Выставка «Николай I. Идеальный самодержец» в ГИМ открылась 15 сентября. Всем сразу интересно говорящее название — идеальный самодержец. Попробуем для себя разобраться в названии. Идеальность императора — не эталон для копирования, а повод для размышления, тем более на основе персоны, которая стала завершённым образцом верховного властителя, вобравшего в себя лучшие черты рыцаря, руководителя, военного, судьи, кавалера, брата, мужа, отца и т.д. Жаль только, что лучшие черты не всегда оборачивались благами для государства и самого императора.
Выставка продолжила ряд выставок ГИМ, посвящённых Российским императорам Александру II, Александру III и Николаю II.
Основные запоминающиеся экспонаты — предметы нумизматики и фалеристики, портреты, документы, костюмы, личные вещи.
Зарубежные награды императора представлены крестами и звёздами высших орденов, а русские награды — орденскими знаками и медалями, в основе которых исторические события правления, в т.ч. стёршиеся из нашей памяти. Русские награды не принадлежат императору, но дают возможность представить награды его времени. Интересно увидеть Знак официала ордена Св. Станислава.
Подарок нумизматам — «Константиновский рубль». Его стоит увидеть, ведь таких у нас осталось всего два из пяти.
Говоря о соратниках можно увидеть портреты Александра Христофоровича Бенкендорфа (1781-1844) и Леонтия Васильевича Дубельта (1792-1862) — начальники III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и шефы Корпуса жандармов, — неоднозначно принимаемых историей нерядовых персонажей (а может в этой неоднозначности уже виден шаг в сторону объективного рассмотрения), а также и интересный кабинет-картотеку.
Выставка, организованная ГИМ, является достаточно своевременной и подталкивающей к изучению личности императора, эпоха которого достаточно далеко находится от нашего времени и можно вернее понять плюсы и минусы того правления, а, может быть, переставить какие-то акценты в отношении и к Николаю I, и к его сподвижникам. И не стоит забывать, что некоторые начинания Николая I развивались уже его потомками — императорами Александром II, сыном, и Александром III, внуком.
Сам подход, что Николай I, часто называется «противоречивым», а не «Палковичем», говорит об изменении отношения к нему. ГИМ — показательная институции и просто так ничего не делает. Так что нюанс в пользу императора.
Дизайнерская работа над выставкой удачная. Пространства организованы так, что увидеть предметы удобно, а большинство можно и сфотографировать на память для себя. Понравилось оформление макета поезда времени Николая I, выполненное в виде витрины с высокими арками виадука.
Этикетаж обширный и часто не только информирует о предмете, но и рассказывая о нём, даёт дополнительные сведения, снимающие возможные вопросы посетителей.
Приятно, что ГИМ не идёт на поводу у современной моды и не устраивает из исторической выставки выставку IT—технологии, а грамотно использует компьютерные возможности, сохраняя общее внимание на предметах экспозиции.
Так что выставка обязательная для посещения и долгого изучения.
Кураторам можно смело ставить высокую оценку за работу.
Что бы хотелось изменить? Скорее расширить, но для это нужны более значительные пространства. Надеемся, что они скоро появятся.
Удобен ли посетителям этаж, на котором располагается выставка? Месторасположение музея в центре города у метро компенсирует необходимость подъёма. Да и лифт в наличии.
- Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Неизвестный художник. По оригиналу И.Б. Лампи Старшего. Первая половина XIX в. Холст, масло. ГИМ.
Мария Фёдоровна (1759-1828), урождённая принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, вторая супруга великого князя Павла Петровича, с 1796 г. — императрица. После кончины первой жены наследника престола великой княгини Натальи Алексеевны (она умерла родами вместе с первенцем) Екатерина II озаботилась поисками новой невесты для сына. Выбор пал на принцессу Вюртембергскую, которая отличалась крепким здоровьем и спокойным нравом. Вторая супруга родила Павлу Петровичу четырёх сыновей и шесть дочерей. С детьми была достаточно строга. Н.К. Шильдер, биограф Николая І, писал: «Николай и Михаил Павловичи, в первые годы детства, находились со своей Августейшей матерью в отношениях церемонности и холодной учтивости и даже боязни; отношения же сердечные, и притом самые теплые, наступили для них лишь в лета отрочества и юношества». - Портрет императора Павла І. Неизвестный художник. 1798-1799 гг. Иконографический тип Ж.Л. Вуаля 1789 г. Холст, масло. ГИМ
Павел I (1754-1801), император с 1796 г., сын Петра III и Екатерины ІІ. По вступлении на престол проводил политику укрепления самодержавия и централизации власти. Ограничивал дворянские привилегии. Был убит группой заговорщиков, во главе которых стоял петербургский генерал-губернатор граф П.А. Пален.
