Основная задача нашего Интернет-ресурса — вытащить людей из Интернета, как это не парадоксально звучит. Интернет доказал, что при всей его пользе он никак не может бездельника сделать работягой, дурака — умным, злого — добрым. Интернет как и вся остальная жизнь учит обходить запреты и находить лазейки. И, как любое интересное изобретение, он приспособлен к уничтожению людей. Только не думайте, что это просто слова. Создание образа врага предшествует любой войне. Просто посмотрите, где о вас говорят плохо. Это не значит, что шутят. Это значит, что уже шутили, а вы глупо улыбались, а теперь готовят новое поколение людей, которое вас будет ненавидеть. Они не станут с вами общаться, они не будут искать правду. Они не будут сомневаться, что вы — враги, что проблемы в их жизни только из-за вас.
А кто никогда не сомневается? Тот, кто так воспитан и часто — малообразован. Ведь только появится возможность просто увидеть наши дела — возникнет сомнение. Расстояние, граница — строится стена. Стена не от вас, а стена от того, чтобы о вас знали только то, что нужно. Великая китайская стена была от кочевников или чтобы не знать о них ничего. Остаётся Интернет и IT-технология. Всё это также становится причиной оглупления. Постоянно и во всех сферах от игр до создания семьи.
Вот мы и хотим, чтобы люди в первую очередь думали и были ближе к искусству. Может быть искусство сумеет как-то повлиять на умы и будущее. Оно может понравиться или не понравится — это тоже нормально. Например, современное творчество, да и любое другое, может быть критикуемо, но уже и это результат работы мозга. И это уже полезно для индивидуума, как результат осмысления, сопоставления одного другому, в т.ч. привычного — новому, понятного — не известному и т.д. Музеи дают возможность увидеть и подумать. А не только пробежать по залам и сфотографироваться на фоне каких-нибудь картин. Спешка — это враг музея. Можно пойти в Третьяковку и пробежать все залы за один день, но нужно пойти на выставку или в конкретные залы, чтобы просмотреть, подумать, понять. А для бега есть отличные стадионы.
Иногда просто опускаются руки. Присутствуя на различных мероприятиях приходиться видеть, — вернее, начинаешь различать и понимать, — работу сделанную «для галочки». Сегодня для объяснения используют другой более чёткий неудобный для аудитории термин. Но суть понятна: делается для того, чтобы скорее закончить и начальство отстало. И не важен результат. И не важны затраты. Кстати, многие музейные работники понимают объём затрат, но не понимают, откуда берутся денежные суммы на мероприятия. Но это отдельный разговор. Важно, что и многие посетители не понимают, что им предлагает музей. Они не понимают произведений, не понимают сути зала (пространства), не понимают кураторскую работу. Уровень публики чрезвычайно низок, как и отдача от посещения такой публикой музейных мероприятий. Это я говорю о том, что к пониманию музея нужно готовить в школе. Не нужно делать новый предмет — этого в школах и так больше, чем надо. А надо учить любить историю и искусство. И учить, что каждый человек часть исторического процесса, который непрерывен веками, а не начался с изобретения Айфона.
Ну и крамольная вещь, о которой раньше не говорили. Мы стараемся рассматривать все музеи, как единое культурное поле страны (говорим сейчас только о стране). И когда у музеев что-то не получается или они не работают в полную силу — это вред для всего музейного сообщества. Поэтому музеям нужно помогать, чтобы все были на высоком уровне, как те, о которых мы постоянно пишем.
Со этими этими мыслями главный реактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников (А.С.) и его заместитель, научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» и доцент МГУТУ им. К.Г. Разумовского Михаил Тренихин (М.Т.) сходили в на радио «Говорит Москва» на программу Леонида Варебруса (Л.В.) «Имена. Поверх времён». Тема выпуска: Новые публикации и имена в журнале «Коллекция».
