Народный герой Югославии

in Атрибуция/Зарубежные награды/Награды СССР/Фотографии 7558 views

Как нередко бывает у кол­лек­цио­не­ров, но­вый пред­мет, попол­нив­ший собра­ние, при вдум­чивом к нему отно­шении мо­жет рас­сказать це­лую исто­рию. Потя­нешь за одну ниточку, а там — целый клубок. Так было с историей одной фото­графии ветерана Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Так случилось и в этот раз. Только теперь речь пойдёт о Великой Отечественной войне. В наше собрание попала довольно примечательная фотография, которая привлекла внимание тем, что на ней изображён кавалер ордена Народного героя Югославии — награды весьма нечастой.

Шейные ордена не редкость для Российской империи, но в Советском Союзе и странах Варшавского договора таких орденских знаков не было. Хотя в 1940 году появляется государственный почётный знак особого отличия военнослужащих в СССР — «Маршальская звезда». Но если говорить об орденах, то такие у наших участников Великой Отечественной могли быть только иностранные. Поэтому военный с такой наградой сразу привлёк внимание.

Итак, на выигранной нами на аукционе фотографии (весьма хорошего качества) запечатлён штурман самолёта 1-й транспортной авиационной дивизии ГВФ гвардии капитан Павел Никитович Якимов (1910—1968), удостоенный высших отличий двух стран: Герой Советского Союза и Народный герой Югославии.

Кроме двух высших наград на портрете между медалью «Золотая звезда» и клапаном кармана имеются орденские планки: орден Ленина, медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Москвы», ниже — планка с более широкой лентой иностранной награды — ордена Народного героя Югославии. Зачем понадобилось дублировать и сам орден на шее, и его планку на груди, не вполне понятно. Возможно, кавалер носил только Звезду Героя и планки, а югославский орден был надет непосредственно перед съёмкой для более торжественного кадра.

На обороте фотографии имеется надпись «Личность гв[ардии] капитана Якимова Павла Никитовича удостоверяю» с подписью и печатью Коминтерновского районного военного комиссариата Москвы.

Надо отметить, что при наличии довольно частого (но не всегда настолько подробного, как хотелось бы) упоминания о Якимове в сети, его портретов в высоком качестве не встретилось. В силу этого, такая находка оказалась ещё более приятной.

Тут необходимо оговориться, что отчество Никитович приводится не только на нашей фотографии, но и в официальных документах. Но такое написание противоречит литературной норме — правилам грамматики русского языка соответствует написание Никитич (как будет показано ниже именно так наш герой будет указан в советской и югославской прессе).

Наш герой родился в столице империи Санкт-Петербурге в июле 1910 года в семье рабочего. В 1931 году окончил Ленинградский авиационный техникум в 1931 году и прошел курс военной подготовки в Батайской авиационной школе ГВФ, где работал. С 1939 года Якимов становится штурманом Ростовского авиапредприятия. В армии с 1941 года, при этом на фронт Великой Отечественной войны попадает в октябре.

С осени 1941 года служил штурманом самолёта ПС-84 Азово-Черноморской авиагруппы ГВФ. До лета 1942 года летал в основном на Керченский полуостров и в Севастополь. Вместе с экипажем вывез сотни раненых севастопольцев и завёз в сражающийся город большое количество военных грузов. После занятия немцами Крыма был переведён в Киевскую особую авиагруппу, в составе которой вместе со своим будущим командиром Александром Шорниковым (но в разных экипажах) участвовал в боевых действиях под Сталинградом.

В самом начале 1943 года Якимов с Шорниковым были в составе группы советских лётчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии командированы в Великобританию для освоения и перегонки в СССР 200 бомбардировщиков Armstrong Whitworth A.W.41 «Albermarle». Маршрут перегонки проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море (в зоне действий истребителей противника). В течение марте-апреле самолёты уже испытывали в СССР. Но стало очевидно, что «Альбермарлы» уступали по лётным и эксплуатационным качествам отечественным дальним бомбардировщикам и транспортным самолетам ПС-84. Комиссия под руководством маршала авиации Астахова рекомендовала отказаться от их дальнейшей приёмки или серьёзно их модифицировать. В мае перегонку самолётов приостановили, а затем прекратили вообще.

Далее в биографии Павла Якимова возникает ещё один интереснейший сюжет — обеспечение подготовки Тегеранской конференции глав СССР, Великобритании и США. Летом и осенью 1943 года экипаж Шорникова в составе полка доставлял в Иран офицеров и солдат Советской Армии, дипломатов, переводчиков, сотрудников разведки, групп обеспечения, различные грузы. Конференция состоялась 28 ноября – 1 декабря 1943 года. На ней было принято решение об открытии второго фронта союзниками, причём высадку было решено проводить во Франции в мае 1944 года. Были обсуждены вопросы о предоставлении независимости Ирану, начали рассматривать польский вопрос. Важным положением было утверждение начала войны СССР с Японией после разгрома нацистской Германии. Именно в Тегеране были намечены контуры послевоенного устройства мира.

Но высокие награды Павел Якимов получит позже. Итак, бравый русский офицер-авиатор с наградой Югославии. Тут сразу следует оговориться.

Отменённое в России в 1917 году титулование офицеров, надолго выпало из русского обихода. Но в разгар Великой Отечественной войны, в начале 1943 года слово «офицер» вернулось в официальный лексикон для командиров и начальников среднего и старшего командного состава. Были возвращены на военную форму и погоны, а ордена и медали обзавелись пятиугольными колодками (почти такими же, как и в дореволюционной России).

