел. Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда, а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла. Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Спустя 9 недель осады Ярослав Изяславич, чьи права на Киев не признали Ольговичи, получил такое признание от Ростиславичей, двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр, утонули. «Так-то, — говорит летописец, — князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку». Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого после гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Зимой 1172 года был организован второй поход, в котором участвовали Мстислав Андреевич, сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались. Этот поход не нравился всем людям и идучи не идяху, потому что не время воевать зимою болгар. Эти события свидетельствовали о крайней напряжённости взаимоотношений между князем и боярством, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил.

Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1172 году) и привело к заговору приближённых бояр против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит своими боярами. Подробный рассказ об убийстве князя («О убьении Андрееве») был записан очевидцем или со слов очевидцев и сохранился в пространной редакции в составе Киевской летописи, в краткой — в составе Владимирской. Точность этого рассказа подтвердило обследование останков князя, произведённое в 1934 году.

Историк В.Д. Сиповский приводит, согласно Ипатьевской летописи, обстоятельства убийства князя Андрея в княжеском замке в Боголюбово. Заговорщики (бояре Кучковичи, которые были родственниками Боголюбского и некоторое время владели землями на месте будущего города Москвы), сначала спустились в винные погреба, там выпили вина, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, за­го­во­рщи­ки бросились на князя. Сильный Андрей Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, изранен­ный и окро­вавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли. Князь очнулся, спустился из своей спальни по лестнице и попытался скрыться за лестничным столбом. Его отыскали по кровавому следу. Убийцы кинулись на него. Андрей в конце молитвы произнёс: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» и скончался. Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, сохранилось до настоящего времени.

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Согласно Ипатьевской летописи, тело князя остался взять лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин, который отнёс его в церковь. Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя. Игумену Феодулу (настоятель владимирского Успенского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и похоронить в Успенском соборе.

Необходимо отметить изысканность оформления русскими резчиками буллоториев в период описываемых событий. Византийские мастера очевидно не приглашаются, либо обслуживают церковную знать, а княжеские мастера имеют русские корни. Это видно по неровному, пляшущему шрифту, ошибкаи и зеркальности вырезанного текста. Изображения святых не имеют византийскую строгость, суровость и лаконичность, а в них чувствуется лёгкость и динамичность.

Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского

Л.С.: погрудное изображение св. Апостола Андрея, с развевающимися кудрями волос. Вокруг точечный ободок.
О.С.: неразборчивая надпись в пять строк. «ГНПО/МОЗИРА/БОУСВОЕ/МОУАNЪ/ДРЪЕВ». Вокруг точечный ободок.
1. 19х17,5; 5,84 г., Подмосковье, 2010 г.

Печать кн. Мстислава Юрьевича, христианское имя Федор Георгиевич (Пересопницк) 1150 г., (Новгород) 30 января 1155 – март 1157 гг., до 1163 года, отдельные города в Суздаль­ском княжестве. Сын Великого кн. Киевского Юрия Владимировича Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского. Участвовал в коалиции отца и братьев в войне против Ольговичей.

В 1150 г. совершил неудачную попытку захватить Переяславль.

В 1150 г. кн. галицкий Владимирко захватив несколько городов Волынских, передал их кн. Мстиславу, после переданные брату кн. Андрею Юрьевичу.

30 января 1155 г. Великий кн. Юрий Долгорукий посадил кн. Мстислава в Новгороде.

В 1157 г. кн. Ростислав Мстиславич организовал кн. Мстиславу мятеж, в ходе которого, Новгород разделился на два лагеря. Торговая сторона стала за князя, Софийская против. Волховский мост стал охраняемым форпостом. Ночью кн. Мстислав, узнав о прибытии детей смоленского князя, бежал из Новгорода.

В 1163 году кн. Андрей, недовольный ставшими ему в оппозицию братьями, выгнал их, и в их числе Мстислава, из Суздальской земли. Они ушил в Византию, где Мстислав Юрьевич получил в управление волость.

Был женат на дочери новгородского боярина Петра Михалковича. Ф.Б. Успенский указывает, что предком новгородцев Михалковичей некоторые исследователи считают Рёгнвальда Ульвссона, родича Ингигерды Киевской — эта связь могла послужить причиной брака.

Оставил единственного сына, Ярослава Красного.

Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского

Л.С.: погрудное изображение св. Федора с крестом великомученика в правой руке, одет в плащ с фибулой. Вокруг точечный ободок.
О.С.: погрудное изображение св. Георгия с крестом великомученика в правой руке, одет в плащ с фи­булой. Во­круг то­чечный ободок.
2. 18х17,5; 3,7 г., Украина, Чернигов, 1987 г.

Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского

Л.С.: изображение св. Федора в полный рост, в левой руке копьё, правой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. Вокруг точечный ободок.
О.С.: изображение св. Георгия в полный рост, в левой руке копьё, правой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. Вокруг точечный ободок.

3. 13х18; 3,9 г., Украина, Чернигов, 1988 г., прямоугольная заготовка.

Печать применимая в голубиной почте.

Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского

Л.С.: погрудное изображение св. Федора с крестом великомученика в правой руке, одет в плащ с фибулой. Вокруг точечный ободок.
О.С.: погрудное изображение св. Георгия с крестом великомученика в правой руке, одет в плащ с фибулой. Вокруг точечный ободок.
4. 15,5х11; 2,2 г., Украина, Чернигов, 1987 г.

Печать кн. Василько Юрьевича, христианское имя Василий Георгиевич (Суздальский) 1149-51 г., (Поросский) 1155-1161 г.
Сын Великого кн. Киевского Юрия Владимировича Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского.

После утверждения Юрия Долгорукого на киевском великокняжеском столе в 1149 г. был назначен его наместником в Суздале. После окончательного утверждения Юрия в Киеве (1155) он не посадил в Суздале одного из сыновей, и вскоре Андрей Юрьевич уехал из Вышгорода во Владимир. После смерти отца (1157) Василько удерживался на юге вплоть до 1161 (тогда при участии Василька и чёрных клобуков погиб в борьбе за киевское княжение Изяслав Давыдович). Затем вместе с другими родственниками был выслан Андреем в Византию, где управлял некоторыми владениями на Дунае. Основатель Василёвой Слободы (современный город Чкаловск).

Приход гонца от Изяслава Мстиславича Киевского к Васильку Юрьевичу с предложением мира после неудачной осады Новгорода-Северского
Приход гонца от Изяслава Мстиславича Киевского к Васильку Юрьевичу с предложением мира после неудачной осады Новгорода-Северского
Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского

Л.С.: изображение св. Василия Кесарийского в полный рост с благословляющим жестом правой руки. Одет в ризу священника, на плечи одет омофор. По сторонам вертикальная надпись зеркально «В/А» «С/И/Л/И/С». Вокруг точечный ободок.
О.С.: изображение св. Георгия в полный рост, в левой руке копьё, правой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. По сторонам вертикальная надпись «Г/Е/О/Р» «/Г/И/О/С». Вокруг точечный ободок.
5. 19х21,5; 6,54 г.,
6. 22х23; 7,6 г.

Печати кн. Михаила II (Михалко) Юрьевича Киевского и Владимирского, христианское имя Михаил Георгиевич, родился 1146 г., (Михайлов) 1159 – 1169 гг., (Городец – Остер) 1162 – 1168 гг., (Торческ) 1169 – 1172 гг., (Киев) 1172, 1173 гг., (Переяслав) 1172 – 1173 гг., (Чернигов) 1174 г., (Владимир) 15 июня 1174 – 1176 гг.
Седьмой сын Великого кн. Киевского Юрия Владимировича Долгорукого.
В 1168 г. участвовал в защите Новгорода от Ростиславичей, которые захватили его в плен.
В 1169 г. руководя отрядом из 100 Переяславцев и 1500 Берендеев в уничтожении половецких отрядов грабивших Днепровскую область.
В 1172 году Андрей, брат Михаила Юрьевича, после смерти Глеба, назначил княжить в Киеве. Но Михаил Юрьевич послал туда Всеволода, своего младшего брата, а сам остался в Торческе. Был взят в осаду в Торческе Ростиславичами, но заключив с ними мир, получил от них Переяслав.
В 1173 г. вступил с войсками Андрея в г. Киев.
После смерти Андрея I Боголюбского Михаил начал междоусобицу со своим племянником Ярополком, который занял Владимирский престол.
Но вследствие вражды суздальских городов Михаил покинул Владимир и уехал в Чернигов; вскоре был призван владимирцами, разбил Ярополка Ростиславича и занял владимирский престол 15 июня 1174 г. По летописям известно, что став великим князем, Михаил Юрьевич казнил бояр, которые участвовали в убийстве его брата, князя Андрея Боголюбского, а также его жены, по слухам причастной к этому.
Умер в 1176 г. в Городце на Волге и похоронен во Владимире в Успенском соборе.
В 1178 году дочь Михаила была выдана замуж своим дядей за черниговского княжича Владимира Святославича.

Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского

Л.С.: изображение св. Арх. Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Вокруг точечный ободок.
О.С.: изображение св. мученика Георгия в полный рост, в правой руке копьё, в левой руке держит щит. Одет в латы. Вокруг точечный ободок.
7. 20,5х21; 5,87 г., Москва, 2018 г.

