Продолжая знакомить вас с сфрагистической коллекцией, хочется обратить ваше внимание к третьей четверти XI века. Благоприятные условия развития Древней Руси, активное осуществление финансово-хозяйственной деятельности с внешними контрагентами, позволили светским и церковным феодалам обеспечить активное строительство городов и храмов. Византийские мастера усердно создавали культурную базу Древней Руси, подготовили новых художников из местных подмастерьев, которые в последующем обеспечили расцвет самобытной русской культуры.
«Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего» Платон
Вашему вниманию большим блоком представлены печати сыновей Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого. Виртуозность исполнения резчиками матриц изображений князей и тезоимённых святых, информативное содержание текста печатей, даёт основания полагать, что ими в этот период и в данном культурном проявлении достигнут наивысший уровень мастерства. Последующим мастерам оставалось только сохранять набранную высоту, в подражании развиваться и искать собственные стилистические особенности. Только изредка возникали «самородки», виртуозы в своём творческом ремесле, чьи работы достойны не меньшего восторга.
Копирование текста печатей русскими мастерами не знающими, либо плохо знающими греческий язык, приводило порой к следующему: греческие буквы резчиками матриц буллоториев видоизменялись, терялись из текста, переворачивались. В итоге, текст печати становился, условно читаем. Такие печати отдельно осветим.
Нумизматам хорошо известны монеты Тмутараканского княжества «подражания» Византии. С квадратиками вместо букв текста, так как резчики матриц не знали греческий язык, но заполнить реверс монеты текстом обязывала мода. Более искусные мастера резали греческую легенду так, как видели на монетах. При оттиске текст получался зеркальным. Незнание греческого языка русскими мастерами, резчиками буллоториев, отражалось в отжатых печатях аналогичным монетам образом. Эту проблему в дальнейшем легко устранили, используя наш родной русский язык.
Некоторые, из представленных печатей несут прижизненные изображения князей. Зачастую они условные, но встречаются и выразительные, с детально проработанными портретами, в костюмах или военных доспехах, в шлемах или причудливых головных уборах.
Редкость появления в свободном доступе (рынке) печатей XI века, вынуждала не отмахиваться от довольно «уставших» экземпляров. Высокий рельеф изображения лиц князей и ликов святых зачастую приводил к практически неизбежному повреждению самых выступающих элементов печати (соударение при падении, затаптывание, удар лопатой или деформация плугом). В связи с чем, зачастую приводятся примеры печатей с одной пары матриц, но с разной степенью сохранности, тем самым дополняя друг друга сохранившимися элементами изображения и текста.
Необходимо отметить, что крупный размер булл (диаметром 30-40 мм) оттиснуть первым типом буллотория (щипцами) физически проблематично, изображение полностью не пропечатается, поэтому использовали «тисочный» буллоторий, имеющий более сложную конструкцию и силу сжатия матриц. Их конструкции и особенности описаны в предыдущих статьях (Сфрагистика. Вислые печати , Актовые печати Ярослава Мудрого) .
Печати Новгородского князя Владимира Ярославича, христианское имя Василий Георгиевич, который родился 1020 г., (Новгород) 1034 г. – 4 октября 1052 г.
Старший сын Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого и Ингегерды Шведской (Ирины).
В 1042 году совершил поход на племена Ямь, на южном побережье Финляндии.
В 1045 году начал строительство собора святой Софии. По окончании строительства в 1050 году, а по иной версии 14 сентября 1052 года, собор освятил епископ Лука Жидята.
Владимир Ярославич умер через 20 дней после освящения собора святой Софии, где и был захоронен.
Канонизирован Русской Православной Церковью, как Благоверный князь (память 4/17 октября).
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Василия Кесарийского одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. По бокам вертикальная колончатая надпись «АГIОС», «ВАСIЛIОС». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение Богоматери Оранта (Нерушимая стена), с поднятыми в молитве вверх руками. Вокруг точечный ободок.
24х25; 9,81 г.