В семье Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны родились десять детей. Екатерина ІІ забирала старших детей от родителей и сама руководила их воспитанием. Младшие дети, в том числе великий князь Николай Павлович, воспитывались в родительской семье. Отец называл их «мои барашки, мои овечки». В воспоминаниях Николая І можно прочесть: «…Мы очень любили отца и обращение его с нами было крайне доброе и ласковое».

- Портрет цесаревича наследника Александра Николаевича во младенчестве. Неизвестный художник. 1830-е гг. Холст, масло. ГИМ.
Первый ребёнок в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Фёдоровны родился в Москве 17 (29) апреля 1818 г. Это был мальчик — будущий император Александр ІІ. На картине он изображён на фоне Московского Кремля и Москвы-реки. Ко времени вступления Николая Павловича на престол в семье было уже четверо детей (в дальнейшем родилось ещё трое).
Историческая канва выставки выстроена от Павла I и Марии Фёдоровны — предков Николая I, его семьи, окружения и до момента смерти и похорон. Первой важной проверкой для Николая I (1796-1855) — императора, стали декабрьские события 1825 года. Этим событиям посвящается картина работы придворного художника А.И. Ладюрнера «Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года» (1852 г. Холст, масло. ГИМ).
Её на выставке можно рассмотреть подробнее — расположена идеально для изучения.

Картина интересна тем, что является подарком Николая Первого Преображенскому полку и находилась в кабинетах командиров или в офицерских собраниях. Можно предположить, что если картину отреставрировать, то она станет поярче.
На выставке «Сокровища полковых музеев» эта картина располагалась не совсем удобно: рассмотреть можно, но без деталей, да и для фотографирования далековато и мешало стекло.

- Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1799-1855). Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года. 1852. Холст, масло. Поступление: в 1930 году из Военно-исторического музея, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ (Фрагмент). Портрет императора Николая I
- Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1799-1855). Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года. 1852. Холст, масло. Поступление: в 1930 году из Военно-исторического музея, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ (Фрагмент). Портрет Н.А. Исленьева
- Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1799-1855). Приход к Зимнему дворцу 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года. 1852. Холст, масло. Поступление: в 1930 году из Военно-исторического музея, ранее – собрание лейб-гвардии Преображенского полка. ГИМ (Фрагмент). Портрет императора Николая I и Н.А. Исленьева
Любопытно, почему художник изобразил императора к зрителям спиной? Можно было найти другой ракурс, даже основываясь на указаниях. А если фигура, лицо которой скрыто, намёк на то, что для понимания личности Николая I, ещё не пришло время?
Как отметила Старший научный сотрудник Государственного исторического музея, хранитель фонда видовой графики, фотографии и живописи второй половины XIX века Анастасия Васильченко, «спустя почти четверть века Николай I вернулся к судьбоносным событиям 1825 года, когда 1-й батальон преображенцев сыграл важную роль в защите будущего императора 14 декабря 1825 года. Он стал первой гвардейской частью, пришедшей на площадь по призыву нового императора. На полотне запечатлены солдаты батальона в шинелях, выстроившиеся вдоль фасада Зимнего дворца. Император Николай I обращается к преображенцам и пожимает руку командиру полка генерал-майору Н.А. Исленьеву (1785–1851)».
Исленьев дослужился до чина генерала от инфантерии. Показал пример верности, которому старались следовать командиры Преображенцев.
Интересно, что в Википедии написано, что Исленьев привести полк привёл, но после окончания декабрьских событий 1825 года, попал-таки под следствие. Может Вики-пики что-то путает?
«Портрет Николая Александровича Исленьева» нам известен по работе Пётра Захаровича Захарова-Чеченца (1816–1846), находящегося в Государственном Эрмитаже. Исленьев уже старше. Но остаётся пока не совсем понятным: Захаров-Чеченец является установленным автором портрета генерала Исленьева или нет?
Кстати, ещё одна малоизвестная, но редчайшая по силе работа Захарова-Чеченца находится в Музее Тропинина в Москве и её можно увидеть на выставке «От портрета до лорнета».
Ниже красивый парадный портрет Императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича. Этот портрет встречался на выставках ГИМ несколько раз, но сегодня снова удачное размещение позволяет увидеть детали.