Дмитрий Солунский. Копия иконы XII века

Заказанная Димитрием-Всеволодом икона с изображением тезоименитого святого. Допустимо портретное сходство с заказчиком.

Печать Великого кн. Киевского и Владимирского Всеволода III Юрьевича Большое гнездо, христианское имя Дмитрий Георгиевич (Остер) с 1169 г., (Киев) 1173 г., (Переяславль-Залесский) 1175 – 1176 гг., (Владимир, Суздаль) 1176 – 15 апреля 1212 года.
Младший сын Великого кн. Юрия Владимировича Долгорукого родился в 1154 году.
В 1163 году, восьмилетний Всеволод, с родственниками, бежал в Константинополь, после изгнания кн. Андреем Боголюбским из Владимиро-Суздальской земли.
В 1168 году, юный кн. Всеволод, вернувшись в Россию из Константинополя, участвовал в свержении с Великого княжения Мстислава Изяславича и 8 марта 1169 года, после осады, впервые Киев пал.

В 1170 году кн. Всеволод разбил Половцев, грабивших южные рубежи Руси.

В 1171 г. находясь в Киеве, вместе с племянником Андреевым, Ярополком был захвачен в плен кн. Рюриком, Давидом, Мстиславом Ростиславичами.

В 1176 году был призван на княжение Владимирцами, враждовал за право княжение Владимиром с кн. Мстиславом Ростиславичем и с черниговским кн. Святославом Всеволодовичем до 1182 года.
В 1182 и 1186 году удачно ходил в Булгарию Волжско-Камскую.
В 1195 г. послал своих бояр, которые возвели на Киевский престол кн. Рюрика, тем самым Киевское княжение формально оставалось Великим, но уже зависело от Владимирского Великого князя.
В 1198 году разорил многие половецкие земли.
В 1206 году имел распри из-за княжения Ярослава Всеволодовича в Переяславле-Южном с черниговским кн. Всеволодом Чермным. Сжег Рязань, а жителями заселил Суздальские земли. В 1208 году тоже совершил с Белгородом-Рязанским.
10 апреля 1211 года женил второго сына Георгия на дочери кн. Всеволода Чермного, позднее назначает его своим наследником.
Княжив 37 лет, на 58 году жизни спокойно умер 15 апреля 1212 года.

Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского

Л.С.: изображение св. Дмитрия Солунского в полный рост, держащего в руках меч, одетого в доспехи, поверх плащ. Вокруг точечный ободок. Изображение святого соответствует заказной иконе с изображением св. Дмитрия Солунского вынимающего меч из ножен.
О.С.: изображение св. Георгия Победоносца в полный рост, одетого в доспехи, поверх одет плащ. Вокруг точечный ободок.
8. 25х16; 4,56 г., Владимирская обл., Москва, 2018 г.

Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского

Л.С.: изображение св. Дмитрия Солунского в полный рост, держащего в руках меч, одетого в доспехи, поверх плащ. Вокруг точечный ободок. Изображение святого соответствует заказной иконе с изображением св. Дмитрия Солунского вынимающего меч из ножен.
О.С.: изображение св. Георгия Победоносца скачущим верхом на коне в право, одетого в доспехи, с развевающимся плащом. Вокруг точечный ободок.
9. 24,5х29; 11,7 г., Владимирская обл., Вязнековский р-н, Ярополич городище, 2002 г.

Женская вислая печать княгини Ольги (Ефимии) — жены князя Всеволода Святославича Буй Тур (1164 – 1196 гг.), дочери Глеба Юрьевича Переяславского, племянницы Андрея Юрьевича Боголюбскому.

Печати Андрея Боголюбского
Печати Андрея Боголюбского

Л.С.: погрудное изображение св. Ефимии, с мученическим крестом у груди. Вокруг точечный ободок.
О.С. погрудное изображение св. Архангела Гавриила, с жезлом в правой руке. Вокруг точечный ободок.
10. 19х20; 6,51 г., 2018 г.

 

Алексей Вячеславович Рудский,
Санкт-Петербург
Изображения предоставил автор

Сфрагистика. Вислые печати  (А.В. Рудский)

Актовые печати периода княжения Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)

Печати детей Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)

Актовые печати Владимира Мономаха (А.В. Рудский)

Актовые печати с изображением Архангела Михаила (А.В. Рудский)

Актовые печати Александра Невского (А.В. Рудский)

Юрий Долгорукий — основатель Москвы. Сфрагистика (А.В. Рудский)

Второе Ледовое побоище (А.В. Рудский)

Мстислав Великий. Сфрагистика (А.В. Рудский)

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Мстислав Великий. Сфрагистика

Продолжая изучение сфра­гистической ма­те­риаль­ной куль­ту­ры средневековой Ру­си воз­никло жела­ние по­свя­тить от­дель­ную статью
Перейти К началу страницы