Изображение Богоматери Оранта (с лат. – молящаяся) находится в Киевском Софийском Соборе, построенном Великим кн. Ярославом Владимировичем Мудрым, а его дети поместили изображение Богородицы на своих печатях.
Печати Великого князя Изяслава I Ярославича,
христианское имя Дмитрий Георгиевич, родился 1024 г., (Туров) до 1052 г., (Новгород) 1052 – 1054 гг., (Киев) 1054 – 1068 гг., 1069 – 1072 гг., 1076 – 1077 гг.
Второй сын Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого и Ингегерды Шведской.
В 1058 г. кн. Изяслав победил голядь, в 1060 г. торков и колыванцев.
В 1068 г. после поражения от половцев не смог сдержать народные волнения в Киеве и бежал в Польшу. 2 мая 1069 г. возвратился в Киев на княжение с польским отрядом под предводительством польского короля Болеслава II. По возвращению в Киев, его сын Мстислав устроил казни киевлян, в день капитуляции убито 70 человек.
Участвовал в составлении «Русской Правды», в разработке «Лествичного права».
В 1069 году занял Полоцк, где посадил править сына Мстислава, а после его смерти сына Святополка.
В конце 1072 г. кн. Изяслав повторно бежал в Польшу, скрываясь от сговорившихся против него братьев кн. Святослава и кн. Всеволода (отца Владимира Мономаха), где Болеслав II, забрав ценные дары, отказался повторно помогать изгнаннику. Кн. Изяслав далее отправился к Немецкому императору Генрику IV и далее к папе Римскому Григорию VII. Вступил в переговоры с папой Римским Григорием VII, признавшим 17 апреля 1075 г., князя «русским королём» и пообещал военную помощь в борьбе за Киевский престол со Святославом Ярославичем, с целью дальнейшей католизации Руси, что не было осуществлено.
В 1076 г. в Волыни кн. Всеволод встретил изгнанника с почестью и по-братски предложил ему мир. В ответ Изяслав Ярославич передал Всеволоду Чернигов, его сыну Владимиру Мономаху Смоленск. В следующем году посадил в Новгороде княжить сына Святополка, и в этом же году собрав войско, выступил отвоевывать Чернигов брату кн. Всеволоду. Возле Чернигова сразившись с войском кн. Олега Святославича и кн. тмутараканского Бориса Вячеславича, был убит.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Дмитрия Солунского, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застегнутый фибулой, с копьем в правой руке. Надпись по сторонам «Д/МТРIОС». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение св. Георгия с копьём в правой руке, одет в плащ с фибулой. Вокруг точечный ободок.
19,5х19,5; 8,82 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Дмитрия Солунского, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застегнутый фибулой, с копьем в правой руке, со щитом в левой. Надпись по сторонам «ДI/МIТРI». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображена розетка, предположительно солярный знак, восемь внешних лепестков. Вокруг сложный точечный ободок.
35х38; 27,1 г. Слева от изображения святого видна надпись – граффити, «НИКОНА»?
31х26; 17,48 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Дмитрия Солунского, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застегнутый фибулой, с копьем в правой руке, со щитом в левой. Надпись по сторонам «ДI/МIТРI». Отличается от предыдущей печати более пышной причёской, в том числе со вьющимися, спадающими к плечам волосами. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображена розетка, предположительно солярный знак, восемь внешних лепестков. Вокруг сложный точечный ободок.
33,5х32,5; 23,47 г. Деформация печати плугом прошлась по лицу и щиту святого.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Дмитрия Солунского, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застегнутый фибулой, с копьем в правой руке, со щитом в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображена розетка, предположительно солярный знак, семь внешних лепестков. Вокруг сложный точечный ободок.
30х32; 25,3 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Дмитрия Солунского, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застегнутый фибулой, с копьем в правой руке, со щитом в левой. Надпись по сторонам «ОАГIОС/ДIМIТРI». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение Богоматери Оранта (Нерушимая стена), с поднятыми в молитве вверх руками. Вокруг точечный ободок.