- Швабе А.П. Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем, 1840-е гг. (1843?). Холст, масло. ГИМ (Фрагмент). Портрет цесаревича Александра Николаевича (будущий Александр II)
- Швабе А.П. Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем, 1840-е гг. (1843?). Холст, масло. ГИМ
- Швабе А.П. Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем, 1840-е гг. (1843?). Холст, масло. ГИМ (Фрагмент). Портрет императора Николая I

- Константиновский рубль. Штемпель по рисунку Я.Я. Рейхеля Санкт-Петербургский монетный двор. 1825. Серебро; чеканка. Надпись на аверсе: «Б. М. КОНСТАНТИНЪ ИМП. И САМ. ВСЕРОСС.» («Божиею милостию Константин I император и самодержец Всероссийский»), <1825>. Одна из редчайших российских монет представляет собой пробный рубль, отчеканенный в период между царствия 19 ноября (1 декабря) — 14 (26) декабря 1825 г., когда российские государственные учреждения принесли присягу великому князю Константину Павловичу как новому императору. Инициатива чеканки новых рублей традиционно приписывается министру финансов Е.Ф. Канкрину.
После восшествия на престол Николая 1 материалы, связанные с чеканкой «константиновского» рубля, были засекречены. В 1879-1880 гг. пять сохранившихся монет были распределены императором Александром между несколькими владельцами. Сегодня в российских музейных собраниях сохранилось только два «константиновских рубля в Историческом музее и в коллекции Государственного Эрмитажа.

- Крюгер Ф. (?). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. 1852-1857. Холст, масло.
Александра Фёдоровна (1798-1860), урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, с 1817 г. супруга великого князя Николая Павловича, императрица с 1825 г. С 16-летней Шарлоттой великий князь Николай Павлович познакомился в начале 1814 г. в Берлине во время Заграничных походов русской армии. Эта встреча была запланирована старшим братом Николая Павловича императором Александром I как смотрины для возможного династического союза. Молодые люди сразу понравились друг другу. Брак, заключённый через три года после этой встречи, оказался на редкость крепким и счастливым.
На портрете Александра Фёдоровна изображена в «русском платье», напоминающем придворный костюм, введённый в 1834 г. указом Николая І для обязательного ношения при дворе в торжественных случаях. Особенностью этого костюма было использование элементов русского национального наряда, в т.ч. кокошников с белой вуалью. С некоторыми изменениями общий фасон придворного платья сохранялся в России вплоть до Революции 1917 г.
- Кипренский О.А. (?). Портрет Великого князя Николая Павловича. Не ранее 1816 г. Холст, масло. ГИМ
Девятнадцатилетний великий князь изображён в мундире генерала Северского конно-егерского полка. Оригинал портрета (хранится в музее-заповеднике «Павловск») был заказан Марией Фёдоровной по случаю назначения Николая Павловича шефом этой воинской части.
Впервые Николай стал шефом лейб-гвардии Конного полка в четырёхмесячном возрасте. - Дж. Доу при участии мастерской. Портрет Великого князя Николая Павловича. 1826. Авторское повторение портрета 1821 г. Холст, масло. ГИМ
Отреставрирован в 2023 г. ГОСНИИР при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Лукойл».
Великий князь изображен в общегенеральском мундире со знаками орденов Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира, Нидерландского льва.Трискорни А, Трискорни П. Портрет императора Александра І. Российская империя. 1820-е гг. Белый мрамор: резьба. Александр І (1777-1825), император с 1801 г. По решению Екатерины II воспитывался швейцарцем-республиканцем Ф.С. Лагарпом. Долгое время Александр І был сторонником либеральных идей. В 1820-е гг., во многом в связи с революционной ситуацией в Европе, окончательно сменил политический курс на консервативный. Провёл ряд реформ государственного аппарата: заменил коллегии министерствами, учредил законосовещательный Государственный совет. Упорядочил систему образования и открыл пять университетов. Стремился облегчить положение крестьян: издал указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики могли освобождать крестьян с землей за выкуп; отменил крепостное право в прибалтийских губерниях. При нём позиция России в мире поднялась на небывалую высоту в связи с победой над Наполеоном І в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах 1813-1814 гг. Александр Павлович один из главных деятелей Венского конгресса, определившего послевоенное устройство Европы. По итогам конгресса к России личной унией присоединялось Царство Польское. Также по результатам войн в состав Российской империи вошли Финляндия, Бессарабия и земли в Закавказье. Александр Павлович был крёстным отцом своего брата Николая, с которым его разделяла 19-летняя разница в возрасте. После смерти Павла І он заменил брату родного отца. При этом попечение о его воспитании Александр всецело передал вдовствующей императрице, Николай Павлович всю жизнь благоговейно относился к брату-монарху, называя его в семейной переписке «наш ангел». Трискорни А, Трискорни П. Портрет императора Александра І. Российская империя. 1820-е гг. Белый мрамор: резьба. Александр І (1777-1825), император с 1801 г. По решению Екатерины II воспитывался швейцарцем-республиканцем Ф.С. Лагарпом. Долгое время Александр І был сторонником либеральных идей. В 1820-е гг., во многом в связи с революционной ситуацией в Европе, окончательно сменил политический курс на консервативный. Провёл ряд реформ государственного аппарата: заменил коллегии министерствами, учредил законосовещательный Государственный совет. Упорядочил систему образования и открыл пять университетов. Стремился облегчить положение крестьян: издал указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики могли освобождать крестьян с землей за выкуп; отменил крепостное право в прибалтийских губерниях. При нём позиция России в мире поднялась на небывалую высоту в связи с победой над Наполеоном І в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах 1813-1814 гг. Александр Павлович один из главных деятелей Венского конгресса, определившего послевоенное устройство Европы. По итогам конгресса к России личной унией присоединялось Царство Польское. Также по результатам войн в состав Российской империи вошли Финляндия, Бессарабия и земли в Закавказье. Александр Павлович был крёстным отцом своего брата Николая, с которым его разделяла 19-летняя разница в возрасте. После смерти Павла І он заменил брату родного отца. При этом попечение о его воспитании Александр всецело передал вдовствующей императрице, Николай Павлович всю жизнь благоговейно относился к брату-монарху, называя его в семейной переписке «наш ангел». - Трискорни А, Трискорни П. Портрет императора Александра І. Российская империя. 1820-е гг. Белый мрамор: резьба.
