Свой человек

Свой человек. Владимир Гиляровский

in Новости музеев 2892 views

Му­зей рус­ско­го им­прес­сио­низ­ма и По­ли­тех­ни­чес­кий му­зей при­гла­шают в пу­те­ше­ст­вие по Мос­кве с «ко­ро­лём ре­пор­тё­ров» Вла­ди­ми­ром Ги­ля­ров­ским. От про­вин­циаль­но­го ку­пе­чес­ко­го го­ро­да 1880-х до ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щей­ся сто­ли­цы 1930-х — та­кой её ви­дел жур­на­лист и пи­са­тель, та­кой её уви­дят и по­се­ти­тели вы­став­ки «Свой человек. Владимир Гиляровский» на работах Ильи Репина и Василия Кандинского, Константина Коровина и На­талии Гон­чаровой и других жи­вописцев и графиков. Ху­до­же­ст­венную часть выставки в Музее русского им­прес­сио­низ­ма дополнят свидетели эпохи науч­но-тех­ни­чес­ко­го прог­рес­са — пред­меты из фондов По­ли­тех­ни­чес­кого музея, выступившего соорганизатором проекта.

Сергей Малютин. Портрет Владимира Гиляровского. 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Сергей Малютин. Портрет Владимира Гиляровского. 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Может показаться, что Владимир Гиляровский прожил несколько жизней — приуроченный к юбилею писателя живописный роман развернётся на трёх этажах музея. Рассказ о герое начнется на 2 этаже: разделы выставки познакомят с биографией Гиляровского, его скитаниями и окружением. Произведения Владимира Маковского, Абрама Архипова, Василия Верещагина представят, какой путь — от бурлака на Волге до автора сенсационных репортажей — прошёл дядя Гиляй, прежде чем стал «своим человеком» для всех москвичей: и обитателей городского дна, и высших чинов, и артистической богемы. Галерея портретов познакомит с некоторыми из них — Фёдором Шаляпиным, Антоном Чеховым, Максимом Горьким, и, конечно, самим Гиляровским. Посетителей встретит один из самых известных образов репортера кисти Сергея Малютина, который так хвалил Илья Репин. Эта работа из Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина будет впервые показана в Москве.

Виктор Перельман. Рабкор. 1925. Государственная Третьяковская галерея
Виктор Перельман. Рабкор. 1925. Государственная Третьяковская галерея
  • Абрам Архипов. По этапам. 1890. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова
  • Николай Синезубов. Парикмахер. 1920. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
  • Николай Попов. Я у телефона (Автопортрет). 1920. Самарский областной художественный музей
Константин Коровин. На бульваре. 1902. Государственная Третьяковская галерея
Константин Коровин. На бульваре. 1902. Государственная Третьяковская галерея
  • Ольга Розанова. Пивная. 1914. Костромской музей-заповедник
  • Михаил Черемных. Гляди в оба. 1931. Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Игорь Грабарь. Улица Москвы. Конец XIX — начало XX века. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Александра Экстер. Москва. Синтетический город. 1914. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Александра Экстер. Москва. Синтетический город. 1914. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
  • Валентин Серов. Привоз иконы в трактир. 1898. Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
  • Николай Касаткин. Трамвай пришёл. 1894. Ивановский областной художественный музей
  • Василий Кандинский. Зимний день. Смоленский бульвар. Около 1916. Государственная Третья­ковская галерея. Дар Г.Д. Костаки, 1977
  • Николай Касаткин. Рабочий и работница. 1920. Государствен­ный центральный музей современной истории России, Москва
Николай Касаткин. Театральная труппа. 1913–1924. Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Николай Касаткин. Театральная труппа. 1913–1924. Рязанский областной художе­ственный музей им. И.П. Пожалостина
  • Николай Ульянов. Улица Москвы. 1910-е. Самарский областной художественный музей
  • Владимир Алфеевский. Кафе «Артистическое». 1924. Государ­ственная Третьяковская галерея