35х34; 33,3 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Дмитрия Солунского, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застегнутый фибулой, с копьем в правой руке, со щитом в левой. Надпись по кругу «**ДИМИТР». Вокруг линейный ободок.
Оборотная сторона: шести строчная надпись «***/ДNМИТР/ИI***/c +». Вокруг линейный ободок.
Изяслав Ярославич (св. Дмитрий Солунский), 20,22 г., 29х29 мм
8. 22х22; 4,92 гр., Крым, 2014 г.
Печати Великого князя Святослава Ярославича,
христианское имя Николай Георгиевич родился 1027 году, (Волынь) до 1054 года, (Чернигов, Тмуторокань, Рязань, Муром, страна Вятичей) 1054 – 1073 годах, (Киев) 1073 – 27 декабря 1076 года.
Третий сын Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого и Ингегерды Шведской. Основатель черниговской княжеской династии.
В 1060 году участвовал в походе на торков.
В 1067 году вместе с братьями взял Минск, на реке Немиге разгромили войска полоцкого кн. Всеслава Брячиславича, после, обманом взяли его в плен.
1 ноября 1068 года с дружиной из трех тысяч воинов на реке Снови атаковал превосходящие силы половцев, которых было 12 000 куманов, большую часть потопил и взял в плен хана.
Участвовал в составлении «Русской Правды», в разработке «лествичного права».
В 1073 году в сговоре с братом кн. Всеволодом (отцом Владимира Мономаха), выгнал с княжения Киева брата Великого кн. Изяслава, в котором княжил до скончания от болезни.
Имел большую библиотеку, заставлял переписывать для себя славяно-болгарские рукописи. Дошли до наших дней «Изборники Святослава» 1073 и 1076 годов.
Печати относятся к черниговскому периоду княжения
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Надпись по сторонам «НИК/ЛАН». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение Вседержителя сидящего на троне. Вокруг точечный ободок.
31х32; 22,73 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение Вседержителя Пантократор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный) сидящего на троне. Вокруг точечный ободок.
10. 36х38; 27,07 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение в полный рост князя с благословляющим жестом правой руки и с крестом в левой руке. Вокруг точечный ободок.
36х35 мм; 25,8 г.
Святослав Ярославич (обломанная). Св. Николай Чуд., Вседержитель на троне.
23,17 г, 24х34 мм.
Святослав Ярославич Св. Николай Чуд., Вседержитель на троне.
26,89 г, 33х36 мм
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение князя Святослава Ярославича в полный рост с благословляющим жестом правой руки и с крестом в левой руке. Вокруг точечный ободок.
37х38; 23,5 г. Внутренняя коррозия свинца, называемая некоторыми антикварами торгующими предметами археологии — «чумка», которая разъела металл вдоль шнура.
В пробитое отверстие вставлялся шнур для повторного подвешивания к документу. Деформация печати плугом прошлась по изображению князя.
32х34,5; 29,0 г.
Ниже изображение тем же штампом.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение в полный рост князя с раскрытой ладонью правой руки и с крестом в левой руке. Вокруг точечный ободок.
31х33,5; 25,96 г.
28х30,5 мм; 18,18 г.
31х35; 23,2 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение князя Святослава Ярославича в полный рост с крестом в согнутой правой руке и поднятой раскрытой ладонью левой руки. Вокруг точечный ободок.
30х31; 26,46 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение князя Святослава Ярославича в полный рост с крестом в согнутой правой руке и поднятой левой рукой. Вокруг точечный ободок.
35х42; 28,95 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой.
Оборотная сторона: изображение князя Святослава Ярославича в полный рост (фронтально) с крестом в вытянутой в сторону правой руке и поднятой левой рукой. Голова князя изображена без головного убора или короны. Наличие усов и бороды, лысина и кудри по бокам головы, а также массивный нос — дают представление о его внешности.
19. 29х27; 20,13 г.
20. 32х34,5; 23,02 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой.