Напомним вводные: «Программа предназначена для лиц старше 16 лет. Актуальные факты истории и комментарии к ним. События сегодняшней жизни глазами наших соотечественников с самых разных точек зрения. Подробности происходящего вокруг нас в звуках и голосах участников. Авторская программа Леонида Варебруса».

Л.В.: Здравствуйте, кто сейчас вновь с нами! Моих гостей очень рад видеть! Больше года никак было не зазвать! Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция». Подробнее сегодня обязательно поговорим о журнале, о том, что нового. И Михаил Тренихин, искусствовед, коллекционер. Ой, можно перечислять много! Научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» и одновременно зам главного редактора. Сплошные начальники тут у нас сегодня! О чём рассказывает журнал? Я почитал, я просто к тому, кто нас первый раз слышит, там у вас столько рубрик…
А.С.: Каждый раз, каждый раз журнал рассказывает о чём-то другом? но при этом всегда в общем как в одном и том же направлении. Стараемся быть связанными с коллекцией, но последнее время пытаемся создать уже коллекцию не предметов, а коллекцию интересных людей, художников, может быть людей, связанных с кино. Как это получается? Нам сложно судить, но некоторое время назад мы приняли решение, что будем делать, скорее всего, в своё удовольствие и опираться на мнение читателей, которые нам его сообщают. Потому что сейчас очень сложно узнать мнение тех, кто тебя читает. Нравится, не нравится. И мы опираемся на мнение неленивых, кто написал или позвонил. Такие есть, они иногда направляют.
Л.В.: Ну у вас в основном-то журнал сейчас в интернете, а раньше-то печатный был. Хотел всё полистать, думаю. Первые номера ведь сохранились?
А.С.: Первые номера сохранились, но общая тенденция ухода в Интернет, она коснулась и нас. Она коснулась нас в увеличении количества читателей, потому что печатный тираж, мало того, что надо напечатать, найти деньги. Но нужно и продать, а Интернет-работа — это только найти деньги и в Интернете выложить. Продавать не нужно.
Л.В.: Зато сразу напишут, что думают о вашем журнале в интернете, в комментариях.
А.С.: В этом есть большой плюс, так как иногда пишут настолько откровенно, что даже в радиоэфире не передать что.
М.Т.: Ну, это всё-таки крайний случай, я думаю. Нет на самом деле — ребята нашли опечатку. Или отметили, что мы пообщались с этим и с этим, а вот есть ещё интересный человек. И вот сходили вы на эту выставку, про эту не написали. К сожалению, Алексей прав: даже несмотря на то что у всех под рукой есть клавиатура и мониторчик, всё равно даже такая доступность Интернета не всегда побеждает лень, а кроме того, кроме лени, нужны ещё насмотренность и начитанность, чтобы грамотно что-то посоветовать. Не все с этим справляются.
А.С.: Да, ну и мы тоже вспомним такой момент. Важный это, когда нам сказали, ребята, всё, что вы пишете, вы берёте из Википедии, вы берёте из Интернета, нигде вы не бываете, никого вы не знаете. Глупости какие-то. Единственное, мы нашли вариант выход из этого, это увеличить количество интервью и все материалы стараться снабжать фотографиями. Надеюсь, мы тоже сфотографируемся в конце, чтобы все всё-таки знали, что тут не робот вместо нас говорит, а настоящий Леонид Варебрус.
М.Т.: Скатываемся к какой-то отчётности, но вопрос неформального общения и вот этой душевности важен. Что вот, пожалуйста, были, видели, пообщались.
А.С.: Одна из важных таких задач нашего журнала, когда чуть-чуть отошли от коллекционирования, рассказ о музейных делах. О музейных коллекциях, о выставках. И там тоже стараемся теперь фотографироваться. Не чтобы показать, что вот мы какие красавцы, мы тут сфотографировались на фоне картины. Нет, а просто, что мы там действительно были. Потому что, действительно, говорят ребята: «А были ли вы там? Вам наверняка просто прислали».
Л.В.: Неужели такое бывает?
А.С.: Это из тех анекдотов, которые не придумаешь, но они действительно жизненные.