Второй героиней выставки станет стремительно меняющаяся Москва конца XIX — первой трети XX века с нарядными площадями и тихими переулками, парками и трактирами, купцами и пришедшими им на смену рабочими — строителями новой столицы. Облик «Москвы и москвичей», которых знал и любил Владимир Гиляровский, на -1 этаже музея проиллюстрируют работы творивших в этом городе художников: приверженцев реали­стической традиции, преимуще­ст­венно препо­давателей и выпуск­ников МУЖВЗ, — Валентина Серова, Иллариона Прянишникова, Констан­тина Юона — и молодых авангардистов Ильи Машкова, Василия Кандинского, Ольги Розановой, о которых, «ругательски ругая», отзывался репортер.

Образ кипящего жизнью города на стыке эпох проиллюстрирует 241 произведение, среди которых и любимая работа Владимира Алексеевича — «Переселенка» Сергея Иванова. Посетители увидят живопись и графику из 53 музейных и 10 частных собраний, в том числе из Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Музея Москвы, Государ­ственного центрального музея со­временной истории России, Самар­ского областного художественного музея, Пермской государственной художественной галереи, Государ­ственного художественного музея Алтайского края и других.

  • Владимир Маковский. В трак­тире. 1887. Собрание Коллек­цiо­нер Клуба, Москва
  • Александр Дейнека. Окраина Мос­квы. 1929. Са­марский област­ной художественный музей
  • Александр Лабас. Городская пло­щадь. 1926. Пермская го­су­дар­ст­вен­ная ху­до­же­ст­вен­ная га­лерея
Сергей Коровин. Солдат, пьющий воду. 1892. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова
Сергей Коровин. Солдат, пьющий воду. 1892. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова
Алексей Корин. Бурлаки. 1897. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Алексей Корин. Бурлаки. 1897. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
  • Леонард Туржанский. Москва. Самотёка. 1910–1915. Музей русского импрессионизма
  • Константин Юон. Московский университет. 1911. Музейное объединение «Музей Москвы»
  • Илларион Прянишников. Иван-Рюм­ка. Этюд. 1880-е. Го­су­дар­ст­вен­ный му­зей изобра­зи­тель­ных ис­кусств Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан, Казань
  • Сергей Иванов. Пе­ре­се­лен­ка. 1886. Го­су­дар­ст­вен­ный му­зей-за­по­вед­ник В.Д. По­ленова
  • Николай Синезубов. Пейзаж — улица. 1919. Ивановский обла­ст­ной ху­до­же­ст­вен­ный музей

Главный герой выставки застал удивительное вре­мя, про­шедшее под знаком научно-тех­ни­ческого прогресса. Теме сме­лых тех­ни­чес­ких открытий и изобретений, по­влияв­ших на жизнь людей сто лет назад, и новых прорывов, которые меняют нашу жизнь сегодня, посвящен спец­проект «Прошлое и настоящее».

Вместе с Поли­тех­ни­чес­ким музеем на 3-м этаже в формате открытого хранения будут пред­став­лены со­здан­ные в этот период новинки тех­ники — достижения времени, ставшие неотъем­ле­мой частью по­все­днев­ного быта. Гиляровский часто бывал в Политехническом музее и отмечал в одной из статей: «Вчера в По­ли­тех­ни­чес­ком открылась выставка элект­ри­чества. Публика глазеет на «чудеса» — телефоны, фонографы, лампы на­каливания. Дети тычут паль­цами в ди­ковинные машины, купцы кре­стятся, а инженеры сни­схо­ди­тельно улыбаются». На выставке в Музее рус­ского им­прес­сио­низ­ма посетители увидят те­лефон Белла, портативные фо­то­аппараты Кодак, с которыми не расставался Гиляровский в поисках острых сюжетов,  компактный телеграфный аппарат системы Ухи­на, модель светильника с электри­ческой свечой Яблочкова, граммофон с мембраной завода «Электроприбор», велосипеды, кино­аппа­раты, писчие перья, чер­нильницы, ти­по­гра­фские литеры и другие предметы.