Такие тенденции имели место и в воюющей Югославии. Значительным событием стало принятое в начале 1943 года решение о введении офицерских и подофицерских званий, вступившее в силу 1 мая 1943 года. 15 августа 1943 года были введены первые боевые награды Народно-освободительной армии и партизанских отрядов Югославии: Орден Народного героя, Орден Партизанской звезды трëх степеней, Орден Национального освобождения, Орден Братства и единства, Орден и медаль «За храбрость».

Сам орден Народного героя Югославии с художественной точки зрения выглядит довольно грубо. Двенадцатилучевая звезда помещена в вертикальный овал, образованный лавровым венком. На переднем плане помещена фигура бойца, смотрящего вправо в шинели и пилотке с винтовкой в левой руке и развивающемся знаменем с пятиконечной звездой в правой. Лента ордена красная с двумя узкими белыми полосами по краям. Эскиз разработал художник Джордже Андреевич-Кун (серб. Ђорђе Андрејевић-Кун; 1904—1964) и воплотил в объёме скульптор Антун Августинчич (хорв. Antun Augustinčić; 1900—1979). Первая партия наград была создана на Московском монетном дворе, послевоенные в Хорватии на фабрике IKOM в Загребе. [1]

Важно, что орден делали из золота. Встречаются экземпляры из бронзы, которые продавцы называют копиями для повседневного ношения, или же музейными копиями. Но это, скорее всего, копии, сделанные в коммерческих целях, иногда выдаваемые за оригиналы. Даже наличие клейм не должно вводить в искушение. В нашей коллекции имеется такая копия от фабрики IKOM в Загребе, вероятно, сделанная оригинальными штемпелями уже в наши дни. Покупать подобные предметы имеет смысл исключительно как копии и, соответственно, по цене копии.

Орден Народного героя Югославии (сербохорв. орден народног хероја / orden narodnog heroja). Копия производства фабрики IKOM (Загреб). На ушке имеется клеймо. Бронза, штамп; шёлковая муаровая лента. Коллекция Михаила Тренихина

Подлинные награды хоть и редки, но тоже появляются на рынке. Так на аукцион №141 «Награды России и мира» от аукционного дома «Монеты и Медали», который состоится 28 мая 2022 года, представлены сразу два лота с орденами Народного героя (№401, стартовая цена 350.000 рублей и №404, стартовая цена 500.000 рублей). Имеется как отдельный орденский знак, так и с документом. Приведём страницы из аукционного каталога.

Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Орден Народного героя, на орденской ленте. Югославия, Загреб, вторая половина 1940-х гг. Монетный двор «IKOM». Клейма на ушке с об. ст. ордена: пробирное клеймо и клеймо монетного двора «IKOM». Золото, шёлк (муар). Размеры 59,3×43,6 мм. Сохранность почти отличная. Орден вложен в коробку. Аукцион №141 «Награды России и мира» состоится 28 мая 2022 г. Лот 401. Стартовая цена: 350.000 рублей. Каталог аукциона, с. 198
Социалистическая Федеративная Республика Югославия. Орден Народного героя, на орденской ленте. 1951 г. Золото, шелк (муар). Размеры 59,5×43,3 мм. Сохранность отличная. К ордену прилагается орденская книжка, выданная 16 апреля 1952 г. на имя Атанасовски Н. Кири, с фотографией награждённого. [Киро Крстев Атанасовски «Налбатот»; 1923—1944 — югославский македонский партизан, участник Народно-освободительной войны. Указом Президиума Народной скпущины СФРЮ 20 декабря 1951 года Киро Атанасовски был посмертно провозглашён Народным героем Югославии]. Сохранность отличная. Орден и орденская книжка вложены в коробку. Аукцион №141 «Награды России и мира» состоится 28 мая 2022 г. Лот 404. Стартовая цена: 500.000 рублей. Каталог аукциона, с. 199

Итак, звание Народного героя Югославии было аналогом нашего Героя СССР. При этом, надо отметить, что подавляющее число награждений медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза было проведено именно в годы Великой Отечественной войны: 91,2 % от общего количества вручённых в 1939—1991 годах. За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, высокого звания удостоены 11.657 человек (3051 человек — посмертно), в том числе дважды — 108 (из них восемь — посмертно). Среди Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны — 90 женщин (49 — награждены посмертно).

Статистика по югославской награде ещё более скромная. С 1942 по 1999 годы титул Народного героя Югославии был присвоен всего лишь 1351 раз. При этом в годы войны награда была вручена всего 106 раз. В 1942 — 16 раз, 1943 — 19, 1944 — 33, до 9 мая 1945 — 38. Можно однозначно утверждать, что эту награду не девальвировали массовыми награждениями, она была исключительной. Но ещё интереснее то, что всего девять иностранцев были удостоены ордена в годы войны — семеро советских граждан и двое албанских. За всё время существования награды её получили только 22 иностранца.

Первое награждение иностранных граждан орденом Народного героя состоялось 7 сентября 1944 года, когда Президиум АВНОЮ Указом № 35/44 по предложению Маршала Югославии Йосипа Броз Тито наградил трёх советских лётчиков. Об этом мы можем узнать из Служебной газеты Демократической Федеративной Югославии (серб. Служебни лист Демократске Федеративне Jугославиjе) от 6 февраля 1945 года. Хочется отметить красоту славянского шрифта, который использован в заглавиях. Особенно изящно сделана надпись «Одликовања» (награды).

