Война с войсками Наполеона I, проходившая на русской территории с 12 июня 1812 года, окончилась 14 декабря 1812 года. Война закончилась победой Русской армии и тяжёлым, гибельным отступлением французов.
Продолжим разговор о спичечных этикетках, как удобной иллюстрации истории и возможностей художников советской эпохи. Поэтому напомним известные нам серии спичечных этикетов, коснувшиеся 1812 года. Возможно есть что-то ещё — присылайте.
Одна из красивейших серий спичечных этикеток, посвящённая Отечественной войне 1812 года. Время выпуска 1962 год — год 150-летия Бородинского сражения (1812-1962). Серия изготовлена Балабановской экспериментальной фабрикой (светлый фон и тёмно-жёлтый, представленный ниже). К сожалению не знаем художника, подготовившего изображения. Но изображения использовались в других местах. Большая картинка — кажется вспоминается и по учебнику истории.
Сравнивая с сегодняшними изделиями на эту тему можно сразу увидеть, что большинство сегодняшних (или недавно увидевших свет) предметов с изображениями воинов периода Наполеоновских войск — грубая перерисовка работ Олега Пархаева в лучшем случае (с его разрешения или без разрешения). А эта серия — явная работа самостоятельного художника, опиравшегося на классические рисунки. Спасибо Сергею Подстаницкому за атрибуцию: автор первой серии — Кауров Александр Александрович (1916-1984).
Должен ли быть имеющийся набор таким желтоватым? Не знаем. Есть и эти же изображения на белом фоне…
Для оформления серии взяты изображения наиболее характерных полков русской армии: гвардейцы пехоты (Измайловский офицер, рядовой Литовского полка и Павловский гренадер в «медной» шапке). Гвардейская кавалерия представлена Орденским кирасиром. Два гусара — это обязательно, т.к. именно гусары в понимании обывателя и есть армия наполеоновского времени. Также кавалерию дополняет улан, драгун и лейб-гвардии казак. Пехота в характерных именно для того времени широкого развала киверах. Есть и егерь (чёрная аммуниция блестит) и гренадер. Красивая форма гвардейского барабанщика выделяется на общем фоне. Также интересные рядовой пионерных полков (это всегда требовало разъяснения: пионеры — пионерные (сапёрные) полки). Не забыли армейскую конную артиллерию — передовой род войск. И ополчение — два московских ополченца.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2018/10/label-1812-04.jpg)
- Обер-офицер Лейб-Гвардии Измайловского полка
- Рядовой армейской пешей артиллерии
- Рядовой Серпуховского уланского полка
- Рядовой Александрийского гусарского полка
- Рядовые егерского и гренадерского полков
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2018/10/label-1812-02.jpg)
- Рядовой Павловского гренадерского полка
- Рядовой пехотного полка
- Барабанщик гвардейских полков
- Рядовой пионерных полков
- Обер-офицер и ратник Московского ополчения
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2018/10/label-1812-03.jpg)
- Рядовой Белорусского гусарского полка
- Обер-офицер армейской конной артиллерии
- Рядовой Смоленского драгунского полка
- Рядовые Лейб-гвардии казачьего полка
- Рядовой Орденского кирасирского полка
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2018/10/label-1812-05.jpg)
- Рядовой Лейб-гвардии Литовского полка
Заглавной большой картинки у нас нет. Но в сети есть: надеемся на нас не обидятся (http://russia-west.ru) По середине, по мнению известного специалиста по униформологии Ильи Ульянова — атака наполеоновских кирасир на Лейб-гвардии Литовский полк.
Обращаем внимание на заметку из стенгазеты секции собирателей спичечных этикеток Московского городского общества коллекционеров «Голос филумениста» № 80 за 1963 год.
150 лет Бородино
Рассмотрение подарочного спичечного набора «150 лет Бородинского сражения» мы начинаем с большой коробки, объединяющей всю серию.
Прежде всего надо знать, что этот рисунок не копия какой-нибудь картины, а самостоятельное произведение художника Романа Михайловича Черных, очень любящего тему Отечественной войны 1812 года; ему же принадлежат и все остальные рисунки.