Тему научно-технического прогресса продолжит пространство от тех­но­логиче­ского партнера выставки — команды Алисы и умных устройств. Пред­ставленные в зале умные устройства позволят увидеть, как технологии меняют быт, отдых и работу в наши дни. С помощью нейросети Алисы посетители смогут создать изображение до­ре­во­лю­ционной Москвы, а также стать соавторами сборника «Москва и москвичи 2.0» и поделиться своей историей. При участии Яндекс Музея пройдет цикл дискуссий «Люди. Технологии. Время», в ходе которых участники обсудят, так ли сильно на самом деле изменилась жизнь современного человека за сто лет.

Больше узнать о Москве Гиляровского глухие посетители смогут на экскурсиях на русском жес­товом языке, а незрячие и сла­бо­видящие гости — на бесплатных экскурсиях с тиф­ло­ком­мен­ти­ро­ва­нием. Для детального знакомства с экспозицией четыре произведения Наталии Гончаровой, Василия Рож­де­ст­вен­ского, Алексея Корина и Николая Касаткина будут сопровождаться тактильными станциями, под­го­товленными совместно с партнером ин­клюзивной программы Бла­го­тво­ри­тель­ным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». По окончании проекта тактильные экспонаты отправятся в музеи Ростова, Рязани и Казани.

  • Модель действующая «Локомобиль». Конец XIX-начало XX в. Политехнический музей
  • Аппарат кино­проек­ционный узкопленочный «Пате-Беби» («Pathe-Baby»). 1925 — 1930. Место создания Франция, Париж. Политехнический музей
Модель действующая «Локомобиль». Конец XIX-начало XX в. Политехнический музей
Модель действующая «Локомобиль». Конец XIX-начало XX в. Политехнический музей

Аппарат телеграфный Морзе конструкции В.А. Ухина. 1904. Политехнический музей

Патефон портативный со встроенным рупором для воспроизведения звука с грампластинок. 1920-е гг. Место создания Франция. Политехнический музей

Собранные в каталоге архивные фотографии Москвы продолжат созданный в экспозиции портрет города. Образ «летучего корреспондента» раскроют статьи: материал куратора Анастасии Винокуровой познакомит с художественными предпочтениями Владимира Алексеевича и его взаимоотношениями с живописцами, графиками, карикатуристами, искусствовед Софья Багдасарова расскажет, как строился личный бренд «своего человека», а краевед Алексей Дедушкин опишет, что из себя представляла Москва Гиляровского. Соавтором издания станет сам Владимир Гиляровский — страница за страницей читатели будут встречать цитаты из его произведений и заметок.

Куратор

Куратор: Анастасия Винокурова — ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Пресс-служба
Музей русского импрессионизма
19.08.2025

