На рубеже XIX–XX века в связи с военными, политическими и социальными вызовами в России получила оформление система военно-патриотического воспитания молодёжи. Уже тогда были заложены основы и принципы в области молодёжной политики по развитию у молодых людей любви к своей Родине, обеспечению готовности к выполнению гражданского и воинского долга по защите Отечества, которые продолжают оставаться актуальными и сегодня. Этот системный комплекс воспитания физически развивает детей и подростков, задаёт морально-нравственные ориентиры с опорой на культурно-исторический и национальный характер государства.
- Плакат-лубок. «Война России с немцами. День объявления войны». Москва. 1914 г.
- Заметка «Патриотизм студенчества». Иллюстрированный художественно-литературный журнал «Искры». №41. 19 октября 1914 г.
Выставка Государственного музея политической истории России (ГМПИР) «Борьба за молодёжь» продолжает многолетнюю традицию музея по отражению темы взаимодействия власти и общества. Ключевая задача выставки – показать, что, несмотря на политические и идеологические трансформации государственной политики, преемственность и традиции в области военно-патриотического воспитания сохраняются.
На выставке представлены фотографии лидеров и членов молодёжных организаций и движений, документальные материалы, нагрудные знаки, жетоны, а также плакаты и листовки из коллекции музея. Ряд экспонатов, например, фотография воспитанников первого народного класса военного строя и гимнастики Его Императорского Величества авторства К. Буллы (в коллекции Музея их три, но экспонируется одна), Альбом Петровской потешной роты г. Петергофа, а также альбом фотографий пионеров г. Вятки, ранее не введëнные в научный оборот, экспонируются впервые. Посетители познакомятся с редкими документами и фотографиями, хранящихся в фондах Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб) и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб).
Помимо экспонатов из фондов ГМПИР, в пространстве музея впервые представлены предметы из частной коллекции Михаила Тренихина по истории русских соколов и архива О.И. Пантюхова по истории скаутского движения. Стоит отметить, что фотографии, журналы и газеты самиздата скаутов Русского зарубежья этого периода находились в личном архиве одного из основоположников и активных деятелей скаутизма в дореволюционной России и Русского зарубежья Олега Ивановича Пантюхова. С течением времени эти материалы были раздроблены на несколько частей: большая часть находится в архиве штаб-квартиры русских скаутов в Нью-Йорке, ещё часть документов, касающаяся службы и жизни Пантюхова в Царском Селе, была принята в фонды Историко-литературного музея г. Пушкина, и другая часть, освещающая повседневную жизнь и быт русских скаутов за рубежом в 1920–2000-е годы до недавнего времени хранилась у скаут-мастера Юрия Владимировича Дыляева, а теперь у штаб-инструктора дружины «Павловск» Надежды Чистик. Именно из последней части архива и были отобраны редкие и ценные предметы, которые никогда ранее до этого нигде не экспонировались.
В данную статью также включены предметы и изображения, не вошедшие в выставку музея «Борьба за молодёжь».
Дореволюционный период
К началу XX столетия, вследствие революционных событий 1905–1907 годов, поражения в Русско-японской войне, затяжных боевых действий и военных неудач Первой мировой войны, патриотические чувства народа и военный дух армии подверглись серьёзным испытаниям. В либеральной периодической печати разворачивалась резкая критика вооружённых сил, что подрывало их авторитет в обществе. Всё острее ощущалась отчуждённость молодёжи от проводимой политики и государственной идеологии. Именно молодые люди в этот период более всего были вовлечены в революционную деятельность, участие в антиправительственных выступлениях. Власть оказалась в кризисной ситуации. Для сохранения престижа монархии и армии неотложной задачей стало всеобъемлющее решение вопросов по усилению военно-патриотического воспитания молодёжи, верности гражданскому и воинскому долгу по защите Отечества.
- Открытка «За Богом молитва, а за Царем служба не пропадут». Художник А. Лавров. 1914֪–1915 гг.
- Жетон благотворительного сбора «Москва объединила Русь. Русь объединит славянство». Петроград. 19 февраля 1915 г.
- Открытка «Вот какой теперь закуской угощает немца русский». Художник А. Лавров. 1914–1915 гг.
Крупнейшие государственные социальные институты, прежде всего военные, были заинтересованы в поисках новых форм и методов в работе с молодёжью, чтобы направить её в русло физической и военной подготовки, сблизить армию и общество, поднять патриотический дух, укрепить духовные и физические качества молодого поколения, необходимые во время военных действий, возвысить образ русского воина в глазах общественности. В первую очередь, предложения по работе с молодёжью исходили от Главного штаба Военного министерства, Главного управления Генерального штаба (созданного в ходе военных реформ в 1905 году), а также со стороны отдельных военных лиц и педагогов. Подобные инициативы активно поддерживались императором Николаем II и регламентировались соответствующими законодательными актами (Высочайше утверждённое «Положение о внешкольной подготовке русской молодёжи к военной службе», Высочайший указ Сенату от 4 марта 1906 году и др.). Это значительно активизировало работу по расширению системы военной подготовки, укреплению верноподданнических настроений молодого поколения. Удачно был использован и развит отечественный и зарубежный опыт.
Сокольское движение
Первые гимнастические общества в Российской империи появились среди чехов, живших на Волыни (1870), в столицах они основываются чуть позже участниками русско-турецкой войны 1877–1878 годов (Санкт-Петербург, 1879; Москва, 1883). Появляются такие общества и в других крупных городах: в Тифлисе и Киеве (1900). В 1900–1910-е годы в России получило популярность сокольское движение, созданное в Праге в 1862 году по инициативе доктора философии Мирослава Тырша, со специально разработанным методом гимнастики. Сокольское движение сочетало в себе военную подготовку с изучением теории, практические занятия стрельбой, строевую подготовку и основы медицинской помощи. Главным в сокольской гимнастике были упражнения, связанные с применением гимнастических снарядов (палки, шарфы, старинные виды оружия: мечи, щиты, булавы). Отдельное внимание (в отличие от ранее практиковавшейся немецкой и шведской системы гимнастики, где главным было количество повторов) уделялось красоте выполнения упражнений: ставились целые гимнастические композиции, исполнявшиеся под музыкальное сопровождение.
