Калужский казус

Калужский казус на спичечных этикетках

in Филумения 1182 views

Работа со спичечными этикетка­ми в соб­ра­нии Му­зея Мос­квы уже при­­ве­ла к ин­те­рес­ным ре­зуль­та­там, ко­торы­ми ав­тор де­лился с ува­жаемы­ми чи­тателя­ми в ря­­де пре­ды­ду­щ­их пуб­­ликаций.

Но после об­ра­ботки упо­минавшегося мас­сива и ввода эти­кеток в Государственный каталог работа не прекратилась: необходимость выполнения требований второй ступени учёта музейных предметов, сиречь их регистрация в инвентарных книгах, повлекла за собой потребность взглянуть на этикетки ещё раз, по-новому, для их описания. И, разумеется, при этом стали выявляться новые интересные обстоятельства.

Вот, например, серия этикеток «Калуга», выпущенная Балабановской экспериментальной фабрикой в 1959 году. Похоже, что она печаталась только для спичечно-мебельного комбината «Гигант», причём на разной бумаге; в коллекции музея есть варианты, напечатанные в две краски, зелёную и чёрную, на белой и жёлтой бумаге, и ещё один, напечатанный голубой и чёрной красками на кремовой бумаге.

  • Спичечная этикетка. Драматический театр
  • Спичечная этикетка. Московские ворота. Архитектура XVIII в.
  • Спичечная этикетка. Дворец пионеров
  • Спичечная этикетка. Советская улица
  • Спичечная этикетка. Улица Сталина
  • Спичечная этикетка. Гостиный двор. Архитектура XVIII 
  • Спичечная этикетка. Вокзал
Спичечная этикетка. Памятник К.Э. Циолковскому
Спичечная этикетка. Памятник К.Э. Циолковскому
  • Спичечная этикетка. Драматический театр
  • Спичечная этикетка. Московские ворота. Архитектура XVIII в.
  • Спичечная этикетка. Дворец пионеров
  • Спичечная этикетка. Советская улица
  • Спичечная этикетка. Улица Сталина
  • Спичечная этикетка. Гостиный двор. Архитектура XVIII
  • Спичечная этикетка. Вокзал
Спичечная этикетка. Памятник К.Э. Циолковскому
Спичечная этикетка. Памятник К.Э. Циолковскому
  • Спичечная этикетка. Драматический театр
  • Спичечная этикетка. Московские ворота. Архитектура XVIII в.
  • Спичечная этикетка. Дворец пионеров
  • Спичечная этикетка. Советская улица
  • Спичечная этикетка. Улица Сталина
  • Спичечная этикетка. Гостиный двор. Архитектура XVIII
  • Спичечная этикетка. Вокзал
Спичечная этикетка. Памятник К.Э. Циолковскому
Спичечная этикетка. Памятник К.Э. Циолковскому

Так, на одной из этикеток серии изображён дом на улице Сталина; по уже сформировавшейся привычке автор сразу нашёл этот дом на почтовой открытке, выпущенной в том же году. Но вот точно привязать его к карте не удалось. Сохранился ли этот дом до сего времени, автор не знает; вся надежда на неравнодушных читателей, которые, возможно, прольют свет на настоящее бывшей улицы Сталина, ныне Ленина. Да, история улиц в Калуге тоже не самая простая.

Почтовая открытка «Улица Сталина», 1959. Изображение с сайта https://kaluga-apx.livejournal.com/
Почтовая открытка «Улица Сталина», 1959. Изображение с сайта https://kaluga-apx.livejournal.com/

Нынешняя улица Ленина до 1918 года состояла из трёх: Никитской, Московской и Ямской. Затем они стали соответственно улицами Революции, Советской и Желябова. В 1935 году архитектурный облик Калуги в очередной раз изменился, о чём мы ещё поговорим, и Советская улица удлинилась, поглотив улицу Желябова. После Великой Отечественной войны улица Революции получила имя Сталина, но в конце 1961 года вслед за «десталинизацией», коснувшейся едва ли не всех советских городов после XXII съезда КПСС, её объединили с Советской под общим названием «улица Ленина».

Спичечная этикетка. Московские ворота. Архитектура XVIII в.
Спичечная этикетка. Московские ворота. Архитектура XVIII в.

Но эта этикетка с незатейливым названием «Московские ворота. Архитектура XVIII в.» удивила автора не на шутку. И вот почему.

В конце 1775 года Калуга готовилась к августейшему визиту: город должна была посетить Екатерина II, совершавшая поездку по России после подавления восстания Пугачёва. По самой распространённой (хотя и не единственной) версии, чтобы достойно встретить императрицу, городской бомонд, прежде всего купечество, в кратчайшие сроки решил поставить на въезде в город триумфальные ворота по типу римской арки Тита. Под руководством видного архитектора Петра Романовича Никитина (скорее всего; точно это неизвестно) ворота появились на тогдашней границе города буквально за три месяца.