Владимир Гиляровский в Музее русского импрессионизма


Фотоотчёт 14 октября 2025 года

Сергей Малютин. Портрет Владимира Гиляровского. 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Сергей Малютин. Портрет Владимира Гиляровского. 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
  • Абрам Архипов. По этапам. 1890. Холст, масло. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова
  • Владимир Маковский. Продавец кваса. 1879. Холст, масло. Из собрания П.М. Третьякова. Государственная Третьяковская галерея
  • Александра Экстер. Москва. Синтетический город. 1914. Холст, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
  • Ольга Розанова. Пивная. 1914. Холст, масло. Костромской музей-заповедник
  • Владимир Баранов-Россине. Самовар. 1919. Фанера, масло. Тамбовская областная картинная галерея
  • Сергей Грибков. В лавке. 1882. Холст, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств
  • Сергей Грибков. Мальчик у магазина игрушек. 1880. Холст, масло. Собрание Коллекціонер Клуба, Москва
    • Илларион Прянишников. Иван-Рюмка. Этюд. 1880-е. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
    • Николай Синезубов. В питейном заведении. 1916-1918. Холст, масло. Елецкий городской краеведческий музей
    • Иван Владимиров. Изобретатель и капиталист. 1903. Холст, масло. Ярославский художественный музей
  • Владимир Маковский. Швейцар. 1881. Холст, масло. Государственный исторический музей
  • Владимир Маковский. Букинист. Конец XIX — начало ХХ века. Картон, масло. Собрание Коллекціонер Клуба, Москва
  • Владимир Маковский. Интервью. 1903. Дерево, масло. Собрание Коллекціонер Клуба, Москва
  • Владимир Маковский. В трактире. 1887. Дерево, масло Собрание Коллекціонер Клуба, Москва
  • Владимир Маковский. Весёлый анекдот. 1901. Холст, масло. Частное собрание, Москва
  • Владимир Маковский. Засиделись (Приятели). 1910. Холст, масло. Самарский областной художественный музей
  • Владимир Маковский. Осуждённый. 1879-1890. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Леонард Туржанский. Цыганский хор. 1900-1910-e. Фанера, масло. Ярославский художественный музей
Леонард Туржанский. Цыганский хор. 1900-1910-e. Фанера, масло. Ярославский художественный музей
  • Неизвестный художник. Натюрморт с селёдкой. Середина XIX века. Холст, масло. Ярославский художественный музей
  • Леонид Соломаткин. Славильщики. 1873. Холст, масло. Собрание Коллекціонер Клуба, Москва
  • Леонид Соломаткин. Торговка. 1870. Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
  • Леонид Соломаткин. Полицейский. 1870-е. Холст, масло. Тульский музей изобразительных искусств /Тульское музейное объединение
  • Александр Киселёв. Портной и кошечка. 1890-е. Холст, масло. Раменский историко-художественный музей
Владимир Шервуд. Портрет князя Владимира Андреевича Долгорукова. 1882. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Владимир Шервуд. Портрет князя Владимира Андреевича Долгорукова. 1882. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Долгоруков не брал взяток. Не нужны они ему были.

Старый холостяк, проживший огромное состояние и несколько наследств, он не был кутилой, никогда не играл в карты, но любил задавать балы и не знал счёта деньгам, даже никогда не брал их в руки. (…)

Жюль — парижанин, помнивший бои Парижской коммуны, служил главным мастером у Леона Эмбо, который был «придворным» парикмахером князя В.А. Долгорукова.

Леон Эмбо, французик небольшого роста с пушистыми, холёными усами, всегда щегольски одетый по последней. парижской моде. Он ежедневно подтягивал князю морщины, прилаживал паричок на совершенно лысую голову и подклеивал волосок к волоску, завивая колечком усики молодившегося старика.

Во время сеанса он тешил князя, болтая без умолку обо всем, передавая все столичные сплетни, и в то же время успевал проводить разные крупные дела, почему и слыл влиятельным человеком в Москве. Через него многого можно было добиться у всемогущего хозяина столицы, любившего своего парикмахера.