Александр І (1777-1825), император с 1801 г. По решению Екатерины II воспитывался швейцарцем-республиканцем Ф.С. Лагарпом. Долгое время Александр І был сторонником либеральных идей. В 1820-е гг., во многом в связи с революционной ситуацией в Европе, окончательно сменил политический курс на консервативный. Провёл ряд реформ государственного аппарата: заменил коллегии министерствами, учредил законосовещательный Государственный совет. Упорядочил систему образования и открыл пять университетов. Стремился облегчить положение крестьян: издал указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики могли освобождать крестьян с землей за выкуп; отменил крепостное право в прибалтийских губерниях. При нём позиция России в мире поднялась на небывалую высоту в связи с победой над Наполеоном І в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах 1813-1814 гг. Александр Павлович один из главных деятелей Венского конгресса, определившего послевоенное устройство Европы. По итогам конгресса к России личной унией присоединялось Царство Польское. Также по результатам войн в состав Российской империи вошли Финляндия, Бессарабия и земли в Закавказье.
Александр Павлович был крёстным отцом своего брата Николая, с которым его разделяла 19-летняя разница в возрасте. После смерти Павла І он заменил брату родного отца. При этом попечение о его воспитании Александр всецело передал вдовствующей императрице, Николай Павлович всю жизнь благоговейно относился к брату-монарху, называя его в семейной переписке «наш ангел».

- «Семейный рубль» — полуторарублевик с профилем Николая I и портретами членов императорской семьи. Санкт-Петербургский монетный двор. 1835. Серебро; чеканка.
«Семейный» полуторарублевик с профилем Николая и портретами всей его семьи был предложен к выпуску малым тиражом в качестве памятной монеты в 1835 г. министром финансов Е.Ф. Канкрином. После правок Николая І было разработано ещё два варианта штемпеля с незначительно отличающимся рисунком. По трём существующим штемпелям было отчеканено незначительное количество монет, некоторые из которых император раздал в качестве подарков, а другие выпускались под заказ для частных лиц.

- Штейбен К.К. Портрет графа В.Ф. Адлерберга. 1848. Холст, масло. ГИМВладимир Фёдорович Адлерберг (1791-1884), урождённый Эдуард Фердинанд Вольдемар, сменивший имя при переходе в православие, граф (1847), государственный и военный деятель, генерал от инфантерии (1843). Друг детства и доверенное лицо императора Николая I.Мать Адлерберга, Юлия Фёдоровна, была воспитательницей великих князей Николая и Михаила Павловичей. Так её дети познакомились с императорскими детьми. Позднее Эдуард поступил в Пажеский корпус. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах 1813-1814 гг. Отличился в Бородинском сражении. В 1817 г. назначен адъютантом к великому князю Николаю Павловичу и с этого времени был рядом с ним до его кончины. Доказал свою преданность, исполняя поручения императора во время восстания декабристов. Был назначен помощником правителя дел Следственной комиссии по делу декабристов. Занимал ряд государственных должностей. В 1842-1857 гг. был главноначальствующим над почтовым департаментом (при нем в России введены штемпельные конверты и почтовые марки). В 1852-1870 гг. — министр императорского двора и уделов. В завещании Николай І назначил его своим душеприказчиком и писал о нём: «Генерал-адъютанта) Адлерберга любил я как родного брата, и надеюсь по конец жизни иметь в нём неизменного и правдивого друга».