ПРЕЗИДИУМ
Антифашистского веча народного освобождения Югославии 

по ходатайству Верховного главнокомандующего Народно-освободительной армией и партизанскими отрядами Югославии Маршала Югославии Йосипа Броз Тито,
решение:
за выдающийся воинский подвиг, совершенный в Народно-освободительной борьбе народов Югославии, награждаются
ОРДЕНОМ НАРОДНОГО ГЕРОЯ:
майор Шорников Александр Сергеевич, капитан Якимов Павел Никитич и старший лейтенант Калинкин Борис Тихонович.
Указ № 35
7 сентября 1944 года.
Секретарь Президиума
Родолюб Чолакович
Председатель Президиума
Доктор Иван Рибар [2]

Герои Советского Союза и Народные герои Югославии капитан Якимов Павел Никитович (1910—1968), майор Шорников Александр Сергеевич (1912—1983) и старший лейтенант Калинкин Борис Тихонович (1913—1945). Раскрашенная фотография. 1945. Из книги Narodni heroji Jugoslavije tom II. Beograd: Narodna knjiga. 1982

Следует перечислить всех членов экипажа: пилот — майор Александр Сергеевич Шорников, второй пилот — старший лейтенант / капитан (очередное звание присвоено в какой-то момент во время описываемых событий) Борис Тихонович Калинкин, штурман — капитан Павел Никитович Якимов, бортовой техник — инженер-капитан Иван Григорьевич Галактионов, радист — старший лейтенант Николай Сергеевич Вердеревский. Интересно, существует ли где-нибудь фотография всех пятерых вместе? Возможно, и на фоне самолёта?

Благодаря сайту Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации в собрании Государственного центрального музея современной истории России было найдено фото, правда уже не всего экипажа. На фото отсутствует Борис Калинкин, скорее всего снимок сделан после его кончины в июне 1945 года.

Гвардии инженер-капитан Иван Григорьевич Галактионов, гвардии майор Александр Сергеевич Шорников, гвардии капитан Павел Никитович Якимов, гвардии лейтенант Николай Сергеевич Вердеревский. Оригинальная подпись экспоната: «Вердеревский Н.С. — начальник связи 2-го авиатранспортного Севастопольского полка, гвардии старший лейтенант». Период создания: 1945—1946. Место создания: Югославия, Белград. Номер в Госкаталоге: 8868060. Номер по КП (ГИК): ГЦМСИР ГИК 45905/18. Местонахождение: Государственный центральный музей современной истории России

Итак, что же совершил героический экипаж?

В 1944 году лётчики были направлены со специальным заданием командования были отправлены на авиабазу Бари в Италии. Им была поручена переброска в Югославию советской военной миссии во главе с генерал-лейтенантом Н.В. Корнеевым. Самолёт С-47 17 января вылетел по маршруту Москва — Астрахань — Тегеран — Каир — Бизерта — Бари, но из-за погодных, технических и организационных проблем посадка в Бари была осуществлена лишь к началу февраля. Затем советская военная миссия из Бари была доставлена в Дрвар, где находился Верховный штаб НОАЮ. Из Италии экипаж доставлял оружие и боеприпасы, продовольствие и медикаменты партизанам и Народно-освободительной армии Югославии, вывозили раненных. Именно в ходе этой работы гвардейские лётчики оказались задействованы в важнейшей истории своего боевого пути.

25 мая 1944 года немецкое командование начало операцию «Ход конём», направленную на ликвидацию военного и политического руководства новой Югославии во главе с Тито. В районе города Дрвар, где располагался Верховный штаб югославской армии, был высажен воздушный десант в составе 700 человек. Утром 26 мая подошли танковые и механизированные войска немцев, нанесшие удар с фронта, который проходил всего лишь в 50 км от города. В ходе ожесточённого боя с охраняющими штаб подразделениями югославской армии противнику удалось занять Дрвар. Однако операция по захвату в плен маршала Тито полностью провалилась. Члены Верховного штаба и правительства Югославии вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы. Через десять дней тяжёлых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко Поле, расположенный в ста километрах от Дрвара.

В течение десяти дней немецко-фашистские войска преследовали Верховный штаб НОАЮ. В связи с этим югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место. Выполнение задачи по эвакуации штаба советским командованием было поручено экипажу транспортного самолёта «Ли-2» (встречается упоминание «Дуглас» С-47) авиационной группы особого назначения (АГОН).

В ночь на 4 июня 1944 года экипаж Шорникова вылетел на выполнение задания. Маршрут полёта проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнём зенитной артиллерии противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали трёх тысяч метров. Низкая облачность, сильный ветер и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. Посадочная площадка, подготовленная партизанами, была очень малых размеров и располагалась среди гор, вблизи позиций противника. Заход на посадку был возможен только с одной стороны.

Интересно, что штурман Павел Якимов из экипажа Шорникова находился в это время с маршалом Йосипом Броз Тито и передал экипажу координаты их местонахождения. «Якимов с группой югославских бойцов подготовил для самолёта посадочную полосу на высокогорной площадке Купрешко Поле в районе села Купреш. Практически взлететь с этой площадки было невозможно. Огромные камни, глубокие борозды, рытвины, ямы… Их надо было засыпать, убрать неподъёмные камни. И всё это под носом наступавших немцев. Худой, бледный, раненный осколком мины, с перевязанной головой, едва державшийся на ногах от непосильной работы, П.Н. Якимов встретил самолёт А.С. Шорникова» — указано в биографии штурмана на сайте «Герои Страны». К сожалению, нам не удалось найти информацию о том, при каких обстоятельствах и в какой момент штурман остался с партизанами.

