В Государственном историческом музее открылась выставка «Русская Антарктида. Два века истории». Кроме 200-летия открытия южного материка в 2020 году, в 2021 году отмечается ещё одна важная дата — 65-летие Первой советской Антарктической экспедиции.
Выставку открыл заместитель директора Государственного исторического музея по научной работе Андрей Дмитриевич Яновский, который отметил, что показанные экспонаты представляют «актуальное документирование эпохи» и повседневную жизнь полярников.
Также Андрей Дмитриевич подчеркнул, что впервые выставлены акварели Павла Николаевича Михайлова (1786—1840), который участвовал в качестве художника в Первой русской антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Работы художника были сшиты в альбом, который, специально для выставки, расшили реставраторы, благодаря чему удалось показать 23 изображения (то есть примерно половину имеющихся). Эти произведения раннее не экспонировались.
На открытии выступили кандидат географических наук, старший научный сотрудник отдела гляциологии Института географии РАН Мария Дмитриевна Ананичева и кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела письменных источников ГИМ Владимир Эрикович Булатов.
Выставка амбициозная по названию и камерная по исполнению
Автор концепции и куратор выставки «Русская Антарктида» Евгений Лукьянов отметил интересные аспекты: «Мне, как искусствоведу хотелось показать историю открытия и освоения Антарктиды глазами художников. Благо, в собрании Государственного исторического музея находятся работы Павла Николаевича Михайлова (1786—1840), являющегося первым художником, изучившим этот континент и изобразившим его. Важный момент: те работы, которые вы увидите в экспозиции — это не те рисунки, которые он исполнял на корабле. Большой комплекс эскизов из путешествия хранится в Русском музее. Но П.Н. Михайлову, как художнику экспедиции, было заказано подготовить рисунки для отчётного альбома экспедиции. И он по своим эскизам, уже находясь в Петербурге, создал их до 1824 года. Теперь эти рисунки и представлены на выставке. Но интересно, что при разброшюровке альбома мы обнаружили карандашные зарисовки, которых не было видно. То есть эти листы явно были в экспедиции, но потом художник перевернул лист, а на чистой стороне подготовил законченный рисунок для литографии! Поэтому какие-то из этих листов реально были с Михайловым в Антарктиде».
Не так давно Государственный исторический музей получил большой корпус рисунков первого профессионального художника непосредственно высадившегося на материк Игоря Павловича Рубана (1912—1996), который изобразил жизнь и исследования уже советского времени, 2-й Советской Антарктической экспедиции в 1957 году.
- Графические листы художника Игоря Павловича Рубана (1912—1996), участника Второй советской антарктической экспедиции (1956–1958), первого профессионального художника на ледяном континенте
Евгений Лукьянов подчеркнул, что освоение Антарктиды для советского человека было примерно равным освоению космоса. Освоение Антарктиды и освоение космоса шли рука об руку. «Участники первых советских экспедиций писали, что они наблюдают первый советский спутник, который проходит над белым континентом. Имена первых полярников были у всех на устах, все их прекрасно знали».
По прошествии 65 лет всё изменилось: мы не знаем имён современных полярников, не знаем имён космонавтов… А в те годы казалось, что Земля покорена вся, скоро мы уйдём в космос и будем покорять далёкие миры, пространство и время. О такой возможности покорения вселенной писал и Игорь Павлович Рубан. К счастью, или к несчастью, но пока этого не произошло.
- Графические листы художника Игоря Павловича Рубана (1912—1996), участника Второй советской антарктической экспедиции (1956–1958), первого профессионального художника на ледяном континенте
Не был представлен в ГИМ третий этап, современный период. Обратились к ныне работающим художникам: Лилии Петровне Славинской, которая неоднократно была в Антарктиде, и в этом она «наследница» и Михайлова, и Рубана. Мы благодарны всем, кто откликнулся и предоставил работы на выставку.
- Керамическая скульптура Светланы Константиновны Могутиной (род. 1957)
- Лилия Петровна Славинская (род. 1950). Антарктическая ночь. 2003. Наждачная ткань; пастель. Собственность автора
- Лилия Петровна Славинская (род. 1950). Жизнь пингвинов. 2003. Велюровая бумага; пастель. Собственность автора
- Керамика Светланы Константиновны Могутиной (род. 1957)
Ещё один вопрос, на который обратил внимание пришедших Евгений Лукьянов — приоритет открытия Антарктиды. Для нас приоритет Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева несомненен. Но надо признать, что в 1820 году, а потом и в 1821 году сами мореплаватели не очень поняли, какое великое достижение ими осуществлено.
- Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен
- Михаил Петрович Лазарев
В тот момент не было осознания, что совершено великое географическое открытие. «Мы можем сказать спасибо Беллинсгаузену и Лазареву словами советских учёных, историков географии, которые в 1940-х годах подняли все архивы, навигационные карты и, как они считали, доказали, что из всех полярных экспедиций, которые находились в этот момент в районе Антарктиды, именно Беллинсгаузен и Лазарев первыми подошли к Антарктиде и увидели шельфовые льды, что и означает открытие материка. Но одновременно, в этот же период в январе 1820 года были две экспедиции: американская и английская. Американское судно Палмера [Натаниэль Браун Палмер (англ. Nathaniel Brown Palmer; 1799—1877) — прим. ред.] «Hersilia» было китобойным. То есть, они не ставили задачей изучение. Известно, что Палмер и Беллинсгаузен встречались, но поскольку никто на корабле Беллинсгаузена не владел английским, а Палмер не владел никаким другим языком, кроме английского, они не смогли рассказать друг другу, что они увидели. Ввиду этого британцы считают, что первооткрыватели они, что открытие совершила британская экспедиция под руководством ирландца Эдварда Брансфилда [англ. Edward Bransfield; 1785—1852 — прим. ред.], американцы считают, что открытие совершил Палмер. Всем хочется быть первооткрывателями. Но этот спор не должен переходить в политическую, или, не дай Бог, в военную плоскость. О чём, кстати, свидетельствует вторая половина 1950-х годов, несмотря на разгар Холодной войны. 1958 год — Международный геофизический — пример беспрецедентного международного сотрудничества в освоении Антарктиды. Все исследователи — американцы, новозеландцы, норвежцы, англичане и советские полярники — все жили в мире, регулярно общались, выручали друг друга из сложных ситуаций. Климат Антарктиды очень жесток и жертв было много. Начиная с Первой экспедиции, когда погиб молодой тракторист Иван Хмара, провалившись на тракторе в трещину. И каждая экспедиция забирала одного-двух-трёх человек. Это очень страшное и тяжёлое дело. И там не до политических амбиций. И название «Русская Антарктида» — потому что мы показываем наши достижения в открытии и освоении Антарктиды. И мой акцент был в том, чтобы показать эту линию глазами художников трёх эпох. По прошествии двухсот лет очень изменилась жизнь и всё вокруг, но Антарктида изменилась мало». (Е. Лукьянов).
Выставка готовилась столько же, сколько длилась экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева: начали в 2019, активно занимались, преодолевая ограничения в 2020 году и в 2021, наконец, открыли. Куратор поблагодарил реставраторов, хранителей отделов изобразительных материалов, металла, письменных источников, нумизматики, а также художника Ксению Коловершину, с которой было сделано уже семь экспозиций.
- Евгений Лукьянов и сыновья художника Игоря Павловича Рубана (1912—1996) Георгий Игоревич и Павел Игоревич
Сыновья художника Игоря Павловича Рубана (1912—1996) Георгий Игоревич и Павел Игоревич рассказали нам о том, что живописные произведения их отца уже давно находятся в собраниях различных музеев. А цикл графических работ долгое время не вызывал интереса у музейщиков. Отрадно, что теперь эта серия пополнила собрание Исторического музея. И кроме документального свидетельства эти листы передают и романтический образ эпохи и советского человека. Однако, по словам Георгия Игоревича не художественные достоинства графических листов повлияли на то, чтобы принять их в дар — сыграли роль подробные подписи всех рисунков, являющиеся важной фиксацией и уточнением запечатлённых мотивов. Действительно, живопись ценится больше графики (графика нередко считается второстепенной по отношению к живописи), что не всегда правильно.
Знак «200 лет открытия Антарктиды»
Во втором зале в витрине представлены пеналы-колбы с антарктической водой, которая была забрана в самой южной точке континента, куда может подойти корабль у станции Мак-Мердо (англ. McMurdo), в 1982—1983 годах, когда корабли Черноморского флота прошли точно по маршруту Беллинсгаузена-Лазарева.
Отметим, отрадный для нас факт — рядом с колбами представлен памятный нагрудный знак, который был изготовлен коллегами по форуму «Faleristika.info». Эскиз подготовила Екатерина Александровна Яковлева, а изготовлен тираж знаков благодаря куратору проекта Алексею Борисовичу Илясову. Знак был изготовлен на Феодоровском заводе Санкт-Петербурга.
В завершении открытия прошла неформальная часть вечера и с советскими эстрадными песнями («Есть только миг», «Ты слышишь, море», «Надежда») выступил солист Московского государственного академического музыкального театра им. Н. И. Сац, тенор Сергей Петрищев, чьё выступление было тепло встречено гостями.
Журнал Sammlung/Коллекция является информационным партнёром выставки «Русская Антарктида. Два века истории» в ГИМ.