- Столыпин Пётр Аркадьевич, председатель Совета Министров. Фотография. ГМПИР КП ВС-56445-32 Ф.III ВС-21255
- Морозов, А. Сокольская гимнастика. 50 избранных вольных упражнений. Для учебных заведений, войсковых частей, гимнастических обществ и для домашней гимнастики. С рисунками. СПб.: Книгоизд-во «Сотрудник», [1912]. 77 с.
- Витрина в экспозиции «Борьба за молодёжь». Знаки-монограммы (кокарды) сокольского движения. 1. Австро-Венгрия, королевство Богемия (Чехия), до 1914; 2. Чехословакия. 1920-е; Союза русского сокольства. Коллекция Михаила Тренихина
- Фрачный знак Русского сокола. 1910-е. Российская империя. Коллекция Михаила Тренихина
Поскольку в основе сокольства лежат патриотизм, национальная идея и просветительство, всё то, что отвечало проводившейся внешней и внутренней политике в этот период в России, то эта система со временем стала вводится в учебные заведения и армию, а с 1910 года была государственной системой физического воспитания. Основанное на идеях единства славянских народов и культурного просветительства, сокольство достаточно быстро прижилось на российской почве. Движение поддерживали премьер-министр П. А. Столыпин, писатели Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. С 1910 года по инициативе Главного штаба Русской Императорской армии гимнастика стала основной системой физической подготовки в армии. К 1912 году сокольская система гимнастики преподавалась в большинстве средних учебных заведений.
Одним из направлений развития сокольской гимнастики в Российской империи было использование её в качестве одного из средств физической подготовки в «потешных» ротах и скаутских отрядах, а также в некоторых других спортивных обществах. Например, при обществе телесного воспитания «Богатырь» (открыто в 1904 году в Удельном парке) был организован отдел сокольской гимнастики. Объяснялось это тем, что разнообразие разделов сокольской гимнастической системы позволяло заниматься ею в любое время года. К началу Первой мировой войны в России действовало 68 сокольских обществ общей численностью около 250.000 человек.
«Потешные»
Однако, несмотря на распространение панславянских идей и сокольской гимнастики, в начале 20 века продолжал оставаться открытым вопрос воспитания молодёжи, её будущего. Помимо вовлечённости молодёжи в революционную деятельность, система школьного образования в предвоенный период перестала удовлетворять многие потребности и запросы молодёжи и стала терять свою эффективность в области патриотического воспитания. В 1905—1907 годах в отечественных СМИ стали все чаще появляться публикации, в которых авторы стали приходить к выводу о необходимости особого внимания к воспитанию молодого поколения. Процессы быстрой урбанизации меняли не только облик многих городов страны, но и изменяли общество в целом. К слову, о школе, один из российских и советских прогрессивных педагогов, и организаторов просветительно-воспитательного учреждения «Сеттлемент» Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) в своих трудах писал:
«Можно прийти в ужас от той нецелесообразности, которой окружены они [дети] в условиях школьного образования. Дети кончают городскую школу в возрасте около 12 лет. С 15 лет они поступают на выучку какому-нибудь мастерству. И вот получается три года вынужденного безделья, шатания по улицам».
Шацкий С.Т. Новая общественно-педагогическая работа для «детей — работников будущего» / Педагогические сочинения. Т. 1. М., 1962. С. 275.
- Фотоальбом Петровская потешная рота. Город Петергоф. ГМПИР КП-33364-8 Ф.III-14469-0
В этот период существовало множество видов начальных и средних учебных заведений, принадлежавших разным ведомствам, но лишь около половины всех детей Империи были охвачены системой образования. Несмотря на то, что вопрос о введении всеобщего образования неоднократно поднимался, работа в этом направлении даже к началу Первой мировой войны была далека от завершения. Программы учебных заведений часто включали лишь самый минимальный набор учебных дисциплин, а воспитанию детей, как нравственному, так и физическому, уделялось недостаточное внимание. Многим общественным организациям, работавшим в этих направлениях, оказывалась поддержка со стороны государственных органов, а также общественности, купцов, предпринимателей. Вряд ли можно говорить о существовании какой-либо чётко оформленной государственной политики, но, тем не менее, очевидно, что государство было заинтересовано в воспитательной деятельности многих из этих организаций, в особенности тех, которые развивали в детях патриотизм и верноподданнические чувства, обуславливавшие стабильность социальной жизни.
Одновременно с развитием сокольства в январе 1908 года по инициативе императора Николая II во всех городах и деревнях началась организация «потешных» рот, названных в честь «потешных полков» Петра I, из которых впоследствии он создал лучшие гвардейские части. Это был первый опыт введения начальной военной подготовки для детей всех сословий от 10 до 14 лет. Они изучали основные учебные дисциплины, знакомились с устройством армейской винтовки и пулемёта, топографией и элементами фортификации, изучали строевой и полевой уставы. Особое внимание уделялось полевым занятиям в составе взвода, роты, батальона. Мальчики старшего возраста обучались сторожевой и разведывательной службе. В 1910 году было Высочайше указано, чтобы войсковые части, в районе расположения которых создавались роты и классы военного строя и гимнастики, оказывали им полное и всестороннее содействие. Все занятия проводились под строгим руководством действующих или отставных офицеров. Зачастую гвардейские и армейские полки брали шефство над «потешными» ротами, назначали своих штатных офицеров-воспитателей.