Свершив удачную посадку самолёта у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв, экипаж взял на борт 26 человек. Среди них маршал Тито, его первый заместитель Э. Кардель, начальник Генерального штаба югославской армии А. Йованович, генерал-лейтенанты И. Милутинович и А. Ранкович, начальник советской военной миссии генерал-лейтенант Н. В. Корнеев, начальник англо-американской военной миссии В. Стрит и члены Верховного штаба югославской армии. Их благополучно доставили на военно-воздушную базу союзников Бари в Италии. Ночью с 6 на 7 июня все спасённые были доставлены английским эсминцем на остров Вис в Адриатическом море (где будет расположен Верховный штаб НОАЮ, а в июне 1944 года заключено Висское соглашение об объединении монархистов и коммунистов в борьбе против немецких оккупантов, известное как «соглашение Тито — Шубашича»).

В эту же ночь экипаж Шорникова в ещё более сложных погодных условиях совершил второй рейс на Купрешко Поле и вывез ещё 20 работников Верховного штаба югославской армии. Через несколько часов в Купрешко Поле вошли немецко-фашистские танки.

Попадаются данные о том, что на остров Вис «членов отважного авиа­экипажа и пригласил И. Тито. <…> Здесь же было объявлено, что майору А. Шорникову, второму пилоту Б. Калинкину и штурману П. Якимову присвоены звания Народного Героя Югославии» — такие сведения приводят «Владимирские ведомости». Но эти воспоминания пока не удалось подтвердить документально. Но публикация в югославской газете ясно датирует указ о награждении 7 сентября 1944 года.

Статья гвардии капитана Бориса Калинкина «Наш полёт в Югославию», опубликованная в газете «Красная звезда» от 17 октября 1944 года, уточняет два эпизода, упомянутых выше.

Первое — не подтверждается информация о том, что Якимов был с партизанами по время полёта за Тито и штабом НОАЮ: «Во время полёта жизнь на нашем корабле шла размеренно и точно, как обычно во время боевых заданий. За штурвалом корабля сидел его командир гвардии майор Александр Шорников, я занимал место второго пилота. Мы попеременно вели корабль. Наш штурман капитан Павел Якимов весь углубился в карту и расчёты, изредка советуясь с нами о правильности маршрута. [выделение моё — М.Т.Во время полёта нас волновала одна мысль: сумеем ли мы точно найти эту маленькую посадочную площадку, затерянную среди гор, где нам предстоит приземлиться. Мы знали сигналы, которые нам должны были подать с земли, но всё же десятки раз проверяли, правильно ли ведём наш самолёт по курсу, и до боли в глазах вглядывались в ночную тьму, чтобы увидеть эти заветные сигналы». То есть, судя по этому свидетельству, выходит, что Якимов был на борту самолёта со своим экипажем и с партизанами быть не мог. Однако, требуются дополнительные источники, чтобы быть уверенным, какая из версий точна.

Герои Советского Союза и Народные Герои Югославии: майор Александр Шорников, капитан Борис Калинкин, капитан Павел Якимов. Фото Г. Вайль. Газета «Красная звезда». 1944, № 247 (5927), 17 октября. С. 3

Второе — довольно подробно упомянута встреча с Тито: «Через некоторое время мы встретились с маршалом. Он пригласил нас к себе на торжественный ужин, устроенный в нашу честь. Это было в пещере, на одном из островков, где для маршала была выдолблена в горе довольно просторная комната. Там он жил и работал. Майор Шорников, капитан Якимов и я представились маршалу. Он пригласил нас за стол и усадил рядом с собой. Здесь же были и его ближайшие сотрудники. Обстановка была скромная, и она напоминала скорее семейное торжество, нежели официальный приём. Маршал гостеприимно угощал нас, шутил, смеялся. Мы обратили внимание, с какой любовью и почтением относились к маршалу его ближайшие сотрудники. Здесь мы воочию убедились, какой любовью пользуется маршал Тито среди солдат и офицеров своей армии. И мы испытали необычайную радость, сознавая, что помогли вождю югославского народа избежать серьёзной опасности. Тито поднял первый тост за нас — трёх советских офицеров. Маршал об’явил о награждении нас званием Народного Героя Югославии. Он подошёл к нам, пожал руки. Маршал Тито сказал, что он восхищён нашим перелётом, что мы совершили полёт, который вообще невозможно было совершить. Слушая эту похвалу, мы были исключительно горды за нашу великую Родину, за нашу замечательную сталинскую авиацию. Об этих чувствах мы сказали маршалу Тито, и он поднял тост за великий Советский Союз, за нашу замечательную советскую авиацию. Долго не отпускал нас гостеприимный хозяин. Он очаровал нас своей простотой, вниманием, радушием и отеческим к нам отношением. Обращаясь к руководителю советской военной миссии, присутствовавшему на ужине, Тито, смеясь, сказал: 

— Теперь три русских офицера стали Народными Героями Югославии. Они теперь и наши офицеры. 

Генералы и офицеры Народно-освободительной армии Югославии горячо поздравляли нас с высокой наградой».

По стилистике вполне очевидно, что текст был подготовлен под руководством редактора. Однако, свидетельство 1944 года мы воспринимаем как более достоверное, нежели тексты, написанные позднее.

За эвакуацию из вражеского окружения на военную базу Бари Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Йосипом Броз Тито троим лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Калинкин получил Звезду Героя за № 3929, Шорников за № 3930, Якимов за № 3931. Интересно отметить, что у югославов в приказе награждение прошло по списку в порядке старшинства званий, где первым был командир, у нас — по алфавиту, не взирая на звания и должности.