Оборотная сторона: изображение князя Святослава Ярославича в полный рост, с крестом в согнутой в локте правой руке и поднятой левой рукой с раскрытой ладонью. На голове одета корона (шляпа?) с тремя выступающими украшениями, м.б. перья.
21. 31,5х32; 31,20 г.
Следующую печать Святослава Ярославича демонстрирую вместе с печатью Ярослава Мудрого, с целью наглядно отразить увеличение диаметра свинцовой заготовки.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой.
Оборотная сторона: изображение князя Святослава Ярославича в полный рост, с крестом в согнутой в локте правой руке и поднятой левой рукой с раскрытой ладонью. На голове одета корона (шляпа?) с тремя выступающими украшениями, м.б. перья.
22. 42х37,5; 18,8 г.
Также печать Святослава Ярославича выполнена этой же парой матриц поверх иной печати. Под изображением Николая Чудотворца просматривается русский текст в пять строк выполненный кириллицей. Сохранились отдельные буквы «М/Бѣ/НМ/N».
Под изображением Святослава Ярославича просматривается изображение царя Константина и принадлежит младшему брату – Игорю Ярославичу.
Наличие двух оттисков на печати разных князей свидетельствует о бережном отношении к пергаменту, о повторном его использовании после счистки предыдущего текста. Переписка между братьями логична и естественна. Очевидно, что письмо отправленное Игорем Ярославичем, нашло повторное применение Святославом Ярославичем, благодаря чему, на одной свинцовой заготовке запечатлены святые двух феодалов. Оттиск печати Игоря Ярославича будет рассмотрен ниже.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Георгия, одетого в латы, поверх накинут плащ, в правой руке копье, в левой щит. По сторонам вертикальная колончатая надпись «Г/Е/О/Р», «Г/Н/О/С». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: пятистрочная греко-русская надпись «+KERO/ТѡСПАС/ГЕГIНА/РНОТ», т.е. с греческого: «Господи, помоги, спаси Георгия». Вокруг точечный ободок.
23. 18х18,5; 5,94 г., Москва, 2014 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой.
Оборотная сторона: изображение князя Святослава Ярославича в полный рост, с крестом в вытянутой в сторону правой руке и поднятой левой рукой.
24. 35х37; 27,33 гр. Удар лопаты срезал нижний край печати.
Обломок печати, диаметр свинцовой заготовки был около 40 мм.
Лицевая сторона: изображение св. Николая Мирликийского (утрачено), справа от нимба чётко читаемое имя святого, колончатая надпись «N/HK/OЛ/АЕ».
Оборотная сторона: надпись более трёх строк «+К/НОЕ/Лѡ*».
25. 27х21; 14,8 г.
Отнесение нижеследующей печати к князю Святославу Ярославичу крайне условно, в связи со значительной утратой текста. Уверенно можно сказать о периоде применения XI – начало XII века и об изображении святого Николая Мирликийского (Чудотворца).
Доктор исторических наук, член Российской Академии Наук Гайдуков П.Г. данную печать определил как византийский моливдовул («моливдос» по-гречески – свинец).
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: пятистрочная надпись «NИКОЛ/***РТА/СПАСI/**Т
-+-», т.е. с греческого: «Николай***спаси***». Вокруг линейный ободок.
26. 18х20; 4,41 г.
Печати Великого князя Всеволода Ярославича,
христианское имя Андрей Георгиевич родился 1030 г., (Переяславль, Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье) 1054-1076 гг., (Киев) 1076 г., (Чернигов) 1073 – 1076, 1077-1078 гг., (Киев, Переяславль, Смоленск, Ростов, Суздаль, Древлянские земли) 1078-1093 гг.
Четвёртый сын Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого.
В 1046 году при подписании мирного договора с Константинополем, Ярослав Мудрый женил Всеволода на византийской царевне из рода Мономашичей (Мономахиней).
В 1054 и 1060 годах побеждал торков, в 1061 г. был разбит половцами, а в 1067 г. участвовал вместе с братьями в разгроме Минска.
Участвовал в составлении «Русской Правды», в разработке «Лествичного Права».