Инспектор народных училищ в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии А. А. Луцкевич первым воплотил в жизнь Высочайшее пожелание о введении в народных школах обучения военному строю и гимнастике в целях физического развития молодёжи и подготовки её к военной службе. Организовал первый в России класс военного строя и гимнастики, который был составлен из детей беднейших семей. Государь повелел присвоить Бахмутскому классу военного строя наименование «Первый народный класс военного строя и гимнастики Его императорского величества наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича». В 1910 году вместе со своим народным классом был приглашён в Петербург на личный смотр в присутствии императора и членов царской семьи, который состоялся 22 мая в Царском Селе.
11 июля 1910 году по инициативе командира 148-го пехотного Каспийского полка, прикомандированного в Новом Петергофе, Кордюкова в манеже Уланского полка состоялось торжественное открытие такого подразделения. Был образован батальон из 400 детей. Батальон делился на 4 роты, которые в свою очередь были приписаны к Каспийскому, Конно-Гренадерскому, Уланскому и Драгунскому полках. Занятия проходили по два часа в день. «Потешные» носили форму схожую с военной:
«На тулее фуражки вместо солдатской кокарды был сложный вензель из перекрещивающихся двух латинских букв «Р», причём вверх этой пары был одновременно горизонтально лежащей буквой «Е». таким образом, этот вензель обозначал: «Peter Primus – Ekaterina Seconda» — поскольку под этой буквой ввязана была римская II. Если мне не изменяет память, то и на пряжке ремня был тот же вензель. Погоны были цвета, соответствующего цвету гвардейских <…> полков, причем они нашивались на обычные гимнастёрки».
Р. А. Абасалиев. История 148 пехотного Каспийского полка.
Скаутское движение
В 1910 году появилось новое молодёжное движение – скаутинг, или разведчество, пришедшее в Россию из Англии. За счёт игровой формы воспитания оно перетянуло к себе внимание молодёжи. Скаутское движение было основано английским генералом Робертом Баден-Пауэллом в начале XX века Широкую популярность оно получило благодаря изданию им книги «Scouting for boys» («Разведчество для мальчиков») в 1908 году. В декабре 1910 года основатель скаутинга приехал в Россию. Вопросы развития скаутинга в России Баден-Пауэлл обсуждал с императором Николаем II. Уже в 1910 году государь одобрил идею военно-патриотического воспитания российской молодёжи по этой системе, а наследник цесаревич Алексей стал почётным скаутом. Ведущими направлениями скаутинга в России были военная и физическая подготовка, служение Отечеству, воспитание любви к Родине, высоких нравственных качеств, в основе которых – традиции православной веры. Как тогда, так и сегодня, можно встретить другое наименование скаутов, свойственное именно для России и Русского зарубежья – «разведчество». «Справочник по скаутизму», изданный в 1916 году в Санкт-Петербурге пояснял, почему бой-скаутов называли разведчиками: «Потому что они [скауты], как странствующие рыцари разведывают на всех дорогах жизни, где бы им помочь тем, кто нуждается в их помощи».
Основоположником русского скаутинга принято считать полковника (в то время поручик) лейб-гвардии 1-го стрелкового Его Императорского Величества батальона Олега Ивановича Пантюхова (1882–1973). Один из первых скаут отрядов «Бобёр», организованных им, носил совсем не классический скаутский костюм. Ротный портной сшил костюмы, которые состояли из «русского кафтана и барашковой шапки с малиновым верхом», однако в скором времени из-за неудобства во время спортивных игр, была принята форма как у английских бой-скаутов: блуза защитного цвета, заправленная в шорты и подпоясанная ремнём, на – ногах гетры и ботинки; широкополая фетровая шляпа и цветной галстук-косынка. У каждого звена была своя эмблема с изображением зверей и птиц. В российском скаутинге звеньевая система деления: дружина-отряды-звенья (до 10 человек). Звенья отличаются цветом галстуков. Но все скауты имеют общий знак — геральдическую лилию.
- Журнал «Владивостокский скаут». 1919. №5
Отдельно хотелось бы отметить, что в обществе прочно закрепилось заблуждение, что скаутинг в России появился в 1909 году благодаря только инициативе О.И. Пантюхова. Во-первых, ошибку с датой допустил сам же Пантюхов в одном из последних изданий своих воспоминаний (О днях былых: семейная хроника Пантюховых. Maplewood, NJ. Durand House, 1969), поскольку в первой версии его воспоминаний он указал, что начал занятия с детьми по скаутской методике в 1910 году. Более того, изучив архивные материалы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга установлено, что площадки для детских игр в Павловском парке до 1910 года не существовало. К тому же, Олег Иванович был не единственным, кто начал занятия по скаутской методике, процесс организации небольших скаутских отрядов происходил одновременно и повсеместно в Российской империи. Так, например, в Петербурге этим методом воспитания заинтересовался преподаватель латинского языка 1-й Санкт-Петербургской классической мужской гимназии (Ивановская ул., 7, ныне Социалистическая ул., 7). Василий Григорьевич Янчевецкий (1875–1954). Большинству известен под своим писательским псевдонимом Василий Ян, автор трилогии исторической повести «Чингисхан», «Батый» и «Путь к последнему морю», за которую он получил Сталинскую премию (1941). 8 октября 1910 года В. Г. Янчевецкий направил рапорт на имя директора гимназии с просьбой разрешить занятия с гимназистами военным строем, гимнастикой и разными приёмами разведок по системе английского генерала Баден-Пауэлла. В январе 1911 года им было получено официальное разрешение от попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Министерства народного просвещения. Янчевецкий стал первым из педагогов Петербурга, который официально занимался воспитанием детей по методу скаутинг. Первое время занятия проходили на площадках, предоставляемых военными ведомствами.