  • Юлия Разумовская. Московские спины. Лист № 5. 1921. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
  • Юлия Разумовская. Московские спины. Лист № 6. 1921. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
  • Юлия Разумовская. Московские спины. Лист №№ 1. 1922. Бумага, акварель, тушь, карандаш. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
  • Юлия Разумовская. Московские спины. Лист № 4. 1921. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
  • Юлия Разумовская. Московские спины. Лист № 3. 1920. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
  • Юлия Разумовская. Московские спины. Лист № 2. 1922. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Алексей Боголюбов. Вид Москвы от дома Хлудова. 1878. Холст, масло. Музейное объединение «Музей Москвы»
Алексей Боголюбов. Вид Москвы от дома Хлудова. 1878. Холст, масло. Музейное объединение «Музей Москвы»
Пётр Верещагин. Старая Москва. 1878-1879. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Пётр Верещагин. Старая Москва. 1878-1879. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Василий Розанов. Коронация императора Александра III. Вид Кремля из-за Каменного моста. Из серии «Коронационные иллюминации». 1883. Холст, масло. Государственный исторический музей
Василий Розанов. Коронация императора Александра III. Вид Кремля из-за Каменного моста. Из серии «Коронационные иллюминации». 1883. Холст, масло. Государственный исторический музей
Пётр Верещагин. Москва. Кремль у Каменного моста. 1883. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
Пётр Верещагин. Москва. Кремль у Каменного моста. 1883. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
В. Гелер. Лубянская площадь в Москве. 1880. Холст, масло. Музейное объединение «Музей Москвы»
В. Гелер. Лубянская площадь в Москве. 1880. Холст, масло. Музейное объединение «Музей Москвы»
Иван Владимиров. Катастрофа. 1900. Холст, масло. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Иван Владимиров. Катастрофа. 1900. Холст, масло. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Алексей Степанов. В кафе Филиппова. Этюд. 1900-1910. Картон, масло. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина
Алексей Степанов. В кафе Филиппова. Этюд. 1900-1910. Картон, масло. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина
Николай Касаткин. Театральная труппа. 1913–1924. Рязанский областной художе­ственный музей им. И.П. Пожалостина
Николай Касаткин. Театральная труппа. 1913–1924. Рязанский областной художе­ственный музей им. И.П. Пожалостина
Вывеска «Казенная винная лавка / № 105». 1900-1914. Дерево, железо, покраска, столярная работа, роспись. Государственный исторический музей
Вывеска «Казенная винная лавка / № 105». 1900-1914. Дерево, железо, покраска, столярная работа, роспись. Государственный исторический музей
Константин Юон. Взятие Кремля в 1917 году у Манежа. 1927. Холст на фанере, масло. Пермская государственная художественная галерея
Константин Юон. Взятие Кремля в 1917 году у Манежа. 1927. Холст на фанере, масло. Пермская государственная художественная галерея
  • Иван Владимиров. Товарищи закурили. 1919. Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
  • Иван Владимиров. Соперники. 1920-е. Холст, масло. Собрание Коллекціонер Клуба, Москва
  • Иван Владимиров. В кафе. 1926. Холст, масло Собрание Коллекціонер Клуба, Москва
  • Самуил Адливанкин. Завтрак газетчиков. 1926. Бумага, тушь, акварель, белила, коллаж. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
  • Александр Дейнека. Кабаре. 1921. Бумага, акварель, тушь, перо. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Владимир Алфеевский. Кафе «Артистическое». 1924. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Алфеевский. Кафе «Артистическое». 1924. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Александр Лабас. Городская пло­щадь. 1926. Пермская го­су­дар­ст­вен­ная ху­до­же­ст­вен­ная га­лерея
Александр Лабас. Городская пло­щадь. 1926. Пермская го­су­дар­ст­вен­ная ху­до­же­ст­вен­ная га­лерея
  • Леонтий Мазанов. Красные ворота в Москве. 1929. Холст, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
  • Борис Зенкевич. Ильинские ворота. 1933. Холст, масло Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Александр Лабас. Автомобили и лошадь. 1927. Бумага, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
  • Самуил Адливанкин. Русаковский трамвай. 1928. Холст, масло. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
  • Аристарх Лентулов. Кремль. Городской пейзаж. 1919-1920. Холст, масло. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
  • Константин Юон. Вузовцы. 1929. Холст, наклеенный на фанеру, масло. Государственная Третьяковская галерея
  • Илья Репин. Портрет рабочего. 1919. Холст, масло. Частное собрание, Москва
  • Виктор Перельман. Герой труда.. Печатник Козлов. 1922. Холст, масло. Музей современной истории России, Москва
  • Юлия Разумовская. В трамвае. 1930-e. Холст, масло Собрание Романа Бабичева, Москва
  • Аристарх Лентулов. Метро. Кировские ворота.. 1920-1930-е. Холст, масло. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
  • Александр Куприн. Старый Каменный мост. 1929. Холст, масло. Собрание Юрия Юдина, Москва
  • Наталия Гончарова. Пейзаж с поездом. 1913. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств. Республики Татарстан, Казань
Илья Машков. Москва (Вид с крыши дома Ильи Машкова в сторону Красных ворот). 1927-1928. Холст, масло. Частное собрание, Москва
Илья Машков. Москва (Вид с крыши дома Ильи Машкова в сторону Красных ворот). 1927-1928. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Владимир Гиляровский