В 1076 году, после смерти брата Святослава сел на Великое княжение в Киеве, но вскоре уступил его брату Изяславу, а сам отправился в Чернигов.
В 1077 году кн. Всеволод сдав Чернигов кн. владимирскому Олегу Святославичу и кн. тмутараканскому Борису Вячеславичу бежал к брату в Киев, который помог отвоевать кн. Всеволоду Чернигов, но в сражении на реке Нежатина Нива Великий князь погиб.
Всеволод Ярославич занял Киевский престол, а в Чернигове посадил княжить своего сына Владимира.
На Великом княжении доверял государственные дела сыну Владимиру.
Имел большую библиотеку, был образован для своего времени, знал 5 языков.
Умер в 1093 году.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Андрея Первозванного с благословляющим жестом правой руки и с крестом у плеча в левой руке. Вокруг линейный ободок.
Оборотная сторона: пятистрочная надпись «+КЕRО/НОЕIТѡCѡ/ДОUЛѡАN/ДРЕАТОС/RЛАДО/
-+-», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Андрею Всеволоду», надпись крестильного и славянского имени князя. Вокруг линейный ободок.
27. 34х34,5; 22,9 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Андрея Первозванного с благословляющим жестом правой руки и с крестом у плеча в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: пятистрочная надпись «+КЕRО/NОЕITѡC/ѡДОVЛѡА/NДРЕАТО/RЛАДО», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Андрею Всеволоду», имеются небольшие искажения в тексте, а именно отсутствие некоторых букв.
28. 29х30; 22,2 гр. Аверс и реверс печати имеют перевёрнутое соотношение друг к другу. Возникло в связи с технической ошибкой мастера при установке матрицы в «тисочный» буллоторий. Встречаются такие «перевёртыши» довольно редко.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Андрея Первозванного с благословляющим жестом правой руки и с крестом у плеча в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: пятистрочная надпись «+КЕХО/НОЕIТѡCѡ/ДОUЛѡЛN/РЕАТОСЕ/RЛАДО» буква «Д» в строчке «ДОUЛѡЛ» поставлена ниже, между строчкой «РЕАТОСЕ», таким образом, буква «Д» применима при прочтении двух строк, т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Андрею Всеволоду».
Матрицы данной печати выполнены русским резчиком. Буквы прыгают, теряются и видоизменяются: «+КЕRО» превращается в «+КЕХО», на второй строчке «Н» приписалась после вырезки «ОЕIТѡCѡ», и разместил резчик между строк.
29. 30,5х31; 16,5 г.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Андрея Первозванного с благословляющим жестом правой руки и с крестом у плеча в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: пятистрочная надпись «+КЕХО,/ТОСОДО/ТАNРЕ/NЛ», т.е. с подражания греческому языку: «Господи помоги рабу своему Андрею».
Матрицы этой печати также выполнены русским резчиком. Видим аналогичные искажения.
30. 30х32; 24,3 г.
Также осветим печати Великого кн. Всеволода Ярославича применимые в голубиной почте. Почтовая связь, функционировавшая с древнейших времен, требовала отождествления владельца почтового сообщения, скрепленного печатью, которая свидетельствовала об истинном отправителе, а не о возможной подделке письма заинтересованными лицами, также как и официальные документы, скрепленные печатями.
Печати маленького размера отождествляли с пломбами, регулирующими исключительно финансовые отношения в пределах княжества, а также экспортируемого товара. Факт применения малого размера печатей обусловлен технической необходимостью доставить корреспонденцию адресату с применением голубей, ведь было бы невозможным скреплять сообщения печатями крупного размера, используемыми в делопроизводстве.
Данные печати имеют изысканное техническое исполнение резчиком матрицы текста и изображения святого. Малый размер не дает возможность изобразить большое количество деталей и текста, но качество исполнения ничем не уступает актовым печатям гораздо более крупного размера.
Печать применимая в голубиной почте.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Андрея Первозванного с благословляющим жестом правой руки и с крестом у плеча в левой руке. Вокруг линейный ободок.