Л.В.: Миш, у меня к тебе вопрос сразу. Как ты справляешься со всем? Работа в журнале — это понятно. Ты ещё и научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно». Там же тоже выставки. Да ещё и коллекционер.
М.Т.: Ну, я вообще только сейчас из МГУТУ, студентам две пары отчитал. Как раз как ни странно, по фалеристике. Особенно радуют студенты вдумчивые, умные, которые расспрашивают преподавателя въедливо, что ему ещё почитать и куда сходить. Они, такие студенты, в общем придают силу. Хотя не могу сказать, что я какой-то там энергетический вампир, вот, но иногда есть возможность подтрунивать над ними, что вы такие бодренькие, идите сюда в первый ряд, ребята. Но в основном приходится их развлекать, потому что они с первой пары, с девяти были сонные. Но ничего, взбодрил.
Л.В.: Прочитал лекцию, сразу настроение поднялось.
М.Т.: Нет, не только, не только. Как раз это к вопросу, но это мы как-то, по-моему, приватно даже обсуждали. Фалеристика — медали, ордена, здорово, отлично. Это же всё военные штучки, в основном. Это всё «мальчиковые игрушки». И многие спрашивают: «А как у тебя, когда среди студентов барышень много, как ты их завлекаешь?»
Л.В.: «Медали вешаю!»
М.Т.: Ну нет, конечно, тут в данном случае можно принести планшеты. Суть в том, что когда ты даёшь им в руки ювелирно исполненные предметы рубежа XIX-XX веков, они сразу очень всё хорошо понимают, потому что даже если они не так хорошо знают историю, видят, что это просто чертовски красиво и хорошо сделано, и сейчас зачастую так не делают.

Л.В.: Миш, подтверждаю, потому что я был на открытии выставки «Частные коллекции тайные сокровища» в Воронцовском парке. Потрясающие там совершенно у тебя выставлены предметы. Не только у тебя! Мне больше всего, честно говоря, старинные пистолеты понравились.

М.Т.: Да, там на период Крымской войны из коллекции Евгения Маллера. Там 16 коллекционеров, действительно, выставили предметы из своих коллекций в усадьбе Воронцово.
Л.В.: Гнездо прямо!
М.Т.: Целый корпус. Я очень благодарен коллегам из московского клуба коллекционеров «Искатель». Это действительно коллекционеры, потому что коллекционер, мы все время с Алексеем на этом настаиваем, это не только тот кто что-то набрал, может быть даже ценное и интересное, но тот кто об этом рассказывает, популяризирует.
Л.В.: Покажи хоть какой-нибудь экспонат самый интересный из того, что принёс.

М.Т.: Самый любимый — сербский орден Белого орла. Это моя любимая вещица и это гражданский вариант. Герб и у сербов из Византии пришёл. А тот, который на выставке в витрине, он с мечами, на Первую мировую войну.
Л.В.: А эти? Чуть не сказал, ручки. Перья пишущие.
М.Т.: О, это отдельная большая «песня». Перья, да. Реальные перья соколов. Это элемент униформы членов панславянского сокольского движения. На головной убор шли ленточка со значком, и из него торчит перышко. И лекции я читал на эту тему, и у нас в журнале сделал самую большую, наверное, статью русскоязычную статью, которая хорошо индексируется. Это к вопросу о том, почему Интернет-журнал. После публикации ко мне обратилась Екатерина Москевич из Музея политической истории в Петербурге. Это знаменитый особняк Кшесинской и Брандта, красивейший. И Катя говорит: «Нам нужно сделать выставку по молодёжным движениям. Я сама специалист по скаутингу, диссертацию кандидатскую защищала. Пионерия и комсомол довоенные у нас артефакты есть, знаки, фотографии, уникальные предметы. А вот Сокольское движение, с которого всё началось, и у которого многие традиции позаимствовали, нигде нет. Как что ни вобью в Интернете, везде вытягивает Тренихин». Вот, поэтому есть польза и от Интернет индексации. Не только публикации в сугубо научных изданиях, которые мы тоже любим, РИНЦ, ВАК и прочее, но надо всё-таки иметь возможность доходить до людей, чтобы нашли при желании.