Указ Президиума Верховного Совета СССР
О присвоении звания Героя Советского Союза капитану Калинкину Б.Т., майору Шорникову А.С. и капитану Якимову П.Н.

За образцовое выполнение специальных заданий Командования и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:
1. Капитану Калинкину Борису Тихоновичу.
2. Майору Шорникову Александру Сергеевичу.
3. Капитану Якимову Павлу Никитовичу.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. Калинин.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин.
Москва, Кремль. 20 июня 1944 года.

Газета «Красная Звезда» №146 (5826) от 21 июня 1944 года

На следующий день, 21 июня 1944 года Указ ПВС СССР был опубликован в Центральном органе Народного комиссариата обороны Союза ССР — газете «Красная Звезда».

Интересно, что в отечественном указе от 20 июня Калинкин указан как капитан, а в югославском от 7 сентября того же 1944 года ещё как старший лейтенант.

Ордена Народного Героя троим лётчикам вручили в освобождённом Белграде 6 октября 1944 года через месяц после выхода Указа 35/44.

Раннее мы указывали, что в экипаже самолёта было пятеро. Соседним Указом — 37/44 — были отмечены другие члены экипажа. Не забудем и о них. Борттехник Иван Галактионов и радист Николай Вердеревский были награждены орденом Партизанской Звезды II степени. Раннее они были отмечены высокими отечественным наградами. За образцовое выполнение специальных заданий Командования и проявленные при этом доблесть и мужество 20 июня 1944 года старший лейтенант Николай Сергеевич Вердеревский и инженер-капитан Иван Григорьевич Галактионов были награждены орденами Ленина. Указы о присвоении наград также были опубликованы в указанных выше газетах «Красная Звезда» от 21 июня 1944 года и югославской «Службени лист ДФЈ» от 6 февраля 1945 года.

После освобождения Белграда в октябре 1944 года вплоть до Победы в мае 1945 года экипаж Шорникова в составе авиационной группы особого назначения под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В.И. Щелкунова обеспечивал боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии.

Но вернёмся к Павлу Якимову. Его портрет, аналогичный той фотографии, которая попала в нашу коллекцию, был опубликован на первой полосе газеты «Комсомольская правда» от 17 февраля 1945 года. Совершенно непонятно, в связи с чем был выбран именно Якимов, а не командир экипажа Шорников. Фотография приведена сама по себе, без привязки к какой-либо заметке.

Однако, в этой публикации для нас важна подпись «Герой Советского Союза и Народный герой Югославии гвардии капитан Павел Никитич Якимов, уроженец Ленинграда. Фото Ал. Лесс (ТАСС)».

Учитывая одинаковое расположение наград (вплоть до подворота ленты ордена Народного героя Югославии), можно с уверенностью утверждать, что фотография из нашей коллекции была сделана во время той же фотосъёмки. Только смотрит Якимов на этих фотографиям в разную сторону. А это значит, что её автором также является известный человек — Александр Лазаревич Лесс (1909—1972) — писатель, журналист, фотокорр и полярник.

Ещё в 1932 году в качестве спецкора газеты «Вечерняя Москва» Лесс участвовал в первом арктическом перелете из Москвы на Игарку на самолёте «ЮГ-1» под руководством полярного лётчика Бориса Григорьевича Чухновского. В 1933 году в качестве спецкора газеты «Известия» участвовал в арктическом плавании к мысу Челюскин на ледоколе «Александр Сибиряков». С 1935 по 1936 год прошел весь Северный морской путь от Архангельска до Владивостока. С 1937 года по октябрь 1941 года заведовал редакцией газеты «Музыка» и художественным отделом газеты «Советское искусство». С января 1942 года выпускающий газеты «Вечерняя Москва». Во время войны в качестве военного корреспондента освещал работу лётчиков 1-й, 5-й, 16-й и 17-й воздушных армий Авиации Дальнего Действия и ВВС Балтфлота. В 1942 году награждён знаком «Почётный полярник». В 1956 году э участвовал в большом арктическом перелёте на самолёте «СССР Н-523» на дрейфующую станцию «Северный полюс-6». Действительный член Географического общества СССР с 1957 года.

Версию об авторстве фотографии дополнительно подтвердил сайт Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации. В собрании Государственного центрального музея современной истории России были найдены негативы фотографий лётчиков. Как в отдельности, так и всех троих вместе. Автором всех негативов является Александр Лесс. В книге о Героях Югославии раскрашенное общее фото было сделано у той же стены и на тех же стульях. При этом, фото Якимова отличается от попавшего в нашу коллекцию снимка.

Фотограф Александр Лесс. Портреты Героев Советского Союза и Народных Героев Югославии: гв. капитан Павел Якимов, гв. майор Александр Шорников, кв. капитан Борис Калинкин. Негативы из собрания Государственного центрального музея современной истории России. Сайт goskatalog.ru

Но вернёмся к герою нашей фотографии. С 1947 года Павел Якимов — в запасе. Жил в Москве. Работал флаг-штурманом отряда Отдельной авиационной группы международных воздушных сообщений, начальником штаба авиапредприятия. После развода с женой переехал в Эстонию, жил в городе Кингисепп (ныне город Курессааре, остров Сааремаа), работал начальником аэропорта. Последние годы жил в Таллине.

Павел Якимов прожил 57 лет и скончался 5 марта 1968 года. Похоронен в Таллине на кладбище Метсакальмисту (Лесное), где установлен памятник (сектор V, квартал 4P).