- Демонстрация скаутов, агитирующих за «Заём Свободы». Петроград. 1917 г.
- Группа скаутов у Таврического дворца. Петроград. 1917 г.
С 1910-1914 годов Янчевецкий издавал еженедельный журнал для учащейся молодёжи «Ученик», в котором регулярно публиковались новости о скаутах и приглашение вступать в отряды. Отряд Янчевецкого сперва назывался ротой, на военный манер, но потом был переименован в легион (по аналогии с римскими). Этот отряд насчитывал 4 патруля (звена), состоявшие из 6-8 человек. Первые два патруля действовали под знаком «волки» и «собаки», а третий и четвёртый – под знаками «соколы» и «вороны».
Мальчики обучались военному строю, лёгкой атлетикой, гимнастикой (сокольская); жизни на природе; сигнализации, оказанию первой медицинской помощи, обучение ремеслам и механике. А также знакомство с морским делом, вязание узлов и т.д. Приручению животных, с/х работам и многому другому. Достаточно быстро движение, охватывает и ряд других городов, в частности, Москву, Нижний Новгород, Ярославль, Ригу, Таллин, так или иначе, принимает всероссийский размах.
- Скауты 1-й Санкт-Петербургской мужской классической гимназии под руководством В. Г. Янчевецкого на занятии гимнастикой во дворе Лейб-гвардии Егерского полка на Рузовской улице, 12. «Ученик». №30. 26 марта 1911 г.
- Царскосельская дружина юных разведчиков на Марсовом поле во время Высочайшего смотра «потешных». Санкт-Петербург. 1911 г.
В 1912 году прошёл военно-спортивный праздник на Марсовом поле в честь 100-летия Бородинского сражения, на котором с показательными выступлениями участвовали и скауты. В этом же году был устроен лагерь близ Лахты. При активном содействии директора гимназии и попечителя СПб учебного округа было получено десять солдатских палаток и ещё некоторый инвентарь. Однако в 1913 году Янчевецкий был вынужден отправиться в Константинополь от Петербургского телеграфного агентства, поэтому журнал и работа с отрядом была передана Обществу содействия физическому развитию учащейся молодёжи (организовано в 1893 году П. Ф. Лесгафтом).
На государственном уровне происходили некоторые подвижки. В 1912 году в качестве превентивной меры для борьбы с попытками превращения детских и юношеских спортивных организаций в антиправительственные была введена должность Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи. Первым эту должность занял в 1913 году генерал царской свиты В. Н. Воейков, который уже с 1914 года стал активно поддерживать и способствовать развитию организации подобных скаутской.
Самым активным этапом развития скаутинга стало время Первой мировой войны, когда наиболее остро ощущалась потребность в военно-патриотических организациях. Олег Иванович Пантюхов взял инициативу в свои руки и вскоре добился создания общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут», которое расположилось в Петрограде на Галерной улице, 63 кв.7. Вскоре был утверждён устав общества и путём голосования избраны председатель — вице-адмирал Иван Фёдорович Бострем, вице-председатель — Олег Иванович Пантюхов. Здесь прошу обратить внимание и запомнить секретаря общества — Иннокентия Жукова. Обществом были регламентированы многие вещи, в том числе установлена форма по типу классического костюма английских бой-скаутов.
- Вице-адмирал И. Ф. Бострем во время Георгиевского парада на стадионе Русско-Азиатского банка на Крестовском острове. Фотограф Я. В. Штейнберг. Санкт-Петербург. 23 апреля 1917 г. ЦГАКФФД СПб. Бострем Иван Фёдорович (1857–1934), российский флотоводец, мореплаватель, вице-адмирал, начальник морских сил Чёрного моря. Председатель Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут».
- Обложка журнала «Ученик». Апрель 1912 г.
- Олег Иванович Пантюхов (1882–1973) на плацу. Царское Село. 1909–1910 (?). Из коллекции О. И. Пантюхова
- В. Г. Янчевецкий (слева) и М. В. Янчевецкий. Москва. 1934 г.
В первые месяцы имела место частая смена руководства отрядом. Это руководство было мало осведомлено о скаутинге. Кульминационный подъём и рост движения скаутов в Петрограде пришёлся с момента приглашения из Финляндии на должность Главного инструктора, шведа по происхождению Р. Фернберга. Он активно занимался подготовкой руководящего состава и с инструкторами. Он добился большего интереса со стороны молодёжи, большей ответственности к организации. К концу 1915 года количество скаутов в Петрограде достигло примерно 400-500 человек.
В 1915 и 1916 годах состоялись всероссийские скаутмасторские съезды, на которых обсуждались разные вопросы о принятии единых форм, традиций, законов русских скаутов. По итогам работы были изданы труды съезда. В 1917 году также был запланирован очередное мероприятие, но ему уже не суждено было состояться.
Однако, несмотря на начавшийся политический кризис и массовые антиправительственные выступления в феврале-марте 1917 года, свержения монархии и создания Временного правительства, скаутское движение продолжало сохранять свои позиции. Более того, работа в скаутской дружине Петрограда продолжала совершенствоваться и развиваться. В эти дни петроградские скауты несли службу связи при различных учреждениях, круглосуточно работали в районных комиссариатах, милиции, в качестве помощников санитаров при Красном Кресте в лазаретах. 26 марта Петроградская дружина скаутов в составе 250 человек появилась в Таврическом дворце с плакатами в руках, на которых фигурировали надписи: «Будь готов», «Скауты всего мира – братья». В Государственной Думе дружину скаутов встречал член Государственного совета от Смоленской губернии Вадим Платонович Энгельгардт (1853–1920), который выразил уверенность в том, что, «воспитываясь в свободной России, скауты станут истинными гражданами в лучшем значении этого слова». По оценкам ряда источников различного происхождения: можно констатировать, что численность скаутов по всей России к 1917–1918 годах составляла от 50 до 88 тысяч человек. В 1917 году работа велась в 143 городах страны, к 1918 году число городов сократилось до 88.
