Необходимость реализации требований второй ступени учёта музейных предметов — составление инвентарных описаний на массив спичечных этикеток конца 1950-х годов, оказавшийся в Музее Москвы — как и предполагалось, привело автора к ряду интересных наблюдений.
В предыдущей публикации речь шла о Московских воротах в Калуге.
Причуды Питерской топонимики: взгляд через спичечные этикетки
Сегодня речь пойдёт о серии из восьми спичечных этикеток, выпускавшейся Балабановской экспериментальный фабрикой в 1958 году для Чудовской спичечной фабрики «Пролетарское знамя», спичечной фабрики «Белка» из города Слободского Кировской области и Калужского спичечно-мебельного комбината «Гигант», а на будущий год выпуск был повторён для фабрики «Ревпуть» в городе Злынка Брянской области, причём этот выпуск был дополнен «Медным всадником» в «кабинетном» варианте.
Спичечные этикетки серии «Ленинград» выпуска для фабрики «Ревпуть», 1959 г.
В собрании Музея Москвы представлены три варианта этикеток для «Пролетарского знамени» (на белой, жёлтой и серо-голубой бумаге, формат 4/4) и один — для фабрики «Ревпуть» (на белой бумаге, формат 4/3).
И хотя среди достопримечательностей Питера трудно найти что-то неожиданное, на этикетке «Чернышёв мост» автор не на шутку озадачился.
Чернышёв мост на спичечных этикетках серии «Ленинград» выпуска для фабрики «Пролетарское знамя», 1958 г.
Дело не в том, что такой достопримечательности в Питере нет: в отличие от Московских ворот в Калуге, сам мост, кстати, поначалу тоже побывший Екатерининским, хотя и изменился, перестав быть разводным, по-прежнему соединяет Спасский и Безымянный острова на реке Фонтанке. И открыт он был настолько давно, в 1787 году, что в авторстве этого типового проекта у историков нет уверенности, хотя большинство источников всё-таки приписывает его французскому инженеру и архитектору Жану-Родольфу Перроне. И Чернышёвым мостом он, действительно, был, причём по состоянию на сегодня — бóльшую часть своей истории, добрых полтора века.
Однако, за добрых 10 лет до выпуска первых этикеток этой серии, в 1948 году у Ленинградских властей дошли руки до названия в честь видного военачальника и вельможи Российской империи, бывшего денщика Петра I, генерал-аншефа Григория Петровича Чернышёва.
Как работник Музея Москвы, автор не может обойти вниманием тот факт, что почти четыре года своей карьеры Г.П Чернышёв провёл на посту генерал-губернатора Московской губернии; именно при нём началась реализация принятого в конце 1730 года указа Сената «О сдѣланiи для освѣщенiя въ зимнее время въ Москвѣ стеклянныхъ фонарей», положившая начало массовому уличному освещению первопрестольной.
Как бы то ни было, 23 августа 1948 года в Ленинграде появились новые топонимы на месте старых; решением Ленгорисполкома Чернышёв мост стал мостом Ломоносова, а примыкающие к нему Чернышёв переулок и Чернышёва площадь стали, соответственно, улицей и площадью Ломоносова.
И нельзя сказать, что решение было случайным: ведь Ломоносовский сквер появился на Чернышёвой площади задолго до исторического материализма, в 1878 году, а бюст учёного появился в середине сквера в 1892 г. Однако причуды истории питерской топонимики выходят далеко за рамки тематики этого журнала.
И всё же тут уместно напомнить, что в начале 1944 года в только что освобождённом от блокады городе Ленинграде Советский проспект снова стал Невским, а площадь Урицкого, например, — Дворцовой (всего «старорежимные» названия были возвращены 20 объектам городской топонимики, включая и такие всероссийски известные, как Марсово поле и Исаакиевская площадь). Чуть позже снова стал Гатчиной и Красногвардейск. Хотя немецким названиям повезло меньше: так, в том же году Петергоф стал Петродворцом, а Шлиссельбург — Петрокрепостью.
Возможно, эта густо замешанная каша и стала причиной того, что в 1958 году стали появляться спичечные этикетки с уже 10 лет отсутствующим на карте города названием. А как убедился автор при подготовке материала «Чудеса Союза СССР», худсоветы и прочие контролирующие инстанции иной раз при подготовке фалеристического ширпотреба весьма наплевательски относились к порученному делу, допуская на ровном месте нелепые ошибки и искажения. Видимо, к филумении это тоже относится.
Владимир Самарин Научный сотрудник музейного объединения «Музей Москвы»
Редакция благодарит Музей Москвы за сотрудничество
и за предоставленные изображения музейных предметов
Минское зазеркалье (Владимир Самарин)
Пингвин — не Пингвин (Владимир Самарин)
Ашхабад на спичечных этикетках (Владимир Самарин)
Чудеса Союза СССР. Moskaw? ЦИМ? (Владимир Самарин)
_________________