Поиск по базе kalmistud.ee, на страницах которого утверждается, что «данный сайт Кладбищ позволяет легко найти информацию о заинтересовавшем вас усопшем, и о его последнем пристанище», к сожалению, результатов не дал. Возможно, мы неправильно искали?

Поиск могилы Павла Никитовича Якимова (1910—1968) по базе kalmistud.ee, к сожалению, результатов не дал

Но благодаря нашему корреспонденту, посетившему кладбище 24 апреля 2022 года по нашей просьбе, специально для подготовки этого материала, можно отметить, что памятник находится на своём месте, в ухоженном виде и с цветами. Благодарим тех, кто ухаживает за могилой Павла Якимова!

Пятиугольной формы плита, профиль Якимова, стилизованное изображение медали «Золотая Звезда» и, конечно, самолёта, как символа авиации и всей жизни Павла Никитовича — лётчика и на войне, и в мирное время.

На здании островного Курессаарского аэропорта, открытого в 1945 году, которым некоторое время руководил Павел Якимов, после его смерти была установлена мемориальная доска.

Здание аэропорта Курессааре на острове Сааремаа в Эстонии. Фото: kuressaare.tallinn-airport.ee Ответ менеджера Александра Боровкова о демонтаже памятной доски П.Н. Якимову (1910—1968). 4 апреля 2022 года

После запроса в аэропорт стало известно, что доска была демонтирована. Была ли она перемещена в какой-нибудь музей, пополнила чью-то частную коллекцию, или же сдана в металлолом и безвозвратно утрачена? Её местонахождение, к сожалению, нам неизвестно. Но так, или иначе, мы в который раз встречаемся с тем, что бороться с мёртвыми удобнее. От героев былых времён не остаётся порой и таблички. Политика памяти. Но само советское послевоенное здание аэропорта стоит. Хотя, чтобы не оказаться несправедливыми, повторно отметим бережное отношение к могиле. Возможно, благодаря нашей статье станет известно, где находится и мемориальная доска со здания аэропорта.

Информация о двух наградах Якимова имеется на портале «Память народа», который в свою очередь ссылается на Центральный архив Министерства обороны.

Якимов Павел Никитович (1910—1968). Карточка награждений на портале «Память народа» (pamyat-naroda.ru). Медаль «Золотая звезда», Орден Ленина, медаль портал «За боевые заслуги»

Возвращаясь к фотографии, хочется напомнить о печати на обороте Коминтерновского районного военного комиссариата Москвы. Эта деталь может помочь в датировке конкретного отпечатка. Конечно, хочется верить в том, что эта фотография была напечатана и подписана именно в 1945 году. Но ведь это могло произойти и позже.

Тут следует обратиться к истории админист­ративно-тер­риториаль­ного деления Москвы. В апреле 1936 года в связи с расширением границ города и разукруп­нением число районов увеличилось с 10 до 23, среди них 11 центральных, в том числе — Коминтерновский. В сентябре 1957 года упразднены 5 районов: Коминтерновский вошёл в состав Свердловского.

План административно-тер­риториального деления Москвы 1939 года. План Коминтерновского района города Москвы

Исходя из деления районов, можно предположить, что и фотография была отпечатана и подписана в Коминтерновском военкомате не позднее 1957 года, когда сам район был ликвидирован как административно-территориальная единица. Хотя, скорее всего, это всё же отпечаток военного времени, либо сразу после окончания Отечественной. Ведь после войны у Якимова появились и новые награды и были более актуальные фотографии.

В 1966 году был создан диафильм «Крылатые богатыри», который использовался в школах и других учебных заведениях нашей страны в качестве наглядного материала на уроках истории и встречах с фронтовиками, прошедшими дорогами Великой Отечественной войны. Авторы диафильма: генерал-полковник авиации Н. Шиманов, полковник Ю. Ерёменко. Консультант Маршал авиации Г. Ворожейкин. Художник-оформитель: Слонов М., редактор Старых А. На кадре №40 появляются знакомые нам лётчики ГВФ: А. Шорников, Б. Калинкин, П. Якимов.

Лётчики ГВФ А. Шорников, Б. Калинкин, П. Якимов. Диафильм «Крылатые богатыри». Кадр №40. Москва: Студия «Диафильм», 1966 56 кд. Авторы: генерал-полковник авиации Н. Шиманов, полковник Ю. Ерёменко. Консультант Маршал авиации Г. Ворожейкин. Художник-оформитель: Слонов М., редактор Старых А.

В 1985 году почта СССР выпустила художественный маркированный конверт (ХМК) «Герой Советского Союза капитан Б.Т. Калинкин (1913—1945)». Не вполне понятно, почему не было сделано три ХМК с каждым из героев, или же общий с тремя лётчиками сразу. Калинкин в экипаже является наиболее загадочным из-за странной гибели в автокатастрофе, которая, по некоторым данным, была спланирована и проведена немецкой разведкой генерала Гелена (это то, что в 1956 году будет преобразовано в Федеральную разведывательную службу Германии, известную как BND). Почему именно на Калинкина была направлена эта акция? Даже если это была трагическая случайность, почему конверт посвятили именно ему, а не его товарищам, которых также не было в живых в год сорокалетия Победы? Кто курировал этот выпуск?

Художественный маркированный конверт «Герой Советского Союза капитан Б.Т. Калинкин (1913—1945)». Почта СССР. 1985

Такой конверт пополнил наше собрание, поскольку идеально подошёл по теме.