Советский период
Главными тенденциями военно-патриотического воспитания молодёжи после Октября 1917 года стали усиление идейно-политического компонента, пропаганда коммунистической идеологии, борьба с религией. Чётко разграничивался патриотизм пролетарский (советский) и патриотизм буржуазный. В числе основных задач значились формирование у молодого поколения преданности идеалам трудящихся, воспитание активного борца за коммунистические идеи, основанное на боевых традициях Коммунистической большевистской партии и рабочего класса, в духе любви к Родине.
Более того, в 1918 года в рамках исполнения Декрета Всероссийского ЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» Реввоенсоветом были приняты дополнительные «Положения о допризывной военной подготовке», касающиеся молодежи. Документ ввел обязательное обучение юношей «в возрасте школьном до 16 лет и подготовительном от 16–18 лет, каковое называется допризывной военной подготовкой молодежи». Для девушек обязательным являлось прохождение курса общего физического воспитания.
После Октябрьской революции 1917 года Союз русского сокольства и скаутские организации делали попытки наладить контакты с советской властью, однако их основные программные цели и деятельность не совпадали с принципами новой государственной политики. Руководители сокольского движения отказались исполнять эти положения, а среди членов скаутской организации произошел раскол на два лагеря. Скаутинг продолжал существовать в годы Гражданской войны на территориях, занятых силами Белого движения, некоторая часть видных деятелей скаутинга продолжили работу в антисоветском подполье.
ЮК-скауты
После утверждения декрета «Об обязательном обучении военному искусству», обучение военному делу было поручено нескольким ведомствам, разделившие свои обязательства по возрастным параметрам. Так, Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) и Народный комиссариат по военным делам (Наркомвоенмор) занимались военной подготовкой школьников, а мужчины от 18 до 40 лет прикреплялись к Всеобщему военному обучению (Всеобучу/Всевобучу), созданному после утверждения декрета. В первую очередь важным было физическое воспитание. Руководителями подготовки на заметку была принята методика скаутского воспитания. Единственным минусом скаутинга было его буржуазное происхождение, так возникла идея создания нового детского движения на базе скаутского метода. Первое время была попытка создать детское движение по прототипу скаутских организаций, правда дополнив его коммунистическим содержанием.
В декабре 1918 года в Москве состоялся Второй всероссийский съезд Всеобуча. Одним из важных вопросов, обсуждаемых на нём, явилась проверка соответствия избранной скаутской системы для организации движения Юных коммунистов или ЮК-скаутов/красных скаутов. Делегатов съезда, прежде всего, интересовала социально-политическая сторона движения ЮКов, в том числе насколько возможно использование скаутской системы воспитания в условиях советской власти. Часть присутствующих представителей ЦК РКСМ настаивала на том, что в скаутинг не может стать «здоровым ядром» для коммунистической системы, они не смогли быть убедительны без подкрепления своего мнения весомыми доводами к тому же, отказавшись предложить что-либо взамен. Несмотря на то, что взгляды присутствующих на скаутинг были абсолютно различными, съезд постановил, что скаутская система в целом отвечает тем требованиям, которые предъявляет российский пролетариат. Делегаты съезда пришли к выводу, что если отбросить «буржуазный налёт», то скаутинг построен на естественном стремлении детей к самодеятельности и к жизни в коммуне. После завершения работы съезда состоялась демонстрация отряда ЮКов из трудовой коммуны Сокольнического района Москвы. Таким образом, было положено начало ЮК скаутскому движению.
Летом 1918 года по инициативе школьно-санитарного отдела Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрав) было создано движение ЮК-скаутов. ЮКизм, в сущности, был тем же скаутингом, лишённым буржуазного патриотизма и религиозной (православной) основы. В первую очередь был заменен лозунг торжественного обещания скаутов «Буду исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем» на «Юные коммунисты — залог будущего социалистической Родины» у ЮКов. Задачи и цели ЮКов совпадали во многом со скаутскими. В задачи первых входили борьба с физической, умственной и нравственной деградацией молодёжи через культивацию самодеятельности и воспитание умеренного соревновательного духа в товарищеской среде. Методы работы организации были также построены на воспитании посредством длительной игры, как у скаутов. Цели организации юных коммунистов-скаутов также отчётливо перекликались со скаутскими: развить здоровое, трудоспособное тело, закалить дух и развить чувство ответственности перед коллективом. Законы, обычаи, песни были полностью заимствованы у скаутинга, заменив при этом некоторые термины на соответствующие идеям коммунистической идеологии. Например, появились понятия «скаут – друг трудящихся», «скаут – помощник трудовым собратьям». Был выпущен значок ЮК-скаутов, напоминавший скаутскую лилию, в виде снопа колосьев, и позаимствован галстук. Галстук имел два цвета: красный – для детей и зелёный – для руководства.
Структура организации юных коммунистов не претерпела каких-либо существенных изменений, так, например, как и у скаутов, самым крупным подразделением была трудовая дружина, затем отряды, делившиеся, в свою очередь, на патрули. Поскольку в скаутских отрядах всё чаще возникал вопрос о помещениях для проведения занятий и сборов, материальной поддержке организации, то скауты с готовностью пошли навстречу государственным организациям в создании отрядов ЮК-скаутов. Для упрощения контроля над ЮК-скаутскими организациями функции были разделены между Институтом физической культуры в Москве и Всеобучем/Всевобучем – в Петрограде.