Л.В.: Алексей, немножко о кухне внутри. Как долго журнал готовите.
А.С.: Выходит он чуть ли не каждый день.
Л.В.: Да ладно?
А.С.: Да. Но единственное, что как бы у нас основные три дня, когда мы ставим материалы. В эти дни мы стараемся поставить что-то особенно интересное. А другие не просто соотносим по вот этим трём, чтобы не было вопросов у нас к нашему вышестоящему руководству, и Роскомнадзор нас не ругал, а исключительно соблюдали. Мы ребята законопослушные, просто нам сказали: «У вас на этой неделе было пять материалов, а вот ещё там, прошлись по календарю, было четыре, а заложено у вас три дня. Будьте любезны в свои три дня укладываться». Но это тоже удобно, когда ты знаешь этот график, живёшь по графику.
Л.В.: А что новенького, необычное скажем?
А.С.: Из последнего — недавно сбылась мечта, удалось в Питере попасть в Музей железнодорожного транспорта. Замечательный музей! Посмотреть паровозы и обняться с каждым из них.
Л.В.: Ехать от вокзала целую остановку.
А.С.: Ничего, до Балтийской не так далеко, а там-то вообще идти не нужно. Последняя выставка, которую посетили, это в Государственном историческом музее «Николай I. Идеальный самодержец«. Это выставка, которую рекомендуем всем. Замечательная выставка, сделана замечательно, кураторы молодцы, дизайнеры молодцы, руководство молодцы, что они это сделали. Главное здание, Красная площадь, дом 1. Выставок много, можно сходить и в Тропининский музей посмотреть «Петра I«.
М.Т.: У нас в музее «Царицыно» сейчас в середине октября будет тоже выставка, посвящённая Николаю Первому, но не персоне, как в Историческом музее, а Москве и москвичам эпохи Николая Первого, то есть шире.
А.С.: Но мы мы в журнале ещё об этом не писали. Русский музей тоже без остановки что-то показывает. Вообще про Питер говорить не особенно удобно, потому что Питер он всегда чем-то радует. Туда только попади: по улице прошёл — удовольствие, в музей зашёл — удовольствие, к речке подошёл — удовольствие, там все замечательно.
Л.В.: Не зря я родился в Санкт-Петербурге.
А.С.: А к этому я и подвожу.
М.Т.: Но Москва, надо сказать, всё-таки тоже не обижает музеями. И мы, конечно, благодарны за то, что нас как журнал приглашают на пресс-показы. Мы в какой-то момент поняли, что хоть и очень любим вернисажи, со всеми потрепаться, что уж там греха таить, выпить бокал вина, пообщаться в хорошем кругу, но если ты хочешь посмотреть выставку, то приходишь на пресс-показ, который обычно в этот же день, допустим, днём. И вот с точки зрения возможности ознакомиться, и как следует всё «разведать», это самое правильное. То есть вот с профессиональной точки зрения для нас это удобно.
Л.В.: Мне как раз позавчера показывали новую выставку в Царицыно. Керамика [«Гжель. Времена года» в Малом дворце — прим. М.Т.]. Господи, до чего здорово!
М.Т.: Ну так это Наталья Полонникова делала!
Л.В.: Наташа, конечно. Я там нафотографировал…
А.С.: Уровень выставок всё выше и выше. Они разные.
М.Т.: Музеи Кремля — это всегда просто высший уровень, и мы благодарны, и мы всегда с радостью ходим. Третьяковка и Пушкинский. И «Царицыно» моё Богохранимое, и Музей русского импрессионизма, который мы просто обожаем.
Л.В.: «Русские дикие» сейчас там заканчиваются
А.С.: И будем смотреть Гиляровского, тоже будет интересно
Л.В.: Не зря вы «Коллекцией» называетесь. Новые лица какие-то появились?