Кстати, попадаются иногда и другие фотографии Народных героев Югославии. Так на сайте РИА Новости встретился кадр 1974 года, на котором изображён ветеран Отечественной войны в мундире старшего инженера Министерства гражданской авиации СССР. Это командир того самого экипажа Герой Советского Союза и Народный герой Югославии гвардии подполковник запаса Александр Сергеевич Шорников (1912—1983). Уже не было в живых двух его сослуживцев — Калинкина, погибшего сразу после Победы ещё в 1945-м и нашего героя Якимова.

Герой Советского Союза и Народный герой Югославии гвардии майор Шорников Александр Сергеевич (1912—1983). 1974. Автор фото: Юрий Иванов. Источник: РИА Новости
Герой Советского Союза и Народный герой Югославии Шорников Александр Сергеевич (1912—1983). 1974. Автор фото: Юрий Иванов. Источник: РИА Новости

Несколько непонятно, почему на сайте РИА Новости указано, что на фото «бывший командир экипажа личного самолёта маршала Йосипа Броз Тито Александр Шорников». Самолёт на котором эвакуировали штаб НОАЮ и Тито, конечно же, не был личным самолётом маршала Югославии, это был самолёт Красной Армии.

В сентябре 2018 года в пешеходной зоне вдоль 1-й Рейсовой улицы рядом с Международным аэропортом Внуково была торжественно открыта Аллея Славы. На Аллее установлены стенды с фотографиями и кратким описанием биографий лётчиков Гражданского воздушного флота, получивших  звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Среди 26 имён представлены знакомые нам Александр Шорников, Борис Калинкин и Павел Якимов.

Аллея Славы, Внуково, 1-я Рейсовая улица. Фото Александры Герасимовой (Стёпиной), 27 апреля 2022 года

К слову, найти в сети фотографии стендов с портретами и биографиями героев оказалось совершенно невозможно. Как минимум в работах учащихся окрестных школ эти персоны должны рассматриваться. И уж тем более эти стенды могли быть указаны на интернет-портале Департамента культурного наследия и Департамента информационных технологий «Узнай Москву», где не представлено ни одной фотографии стенда (но имеются наиболее полные поимëнные списки всех представленных героев).

Однако, хорошее начинание никак не отражается в некоем виртуальном варианте. Возможно, такая идея никому не приходила в голову. На заходных стендах указывается, что «история аэропорта Внуково неразрывно связана с историей нашей страны и развитием гражданской авиации. В годы войны на базе аэропорта была создана Московская авиагруппа особого назначения (МАОН), которая стала затем 10-й гвардейской авиатранспортной дивизией. 09.05.1945 г. экипажем командира корабля А.И. Семенкова в Москву из Берлина был доставлен Акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии». И так далее, и тому подобное. Но найти в сети трёх первых иностранцев — наших соотечественников, — награждённых орденом Народного героя Югославии, не удалось. Тем лучше: специально для нашего материала удалось посетить Аллею Славы во Внуково и сфотографировать интересующие нас стенды.

Герой Советского Союза и Народный герой Югославии Павел Никитович Якимов (1910—1968). Стенд на Аллее Славы, Внуково, 1-я Рейсовая улица. Фото Александры Герасимовой (Стёпиной), 27 апреля 2022 года

Фотографии героического экипажа даны разного времени, что вызывает некоторое недоумение: наградили всех троих одновременно за общий подвиг. Создаётся впечатление, что поставили те портреты, которые нашли. Понятное дело, что Калинкин, погибший сразу после Победы, не имел более поздних фотографий. Шорников изображён ещё в военном мундире, значит был использован кадр до 1957 года, до выхода в отставку. А вот фотография Якимова подобрана уже, вероятно, 1960-х годов, где он запечатлён в пиджаке с одной медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза. Но ведь можно было показать его и с югославской наградой, которая, как мы рассмотрели выше, чрезвычайно редко встречалась не только у иностранцев, но и у самих жителей Югославии. (Собственно, намекаем, что фото военного времени, которое пополнило нашу коллекцию, было бы более удачно для такого стенда, поскольку на нём запечатлён бравый боевой тридцатипятилетний офицер буквально по следам подвига, а не спустя двадцать с лишним лет).

Павел Никитович Якимов (1910—1968). Фото 1945 и 1960-х
Павел Никитович Якимов (1910—1968). Фото 1945 и 1960-х

В завершение, вернёмся на минуту и к образу солдата, запечатлённому на ордене Народного героя Югославии. По сути, можно говорить о том, что это образ всей Народно-освободи­тельной армии Югославии. Это плакат «Празднование первой годовщины освобождения Сараева 6 апреля 1946 года» (серб. Proslava I godišnjice oslobođenja Sarajeva 6-IV. 1946). И тут, конечно, аналогия с орденом Народного героя самая прямая, что можно увидеть, сопоставив изображения. К сожалению, мы не знаем, кто является автором плаката. Возможно, это художники Джордже Андреевич-Кун или Антун Августинчич, разработавшие орден?

Одно можно сказать точно — эта пара напоминает советские плакаты художника Леонида Голованова «Дойдём до Берлина!» 1944 года и «Красной Армии — слава!» победного 1945-го. В первом случае предстояло ещё много боёв и потерь, во втором — праздник со слезами на глазах. И, конечно, можно однозначно утверждать, что при очевидном заимствовании сюжета, боец, изображённый на плакате годовщины освобождения Сараева, выполнен значительно более художественно удачно, чем его прообраз.

_________________

Автор благодарит за предоставленные для статьи фотоматериалы коллег из Москвы — Никиту Чепурина (газета «Комсомольская правда»), Александру Герасимову (стенды Аллеи Славы во Внуково); коллегу из Таллина Димитрия Миронова (могила Павла Якимова).