Всероссийский союз юных коммунистов-скаутов просуществовал сравнительно недолго, с лета 1918-го по 1921 год. Попытка создания организации ЮК скаутов, способной стать сильной организационной структурой, таким образом, не увенчалась успехом. ЮКизм не удалось развернуть и превратить в массовое движение, что повлекло за собой повсеместный уход молодёжи из комсомола. Такое положение вещей вызывало обеспокоенность руководства РКСМ. Однако в области политработы РКСМ было ещё несколько проблем, которые неоднократно поднимались на заседаниях бюро Петербургского комитета РКСМ – нехватка кадров и дисциплина среди молодых работников. К примеру, из доклада на 10-й общегородской конференции Петербургской организации РКП(б) о работе среди молодёжи, которая состоялась 28-29 июля 1919 года, один из делегатов высказался о том, что у него сложилось впечатление «о сильном уклонение в сторону практицизма», так как молодые люди чрезмерно сильно увлекались мобилизацией, «практической работой в области войны <…> и участию в обысках», что, по его мнению, сильно ударило по работе в области идеологии.
Уже с середины 1919 года критика деятельности ЮКов и скаутов на страницах комсомольской печати и на собраниях членов РКСМ в значительной степени усилилась. Основными обвинениями скаутов заключались в том, что ЮКи, якобы являются последователями «старого буржуазного скаутинга», отчего в них присутствует демонстративная аполитичность. Вожди комсомола боялись этого и считали их опасными и конкурентоспособными среди других молодёжных организаций.
На втором съезде РКСМ, который состоялся 5–8 октября 1919 года, ЮКизм был назван «механической склейкой буржуазной скаутской системы и коммунистических форм», поэтому многие делегаты высказались за необходимость ликвидации этих организаций из общей системы образования и воспитания, так как считают эти организации вредными для общества.
Этот опыт привел к поиску других путей создания новой массовой молодёжной организации для воспитания коммунистической молодёжи, которая объединила юношество по всему Советскому Союзу.
Российская организация юных разведчиков (РОЮР) и пионерская организация
Еще летом 1916 года было введено рационирование основных продуктов питания и предметов первой необходимости. Снабжение продовольствием Петрограда было в полном объёме переложено на железнодорожные пути из-за трудностей, возникших в морской транспортировке. К весне 1917 года наступил транспортный коллапс и Петроград оказался на грани голода. К 1918 году положение в городе стало крайне нестабильным от чего в первую очередь страдали дети и подростки, власти организовали эвакуацию петроградских школьников в более «сытые» регионы страны. С этой целью совместными усилиями советской власти и Всероссийским обществом «Красный крест» были организованы, так называемые, детские питательные колонии. Одна из таких колоний 25 мая 1918 года с перрона Финляндского вокзала Петрограда была отправлена в город Миасс (современная Челябинская область). В Миассе петроградские школьники должны были провести летние каникулы и к началу учебного года вернуться в родной город. В составе первой группы из Петрограда в Миасс были отправлены учащиеся реальных училищ и гимназий в сопровождении воспитателей в общем количестве около 500 человек, следом прибыла вторая группа в количестве еще около 500 человек. В конечном итоге колония насчитывала около тысячи петроградских школьников, включая педагогов и воспитателей.
До конца мая почти вся Транссибирская магистраль была в руках восставшего Чехословацкого корпуса, из-за чего эшелон с петроградскими детьми застрял на пути к месту назначения. В начале июня петроградские дети добрались до Миасса и были расселены по разным домам на окраинах города. Однако дети регулярно становились невольными свидетелями жестокой Гражданской войны. Некоторые из этих событий были описаны в записках одного из бывших скаутов Петрограда 15-летнего Юрия Заводчикова (О. Молкина. Над нами Красный крест. СПб. 2005. С. 78.):
«Однажды летним солнечным вечером мимо нашей казармы, находившейся на самой окраине города, у леса, проходила группа измождённых полураздетых людей, окружённых со всех сторон вооруженной охраной. То были «красные», попавшие в руки «белых». <…> Всю эту группу подвели к опушке леса и, окружив кольцом охраны, накинули петли на шеи и тут же повесили на сучьях деревьев на виду у всех… И несколько дней из своих окон мы видели качающиеся на ветру почерневшие трупы…»
Такова была Гражданская война, жестокая и уродливая, где с равной верой в праведность своих деяний белые убивали красных и наоборот. Детей срочно было необходимо перевозить в безопасное место. Колонисты скитались ещё по многим городам: сперва в Тюмень, затем в Ирбит, Красноярск и другие города. Но вскоре Организация Американского Красного креста, проводившая в ту пору активную деятельность в России, взяла петроградских колонистов под свою опеку и вывезла одну часть детей во Владивосток в район города под названием Вторая речка, а вторую – на Русский остров. Сперва здесь появился белогвардейский офицер А. Г. Новицкий, который попытался организовать скаутский отряд, однако он был чрезмерно самоуверенным и напыщенным, за что дети его сразу невзлюбили и прогнали. Затем под руководством 16-летнего Валентина Цауне возник скаутский отряд, в основе которого лежали принципы самостоятельности. Одновременно появился и отряд гёрл-гайдов (девочек скаутов) под руководством его матери Елизаветы Фёдоровны Цауне, которая была одной из воспитательниц колонии. С этого момента берёт начало история «нового» российского скаутизма. Иногда его называют красным скаутизмом. Колонисты добрались до Петрограда на японском судне «Йомей Мару» через США по Панамскому каналу в Европу, затем через Финляндию в 1920 году. Тут и появилось название этой группы скаутов – Российская организация юных разведчиков или РОЮР. В качестве эмблемы на прежний знак скаутской геральдической лилии помещается эмблема советской России – пятиконечная красная звезда с серпом и молотом, как символ нового детского движения с коммунистической идеологией, патриотов нового государства.
- Цауне Валентин Эдуардович (1906–?) (второй справа). 1924 г. ЦГАИПД СПб
- В. Э. Цауне (в центре). Вологодская губерния. 1920- е гг.