М.Т.: Появились, появились, но, правда, ещё не опубликовали. Поделимся перед нашими слушателями. Ходили ни много ни мало на Московский монетный двор брать интервью у директора Андрея Викторовича Иванцова. Оказалось гораздо интереснее, чем изначально предполагали. Мы и так-то думали, что должно быть интересно. Но встреча превзошла все ожидания! Когда человек работает там, больше, чем мне лет.
Л.В.: Надо и в Петропавловскую крепость теперь идти.
М.Т.: Мы там были. Сейчас, кстати, очень приглашали туда успеть на выставку «Медаль за бой, медаль за труд» от Музея денег «Гознака». Вот я надеюсь, что я туда успею добраться до того, как её закроют.
Л.В.: Там когда-то окна были открыты. Идёшь в Петропавловку, заходишь со стороны Невы налево туда, и там окна были раскрыты. Я всегда в школе учился, стоял и смотрел, как деньги печатают. Ну, это здорово было! Я не знаю, теперь-то там всё закрыто.
М.Т.: И не подсмотришь!
Л.В.: Ну, продолжаем наш эфир. У меня сегодня замечательные гости. Всегда хорошо ребята говорят, и журнал делают замечательный. Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция», и Михаил Тренихин, искусствовед, коллекционер. О своей коллекции Миша тоже успел рассказать сегодня. Научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» и одновременно зам главного редактора. Ну что, поехали теперь о каких-то ваших любимых темах.

М.Т.: Можно рассказать, похвастаться, как самих себя не похвалить, ну и не только себя. Вышла у нас книга, собственно говоря, учебное пособие, изданная под эгидой Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского, где я как раз и преподаю. И книжка называется наша так: «Вспомогательные исторические дисциплины. Нумизматика и фалеристика. Учебное пособие». А надо отдать должное, что часть по нумизматике сделана нашим проректором МГУТУ и одновременно профессором МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрием Михайловичем Володихиным. Он не только известная персона, лауреат многих премий, известный писатель, известный историк, он ещё и сам — страстный коллекционер и тоже носит студентам предметы из своей коллекции, но он ещё и автор нашего журнала. В часть с монетами мы с Алексеем, в общем, по большому счёту не лезли, хотя я тут тоже немножко, так сказать, примазался, потому что монеты из коллекции Дмитрия Михайловича фотографировал и потом обтравливал для предпечатной подготовки. Наша часть это — фалеристика. А почему с Алексеем? Потому что когда-то мы с ним имели «неосторожность» написать статью в Большую Российскую Энциклопедию под названием «Фалеристика», в договор вошли как «неотделимый соавтор», я нас теперь так и зову нас. Поэтому у нас была статья, такая, заходная о том, что такое фалеристика, как наука, история содержания дисциплины. И мы решили, чуть расширив эту же статью, сделать заглавной лекцией по фалеристике, по, собственно, дисциплине, которая изучает ордена, медали, нагрудные знаки, значки и так далее. Ну и ряд статей у нас были опубликованы опять же в электронном виде в нашем журнале «Коллекция» sammlung.ru. И оно давно было опубликовано, и журнал у нас конечно имеет официальный статус СМИ, но это всё-таки электронка, мы сегодня уже обсуждали, что некоторые старорежимные люди любят всё-таки, когда шуршит бумага, понюхать свежую краску.
Л.В.: Пошурши, Миша, страницами пособия.
М.Т.: Так что у нас здесь вот часть по фалеристике, это 16 лекций глав. Три у нас с Алексеем в соавторстве. Это «Фалеристика: история и содержания дисциплины», это «Основные термины фалеристики», которые мы периодически добавляли, корректировали, что-то собирали, исходя из того, что, собственно, используют музейщики и коллекционеры. Мы вообще в данном случае, это может быть инновационно, постарались подружить коллекционирование как страсть и, собственно говоря, те наработки, которые коллекционеры делают, и академическую науку, которая иногда немножко оторвана. Вот это всё-таки живой процесс, и люди, которые собирают свои частные коллекции, те, которые работают с музейными коллекциями (как правило, те коллекции, которые тоже каким-то коллекционерам принадлежали, будь то члены императорской семьи, будь то наши выдающиеся купцы, ну и сейчас тоже такие люди есть, меценаты, хотя, наверное, их меньше, может быть, мы просто как современники замечаем в меньшей степени). Что ещё? «Оригиналы и копии в фалеристике»
Л.В.: Сейчас все бросятся искать учебное пособие.