Оборотная сторона: пятистрочная надпись «+КЕRО/НОЕIТѡCѡ/ДОUЛѡАN/ДРЕАТОС/RЛАДО/
-+-», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Андрею Всеволоду». Вокруг линейный ободок.
31. 16х17; 3,6 г.
32. 13х13; 1,8 г.
Нижеследующие печати многими исследователями и коллекционерами определены в качестве торговых пломб, количество найденных аналогичных печатей довольно велико и нередко их обнаруживают на стоянках торговых путей. В связи с отсутствием какого-либо документа, письма или договора с прикреплённой печатью, полагаю вопрос не решённым и открытым.
Однако, изображение святого очень тщательно проработано и миниатюрно для использования в торговых договорах. Пломбы, применяемые государственными институтами княжеской власти, при регулировании товарооборота в княжествах отличаются крайней упрощенностью деталей текста и изображений. Зачастую изображен знак, крест, княжеская тамга или буква.
Более того, нельзя забывать следующий технический момент. Древняя Русь жила в правовом поле «Русской Правды». Княжеская канцелярия работала усердно и регулировала многие жизненные вопросы государства. Использование княжеской канцелярией булл размером 30-35 мм и весом 20-25 грамм при скреплении каждого незначительного письма, документа на право собственности земли, судебного акта и др. довольно накладно и нецелесообразно.
Данные печати в утилитарных вопросах вполне могли заменить печати солидных размеров, став своего рода «малыми» печатями, скреплявшими как письма голубиной почты, так и незначительные по важности документы, раздаваемые в больших количествах. Размер маленький, весит мало, носить удобно, просто красота!
Торговые пломбы, либо «куны» — пломбы скрепляющие шкурки куниц, т.е. деньги в без монетный период, постараюсь описать в завершающей статье, после раскрытия основного массива вислых печатей, так как не являются основным предметом коллекционирования.
Лицевая сторона: оплечное изображение св. Андрея Первозванного с благословляющим жестом правой руки и с крестом у плеча в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение процветшего креста. Вокруг точечный ободок.
33. 12,5х11,5; 2,2 г.
34. 11,5х12; 2,2 г.
36. 11х11,5; 2,0 г.
37. 13х13; 2,1 г.
Печати князя Игоря Ярославича,
родился в 1036 г., христианское имя Константин Георгиевич, (Владимир-Волынский) 1054 – 1057 гг., (Смоленск) 1057 – 1060 гг.
Шестой сын Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Константина в царских одеждах. В правой руке скипетр. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в пять строк «КѡN/*ТАNТ/М(N?)АФ(О?)К/*К*О/РАТ», т.е. с греческого: «Константин автократор». Вокруг точечный ободок.
АВТОКРАТОР — (греч. αὐτοκράτωρ – самовластный).
39. 21х23; 7,23 г., Смоленская обл.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Константина в короне и царских одеждах, по бокам короны свисают жемчужные нити. По краям вертикальная надпись «К/Н/С» — слева и «О/Н/А(перевёрнутая)» — справа. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в четыре строки, сохранились отдельные буквы, надпись на русском языке — «М/Бѣ/НМ/N». Вполне допустимо большее количество строк, т.к. текст перекрыт изображением Святослава Ярославича. Вокруг точечный ободок.
40. 42х37,5; 18,8 г.
Политическая карта Древней Руси ХI века (для справки).
Рудский Алексей Вячеславович, Санкт-Петербург [email protected] Изображения оттисков печатей из коллекции автора, также использованы изображения из свободных источников
Сфрагистика. Вислые печати (А.В. Рудский)
Актовые печати Ярослава Мудрого (А.В. Рудский)
Актовые печати Владимира Мономаха (А.В. Рудский)
Актовые печати с изображением Архангела Михаила (А.В. Рудский)
Актовые печати Александра Невского (А.В. Рудский)
Юрий Долгорукий — основатель Москвы. Сфрагистика (А.В. Рудский)
__________________