Василий Мешков. Портрет Владимира Гиляровского. Последняя треть XIX первая половина ХХ века. Бумага, смешанная техника, уголь, сангина. Музейный историко-художественный комплекс «Екатерининский» (Коллекция Музея В.А. Тропинина)
Василий Мешков. Портрет Владимира Гиляровского. Последняя треть XIX первая половина ХХ века. Бумага, смешанная техника, уголь, сангина. Музейный историко-художественный комплекс «Екатерининский» (Коллекция Музея В.А. Тропинина)
  • Неизвестный Художник. Михаил Валентинович Лентовский. 1880-е. Холст, масло. Театральный музей им. А.А. Бахрушина
  • Иван Πахоменко. Портрет Власа Михайловича Дорошевича. Около 1910. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
  • Николай Харитонов. Портрет Фёдора Шаляпина. 1916. Холст, масло. Музей А.М. Горького /Институт мировой литературы Российской академии наук, Москва
  • Николай Кравченко. Портрет Антона Павловича Чехова. 1895. Холст, масло. Литературный музей Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, Санкт-Петербург
  • Андрей Попов. Школьный учитель. 1854. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея / Из собрания П.М. Третьякова
  • Павел Ковалевский. Порка. 1883. Холст на фанере, масло. Калужский музей изобразительных искусств

 

Николай Чернышёв. Пионер-изобретатель. 1932. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Николай Чернышёв. Пионер-изобретатель. 1932. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Хлеб, как объект искусства и свидетельство эпохи

Перед вами сайка московская из булочной Филиппова, какой она вошла в историю через страницы Гиляровского и память города.

1848 год. Генерал-губернатор Закревский находит таракана в булке у Филиппова. Владелец пекарни, вместо оправданий, совершает жест, ставший легендой:
— Это изюминка-с! — И съел кусок с тараканом.
Врёшь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошёл вон!

Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил. Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.»

Так родилась московская классика продукт не расчета, но решительности. Сдобное опарное тесто, подкрашенное шафраном до золота, технология ХІХ века.

Эта булка такой же экспонат столетия Гиляровского, как экспонаты в залах музея: спонтанность, ставшая каноном, случайность, превратившаяся в традицию.

Угощайтесь. Вы держите в руках 1848 год, вкус Москвы и дерзость пекаря, который понял: лучшая защита это изюм.

Владимир Гиляровский

  • Михаил Рубанков. Инсталляция «Москва газетная». 2025. Смешанная техника. Специально для проекта «Свой человек. Владимир Гиляровский»
  • Михаил Рубанков. Инсталляция «Выставка электричества». 2025. Смешанная техника. Специально для проекта «Свой человек. Владимир Гиляровский»
  • Михаил Рубанков. Инсталляция «Не обманешь не продашь». 2025. Смешанная техника. Специально для проекта «Свой человек. Владимир Гиляровский»
  • Юлия Петрова, генеральный директор Музея русского импрессионизма
  • Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма
  • Алла Игоревна Нудель, главный хранитель Политехнического музея
  • Павел Демидов. Яндекс

Вывеска гастрономической лавки «ВЕТЧИНА // КОЛБАСА». Вторая половина 1910-х. Железо, дерево, масло, столярная работа, покраска. Государственный исторический музей


Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Идея соз­да­ния Му­зея поя­ви­лась у кол­лек­цио­нера Бо­ри­са Мин­ца ещё в 2012 году. Впервые как единое собрание по­лот­на были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошёл в состав ICOM (Между­на­родный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образова­тельными и просветительскими программами.

 

Музей русского импрессионизма

125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11

16 октября 2025 — 25 января 2026

Купить билеты в Музей русского импрессионизма

Юлия Петрова. Просто это сложно

Владимир Гиляровский в Музее русского импрессионизма

_________________

 Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы