Война с войсками Наполеона I, проходившая на русской территории с 12 июня 1812 года, окончилась 14 декабря 1812 года. Война закончилась победой Русской армии и тяжёлым, гибельным отступлением французов.
Продолжим разговор о спичечных этикетках, как удобной иллюстрации истории и возможностей художников советской эпохи. Поэтому напомним известные нам серии спичечных этикетов, коснувшиеся 1812 года. Возможно есть что-то ещё — присылайте.
Одна из красивейших серий спичечных этикеток, посвящённая Отечественной войне 1812 года. Время выпуска 1962 год — год 150-летия Бородинского сражения (1812-1962). Серия изготовлена Балабановской экспериментальной фабрикой (светлый фон и тёмно-жёлтый, представленный ниже). К сожалению не знаем художника, подготовившего изображения. Но изображения использовались в других местах. Большая картинка — кажется вспоминается и по учебнику истории.
Сравнивая с сегодняшними изделиями на эту тему можно сразу увидеть, что большинство сегодняшних (или недавно увидевших свет) предметов с изображениями воинов периода Наполеоновских войск — грубая перерисовка работ Олега Пархаева в лучшем случае (с его разрешения или без разрешения). А эта серия — явная работа самостоятельного художника, опиравшегося на классические рисунки. Спасибо Сергею Подстаницкому за атрибуцию: автор первой серии — Кауров Александр Александрович (1916-1984).
Должен ли быть имеющийся набор таким желтоватым? Не знаем. Есть и эти же изображения на белом фоне…
Для оформления серии взяты изображения наиболее характерных полков русской армии: гвардейцы пехоты (Измайловский офицер, рядовой Литовского полка и Павловский гренадер в «медной» шапке). Гвардейская кавалерия представлена Орденским кирасиром. Два гусара — это обязательно, т.к. именно гусары в понимании обывателя и есть армия наполеоновского времени. Также кавалерию дополняет улан, драгун и лейб-гвардии казак. Пехота в характерных именно для того времени широкого развала киверах. Есть и егерь (чёрная аммуниция блестит) и гренадер. Красивая форма гвардейского барабанщика выделяется на общем фоне. Также интересные рядовой пионерных полков (это всегда требовало разъяснения: пионеры — пионерные (сапёрные) полки). Не забыли армейскую конную артиллерию — передовой род войск. И ополчение — два московских ополченца.
- Обер-офицер Лейб-Гвардии Измайловского полка
- Рядовой армейской пешей артиллерии
- Рядовой Серпуховского уланского полка
- Рядовой Александрийского гусарского полка
- Рядовые егерского и гренадерского полков
- Рядовой Павловского гренадерского полка
- Рядовой пехотного полка
- Барабанщик гвардейских полков
- Рядовой пионерных полков
- Обер-офицер и ратник Московского ополчения
- Рядовой Белорусского гусарского полка
- Обер-офицер армейской конной артиллерии
- Рядовой Смоленского драгунского полка
- Рядовые Лейб-гвардии казачьего полка
- Рядовой Орденского кирасирского полка
- Рядовой Лейб-гвардии Литовского полка
Заглавной большой картинки у нас нет. Но в сети есть: надеемся на нас не обидятся (http://russia-west.ru) По середине, по мнению известного специалиста по униформологии Ильи Ульянова — атака наполеоновских кирасир на Лейб-гвардии Литовский полк.
Обращаем внимание на заметку из стенгазеты секции собирателей спичечных этикеток Московского городского общества коллекционеров «Голос филумениста» № 80 за 1963 год.
150 лет Бородино
Рассмотрение подарочного спичечного набора «150 лет Бородинского сражения» мы начинаем с большой коробки, объединяющей всю серию.
Прежде всего надо знать, что этот рисунок не копия какой-нибудь картины, а самостоятельное произведение художника Романа Михайловича Черных, очень любящего тему Отечественной войны 1812 года; ему же принадлежат и все остальные рисунки.
Художник выбрал один из эпизодов сражения – атаку французских кирасир генерала Нансути на лейб-гвардии Литовский полк. Эта атака производилась в направлении главного удара французской армии и её приняли на себя герои-литовцы…
Следующая серия уже из 1963 года: 150 лет смерти Михаила Илларионовича Кутузова (1813-1963). Совершенно отличается от первой и является представлением автора-составителя серии о Кутузове, генералах и солдатах русской армии, сражавшейся с войсками Наполеона I.
Кабинетка (самая большая спичечная этикетка от особой спичечной коробочки увеличенного размера) — портрет М.И. Кутузова на фоне А.В. Суворова, под командованием которого Михаил Илларионович воевал. Соратники Кутузова: П.И. Багратион, М.Б. Барклай-де-Толли, Н.Н. Раевский, П.П. Коновницин, М.А. Милорадович, А.П. Ермолов (у него воротник немного длинноват), Д.С. Дохтуров, Д.В. Давыдов.
Также можно увидеть обелиск Кутузову, установленный на Бородинском поле и памятник Кутузову у Казанского собора, где он погребён. Конечно, изображены боевые действия русской армии и русских партизан.
В 1976 году Балабановской экспериментальной фабрикой выпущена серия спичечных этикеток к 165-ой годовщины Бородинского сражения (художники В.С. Шумилина и Л.Н. Рабичев при научном консультанте П.М. Володине).
На этикетках тоже видны генералы и солдаты русских войск. Почему выбраны именно представленные персоны не совсем понятно. Любопытно, что изображения всех генералов выполнены по привычным работам Дж. Доу, а портрет А.И. Остермана-Толстого по менее растиражированной гравюре неизвестного автора (так утверждает Государственный Эрмитаж), выполненной по портрету Леопольда Гейбергера.
Отличием от предыдущих серий может быть названо достаточно безвкусное оформление и исполнение портретов. Период постоянного упрощения, начавшийся с середины шестидесятых годов заметен без дополнительного пояснения. Изображения этой серии ниже.
Над спичечной серией размещены портреты пяти казнённых декабристов (разное исполнение фона под портретами).
Отдельно отметим серию «Памятники 1812 года», выпущенную в 1962 году Гомельским и Пинским ф/с комбинатами. Томской фабрикой и Калужским комбинатом «Гигант».
При всей внешней простоте, над изображениями работал профессиональный график. Нам известны три вида фона: голубой, зелёный или серый. На этикетках представлены Памятник героям 1812 года в Смоленске, памятник М.И. Кутузову в Ленинграде, памятник в Тарутино, четыре памятника (четыре этикетки), установленные на Бородинском поле, Кутузовская изба и Бородинский военно-исторический музей.
Белорусская серия из девяти спичечных этикеток: портреты участников наполеоновских войн. Подбор изображений непонятный. Скорее всего изображённые связаны с Белоруссией. Да и в коллекции подобное не держим, т.к. серию можно назвать неудачной: просто изображения известных портретов, — компьютер, — никакой работы автора серии не видно, разве что портреты вписаны в вертикальные овальчики. Представлены этикетки с портретами М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, П.Х. Витгенштейна, М.И. Платова, К.О. Ламберта, Д.Е. Кутейникова, А.П. Тормасова, А.П. Ермолова, Е.И. Чаплица. Есть серия с изображением старых известных литографий. Обе серии интересны тем, что напоминают о тех событиях — это, несомненно, важно.
Последней можно назвать серию, посвящённую городу Верея (Наро-Фоминский район Московской области). Только одна этикетка подходит для упоминание 1812 года. На ней (как и на сувенирной коробке) мы увидим изображение любительской фотографии памятника генералу И.С. Дорохову. Генерал-майор Дорохов 29 сентября (по старому стилю) в 1812 году во главе Изюмских гусар и пехоты ловко разбил укрепившееся в Верее подразделение Вестфальцев. Генерал скончался в 1815 году и был, по его завещанию, похоронен в Верее в Соборе Рождества Христова.
Два упомянутые серии — это уже постсоветское компьютерное творчество.
Главный редактор SAMMLUNG/Коллекция Алексей Сидельников Благодарим за дополнение Владимира Самарина Научного сотрудника "Музея Москвы" (Москва, Зубовский бульвар, 2)
__________________