Конструктивные дополнения и уточнения, а также сканы фотографий советских военнослужащих с орденом Народного героя Югославии из Вашей коллекции принимаются с благодарностью. Обращаться по адресу [email protected] 

Михаил Тренихин
Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция,
кандидат искусствоведения

Литература и источники:

  • Đurđević-Đukić, Olga, ed. Narodni heroji Jugoslavije, Knijiga prva A-M. Belgrade: Mladost, 1975.
  • Аллея Славы во Внуково // Навигационно-туристический интернет-портал о Москве «Узнай Москву». Режим доступа: https://um.mos.ru/places/alleya-slavy-vo-vnukovo
  • Буланцев В. Вязниковец спас маршала Тито // Владимирские ведомости. Дата публикации 2 ноября 2012. Режим доступа: https://vedom.ru/news/2012/11/02/8145-vyaznikovec
  • Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
  • Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная… — М.: ООО «Дельта НБ», 2004.
  • Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации. Режим доступа: goskatalog.ru
  • Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации.
  • Иосип Броз Тито / Евгений Матонин. — М.: Моло­дая гвардия, 2012. — 462 [2] с: ил. — (Жизнь замеча­тельных людей: сер. биогр.; вып. 1369).
  • Калинкин Б.Т. Наш полёт в Югославию // Красная звезда. 1944, № 247 (5927), 17 октября. С. 3
  • Комсомольская правда. 17 февраля 1945 года. № 40 (6060). С. 1.
  • Како су совјетски пилоти спасли југословенског маршала Тита / Russia Beyond, медијски пројекат независне некомерцијалне организације «ТВ-Новости». Дата публикации 5 апреля 2022 г. Режим доступа: https://rs.rbth.com/istorija-rusije/94492-sovjetski-piloti-spasli-tita
  • Каталог аукциона №141 «Награды России и мира». 28 мая 2022 г. в 12.00. ООО «Монеты и Медали», 2022 г. С. 198-199.
  • Народни хероји Југославије. Том II. Београд: «Народна књига». 1982.
  • Одликовања // Службени лист ДФЈ 2/45. 6. 2. 1945. С. 23.
  • Сергиенко А.М. Крах операции «Ход конём», или кто спас маршала Тито? // Военно-исторический журнал. — 2000. — № 5. — С. 33-37.
  • Указ  Президиума Верховного Совета СССР О присвоении звания Героя Советского Союза капитану Калинкину Б. Т., майору Шорникову А. С. и капитану Якимову П. Н. // Красная Звезда. 21 июня 1944 года.  №146 (5826). С. 1.
  • Якимов Павел Никитович [биография подготовлена Л.Е. Шейнманом (г. Ижевск) и В.П. Воробьёвым (г. Подольск)] // Патриотический интернет-проект «Герои Страны». Режим доступа: https://warheroes.ru­/hero­/hero.­asp?Hero_id=13230
  • Якимов Павел Никитович // Портал «Память народа». Режим доступа:  https://pamyat-naroda.ru/heroes­/kld-card_uchet­_officer13255752­/?static_hash­=e0b133d10­3a4335b867de­61b63786aaav2

Примечания:

[1] С момента освобождения Югославии от немецко-фашистких захватчиков, в Загребе на базе ювелирной мастерской братьев Кнаус было организовано производство коммунистических югославских наград. Клеймились изделия вначале буквами «BK» (Brača Knaus), позже «GK» — акционерное общество «Griesbach i Knaus», которое позднее преобразовали в «IKOM» — «Industrijska kovnica Oreškovič Marko» (Марко Орешкович (1896—1941) — участник Первой мировой войны, Гражданской войны в Испании и Народно-освободительной борьбы, член ЦК КП Хорватии и ЦК КП Югославии, один из организаторов восстания в Лике в 1941 году — чьё имя получил и завод). Награды без эмалей чеканились и в Белграде на заводе по изготовлению монет с клеймами «ZIN» (Zavod za izradu novčanica) и «ZNB» (Zavod narodne banke).

[2] Оригинальный текст из газеты «Служебни лист Демократске Федеративне Jугославиjе» от 6 февраля 1945 года:

ПРЕТСЕДНИШТВО
Антифашистичог већа народног ослобођења Jугославиjе
на предлог Врховног команданта НОВ и ПОJ [Народноослободилачка војска и партизански одреди Југославије] Маршала Jугославиjе Jосипа Броза-Тита,
одлучуjе:
да се изванредан воjнички подвиг, извршен у народно-ослободилачкоj борби народа Jугославиjе одликуjу
ОРДЕНОМ НАРОДНОГ ХЕРОJА:
маjор Шорников Александр Сергеjевич, капетан Jакимов Павел Никитич и стариjи лаjтнант Калинкин Борис Тихонович.
Бр. 35
7 септембра 1944 год.
Секретар Родољуб Чолаковић, с.р.
Претседник
Д-р Иван Рибар, с.р.

Спасение Йосипа Броз Тито

Поздравляем с 77-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

Освобождение Белграда. 75 лет

Пропавшие ордена Югославии

Югославские звёзды. История звёзд для головных уборов Вооружённых сил Югославии (1946—1991)

Оригиналы и копии в фалеристике

Коллекционирование фотографий

История одной фотографии

Братья-славяне?

_________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Портрет в портрете

Портрет в портрете

Иногда, потянув за ус, удается разобраться в давней путанице с именами небольшого
Перейти К началу страницы