В Калининградском областном музее янтаря открылась выставка «Игра в четыре руки», представившая авторское ювелирное творчество известных петербургских художников Натальи и Татьяны Тарасовых. Их дизайнерский талант, мастерство высоко оценены коллегами из ювелирного сообщества, профессиональной критикой. Они неоднократно получали награды на самых престижных выставках и конкурсах как отечественных, так и рубежных. Работы художников находятся в собраниях крупнейших музеев страны и в частных коллекциях.
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Интерьерное украшение «Лихо одноглазое». Серебро, гагат, бумага, акрил
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Серьги «Бахчисарайский фонтан». 1999. Серебро, горячая эмаль
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Кольцо «Швейное». Медь, серебро, горячая эмаль
Большинство работ выполнено Тарасовыми совместно, и порой трудно уловить, кто за что «отвечал» в той или иной композиции. Но, в тоже время, это абсолютно самостоятельные творческие личности, со своими художественными пристрастиями и приоритетами.
Ювелирные работы Натальи и Татьяны впервые появились на выставках в конце девяностых. Именно в эту сложную и бурную «постперестроечную» эпоху в петербургское ювелирное искусство влилась новая волна молодых художников. Они не дали угаснуть авторскому ювелирному направлению, привнесли в него новые идеи, концепции, технологии и материалы. Сестры Тарасовы были среди тех, кто активно участвовал в этом процессе.
В ранних работах Н. и Т. Тарасовы преимущественно использовали серебро, эмали, натуральные или искусственные камни, дерево, пластик. При этом любой материал в их композициях уже тогда точно работал на образ, демонстрируя не просто мастерство ювелиров, но и умение мыслить в материале, наделять его смысловыми категориями. Эти концепции и сегодня прослеживаются как в их авторских композициях, так и в тиражных работах для фирмы «Невский-Т» – семейном ювелирном бизнесе, основанном родителями – Юрием и Лидией Тарасовыми.

Уже в ранних работах Натальи и Татьяны прослеживается увлечение самыми разными темами, идеями, пластами художественной культуры. Но все это органично переплавляется в их творчестве, становится основой концепции работы, ее архитектонического и образного решения, где доминирует структурированная «формула» того или иного явления. Интерес к искусству авангарда ощущается в тяготении к конструктивному лаконизму, чувстве ритмических соотношений формы и деталей, чистоте технических приемов в создании образа вещи, наконец, в смелых сопряжениях – «украшение-человек». В каких-то вещах прослеживается интерпретация идей поп-арта, кинетического искусства, осмысление этнических мотивов. И уже в ранних работах отчетливо прозвучал один из основополагающих принципов их творчества – игровое начало, важный фактор авторского ювелирного искусства последних десятилетий.
Тарасовы любят играть с идеями, формами, материалами различных эпох и регионов, и эти игры могут быть вполне серьезными или ироничными. При этом смысловая нагрузка в их работах, как правило, сбалансирована с конкретной утилитарностью вещи, даже если она выходит за пределы привычных размеров и форм. Достаточно вспомнить такие вещи как масштабное «Кольцо-браслет «Красный шут» в виде головы клоуна в ярком шутовском колпаке, серьги «Маскарад», «Альмандины», «Бахчисарайский фонтан», где формальные решения, яркая цветовая палитра эмалей, блестящая россыпь фианитов отсылают к визуальной атрибутике цирка.
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Сет интерьерные украшения — моносерьга «Яблоко познания». 2024. Серебро, бумага, акрил
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Серьги «Авангард». Серебро, бумага, акрил
Элементы эстетской игры есть и в композиции «Иллюзион», где эффектно соединились выверенная геометрия формы браслета, будто вырезанного из металлической пластины единым движением руки художника, и визуальный ритм декора на поверхности металла. Замечательное чувство формы есть и в серьгах «Изовеллы», «сплетенных» из металлических нитей и потому не оставляющих ощущения тяжести массивного объема. Гипертрофированные в размерах кольца «Отражение», «Фазы Луны», «Черная Роза» оказываются настолько органичными на руке, что последние сомнения по поводу их преувеличенных объемов исчезают, а сами работы создают ощутимое персональное пространство вокруг человека.
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Кольцо «Вулкан». Бумага, акрил
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Кольцо «Ра». 2023. Тонированная древесина, янтарь, серебро
Желание попробовать новые технологии и материалы привело к экспериментам со специально обработанной бумагой. Первыми появились серьги «Without reveгse side» – массивные, но изящно «выточенные» из плотного массива прессованной бумаги с тонко разработанной цветовой палитрой. А вскоре этот, казалось бы, не ювелирный материал начнет блистательно использоваться во многих работах Н. и Т. Тарасовых: серьги «Волна», «Авангард», «Чита-Грита», «Африка», кольца «For Form Plasticiti», «Птица» и других вещах, воплощая художественные и пластические идеи авторов. Эти работы демонстрируют органичный сплав выразительных и лаконичных формальных решений с умением наполнить эту форму живописной эмоциональностью. В них, несомненно, есть любование чистотой выверенных форм, сложностью монохромных или, наоборот, контрастных цветовых сочетаний палитры прессованной бумаги. Думается, вполне заслуженно ряд работ этого цикла были отмечены призами и дипломами самых престижных выставок, в том числе, кольцо «For Form Plasticity» завоевало I место на Конкурсе мирового дизайна «International Jewellery Design Excellence Award» в Гонконге и сегодня эта работа хранится в собрании Государственного Эрмитажа.
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Кулон из серии «Видения шамана». Серебро, акрил
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Серьги «Альмандины». 1998. Серебро, фианит, альмандин, шёлковые нити
- Наталья и Татьяна Тарасовы. Серьги «Орхидеи». 1996. Серебро, фианит
Из последних по времени работ, представленных в экспозиции, можно отметить серию украшений «Видение шамана», где художники попытались осмыслить и отразить в ювелирном произведении мир идей и представлений шаманизма. В основу всех вещей – массивных колец, подвесов – взят круг, повторяющий форму бубна – главного инструмента камланий шамана, отражающего квинтэссенцию сложных космогонических представлений шаманизма. Материалы – металл, кожа змеи, дерево, кость точно работают на образ, несут определенную «нагрузку идей», рождая ощущение мощной энергии, скрытой под внешней оболочкой вещи. Не случайно и эти работы были по достоинству оценены коллегами и критикой, получив награды Всероссийского конкурса ювелиров «Лучшие Украшения России» и премию журнала VMODE MAGAZINE.
- Вернисаж выставки произведений Натальи и Татьяны Тарасовых «Игра в четыре руки»
Работы Натальи и Татьяны Тарасовых, представленные на выставке в Калининградском областном музее янтаря, убеждают, что к какой бы теме, материалу, технологии не обратились эти художники, мы имеем дело с Мастерами высокой профессиональной культуры, яркой индивидуальности и артистизма. В их творчестве нашли отражение красота и многогранность окружающего мира, который эти талантливые художники замечательно «трансформировали» в свои ювелирные произведения.
Галина Габриэль кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры, член Международной ассоциации искусствоведов, член Санкт-Петербургского союза художников
Фото: Людмила Кузьменко