М.Т.: Если бросятся искать — его можно найти, оно оцифровано и выставлено на всеобщее обозрение в PDF-формате на сайте МГУТУ им. К.Г. Разумовского. Мы информацию не зажимаем, всем этим можно пользоваться, не только нашим студентам. Отдельная глава Алексея про дефекты предметов фалеристики, дефекты металла и дефекты эмали.
Л.В.: Ой, давайте поподробнее, а то ты прямо сейчас.
А.С.: Одной из задач этой книжки является просто заинтересовать этими предметами. Просто объяснить, что есть вот эти названия, нумизматика и фалеристика, что это не болезни, что сюда можно смело, да, сюда сунуться, что, возможно, все мы этого касаемся. Где-то в детстве лежит, где-то от родителей досталось, от дедушки. Что-то можно коллекционировать, можно какие-то эти вещи продать. Потому что иногда ты сам не знаешь, чем обладаешь. А если обладаешь, в каком состоянии? Вот именно вот это состояние, это и была моя задача, написать о дефектах металла и дефектах эмали.
Л.В.: Ну так это здорово! Слушайте, ребята, тут мне когда-то на Императорском фарфоровом заводе у нас в Петербурге подарили чайник. Это, по-моему, 2013 года выпустили. Шемякин делал. Я тут захожу как-то в магазин, спросить и девчонки мне говорят, здесь у нас, на Пятницкой: «Только продали, уж извините». Я говорю, а сколько стоило? «104 тысячи рублей». Я говорю, да, это только для коллекционеров. Потому что, ну, вещь такая удивительная, уникальная, действительно коллекционная.

М.Т.: С Михаилом Михайловичем мы тоже делали для журнала интервью, и он, конечно, крайне общительный, крайне юморной. Невероятно совершенно эрудит, общаться с ним, конечно, одно удовольствие.
А.С.: И плюс ещё общение с ним повышает своё внутреннее ощущение: просто вот ты общаешься с интересным человеком. Нам с Вами, Леонид, тоже очень приятно общаться между прочим.
Л.В.: Ой да ладно Вам!
М.Т.: А наш общий с Шемякиным друг — это настоящий Сталкер, с которого братья Стругацкие Сталкера списывали Юрий Соминский.
Л.В.: Как здорово. Ну наконец-то, фамилии пошли, а то всё
М.Т.: Юрий Зинович нас как-то познакомил, и получаем огромное удовольствие от общения. А Шемякин, так его и зовёт Сталкер, то есть это вот прям такая кличка, которая прицепилась, и действительно человек, который занимался ядерными испытаниями ещё задолго до Чернобыля, в общем, уникальный человек.
Л.В.: А какие работы у Шемякина! В Петропавловской крепости Пётр кому-то не нравится, а мне кажется, Пётр в кресле просто великолепен.
М.Т.: Он гротескный, как и многое у Михаила Михайловича. Но, надо сказать, что у него невероятно совершенно талантливая графика. И, кстати, вот графику-то он и перенёс, если уж говорим об Императорском фарфоре, мне больше всего нравится его серия «Гости»

Л.В.: Алексей сегодня упоминал как раз Музей русского импрессионизма. Там Шемякинские работы есть, но того Шемякина, Михаил Шемякин, но 1902-1907 годы. Все как-то останавливаются. Ой, это Шемякин! Я говорю: «Ребят, это тот Шемякин, ещё старый».
М.Т.: Я так вчера столкнулся, рассматривая выставку в музее Тропинина, посвящённую Петру Первому из частных коллекций…
Л.В.: Как интересно-то!