По возвращению в Петроград, в 1922 году, Цауне несколько раз предпринимал попытки легализовать деятельность РОЮРа в Петрограде несколько раз, но безуспешно, поэтому вели её на квартире Цауне на Петроградской стороне на Гулярной улице, 18 кв. 6. На 19 июня того же года в состав организации входил 121 человек. Чуть позже Всевобуч всё же предоставил помещение для занятий на улице Карла Либкнехта (Большой пр.), 30, но официального разрешения на ведение своей деятельности они так и не получили. 3 января 1922 года научной секцией Окружного совета физкультуры Петрограда были разработаны указания о применении метода системы скаутинг для детских групп. 2 апреля 1922 года было создано Петроградское бюро по объединению и проведению организаций, пользующихся методами системы скаутинг (ОПОПМСС), куда также вошёл Валентин Цауне. По протоколу собрания бюро Петроградского военного округа на 12 сентября 1922 года в городе числилось более 209 скаутов. На заседании лавного штаба РОЮР был отменён прежний знак организации и вместо него установлен костёр, состоящий из трёх поленьев чёрного цвета и пяти языков пламени красного цвета. Красный цвет трактовался как цвет революционных организаций молодежи, пять языков пламени – интернациональность этого движения, а три полена напоминали о данном тройственном торжественном обещании. Позже Иннокентий Николаевич Жуков (1875–1948), бывший казначей и секретарь Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут», переработает программу скаутинга, его традиции, законы, песни, атрибуцию, и переложит все на коммунистическую платформу, оставит скаутский девиз «Будь готов! Всегда готов!» и предложит назвать новое молодёжное движение пионерским.
Жуков участвовал в создании пионерского отряда из двух ЮК-скаутских отрядов, состоящих из учащихся опытной школы при Государственном институте физической культуры в Бауманском районе Москвы. На фотографии – одно из занятий Жукова с пионерами сигнализацией (передача и прием звуковых, световых, радиотехнических сигналов с целью осуществления связи в войсках). Скаутов и пионеров обучали передавать сигналы при помощи дыма, огня, света, флажков, посоха, свистка, рук.
3 декабря 1922 года – в «день похорон российского скаутинга», так назвал этот день Г. Дитрих, был назначен торжественный вечер пионерской организации. Он начался в 6 часов вечера по адресу улица Глинки, д. 4/4437. Программу открыли два доклада на темы: «РКСМ и детское движение» и «Юные пионеры и РОЮР». Затем наступил самый важный момент в истории РОЮР и скаутинга в целом, который прошёл в полной тишине, церемония среза дружинного синего знамени РОЮР и замена его на красное полотно с аббревиатурой РСФСР. Скаутская дружина РОЮР официально прекратила своё существование и из них был образован пионерский отряд имени Будённого в Петроградском районе. Ещё часть петроградских скаутов была принята в отряд имени Володарского под руководством бывшего начальника 4-го отряда скаутов Василеостровского района Николаем Фарафоновым. Обоим отрядам было предоставлено помещение для занятий в одном из подвальных помещений особняка Кшесинской.
Создание советской модели управления, теоретическая база которой была заложена уже в первые месяцы после прихода к власти партии большевиков, в основе которой лежали командно-директивные принципы, когда вертикаль власти была направлена строго «сверху – вниз» потребовала усиления деятельности органов защиты правопорядка. В этой связи уже в начале 1920-х годов в стране резко поднимется роль и значение ВЧК-ГПУ-ОГПУ. Именно на плечи этого важнейшего органа советской власти легла основная доля борьбы со всеми, кто был не согласен с «генеральной линией» правящей партии. Если в начале 1920-х годов в самой РКП(б) ещё продолжались дискуссии по самым различным вопросам внутрипартийной, государственной и общественной жизни, то к концу десятилетия с политическими оппонентами власть уже не церемонилась.
С 1923 года любые не коммунистические организации на территории СССР были запрещены, в том числе и скаутская. Советская власть непримиримо враждебно относилась ко всем так называемым буржуазным молодёжным организациям, что регулировалось инструктивными письмом ЦК РКСМ от 16 февраля 1922 года «О некоммунистических организациях молодёжи». Впоследствии, в 1924–1930-е годы ряд руководителей сокольского и скаутского движений, оставшихся в СССР, подверглись политическому преследованию и репрессиям. Другая часть продолжала вести работу в эмиграции [Русский Сокол за границей, Национальная Организация Русских Скаутов, Национальная организация русских разведчиков, витязи, молодёжные объединения при военных по полковому или дивизионному принципу (юный алексеевец, юный туркуловец, юный марковец, юный корниловец, юный доброволец, юный дроздовец) и др. — прим. ред.].
В августе 1927 года под руководством Семёна Михайловича Будённого (1883–1973) на Воробьёвых горах прошла военная игра пионеров Краснопресненского района «Красные и синие». Начальником штаба был член районного бюро юных пионеров Красной Пресни В. Берлин.