Между двух новых пограничных обелисков была воздвигнута арка десятиметровой высоты, к которой по бокам примыкали невысокие кордегардии для городской стражи. Спереди справа, если смотреть с внешней стороны тогдашней границы города, в 1882 году появилась шатровая Александровская часовня, после революции превратившаяся в трансформаторную будку.

Изображение из альбома «Город Калуга, литографированный с дагеротипных снимков», 1848
Изображение из альбома «Город Калуга, литографированный с дагеротипных снимков», 1848

Ворота поначалу получили название Екатерининских, но со временем, поскольку они стояли в самом начале дороги из Калуги в первопрестольную, их стали называть Московскими. Именно с таким названием они неоднократно появлялись на дореволюционных открытках.

Почтовая открытка. 1912
Почтовая открытка. 1912

Шли годы. Ворота старели, но из городского бюджета всегда выделялись немалые суммы на поддержание их в приличном виде.

Вот так они выглядели в начале ХХ века по мнению создавших это CG-видео энтузиастов:

А потом случилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Среди множества изменений и преобразований во всех сферах жизни одним из её последствий стал снос в 1927 году триумфальных Красных ворот в Москве. И тем самым Московские ворота Калуги оказались, судя по всему, старейшей триумфальной аркой в России. Но, увы, ненадолго.

В апреле 1935 года комиссия городских властей осмотрела ворота, в то время находившиеся на пересечении улиц Желябова и Советской, на предмет их сноса, признала их «представляющими незначительную архитектурную и историческую ценность провинциального масштаба» и нарушающими архитектурный облик транспортной магистрали. Комиссия сочла возможным разобрать ворота.

Как музейный работник, автор испытывает чувство гордости, что лишь заведующий краеведческим отделом Калужского государственного музея В.И. Извеков позволил себе выступить в протоколе с особым мнением: «Московские ворота представляют из себя ценный памятник архитектуры…» Может показаться удивительным, но Валентин Иванович, хотя и имел дворянское происхождение, не был репрессирован за свою откровенность, пережил немецкую оккупацию, сделав всё, что мог, для сохранения музейного фонда, и умер уже в освобождённой Калуге в 1943 году. Но это автор немного забежал вперёд.

В общем, 14 июля 1935 года местная газета «Коммуна» в рубрике «Калужский день» поместила вот эту фотографию С. Хейфеца.

Начало разборки Московских ворот. Фото: С. Хейфец. Газета «Коммуна», 14.07.1935
Начало разборки Московских ворот. Фото: С. Хейфец. Газета «Коммуна», 14.07.1935

Снимок сопровождался текстом: «Выполняя требования избирателей, горсовет приступил к разборке Московских ворот, чрезвычайно затрудняющих правильное движение близ Клуба железнодорожников…» От всего мини-ансамбля сохранился только левый обелиск (ныне у здания Концертного зала). Говорят, правый обелиск простоял до середины 1960-х годов.

Сегодня в Калуге уже не первый (и даже не десятый) год идут разговоры о восстановлении Московских ворот. Но, поскольку на старом месте они уже станут для современной Калуги неудобными, для них предлагаются и новые локации. С одной стороны, конечно, лучше бы памятник архитектуры сохранился «на месте рождения». С другой стороны, автор, к примеру, знает Триумфальную арку Бове в восстановленном виде на Кутузовском проспекте Москвы, любит её такой, как и где она есть, и уже не хочет видеть её на исконном месте возле площади Тверской заставы у Белорусского вокзала. И доверяет калужанам, которые рано или поздно примут в данном случае правильное решение.

Так к чему автор развёл всю эту преамбулу?

Он не может сказать, что видел вообще все советские спичечные этикетки, но всё-таки несколько тысяч видел, особенно много послевоенных. И рисунок этой этикетки оказался на памяти автора первым, где изображён памятник архитектуры, уничтоженный уже при советской власти, в 1930-х годах. Ведь на момент издания данной этикетки от всего комплекса в Калуге оставались только два боковых обелиска. Почему Московские ворота показаны тут «как живые», без малейшего намёка на то, что памятник уже утрачен, автор не знает. Но, согласитесь, факт любопытный.

Владимир Самарин
Научный сотрудник
музейного объединения «Музей Москвы»

 

Редакция благодарит Музей Москвы за сотрудничество
и за предоставленные изображения музейных предметов

Спичечные этикетки

Сталинград после Сталина

Космос на спичечных этикетках

Метро на спичечных этикетках

Спичечные этикетки. 1812

Минское зазеркалье (Владимир Самарин)

Пингвин — не Пингвин (Владимир Самарин)

Ашхабад на спичечных этикетках (Владимир Самарин)

_________________

 В Телеграмм >>>

Рекомендуем

Минское зазеркалье

Продолжаем рассказ о наблю­­де­ниях за со­ветскими спи­чечными этикетками из кол­лекции Музея Москвы,

Пингвин — не Пингвин

Воспользовавшись удачно (для му­зейной работы) сло­жившей­ся си­туацией, в на­ча­ле прош­лого го­да я
Перейти К началу страницы