Художник выбрал один из эпизодов сражения – атаку французских кирасир генерала Нансути на лейб-гвардии Литовский полк. Эта атака производилась в направлении главного удара французской армии и её приняли на себя герои-литовцы…
Следующая серия уже из 1963 года: 150 лет смерти Михаила Илларионовича Кутузова (1813-1963). Совершенно отличается от первой и является представлением автора-составителя серии о Кутузове, генералах и солдатах русской армии, сражавшейся с войсками Наполеона I.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2018/10/label-1813-1963-01.jpg)
Кабинетка (самая большая спичечная этикетка от особой спичечной коробочки увеличенного размера) — портрет М.И. Кутузова на фоне А.В. Суворова, под командованием которого Михаил Илларионович воевал. Соратники Кутузова: П.И. Багратион, М.Б. Барклай-де-Толли, Н.Н. Раевский, П.П. Коновницин, М.А. Милорадович, А.П. Ермолов (у него воротник немного длинноват), Д.С. Дохтуров, Д.В. Давыдов.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2018/10/label-1813-1963-02.jpg)
Также можно увидеть обелиск Кутузову, установленный на Бородинском поле и памятник Кутузову у Казанского собора, где он погребён. Конечно, изображены боевые действия русской армии и русских партизан.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2018/10/label-1813-1963-03.jpg)
В 1976 году Балабановской экспериментальной фабрикой выпущена серия спичечных этикеток к 165-ой годовщины Бородинского сражения (художники В.С. Шумилина и Л.Н. Рабичев при научном консультанте П.М. Володине).
На этикетках тоже видны генералы и солдаты русских войск. Почему выбраны именно представленные персоны не совсем понятно. Любопытно, что изображения всех генералов выполнены по привычным работам Дж. Доу, а портрет А.И. Остермана-Толстого по менее растиражированной гравюре неизвестного автора (так утверждает Государственный Эрмитаж), выполненной по портрету Леопольда Гейбергера.
Отличием от предыдущих серий может быть названо достаточно безвкусное оформление и исполнение портретов. Период постоянного упрощения, начавшийся с середины шестидесятых годов заметен без дополнительного пояснения. Изображения этой серии ниже.
Над спичечной серией размещены портреты пяти казнённых декабристов (разное исполнение фона под портретами).
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2018/11/label-098.jpg)
Отдельно отметим серию «Памятники 1812 года», выпущенную в 1962 году Гомельским и Пинским ф/с комбинатами. Томской фабрикой и Калужским комбинатом «Гигант».
При всей внешней простоте, над изображениями работал профессиональный график. Нам известны три вида фона: голубой, зелёный или серый. На этикетках представлены Памятник героям 1812 года в Смоленске, памятник М.И. Кутузову в Ленинграде, памятник в Тарутино, четыре памятника (четыре этикетки), установленные на Бородинском поле, Кутузовская изба и Бородинский военно-исторический музей.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2018/11/label-099-1.jpg)
Белорусская серия из девяти спичечных этикеток: портреты участников наполеоновских войн. Подбор изображений непонятный. Скорее всего изображённые связаны с Белоруссией. Да и в коллекции подобное не держим, т.к. серию можно назвать неудачной: просто изображения известных портретов, — компьютер, — никакой работы автора серии не видно, разве что портреты вписаны в вертикальные овальчики. Представлены этикетки с портретами М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, П.Х. Витгенштейна, М.И. Платова, К.О. Ламберта, Д.Е. Кутейникова, А.П. Тормасова, А.П. Ермолова, Е.И. Чаплица. Есть серия с изображением старых известных литографий. Обе серии интересны тем, что напоминают о тех событиях — это, несомненно, важно.
Последней можно назвать серию, посвящённую городу Верея (Наро-Фоминский район Московской области). Только одна этикетка подходит для упоминание 1812 года. На ней (как и на сувенирной коробке) мы увидим изображение любительской фотографии памятника генералу И.С. Дорохову. Генерал-майор Дорохов 29 сентября (по старому стилю) в 1812 году во главе Изюмских гусар и пехоты ловко разбил укрепившееся в Верее подразделение Вестфальцев. Генерал скончался в 1815 году и был, по его завещанию, похоронен в Верее в Соборе Рождества Христова.
Два упомянутые серии — это уже постсоветское компьютерное творчество.
Главный редактор SAMMLUNG/Коллекция Алексей Сидельников Благодарим за дополнение Владимира Самарина Научного сотрудника "Музея Москвы" (Москва, Зубовский бульвар, 2)
__________________