- Военно-спортивная игра пионеров «Красные и синие». Москва. 1927 г. Музей истории детского движения Московского Дворца пионеров
- Артиллерийский расчет в засаде. Москва. 1927 г. Музей истории детского движения Московского Дворца пионеров
- Военно-спортивная игра пионеров «Красные и синие». Москва. 1927 г. Музей истории детского движения Московского Дворца пионеров
- Военно-спортивная игра пионеров «Красные и синие». Артиллерийский расчёт в засаде. Москва. 1927 г. Музей истории детского движения Московского Дворца пионеров
- Строй пионеров перед началом военной игры «Красные и синие». Москва. 1927 г. Музей истории детского движения Московского Дворца пионеров
В феврале 1924 года на Воробьёвых горах прошла первая пионерская игра на местности «Взятие Перекопа» под руководством члена Реввоенсовета СССР С. М. Будённого, чье участие в этих играх (1924, 1925, 1927 годы) стало традицией. При подготовке к игре пионеры все лето изучали военное дело – маскировку на местности, саперное дело, учились ходить по азимуту, читать карту, готовили игровое вооружение – деревянные винтовки, взрывные пакеты, дымовые шашки. Игра продолжалась 5 дней в условиях, приближенных к боевым. В распоряжение пионеров предоставили модели пулеметов и другого оружия в натуральную величину. В игре участвовали 100 командиров Красной армии и 10 тысяч пионеров, из которых был сформирован сводный пионерский полк, принявший участие в параде на Красной площади 7 ноября 1927 года. Для игры каждый участник пионер получил от С. М. Будённого в подарок красноармейский шлем-будёновку.
Добровольные оборонно-массовые организации
Пионерская организация, как младшая ветвь коммунистического движения, родилась и делала первые шаги в период бурного строительства: страна восстанавливала силы после Гражданской войны, закладывала фундамент нового советского общества. Пионерская организация способствовала эффективному формированию гражданских и патриотических чувств молодого поколения Советской страны. В первой половине 1920-х годов пионеры принимали участие в деятельности общественных оборонно-массовых организаций – «Общества друзей воздушного флота» (ОДВФ), «Общества друзей химической обороны и химической промышленности» (Доброхим), которое выражалось в творческих выступлениях в честь Красной армии, посещении воинских частей.
Со второй половины 1920-х в связи с нарастающей угрозой военных конфликтов детей и подростков начали обучать стрелковому делу, газовой самообороне, военно-санитарным навыкам. Проводились военно-спортивные тактические игры, в пионерских отрядах устраивались военные уголки. Однако разрозненность оборонных обществ не позволяла выстроить единую систему военно-патриотического воспитания молодёжи, поэтому в 1927 году их объединили в одну организацию – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Военно-политическое руководство СССР позиционировало Осоавиахим как один из важных институтов в деле повышения обороноспособности страны – «кузницу» мобилизационного резерва РККА.
На протяжении всего периода своего существования Осоавиахим организовывал целенаправленную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи в духе любви к Отечеству и обучению военному делу, формируя таким образом военно-оборонные резервы государства, что сыграло важную роль накануне Второй мировой войны.
Екатерина Маскевич куратор выставки «Борьба за молодёжь» [email protected]
Маскевич Екатерина Дмитриевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея политической истории России.
Родилась 11 марта 1990 года в Ленинграде. В 2012—2022 годах служила ведущим сотрудником РГИА. В 2013 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет, Исторический факультет (Институт истории), Кафедра исторического регионоведения. С отличием защитила дипломную работу по истории скаутского движения в России. В 2018 году окончила аспирантуру Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Факультет Государственного и муниципального управления, Кафедра государственного и муниципального управления по направлению «Отечественная история». В 2020 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Скаутское движение в Санкт-Петербурге/Петрограде/Ленинграде. 1910—1930-е годы. С 2022 году служит в Музее политической истории России старшим научным сотрудником Экспозиционно-выставочного отдела (Отдел Научно-экспозиционного проектирования). С 2018—2021 годах входила в состав научных коллективов Петрозаводского государственного университета и Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге в работе над исследовательскими проектами к 200-летию писателя, поддержанных РФФИ. По результатам исследований было издано две коллективные монографии: 1. Новые архивные и печатные источники научной биографии Ф. М. Достоевского. СПб, 2021. Авторский коллектив: Е. Д. Маскевич, Б. Н. Тихомиров, Н. А. Тихомирова. 2. Проблемы текстологии публицистики Достоевского (1873-1881). Коллектив авторов: Т. В. Панюкова, В. С. Зинкова, О. О. Купрушева, О. Л. Коновалова, Е. Д. Маскевич, А. К. Михайлова, А. В. Отливанчик, А. И. Солопова, В. Д. Рак.
Вернисаж выставки «Борьба за молодёжь» 27 января 2023 года
Церемонию открыл марш в исполнении городского сводного отряда барабанщиков «СМиД» («Союз мальчишек и девчонок»).
С приветственным словом выступила Елена Анатольевна Лысенко, врио генерального директора Государственного музея политической истории России: «Сегодня мы представляем выставку-исследование, которая показывает преемственность между молодежными военно-патриотическими организациями Российской империи и организациями уже советского периода. Эта преемственность, на наш взгляд, продолжается и по сей день».
На открытии также выступили председатель архивного комитета Санкт-Петербурга Пётр Евгеньевич Тищенко, научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» Михаил Михайлович Тренихин, представивший предметы из собрания своей коллекции специально для выставки, скаутмастер Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) Гурий Иванович Попов, председатель Молодёжного парламента при Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Дмитрий Леонидович Агафонов, советник Уполномоченного по правам человека в СПб Екатерина Андреевна Якимович и председатель Молодёжного совета Максим Владимирович Девятеров.
Куратор выставки Екатерина Дмитриевна Маскевич описала её проблематику и поблагодарила коллег и партнёров, принимавших участие в её создании.
- Врио генерального директора Музея политической истории России Елена Лысенко
- Председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга Пётр Тищенко
- Научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция» Михаил Тренихин
- Скаут-мастер Организации Российских Юных Разведчиков (а в миру — сердечно-сосудистый хирург) Гурий Попов
- Старший научный сотрудник Музея политической истории России Екатерина Маскевич устраивает кураторский проход по выставке «Борьба за молодёжь» и даёт интервью журналистам
Выставка «Борьба за молодёжь»
Музей политической истории
Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 2-4 (вход с Кронверкского пр., 1)
28 января 2023 г. — 5 марта 2023 года
_________________