Воспоминание Андрея Лобанова о победе пингвина над мотористом
(навеяно выставкой)
Осенью 1979 года я работал 4-м помощником капитана на дизельэлектроходе «Павел Пономарёв» Мурманского морского пароходства. Мы стояли под погрузкой угля в порту Пирамида на Шпицбергене, когда к нам пришла радиограмма о том, что наш теплоход должен идти в Антарктиду вместо д/э «Оленёк». «Оленёк» шёл в Ленинград за экспедицией в Антарктиду, но в Балтийских проливах столкнулся с танкером (в результате детонации произошел взрыв, т.к. как раз в первом трюме была взрывчатка) и выбыл из строя. Мы ближе всех были к Мурманску, поэтому выбор пал на нас.
Даже себе представить не можете как я ликовал от мысли, что попаду в Антарктиду. Все штурмана были в восторге, и ждали момента погрузки и взятия экспедиции. Всё бы ничего, но нам в последний момент погрузили портовый буксир на борт, который должны были сдать на судоремонтный завод в Мурманске (это был роковой момент, но мы ещё не знали!..). Срочно выгрузив совершенно бестолковый коричневый шпицбергеновский уголь в Архангельске, мы на всех парах, т.е. электричествах, побежали в Мурманск. Ошвартовались на судоремонтном заводе Мурманска (СРЗ), и приступили к выгрузке буксира, но!.. Выгрузка была нашей корабельной стрелой, рым оторвался, буксир без повреждений чудом упал за борт, стрела ударила по башмаку двух других стрел (одна из них г/п 60 тонн). Три стрелы сломались, мы так и остались на СРЗ… Вроде бы все, мечты рухнули, Антарктида досталась д/э «Гижига», которая в срочном порядке примчалась с Енисея, но!.. На д/э «Гижига» в рейс попал наш моторист и ещё кто-то. Но кто-то нас не интересует, а моторист очень. Среднего возраста, небольшого роста, щуплого телосложения… Настоящий морской Волк.
Ушёл моторист от нас на семь месяцев (столько д/э «Гижига» была в рейсе), потом вернулся опять к нам, и рассказал, что он пострадал от пингвина Адельки (такого же мелкого и щуплого, как моторист). Экипаж был в замешательстве от такого высказывания. Народ начал вспоминать, что делали в Антарктиде, когда ещё ходили на теплоходах «Лена», «Обь» и «Индигирка»: одевали на пингвинов тельняшки, завязывали на головах шапки, играли с ними в футбол, но чтобы драться…
Моторист пожаловался, что был на самовыгрузке распределён на берег/льдину для отцепления груза и погрузки на самоходку. Когда началась самовыгрузка, он обратил внимание, что рядом расположились пингвины в большом количестве и внимательно начали смотреть, что он делает. Через некоторое время он о них забыл, пока под рукой не появилась любопытная мордочка одного пингвина. Пингвин буквально лез ему под руки и мешал работать, моторист несколько раз оттаскивал его к сородичам, но тот упорно возвращался и хотел то ли помогать, то ли мешать… В один прекрасный момент пингвин оказался под ногами у моториста, и тот с силой толкнул его. Пингвин отлетел, как футбольный мяч, и побежал к сородичам. Пингвины немного поголдели и отошли от грубого моториста. Моторист совершенно забыл про этот случай, пока не получил сильнейший удар по ноге, а, обернувшись увидел, как обидчивый пингвин юркнул в толпу сородичей и те мгновенно сомкнули ряды. На него молча взирало порядка сотни глаз. не моргая. Моторист прихрамывая побрел работать дальше, вскоре он забыл про обиду, пока, через полчаса новый сильный удар не обрушился на его уже повреждённую ногу. Моторист просто взвыл от боли, схватил струбцину, и обернулся к нападавшему… Пингвин со всех ног улепётывал к сородичам, а те громко галдели и всем видом поддерживали его смелый поступок. Пингвин влился в толпу, и пингвины, всем табором, громко обсуждая данную битву, пошли к основной стае, видно на ужин. Моторист пришёл в каюту, снял одежду, и обнаружил огромный чёрный синяк, нет… синячище на ноге. На следующий день он уже не столько работал, сколько ждал нападения смелого и наглого пингвина. Вскоре к нему подошла большая толпа пингвинов, но, т.к. у них всех были одинаковые мордочки, моторист не мог понять, есть ли среди них пингвин-Зорро. Нервы были расшатаны, работа не клеилась, так что в обед пошёл моторист к старпому, и попросил его перевести на работу в трюм, при этом постеснялся показать синячище. Был переведен на работу в трюм…. Всё! Пингвин победил!
Выставка в Москве в Государственном историческом музее
(Красная площадь, д. 1)
открыта до 12 июля 2021 года
Выставка «Свобода. Равенство. Братство» в ГИМ
Выставка «Николай II: семья и престол» в ГИМ
Выставка «Александр II. Освободитель» в ГИМ
Мир через объектив. Фотограф Андрей Лобанов
Знак «200 лет открытия Антарктиды»
Михаил Тренихин Заместитель главного редактора Sammlung/Коллекция, кандидат искусствоведения Фотографии — Андрей Лобанов
_________________