- Портрет А.Х. Бенкендорфа. Неизвестный художник. Середина XIX в. Холст, масло. Александр Христофорович Бенкендорф (1781-1844), граф (1832), с 1826 г. — начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (высшего органа политической полиции) и шеф Корпуса жандармов (исполнительного органа политической полиции, подчинённого III отделению). Эти органы были созданы по его проекту с одобрения Николая I. Доверенное лицо государя. Генерал от кавалерии (1829). Участник Русско-персидской войны 1804-1813 гг., участник наполеоновских войн, в т.ч. Отечественной войны 1812 г., Бенкендорф был первым комендантом Москвы после оставления города противником. Также отличился как руководитель партизанских отрядов. В правление Николая I — участник Русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

- Портрет Л.В. Дубельта. Неизвестный художник Вторая половина 1830-х гг. Бумага, акварель. Леонтий Васильевич Дубельт (1792-1862), начальник штаба Корпуса жандармов (1835-1856), управляющий III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1839-1856). По его инициативе в III отделении была введена единая система делопроизводства, создан общий архив, разработана методика составления отчетов на высочайшее имя и «нравственно-политических обозрений империи», Генерал от кавалерии (1856). Участник Русско-прусско-французской войны 1806-1807 гг., Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов 1813-1814 гг.
- Портрет Е.Ф. Канкрина. Неизвестный художник Вторая четверть ХІХ в. Бумага; литография. Егор Францевич Канкрин (1774-1845), граф (1829), российский государственный деятель, генерал от инфантерии (1828), министр финансов (1823-1844). В период Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. генерал-интендант 1-й Западной армии, затем всей действующей армии, отвечавший за продовольственное обеспечение, финансовые расходы и даже борьбу со взяточничеством. На посту министра финансов покровительствовал развитию российской промышленности и особенно крупного фабричного производства, содействовал развитию науки и технического образования: при его участии открыт Санкт-Петербургский технологический институт и другие учебные учреждения. Под руководством Канкрина была проведена денежная реформа 1839-1843 гг.

- Клодт П.К. Посмертная маска Императора Николая І. Российская империя. 1855. Гипс; литьё. ГИМ
Посмертная маска, снятая скульптором П.К. Клодтом с головы покойного императора, была использована им для создания конного памятника Николаю І на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.
- Брюллов И.П. (по оригиналу Дж. Доу 1821). Портрет графини Ш.К. Ливен. Холст, масло. 1831, ухаживающий за детьми. Её попечение над мальчиками продолжалось до 1800 г., когда Николаю было четыре, а Михаилу два года, их главным воспитателем был назначен генерал М.И. Ламздорф. Николай І в воспоминаниях писал о Шарлотте Карловне как об «уважаемой и прекрасной женщине», «которая была всегда образцом неподкупной правдивости, справедливости и привязанности к своим обязанностям и которую мы страшно любили». Став императором, он возвел графиню Ливен в княжеское достоинство с титулом светлости в благодарность за её труды. На полотне Ливен изображена в интерьерах Зимнего дворца, где Николай и Михаил Павловичи подолгу жили в детстве. На груди графини медальон на голубой ленте с портретами вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны (жены Александра I) — знак отличия статс-дамы.
- Каневский К.Я. Портрет С.С. Уварова. Около 1844. Холст, масло.
Сергей Семенович Уваров (1786-1855), граф (1846), министр народного просвещения в 1833-1849 гг. Создатель идеологической концепции «Православие, Самодержавие, Народность», которая, по его замыслу, должна была стать основой образования в России.
Как министр способствовал ограничению доступа в университеты для низших сословий и урезал университетскую автономию. При этом добился введения в практику заграничных стажировок за казённый счёт для выпускников, готовившихся к преподавательской карьере, и увеличил жалованье преподавателям. Это способствовало становлению русских научных школ. Поощрял развитие исторической науки, славяноведения, византиноведения. Считал преподавание истории в народном образовании «делом государственным».
Его сын, знаменитый археолог А.С. Уваров (1824-1884), стал одним из основателей Исторического музея. - А.И. Ладюрнер. Нижний чин Роты дворцовых гренадер. 1836. Картон, масло. ГИМ
Рота дворцовых гренадер была создана 2 (14) октября 1827 г. по указу Николая І: «Желая ознаменовать особое МОЕ благоволение к тем нижним чинам Лейб-Гвардии, которые на Отечественной войне оказали свое мужество и во все продолжение их верной службы до самого истечения срока отличали себя усердием, Я признал за благо учредить из них при Дворе МОЕМ особую роту под названием Дворцовых Гренадер, с тем, чтобы они были обеспечены в своем содержании на всю жизнь и чтобы служба их состояла только в полицейском надзоре во Дворцах, где будет МОЕ пребывание».Чины роты получили особую униформу, одним из отличительных элементов которой стали высокие гренадерские шапки, напоминавшие шапки гвардейцев Наполеона. За обилие галунных украшений на мундирах и амуниции роту неофициально называли «Золотой ротой».