М.Т.: Да, есть коллекционеры, там Сергей Подстаницкий, подвижник музейно-коллекционерского дела, Алексей Петрушкевич, много там знакомых имён…. Прохожу и слышу краем уха как экскурсовод говорит: «А вот работа Верещагина, но не того Василия Васильевича Верещагина, который баталист…».
Л.В.: Однофамильцы в мире художников есть. Ребята, я вам больше расскажу. Когда-то я снимал телевизионный репортаж. Здесь реставрационные мастерские в этом районе, напротив Кремля как раз. И они… к ним пришли 12 полотен из храма Христа Спасителя. Это давно было, да? Которые сняли, и искусствоведы, и реставраторы, художники впервые разматывали эти… рулоны. Вот. И мне как раз одна из сотрудниц, реставратор живописи, которая занималась полотнами Нина Сарынина говорит, что они… 75 лет лежали в Музее религии, ну, в Казанском соборе. И начинают раскрывать. А сняли и сохранили их только потому, что там была подпись «В. Верещагин». Ну, естественно, Василий Петрович из петербургской Академии Художеств. Верещагин. Замечательные работы.
М.Т.: Ну, вот ошибка спасла памятники культуры.
Л.В.: Да, да, да. Сейчас бы этой живописи не было. Но, по-моему, их не использовали, эти полотна, вот, в нынешнем уже. Храме Христа Спасителя. Удивительные, удивительные штуки бывают.
Л.В.: Ну, какие случаи тоже есть, Алексей?
А.С.: Случаев разных много. Случаи для Интернет-журнала, они более-менее поправимые, всё-таки не печатное издание. Ошибки бывают. Ошибки в написании. Очень много бывает, когда сам пишешь где-нибудь в метро или ещё, телефоне, Т9 пишет такую ахинею, что когда начинаешь читать, ты не можешь вспомнить, а что же ты просто написал. Вот ты торопишься какую-то новость, кидаешь её, а потом смотришь и в ужасе. Самое, конечно, неприятное, когда тебе позвонят и скажут: «Ты в каком состоянии это писал?». Бывает, когда торопишься. Но всё-таки важной задачей нашего журнала является именно людей привлечь к коллекционированию и чтобы ходили в музеи. То есть получается немножко парадокс: Интернет-ресурс занимается тем, чтобы люди были меньше в интернете.
М.Т.: У нас есть отличный пример, мне кажется, как раз на примере нашего пособия, материал, который мы апробировали на страницах журнала. Это, во-первых, атрибуции и награды на портретах, историко-предметный метод. Это то, что у нас делает Сергей Головин, который пишет просто исторические детективы по картинам. И понятно, что пишет он их у нас в Интернете. Но пишет он возвращает имена портретам неизвестных, которые раньше были известны, потом какие-нибудь усадьбы национализировали, всё это попало в крупные музеи, потом раз, а уже портрет неизвестного. Вот по мундиру, по наградам проводится историко-предметный метод. И имя возвращается. Или вот моя студентка, ныне уже выпускница, Анастасия Чернова, занималась наградами в русской классической литературе, написала курсовую и две статьи у нас в журнале. В результате у меня теперь, благодаря её трудам, есть целая лекция, которая как-то обобщает эту тему.

Л.В.: Ребята, милые, спасибо, но время летит просто невероятно! Я хочу сказать, что у меня в гостях Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция» и Михаил Тренихин, научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно», коллекционер и зам главного редактора. Так вот, заглянем в мою звуковую коллекцию, добавку к вашей коллекции в журнале, чтобы вспомнить актрису театра и кино Веру Васильеву, всю жизнь прослужившую, так бывает, в Театре Сатиры. В её активе более 60 ролей и театральных, и киношных. 30 сентября Вере Кузьминичне исполнилось бы 100 лет. А сейчас мой архив.
Леонид Варебрус. Имена. Поверх времён
И напомним, 21 сентября — День коллекционера!

__________________