Выставка амбассадоров петербургского ювелирного авангарда Натальи и Татьяны Тарасовых «Игра в четыре руки». Таким образом Музей янтаря продолжает добрую традицию знакомства жителей и гостей Калининграда с современным авторским ювелирным искусством России и демонстрирует различные направления, существующие в настоящий момент в этом виде художественного творчества.
Творческий путь сестер Тарасовых начался еще в середине 90-х годов прошлого века. И с самых первых работ, принимавших участие в ювелирных конкурсах, они имели большой успех. На конкурсе «Приз Санкт-Петербурга – 98» их произведение было отмечено международным жюри в номинации «Молодые художники». С тех пор работы Натальи и Татьяны Тарасовых получили множество призов на российских и международных ювелирных выставках и конкурсах. Одной из важнейших не только для художников, но и для нашей страны, стала их победа в 2017 году в конкурсе мирового дизайна International Jewellery Design Excellence Award в номинации «Инновация и уникальность в дизайне», а также победа в Миланской Ювелирной неделе в 2022 году.
Знакомство Музея янтаря с яркими представителями петербургской ювелирной школы началось в 2021 году, когда Татьяна и Наталья Тарасовы получили звание лауреата в номинации «Лучшее произведение из янтаря» за серьги «Глаза города» на Пятом Всероссийском конкурсе авторского ювелирного искусства.
На сегодняшний день произведения ювелирного искусства сестер Тарасовых хранятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Гохрана России, Калининградского музея янтаря и Музея современного ювелирного искусства в Пфорцхайме (Германия).
На выставке представлены созданные за 28 лет работы, рассматривая которые, можно проследить, как менялся творческий стиль художников, как рождались все более смелые идеи, расширялся спектр материалов, с которыми работали авторы – от металла и драгоценных камней до текстиля, дерева и пластика. А с 2015 года в творчестве сестер Тарасовых главенствует новый материал, который принесет их работам международный успех, – стабилизированная бумага. Этот рукотворный материал, созданный по авторской технологии, дал новый импульс творчеству, позволив работать с крупными объемными формами. Современная пластика, сложное конструирование и многообразие форм, сочетающиеся с активной графикой, роднит их произведения с современной архитектурой.
Выставка «Игра в четыре руки» раскрывает нам мироощущение художников, стремящихся через форму и непривычные материалы выразить новую авторскую концепцию, воздействующую как на того, кто носит изделие, так и на наблюдателей, в число которых мы предлагаем войти и вам.
Анна Терещенкова художник-ювелир куратор выставки «Игра в четыре руки»

Куратор выставки — художник-ювелир Анна Терещенкова; координатор — Екатерина Буслова, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Калининградского областного музея янтаря.
Калининградский областной музей янтаря
г. Калининград, пл. Маршала Василевского, 1
19 сентября — 26 октября 2025 года
Купить билет в Калининградский областной музей янтаря
__________________