- Кровать походная императора Николая І. Санкт-Петербург. 1849 г. Дерево, кожа, металл, холст, тесьма, шнур Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Известно, что император Николай І, отличавшийся спартанским образом жизни, даже во дворце спал на походной кровати. Фрейлина М.П. Фредерикс вспоминала: «Спал он на тоненьком тюфячке, набитом сеном. Его походная кровать стояла постоянно в опочивальне августейшей супруги, покрытая шалью. <…> Последние годы он жил внизу под апартаментами императрицы, куда вела внутренняя лестница. <…> Тут он одевался и работал… тут же он и скончался!» - Шинель офицера кавалергардского Её Величества полка. Принадлежала императору Николаю І Российская империя. 1829-1855 гг. Сукно, латунь, шерстяная ткань; ткачество.
Жителям столицы нередко доводилось наблюдать императора Николая Павловича, совершающего прогулки по петербургским улицам пешком, в экипаже или санях.
Зимой для прогулок он надевал шинель, которая хорошо защищала от любой непогоды. По свидетельствам современников, с шинелью император не расставался и в домашнем обиходе: «Халата у него не существовало никогда, но если ему нездоровилось, что, впрочем, крайне редко случалось, то он надевал старенькую шинель», — писала близкая к императорской семье фрейлина М.П. Фредерикс.
Европейские награды Николая I.
Награждения российских императоров европейскими орденами в XVIII-XIX вв. служили подтверждением высокого статуса России как мировой державы, были признанием побед и достижений России на международной арене, а также являлись отражением династических союзов. Важнейшие события международной политики, заключение военных альянсов, договоров о сотрудничестве и т.д. сопровождались взаимными пожалованиями участников орденами.
Во время торжественных похорон монарших особ их ордена выносились на золотых подушках, что составляло важную часть траурных церемоний.
Все представленные иностранные награды принадлежали императору Николаю I.
- Звезда ордена Подвязки. Великобритания. Первая четверть XIX в. Золото, серебра штамповка, эмаль, гильошировка, монтировка Музеи Московского Кремля.
Орден Подвязки является одним из старейших и наиболее известных рыцарских орденов Европы. Он был основан в 1348 г. английским королём Эдуардом III. Небесным покровителем ордена был выбран святой Георгий.
Награждение Николая I орденом Подвязки состоялось 16 (28) марта 1827 г. Оно стало знаковым событием в контексте сближения Великобритании и России, объединивших усилия в преддверии Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Обе державы собирались выступить посредниками в переговорах между Османской империей и Грецией с условием подтверждения автономии греческого государства. После того как турецкая сторона отвергла все выдвинутые условия, к Пелопоннесу была направлена союзная англо-франко-русская военно-морская эскадра. 8 (20) октября 1827 г. она одержала решающую победу над турецким флотом при Наварине. - Звезда Королевского ордена Серафимов. Швеция. Начало XIX в. Золото, серебра; штамповка, эмаль, золочение, монтировка Музеи Московского Кремля.
Королевский орден Серафимов был учреждён в 1748 г. шведским королем Фредериком 1. Орден имел только одну степень. Он вручался шведам, «оказавшим в высшей степени большие услуги обществу и достойным занимать первые места в государстве», а также монархам иностранных государств «в знак дружбы и уважения».
Великий князь Николай Павлович был награждён Королевским орденом Серафимов после вступления на престол в 1826 г. - Знак ордена Нидерландского льва (Большой крест). Нидерланды. Начало ХІХ в. Золото; штамповка гравировка. Музеи Московского Кремля.
Орден Нидерландского Льва был учреждён 20 сентября 1815 г. королём Нидерландов Вильгельмом I. Он был разделён на три степени. При ордене также состояла медаль Почёта.
Великий князь Николай Павлович был награждён орденом Нидерландского Льва в 1817 г. после бракосочетания с дочерью прусского короля, принцессой Шарлоттой, будущей императрицей Александрой Фёдоровной. Все последующие российские императоры также были награждены этим орденом.
- Звезда военного ордена Вильгельма. Нидерланды. Начало ХІХ в. Золото, серебро, штамповка эмаль, краска, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Военный орден Вильгельма был учреждён 30 апреля 1815 г. королём Нидерландов Вильгельмом І. Он имел четыре степени. Этим орденом были награждены императоры Александр І, Николай І, Александр II и Александр ІІІ. Будущий император Николай І был награждён Военным орденом Вильгельма до вступления на престол в 1817 г. Он высоко ценил нидерландские ордена и всегда носил их в орденской колодке. Сестра императора, великая княгиня Анна Павловна, была замужем за королем Нидерландов Вильгельмом IІ. - Звезда Ордена Благовещения. Сардинское королевство. Первая четверть XIX в. Золото, серебро, штамповка, ковка, гравировка, золочение, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Орден Благовещения является одним из старейших орденов Европы. Он был учреждён в 1362 г. Савойским графом Амадеем II. Первоначально он выглядел как цепь с Савойскими узлами и имел разные названиях: Ожерелья, Ленты или Воротника. Его превращение в орден Благовещения произошло в 1518 г. при герцоге Карле, который поместил на медальон, подвешенный к цепи ордена, изображения Девы Марии и Архангела Гавриила. После образования объединённого Итальянского королевства в 1860 г. орден Благовещения стал его высшей наградой. Орденом Благовещения награждались все российские императоры, начиная с Александра I. Николай I был награждён им после вступления на престол в 1826 г. - Звезда ордена Вюртембергской короны 1-й степени. Мастер К. Линдеус. Санкт-Петербург. 1826-1850 гг. Золото, серебро, штамповка эмаль, гильошировка, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Орден Вюртембергской короны был учреждён королём Вильгельмом І в 1818 г. Он являлся старшим орденом королевстве и состоял из трёх степеней. Этим орденом были награждены все российские монархи, начиная с Александра І. Император Николай І был награждён высшим орденом Вюртембергского дома после вступления на престол в 1826 г.
Российская императорская фамилия находилась в тесных родственных связях с Вюртембергским королевством. Начало этим связям было положено в 1776 г. браком великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла І) с принцессой Софией (будущей императрицей Марией Федоровной). Их дочь, великая княгиня Екатерина Павловна, вышла замуж за короля Вюртемберга Вильгельма І, а дочь императора Николая І, великая княгиня Ольга Николаевна, была супругой короля Карла І.
- Знак Ордена Вюртембергской короны (Большой крест). Вюртемберг. Первая треть XIX в. Золото; штамповка, змаль, гильошировка, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Орден Вюртембергской короны был учреждён королём Вильгельмом I в 1818 г. Он являлся старшим орденом королевстве и состоял из трёх степеней. Этим орденом были награждены все российские монархи, начиная с Александра I. Император Николай I был награждён высшим орденом Вюртембергского дома после вступления на престол в 1826 г.
Российская императорская фамилия находилась в тесных родственных связях с Вюртембергским королевством. Начало этим связям было положено в 1776 г. браком великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) с принцессой Софией (будущей императрицей Марией Фёдоровной). Их дочь, великая княгиня Екатерина Павловна, вышла замуж за короля Вюртемберга Вильгельма I, а дочь императора Николая І, великая княгиня Ольга Николаевна, была супругой короля Карла І. - Знак Ордена военных заслуг 1-й степени. Вюртемберг. Первая треть ХІХ в. Золото; штамповка, эмаль, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Орден Военных заслуг был учреждён герцогом Вюртембергским Карлом Евгением в 1759 г. При короле Фридрихе I в 1806 г. он получил новые статуты, которые были впоследствии подтверждены его сыном, королем Вильгельмом I. Орден имел три степени.
Император Николай I был награждён орденом Военных заслуг в 1838 г. Помимо него, орден был вручён императорам Александру I и Александру II. - Звезда ордена Св. Георгия. Ганновер. 1839 г. Золото, серебро; эмаль, живописная эмаль, эмаль по гильошировке, штамповка, золочение, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Орден Св. Георгия был учреждён королём Ганновера Эрнстом Августом ІІ в День святого Георгия 23 апреля 1839 г. Он являлся высшей государственной наградой и вручался только членам королевской семьи, иностранным владетельным принцам и монархам. Орден имел одну степень.
Император Николай І был награждён орденом Св. Георгия 12 июня 1840 г.
- Звезда Ордена Людвига. Гессен-Дармштадт. Первая половина XIX в. Золота, серебро эмаль, Золочение, штамповка, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Орден Людвига был учреждён 25 августа 1807 г. великим герцогом Гессен-Дармштадтским Людвигом I для награждения за гражданские и военные заслуги. В 1831 г. были провозглашены статуты ордена, согласно которым он получил пять степеней. Кроме того, при ордене имелись серебряные и золотые медали за различные заслуги: за храбрость, за выслугу лет и другие.
Орденом Людвига были награждены российские императоры Николай I, Александр II, Александр III и Николай II.
Среди владетельных домов Германии великое герцогство Гессен-Дармштадт отличалось особо тесными родственными связями с Россией. Из этого дома происходили две российские императрицы и две великие княгини. - Звезда ордена Заслуг Дома Филиппа Великодушного (шитая). Гессен-Дармштадт. 1840-1841 гг. Серебро, бумага, золотные нити, эмаль, живописная эмаль, золочение, шитьё золотными нитями, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Орден Заслуг дома Филиппа Великодушного был учреждён 1 мая 1840 г. великим герцогом Людвигом ІІ в память ландграфа Гессенского Филиппа I Смелого, или Великодушного (1504-1567). Незадолго до своей смерти он разделил ландграфство между четырьмя сыновьями, один из которых, Георг I Благочестивый (1547-1596), стал первым ландграфом Гессен-Дармштадтским. Орден первоначально имел три степени.
Император Николай I, по всей вероятности, был награждён этим орденом сразу же после его учреждения, в 1840-1841 гг. - Звезда ордена Рутовой короны. Саксония. Первая половина ХІХ в. Золото, серебро; штамповка, гравировка, эмаль, канфарение, золочение, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Родовой орден Рутовой короны был учреждён 20 июля 1807 г. первым саксонским королём Августом Фридрихом I по предложению Наполеона I, благодаря которому курфюршество Саксония в декабре 1806 г. было возвышено до королевства. Орден имел одну степень.
Кроме Николая I, этим орденом были награждены императоры Александр II и Александр III.
- Звезда Королевского Венгерского ордена Св. Стефана. Мастер К. Линдеус. Санкт-Петербург. 1826-1850 гг. Золото, серебро; штамповка, эмаль, гильошировка, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Звезда Королевского Венгерского ордена Св. Стефана (Большой крест) на ленте. Австрийская империя. Первая четверть ХІХ в. Золото, муар; штамповка, гравировка, эмаль, гильошировка, монтировка, ткачество. Музеи Московского Кремля.
Королевский венгерский орден Св. Стефана был учреждён 5 мая 1764 г. императрицей Марией Терезией.
Орден получил название в память о патроне Венгрии — святом равноапостольном короле Стефане и предназначался для награждения за заслуги на гражданском поприще.
Император Николай I был награждён орденом Св. Стефана после вступления на престол в 1826 г. Впоследствии этим орденом были также награждены императоры Александр II и Александр III.
Награды правления Николая I
Знак Официала Ордена Св. Станислава. Санкт-Петербург. Конец XIX в. Золото, эмаль; штамповка, чеканка, выпиловка, горячая эмаль, роспись по эмали, монтаж. Официалами называли должностных лиц ордена, которые при этом не являлись кавалерами соответствующего ордена. Орден Св. Станислава предполагал наличие следующих официалов: церемониймейстера, секретаря и двух герольдов.
- Труба серебряная Георгиевская гусарского Её Императорского высочества великой княжны Ольги Николаевны полка или егерского генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка. Санкт-Петербург. 1851.
Серебро, шерсть, металлическая нить, литьё, гравировка, черчение ткачество, плетение. Надпись на трубе: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году и усмирение Венгрии в 1849 г. Такая надпись была на трубах двух полков: гусарского Её Императорского Высочества великой княжны Ольги Николаевны полка и егерского генерал-фельдмаршала князя Варшавского графа Паскевича-Эриванского полка. Оба полка получили за отличия в Отечественной войне 1812 г. наградные серебряные трубы с соответствующей надписью, в за отличия в Венгерском походе 1849 — Георгиевские трубы с надписью, включающей оба отличия. ГИМ
- Памятная медаль «Смерть Николая І». А.П. Лялин (медальер). Санкт-Петербургский монетный двор. 1855 г. Серебро, недрагоценный металл; штамп. Аверс, реверс. Надпись на аверсе: «НИКОЛАЙ І ИМПЕРАТ. И САМОДЕРЖ. ВСЕРОС.». Надписи на реверсе: «ДА БУДЕТ ВОЛА ТВОМ», «РОД. 25 ІЮН. 1796 ВОЦАР. 19 НОЯБ. 1825 СКОНЧ. 18 ΦΕΒΡ. 1855»

- Андрей Соловьёв, специальный корреспондент журнала «Коллекция»
- Алексей Сидельников, главный редактор журнала «Коллекция»
Благодарим Пресс-службу ГИМ за приглашение!
Алексей Сидельников
Государственный исторический музей
Красная площадь, д.1., вход 3
17 сентября 2025 г. – 22 июня 2026 г.
Купить билет в Исторический музей (ГИМ)
_________________
































































